Девочка
Нет большей радости, нежели дочь. По край не менее до тех пор, пока не появится внучка.
Внутриутробный период
Когда женщина слышит от врача подтверждение, что у нее будет ребенок, первый вопрос, которым обычно она задается: а кто этот ребенок – мальчик или девочка? Но, даже задавая себе этот вопрос, мало кто задумывается о том, как правильно обращаться с младенцем определенного пола. Ведь, кажется, невелика наука: пока маленькие, все дети развиваются одинаково, как-нибудь разберемся. А разбираться надо не «как-нибудь», а очень тщательно. Ведь оттого, насколько родители будут готовы к появлению на свет своей дочери, насколько правильно будут ухаживать за ней и воспитывать ее, будет зависеть здоровье и качество всей жизни девочки. А девочкой девочка становится задолго до своего рождения. Как это ни странно, внутриутробный период важен для последующего становления всех функций половой системы женщины, поскольку воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды может способствовать возникновению пороков развития органов половой системы, что в последующем приводит к нарушению специфических функций женского организма.
Во внутриутробном периоде происходит закладка, развитие, дифференцировка и созревание всех органов и систем плода, в том числе и половой системы под влиянием половых гормонов, поступающих из крови матери, из плаценты, а также образующихся в организме самого плода. С 3–4-й недели эмбрионального развития первыми начинают закладываться половые железы, с 6–8-й недели происходит закладка и дифференцировка наружных и внутренних половых органов. Удивительно, но у плода уже к 20-й неделе внутриутробного развития в яичниках имеются примордиальные фолликулы. На 31–33-й неделе появляются первые признаки развития фолликулов. На каждой неделе внутриутробного развития происходят те или иные важные процессы формирования репродуктивной системы, и воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды оказывает повреждающее действие на те структуры и системы, которые в этот период находятся в активном состоянии.
Период новорожденности
Это первые 4 недели жизни, или 28 дней. В новорожденной девочке родители и близкие сразу начинают искать черты будущей красавицы. Однако насколько здоровой и красивой вырастет малышка – во многом зависит не только от генетических факторов, но и от соблюдения правил ухода за новорожденной девочкой.
Интимная гигиена новорожденных девочек
Половые органы девочек в силу анатомических особенностей чаще подвержены инфекциям и отличаются повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Слизистая оболочка половых органов новорожденной очень нежная, тонкая и уязвимая. Она легко травмируется, а даже небольшая травма – ворота для бактерий и вредных микроорганизмов. Поэтому гигиенический уход за новорожденной девочкой должен проводиться тщательно, регулярно и по определенным правилам.
В первые дни после рождения на половых губах девочки виден светло-серый или кремовый налет – остатки смегмы, первородной смазки. Если налета не очень много, он сам постепенно впитается в кожу. Однако если налет обильный, рекомендуется его удалить, так как через день-два содержащиеся в нем жиры окисляются, вызывая размножение микроорганизмов и, в итоге, воспаление. Налет этот довольный плотный, поэтому устранять его нужно деликатно, в несколько приемов. Лучше всего использовать для этого ватные тампоны и теплую кипяченую воду. Налет будет удаляться катышками и через 2–3 дня полностью исчезнет.
Подмывать девочку нужно при каждой смене подгузника, и простое вытирание влажными салфетками здесь недопустимо. Салфетками можно удалить каловые массы, после чего следует обязательно промыть промежность под струей проточной воды. Маме, конечно, перед этим нужно вымыть руки с мылом. Ополаскивать половые органы новорожденной девочки желательно по направлению к заднему проходу, чтобы частички кала не попали во влагалище и не вызвали воспаления. Из этих же соображений нельзя после дефекации мыть малышку в тазу. Девочек подмывают так: сначала намыливают и ополаскивают анальную область (снизу вверх, по направлению к копчику; струя воды направлена в ладонь), потом снова моют руки и обмывают наружные половые органы (от промежности к лобку, не касаясь зоны заднего прохода). Каждый раз пользоваться мылом, даже детским, для подмывания новорожденной не стоит. Это может обернуться для новорожденной малышки синехиями – частичным сращением малых половых губ, которое чаще всего возникает из-за того, что мыло травмирует тонкую слизистую оболочку половых органов девочки и вызывает воспалительный процесс.
На 4–7 день жизни у новорожденной девочки отмечаются некоторые проявления эстрогенной насыщенности и может наступить явление так называемого полового криза: нагрубание молочных желез, набухание слизистой оболочки влагалища и даже кровянистые выделения из половых путей. Принято считать, что это связано с воздействием материнских гормонов на организм девочки. Это явление называется гормональным кризом новорожденных, оно не требует лечения и самостоятельно проходит через несколько дней (как правило, на 8-10 сутки). Однако если половые органы новорожденной покраснели, а выделения из них имеют неприятный запах – нужно срочно обратиться за помощью к врачу! За исключением гормонального криза, в норме у девочек этого возраста выделений из влагалища быть не должно. При появлении любых выделений обращайтесь к детскому врачу (педиатру или детскому гинекологу) без отлагательств.
Купать новорожденную девочку можно сразу, как только подсохнет пупочная ранка. До полугода ванны должны быть ежедневными, затем можно купать малышку через день, а по достижении года и того реже, заменяя ванные процедуры на душ. Следует внимательно промывать все складочки и промежутки между пальчиками рук и ног.
Мыло (не туалетное, а специальное детское, с минимальным количеством добавок) или детскую пенку рекомендуется использовать не чаще 1–2 раза в неделю, причем не добавлять их в воду, а наносить на кожу и смывать душем. Мыльная вода сушит слизистую влагалища. Есть мнение, что до того момента, как ребенок начал ползать по полу (т. е. до момента, когда он действительно может испачкаться), или до момента, когда малыш начал есть прикорм (т. е. размазывать по лицу руками кашку или пюре) – нет смысла мыть его с мылом, ведь ребенок еще ничем не пачкается, находится постоянно либо на руках у родителей, либо в чистой кроватке. И лишний раз беспокоить его кожу мыльными средствами не только бессмысленно, но и вредно – смывается защитный слой кожи. Но, во-первых, при этом все равно необходимы ежедневные купания в чистой воде, а во-вторых, это не исключает подмывания ребенка с мылом после того, как он покакал. Можно добавлять в ванну различные травяные отвары. Однако необходимо учитывать, что почти все из них подсушивают и без того сухую кожу младенцев. В конце зимы и весной в городах в воду центрального водоснабжения добавляется увеличенное количество хлорки, что сильно сушит кожу малышей при ежедневном купании. В этом случае рекомендуется добавлять в воду при купании специальные смягчители, например календуловое средство для купания. А после купания – смазывать кожу малыша детским маслом.
Для купания новорожденной девочки должен использоваться специальный, сугубо индивидуальный набор для купания: полотенце, мягкая мочалка-рукавичка. Кстати, можно мыть кроху вместо мочалки куском марли, так как ее можно стирать и кипятить. После купания малышку досуха промокают чистым полотенцем или теплой простыней, а кожные складки при необходимости обрабатывают детским гигиеническим маслом.
Девочка грудного возраста (до 1 года жизни)
Специалисты в области педиатрии и психологии, как и родители, отмечают некоторые отличительные особенности в развитии детей грудного возраста в зависимости от их пола. И об этом свидетельствуют проведенные не так давно исследования биотоков мозга новорожденных и 1–3-месячных детей: мозг мальчиков и девочек работает неодинаково.
Если проанализировать взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга (моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных), можно сказать, какого пола ребенок. Мозг всех малышей готов впитывать информацию, воспринимать и анализировать все, что их окружает. Но уже с первого месяца жизни у мальчиков и девочек это происходит по-разному. Так, девочки до года, по мнению ученых, отличаются более быстрыми темпами развития. Особенно ускоренно у девочек проходит процесс нервно-психического развития. С самого рождения для девочек самое главное – эмоциональный контакт. Девочки любят проявления повышенной эмоциональности со стороны окружающих (конечно, в разумных пределах, а не так, чтобы малютка вскидывалась в испуге уже при приближении слишком активного «громкого» родственника). Так что задача родителей и близких: мягко эмоционально подпитывать любые свои действия, будь то кормление дочурки или переодевание подгузников. Замечено, что младенцы-девочки более спокойны, чем мальчики. Кроме того, у девочек грудного возраста легче протекают некоторые заболевания. Они менее подвержены аллергическим реакциям.
Гигиена девочки грудного периода
В указанном периоде первостепенное значение приобретает профилактика рахита. Что же это за болезнь – рахит? Это нарушение фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка вследствие дефицита в нем витамина Д. При этом кальций в кишечнике крохи не всасывается и, соответственно, не накапливается в костях. Несмотря на то, что рахитизм был известен еще с древних времен, а к четырнадцатому веку его симптомы встречались у населения практически по всей территории Европы, изучать его стали только в семнадцатом веке. Ученый-ортопед из Англии Фрэнсис Глиссон впервые сделал научное описание рахита как заболевания. То ли потому, что британский доктор был первооткрывателем этого недуга, то ли потому, что климат Англии во многом был причиной появления все большего числа страдающих рахитизмом, но очень долго рахит называли «английской болезнью». Хотя на самом деле ему подвержены жители всех стран средних широт, и даже южане. Витамин Д растущему организму необходим для правильного формирования костной ткани. В коже человека содержится особый фермент, который под воздействием на него солнечных лучей (ультрафиолета) способен превращаться в этот витамин. Нарушенное в связи с рахитом костеобразование при наличии повышенного тонуса скелетной мускулатуры приводит к формированию у девочек суженного (плоский, рахитический) таза, который в детородном периоде может стать причиной серьезных осложнений в родах. Рахит у новорожденных развивается очень быстро. Настолько быстро, что уже спустя 2–3 недели после появления первых признаков заболевания оно переходит в стадию разгара – цветущий рахит. А на третьей стадии течения болезни происходят необратимые изменения в структуре костных тканей и других систем и органов ребенка. Очень важно остановить недуг на стадии его возникновения. А лучше всего – заранее начинать профилактику рахита у грудничков, не дожидаясь появления первых симптомов заболевания.
Именно поэтому медики назначают всем детям без исключения витамин Д в профилактической дозировке (500 МЕ), что позволяет предотвратить развитие заболевания и не приносит вреда малышам, у которых дефицита этого витамина не наблюдается. Но в первую очередь профилактика рахита предполагает рациональное вскармливание и использование естественных факторов: соблюдение режима дня, частые прогулки на свежем воздухе и, конечно же, грудное вскармливание. Это все способствует выработке в организме крохи достаточного для его роста и развития количества витамина Д.
В первом полугодии ребенку должно быть обеспечено естественное вскармливание. В это время молоко матери (за редким исключением) является лучшей пищей, обеспечивающей ребенка всеми компонентами, необходимыми для правильного роста и развития.
Придавая особое значение естественному вскармливанию, организации режима девочки грудного возраста, профилактике различных заболеваний, родители девочки грудного возрасти должны одновременно тщательно проводить специальные гигиенические мероприятия. Уход за половыми органами ребенка в этом возрасте должен быть еще более скрупулезными. Это диктуется опасением заразить ребенка различным инфекционными заболеваниями, так как восприимчивость к ним усиливается по окончании периода новорожденности.
В описываемом периоде необходимо оградить ребенка от так называемой пеленочной болезни. Родителям, которые отказались от использования одноразовых подгузников, следует помнить, что длительное пребывание малышки в мокрых ползунках приводит к мацерации, раздражению и отечности кожи в области преддверия влагалища. Это состояние вызывается как продуктами распада мочевых азотистых веществ, так и самими ползунками или пеленками, особенно если они сделаны из синтетического материала или плохо выстираны. Ребенок, по существу, находится в «мочевом компрессе». Также не стоит стирать пеленки в синтетических моющих средствах или использовать отбеливатели. В этих случаях лучше применять хозяйственное мыло или стиральные порошки, специально предназначенные для детского белья.
Кожа девочек грудного возраста очень тонкая и нежная, поэтому все гигиенические процедуры проводятся максимально бережно. После смены подгузника нужно ополаскивать половые органы девочки теплой водичкой, а после дефекации – тщательно подмыть ребенка с мылом, по направлению от лобка к ягодицам.
Вредны ли девочкам подгузники
Многие родители считают, что использование одноразовых подгузников может привести ко множеству проблем со здоровьем их дочери. Например, к появлению опрелостей или аллергии, искривлению ног, возникновению энуреза, непреодолимых трудностей к приучению к горшку в дальнейшем. Также распространено мнение, что половые органы девочек при использовании одноразовых подгузников становятся доступней для инфекций и возникновения воспалительных заболеваний: вагинитов, вульвовагинитов, молочницы, сращивания малых половых губ.
Однако ни один из этих фактов не подтвержден современной медициной. Проблем с использованием современных подгузников, которые так облегчают мамам жизнь, не возникнет, если пользоваться ими правильно. А от перечисленных выше заболеваний защитит строгое соблюдение правил гигиены. Что касается кривизны ног, то здесь больше имеет значение наследственность или различные заболевания костей, которые к подгузникам никакого отношения не имеют. Кстати, по этой же причине не стоит туго пеленать ноги новорожденной девочки (что практикуют некоторые тревожные мамы, опасаясь, что ноги их дочерей не будут ровными). Наоборот, тугое пеленание ножек опасно для развития суставов малышки. Бывали случаи, когда тугим пеленанием травмировали новорожденных. Конечно, во всем, в том числе и в использовании подгузников, следует соблюдать меру. Важно не пропустить тот момент, когда ребенка пора приучать к горшку. Девочки в этом вопросе часто бывают более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, с приучением дочерей к горшку у родителей особых проблем не возникает.
Посещение детского гинеколога
Сейчас практически в каждой детской поликлинике есть детский гинеколог. Он совершает плановый осмотр девочек начиная с первого месяца их жизни. Многие родители не видят необходимости в столь раннем посещении женского доктора. И очень зря. Детский гинеколог и просто гинеколог – это разные специальности.
Строение и функции половых органов у взрослых женщин и у девочек разные, и для того, чтобы разбираться в особенностях заболеваний детей, гинеколог должен получить специальную подготовку. Многие гинекологические заболевания у детей протекают стерто, без выраженных проявлений, характерных для взрослых. Поэтому их трудно выявить, что может приводить к появлению хронических заболеваний. Именно специальная подготовка позволяет не пропустить такие заболевания и вовремя их пролечить. Детский гинеколог – это специалист, который должен знать не только гинекологию, но и педиатрию, а также основы психологии ребенка. Детский гинеколог занимается больше профилактикой, чем лечением. Он учит мать и подрастающую девочку правильно ухаживать за собой. Ведь нарушение личной гигиены приводит к развитию воспалительных заболеваний, которые могут длиться годами и, в конце концов, приведут к бесплодию. Слизистая оболочка половых органов девочки очень ранима, и в нее легко внести инфекцию, в отличие от слизистой оболочки у взрослых женщин, которая под воздействием женских половых гормонов умеет сопротивляться инфекции. Лечение таких инфекций (вульвовагинитов) – это также задача гинеколога. Большой раздел работы детского гинеколога – гормональные нарушения. Они могут встречаться у детей с самого раннего возраста, то есть уже с периода новорожденности. Все это может слишком испугать маму и задача детского гинеколога в том, чтобы снять эти страхи и научить женщину правильно ухаживать за ребенком.
Массаж и гимнастика для детей грудного возраста
Укреплению здоровья, активизации обмена веществ, развитию мышечной и кровеносной систем ребенка способствует общий легкий, так называемый «физиологический» массаж. Лучшее время для начала массажа – 6–7-я неделя жизни.
Массаж и гимнастику нужно проводить ежедневно в одно и то же время – через час после кормления. Делаются они здоровому ребенку, когда он спокоен. Температура помещения при этом должна быть плюс 20–22 oС. Малыша обнажают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность, например на стол, покрытый байковым одеялом или пеленкой. Упражнения выполняются плавно и мягко. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти нужно остричь, часы и украшения снять. Тальк и вазелин при массаже употреблять не следует. Основной прием массажа в этом возрасте – поглаживание. Ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка. Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной стороны от периферии к центру. Такого рода действия ускоряют движение межтканевой жидкости и лимфы. Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тылом кистей снизу вверх, а ладонями – сверху вниз. Дальше ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот по ходу часовой стрелки. Все приемы массажа в этом возрасте повторяются 4–6 раз. Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями.
В гимнастике для младенцев на первом месте стоит нежный контакт через кожу: благодаря игровым упражнениям, которые не имеют ничего общего с разучиванием сложных физкультурных упражнений, можно поддержать естественную природную последовательность движений. Таким образом, ребенок воспринимает гимнастические игры как усиление уже имеющихся двигательных возможностей. Сверх того, гимнастика для младенцев способствует созданию мускулатуры и подвижности суставов.
Игры и игрушки более воздействуют на чувствительно-духовное развитие ребенка, причем они, конечно, затрагивают и его физические способности. Соответствующие возрасту игрушки поддерживают переход от более грубых нецеленаправленных движений, подобных рывкам (макромоторика), к более мелким, гармоничным, целенаправленным движениям (микромоторика).
Таким образом, гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на стимулирование рефлекторных движений, таких как: рефлекторное ползание – подталкивание рукой под подошвы при положении ребенка на животе и спине; разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от креста к шее; сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальцев к пятке.
Комплексы гимнастических упражнений для грудных детей
Упражнения, которые можно выполнять на первом месяце жизни ребенка:
– Исходное положение (далее и. п.) – ребенок лежит сначала на спинке, а затем на животике. Родители нежно поглаживают ребенка по груди, животику, спинке, ягодичкам и конечностям.
– И. п. – лежа на спинке. Нужно немного надавить большим пальцем посередине ладошки ребенка.
Малыш при этом может открывать рот, несколько вытягивать губки вперед, приподнимать головку и напрягать мышцы плечей и рук.
– И. п. – то же. Нужно вложить свои указательные пальцы ребенку в ладошки. Он при этом должен хорошо ухватиться за них, прочно их удерживать, а затем совершить попытку приподнять голову и плечи.
– И. п. – лежа на животике. К стопам крохи подставьте свою ладонь, создавая как бы препятствие, от которого он будет отталкиваться, пытаясь ползти, активно помогая себе руками.
– И. п. – лежа на спине. Нужно сгибать и разгибать конечности малыша сначала поочередно, а затем вместе.
Следующие упражнения, которые можно добавить по достижении ребенком двух-трех месяцев.
– И. п. – лежа на спинке. Нужно развести ручки ребенка в стороны с последующим скрещением их в районе груди, якобы обхватывая его туловище.
– И. п. – то же. Совершайте боксирующие движения ручками малыша, обхватывая их в области предплечий, ближе к кистям. Не делайте только резких рывков. Все должно быть плавно.
– И. п. – лежа на животике. Придерживайте одной рукой малыша под грудью, вторую положите вплотную к полусогнутым ножкам, чтобы он мог опереться на нее. Впереди, перед лицом ребенка, положите яркую игрушку. Ребенок будет рефлекторно пытаться дотянуться до предмета, тем самым пробуя ползти.
– И. п. – лежа на спине. Мама должна левой рукой обхватить голени малыша, а правой держать левое предплечье. Таким образом мы как бы помогаем крохе слегка повернуться на бок. На ту сторону, куда будет разворот, можно поместить яркий предмет, чтобы привлечь внимание малыша. Делайте повороты попеременно направо и налево.
– И. п. – то же. Свои указательные пальцы взрослый вкладывает малышу в ладошки. После его захвата слегка подтяните его к себе, если чувствуете, что ребенок и сам пытается подтянуться.
После – верните его в исходное положение.
– И. п. – может выполняться и на спине, и на животе. Нужно разместить перед малышом яркую игрушку таким образом, чтобы он сосредоточил на ней свое внимание. Далее переместите игрушку неспешно в стороны и вверх-вниз, позволяя ребенку следить за объектом. Упражнение выполняйте на спине и на животе. Нежно потягивайте пальчики, как бы пытаясь их вытянуть. Осторожно: без рывков!
Выполняйте каждым пальчиком круговые движения в обе стороны.
Дополнительные упражнения, которые можно выполнять с четырех – шести месяцев:
– И. п. – лежа на спине. Нужно захватить обе голени малыша с помощью одной руки, далее выпрямить его ножки и бережно попытаться повернуть его сначала на бок, затем – на животик, а после снова вернуть на спинку. Такие повороты со спины на живот и обратно нужно выполнять поочередно в обе стороны. Поможет увеличить интерес ребенка к таким действиям какая-либо яркая игрушка, находящаяся на той стороне, куда нужно совершить поворот.
– И. п. – то же. Нужно выполнять ногами малыша круговые движения в области тазобедренных суставов. Для этого возьмите в руки голени ребенка, согните их в коленках, затем подведите бедра к животику и разведите согнутые ноги в разные стороны. В конце нужно выпрямить ножки и соединить их вместе.
– И. п. – поверните малыша на животик. Перед крохой нужно поставить какой-то яркий предмет, привлекающий внимание, например музыкальную игрушку. Пусть ребенок попытается подползти к ней. Отодвигайте потихоньку игрушку дальше, чтобы малыш активно к ней тянулся. Но дайте ему после возможность достичь цели, подержать свой трофей в руках, рассмотреть его поближе. Не забудьте похвалить ребенка.
Упражнения, которыми можно дополнить гимнастику на 6–8 месяце. – Помогите малышу встать на четвереньки. Позже он начнет делать это самостоятельно.
– И. п. – ребенок лежит на спинке. Свой указательный палец вложите малышу в правую ладонь, вторую руку положите на бедро или на голень. Далее нужно подтягивать правую ручку к левой ноге, как бы усаживать кроху. Когда он будет приподниматься, то должен будет сначала опереться на локоток, а затем – на ладошку.
– И. п. – малыш стоит на столе, взрослый человек поддерживает его подмышки. Имитируйте поступательные движения, держа ребенка сначала под ручками, затем за кисти обеих рук, а позже – за одну ручку. Делать эти упражнения нужно только в том случае, если ребенок уже умеет самостоятельно стоять, держась за опору. Такие действия готовят малыша к ходьбе.
– И. п. – ребенок стоит на четвереньках, упирается на ручки. Придерживайте бедра малыша и помогайте ему устоять на раскрытых ладошках, слегка приподнимая его над опорой.
Комплекс упражнений для малыша 9-12 месяцев.
– По просьбе взрослого ребенок должен подниматься на ножки из любого положения. Вы можете лишь слегка поддерживать его, корректируя движения.
– Малыш может доставать до яркого предмета из положения стоя, выполняя наклоны и затем выпрямляясь.
– И. п. – стоя. Малыш приседает на корточки. Можно помогать ему личным примером, как бы играя в «стань маленьким».
– И. п. – то же. Кроха становится на носочки, играя в «стань большим».
– Малыш по просьбе взрослых выполняет ряд движений: ходит, приседает, приносит игрушку, мячик. Также он может бросать предмет, разбирать пирамидку и играть с большими кубиками.
– Ребенок может с помощью взрослого встать не невысокую поверхность (коробку, например) и сойти с нее.
– Упражнение такое же, но усложненное большей высотой, меньшей поддержкой.
– Активная гимнастика.
Девочка в период раннего детства (2–5 лет)
Гигиена девочки в период раннего детства
Детство называют нейтральным периодом, поскольку с первого месяца жизни и до 8 лет в репродуктивной системе девочки не происходит заметных изменений. Организм постепенно подготавливается к последующему физическому и половому становлению. Для полноценного развития уже с 3–4 лет, когда ребенок начинает осознавать свою принадлежность к мужскому или женскому полу, необходимо приучать девочку к определенным правилам поведения и гигиены.
Девочка должна спать в своей постели и иметь свои индивидуальные туалетные принадлежности. Белье ребенка необходимо стирать отдельно от белья взрослых. Слизистая оболочка наружных половых органов девочки чрезвычайно нежная и может реагировать на синтетические ткани, сильные моющие средства, тесную одежду.
Следует приучать ребенка к ежедневному туалету: чистить зубы два раза в день, опорожнять мочевой пузырь 4–5 раз в день и кишечник – ежедневно, мыть руки после туалета и перед едой. Если дома есть домашние животные, надо приучить девочку и мальчика обращению с ними и для профилактики провести противопаразитарное лечение ребенка и животного.
С 4–5-летнего возраста необходимо обучать девочку правильному уходу за наружными половыми органами после каждого посещения туалета (насухо промокать специальной одноразовой или индивидуальной салфеткой), а также ежедневной смене чистого белья.
Ребенку должен быть обеспечен комфортный режим занятий и отдыха, полноценное сбалансированное питание, спокойный 10-часовой сон, ежедневное пребывание на свежем воздухе и комплекс физических нагрузок.
Половая идентификация ребенка
Осознание собственной принадлежности к определенному полу – важный этап в развитии любого ребенка. Это сложное открытие. Оно происходит в несколько этапов. Психологи называют этот период началом собственной половой идентификации. В процессе усвоения половых ролей лежат представления о женщине и мужчине, которые сложились в данной культуре. Первичная половая идентичность, то есть знание своей половой принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать свой вывод. Он зачастую не способен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность проявляется только к 2,5 годам.
В возрасте двух или трех лет у детей появляется понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. Вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа «мама не носит бороду» или «папа не красит губы». Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.
Половая самоидентификация, т. е. полноценное осознание себя существом мужского или женского пола, окончательно формируется примерно к 3-летнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве и проявить свою способность правильно определить половую принадлежность, используя местоимения, «он» или «она» применительно к другим людям.
Открытие, что люди отличаются между собой полами, делают все дети без исключения: и те, кто ходит в детский садик, и «домашний ребенок». Малыши начинают замечать отличия, потому что подошел возраст того или иного открытия, а не потому что окружающая обстановка это подсказала. Ребенок, который «готов увидеть», чем мальчики отличаются от девочек, увидит это и в детском садике, и в парке у лошадки, и у домашнего песика подруги. Малыш вдруг отметит эти различия в давно знакомых ситуациях. Например, у домашнего кота, который жил с вами всю жизнь. Ребенок не обращал «особого» внимания, а потом раз – и увидел, потому что пришло время увидеть, открыть, понять. К 3–4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. К этому возрасту дети отождествляют себя с представителями своего пола: «Я – мальчик», «Я – девочка». Половая принадлежность ассоциируется у них с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемые им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Младшие дошкольники еще предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола. До 5–6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье мальчику, то он превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, – когда был маленьким. Только в 6–7 лет дети окончательно осознают необратимость половой принадлежности, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».
Осознание половых различий между мальчиками и девочками проходит не всегда гладко. Детская фантазия и детские страхи способны «завести» ребенка в самые неведомые дали. Родителям сложно себе представить детскую логику. Помните, как в сказках часто говорится: «Вход в страну фантазии, в сказку открыт только для детей. Взрослые тоже раньше могли путешествовать по сказке. А теперь забыли»? Взрослые забыли, что объяснения почти всему, что происходит вокруг, дети находят в своих фантазиях, тревогах, переживаниях, поэтому их мир алогичен и непонятен взрослым. Аргументы, факты, логические объяснения с маленькими детьми не работают. И в этом детском мире очень многие девочки, осознав свой пол, начинают переживать, что у них чего-то недостает.
Девочки могут завидовать мальчишкам, хотеть быть такими же, как они. Иногда девочкам начинает казаться, что у них чего-то не хватает и что у мальчиков есть, а у них нет. «А если нет, то где? И почему нет? А может, раньше был? А может, еще будет? А если будет, то когда?» Такие вопросы даже маленькие дети редко задают вслух, потому что интуитивно чувствуют, что тема эта деликатная. А родители часто оказываются не готовы к таким вопросам и даже смущаются, когда такая тема всплывает. Им кажется, что их трехлетняя дочь еще слишком мала. Вот вырастет, будет ей шесть или семь, тогда и поговорим. А иногда, что значительно хуже, взрослые просто подсмеиваются над ребенком, который интересуется этим вопросом.
Вопросы и заинтересованные взгляды ребенка являются главным критерием того, что пора начинать разговор. Тема эта может впервые появиться в возрасте двух с половиной – трех лет. Актуальность этой деликатной темы продолжается до пяти-шести лет.
Сначала ребенку можно просто говорить: «Ты – девочка. Девочки носят платья, а мальчики только штанишки. Миша, Андрей – имена для мальчиков, а Аня, Маша – имена для девочек». Такие разговоры помогут малышке научиться вести разговор со взрослыми на эту деликатную тему и сделают его доверительным, открытым. Постепенно, по мере появления вопросов, крошке можно рассказать, что мальчики и девочки «устроены» по-разному. У мальчиков «все видно, все снаружи», а у девочек «спрятано внутри и просто не видно». Такое объяснение даст почувствовать «одинаковую полноценность» разных полов. Важно рассказывать ребенку, что люди сразу рождаются мальчиками или девочками. На помощь придут фотографии из роддома или сразу после рождения. В каждой семье имеются фотографии голенького новорожденного.
Конечно, тема различий между мальчиками и девочками не исчерпывается только приятием анатомических различий. Мальчики и девочки в целом значительно отличаются друг от друга. Они играют в разные игры, придают особую важность разным вещам и событиям и боятся разных вещей и событий. Самый главный источник усвоения половых ролей детьми – образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. Психологические особенности пола дошкольников проявляются в интересах и особенностях поведения и деятельности детей, в общении со взрослыми, во влиянии на них общества сверстников, во влиянии оценок других людей, в понимании личности другого человека. В младших группах детского сада общение детей преимущественно смешанное. С переходом в старшие группы изменяется тип общения детей, он разделяется, становится более «мужским» или «женским». Общение девочек избирательное, игровые объединения устойчивее, чем у мальчиков.
Их выбор в играх и общении настолько постоянный, что даже не изменяется на протяжении 2–3 лет. Чем младше девочки, тем более многочисленные игровые объединения они создают, но уже к старшей группе формируется женский тип общения (общение парное и эмоционально-интимное по содержанию). Среди девочек чаще возникают конфликты, спорные вопросы их волнуют больше, чем мальчиков. В группе девочки больше, чем мальчики, удовлетворены общением со сверстниками: они получают больше выбора, в том числе и взаимного.
Эмоциональная атмосфера коллектива, созданная вокруг мальчиков и девочек в детских учреждениях, более благоприятна для девочек. Именно они получают больше положительных оценок, их чаще хвалят, они более активные и аккуратные. Оценки взрослых создают для них более комфортные условия. Комфортность («примерность») девочек по сравнению со своеволием мальчиков часто заключается в том, что при конфликтах между ними педагог чаще становится на сторону девочек. Естественно, что больше шума создают мальчики. Многие нарушения дисциплины связаны с характером их деятельности. Они менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают. Причем не из-за сознательного стремления что-то нарушить или неуважения к старшим, а из-за свойственного представителям мужского пола стремления к активной, преобразующей деятельности. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки чаще обращаются к старшим. В похожих ситуациях девочки чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек.
Во всех возрастных периодах для девочек характерна большая стабильность в понимании ровесников. Преобладание эмпатии (способности понимать эмоции и чувства других людей) у девочек психологи объясняют материнским инстинктом, врожденными программами родительского поведения. В этот период девочкам приходится лучше, чем мальчикам. Им больше позволено в смысле выбора линии поведения. 6-летнюю девочку, которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с мальчишками, мама и папа чаще всего вполне одобрительно и даже с оттенком гордости могут называть сорванцом. Да и окружающие – кто с улыбкой, кто с умилением – глянут, как трогательно и от души маленький ангелочек лупит лаковой туфелькой по мячу или пачкает кружевную розовую юбочку о забор. А вот ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы футболу, уж точно получит от кого-нибудь из окружающих нелестное, а то и оскорбительное прозвище «маменькиного сынка». Детские психиатры считают нормальной фазой развития период, когда девочка может выглядеть сорвиголовой. Можно сказать, что девочкам везет: делай, что хочешь, все воспримется адекватно. При этом, как отмечал немецкий ученый Гаупп, «хорошо воспитанных девочек мы встречаем чаще, чем хорошо воспитанных мальчиков. Примерность есть специфически женская добродетель».
И еще есть одно преимущество у девочек этого возраста: их стараются избавить от чрезмерных нагрузок. Хотя это чистая поблажка, передающаяся из поколения в поколение, ведь физическое развитие девочек в этот период опережает развитие их ровесников-мальчишек.
Девочка дошкольного возраста (5–7 лет)
Половое воспитание девочек дошкольного возраста
Половое воспитание девочек в семье – важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие дочерей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения девочек-подростков. Многие родители ошибочно полагают, что половое воспитание – это доведение до девочки определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления интереса растущего ребенка к своему телу и, конечно, характером получаемой информации. Большинство девочек проявляют интерес ко всему, что связано с половым развитием.
Многих родителей это пугает, однако такой интерес – естественный этап развития ребенка и вряд ли может нанести какой-либо вред психическому здоровью ребенка, особенно при условии правильного подхода к половому воспитанию в семье. Родители должны быть готовы, что у девочки станут появляться вопросы, связанные с ее взрослением. Она поймет, что вырастет и будет как мама. Ребенок может задавать много вопросов об отношениях между мужчиной и женщиной. Очень стеснительным или не уверенным в своей компетенции родителям будет не лишним проконсультироваться с детским психологом или купить специальную книжку (на прилавках магазинов их сейчас много), детально ознакомиться с этим вопросом, потом договориться между собой, что же именно они будут говорить, и спокойно ждать, когда их дочь проявит интерес к вопросу пола. Организация полового воспитания девочек в семье должна осуществляться продуманно и последовательно, без недооценки какого либо из ее этапов. Поэтому работа по половому воспитанию девочек требует постоянного самообразования и педагогического просвещения обоих родителей, а в первую очередь – мам. Немаловажную роль в процессе полового воспитания имеет усвоение девочками основных правил гигиены.
Гигиена девочки дошкольного возраста (5–7 лет)
Большая подвижность ребенка в этом возрасте, увеличение частоты заболевания детскими инфекциями наряду с довольно низким гормональным уровнем (гипоэстрогения) повышают шансы девочки на гинекологическое заболевание, в частности – воспалительное. Для профилактики последнего необходимо выполнять гигиенические требования к одежде. У маленьких девочек трусики должны быть закрытыми, чтобы затруднить охлаждение зимой и попадание на половые органы песка и грязи летом. У маленьких девочек уже имеются физиологические выделения – бели, а самостоятельные гигиенические навыки развиты еще недостаточно. Поэтому очень важно следить за чистотой и своевременной сменой нижнего белья ребенка. Кроме того, покрой детских трусиков должен быть таким, чтобы девочка не чувствовала каких-либо не удобств при ходьбе, сгибании, приседании и в игре. Узкие штанишки, тесные колготки могут вызвать контактный дерматит.
По этой же причине желательно не одевать ребенка в белье из синтетических материалов, поскольку они вызывают повышенное потоотделение и не впитывают пот; кроме того, эти материалы воздухонепроницаемы.
Для девочки дошкольного возраста ежедневные обмывания наружных половых органов и промежности должны стать привычными. Прежде чем доверить девочке самостоятельное подмывание, можно отработать эту манипуляцию на кукле (в виде игры). Это делается не ранее 5-летнего возраста. Однако из этого не следует, что от гигиенического ухода за кожей половых органов надлежит отказаться. Если такого ухода не осуществляют, то продукты разложения кала, мочи, белей вызывают раздражение и зуд паховой области. Трение и расчесывание кожи в дальнейшем могут служить входными воротами инфекции. К столь же печальным результатам приводит заражение ребенка глистами. При некоторых видах глистной инвазии, в частности при энтеробиозе, раздражение вульвы может вызвать заползание паразитов в половой канал. Чтобы не допустить заражения глистами, необходимо тщательно мыть перед едой овощи и фрукты (желательно обдавать их кипятком перед едой); приучать ребенка мыть руки перед едой, после посещения туалета и после прогулок на улице.
Развивающие занятия для девочек-дошкольниц
Для гармоничного развития, поддержания физического и психического здоровья девочкам 5–7 лет важно посещать кружки и секции. Основными посетителями кружков эстетического развития как раз и являются девочки, поскольку они более любознательны, послушны и управляемы в этом возрасте, нежели мальчики. Конечно, родителям прежде, чем отдать ребенка в какой-либо кружок или секцию, нужно четко уяснить для себя, какую цель они преследуют. Если просто нужно на час-два в неделю занять и развлечь ребенка, то лучше отвести его в общеразвивающую студию или в школу раннего развития. Если же родители чувствуют, что ребенок талантлив, и хотят этот талант развить, то отдавать в серьезный кружок или студию не стоит раньше пяти лет. Большинство психологов сходятся на том, что в своем стремлении как можно раньше развить способности ребенка мамы, к сожалению, могут убить на корню желание чем-либо заниматься и свести неплохие способности ребенка на нет.
А в пять лет уже можно говорить о том, к чему ребенок больше тяготеет, и развивать те способности, которые он имеет, а не тратить годы на то, чтобы «раскрыть» его талант.
При этом важно помнить, что у детей даже в этом возрасте ведущая деятельность все еще игровая, поэтому любое занятие должно длиться не более получаса. До пяти лет ребенок не может концентрировать внимание в течение такого длительного времени. Самое главное в выборе кружка – быть реалистом. Как бы родители ни любили свое чадо, не стоит приписывать ему все таланты, иначе будет как в стихотворении – «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…». Нужно просто понаблюдать за дочерью и прислушаться к ее желаниям. Ведь дети гораздо охотнее будут заниматься тем, что им действительно нравится. Девочки обычно с удовольствием занимаются хореографией (это могут быть бальные, народные, спортивные или классические танцы). При этом родителям надо быть готовыми, что для эстрадно-спортивных танцев отбираются крепкие и выносливые девочки, а для классических – хрупкие и гибкие. Не менее придирчивы к физическим возможностям и телосложению девочек и тренеры секций художественной гимнастики (на них берут девочек уже с 4 лет). Занятия различными видами изобразительного искусства также больше любят девочки, чем мальчики.
Рисование полезно всем детям, так как развивает пространственное мышление и мелкую моторику. Какое бы занятие ни выбрала девочка, родителям нельзя забывать, что у их малышки должно быть детство! И даже если вы видите в своей дочери чемпионку мира по художественной гимнастике, помните о том, что в один прекрасный момент она может захотеть заниматься чем-нибудь другим. Уважать мнение и желание ребенка обязательно. Иначе может оказаться так, что вместо пользы для здоровья дополнительные занятия по раскрытию талантов станут для ребенка постоянным источником стресса.
Физические упражнения для девочек дошкольного возраста
Физическое воспитание дошкольников в детских учреждениях, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку».
На физкультурных занятиях в детских садах практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Различия в развитии физических способностей обусловлены физиологически. Например, центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, поэтому они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть, с поворотами, получая от этого удовольствие. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Также девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большей частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. Движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами), более связанными с музыкой, танцами, в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» – у мальчиков. Девочки стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.
К сожалению, фактически не одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. Содержание некоторых авторских программ, опыт работы специалистов по физическому воспитанию дошкольных учреждений подтверждают целесообразность различного физического воспитания мальчиков и девочек. Подбор физических упражнений в таком случае будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для девочек он будет акцентирован на развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Если девочка дошкольного возраста не посещает спортивных секций, то родителям следует озаботиться физическим воспитанием дочери самостоятельно. Важно помнить, что любые физкультурные занятия в этом возрасте должны носить игровой характер, тогда ребенок будет заниматься ими с удовольствием.
Комплекс физкультурных упражнений для девочки 4–7 лет
Длительность занятия – не более десяти минут. При выполнении упражнений дыхание ребенка должно быть правильным: во время выполнения упражнений следует делать выдох, при возвращении в исходное положение – вдох. Также очень важно следить за правильной осанкой девочки. Во время выполнения упражнений носки должны быть разведены немного шире, чем пятки, малышке следует опираться на всю поверхность стопы. Плечи должны находиться на одном уровне. Тренировку лучше проводить под музыку, делая по 4–6 повторений каждого упражнения.
Садимся, прямые руки в упоре сзади. Выполняем наклон вперед, хлопаем ладонями по полу перед ногами, еще раз хлопаем ладонями как можно дальше и наконец хлопаем ладонями перед ногами и возвращаемся в исходное положение.
Ложимся на спину руки, на затылке, локти выставлены вперед. Поворачиваемся на бок, а затем возвращаемся в исходное положение. Затем делаем поворот на другой бок и возвращаемся в исходное положение.
Ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднимаем обе руки вперед. Далее следует переложить мяч в левую руку и вернуться в исходное положение. То же повторяем, перекладывая мяч в правую руку.
Ложимся на спину, руки и ноги выпрямлены. Выполняем сгибание и разгибание ног в коленях, как будто едем на велосипеде. Затем опускаем ноги и расслабляемся.
Ноги ставим параллельно, мяч удерживаем двумя руками внизу. Приседаем – мяч в прямых руках перед собой, спину держим прямо, взгляд не опускаем. Возвращаемся в исходное положение.
Ноги слегка расставляем, руки находятся внизу. Присядьте и изобразите собирание грибов, затем надо выпрямиться.
Ложимся на спину, руки свободны. Далее переворачиваемся на живот, затем – на спину.
Ноги ставим на ширине плеч, руки – перед грудью. Делаем прыжки на месте, которые можно чередовать с ходьбой.
Ноги ставим на ширине плеч, руки – внизу. Наклоняемся в стороны, руки – вверх.
Ноги слегка расставляем, руки находятся внизу. Садимся на корточки, изображаем пальцами руки «как птичка клюет».
Ставим ноги на ширине плеч, руки опущены, висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараемся правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Возвращаемся в исходное положение. Выполнять такое же движение надо и для левой руки и ноги.
Ноги ставим на ширине плеч, прямые руки вперед. Поднимаем правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. Возвращаемся в исходное положение. Выполняем такое же движение для левой ноги.
Ноги ставим на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе. Поднимаем ногу, согнутую в колене, касаемся ступней стены и делаем выдох. Возвращаемся в исходное положение и делаем вдох. Выполняем такое же движение другой ногой.
Ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки – в стороны, касаемся ладонями стены. Прямые руки скрещиваем перед грудью – выдох. Возвращаемся в исходное положение, касаясь ладонями стены, – вдох.
Сделайте занятия физкультурой регулярными, выберите для этого удобное время и наслаждайтесь общением с ребенком.
Правила закаливания детского организма
Закаливающие процедуры укрепляют здоровье ребенка, повышают сопротивляемость организма различным инфекциям. Очень важно не откладывать закаливание на потом, а начинать с раннего возраста. Закаливание в раннем возрасте нисколько не навредит здоровью малыша, если будут соблюдаться определенные правила. Если вы решили закалять ребенка, делайте это регулярно, независимо от погоды и вашего настроения.
Длительность закаливающих процедур нужно постепенно увеличивать, как и их интенсивность. Для первых процедур важно выбрать время, когда ребенок полностью здоров. Если у ребенка уже имеются признаки простуды, закаливающие процедуры лишь ухудшат его самочувствие и не принесут никакой пользы. Начинать нужно с самых простых процедур – прогулки на свежем воздухе, принятии солнечных ванн, а уже позже можно переходить к водным процедурам. Очень важно, чтобы закаливающие мероприятия приносили радость и родителям, и ребенку. Родителям необходимо помнить, что ребенка нужно одевать по погоде, не перегревать и не переохлаждать детский организм. В детской комнате нужно ежедневно проветривать до 5 раз. Сквозное проветривание проводится в отсутствии ребенка.
Воздушные ванны – самый простой метод закаливания детей дошкольного возраста. Здесь также важна постепенность нагрузки. Начинать нужно с обычной комнатной температуры, медленно понижая ее до +18 °C. Не стоит чересчур охлаждать комнату – ребенок легко может простудиться. Очень важно во время воздушных ванн проводить с ребенком физические упражнения. Например, можно провести комплекс утренней гимнастики. Именно утром родителям удобнее всего проводить закаливание воздухом. Ребенок может выполнять зарядку в трусиках и маечке. В теплое время года можно оставлять форточку в комнате ребенка открытой на ночь. Если на улице прохладно, достаточно проветрить помещение перед сном. Важно следить, чтобы в детской не было сквозняков и температура в комнате ночью была ниже на 2–3 °C по сравнению с дневной температурой.
Многие родители позволяют ребенку постоянно бегать по квартире босиком. Но этот процесс нужно дозировать. В дошкольном детстве у ребенка происходит формирование стопы, и постоянная ходьба по твердой поверхности может способствовать развитию плоскостопия. Однако очень полезно давать ребенку возможность побегать по чистой траве, земле или песку босиком. Сразу после утренней гимнастики можно переходить к закаливанию водой. Нужно умыть лицо ребенка, руки до локтей. Постепенно температура воды понижается и добавляется мытье шеи и верхнего грудного отдела. Ежедневная чистка зубов не только гигиеническая процедура, но и элемент закаливания. После чистки можно прополоскать ротовую полость и горло прохладной водой. Детям дошкольного возраста нравится такая закаливающая процедура, как обтирание тела влажным махровым полотенцем или специальной рукавичкой. На первом этапе обтирают ноги, руки, шею, позже площадь тела увеличивается. На последнем этапе можно переходить к обливанию водой.
Солнечные ванны очень полезны для закаливания детей, но они должны строго дозироваться. Приучать к ним ребенка нужно постепенно, увеличивая время пребывания на солнце от 4 до 30 минут. Лучше проводить этот элемент закаливания в утренние или вечерние часы. Не стоит забывать о панамке для головы и достаточном питье.
Польза закаливания детей дошкольного возраста зависит от регулярности и постепенности закаливающих процедур.
Девочка идет в школу
Девочка подросла и пошла в школу. У нее появились новые обязанности, новые друзья, новый распорядок дня, и родители девочки должны осознать, что их ребенок меняется, а также пришла пора меняться и родителям, предоставляя любимой дочке больше свободы и приучая ее к самостоятельности. Что не исключает, однако, организации режима дня для маленькой школьницы.
Режим дисциплинирует ребенка, помогает привыкнуть к новым условиям жизни, уберегая от раздражительности и перевозбудимости.
Составляя оптимальный режим дня для дочери, нужно помнить о пиках трудоспособности, которые приходятся как раз на время занятий в школе (8.00–11.00) и на время делать домашнее задание (16.00–18.00). Между этими пиками происходит снижение работоспособности, а вечером – интенсивный спад. Поэтому сделать уроки ребенок должен максимум до 18.00.
РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНИЦЫ– 7.00 – подъем
– 7.00-7.30 – водные процедуры, зарядка
– 7.30-7.50 – завтрак
– 7.50-8.20 – дорога в школу
– 8.30–12.30 – занятия в школе
– 11.00 – второй завтрак
– 12.30–13.00 – дорога домой (лучше по свежему воздуху)
– 13.00–13.30 – обед
– 13.30–14.30 – послеобеденный отдых (или сон)
– 14.30–15.00 – полдник
– 15.00–16.00 – прогулка, игры, спорт
– 16.00–17.00 – домашние задания
– 17.00–19.00 – прогулка
– 19.00–20.00 – ужин и свободные занятия (чтение, помощь маме по дому, игры и т. д)
– 20.00–20.30 – подготовка ко сну
– 20.30-7.00 – сон.
Распределить прогулки, кружки и секции нужно так, чтобы маленькая школьница могла уделить час времени (а больше и не нужно) на выполнение домашнего задания, когда ее трудоспособность будет на пике.
В младшем школьном возрасте у девочек появляются первые подруги и друзья, на выбор которых родители не могут повлиять. Конечно, в возрасте 6–9 лет дружба у детей обычно однополая: девочки тянутся к девочкам, а мальчики – к мальчикам. Девчонки обсуждают между собой важные темы, хранят секреты и «страшные тайны», при необходимости заступаются друг за друга. Слова «моя лучшая подруга» – не пустой звук, отношения друг с другом очень важны. Но иногда можно заметить, что в паре одна из девочек в достаточной степени зависит от своей подруги: ее мнений, желаний, эмоций. Если любимая подружка на переменке вдруг решила поиграть с другими девчонками – это может восприниматься как трагедия. Если подруга-лидер вдруг заболела или у девочек произошла ссора, в результате которой отношения разладились, – это может вызвать стресс у ребенка, а боязнь потерять лучшую подругу заставит «наступать на горло» собственным желаниям. Родителям в этот период важно серьезно отнестись к проблемам дочерей.
Нужно стараться чаще расспрашивать у дочки про ее подружек и их отношения, по возможности, проникнуть во внутренний мир, аккуратно корректировать поведение ребенка, объясняя, что хорошее настроение не должно зависеть от кого-то из ее друзей. Важно поднимать самооценку похвалами, часто говорить ребенку о своей любви. Чуткие родители должны рассказать дочке о личном пространстве, о том, как люди чувствуют себя в одиночестве, о разнице между настоящей дружбой и детскими представлениями о ней.
Что касается учебы, то, как было отмечено ранее, девочки – замечательные исполнители: они отлично справляются с типовыми школьными заданиями, в которых решение необходимо производить по шаблону (а таких в традиционной школьной программе большинство), благодаря чему у них выше успеваемость.
Однако задачи на сообразительность и логику, поиск новых, нетрадиционных решений могут вызывать у девочки некоторые затруднения. В силу специфики своей психофизиологии девочки более покладисты, внушаемы и традиционны, у них хорошая память и им без труда удается на уроках воспроизводить заученное. Родители гордятся своими дочерями-отличницами. Однако здесь важно не пропустить формирования так называемого «синдрома отличницы», который проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах. Причем, именно потому, что девочки в этом возрасте зачастую более аккуратны и усидчивы, они и преуспевают чаще, справедливо говорить о синдроме отличницы, а не отличника. Чем же он опасен? На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем не сложно. Но со временем задача усложняется. Прописи пройдены, а творческие задания уже невозможно выполнять по шаблону. Однако отличницы в глубине души уверены: не получишь пятерку – никто не будет тебя любить и уважать. Парадоксально, но недостаточная уверенность в себе – характерная проблема многих успешных детей. Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. И совсем не обязательно, что учеба как таковая приносит ребенку удовольствие.
Детская установка «сделай на отлично и получи одобрение», как это ни странно, во взрослой жизни может иметь катастрофические последствия. В частности, при построении личных отношений. Пытаясь следовать стереотипу хорошей жены (вкусный обед, чистота в квартире, выглаженные рубашки), такие женщины ждут эмоционального отклика – нежности, восхищения. И если партнер не готов на эмоциональную оценку или принимает все как должное, то возникает почва для конфликта. Не умея выделять главное, жена и мама может довести себя до изнурения, пытаясь содержать дом в безупречном порядке и одновременно выстроить карьеру. Ведь отказ от любой мелочи, будь то воскресная выпечка собственного изготовления или подготовка дополнительных слайдов для презентации, воспринимается как настоящее поражение – все должно быть сделано идеально. Сперва для этого жертвуют отдыхом, затем – сном, затем – общением с близкими. Но страшнее всего, что все эти «трудовые подвиги» ради соответствия неким стереотипам, так же как и «гранит науки» в школьные годы, не приносят им самим никакого удовольствия. Ребенок, которому в семье не дали понять и почувствовать, что его любят не за пятерки и победы на олимпиадах, что родительская любовь безусловна, неизбежно сталкивается с проблемой заниженной самооценки.
Чтобы не допустить у своей дочери формирования синдрома отличницы, нужно обратить внимание на то, насколько интересно девочке учиться. Радует ли ее получение знаний или больше интересуют полученные за них отметки?
Безусловно, хорошо, если ребенок получает отличные отметки, замечательно, что он спешит поделиться этим с родителями. Однако следует насторожиться, если это становятся единственным, о чем он стремится рассказать. Если это так, то родителям нужно постараться сместить акцент внимания дочери с отметок на сам процесс учебы. Спрашивать дочь не о том, какие оценки сегодня она получила, а о том, что нового она узнала, что ее удивило или порадовало. Обсуждая очередную пятерку, нужно хвалить ребенка не за саму отметку, а за трудолюбие, усердие, прилежание. Покажите, что вы гордитесь ею самой и ее работой, а не тем, как оценивают ее окружающие.
Гигиена девочки младшего школьного возраста (7-11 лет)
Первые годы школьного возраста характеризуются сравнительно медленным течением процессов полового развития. Однако уже в эти годы, непосредственно предшествующие периоду интенсивного полового развития и бурной перестройки всего организма девочки, требуется дополнительная гигиена. В этот период не следует допускать слишком большой интеллектуальной и чрезмерной физической нагрузки, нарушения режима сна и бодрствования.
Нервные расстройства и физическая ослабленность младших школьниц нередко встречается чаще в тех семьях, где родители стремятся нагрузить ребенка, кроме посещения школы и кружков, еще и множеством дополнительных занятий с репетиторами. Как было отмечено выше, режим дня для младшей школьницы необходимо построить так, чтобы промежуток между занятиями в школе и приготовлением уроков составлял примерно около трех часов.
Чем меньше ребенку лет, тем больше его организм нуждается в отдыхе. Поэтому ученицам первых-вторых классов желательно в распорядке дня оставить дневной сон, а уже после него можно приступать к домашним заданиям, для выполнения которых у школьницы должно быть специально выделенное место. На рабочий стол свет должен падать слева, если ребенок правша, и справа – если левша.
Часто случается, что маленькие школьницы, и без того недостаточно физически развитые, не слишком любят заниматься физкультурой. Поэтому интерес к физическим упражнениям следует прививать девочке с раннего возраста (подвижные игры, плавание, катание на роликах, на коньках). Надо помнить, что гиподинамия препятствует гармоническому половому созреванию школьниц. С другой стороны, усиленные занятия некоторыми видами спорта в этом возрасте полезными не являются (такими, например, как велосипед, гребля). Художественная гимнастика противопоказана тем девочкам, у которых констатирована неблагополучная наследственность по эндометриозу. На основании многолетних наблюдений психологов было подтверждено благотворное влияние занятий физкультурой на развитие девочки, в то же время к спорту и спортивным соревнованиям следует привлекать только здоровых детей и подростков. Нерациональные занятия спортом могут в дальнейшем отрицательно сказаться на становление менструальной функции девочки.
Соблюдение правил личной гигиены в этом возрасте предусматривает контроль за регулярностью мочеиспускания и дефекации. Часто так бывает, что ложный стыд заставляет девочку редко посещать туалет (особенно в школе и в общественных местах). Постоянное переполнение мочевого пузыря обусловливает стойкое смещение матки назад и нарушение кровообращения в малом тазу. Отсутствие ежедневного стула сначала приводит к расширению прямой кишки, запорам, ненормальному положению матки, застою крови в малом тазу и нередко к геморрою и анальным трещинам. Девочкам, у которых рано проявляется склонность к запорам, не следует сразу назначать слабительные лекарственные средства; достаточно отрегулировать рацион питания и снять гиподинамию.
Что касается правильного питания младших школьниц, то надо опасаться перекармливания, особенно продуктами, богатыми углеводами, так как это приводит к элементарному ожирению с неизбежным расстройством в последствии эндокринной системы. Желательно ограничить употребление раздражающих и экстрактивных веществ: черного кофе, какао, крепкого чая, пряностей, жареного мяса, бульона, маринадов, консервов и т. п., которые, помимо общего отрицательного влияния на организм (в частности, способности вызывать акселерацию, аллергию, гипертрихоз), стимулируют раннее половое созревание.
Гигиенисты считают, что костный таз школьницы может изменяться в неблагоприятную сторону из-за неправильно подобранной школьной мебели, неподходящей обуви и др. Среди требований, предъявляемых, например, к обуви девочки, весьма существенно соблюдение высоты каблука: от 2 до 6 лет – 0,8 см, от 7 до 9 лет – 1–2 см, от 10 до 15 лет – 2–3 см. Если высота каблука превышает 4 см, то смещается вперед центр тяжести тела, формируется большой поясничный изгиб, изменяется положение таза и как результат – уменьшаются его прямые размеры. Крайне нежелательно, чтобы девочка привыкла носить плотно стягивающие талию пояса, а также гольфы с тугой резинкой, так как это нарушает лимфоотток и кровообращение (появляется опасность возникновения варикозного расширения вен).
Роль матери в воспитании дочери
Когда женщина становится матерью, ее тело, чувства и эмоции претерпевают колоссальные изменения. Этот процесс идет параллельно с развитием и ростом малышки. Очень часто, особенно если это первенец, ребенок заставляет мать и окружающих ее людей полностью пересмотреть не только расположение мебели в квартире, но и принципы существования. Повышаются требования к чистоте всей квартиры, перераспределяются домашние обязанности, вводятся ограничения, особенно первое время, на посещение друзей и знакомых – маме и ее маленькой дочери нужны покой и отдых.
Чуть позже, когда малышка начнет изучать мир вокруг себя, мамины и папины друзья внесут свой вклад в ее развитие – создадут ту языковую и эмоциональную среду, в которой будет осваиваться девочка. Когда малышка начнет изучать мир вокруг себя, от матери потребуется умение и защитить ее, и ограничить, и поддержать, и восхититься. Несмотря на трудности первых месяцев после рождения ребенка, бессонные порой ночи и тревогу о здоровье малышки, молодая мама не должна забывать о том, что имеет право и на заботу о себе.
«Все величайшее в великих – от матери», – говорил философ Ницше. Отечественные психологи провели исследование, которое показало, что на интеллект ребенка оказывает влияние тот родитель, который эмоционально ближе. В российских семьях традиционно мать оказывается ближе всех к ребенку, поэтому интеллект в большей степени передается от матери, чем от других членов семьи.
Девочек в возрасте 7-11 лет нередко привлекают мужские виды деятельности, они предпочитают активные действия и чаще обращаются к отцу. Бывает, что мать даже чувствует себя отверженной и несколько ревнует дочь из-за ее привязанности к отцу. Но в этом случае не надо забывать, что дочь вовсе не стремится отойти от матери, а лишь ищет согласия с «мужской» частью своей души. Именно с материнской помощью она будет открывать большой мир. Даже когда кажется, что у девочки на первом месте по значимости стоит отец, стоит помнить, что свои отношения с ним она строит, опираясь на взаимоотношения с мамой. Если вдруг ваша дочь встретится с какой-то проблемой, справиться с которой ей будет не под силу, она обратится прямо или косвенно к вам, чтобы вы помогли ей осознать и решить. Именно благодаря матери в этот период девочка формирует свое женское Я. Если же девочка смотрит на свою мать как на слабое, зависимое существо, во всем уступающее отцу, то контакт с матерью может быть потерян, и дочь, возможно, долго не сможет простить матери чувство гнева и отчаяния, которое она испытывала, будучи свидетельницей униженного положения матери.
Каждой матери следует учить дочь высказывать свое мнение. Научите ее высказывать свои мысли и взгляды, делиться сомнениями или опасениями. Если вы будете практиковать это дома, в семье, ей легче будет адаптироваться в школьной жизни. К сожалению, раздельное обучение осталось в прошлом, и девочкам, которых дома приучают быть уступчивыми и молчаливыми, довольно трудно приходится в школе.
Не надо бояться проявлять любовь к своей дочери. Она должна чувствовать, что мама любит ее просто за то, что она существует, и для ее чувства не имеет значения, здорова ли она или часто болеет, хорошенькая или некрасивая. Если мать не способна на такую – безусловную, принимающую – любовь, это отрицательно сказывается на самосознании ребенка, формировании чувства собственного достоинства и на ее способности любить. Девочка в таком случае чувствует себя одиноко в мире взрослых и неуверенно – в мире своих сверстников. Заниженная самооценка взрослых женщин часто является результатом недостаточной любви матери в детстве или ее излишней требовательности и тяги к критике.
Конечно, во всем важно соблюдать золотую середину. Девочки, чьи матери жертвуют собой ради их комфорта и благополучия, вырастают либо эгоистичными, невнимательными и неспособными любить, либо несамостоятельными и зависимыми от матери. Как вы понимаете, ни одно ни другое не сделает их счастливыми и преуспевающими.
Для дочери одинаково важна и материнская, и отцовская любовь. Но не менее важны для нее и отношения родителей между собой. Глядя на то, как мама относится к папе, девочка создает модель своей будущей семьи. Наблюдая за тем, как папа относится к маме, она поймет, где границы допустимого в поведении своего будущего избранника. Давно замечено, что девушки из благополучных семей, как правило, выходят замуж за молодых людей, похожих на их отцов.