Вы здесь

Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2. Часть 4. Окружение российских монархов (С. В. Девятов, 2014)

Часть 4

Окружение российских монархов

Глава 1

Жилые половины в императорских резиденциях

Жилая половина императорской семьи в Зимнем дворце при Николае I

Императорские дворцы представляли собой огромные комплексы, где в различных условиях размещались тысячи людей: одни жили в подвалах дворцов в комнатах-общежитиях, другие занимали десятки роскошных комнат.

Для Романовых пышный дворцовый антураж был естественным в повседневной жизни, их представление о самодержавии органично сочеталось с необходимостью поддержания богатства и пышности царского двора.

Императорские резиденции были традиционно поделены на зоны, каждая из которых выполняла свои функции. Безусловно, сердцем дворца являлась та часть, в которой обитала императорская семья, а ее обслуживали сотни людей, сосредоточенных в хозяйственных и служебных помещениях дворцов. Личные, жилые комнаты императорской семьи являлись своеобразными квартирами, которые именовались половинами. Они включали в себя несколько групп помещений: парадные апартаменты, личные и служебные помещения. При этом парадные покои, имевшие представительскую функцию, в состав половин входили не всегда.

Таким образом, дворцовыми половинами назывались комплексы жилых помещений с единым архитектурно-декоративным решением, связанные общим назначением или владельцем. Это были личные покои императорской семьи, отделенные от парадных залов, своеобразная среда обитания первых лиц империи, со своими традициями и порядками, которые сознательно культивировались и передавались из поколения в поколение. Образ жизни первых лиц на их дворцовой половине также служил сознательному формированию определенного имиджа владельцев. При смене владельца границы половины, как правило, сохранялись, но это не мешало производить полный ремонт с заменой декоративного убранства.

В Зимнем дворце половины сформировались еще в XVIII в. В первой четверти XIX в. были произведены некоторые изменения и в топографии, и в архитектурном убранстве, однако самые серьезные перестройки дворцовых половин произошли во второй четверти XIX в., в период правления Николая I.

После пожара Зимнего дворца в декабре 1837 г. относительно уцелел первый этаж, а второй и третий выгорели. Сам Николай I оценивал произошедшее следующим образом (запись от 3 января 1838 г.): «Надо благодарить Бога, что пожар случился не ночью… Эрмитаж мы отстояли и спасли почти всё из горевшего дворца. Жаль старика, хорош был. надеюсь к будущему году его возобновить не хуже прошедшего, и надеюсь без больших издержек. Одно здешнее дворянство на другой же день хотело мне представить 12 миллионов, также купечество и даже бедные люди. Эти чувства для меня дороже Зимнего дворца; разумеется, однако, что я ничего не принял и не приму: у русского царя довольно и своего»1.

Дворец восстанавливали авральными темпами, практически круглосуточно, и к апрелю (к Пасхе) 1839 г. работы в целом были закончены. Семья Николая I переехала в Зимний дворец в ноябре 1839 г.

В процессе восстановительных работ была произведена некоторая перепланировка дворцовых половин. Традиционными для размещения личных покоев императорской семьи оставались три этажа северо-западного ризалита Зимнего дворца. На втором этаже находились покои императрицы Александры Федоровны, а на третьем – жилые покои появились впервые в 1826–1827 гг., когда здесь устроили половину Николая I с его знаменитым кабинетом, планировка которого сохранилась и после пожара. Первый этаж северо-западного ризалита отвели под комнаты великих княжон Ольги и Александры. Ольга Николаевна в своих воспоминаниях писала: «Помещения для нас, детей, были в нижнем этаже, под апартаментами родителей».

Такая планировка в сочетании с созданием здесь вертикальной, сквозной коммуникации от первого до третьего этажа – лестницы с подъемной машиной – наметила существенную для жизни царствующей фамилии тенденцию к локализации ризалита, которая развивалась до 1880-х гг.2

Все три этажа северо-западного ризалита в литературе именуются единой половиной, где жила императорская семья. Вместе с тем деление на детские покои (первый этаж), покои императрицы (второй этаж) и комнаты Николая I (третий этаж) позволяет также называть их самостоятельными половинами, поскольку они имели особое функциональное назначение, четкую топографию и специфическое декоративное убранство, отвечавшее личным вкусам их владельцев.

В период правления Николая I в семейной жизни монархов наметились противоречивые тенденции. С одной стороны, полностью сохранялась традиция публичности в личной, приватной жизни императорской семьи. Так, во время пребывания в петергофской Александрии императорская чета сознательно и привычно демонстрировала идиллию семейной жизни: окна в Коттедже не закрывались и не занавешивались; кадетам, которых периодически приглашали в Александрийский парк, позволялось заглядывать в окна и наблюдать за повседневной жизнью императорской семьи. Вероятно, психологически это было тяжело, но сам император и его жена воспринимали эту публичность как неизбежную и очень важную часть своей «работы», к которой они относились ответственно.

С другой стороны, начиная с 30-х гг. XIX в. в императорской семье постепенно стали намечаться иные поведенческие стереотипы, связанные с осознанием потребности разделения быта и ритуала официальных и светских приемов, изменением самого понятия частной жизни и наполнением его новым содержанием.

Покои императрицы Александры Федоровны на втором этаже Зимнего дворца служили продолжением парадной анфилады Невской линии. Парадная часть апартаментов императрицы включала в себя три гостиные: Малахитовую (ныне зал № 189), Розовую (№ 187) и Малиновую (№ 186); там же располагались две столовые: Арапская (№ 155) и Помпейская (№ 188). Наряду с представительскими залами половину императрицы составляла и личная часть апартаментов: кабинет3 (№ 185), Синяя спальня (№ 184), Розовая уборная (№ 183) и будуар (№ 182). Все эти личные помещения были перепрофилированы в ходе ремонта 1895–1896 гг., и ни одно из них не сохранилось до настоящего времени. Еще одну часть половины императрицы Александры Федоровны составляли служебные помещения, к которым относились Проходная комната (№ 180), Большая столовая (№ 178, 179, 961), Бриллиантовая (№ 176) и ванная комнаты (№ 670). Необходимо отметить, что деление половины на парадные, личные и служебные помещения было относительным. Примером тому служит ванная комната императрицы, которая была отделана архитектором А. Брюлловым с пышной мавританской роскошью и подробно описывалась в череде парадных залов дворца. Вместе с тем мемуаристы упоминают, что ванная комната Александры Федоровны служила для приемов близких ко двору людей.

Набор помещений на половинах свидетельствовал об определенном «домашнем статусе» каждого члена семьи. Так, на этаже императрицы Александры Федоровны располагались три парадные гостиные; на этаже Николая I – две, а у великих княжон на первом этаже – одна парадная гостиная на двоих. На остальных половинах гостиных не было. У наследника Александра Николаевича своя гостиная появилась только после женитьбы в 1841 г. Аналогично обстояло дело и со столовыми: на этаже императрицы – три столовых, а на остальных этажах императорской половины столовых не имелось вообще. Столовые императрицы были местом сбора большой семьи.

Из перепланировок императорской половины следует отметить появление второго кабинета Николая Павловича, который оборудовали на первом этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца.

Говоря о жилых половинах правителей, необходимо упомянуть о традиции, бытовавшей почти 200 лет в императорском Петербурге: после переезда в пригородные резиденции или по возвращении в Зимний дворец в обязательном порядке проводился обряд освящения жилых помещений – придворное духовенство служило молебен, после которого священник кропил комнаты4.

Жилая половина императорской семьи при Александре II

Как правило, с началом нового царствования или после женитьбы цесаревича на дворцовых половинах происходили серьезные изменения. Так, в 1841 г. после женитьбы старшего сына Николая I цесаревича Александра Николаевича для его семьи была оборудована квартира в юго-западном ризалите Зимнего дворца – там находились преимущественно комнаты цесаревны, а впоследствии императрицы Марии Александровны.

Одна из камер-юнгфер Марии Александровны оставила довольно подробное описание этих комнат. По ее словам, квартира, предназначенная молодым в Зимнем дворце, выходила частью на Адмиралтейство, а частью – на Дворцовую площадь. Комнаты цесаревича находились напротив Адмиралтейства, начиная с балкона с зеленой палаткой, где царская фамилия обыкновенно смотрела разводы.

Каждый из хозяев собственной половины, располагая определенным, стандартным набором помещений, мог их обустраивать, следуя своим вкусам и предпочтениям, в соответствии с индивидуальными представлениями о повседневном комфорте. Так, в начале 1840-х гг. решающее слово при планировке и оформлении интерьера играло мнение Николая I и Александры Федоровны. Однако впоследствии, особенно после 1855 г., интерьеры во многом изменились, и решающее слово принадлежало уже новым монархам.

Жилые помещения на половине Александра II, расположенные вдоль Темного коридора, включали в себя шесть комнат: бильярдную, приемную, учебную, кабинет, камердинерскую и библиотеку. К этим помещениям примыкала еще одна камердинерская комната, над которой была размещена антресоль. Рядом с камердинерской находилась буфетная5.

Камер-юнгфера императрицы в своих мемуарах отмечала, что в кабинете цесаревича в алькове за колоннами находилась спальня. Однако на дошедших до нас шести акварелях, изображающих кабинет Александра II в разные годы, никакой спальни в алькове не просматривается. Кушетка в кабинете была, но она стояла либо у стены с колоннами, либо позади рабочего кресла императора. Хотя то, что Александр II часто использовал рабочий кабинет как спальню, особенно начиная с 1860-х гг., – неоспоримый факт. Мемуаристка оставила описание библиотеки, или второго кабинета: «Эта комната была огромная, заставленная по стенам высокими шкафами красного дерева с надписями на каждом, какого отдела находятся в нем книги, и столами, заваленными бумагами, планами»6. На одном из шкафов стоял черный бюст папы Григория XVI.

Примечательно, что ранее, в конце XVIII в., на месте половины Александра II проживал будущий император Александр I, а его спальня впоследствии превратилась в кабинет Александра II. Кабинет же Александра I в начале XIX в. находился там, где впоследствии, в конце того же столетия, был расположен кабинет Николая II. Непарадная жизнь Александра I проходила в комнатах, занятых в 1895–1896 гг. Николаем II в бельэтаже7.

Личные помещения императрицы Марии Александровны, жены Александра II, находились в юго-западном ризалите. Ее окна выходили на Дворцовую площадь и Адмиралтейство. Перечень ее личных комнат включал в себя стандартный набор из уборной, ванной, опочивальной комнаты, будуара, кабинета, Золотой гостиной, столовой, буфета, камер-юнгферской и ванной комнаты на антресолях – всего 10 помещений. Интерьеры всех этих комнат были полностью утрачены в последующие годы.

Камер-юнгфера императрицы подробно описала все помещения своей хозяйки: «Первая комната была уборная, в два окна; стены покрыты драпировкой из розового дама, разукрашены снурками и кистями; портьеры, занавесы и вся мебель покрыты той же материей; чехол на туалетном столе и покрывало на зеркале – из цельного брюссельского кружева на розовой подкладке, прибор туалетный и зеркало серебряные… Впоследствии переменили розовую обивку на светло-лиловую и предпочли соединить уборную и кабинет в одной комнате; в этом новом кабинете в последнее время императрица Мария Александровна постоянно находилась, а секретаря принимала в первоначально устроенном кабинете.

Вторая комната, в одно окно, с матовым стеклом, была ванная. Белая мраморная ванна отделялась от остальной части комнаты драпировкой из синего сукна, и вся мебель крыта им же.

Третья – очень большая спальня; три окна выходили на маленький дворик, а в другой стене, в выступе дворца, – одно окно, из которого через площадь видна Нева. Стены, занавесы вокруг кровати, покрывало, валики на кровати, занавесы у окон, портьеры, диваны, кушетки, табуреты, стулья с очень высокими прямыми спинками, корзина для подушек, экран у камина – все крыто дама василькового цвета с белыми букетами; вся названная мебель и еще два трюмо, витрины для бриллиантов, шкафики у кровати, столы, парадный туалетный стол с золотым туалетным прибором, киот со столиком для молитвенника и скамейкой для колен были отделаны черепаховой фанеркой с инкрустацией.

Четвертая комната – кабинет: стены и мебель крыты светло-голубым дама с белыми узорами; задняя стена полукруглая, и по всей стене полукруглый диван; перед ним с одного конца стояли столик и кресла, с другого – стулья и табуретики, посредине комнаты довольно близко к дивану – кушетка, на которой великая княгиня постоянно отдыхала. На кушетке лежал валик длиною % аршина, на розовом чехле надета батистовая вышивка и обшитая кружевами наволочка: его подкладывали под спину, а маленький такой же валик клали на подушку кушетки под голову. Письменный стол стоял у стены около двери, ведущей в спальню… В противоположной стене – камин. Библиотеки не было вовсе. Впоследствии с правой стороны круглого дивана была сделана небольшая дверь, скрытая под драпировкой, ведущая на лестницу в нижний этаж, в комнаты детей; по стенам этой лестницы устроены были полки для книг; лестница освещалась днем и ночью карселевскими лампами, так как была устроена внутри стен и была совершенно темная.

Пятая комната, очень большая, угловая, крыта красною с золотыми арабесками материею; большой письменный стол с золотым письменным прибором, тут же стоял рояль и круглый прекрасный мозаичный стол. Эта комната называлась – парадный кабинет. Столовой не было, и когда цесаревна обедала дома или были приглашенные к столу, то обедали в этой комнате. В первых четырех комнатах полы были устланы коврами.

Шестая, золотая комната: белые стюковые стены с легкими золочеными лепными разводами, вся мебель вызолоченная. Седьмая – огромное белое зало в два света; в углах колоссальные хрустальные канделябры, на вершине их киликсы, то есть плоские стеклянные чаши; в них помещены газовые рожки, свет от которых переливался тысячами разноцветных огней в гранях канделябров. в уступе над подъездом – крытый балкон, так называемый фонарчик, посередине которого стояла белая мраморная Венера Медицейская, а по стенам были устроены полки, обтянутые красным сукном. Впоследствии была уничтожена широкая лестница, ведущая с улицы до третьего этажа. Во втором этаже в этом пространстве сделана столовая, обитая зеленым с цветами мокетом; свет проникал из огромного стеклянного колпака на крыше»8.

Прежде чем говорить о новых жильцах Зимнего дворца, следует упомянуть, что в 1858 г., когда старшему сыну Александра II – цесаревичу Николаю осенью минуло 15 лет, для него начали обустраивать собственную половину в так называемом Шепелевском дворце, который с XVIII в. входил в комплекс зданий Зимнего. Для цесаревича в соответствии с его статусом были оборудованы три комнаты: гостиная, кабинет и спальня9. Николай Александрович прожил на своей половине пять лет, пока осенью 1864 г. не отправился в путешествие по Европе, из которого ему было не суждено вернуться.

Комнаты младших сыновей Александра II – Сергея и Павла, пока они были маленькими, находились на первом этаже Зимнего дворца под покоями императрицы Марии Александровны, окнами на собственный сад. В этих комнатах ранее жили старшие сыновья Александра II, которые по мере взросления получали другие апартаменты в Зимнем дворце10.

Когда великие князья взрослели (как правило, в 10–11 лет), их переводили из детских комнат во взрослые покои. Так, 10-летнего Сергея Александровича переселили из детских комнат во взрослые в 1867 г., и в них он прожил до 1880 г. Комнаты находились на втором этаже и выходили окнами на Адмиралтейскую площадь. В начале XIX в. это были внутренние покои императора Александра I. Несколько позже младшего брата Сергея – великого князя Павла также переселили на эту половину Зимнего дворца, только его комнаты находились на первом этаже11.

Комнаты Александра III в Зимнем дворце

В 1865 г. цесаревичем был объявлен великий князь Александр Александрович, который унаследовал от старшего брата не только его невесту, но и Аничков дворец, где он и поселился осенью 1866 г., после свадьбы. Поэтому у Александра III в Зимнем дворце своей половины до 1887 г. не имелось.

Александр III до 1881 г. с семьей жил в Аничковом дворце. После гибели Александра II, случившейся 1 марта 1881 г., новый император 27 марта с семьей переехал в Гатчинский дворец, который наряду с Аничковым стал постоянной жилой резиденцией императорской семьи. Зимний дворец Александр III не любил и в нем практически не жил, тем не менее он оставался главной императорской резиденцией, где по протоколу проходило множество официальных мероприятий с обязательным присутствием государя.

Именно поэтому в 1887 г. Александр III выразил желание устроить в Зимнем дворце собственную половину, чтобы он мог останавливаться во время приездов. Поскольку по традиции дети не занимали покоев своих умерших родителей, то за основу половины Александра III были взяты бывшие комнаты его младшего брата – великого князя Алексея Александровича.


Аничков дворец со стороны Невского проспекта.1880-е гг.


Новая императорская половина была оборудована в течение года. К 1888 г. половина императора Александра III в Зимнем дворце включала в себя следующие помещения: передняя, проходная первая, проходная вторая, проходная третья, уборная его величества, уборная и ванная, кабинет, гостиная угловая, гостиная вторая, библиотека, гардероб, две проходные комнаты за гардеробом, дежурная и буфет – всего 15 комнат12. Все они располагались на третьем этаже северо-западного ризалита дворца, причем большая часть выходила окнами на Неву. Впоследствии, 7 февраля 1895 г., после прогулки Николай II и Александра Федоровна специально заехали в Зимний дворец, чтобы осмотреть «верхние комнаты Папа, которые Аликс еще не видела».

Из событий, связанных со штурмом Зимнего дворца в октябре 1917 г., известно, что один из снарядов попал в библиотеку Александра III, которая занимала угловое помещение, выходя окнами на Адмиралтейство и на Неву. На половине Александра III находился и «Собственный их величества подъезд», который также выходил на Неву13.

Жилая половина семьи Николая II в Зимнем дворце

После того как в октябре 1894 г. императором стал Николай II, в Зимнем дворце начались масштабные работы по оборудованию жилой половины для молодого императора. Одновременно в Зимнем дворце обустраивалась половина для младшей сестры Николая II – великой княгини Ксении Александровны и ее мужа великого князя Александра Михайловича. Эти работы велись по проектам архитектора А. Ф. Красовского14. Затем, в 1899 г., его сменил Н. И. Крамской, а с 1905 г. ведущим архитектором стал А. С. Данини – архитектор Царскосельского дворцового управления.

В ходе этих работ помещения на втором этаже северо-западного ризалита, ранее принадлежавшие императрице Александре Федоровне, супруге Николая I, полностью утратили первоначальный декор.

Надо отметить, что оформление интерьеров царской половины шло на совершенно иной основе, чем прежде. Ранее интерьерно-декоративная часть комнат являлась результатом индивидуальной проработки архитекторами облика каждого помещения. А в конце XIX в. отделка помещений велась на основе каталогов и образцов, которые представлялись ведущими строительными и интерьерными фирмами. Буржуазные стандарты, связанные с оформлением комнат и созданием соответствующего уровня комфорта, вытеснили традиционные представления о дворцовой пышности императорских резиденций. Молодое поколение совершенно не устраивали прежние стандарты дворцовой жизни и представления об уровне комфорта личных помещений царской семьи. Великий князь Александр Михайлович заметил, что даже после проведенного ремонта комнаты Зимнего дворца подавляли «своими размерами, с громадными неуютными спальнями»15.

Детали интерьера новой половины утверждались лично императрицей Александрой Федоровной. К весне 1895 г. все интерьеры царских комнат были окончательно утверждены. Николай II отметил в дневнике 26 апреля 1895 г.: «Заехали в Зимний, где окончательно решили всё в последних подробностях».

Но решающую роль в оформлении интерьеров играла не императорская чета, а старшая сестра императрицы – великая княгиня Елизавета Федоровна, или Элла, как ее называли родные. Николай II в дневнике несколько раз отметил дизайнерские заслуги Елизаветы Федоровны: «Элла переехала к нам из Большого дворца; она ездила в город осматривать наши помещения в Зимнем, которых отделка близится к окончанию» (5 октября 1895 г.); «Поехал в Зимний, где осмотрел с Эллой наши комнаты, которые почти готовы» (8 ноября 1895 г.). В конце концов, царь прямо заявил: «Элла – автор наших комнат. Показали им все наше устройство» (11 января 1896 г.). Надо добавить, что Елизавета Федоровна применила свои дизайнерские таланты и в Александровском дворце Царского Села, на свитской половине которого по ее указаниям было отделано несколько комнат в так называемом английском стиле.

Вообще молодая императорская чета отдавала предпочтение стилю модерн. Срочность заказа по оформлению жилых комнат в Зимнем дворце была столь велика, что фирма Ф. Мельцера, ставшая ведущей в разработке интерьерных эскизов и их поставке, за каждый день просрочки обязывалась выплачивать по 500 рублей пеней – очень крупная сумма по тем временам.

Императорская половина по традиции была разделена на две части: мужскую и женскую, которые соединялись общим помещением – передней залой. Единственным отступлением являлось то, что молодые супруги имели общую спальню с большой двуспальной кроватью. Это исключение было сохранено и в Александровском дворце Царского Села.

Апартаменты Николая II включали в себя: адъютантскую, бильярдную, библиотеку, первое и второе проходные помещения, кабинет и уборную с бассейном. Любимым помещением императора была библиотека, оформленная в готическом стиле.

Комнаты Александры Федоровны были размещены на месте бывших покоев другой Александры Федоровны – жены Николая I: столовая, Малахитовая гостиная, первая (Розовая) и вторая (Малиновая) гостиные, угловой (Зеленый) кабинет, спальня и ванная комната. Часть этих помещений сохранила стиль рококо16.

Детские комнаты царских дочерей располагались на первом этаже северо-западного ризалита. Пятьюдесятью годами ранее в тех же комнатах жили дочери Николая I – Ольга и Александра. Окна их комнат выходили на Неву, от Детского до Иорданского подъезда.

30 декабря 1895 г. император Николай II и императрица Александра Федоровна вместе с новорожденной Ольгой переехали в Зимний дворец, где еще продолжались ремонтные работы. Николай II записал в дневнике: «В 2 % ч. простились с милым Царским и сели в поезд, с кот[орым] Мама приехала из Гатчины. Со станции в Питере поехали прямо в Зимний, в наши новые комнаты. В библиотеке отслужили молебен, все комнаты, наши и детские, были окроплены. После двухчасовой работы я устроился и все вещи расставил на места, им соответствующие». В новой квартире в Зимнем дворце семья Николая II прожила до апреля 1904 г.17

Собственные сады императорской семьи

Следует сказать еще об одной традиции, связанной с императорскими резиденциями. Дело в том что рядом с императорскими половинами во всех пригородных резиденциях разбивались так называемые собственные садики. Они действительно были собственными, поскольку, как правило, обносились решетками и соответствующим образом охранялись. Эти садики являлись непосредственным продолжением императорских половин на открытом воздухе.

Как правило, собственные сады были особым предметом забот со стороны императриц, а их мужья и дети в меру своих сил помогали в этом увлечении. Например, осенью 1824 г. будущий император Николай I, возвращаясь из Пруссии, вез матери – императрице Марии Федоровне цветочные луковицы, купленные у садовника Туссена за 37 талеров18.

Став императором, Николай I особенно любовно обустраивал петергофский парк Александрию, поскольку это был действительно его собственный парк. Периодически из личных гардеробных сумм Николай Павлович выделял значительные средства на содержание парка Александрия. В сентябре 1841 г. по высочайшему повелению садовнику Эрслеру за купленные в 1841 г. цветы для украшения «дачи в Александрии» было выплачено 160 рублей 38 копеек19. В марте 1842 г. «на содержание парка в Александрии» было выплачено 506 рублей 57 копеек. В декабре 1844 г. «на покрытие расходов в парке Александрия по ремонту и содержанию дорог» – 1065 рублей. В этом же месяце «на вырубку сухих и посадку новых деревьев в Александрии» – 688 рублей 64 копейки, а также «по смете садового мастера Эрслера» было выплачено 988 рублей 40 копеек20. И счетов подобного рода много21. Следует еще раз подчеркнуть, что это были дополнительные средства «из кармана» императора на содержание его любимого парка.

Подобные любимые собственные сады имелись и у других российских императоров и императриц. Александр II считал собственным сад у Зубовского флигеля в Царском Селе, для которого в 1865 г. архитектор И. Монигетти составил проект Вензельных ворот. Свое название ворота, выполненные из чугуна и кованого железа, получили благодаря массивным вензелям Александра II и его супруги. Ворота были «утверждены к постройке» 10 июня 1868 г. и установлены на Большом спуске (пандусе) при выходе от Камероновой галереи в собственный садик.

Собственный сад Александра III находился в Гатчинском парке и также любовно обустраивался императором.

Когда Николай II стал императором и поселился в Зимнем дворце, то сначала у него такого садика не было. Ранее российские монархи могли позволить себе гулять по набережным или в Летнем саду. С этой традицией было покончено еще при Александре II, когда в него стреляли в апреле 1866 г. у ворот Летнего сада, а в апреле 1879 г. выстрелы раздались уже близ Певческого моста. Последние полтора года своей жизни Александр II гулял по бесконечным залам Зимнего дворца, а «для здоровья» открывали окна дворцовых залов.

Конец ознакомительного фрагмента.