Вы здесь

Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия. О сексуальном просвещении (А. В. Боженов, 2011)

О сексуальном просвещении

На жизнь православной молодежи очень сильно влияет известное противоречие между светским образом жизни и церковной традицией. В любом случае и неверующая, и церковная молодежь находится под влиянием массовой культуры, ставящей во главу угла романтизм, беззаботность, а зачастую и откровенную безответственность и потребительское отношение друг к другу. Как бы мы ни хотели, многие православные юноши и девушки и их родители вполне приемлют уже обычные для общества модели поведения, которые основаны прежде всего на свободе принятия решений, которая часто понимается как вседозволенность и поэтому является безнравственной и безответственной, и тех социальных стереотипах полового поведения, которые наиболее распространены. Современная культура почти не предлагает адекватных для христианской традиции способов познакомиться, вместе провести время, «испытать» друг друга до свадьбы и принять решение о создании семьи. В свою очередь, то, что существует в современном православии, очень специфично и ограничено книжными, не имеющими образца в реальности «аскетическими» традициями, поэтому перед православной молодежью зачастую стоит жесткий выбор: или быть «как все», или вести образ жизни, приближенный к монашескому.

У нецерковных людей «рамки» жизни зависят от личного произволения. Молодые люди, будучи часто незрелыми, могут и вести себя незрело: не осознавать и соответственно не соблюдать границ допустимого в отношениях между полами. Для христиан все это неприемлемо, поскольку развитие мужеско-женских отношений невозможно без целомудрия, доверия своему избраннику, ответственности, жертвенности и свободы. У православной молодежи есть вполне традиционные, но в то же время ограниченные по количеству варианты развития отношений между мужчиной и женщиной. По сути, они сводятся к дружбе, совместному служению или созданию семьи. Но этого крайне мало для современной культуры и для тех моделей создания брака, которые она предлагает.

Светская культура говорит о семейной жизни как о максимуме удобств и выгод. Общество предоставляет очевидный и простой вариант достижения такой цели: до брака необходимо досконально испытать партнера и попробовать совместно пожить. Из социальных норм давно выветрилось понимание брака как акта веры, как «прыжка через пропасть», как события единственно возможного и необратимого. Общество давным-давно нивелировало этот жизненно важный личный выбор, навязывая страх перед ошибкой, воспитывая инфантильность.

Современная культура предлагает модель поиска, проб и ошибок. Она говорит, что практика – критерий истины. Церковь же, со своей стороны, дает высокое богословие, идеалы, каноны и даже пропаганду. Но при этом для многих людей неясным остается все то, что может привести в конечном итоге к решимости вступить в брак, качественно измениться, стать мужем и женой, т. е. «прыгнуть через пропасть», доверяясь Богу, своему избраннику и себе в разрешении трудностей, опасений и будущих неопределенностей.

Для нас очевидно, что разрушение христианских нравственных норм в российском обществе является результатом того, что несколько наших поколений воспитаны в условиях тотального атеизма. Быть христианином очень трудно: для этого надо двигаться против течения, удалившись, как говорит апостол, «от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1.4). Но надо признать, что невозможно повысить нравственность в сфере межполовых отношений путем простого отказа от какого бы то ни было полового просвещения и повального истребления контрацептивов. Может быть, с каждым годом положение становится все хуже, но это не значит, что стены, отгораживающие христиан от окружающего мира, должны быть все выше и массивней. Ведь христиан невозможно отделить от общества и от всего того, что в нем происходит. Последователи Христа могут быть с чем-то не согласны, в чем-то не принимать участия, но жить вне общества для большинства из них невозможно.

К сожалению, проблема куда глубже, чем просто наличие доступной информации о сексе. На это в свое время обратил внимание протоиерей Николай Балашов: «Важно, что дети видят у себя в семье. Если девочка или мальчик, возвращаясь домой, застают там двух людей, которые бесконечно устали друг от друга, смертельно друг другу надоели, у которых на самом деле не осталось ничего общего, кроме квартиры и какого-то быта, тогда, конечно, идея «безопасного» и безответственного секса встречает понимание – почему бы и нет? Но если ребенок дома видит людей, которые любят друг друга, дорожат друг другом и с годами все больше сродняются, – то есть надежда, что и он со временем создаст подобную семью»[2].

Эта мысль очень важна, т. к. вопросы воспитания православных детей и молодежи все больше рассматриваются только в сфере информации. При этом за скобками остается то, что важнее, то, что воистину назидает, – это опыт, жизненный пример и любовь. Очевидно, что мы не в силах решить проблему отхода христиан от истинной проповеди – научения жизнью. Для нас важно этот факт констатировать, чтобы правильно понять смысл дальнейших рассуждений. Они могут быть лишь вспомогательными, дополнительными к главному: к тому жизненному примеру, который мы как христиане призваны явить не только нашим детям, но и всем окружающим.

Если же говорить об информационной составляющей подготовки молодежи к семейной жизни, то необходимо отметить отсутствие представителей православной Церкви и православной общественности во все более набирающем обороты половом или сексуальном просвещении. Мы не призываем православных к созданию подобных программ и участию в них, мы просто напоминаем, что любой человек так или иначе чувствует сексуальное влечение к противоположному полу. Все мы, начиная с подросткового возраста, стараемся что-то узнать о любви, о психологии противоположного пола, о половых отношениях вообще и в частности о сексе. И этот запрос не может остаться без удовлетворения. В любом случае, раньше или позже, украдкой или открыто, от родителей или в подворотне ребенок знакомится с тем, что хотел знать о сексе. Поэтому, может быть, стоит задуматься об альтернативном варианте просветительских программ для подростков?

В прошлом веке попытка затронуть тему интимных отношений с педагогических, психологических и философских позиций была предпринята протоиереем Василием Зеньковским. В своей книге «На пороге зрелости» он писал: «До последнего времени было принято обходить тему пола в беседах с молодежью, т. е. фактически предоставлять молодежи знакомиться с этой темой на основании случайных, часто двусмысленных источников. Между тем уже давно вопросы пола занимают выдающееся место в литературе, в газетах и журналах, в театре и кино. Рекламы и объявления (даже на посторонние темы) стремятся возбудить половое сознание, раздражают его – и от этого не укрыться. Без преувеличения можно сказать, что молодые поколения ныне более, чем когда бы то ни было, осуждены на то, чтобы быть втянутыми в ту нездоровую половую напряженность, которая характерна для нашего времени. Если верно, что пол всегда мучил людей, то ныне он мучит их с особой силой; во всяком случае, без конца беспокоит и давит. Именно потому и важно помочь молодежи разобраться в этой области, помочь найти правильный путь в жизни.

Большим осложнением является то обстоятельство, что жизнь пола во многом как бы закрыта от нас. <…> В духовно здоровой среде это имеет, между прочим, свое положительное значение, но в условиях современной жизни и особенно в больших городах с их душной, напряженной жизнью, с их отравленностью различными ядами указанное обстоятельство получает, наоборот, отрицательное значение. Это связано больше всего с преждевременным пробуждением интереса к вопросам пола, причем этот интерес неизбежно усиливает работу воображения. Действительно, ни от чего не страдает так молодежь (да и одна ли молодежь?), как от той усиленной работы воображения в сфере пола, от того тайного любопытства и внутреннего напряжения, которые ослабляют всякий самоконтроль. Ничто не кажется мне столь опасным, как это явление, – как раз в силу того, что болезненное развитие воображения, не стесненного здравым смыслом, духовной трезвостью, становится источником всякого рода психических неправильностей. На почве внешнего умолчания, с одной стороны, и острого внутреннего любопытства к теме пола – с другой, часто вырастает в юной душе жажда раздражений и возбуждений в сфере пола, что чрезвычайно подрывает духовное и нервно-психическое здоровье.

Есть единственный способ овладеть игрой бессознательных сил в душе – это осветить их в сознании спокойно и трезво, уяснить себе смысл и скрытую динамику этих явлений»[3].

Мы уверены, что отсутствие честной, выверенной и несоблазнительной информации о межполовых отношениях заставляет молодых людей, в т. ч. православных, обращаться к тем, часто неадекватным, источникам, которые попадаются им на жизненном пути. Хорошо, если это будет качественная и профессиональная литература по сексологии или психологии или опыт протестантских и католических авторов. А если источником информации станет какая-нибудь религиозная или экономическая секта или развратная «бульварная» литература?

Это понимают представители многих религий, например, мусульмане и иудеи. В книге «Любовь и секс в исламе» читаем следующее: «Сексуальное влечение человека столь же естественно, как голод и жажда, которые мы испытываем. При этом сексуальное влечение может быть утолено как законным, так и незаконным образом. Подобно другим желаниям, которыми наделил человека Всемогущий Аллах, сексуальное влечение может подчинить себе того, кто слаб.

Важно подчеркнуть, что половое воспитание в исламе направлено на то, чтобы научить человека утолять свой сексуальный «голод» законным образом. Застенчивость не должна препятствовать стремлению к знанию, но в то же время подобное образование должно вестись деликатно и достойным образом.

Поскольку современное западное сексуальное образование внушает юношам и девушкам мысль о допустимости внебрачных сексуальных отношений, для родителей-мусульман становится особенно важной возможность дать своим детям такое половое воспитание, которое соответствует требованиям Ислама и законам, установленным Аллахом в этой щекотливой и деликатной области.

Таким образом, согласно Исламу, сексуальное образование является частью религиозного, то есть передачи знаний о дозволенном и запретном, о том, что служит благу в этой и в будущей жизни. Разумеется, в процессе такого образования не могут использоваться методы, являющиеся запретными сами по себе (например, демонстрация фотографий обнаженного тела или непосредственное описание занятий сексом). Помня об этом, мы должны приступать к сексуальному обучению детей, начиная с достижения ими половой зрелости. Однако в западных странах, где в школах обычно начинают преподавать соответствующие предметы с более раннего возраста, есть смысл начинать исламское половое воспитание с семи лет (в этом возрасте мальчик или девочка уже имеют ясное представление о разнице полов). <…> Если мы не дадим нашим детям надлежащего образования в этой области, они могут наделать много ошибок и сбиться с пути»[4].

В книге «Евреи и секс»[5] критикуется «христианский» взгляд на секс как нечто грязное, греховное, от чего следует, по возможности, воздерживаться и отдаляться. После слов критики в этом издании сказано: «Вместе с тем на протяжении всех тысячелетий своей истории евреи придерживались отличного и от языческого, и от христианского взгляда на интимные отношения мужчины и женщины. Ну, хотя бы по той причине, что согласно Торе <…> прародители человечества, помимо прочего, занимались и любовными утехами. Более того, без них, как говорят различные еврейские источники, само райское наслаждение было бы неполным. <…>

Простую истину о том, что в раю Адам и Ева наслаждались друг другом, каждый еврейский мальчик впитывает еще в хедере – религиозной еврейской школе, учеба в которой начиналась в пять лет, а то и раньше. Секс не мог быть причиной грехопадения человека хотя бы потому, что из текста Торы следует – Ева зачала и родила своего первенца Каина еще во время пребывания в раю. Об этом свидетельствует и то, что в словах «И познал Адам жену свою Хаву, и она забеременела и родила Каина» глаголы «познал» и «родила» употреблены в оригинале в завершенном времени. Да и само имя родившегося от этой близости ребенка – Каин – означает «приобретение» и отражает всю степень восторга Евы по поводу его рождения…

Мысль о том, что интимная близость между мужчиной и женщиной не только не постыдна, греховна и запретна, но и предполагается частью Божественного замысла, втолковывается еврейскому ребенку и с помощью других слов Торы, повествующих о сотворении человека: «И сотворил Бог человека в образе Его: мужчиной и женщиной он сотворил людей. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею…» <…>

В принципе, именно с рассказа об Адаме и Еве и начинается сексуальное воспитание детей в традиционной еврейской семье. Тогда же им прививается взгляд на то, что в отношениях между мужчиной и женщиной, в отношениях между отцом и матерью нет ничего постыдного – постыдно воспринимать их как нечто противоестественное и грязное, переводить в некую сферу, запрещенную Творцом»[6].

Как мы видим, в данном тексте противопоставляется «позитивное» иудейское отношение к сексу – дремучему «традиционному христианскому взгляду», который в действительности не является церковным учением, а есть плод религиозной безграмотности обывателей.

В своем выступлении на «круглом столе» «Семья в современной Церкви» протоиерей Георгий Митрофанов отметил: «Церкви, безусловно, нужно задуматься, каким образом воспитывать наших прихожан, и прежде всего, конечно, детей, вот в этой самой сфере, на которую было наложено долгое время табу. Лицемерный пуританизм советского общества приводил к тому, что представление о брачной жизни, о плотских отношениях люди черпали из самых сомнительных источников. То же самое происходит и сейчас. Когда мы справедливо критикуем те программы полового воспитания, которые предлагаются сейчас в школах, мы не только должны их критиковать, мы должны предлагать какую-то альтернативу. Как же без этого строить воспитание, подготовку людей к браку?»[7]

Действительно, проблема заключается в том, что мы, понимая, насколько безобразны и даже вредны некоторые примеры полового «просвещения», часто ничего не можем этому противопоставить, кроме стыдливого умолчания о вопросах пола. По существу, полемика сводится к спорам, нужно ли вообще говорить детям и молодежи «про это». Судя по реакции разгневанных родителей и по заметкам возмущенных педагогов, которые в полноте представлены ежегодно на общественно-церковном форуме «Рождественские чтения», большинство православных полагают, что тема полового воспитания вообще недопустима. Но ведь православные дети откуда-то должны узнавать и откуда-то узнают правду об отношениях между мужчиной и женщиной.

Мы уверены, что настало время изучить те подходы к вопросу, которые нам предлагают и светский опыт, и опыт инославных христиан, и даже положительный опыт других религий. Нам необходимо взять лучшее, выверить его в соответствии с православной антропологией и предложить молодым людям, потому что настало время понять и четко сформулировать, что такое сексуальное просвещение с точки зрения православия, в каком возрасте и что может или должен знать ребенок, подросток или молодой человек.

Одним из немногочисленных православных примеров схожего взгляда мы находим в книге протоиерея Николая Балашова «И сотворил Бог мужчину и женщину?»: «Худо, что мы, владея христианским пониманием святости, возвышенности, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, не в состоянии бываем донести эти знания до наших детей и подростков. На те негодные, действительно заслуживающие осуждения программы полового «просвещения», которые предлагаются в школах, мы должны были бы ответить не только протестом и возмущением, но и своими православными, целомудренными программами воспитания наших детей и юношества в этой области. Это одна из важнейших задач христианских педагогов. Мы должны заниматься этим и в воскресных школах, а также готовить такие программы, которые могли бы быть приняты и в государственных, и муниципальных учебных заведениях.

Следует честно признать: если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво, не слишком рано, но и не чересчур поздно рассказывать нашим детям об отношениях полов в том духе, который совместим с нашей верой и нашими представлениями о нравственности, – мы неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далеких от христианских нравственных норм»[8].

Развитие той же мысли мы находим в книге католического автора Альфонсо Лопеса Кинтаса «Человеческая любовь – смысл и достижения»: «<…> становится очевидным, что предлагаемые решения сексуальных проблем не беспристрастны: они склоняются в пользу такой сексуальности, которая оторвана от любви и от предназначенной ей плодотворной социальной роли.

Нет другого пути, кроме глубокого понимания того, кем мы являемся как личности и кем мы должны стать. Эротическая пропаганда характеризуется фривольностью и поверхностностью. Противоядием ей должны стать глубина, непрестанное проникновение в сокровенные корни нашего человеческого бытия и выяснение всех вытекающих из него требований. Мы должны глубже понять, что значит быть человеком, каким образом мы развиваемся как личности и какую роль должна играть любовь в этом развитии.

Изучение этой проблемы следует, в принципе, проводить в свете научных исследований, потому что сегодня общества в большинстве своем плюралистичны, в них сосуществуют люди, имеющие очень разные чувства и придерживающиеся различного образа мыслей и политических взглядов. Если подходить к исследованию сексуального вопроса, исходя, например, из этики, вдохновляемой религиозной верой, существует опасность, что всех тех, кто чувствует себя чуждым религии, ни в коей мере не затронут наши рассуждения.

Научный и антропологический подход ни в коей мере не исключает ценность христианской этики. Это очень важное и перспективное дополнение. Современное исследование того, чем является человек, как он формируется и как развивается, как создается его творческая мощь, какой тип поведения создает подлинную общественную жизнь, позволяет с ясностью обнаружить различные пути, которыми мы можем следовать в жизни»[9].

Последние слова верно и емко говорят о возможном подходе к теме сексуального просвещения. Однако из доступных нам источников не так-то просто понять, что же надо делать и что должна включать в себя подготовка молодых людей к браку и их знакомство с темой половых отношений. Попробуем разобраться в этом на основании современных подходов к отношениям между полами.

В заключение этого раздела приведем еще одну важную мысль протоиерея Василия Зеньковского, которую можно считать выводом: «Правильное устроение жизни пола является, таким образом, задачей, мимо которой не может пройти ни один человек. Это нужно твердо помнить и не относиться к теме пола легкомысленно, не прибегать к случайным, часто двусмысленным, а иногда просто отвратительным материалам, которыми заполнена в этом отношении современность.

Я глубоко убежден в возможности такой духовной установки в молодежи, которая, не подавляя и не уродуя ни одного естественного движения, может вместе с тем обеспечить здоровое развитие всех сил в человеке, может организовать внутреннее равновесие в душе. Путь чистоты не есть утопия, не есть наивность или уход от жизни, а наоборот, есть путь здорового, трезвого «устроения» в нас таинственной и творческой силы пола. Надо иметь в виду, что не только интересы здоровья, но еще больше интересы творчества и раскрытия личностью ее внутреннего мира зовут нас на этот путь чистоты»[10].