Приглашение на свадьбу, или История об одном моём путешествии
Глава 1. Начало
Он сказал:
– Жизнь превращается в смерть, смерть перерождается в вечность, а вечность переходить в жизнь.
Над вложенными друг в друга развилками граней полудня и полуночи парит дракон.
У него два больших крыла.
Правое – из молитв и слов, левое – из руин веков.
Сшитая из кошмаров и страхов немая тень дракона гасит блеск венца Венеры.
Как я появился на свет. Я открыл глаза и увидел тьму – однородную и безмолвную, без размеров и пределов. Я осознавал себя и свои мысли, но не имел представления о том, кем являлся. Был ли я человеком или кем-то еще? Призраком, идеей живого существа или тем и другим одновременно? Я не мог ни говорить, ни даже двигаться, мне только и оставалось, что просто созерцать окружающую тьму – блеск и безупречность ее пустоты.
Сбор.
Целостность.
Распад.
Но вдруг безликая тьма превратилась в бесформенный свет – яркий и даже резкий, теперь-то я точно знал, где находился и частью чего был. Мир, смыкавшийся вокруг меня, – комната с бесцветными стенами, не высоким и не низким потолком, и полом – то ровным, то нет. Всё пространство помещения двигалось, искажалось и искривлялось, впрочем, мне это могло только казаться, как и стены, пол и потолок самой комнаты. И возможно, свет и тьма были всего-навсего отголоском идеи, мысли.
В комнате появился некто. Я понял, что это Творец. Он создал мое туловище, приделал к нему руки, ноги и голову, после наклонился и прошептал:
– Отныне ты – всё!
Творец научил меня говорить, чувствовать и понимать законы мира.
В последние мгновения жизни дня, в момент угасания солнца и затухания света, когда тени ночи начали расползаться кляксами по земле, ко мне прилетел дятел. В клюве он принес мне кусок березовой коры, на котором было нацарапано приглашение на свадьбу моего друга – медведя. Он собирался жениться на орлице и хотел, чтобы я присутствовал при моменте, когда заключенный священный союз сделает единым целым два разных мира.
Как мой друг медведь познакомился с орлицей? Она прилетела в наши края из-за океана, чтобы посмотреть, кто и как здесь живет. Наша страна стеснена горами, но они легко преодолимы. Наша страна ограждена от остального мира морями, однако их можно без труда переплыть. Наша страна обрамлена пустынями, степями и лесами, и всё же они проходимы. В конце концов, проложенные через леса нашего пути, по которым судьба долгое время носила орлицу, сошлись в чащобе маленького клочка леса, где жил мой друг. Встреча…
Его радушие и гостеприимство заставили распуститься цветы симпатии и благоговения в душе́ и в сердце орлицы. Мой друг сделался сгустком голубого света и озарил окружающий мир. Орлица превратилась в искру розового цвета и последовала сквозь него. Мой друг преобразился в ветер и разметал стены, оковы и преграды на пути к неизведанным глубинам леса. Орлица приняла облик реки и омыла закоулки дебрей, в которых таятся мифы и легенды здешних земель. И вот – любовь. Любовь там, где ее не было. Любовь там, где она есть. Любовь там, где она сперва была, но потом исчезла. Любовь там, где ее сначала не было, однако она затем появилась. Любовь там, где она всегда была, есть и будет или была до момента своего появления и пребудет после полного своего угасания.
У моего друга бурая шерсть, сам он большой и мощный. Мудрость, чуткость и открытость – сияющие вены и жилы в эфемерной плоти его души.
Брак – это чудо великое и сакральное таинство, оборачивающееся в момент его заключения в божественную благодать и превращающееся в миг своего крушения в дьявольское проклятие. Мой друг жил в лесу далеко за городом, я пообещал прибыть пораньше.
Мой друг однажды сказал: «Мы падаем из дня в ночь, из хаоса и света жизни в пустоту и тьму смерти. Как долго длится наше падение? Секунду? Нет! Час? Снова нет! Меньше часа, но больше секунды, несколько мгновений».
Ранним утром я сел в свой «Запорожец» и повернул ключ зажигания. Моя машина – символ скромности и умеренности – абсолютно неинтересна большинству, но горячо любима мной.
Я надавил на педаль газа, и автомобиль плавно тронулся с места.
Глава 2. Продолжение
Вылазка из родного города сравнима с переходом в иную реальность. В своем городе ты знаешь всё и всех, а за его пределами, наоборот, тебе чуждо всё: местность, города, люди… даже воздух – странно незнакомый.
Город, где я родился и вырос, был настоящим лабиринтом: чтобы добраться из одного его конца в другой, требуется преодолеть несколько десятков перекрестков, разъездов и развилок, причем с каждым годом система дорог становится всё сложнее и запутаннее. Я думаю, это главная проблема нашего города. Странные и непонятные ответвления и дробления этих самых ответвлений вроде бы должны вести в определенные места, однако начни по ним двигаться – и непременно попадешь не туда, куда тебе нужно. Или окажешься там, где ты уже когда-то был, либо там, откуда начал путь – хождение по кругу. Всё это, разумеется, приблизительно, ибо, находясь в паутине дорог, почти невозможно не сбиться с маршрута – нет единого и прямого пути следования, есть множество разных дорог, которые так и зовут к неизвестным горизонтам. Соблазн пойти наперекор традициям почти непреодолим. К тому же всегда есть риск окольными путями вернуться назад, в исходную точку.
Спустя час или около того я покинул пределы родного города. В зеркале заднего обзора еще отражались его границы – две длинные помещенные в голубоватый кокон смога вереницы зданий разной высоты.
Я ехал по главной автостраде.
Любое действие – это начало движения, но куда и к какой цели, знает только Бог или человек, который отважился на действие. Дорога ли вела меня вперед? Я ли ехал по ней к намеченной цели, или мой автомобиль управлял дорогой и самим собой? Нет, ни первое, ни второе и даже ни третье – мысль и только мысль – связующее звено всего.
Без мысли не было бы проложено в здешних местах дороги, без мысли невозможно существование моего автомобиля, и без мысли не удалось бы научиться им управлять.
Путешествие из одной точки в другую. Дороге и небу над ней было всё равно, куда я держал путь. Дорога лишь соединяла начала и концы. Я был ведом не дорогой, а мыслью и желанием, дорога – лишь намеченный способ добраться до цели.
По обе стороны дороги раскинулся мир, иногда бывающий холодным и враждебным – зимой, в период затяжного сна; ярким, добрым и теплым – в скоротечные мгновения царствования лета, весны и осени. Четыре маски, под которыми мир скрывает свою сущность.
Изредка мне попадались на глаза заброшенные полуразрушенные и наполовину ушедшие под землю дома, как жилые, так и принадлежавшие раньше каким-то учреждениям. Упадок и разруха.
Первый десяток километров позади. За ним и второй уже пройден.
Я подумал: «Где искать истину истин и смысл жизни? В безупречности космоса, в божественных сферах, в дьявольских ипостасях жизни и смерти? Одновременно во всем этом и в каждой части, в промежуточных формах и тенях, которые они отбрасывают, в порождаемых ими странных химерах? Истина истин и смысл жизни – это некие точки во времени и пространстве, истоки, от которых в разные стороны разбегаются дороги – тонкие и длинные, широкие и короткие, узкие и короткие, длинные и широкие, отчетливые и размытые. Если выбрать какую-то из дорог и пойти по ней, то вскоре обнаружишь, что она дробится на мелкие тропинки и дорожки, развилки и перекрестки – нет указателей, подсказок и вообще никакой возможности определить, где и чем кончается каждая из них.
Есть три пути – с общей точкой отсчета, корнем корней, центром центров.
Всегда можно сойти с одного пути и перейти на другой или остаться между ними – зависнуть в пустоте, неопределенности и неясности. Можно всегда выбрать третий путь, если ни первый, ни второй, а также то, что между ними, не пришлись по нраву. Впрочем, нигде не обещано, что последний, третий путь окажется интересным и предпочтительным. Возможно, вакуум между ним и первыми двумя – как раз и есть идеал и гармония – безупречность. Вот только нельзя сразу понять этого.
В прошлом месяце мне подарили крошечный крестик, содержащий огромную божественную силу, – холодный и мертвый кусок древесины, поддерживающий пламя веры в моей душе. Крошечный крестик – символ плоти, материального мира, излучающий благодать духовных сфер. На кресте распят человек, но ничтожна власть смерти над ним. На кресте распят человек – самопожертвование. На кресте распято человечество – из наполненности в пустоту лучами света летят призраки мира.
Крестик всегда со мной: висит у меня на шее.
Глава 3. Беседа с метафорой
Впереди напротив зарослей кустов с поникшими ветвями и убогой, недоразвитой листвой, которая напоминала рваные темно-коричневые лоскутки материи, я увидел человека. Он стоял и вертел головой из стороны в сторону.
Это был щуплый парень, лысоватый, одетый в старые потертые пиджак и брюки, в грязных ботинках. Я решил предложить ему помощь.
– Эй, дружище, – обратился я к нему, – ты что стоишь здесь один? Тебе нужно куда-нибудь?
Парень посмотрел на меня, улыбнулся и ответил:
– Привет! Нет, спасибо, я нашел свое место – оно тут.
Я слегка удивился – его слова звучали уверенно, обычно так говорят люди, которые очень долгое время пытались чего-то достичь и добились этого лишь спустя много-много лет, в их речи чувствуется спокойствие и равновесие.
– А потом? Тебе же ведь надо будет куда-то пойти? – поинтересовался я.
– Тогда мои мысли и сконцентрируются вокруг решения этого вопроса, – заявил парень, – а пока я ничего не хочу делать, кроме как наблюдать за движением мира.
– По-моему, всё словно застыло.
– О, поверь, движение мира происходит, но его не сразу заметишь. Даже пустота перемещается, но не в определенном направлении, а куда подует ветер, или куда позовет бытие. Вообще, меня окружающая обстановка немного удручает, в других местах, где полным-полно деревьев, людей, зданий и всяких животных, я не чувствую себя покинутым, одиноким. Кошмар, всюду пустота, – пожаловался мой собеседник, – пустота полей, лугов и неба, пустота сегодняшнего дня и мысли.
– Но я же стою́ перед тобой и разговариваю, а значит, нет полной пустоты – есть частичная наполненность, – возразил я.
– Да, – кивнул парень, – благодаря тебе мир не пуст, но когда ты уедешь, всё станет, как прежде, пустым.
– В смысле? А как же ты? – удивился я.
– Я? – переспросил парень. – О, меня не стоит рассматривать как что-то, что убавляет бесконечность пустоты и раздвигает границы наполненности. Я одновременно существую и нет. Я – метафора, конец луча света сознания, превращенная в тень мрака забвения.
– Метафора?..
– Конечно.
– Но я тебя вижу.
– Потому что я этого хочу.
– Если ты метафора, то метафора – чего?
– У тебя есть предположения?
– Не знаю, – в недоумении пожал я плечами. – Может, человека? Природы? Бога? Мира в целом?
– Почему бы и нет! – улыбнулся парень. – Я – метафора метафор, метафора конкретики. Метафоры существуют для того, чтобы служить вместилищем для уродливой и безжалостной правды, истины и критики. Метафоры нужны тогда, когда нельзя говорить правду, истину, нельзя критиковать. Я – все перечисленные тобой варианты метафоры: Бога, человека, природы и мира. И всё же не только их, но и их сочетания, промежуточных стадий и форм – как непостижимых в силу их особенностей, так и понимаемых буквально с первой минуты. Я – метафора, и только сверло ума может добраться до золота истины, которое скрыто во мне, но – бойся, ибо без понимания невозможно им распорядится. Посмотри, как я одинок, хотя звуки, которыми наполнены грани мира, говорят, что это не так, но звуки – это еще не человеческая речь, звуки природы, сколь бы они ни были прекрасны, лишены для меня смысла, ведь в них нет слов и сами не оформлены в слова. Однако звуки окружающей реальности, даже в бесформенном состоянии, для меня предпочтительнее, чем гробовая тишина, которая так омерзительна из-за своей пустоты.
– Это интересно, – задумчиво произнес я.
– Да, если путь к пониманию подобных истин легок, – сказал парень.
– А разве он может быть трудным?
– Вероятно, – парень выбрался из кустов и отряхнулся. – Итак, мне пора!
– Куда?
– Подальше от дороги и от здешних мест.
– Удачи тебе! – с изумлением сказал я.
– Спасибо, – парень помахал мне рукой и вновь направился в заросли кустарника.
– До свидания, – бросил я вслед.
Мой автомобиль вновь устремился вперед.
Глава 4. Разговор с Солнцем
День продолжал свое течение – неспешное для всего остального мира, и шумное, насыщенное событиями – для меня. Я остановил автомобиль у обочины и, сильно сощурясь, посмотрел на солнце.
Дневное светило – зримое воплощение победоносности добра и жизни, растапливающее ледяные оковы тьмы. Солнце, твой блеск и жар, сплетаясь воедино, обжигающими поцелуями остаются на лице мира. Солнце – тучный король дневного неба ворочается на своем голубом ложе, а облака – бесформенные стражи, охраняющие его покой.
Я обратился к Солнцу.
– Расскажи мне о себе.
– Давным-давно, – начало оно рассказ, – я было пристанищем святого народа, он верил в это и думал, что не может быть иначе, хотя встречались те, кто утверждал обратное или с неохотой соглашались, сомневались, носили мысль о святости их прошлого, но абсолютной греховности настоящего и неизвестности будущего. В будущее всегда ведет распутье, оно существование и небытие – как вероятность чего-то, так и его невозможность. Это распутье – часть пути – во времени и пространстве – и путник, идущий по нему, волен и остановиться, и сойти с него, и даже попытаться вернутся назад. Мой народ попробовал всё – и нашел свою судьбу и предназначение в распаде. Однако это не смерть, а иной уровень пребывания, могу ли я сказать, что он правильный? Нет. Могу ли я утверждать, что он верен? Отнюдь. Могу ли я заявить о его размытости и неопределенности? Возможно.
И Бог, и голос разума, и совесть – показывали моему народу то, к чему он должен был стремиться, но почему-то шел в совершенно ином, противоположном направлении, думая при этом, что движется туда, куда надо, ни разу не усомнившись. И так – до распада? Отчасти – да! Отчасти – как посмотреть! Отчасти – не совсем.
Мой народ разбросан по другим планетам – везде, куда достигает фантазия и мечты. И я могу только вспоминать о нём, представлять возведенную им реальность. Я просыпаюсь, и мысль моя о них оживает, как цветок после дождя, я засыпаю, и размышления о них летят сквозь тени и призраки космических тел, живых и уже умерших. Слава о моём народе неразрывными нитями тянется сквозь оды, песни, памятники – и это хорошо, лучше, чем войны и сражения, посредством которых они пытались возвыситься, ибо война никого не делает великим, а мирное время способствует возвеличиванию.
Мой народ взывал к звездам, но они молчали. Мой народ обращался к луне, однако она не откликнулась. Мой народ говорил с тьмой космоса, но не получал ответа. Мой народ обращался внутрь себя, однако находил там лишь безмолвие.
Мой народ видел в себе чистоту – а в других грех, а те в свою очередь наблюдали в нём грех, а в себе святость, но и те, и другие были правы и нет, потому что всегда было и третье мнение, вне предыдущих двух и за границами себя и собственной души. Вот оно-то как раз и судило всех.
– Твое одиночество ужасно, – заключил я.
– Увы, – с печалью отозвалось Солнце. – Так бывает со многими планетами и звездами, у кого-то есть свой собственный народ, у кого-то нет, у одних он был – как у меня, а у других он только-только появился, однако они не знают, как с ним обращаться, ибо народ молод и ищет себя.
– Ты надеешься, что твой народ однажды вновь вернется к тебе?
– И да, и нет, – Солнце скрылось за облаками.
Я снова пустился в путь.
Глава 5. Свадьба
Через несколько метров дорога – двухполосная автострада, разделилась надвое. Одна часть дороги, искривленная поворотами и рассеченная железнодорожными переездами, резко сворачивала вправо. Вторая часть, сопровождаемая свитой невысоких елей, перемежаемых изредка березами и тополями, плавно уходила влево, в сторону леса, черной волнистой лентой, привязанной к горизонту.
Мне нужна была эта дорога.
По ней я попал в лесную чащу, днем взрывающуюся радугой цветения, а ночью сочащуюся холодом мрака, добрался до круглой плоской поляны, где находилась берлога моего друга. Я подъехал к его жилищу – высокому конусу холма с кустиком на заостренной вершине – и посигналил, давая знать о своем прибытии. Среди леса клаксон звучал громко и пронзительно. Спустя минуту меня вышел встречать мой друг. Я заглушил мотор, вылез из салона, мы крепко обнялись, а затем прошли в берлогу.
Я оказался первым, остальные гости – другие медведи и орлы – прибыли чуть позже. Орлы много рассказывали мне о своей заокеанской родине – о том, как в блеске рассветов и закатов оживают и тонут долины, степи и леса; и как от прикосновения миллионов лучезарных крыльев солнца искрится серебро горных рек и озер. Они поведали мне о городах и людях, живущих в них.
– Это настоящий рай! – восторженно восклицал я.
Медвежье племя всегда существовало вне привычного времени, не цеплялось за прошлое и не стремилось в будущее, держалось где-то в неопределенном настоящем, в котором каждый день, неделя и месяц закольцовывались – начинались одни событием и им же заканчивались.
Медвежье племя жило в своеобразном утопическом мире, точнее, они в это верили, и утопия наступила для них в тот момент, когда всё вокруг остановилось, перестало развиваться и куда-либо стремиться. Каждый медведь занимался своими обязанностями, выполнял только свою определенную работу. Пришел, выполнил поручение – ушел. На следующий день пришел, выполнил поручение – ушел. И так в течение всей жизни. Старшее поколение воспитывало младшее, создавались семьи, писались книги и сочинялась музыка, отмечались праздники и устраивались различные увеселительные мероприятия. Разве стабильность, жизнь, напоминавшая невозмутимостью спокойную гладь озера в безветренную погоду, а также чувство защищенности и непоколебимости настоящего и будущего, да и просто счастья и восторга не есть утопия? Разумеется, это она во всей своей ясности и красе.
Утопия возможна – если в нее поверить. Медведи видят, что во всех сферах их жизни и общества царят порядок и исправность, и потому верят в идеальность их реальности, а если сюда добавить и высокую нравственность самих медведей, всевозможные равенство, нерушимость семейных уз и атмосферу уюта, любви, доброжелательности, то возникает сказочная картина.
Мой друг часто расхваливал мне свою работу, друзей, старейшин племени, которые ради благополучия племени недосыпали, недоедали; полное отсутствие преступности, заботу всех о каждом. Для него рай на земле – его племя. Хотя, может быть, это только его мнение, как медведя, привыкшего к той жизни, которой он жил. К слову, он ни разу не был за пределами своего племени. Утопия существует только для одного человека, утопия – там, где человеку предоставлено всё, о чём он может пожелать. Тогда человек говорит: «Все мои мечты и желания легко воплотились в жизнь, у меня чудная семья, любимые занятия, есть масса средств для самовыражения. Обо мне позаботятся как сейчас, так и в старости, нет нужды, и нет лишений».
Все явились на свадьбу моего друга и орлицы поодиночке, у каждого своя голова на плечах, и у каждого свой взгляд на правильность и неправильность подобного союза, всякий станет оценивать происходящее со своей позиции, опираясь на собственное представление целесообразности, греховности и святости.
Может, среди гостей и отыщутся одинаковые взгляды на происходящее, вот только никто об этом не узнает, ибо все предпочтут промолчать, впрочем, до тех пор, пока они не узнают друг друга получше и не попытаются сблизиться. Но и сближение – не залог того, что не останется никаких тайн.
Они все – изолированные миры. Пройдет час, и некоторые из них сведут мысли к единому знаменателю, после к ним примкнут и другие, и меньшинство станет большинством, а еще через некоторое время мнение большинства превратится во мнение всех. Вопрос заключается в том, каким окажется окончательное мнение гостей, одобрительным или порицающим. Возможно, всё не так, как кажется – думаешь о чём-то, что оно истинное, а со временем выясняется, что нет; полагаешь, что оно ложное, а потом оказывается, что это совсем не так.
Мой друг сказал: «Подготовка к свадьбе – всегда дело хлопотное. Мнимость простоты. На подготовку уходит много времени, ты пытаешься на месте решить все трудности и вопросы, но они почему-то только усложняются, отодвигаются либо куда-то далеко на задний план, либо в сторону, а затем внезапно вновь заявляют о себе. Это как ходить по замкнутому кругу, начинать одним и заканчивать этим же или стоять в одном месте и при этом, закрыв глаза, представлять себе, что ты где-то не здесь.
Трудности возникают то в один миг, словно снежный ком, то исподволь; то в самом начале, то на протяжении всего того времени, пока ты занимаешься подготовкой к свадьбе, то в самом конце, когда уже, казалось бы, всё готово. Сколько ни просчитывай всё до мелочей, иногда приходится сомневаться в правильности сделанного и искать лазейку или даже несколько – для неучтенных осложнений, которые, может быть, еще сыграют свою роль, хотя, возможно, и нет».
Он прошел через много трудностей и хлопот.
Свадьба состоялась.
«Эта пара – просто чудо», – думал я, глядя на новоиспеченных супругов.
Были многочисленные тосты, поздравления, пожелания и благословления. Реплики и жесты, жесты и фразы, короткие паузы между репликами и действиями, паузы перед тем как сказать что-либо, паузы после поступков, вместо них и вместо реплик.
Конец ознакомительного фрагмента.