2. Книга пророка Иоиля
Глава 1
1 Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. (Внушение со стороны жреца-гипнотизёра).
2 Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? (Речь-наставление).
3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: (Речь-наставление).
4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. (Книга начинается с картины неслыханных размеров нашествия саранчи и других вредителей на поля, сады и виноградники Иудеи).
5 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! (Значит, пьяниц среди иудеев было достаточно! «Избранный» народ ничем не отличался от других «неизбранных» народов, и также состоял из развратников и заматерелых пьяниц).
6 Ибо пришёл на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы. (Сравнение со львом и львицей).
7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал её догола, и бросил; сделались белыми ветви её. (Сравнение с виноградной лозой и смоковницей.
8 Рыдай, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей! (Рыдания, ношение вретищ – демонстрация горя и несчастья).
9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. (Так как приношение прекратилось, поэтому и рыдают священники Яхве).
10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблён хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. (Везде горе и бедствия).
11 Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, (Урожай погиб).
12 засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло. (Урожай погиб).
13 Препояшьтесь [вретищем] и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. (Рыдания, ношение вретищ – демонстрация горя и несчастья. Так как приношение прекратилось, поэтому и рыдают священники Яхве).
14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. (Проведение поста, объявление торжественного собрания, созыв старцев, всех жителей в дом Яхве, обращение к Яхве – должно, по мнению людей того времени, привести к тому, что бог смилостивится и даст избавление от напастей).
15 О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придёт он. (Якобы близится «день Яхве», который придёт в виде опустошения за грехи «избранных»).
16 Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? (Везде горе и бедствия).
17 Истлели зёрна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. (Везде горе и бедствия).
18 Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. (Везде горе и бедствия).
19 К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. (Бог-де всё контролирует, он якобы поможет, если взывать к нему).
20 Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни. (Везде горе и бедствия).
Глава 2
1 Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – (Возвещение о близости «дня Яхве»).
2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. (Аналогия с природными явлениями).
3 Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошённая степь, и никому не будет спасения от него. (Рай – с персидского языка «сад»; Сад Едемский – название прекрасного жилища Адама и Евы, описанного в книге Бытие).
4 Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; (Аналогия с конями и всадниками).
5 скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. (Аналогия с горами, колесницами, пламенем, «сильным народом»).
6 При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. (Все испугаются якобы Яхве).
7 Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идёт своею дорогою, и не сбивается с путей своих. (Сравнение с борцами и воинами).
8 Не давят друг друга, каждый идёт своею стезёю, и падают на копья, но остаются невредимы. («Избранные» сражаются под покровительством Яхве).
9 Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. (Книга Иоиля, так же как книги Аггея и Захарии, появилась в послепленный период. Судя по ней, иудеи уже давно живут на родине, уже восстановлены не только дома Иерусалима, но и его стены).
10 Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет. (Земля, небо, солнце, луна, звёзды якобы зависят от капризов мстительного Яхве).
11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? (Всё, мол, зависит от Яхве).
12 Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. (Бог «говорит» через своего пророка то, что выгодно священникам иудаизма).
13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. (Бог «говорит» через своего пророка то, что выгодно священникам иудаизма).
14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? (Бог «говорит» через своего пророка то, что выгодно священникам иудаизма).
15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. (Бог «говорит» через своего пророка то, что выгодно священникам иудаизма).
16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. (Бог «говорит» через своего пророка то, что выгодно священникам иудаизма).
17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» (Следует новый призыв и тосту и молитвам, это-де спасёт положение «избранных»).
18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. (Яхве сжалится и даст пощаду «избранным»).
19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. (Яхве смилостивится, смилостивятся жрецы иудаизма, которым опять будут приносить прокорм одурманенные религиозной пропагандой «избранные»).
20 И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное, а заднее – в море западное, и пойдёт от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал [зла]. (Враг «пришедший от севера» – ассирийцы; «земля безводная и пустая» – степи и пустыни; «море восточное» – современный Персидский залив; «море западное» – Средиземное море).
21 Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. (Яхве-де всё может).
22 Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесёт плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. (Аналогия с возрождением природы, животных).
23 И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. (Бог-де даст своему «избранному народу» дождь).
24 И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. (Подточилие – корыто).
25 И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Моё, которое послал Я на вас. (Каждый пророк, предсказывавший разрушение Иерусалима, использовал свои яркие образы, чтобы показать, как это будет происходить. У Иоиля это был образ нашествия саранчи. Он изобразил тучи саранчи, волнами проносившиеся по земле и пожиравшие все, что еще оставалось. Когда поглощать было уже нечего, саранча принималась грызть кору деревьев. Не осталось никаких признаков растительности, а так как саранча продолжала перелетать через городские стены и просачиваться в каждый дом, повсюду начался голод. Возможно, слова Иоиля напомнили тем, кто его слушал, о недавнем нашествии саранчи, которое было особенно разрушительным. Но в пророчестве Иоиля саранча – это не насекомое. Он использовал этот образ, чтобы показать, что произойдет, когда на Иерусалим двинется вавилонское войско: сначала, заморив Иерусалим голодом, вавилоняне заставят его покориться, а потом, как саранча, будут штурмовать его стены).
26 И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. (Суда Яхве можно избежать, если покаяться и поститься. Поэтому всё население, даже младенцы, должны собраться вместе для публичного покаяния. Священники обязаны одеться во вретища, молиться по ночам, плакать и стенать. И когда страна будет охвачена любовью к Яхве, он смилостивится над своим народом, щедро вознаградив его за пережитые страдания).
27 И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. (Яхве-де всё может).
28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Жрецы-гипнотизёры оказывали огромное влияние на людей, называя это «изливанием от Духа Моего»).
29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. (То есть окажет огромное гипнотическое воздействие).
30 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. (Приближающийся «день Яхве» пророком представлен по известной схеме: бог покажет знамения на небе и на земле).
31 Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. (Божьему суду будут предшествовать космические катастрофы).
32 И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь. («Призывание имени Господнего – то есть воззвание к Яхве, который якобы и влияет на пророков. Его пророчества цитируются в книге Деяний святых апостолов в связи с событиями дня пятидесятницы: Деян 2:16—21).
Глава 3
1 Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, (Яхве, то есть жрец-иудаист, обещает пророку).
2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. (Яхве устроит страшный суд над всеми языческими народами. Иосафат – символическое название, обозначающее «Яхве судит», позднее место божьего суда отождествляли с долиной Кедрон, расположенной между Иерусалимским нагорьем и Гефсиманским садом, то есть с долиной Иосафата).
3 И о народе Моём они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили. (Неверующие в Яхве поступали нехорошо, поэтому их надо наказать, отроковица – девица).
4 И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, (Яхве грозит, как обыкновенный разгневанный человек).
5 потому что вы взяли серебро Моё и золото Моё, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, (Язычники-филистимляне ограбили «дом Яхве», что и вызвало ярость недовольных этим священников иудаизма).
6 и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их. (Пленённые иудеи были проданы в рабство грекам, это может указывать на время после похода Александра Македонского).
7 Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу. (Яхве будет мстить).
8 И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдалённому; так Господь сказал. (По правилу талиона, иудейские священники готовы продать пленённых филистимлян савейскому народу, Сава, Саба – юг Аравии, современный Йемен).
9 Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. (Призыв к войне).
10 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силён». (Призыв к войне).
11 Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. (Призыв к войне).
12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Призыв к судному дню Яхве).
13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. (Точило – давильня, специальное место, где выдавливают сок из винограда, а также подточилия – корыта «выражают» злобу).
14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! («День Яхве» якобы близок!).
15 Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой. (Звёздные светила поступают якобы так как велит Яхве).
16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. (Совершаются богослужения в уже заново отстроенном иерусалимском храме – это обстановка после 515 г. Под Израилем автор явно понимает только Иуду и Иерусалим. Нигде в книге нет упоминаний о царе, единственные представители власти, которые названы, – жрецы. Это тоже характерная черта послепленной Иудеи).
17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. (Главное обиталище Яхве – гора Сион в Иерусалиме).
18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим. (Палестина, бывший Ханаан, станет, мол, страной чудесного плодородия, это свидетельствует о знакомстве автора с пророчествами Иезекииля, у Иоиля, так же как у Иезекииля, из храма вытекает источник, «напояющий долину»: Иез. 47:1).
19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их. (Мщение другим народам за притеснение «избранных»).
20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. (Яхве будет судить все народы и даст всем им испить чашу ярости своей и чашу страданий. Эта особенность характеризует пророческую Книгу Иоиля).
21 Я смою кровь их, которую не смыл ещё, и Господь будет обитать на Сионе. (В еврейском каноне Книга пророка Иоиля фигурирует в числе древнейших пророческих книг. Вероятно, это обусловлено не временем ее создания, а ее содержанием. Составители канона увидели родство между второй частью Книги Иоиля, в которой рассказывается о божьем суде над чужими народами, и первой частью Книги пророка Амоса с подобным же содержанием. Некоторые исследователи считают, что Книга пророка Амоса продолжает Книгу пророка Иоиля. Но Книга пророка Иоиля относится к IV – III вв. до н. э. В ней упоминаются такие культовые обычаи, как публичное покаяние и пост, которые вошли в ритуал после возвращения евреев из вавилонского плена. О возникновении книга в послепленный период свидетельствуют также апокалипсические мотивы в ней).