Вы здесь

Двенадцать малых пророков. Наука о Ветхом Завете. 1. Книга пророка Осии (А. Е. Тихомиров)

Комментарии и научные объяснения приведены в скобках

после каждого стиха.

Редактор Андрей Евгеньевич Тихомиров


ISBN 978-5-4490-0536-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

1. Книга пророка Осии

Глава 1

1 Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. («Слово господне» – это речь жреца-гипнотизёра, который внушал «избранным» то, что выгодно иудейскому жречеству. «Это, несомненно, позднейшая приписка, и время пророческих выступлений Осии в ней указано неточно. Осия не мот проповедовать и при Иеровоаме II, царе Израильского царства, и при Езекии, иудейском царе, так как первый умер почти полувеком ранее, чем воцарился второй. По ряду признаков можно сделать вывод, что Осия начал выступать со своими пророчествами в последние годы правления Иеровоама и закончил до 734 г. В этом году ассирийский царь Тиглатпаласар III напал на израильское царство и захватил ряд его областей, в той числе Галаад. Но Осия еще считает Галаад принадлежащим Израилю (6:8). Таким образом, получается, что Осия пророчествовал почти одновременно с Амосом или, может быть, лишь немногим позже, то есть между 750 и 734 гг. до н. э. В пророчествах его, несомненно, справились бурные события в Израильском царстве после смерти Иеровоама: дворцовые перевороты, захват трона узурпаторами, военные неудачи» – пишет Рижский М. И. в книге «Библейские пророки и библейские пророчества», с. 110).

2 Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. (Осия (Гошея), родом самаритянин, принял культ еврейского бога. Ветхий завет указывает на него как на пример послушания и повиновения богу. Замысел иудаистов был таков: использовать данного пророка в своих корыстных целях, внушив ему, что необходимо жениться на проститутке, усыновить её детей, продемонстрировав таким образом необходимость возвращения к «истинной религии», бог-де готов принять любых раскаявшихся грешников).

3 И пошёл он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. (Загипнотизированный покорно выполнил поставленную задачу).

4 И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что ещё немного пройдёт, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева, (Господин бог, то есть жрец иудаизма внушил Осии необходимое имя для того, чтобы окончить правления «дома Израилева», которые «изменили» Яхве и переметнулись к другим богам).

5 и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. (Это западный берег реки Иордан).

6 И зачала ещё, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им. (Лорухама – «непомилованная»).

7 А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. (Позднейшая вставка. «Дом Иудин» – это потомки Давида).

8 И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. (Род продолжается).

9 И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом]. (Лоамми – «не мой народ»).

10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». (Позднейшая вставка. «Бог живаго», то есть живого человека, обладающего гипнотическими способностями, которого в древности считали «господином богом»).

11 И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли [переселения]; ибо велик день Изрееля! (Позднейшая вставка. Упоминание о возможности будущего объединения израильтян и иудеев).

Глава 2

1 Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сёстрам вашим: «Помилованная». (Жрецы иудаизма пускались во всевозможные словеса, чтобы вновь завлечь евреев в свои сети, для этого они заявляли через своих «доверенных», то есть загипнотизированных пророков, что, мол, бог их прощает и милует, если они вновь возвратятся в лоно иудаизма).

2 Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж её; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, (Можно судиться и с матерью, если она не приверженца иудаизма, главное, чтобы она вернулась в лоно иудаизма).

3 дабы Я не разоблачил её донага и не выставил её, как в день рождения её, не сделал её пустынею, не обратил её в землю сухую и не уморил её жаждою. (Если же женщина не возвращается, то её жду всяческие напасти. Так может заявлять только мстительный человек, который хочет вновь «морочить голову» простым израильтянам, чтобы с этого что-то иметь!).

4 И детей её не помилую, потому что они дети блуда. (Пусть помилования не ждут и её дети).

5 Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лён, елей и напитки». (Блудодействие понимается как поклонение чужим богам и поклонение чужим идолам).

6 За то вот, Я загорожу путь её тернами и обнесу её оградою, и она не найдёт стезёй своих, (Аналогия с постройкой некой ограды).

7 и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдёт, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». (Аллегорически говорится о необходимости возврата в лоно иудаизма).

8 А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у неё серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала. (Прямо-таки вырисовывается такая картинка: Яхве бьёт себя в грудь и с пеной у рта доказывает свою правду-матку! Ханаанейский бог Ваал – бог-покровитель земного плодородия).

9 За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Моё в его пору и отниму шерсть и лён Мой, чем покрывается нагота её. (Отомщу неверной жене).

10 И ныне открою срамоту её пред глазами любовников её, и никто не исторгнет её из руки Моей. (Отомщу неверной жене).

11 И прекращу у неё всякое веселье, праздники её и новомесячия её, и субботы её, и все торжества её. (Отомщу неверной жене).

12 И опустошу виноградные лозы её и смоковницы её, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их. (Отомщу неверной жене).

13 И накажу её за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь. (Обманутый бог, как обманутый муж, грозит).

14 Посему вот, и Я увлеку её, приведу её в пустыню, и буду говорить к сердцу её. («Говорить к сердцу» – в древности считалось, что сердце понимает речь).

15 И дам ей оттуда виноградники её и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. (Вновь верну к себе).

16 И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали». (Ваали – «господин мой», обращение жены к мужу. В оригинальном тексте игра слов: «Баали» может иметь два значения: «Ваал мой» и «господин мой». В данном контексте, несомненно, имеется в виду первое значение).

17 И удалю имена Ваалов от уст её, и не будут более вспоминаемы имена их. (Главное препятствие – чужие боги).

18 И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. (Будет заключён завет, союз с животными (тотемизм животных), войны якобы прекратятся).

19 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. (Как Осия простил блуднице, так и Яхве примет свой неверный народ).

20 И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. (Жрецы иудаизма пускались во всевозможные хитрости, чтобы вернуть отошедших от «истинной» веры, внедряя в их сознание понятие греховности, утверждая, что их природа греховна и неверна, чтобы потом вечно «доить» этих простачков).

21 И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, (Бог и небо могут «слышать»! ).

22 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. (Земля может «слышать»! ).

23 И посею её для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» (У Осии было трое детей, каждому их них, по велению Яхве, он дал символическое имя: первенца назвал Изреель, подчеркивая, что Яхве положит конец царству дома Израилева, дочь получила имя Лорухама (непомилованная), что означало, что бог не смилостивится над неверным народом; имя второго сына было Лоамми (не мой народ), то есть Яхве отказывается от своего народа, не хочет быть его богом. Но настанет якобы время, когда доброта Яхве возвысится над грехами народа).

Глава 3

1 И сказал мне Господь: иди ещё, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их. (Главное – вернуть «заблудших овец» – сынов Израилевых в лоно иудаизма, с этой целью бог-гипнотизёр приказал Осии спать с женой одного из его друзей, при условии, однако, если она уже обманывала своего мужа).

2 И приобрёл я её себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя (Осия купил женщину. Хомер – древнееврейская мера объема сыпучих тел и жидкостей, равная поклаже осла, предположительно, ок. 220 л).

3 и сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя. (Осия наставляет прелюбодейку).

4 Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. (Ефод – облачение священников иудаизма. Терафим – название идола, имевшего человеческую фигуру и почитавшегося домашним божеством, способным предсказывать будущее. Эту странную историю с женитьбами Осии многие древние и позднейшие комментаторы рассматривали как аллегорию, но другие считают, что ее нужно понимать буквально и что, может быть, именно неудачи в личной жизни побудили Осию увидеть в этом знамения будущего своего народа).

5 После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни. (Давид стал царем после гибели Саула (около 1010 г. до н.э.). Он создал централизованное государство со столицей Иерусалимом. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ковчег завета. Предание приписывает Давиду авторство псалмов).

Глава 4

1 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. (Пророк считал, стало еще больше бед, поскольку стране угрожала внешняя опасность).

2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. (Бесконечные распри, обман и вероломство, вместе с убийствами).

3 За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут. (Персонификация природы, которая может «плакать», животные гибнут).

4 Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ – как спорящие со священником. (Вечные распри, споры, обличения).

5 И ты падёшь днём, и пророк падёт с тобою ночью, и истреблю матерь твою. (С поклонением чужим богам Осия связывает моральное падение народа).

6 Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих. (С поклонением чужим богам Осия связывает моральное падение народа).

7 Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. (С поклонением чужим богам Осия связывает моральное падение народа).

8 Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. (Грехи народа – это отход от религии Яхве).

9 И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. (Угрозы наказания, в том числе и священникам).

10 Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. (Забыли свою главную задачу – служение «истинному» богу Яхве).

11 Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. (Получение наслаждений и удовольствий, как и у других народов, было свойственно и «избранным»).

12 Народ Мой вопрошает своё дерево и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. (Евреи обращались к деревьям и жезлам, ища ответы на вопросы, забыв при этом «истинного» бога, это и понималось под словом «блудодействие». Отвечал им, конечно, языческий жрец, пользуясь чревовещанием).

13 На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. (Перечисляются языческие обряды, пророк нигде не выступает против таких грубых культовых форм, как жертвоприношения, каждения, он только считает, что они не могут заменить правосудие и доброту между людьми и возмущается ханжеством и лицемерием тех, кто приносит жертву в одежде, снятой с неоплатного должника. Такая жертва богу противна и неугодна. Теревинф – кустарниковое дерево семейства фисташковых).

14 Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. (Пророк обличает грехи израильтян и иудеев, считая величайшим из них поклонение идолам. Культы ваалов и ашер носили оргиастический характер, и это особенно возмущает пророка, любодейцы – «кедещот» – храмовые проститутки).

15 Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: «жив Господь!» (Всевозможные «неправильные» действия израильтян и иудеев, которые посещали капища идолов, заявляя при этом, что Яхве-де жив).

16 Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? (Аналогия с пастьбой овец).

17 Привязался к идолам Ефрем; оставь его! (Пророк обличает грехи израильтян и иудеев, считая величайшим из них поклонение идолам. Ефрем – коллективный израильтянин).

18 Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное. («Избранные» ничем не отличаются от «неизбранных»).

19 Охватит их ветер своими крыльями, и устыдятся они жертв своих. (Аналогия с ветром).

Глава 5

1 Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнёю в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. (Тяжелы грехи богачей: стяжательство, роскошь, угнетение бедных, несправедливость. В грехах виновны прежде всего жрецы, которые колеблются и забывают законы Яхве, цари, которые лихоимствуют и блудничают).

2 Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их. (Тяжелы грехи богачей: стяжательство, роскошь, угнетение бедных, несправедливость. В грехах виновны прежде всего жрецы, которые колеблются и забывают законы Яхве, цари, которые лихоимствуют и блудничают).

3 Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. (Среди «избранных» постоянные махинации и блудодействия с чужими богами).

4 Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. (Яхве крайне недоволен! То есть недовольны голодные жрецы иудаизма).

5 И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падёт и Иуда с ними. («Избранные» в тяжком грехе. Позднейшая вставка. Иудея откупилась от ассирийского царя данью и продолжала существовать после падения Израильского царства).

6 С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них. Бог-де обиделся, как забытый и отверженный человек).

7 Господу они изменили, потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом. («Избранные» ушли к чужим богам, их ждёт возмездие).

8 Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: «за тобою, Вениамин!» (В древности рог использовался в качестве сигнального инструмента).

9 Ефрем сделается пустынею в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. (Ефрем, то есть израильтяне, будут в тяжелейшем положении).

10 Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. (Аналогия с межами).

11 Угнетён Ефрем, поражён судом; ибо захотел ходить вслед суетных. (Израильтяне перестали почитать Яхве).

12 И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. (Аналогия с молью и червём).

13 И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и пошёл Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны. (Обращение израильтян за помощью к Ассирии, ассирийский царь Иарев является собирательным, символическим).

14 Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасёт. (Скимен – детеныш животного).

15 Пойду, возвращусь в Моё место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. (Как обиженный человек, Яхве покидает «избранных» и ждёт, чтобы они к нему пришли с повинной).

Глава 6

1 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; (Бог Осии – это национальный бог Израиля. Его отношения с израильтянами основаны на «завете», договоре, союзе. С религиозной точки зрения, если Израиль изменял своему богу, то и Яхве вправе истребить израильтян. Но бог вправе также и помиловать свой народ и не уничтожить его полностью).

2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. (У бога есть лицо!).

3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». (Аналогия с природными явлениями).

4 Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. (Израильтяне и иудеи не должны терять надежды и веры в своего бога).

5 Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. (Бог, то есть жрецы-иудаисты, действует через своих пророков).

6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Явное заявление жреца-манипулятора, для него важнее одурачить людей, чтобы побольше и почаще приносили жертвы).

7 Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне. (Завет нарушил ещё Адам своей изменой).

8 Галаад – город нечестивцев, запятнанный кровью. (Осия еще считает Галаад принадлежащим Израилю).

9 Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. (Священники совершают неблаговидные преступления. Первоначально столицей Израильского царства был Сихем).

10 В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль. (Ефрем-израильтяне служат не тем богам).

11 И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего. (Обращение к иудеям о необходимости восстановить культ Яхве).

Глава 7

1 Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии: ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. (Израильтяне совсем извратились).

2 Не помышляют они в сердце своём, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицем Моим. (Израильтяне совсем извратились).

3 Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими – князей. (Цари и князья также совсем извратились).

4 Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестаёт поджигать её, когда замесит тесто и оно вскиснет. (Аналогия с печкой, пекарем, тестом).

5 «День нашего царя!» [говорят] князья, разгорячённые до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. (Осия считает израильского царя своим царём. Кощуны – языческие волхвы-колдуны, соперники жрецов Яхве, яростно критиковавшие последних, отсюда слово «кощунство» – «богохульство, святотатство», возможно близко по происхождению слово «кощей бессмертный» – от славянского слова «кость» в обобщенном смысле, то же что и по-гречески «skeletos», букв. – высохший, – «скелет». Кощей – из русско-немецкого словаря Wörterbuch Russisch Deutsch, «худой, очень старый мужчина, который владеет тайной долголетия»).

6 Ибо они коварством своим делают сердце своё подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. (Аналогия с печкой).

7 Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне. (Забыли Яхве).

8 Ефрем смешался с народами, Ефрем стал, как неповороченный хлеб. (Аналоги с недоваренным хлебом).

9 Чужие пожирали силу его и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает. (Дескать, из-за того, что забыли «истинного» бога, все эти неприятности).

10 И гордость Израиля унижена в глазах их и при всём том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его. (Дескать, из-за того, что забыли «истинного» бога, все эти неприятности).

11 И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию. (После смерти в 743 г. Иеровоама II царскую власть в Израиле захватывали узурпаторы, один за другим расправляясь со своими предшественниками, по-видимому, были часты обращения к иностранным державам за помощью. Поэтому «разгневанный» Яхве, то есть недовольные жрецы иудаизма, они остались «на бобах», отказался от своего народа, как суровый муж от неверной жены).

12 Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их. (Осия пророчествует, что грехи будут наказаны).

13 Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. (Осия пророчествует, что грехи будут наказаны).

14 И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются. (Осия пророчествует, что грехи будут наказаны).

15 Я вразумлял [их] и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня. (Осия пророчествует, что грехи будут наказаны).

16 Они обращались, но не к Всевышнему, стали – как неверный лук; падут от меча князья их за дерзость языка своего; это будет посмеянием над ними в земле Египетской. (Обещание всяческих напастей. Всевышний – Яхве).

Глава 8

1 Трубу к устам твоим! Как орёл [налетит] на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! (Израильтяне забыли свой завет с богом, и бог-де нашлёт на них разные несчастья).

2 Ко Мне будут взывать: «Боже мой! мы познали Тебя, мы – Израиль». (Во всех несчастиях грешные израильтяне будут обращаться к их богу, который-де поможет).

3 Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. (Доброе понимается как вера в Яхве).

4 Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. (Идолы выплавлялись из золота и серебра).

5 Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься? (Осия порицает Израиль за поклонение «тельцам» – изображениям Яхве в виде быка).

6 Ибо и он – дело Израиля: художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец Самарийский! (Осия порицает Израиль за поклонение «тельцам» – изображениям Яхве в виде быка).

7 Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят её. (Аналогия с природными явлениями, многие утверждения стали пословицами).

8 Поглощён Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. (Израильтяне совсем извратились).

9 Они пошли к Ассуру, как дикий осёл, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. (Ассур – Ассирия).

10 Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей; (Дань отвозится в иностранные державы).

11 ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха, – ко греху послужили ему эти жертвенники. (Но Яхве, то есть жрецы иудаизма, не рад, если ему поклоняются неискренне).

12 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. (Законы не соблюдаются).

13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. (Бесконечные ссылки на египетский плен. Пророк смутно представлял себе, откуда грозит наибольшая опасность, поэтому и оракулы его носят противоречивый характер. Возможно, Осии казалось, что Израилю не миновать оказаться в египетском плену).

14 Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укреплённых городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрёт чертоги его. (Израильтяне отошли от религии Яхве. Это и беспокоит неугомонных жрецов иудаизма, «вещающих» через своих клевретов-пророков).

Глава 9

1 Не радуйся, Израиль, до восторга, как [другие] народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. (Израильтяне почитают не тех богов).

2 Гумно и точило не будут питать их, и [надежда] на виноградный сок обманет их. (Гумно – расчищенный участок земли, на котором складывают скирды зерна; точило – давильня, специальное место, где выдавливают сок из винограда).

3 Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. (Осия рисует нашествие сразу с двух сторон: из Египта и из Ассирии).

4 Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть его, осквернятся, ибо хлеб их – для души их, а в дом Господень он не войдёт. (Неугодные жертвы и приношения Яхве-де не нужны).

5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? (Вопрос нечестивцам. Яхве, значит, сам не знает).

6 Ибо вот, они уйдут по причине опустошения; Египет соберёт их, Мемфис похоронит их; драгоценностями их из серебра завладеет крапива, колючий тёрн будет в шатрах их. (Мемфис, иначе Ноф (жилище добрых) – древняя столица Египта, стоял на реке Нил немного южнее современного Каира. Недалеко от Мемфиса находятся пирамида Хеопса и знаменитый сфинкс).

7 Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. (Многие пророки подвергались репрессиям за критику власть имущих).

8 Ефрем – страж подле Бога моего; пророк – сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его. (Израильтяне должны почитать Яхве).

9 Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их. (Однако израильтяне забыли своего бога, Гива – резиденция Саула, которого жрецы иудаизма считают «неправильным» царём, переставшим слушаться указаний жрецов).

10 Как виноград в пустыне, Я нашёл Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время её, увидел Я отцов ваших, – но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили. («Избранные» предпочли чужих богов. Ваал-Фегор (Баал пеор) – моавитский бог, культ которого был связан с храмовой проституцией).

11 У Ефремлян, как птица улетит слава: ни рождения, ни беременности, ни зачатия [не будет]. (Однако израильтяне забыли своего бога).

12 А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! (Всяческие напасти на нечестивцев).

13 Ефрем, как Я видел его до Тира, насаждён на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. (Израильтяне забыли своего бога).

14 Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. (Всяческие напасти на нечестивцев).

15 Всё зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их – отступники. (В Галгале было капище идолов).

16 Поражён Ефрем; иссох корень их, – не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. (Всяческие напасти на нечестивцев).

17 Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами. (Стало ясно, что неизбежен захват Израиля Ассирией, население будет выселено в другие районы Ассирии. Из 4-й Книги Царств пишется (4 Цар. 17:3—6), что когда к границам Северного царства подступили войска ассирийского царя, то израильский царь Осия, тезка пророка, «сделался… подвластным ему и давал ему дань». Но «заметил царь ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к… царю египетскому, и не доставлял лани… каждый год; и взял его царь ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь ассирийский… и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года… взял… Самарию, и переселил израильтян в Ассирию»).

Глава 10

1 Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. (Израильтяне забыли своего бога).

2 Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их. (Наказание нечестивцам не за горами).

3 Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, – что он нам сделает?» (Израильтяне забыли своего бога).

4 Говорят слова [пустые], клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля. (Израильтяне совсем извратились).

5 За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нём народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нём, будут плакать о славе его, потому что она отойдёт от него. (Израильтяне поклонялись тельцу).

6 И сам он отнесён будет в Ассирию, в дар царю Иареву; постыжен будет Ефрем, и посрамится Израиль от замысла своего. (Пророчество о всяческих несчастиях).

7 Исчезнет в Самарии царь её, как пена на поверхности воды. своего. (Пророчество о всяческих несчастиях).

8 И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас». своего. (Пророчество о всяческих несчастиях).

9 Больше, нежели во дни Гивы, грешил ты, Израиль; там они устояли; война в Гаваоне против сынов нечестия не постигла их. (Израильтяне совсем извратились. В Гаваоне находился главный жертвенник Яхве).

10 По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы, и они будут связаны за двойное преступление их. (Обещание возмездия).

11 Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. (Аналогия с трудом пахаря).

12 Сейте себе в правду, и пожнёте милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придёт, дождём пролил на вас правду. (Критика общественных несправедливостей, но надо уповать на бога, он-де всё разрешит).

13 Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих. (Критика беззаконий и лжи).

14 И произойдёт смятение в народе твоём, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми. (Обещание возмездия).

15 Вот что причинит вам Вефиль за крайнее нечестие ваше. (Обещание возмездия. Вефиль – «дом божий», в древнем Ханаане местные святилища, которые иногда представляли собой небольшие храмики с находящимися внутри их изваяниями местных богов – ваалов).

Глава 11

1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. (Яхве с горечью вспоминает, как сильно обиженный человек, о своей любви к своему народу. Слова «Из Египта вызвал я сына моего» автор Евангелия от Матфея, вырвав их из контекста, использовал как пророчество о Христе: «Да сбудется реченное… через пророка»: Мф. 2:15).

2 Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. («Избранный народ» переметнулся к чужим богам и истуканам).

3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. (Аналогия с человеком-опекуном).

4 Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. (Аналогия с человеком-опекуном).

5 Не возвратится он в Египет, но Ассур – он будет царём его, потому что они не захотели обратиться [ко Мне]. (Стало ясно, что неизбежен захват Израиля Ассирией).

6 И падёт меч на города его, и истребит затворы его, и пожрёт их за умыслы их. (Враг всё разорит и уничтожит).

7 Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. («Избранные» забыли своего «горного» Яхве).

8 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя! (Хитроумные жрецы-иудаисты полностью не отвергают свой «избранный» народ, тогда кто же будет таскать им прокорм?).

9 Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город. (Яхве-де не истребит Ефрема, то есть израильтян).

10 Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, (Аналогия со львом, который рычит).

11 встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь. («Избранные» в Египте и Ассирии вернутся-де домой).

12 Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством; Иуда держался ещё Бога и верен был со святыми. (Иудея пока ещё держится «правильного курса»).

Глава 12

1 Ефрем пасёт ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей. (Израильтяне заключают союзы с иностранными державами и предают национальные интересы).

2 Но и с Иудою у Господа суд и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. (Скоро возмездие).

3 Ещё во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. (Напоминание о древних событиях праотцов).

4 Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашёл нас и там говорил с нами. (Ангел – человек, посланник жрецов).

5 А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) – имя Его. (Утверждение имени «истинного» бога).

6 Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. (Но чистосердечное раскаяние будет, дескать, вознаграждено милосердием Яхве, то есть жрецов иудаизма).

7 Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; (Везде обман).

8 и Ефрем говорит: «однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом». (Богатый израильтянин рассуждает о том, что стал богатым законно).

9 А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника. (Кущи – шалаш из кустов, листьев).

10 Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. (Жрецы-гипнотизёры использовали пророков, «делая» им всяческие видения, используя притчи-иносказания, чтобы не говорить прямо, а завуалировано).

11 Если Галаад сделался Авеном, то они стали суетны, в Галгалах заколали в жертву тельцов, и жертвенники их стояли как груды камней на межах поля. (То есть стали почитать идолов).

12 Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерёг [овец]. (Иносказание по поводу того, что изменили израильтяне своему богу).

13 Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его. (Пророки – главный глашатаи закулисных жрецов).

14 Сильно раздражил Ефрем [Господа] и за то кровь его оставит на нём, и поношение его обратит Господь на него. (Ефрем-израильтяне стали почитать не тех богов).

Глава 13

1 Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала, и погиб. (Ефрем-израильтяне стали почитать не тех богов).

2 И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников, – и говорят они приносящим жертву людям: «целуйте тельцов!» (Ефрем-израильтяне стали почитать не тех богов).

3 За то они будут как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы. (Аналогия с различными явлениями).

4 Но Я – Господь Бог твой от земли Египетской, – и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня. (Бог-спаситель – так называли себя жрецы иудаизма, спекулируя на том, что бог якобы вывел евреев из Египта).

5 Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей. (Долгое время скитались по Синайский пустыне, так как остальные народы не пускали бродяг).

6 Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня. («Избранные» забыли Яхве, но жрецы постоянно напоминали о нём, так как с этого они кормились. Пажить, пажа (слав.) – луг, пастбище, выгон).

7 И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге. (Скимен – детеныш животных).

8 Буду нападать на них, как лишённая детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица; полевые звери будут терзать их. (Аналогия с животными).

9 Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. (Навязывание идеи «истинного» бога).

10 Где царь твой теперь? Пусть он спасёт тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: «дай нам царя и начальников»? (Цари, судьи, начальники думают, понятное дело, только о своём благополучии).

11 И Я дал тебе царя во гневе Моём, и отнял в негодовании Моём. (Бог-де дает, и бог-де берёт назад, он гневается, негодует, как обыкновенный рассерженный и разозлённый человек).

12 Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережён его грех. (Грешны израильтяне – забыли своего бога).

13 Муки родильницы постигнут его; он – сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей. (Обещание всяческих бед и напастей).

14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. (Бог наказывает и бог милует. Значит, не контролирует ситуацию, так как не знает, что ждёт в будущем. А если знает, то это шоу-спектакль).

15 Хотя [Ефрем] плодовит между братьями, но придёт восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов. (Обещание всяческих бед и напастей).

Глава 14

1 Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены. (Осия от имени бога пророчит великие бедствия, которые должны постигнуть Израиль от руки Яхве).

2 Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. (Требование возврата к «истинному» богу).

3 Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших. (Молитва для возвращения блудных детей в лоно «истинной» религии).

4 Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; потому что у Тебя милосердие для сирот». (Ассирия не будет помогать израильтянам, «изделия рук наших» – истуканы).

5 Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. (Израильтяне вернутся к Яхве).

6 Я буду росою для Израиля; он расцветёт, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. (Аналогия с растениями и Ливаном).

7 Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. (Аналогия с растениями и Ливаном).

8 Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское. (Аналогия с растениями и Ливаном).

9 «Что мне ещё за дело до идолов?» – скажет Ефрем. – Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды. (Ефрем-израильтяне отвергнут идолов-истуканов).

10 Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них. (Осия – один из меньших пророков, современник Исаии и Михея в Иудее. Книга пророка Осии – первая в числе книг меньших пророков, относится к первой половине VIII в. до н. э., состоит из 14 глав. Слово Осии относилось к северному, то есть Израильскому царству при Иеровоаме II. Осия выступал с обличением своих соплеменников в моральном одичании, идолопоклонстве (обращение к ханаанской религии, которое было введено при Иеровоаме I) и заискивании перед могуществом Египта и Ассирии. Он начал пророчествовать во второй половине царствования Иеровоама II, около 750 г. до н. э., вероятно, через несколько лет после появления пророка Амоса. Господь, бог отцов, ждет обращения народа-отступника, Он пожалеет Израиль, исцелит его от вероломства и будет любить его. Отношение Бога к Израилю представлено как брачный союз, а вероломство народа – как неверность жены мужу. Это уподобление вошло во все позднейшие книги Библии до новозаветного Откровения Иоанна Богослова включительно. Пророк – греческое слово «профетес», так же, как и еврейское «нави», означает: оратор или вестник. Ветхозаветные пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего; они говорили людям слово в назидание и утешение).