Глава 9
В комнате сидело двое мужчин. Обоим было за семьдесят, у обоих волосы были густо усеяны сединой. Для их преклонного возраста, они очень хорошо выглядели. Оба худощавые, подтянутые. Годы не согнули их спины, а артрит не изуродовал их суставы, взгляд был ясен, и излучал энергию и живость ума.
Мужчины сидели в низких мягких креслах за таким же низким столиком, уставленным бутылками с соками. Обстановка в комнате была богатая, но без крикливости. Не кабинет, не гостиная. Хозяин дома про себя называл ее «тихой заводью». Здесь не было ни телевизора, ни магнитофона, ни телефона. Фотообои с изображением заболоченной речушки и большой аквариум с подсветкой, где плавали пестрые экзотические рыбки, создавали тихую спокойную атмосферу. Мистер Паркерс – хозяин дома, любил сидеть в этой комнате по вечерам, когда единственным источником света был аквариум, а по стенам плавно двигались увеличенные тени его любимых рыбок. Сюда он приходил, чтобы отвлечься от проблем и текущих дел. Получасовое созерцание маленьких существ, резвящихся в аквариуме, снимало с него усталость и заряжало энергией.
Это был первый раз, когда хозяин дома вел деловые разговоры в этой комнате. Но, учитывая возраст своего собеседника, его темпераментный характер, мистер Паркерс решил сделать исключение из правил. Ни шикарный офис его фирмы, ни рабочий кабинет в его огромном доме не могли создать того уюта, располагающего к доверительной беседе и пониманию. Его гость, мистер Крокер, занимался производством авиационных ракет и всем, что с этим связано, был крупнейшим подрядчиком Министерства обороны Соединенных Штатов. Мистер Паркерс производил зенитные ракетные комплексы. Оба бизнеса существовали параллельно друг к другу и никогда не пересекались. Поэтому они никогда не были конкурентами. Именно такой человек и нужен был мистеру Паркерсу. Ведь, когда возникают совместные финансовые операции, то партнеры часто не могут прийти к согласию в решении многих вопросов, а в результате – крах всего проекта.
Как и его гость, мистер Паркерс заботился о своем здоровье, оба давно уже были равнодушны к спиртному. Поэтому, на столике стояли только соки.
– Мистер Крокер, вы следили за событиями на выставке вооружения в Абу-Даби?
– Выставка, как выставка, – равнодушно пожал плечами мистер Крокер.
– Вы обратили внимание, что русские ворвались на нее, как тайфун. Их техника восхитила публику. Наибольшие толпы собирались именно возле их образцов.
– Ничего удивительного, – также равнодушно ответил мистер Крокер. – Русские на подобных выставках новички. Поэтому к ним такой интерес. При Советском Союзе, их на подобные мероприятия не приглашали. Публике было интересно посмотреть на то, что раньше русские прятали от чужих глаз. Это вечное пристрастие из всего делать тайну, сделало их посмешищем на выставке.
– О чем вы говорите? – удивился мистер Паркерс.
– Неужели не слышали?
– Нет.
– Французский корреспондент хотел сфотографировать знаменитый комплекс С-300, который в это время русские техники мыли возле ангара. Русские подняли скандал, обвинив несчастного корреспондента в шпионаже. Устроили марш протеста.
– Француз попытался сфотографировать секретную аппаратуру?
– Нет, только внешний вид.
– Но ведь в рекламных буклетах русские сами размещают подобные фотографии, любой может на выставке фотографировать все, что ему показывают.
– Вот именно! Видимо, сработали их застарелые комплексы по сохранению своих секретов: «Раз иностранец вертится возле их техники, значит он шпион».
– Все это очень смешно, но, тем не менее, русские активно стремятся пробиться на мировой рынок вооружения.
– В вас говорит обиженное самолюбие, что С-300 потеснил ваш «Пэтриот».
– Они просто украли, в свое время, нашу идею! – возмущенно заявил мистер Паркерс.
– Не спорю. Но, с тех пор, русские эту идею так усовершенствовали, что ваш «Пэтриот» всем кажется вчерашним днем.
– Все из-за того, что Пентагон, в свое время, отказался профинансировать дальнейшие работы по его модификации, – пробурчал мистер Паркерс.
– А как бы вы поступили на их месте? Высокая стоимость и неспособность сбивать низколетящие цели заставило военную комиссию искать другую альтернативу.
– Тем не менее «Пэтриот» был закуплен рядом европейских стран, Японией и до сих пор стоит на вооружении.
– Мистер Паркерс, не надо со мной разговаривать, как со своим покупателем. Мы оба знаем, что это была, по большому счету, не коммерческая сделка, а политическая. Все ваши «европейские страны» входили в блок НАТО. Им просто навязали это вооружение, – усмехнулся мистер Крокер.
– Хорошо, хорошо, – поспешно согласился мистер Паркерс. Он понял, что разговор пошел не в том направлении. Своего собеседника он позвал в гости не для того, чтобы с ним спорить. – Я собственно, хотел обратить ваше внимание на то, что русские активно пробиваются на международный рынок вооружения.
– Я вас плохо понимаю, – признался мистер Крокер. – Русские всегда были крупнейшим поставщиком оружия. Раньше они нам мало мешали, так как основные их клиенты находились, в так называемом социалистическом лагере. Ничего странного я не вижу в том, что, потеряв часть своей клиентуры, они ищут новые рынки сбыта. Уж как бизнесмен, вы должны их понять. Если же вернуться к выставке в Абу-Даби, то вы правы, их техника понравилась всем. Вот только, несмотря на это, арабы купили танки не у них, а у французов. То же самое и с комплексом С-300. Никто не хочет связываться со страной, где, в настоящий момент, нет политической стабильности. Уже дважды, за последние пять лет, в России чуть не разгорелась гражданская война. Эта страна столь непредсказуема, что даже к их мирным инициативам, все относятся настороженно и с опаской.
Хозяин дома не перебивал своего гостя, хотя все это было ему отлично известно. Пусть выговорится и спустит пар. Основной разговор еще впереди. Необходимо, чтобы у них по всем вопросам были одинаковые взгляды, тогда разговор будет протекать без каких– либо эксцессов.
– В одном вы не правы, – вставил мистер Паркерс. – Русские продали свой комплекс одной африканской стране.
– Сочувствую и понимаю вас, но меня, как вы догадываетесь, это нисколько не волнует, – равнодушно заявил мистер Крокер. – У меня стабильный заказ от Пентагона, а куда они денут мою продукцию, мне все равно. Как вы знаете, моя фирма не занимается экспортом вооружения.
– Ваше соглашение с Министерством обороны заканчивается в этом году, – проявил свою осведомленность мистер Паркерс.
– Обычная формальность, – пожал плечами гость. Как и раньше, соберется комиссия и утвердит конкретную сумму на конкретный срок.
– Боюсь, что сумма может оказаться намного ниже, чем в предыдущие годы.
– У вас есть конкретные подтверждения этому, – насторожился мистер Крокер, – или это обычный аналитический прогноз, которые любят составлять газетчики и малосведущие «специалисты»?
– И то, и другое, – уклонился от прямого ответа мистер Паркерс. – Вы слышали об инициативе конгрессмена Вейсса?
– Это тот, что в 1988 году проталкивал «Закон о перестройке военной экономики»?
– Да. В этом законе рассматривался вопрос о частичном переводе предприятий, выпускающих вооружение, на выпуск гражданской продукции. Сейчас у него появился настойчивый последователь.
– Стоит ли серьезно к этому относится? Министерство обороны, пока, успешно отбивало все атаки любителей подобных проектов.
– Времена меняются. После развала Советского Союза, «партия мира» набирает силу. Всех волнует растущий дефицит бюджета. Чтобы сделать успешную политическую карьеру, многие стали призывать к сокращению вооружения. Это беспроигрышный вариант на пути к завоеванию сердец американских домохозяек. Сейчас наши корпорации дают прибыль в двадцать два процента от военных контрактов и десять процентов от гражданского сектора. Мы на гражданском рынке не конкурентоспособны. Гражданские корпорации нас просто съедят.
– Я так понимаю, что мы подошли к главной теме нашего разговора, – констатировал мистер Крокер. Он был прямолинейным человеком, и любил называть вещи своими именами. – У вас есть ко мне конкретное предложение?
– Да, – вздохнул мистер Паркерс. Ему неприятно было выступать в роли просителя, но в данном деле без помощи своего гостя, его проект был обречен на неудачу. – Без какого-либо конфликта, даже очень маленького, добиться повышения военного заказа от Министерства обороны невозможно. Поэтому, я предлагаю создать маленький военный конфликт или пограничный инцидент.
– Я не собираюсь вкладывать деньги в «банановую революцию», – жестко заявил мистер Крокер.
– Никто не говорит о вложении, каких то либо средств, – быстро заговорил мистер Паркерс, хотя он надеялся, что часть затрат возьмет на себя его собеседник. Предполагаемые затраты были связаны с взятками различным чиновникам. – Жизнь сама все хорошо устроила.
– Что вы имеете в виду?
– Африканская страна, которая купила у русских С-300, до этого не имела средств противовоздушной обороны. Их соседи этим пользовались, постоянно нарушали воздушные границы. На днях, с помощью закупленного комплекса, было сбито два самолета. Пострадавшая сторона готовится попросить помощи у нашей страны, чтобы обуздать агрессора.
– Что-то не пойму, кто в данной ситуации агрессор?
– А это зависит от того, кто будет рассматривать этот вопрос, – весело заявил мистер Паркерс. – У вас в Белом доме есть хорошие друзья…
– И вы хотите, чтобы я с их помощью решил этот вопрос, – продолжил мистер Крокер.
– Совершенно верно.
– Пока не вижу связи между данным конфликтом и увеличением наших заказов.
– Вот этот вопрос возьму на себя я.
– Пожалуйста, поподробнее, – попросил мистер Крокер.
– Как только будет решение об оказании помощи данной стране, у Министерства обороны появится основание потребовать увеличения их бюджета или перераспределения, уже имеющихся у них средств. Для нас с вами это не имеет никакого значения, потому что увеличение военного заказа коснется именно наших с вами корпораций. Я поставляю зенитные ракетные комплексы в африканскую страну, а вы свои ракеты нашей доблестной армии.
– Почему вы уверены, что мне увеличат заказ?
– По двум причинам. Во-первых, этим вопросом будут заниматься мои друзья в Пентагоне. Во-вторых, ракет понадобится действительно много.
– Наша авиация будет участвовать в боевых действиях?
– Обязательно, – заверил мистер Паркерс. – По моим планам, С-300 необходимо уничтожить. Иначе вся затея закончится обычными переговорами между дипломатами, а нам нужен вооруженный конфликт.
– Мы можем нарваться на международный скандал, – засомневался мистер Крокер.
– Никакого скандала не будет, – мистер Паркерс взял со столика высокий стакан с соком и начал пить мелкими глотками.
– Прекратите говорить загадками, – не выдержал долгой паузы мистер Крокер.
– Никаких загадок. В Африке сосредоточены колоссальные природные запасы, которые использует наша страна, в том числе и в военной промышленности. В военном отношении, этот континент Генеральный штаб давно уже рассматривает, как стратегический плацдарм для обеспечения боевых действий. Наши политики смотрят на Африку, как на зону жизненных интересов Америки. Здесь они единодушны, и можно смело рассчитывать на поддержку большинства конгрессменов. Мы их только чуть-чуть подтолкнем к нужному нам решению. Поэтому, Пентагон с удовольствием пошлет в этот район авианосец, и будет патрулировать воздушное пространство нужного нам района. Не исключено, что летчики «случайно» пересекут границу чужого государства. Их обязательно атакуют. В ответ на агрессивные действия, направленные на миротворческие силы, они применят всю свою боевую мощь.
– А если их не атакуют?
– Мощное оружие делает людей уверенными в себе, а безнаказанность развращает. Поэтому африканцы, окрыленные своим недавним успехом, обязательно попытаются сбить наших летчиков. Они будут уверены, что нарушители границы прибыли с сопредельного государства.
– Русские этого так не оставят. Они не позволят позорить свой комплекс. Пришлют своих инструкторов, а может, и окажут военную помощь.
– Сейчас у них в стране не та политическая обстановка, чтобы ввязываться в военные конфликты за пределами страны. Они не могут разобраться с маленькой Чечней у себя дома. Так, что военного вторжения можно не опасаться. Россия сейчас озабочена зарабатыванием денег. То, что мы уничтожим их зенитный комплекс, им только на руку. Африканцам придется покупать еще один, а может и несколько комплексов. Наши банки с удовольствием им выделят для этих целей кредит. Мои люди уже прозондировали почву в Москве, наладили нужные связи. Так, что нас в этой затее будет трое. Вы решаете вопросы в Белом доме, я в Пентагоне, наш русский партнер в Москве.
– Все-таки, расходы предстоят, – быстро догадался мистер Крокер. Он был не новичок в таких делах и понимал, что без взяток нужным чиновникам, не обойтись.
– Если вы про Россию, то это небольшие деньги. Их чиновники не развращены действительно большими суммами. Они, пока, не требуют миллионных взяток.
– Аппетит приходит во время еды. У них уже появились миллионеры, которые в непостижимо короткие сроки заработали свои капиталы.
– Россия богатая страна. Предприимчивые люди, усвоившие правила большого бизнеса и имеющие поддержку в правящих кругах, смогли быстро заработать свои миллионы. Думаю, что наши расходы очень быстро окупятся, – оптимистично сказал мистер Паркерс. – Тем более что я надеюсь на долгое сотрудничество с русскими партнерами.