Вы здесь

Двадцать оригинальных техник психологического консультирования. 1.Техника «Результат» (Самат Галиев)

1.Техника «Результат»

Начинать консультацию желательно именно с этой техники. Не факт, что клиент знает того, что он хочет получить. Применение этой техники с одной стороны мобилизует и концентрирует клиента, с другой – дает ориентиры для выбора других психотерапевтических техник.

Существуют три варианта этой техники, которые при желании можно использовать последовательно.


Вариант «А» состоит из 5 шагов.

1 шаг. Попросите клиента сформулировать тот результат, который он хочет получить в конце вашей встречи/встреч. Важно, чтобы высказываемый результат был не отрицающим действительность, как, например, «не хочу того… этого…». Результат должен охватывать то, что хочет клиент, быть положительным и конкретным. Например, клиент говорит: «Я хочу бросить курить». Это не совсем то, что мы ищем. Не оспаривая клиента, спросите его, а что он хочет вместо этого. Возможно, он хочет вести здоровый образ жизни или больше заботиться о своем здоровье. Отрицание «не хочу волноваться» можно изменить на «хочу ощущать спокойствие и уверенность».

«Что ты хочешь получить в конце нашей встречи?»

2 шаг. Поиск признака, показателя, по которому можно судить, что желаемое достигнуто.

«По какому признаку можно будет судить, что ты получил этот результат?»

3 шаг. Мы создаем «оформление и интерьер» желаемого, визуализацию и ощущение результата.

«Где, когда и с кем проявится этот результат?»

4 шаг. Поиск внутренних сил и резервов клиента для преодоления трудностей на этом пути. Перенос акцента от случайностей, благоприятного стечения обстоятельств, везения и подарка небесных сил на реализацию внутренних возможностей собеседника, его усилия и предприимчивость.

«Что ты лично сам можешь сделать для достижения результата?»

5 шаг. Казалось бы, парадоксальные вопросы. Однако, они, с одной стороны играют мобилизующую роль, с другой, – позволяют клиенту отметить многие нюансы в процессе исследования результата.

«Какие отрицательные последствия может принести достижение результата?»

«Какие положительные стороны, если результат никогда не будет достигнут?»


Вариант «В» содержит 6 шагов.

Используйте последовательность из шести вопросов.

1 шаг. «Что Вам нужно для того, чтобы получить этот результат?»

2 шаг. «Какие ресурсы (умения, знания, навыки) вам нужны для получения этого?»

3 шаг. «Что нужно сделать для того, чтобы получить эти ресурсы?»

4 шаг. «Что Вам нужно сделать перед этим?»

5 шаг. «Какой первый шаг Вы готовы для этого сделать?»

6 шаг. «Что нужно, чтобы Вы решились сделать этот шаг?»


Вариант «С» включает 2 шага.

1 шаг Клиент воображает себя в будущем, с уже достигнутым результатом.

«Перенесите себя в будущее. В этом будущем Вы достигли своего результата».

2 шаг. Клиент движется из будущего в настоящее, акцентируя ключевые моменты временных преобразований.

«Расскажите, через какие этапы Вы прошли, чтобы получить это».


В данную технологию очень удобно встраивать сопутствующую технику – «Встроенные команды». То есть, чем чаще в речи Вы будете говорить с малюсеньким, едва заметным акцентом «А как ты достигнешь…», вполне вероятно, что клиент этого достигнет.