Вы здесь

Дары волхвов. Часть вторая. О поклонении волхвов. Святые отцы Церкви и исследователи Священного Писания (Л. А. Чуткова, 2014)

Часть вторая

О поклонении волхвов

Святые отцы Церкви и исследователи Священного Писания

Евангельский текст

(Мф. 2, 1-16)


Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.


Из богослужения праздника [9]


«Носишь Ты Адамов облик, Сущий во образе Божием Всесовершенный, и благоволишь, чтобы Тебя держали на руках, все Держащий в руке Своею силою, – Чистая Всенепорочная вещала, возглашая. – Как повивать Тебя буду пеленами, словно Младенца? Как буду питать Тебя сосцами, все питающего, как нищете Твоей, превосходящей ум, дивиться? Как Тебя Моим Сыном нареку, Сама являясь ныне Рабой Твоею? Воспеваю, благословляю Тебя, подающего миру великую милость!» (Предпразднство Рождества Христова. Вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).


Младенца, воплощающегося от Нее, Предвечного Бога видя, Всенепорочная, руками Его держа и лобзая часто и радости исполняясь, обращалась к Нему: «Боже Всевышний, Царь Невидимый, как Я Тебя вижу и не могу уразуметь таинства нищеты Твоей безмерной? Ибо пещера теснейшая, и та – чужая, внутри себя вмещает Тебя, родившегося и девства не нарушившего, чрево Мое сохранившего, как прежде рождества, и дарующего великую милость!» (Там же).


Так Чистая с трепетом, как раба, вещая, услышала перед пещерой волхвов, вместе предстоящих, и обратилась к ним: «Кого вы ищете? Ибо вы, как Я вижу, из иной, дальней страны пришли, облик и нрав персидский имеете. Необычайное отправление и странствие вы совершили и Тому, Кто стал странником, свыше сойдя, и странным образом в Меня вселился, как знает Сам, с усердием пришли поклониться, Дарующему миру великую милость!» (Предпразднство Рождества Христова. Вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).


«Дары Тебе, Сын Мой, принести пришли цари восточные, узнавшие о Твоем рождении, Царь, – ладан, и смирну, и золото; и вот, пред дверями они стоят. Разреши увидеть им Тебя, Младенца, Которого Я на руках Моих держу, древнего Адама Старейшего!» (Вечерня предпразднства, стихира на стиховне).


«Придите, войдите скорее, – сказала некогда Дева волхвам, – и узрите Невидимого, явившегося видимо и сделавшегося Младенцем». Они же с усердием вошли, и поклонились, и поднесли дары, пророчество Божественное исполнив. (Там же).


Простерла земля хребет свой и принимает Творца, принимающего славу от Ангелов, от небес же – звезду, от пастухов – хвалу, от волхвов же – дары и от всего мира – познание. (Повечерие предпразднства, канон, песнь 3).


Предсказателя вещего Валаама загадки ныне исполняются, ибо взошла звезда от Иакова и направила к Солнцу славы приносящих дары волхвов, царей из Персии. (Там же).


Приближается, приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира, – готовь пещеру, город Вифлеем, и с волхвами пастухи прежде всех прибегите! (Там же, песнь 4).


Смирною – на смертное естество, золотом – на царственную силу, ладаном же – на превосходство Божества указывают цари народов, начатки в дар принося Тебе, рождающемуся в пещере Вифлеемской от не познавшей мужа Матери. (Повечерие предпразднства, канон, песнь 5).


От Безбрачной произойдя, Ты, Слово, Отцу совечное, во плоти вселился в пещеру, как престол ясли употребив. И Своим повергающим в трепет замыслом поражаешь волхвов и пастухов; изумил Ты и Ангелов, славу восклицающих. (Там же).


Детоубийцей, но не христоубийцей сделался Ирод злобный, ибо, хотя и сжал он горестно младенцев, как траву, но не смог захватить и умертвить Колос Жизни, ведь истинный Податель жизни связал, как Бог, Божественным могуществом гонителя. (Там же, песнь 6).


Прекратилось заблуждение персидское, ибо звездочеты, цари восточные, дары приносят родившемуся Христу, всех Царю – золото и смирну с ладаном. Его отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все века! (Повечерие предпразднства, канон, песнь 8).


Да радуется творение, ибо созидается Создатель, и новым ныне познается Предсуществовавший Бог; пусть волхвы с дарами Его встречают, пастухи, видя чудо, да рукоплещут с верою и люди вместе с Ангелами да веселятся! (Там же, песнь 9).


Пророков речи ныне исполнились, ибо Бог наш завтра рождается от Девы Марии превыше разума, и пребывает Она, как и была прежде рождества. Собираются волхвы, дары принося, пастухи играют на свирелях, поем и мы: «От Девы рожденный Господи, слава Тебе!» (Утреня предпразднства, седален по первой кафизме).


Небом мне явилась в сей день земля, ибо на ней рождается Творец и ложится в ясли в Вифлееме Иудейском. Со Ангелами пастухи воспевают непрестанно: «В Вышних слава, мир в мире!» Ибо увидели они звезду, путешествующую с волхвами, спешащими скорее принести Ему дары: золото, смирну и ладан, как истинному Богу всех, и Царю вечному, и всего мира Создателю, в пещере по милосердию родившемуся. (Утреня предпразднства, седален по 3 песни канона).


Дивясь рождеству необычайному, стояли волхвы, приведенные Божественной звездой, и, видя Солнце, восходящее из девственного Облака, дары Ему приносили. (Канон предпразднства, песнь 4).


Народ, некогда во тьме сидевший, да увидит воссиявший Свет Немеркнущий – Тот, Который звезда указала в древности почитавшим огонь персидским царям. (Там же, песнь 5).


Царь Великий, Пребожественный, в тесную спешит войти пещеру, чтобы меня, умаленного, возвеличить и обогатить богатством безмерным, обнищавшего. (Канон предпразднства, песнь 4).


Ныне, как Валаам изрек, от Иакова Христос рождается, и господствовать Он будет над народами, и возвысится благодатью Его Царство, пребывающее неизменным. (Там же).


Воинство Ангелов Божественных, приготовься неизреченное Господне нисхождение воспеть; волхвы, скорей прибудьте; пастухи, спешите: пришел Тот, Кому назначено – Христос, народов надежда и искупление! (Там же, песнь 7).


Да поют, радуясь, царства всей земли, племена же народов да возликуют; горы, и холмы, и долины, реки, море и все творение Господа, ныне родившегося, величайте! (Канон предпразднства, песнь 9).


Ты видим был пророками, насколько возможно было Тебя увидеть; в последние же времена, став смертным, всем людям Ты явился в Вифлееме, граде Иудейском, когда звезда указывала звездочетам Тебя, Неизъяснимый. (Там же).


Обитающий во свете неприступном и Держащий все по милосердию неизреченному от Девы рождается и пеленами повивается, как Младенец, в пещере и в яслях тварей бессловесных ложится. Поспешим в Вифлеем прибыть для поклонения Ему с волхвами, принося плоды превосходнейших деяний как дары! (Светилен предпразднства).


Пение, верные, принесем Деве Марии, ибо вот, Она ныне идет, чтобы родить во граде Вифлееме Христа Спасителя, – потому, волхвы, с дарами за звездою устремитесь, чтобы с нами поклониться; пастухи же, поспешите с Ангелами возгласить Рождающемуся: «Слава Тебе, в пещере и яслях лежащему!» (Там же, Богородичен).


Звезда воссияла от Иакова в пещере; придем и мы совершить предпраздничные торжества – поспешим с волхвами, с пастухами приступим, увидим Бога в пеленах, увидим Деву, молоком питающую. О в трепет повергающее зрелище! Царь Израилев, Христос приходит! (Утреня предпразднства, стихира на хвалитех).


Это – Бог наш, не сравнится с Ним никто иной; Рожденный от Девы и живший с людьми; Сын Единородный видится лежащим в бедных яслях, подобно смертным, и пеленами повивается Господь славы; и волхвов звезда направляет к поклонению Ему; и мы поем: «Троица Святая, спаси души наши!» (Предпразднство. Служба часов, стихира 3 часа).


«Иосиф, скажи нам: как Деву, Которую взял ты из Святилища, беременной приводишь в Вифлеем?» «Я, – говорит он, – пророков исследовал и, откровение получив через Ангела, удостоверился, что Бога родит Мария неизъяснимо; Ему на поклонение волхвы с востока прибудут, с дарами драгоценными служение совершая». Воплотившийся нас ради, Господи, слава Тебе! (Там же).


Придите, верные, Богом вдохновленные, возвысимся и увидим ясно в Вифлееме Божественное схождение к нам с высоты и, умом очистившись, принесем в жизни добродетели вместо благоухающего мира, с верою заранее готовя от душевных сокровищ наступление рождественских торжеств, взывая: «Слава в Вышних Богу в Троице, чрез Которого среди людей благоволение явилось для искупления Адама от первородного проклятия, ибо Он – Человеколюбец!» (Предпразднство. Служба часов, стихира 6 часа).


Поражался Ирод, видя волхвов благочестие, но, гневом побеждаемый, точно время прошедшее рассчитывал; матери детей лишались, и несозревшие возрастом младенцы горестно сжинались, сосцы иссыхали, и потоки молока иссякали, великий был ужас! Мы же, верные, сойдясь благоговейно, поклонимся Христову Рождеству. (Там же, стихира 9 часа).


В сей день рождается от Девы в руке Держащий все творение; рубищем, как смертный, пеленается Неосязаемый по естеству; Бог в яслях возлегает, утвердивший словом небеса в начале; молоком от сосцов питается в пустыне дождем Проливший народу манну; волхвов призывает Жених Церкви; принимает их дары Сын Девы. Поклоняемся Рождеству Твоему, Христе; поклоняемся Рождеству Твоему, Христе; поклоняемся Рождеству Твоему, Христе, покажи нам и Божественное Твое Богоявление! (Предпразднство. Служба часов, стихира 9 часа).


С рождением Господа Иисуса от Святой Девы просветился весь мир: пастухи играли на свирелях и волхвы поклонялись, Ангелы воспевали, но Ирод тревожился, что Бог во плоти явился, Спаситель душ наших. (Служба в день Рождества Христова. Великая вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).


Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас! (Служба в день Рождества Христова. Великая вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).


Тайно родился Ты в пещере, но небо о Тебе всем провозгласило как устами, посылая звезду, Спаситель, и привело к Тебе волхвов, с верою поклоняющихся Тебе; с ними помилуй нас! (Там же, тропарь по 3 паремии).


Воссиял Ты, Христе, от Девы, невещественное Солнце правды, и звезда указала Тебя, Невместимого, в пещере вмещающегося, приведя волхвов для поклонения Тебе. С ними мы Тебя величаем: «Жизни Податель, слава Тебе!» (Там же, тропарь по 6 паремии).


В сей день, по пророчеству, небо и земля да возвеселятся. Ангелы и люди! Духовно восторжествуем, ибо Бог во плоти явился тем, кто во тьме и в тени сидели, родившись от Девы; пещера и ясли вместили Его. Пастухи о чуде возвещают; волхвы с востока в Вифлеем дары приносят; мы же недостойными устами, подобно Ангелам, хвалу Ему принесем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, ибо пришел Ожидаемый народами – пришел и спас нас от рабства врагу!» (Служба в день Рождества Христова. Великая вечерня, стихира на литии).


Волхвы, персидские цари, познав ясно, что на земле родился Царь Небесный, светлой звездой ведомые, достигли Вифлеема, неся отборные дары: золото, и ладан, и смирну, и, павши, поклонились, ибо Вечного увидели в пещере лежащим, как Младенца. (Там же).


В сей день рождает Дева Творца всего. Эдем приносит Ему пещеру, и звезда показывает Христа – Солнце пребывающим во тьме. Волхвы с дарами поклонились, верою просвещаемые, и пастухи узрели чудо – Ангелов воспевавших и возглашавших: «Слава в вышних Богу!» (Там же, стихира на стиховне).


Когда Господь Иисус родился в Вифлееме Иудейском, с востока пришедшие волхвы поклонились Богу Вочеловечившемуся и, открыв сокровищницы свои, дары драгоценные приносили: чистое золото – как Царю веков и ладан – как Богу всего мира; смирну же – как пребывавшему мертвым в течение трех дней Бессмертному. Все народы, придите, поклонимся Родившемуся для спасения душ наших! (Там же).


В пещере Ты поселился, Христе Боже, ясли приняли Тебя, пастухи же с волхвами поклонились. Тогда-то и исполнилась проповедь пророков, и ангельские воинства удивлялись, взывая и возглашая: «Слава нисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!» (Там же).


Придите, верные, увидим, где родился Христос; последуем затем, куда ведет звезда, с волхвами, восточными царями. Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: «Слава в вышних, – возглашая, – в пещере Рожденному от Девы Богородицы в Вифлееме Иудейском!» (Утреня в день Рождества Христова. Седален по полиелее).


Звезда волхвам ясно указала существующее прежде солнца Слово, грех пришедшее подавить, – Тебя, из сострадания к нам в убогой пещере пеленами повитого, в Ком с радостью увидели они и смертного и вместе – Господа. (Канон празднику 2, песнь 1).


Начаток язычников небо привело к Тебе, Младенцу, лежащему в яслях, звездою призвав волхвов. И изумили их не скипетры и престолы, но последняя нищета. Ибо что беднее пещеры? Что смиреннее пелен? Но в них просияло Божества Твоего богатство; Господи, слава Тебе! (Ипакои по 3 песни праздничного канона).


Воссияв, как звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости посвященных в тайны слов Валаама, древнего прорицателя, – мудрых наблюдателей звезд, к Тебе как начаток языческих народов приведенных, и открыто принял их, дары Тебе приятные приносящих. (Канон празднику 1, песнь 4).


Ты нисшел в девическое чрево, как дождь на руно, Христе, и как капли росы на землю падающие; эфиопы и фарсийцы, как и Аравийские острова, Сава и над всей землею мидян властвующие припали к Тебе, Спаситель: слава силе Твоей, Господи! (Там же).


Народы, прежде в тление погруженные, совершенно избегнув пагубы злого врага, поднимите руки в хвалебных рукоплесканиях, почитая единого Христа как благодетеля, из сострадания пришедшего в свойственное нам состояние! (Канон празднику 2, песнь 4).


Народ, прежде омраченный, наконец узрел знамение – свет вышнего сияния; язычников же Сын приводит к Богу в наследие, благодать неизреченную подавая там, где более грех процветал. (Там же, песнь 5).


Влечет дочь Вавилона от Сиона плененных отроков Давидовых к себе, но и сама волхвов, дары несущих, посылает умолять принявшую в Себя Бога Дочь Давидову; потому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (Канон празднику 1, песнь 8).


Скорбь побудила отложить орудия пения, ибо дети Сиона не пели в чуждых странах, – но разрушает всякое заблуждение и Вавилонское музыкальное согласие из Вифлеема воссиявший Христос; потому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (Канон празднику 1, песнь 8).


Овладел Вавилон добычей и захваченным царства Сионского богатством, а Христос влечет в Сион его сокровища и царей-звездочетов путеводною звездой; потому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (Там же).


Приходишь Ты, народов Пробуждение, возвращая заблудшее человеческое естество с холмов пустынных на пастбище цветоносное, явившись Человеком и вместе Богом по Своему Промыслу, чтобы насильственную мощь человекоубийцы усмирить. (Канон празднику 2, песнь 8).


Волхвы, видя необычайное движение неведомой новой звезды, недавно явившейся, блиставшей ярче светил небесных, уразумели, что на земле родился Царь Христос в Вифлееме для спасения нашего. (Канон празднику 1, песнь 9).


Величай, душа моя, Бога, от волхвов поклонение принявшего. (Там же).


Величай, душа моя, звездою волхвам Возвещенного. (Там же).


«Где новорожденное Дитя? – вопрошали волхвы – Царь, Чья звезда явилась? Ведь мы пришли для поклонения Ему». Тогда безумный Ирод-богоборец тревожился и в ярости намеревался убить Христа. (Там же).


Волхвы и пастухи пришли поклониться Христу, родившемуся во граде Вифлееме. (Канон празднику 1, песнь 9).


Точно выведал Ирод время явления звезды, под водительством которой поклоняются в Вифлееме Христу волхвы с дарами; ею же направляемые в свое отечество, они жестокого детоубийцу оставили осмеянным. (Там же).


Веселитесь, праведные, небеса, радуйтесь, играйте, горы, ибо родился Христос! Восседает Дева, Херувимам подобная, нося на лоне Бога – Слово Воплощенное. Пастухи Рожденного славят, волхвы Владыке дары приносят. Ангелы возглашают хвалу: «Непостижимый Господи, слава Тебе!» (Утреня праздника. Стихира на хвалитех).


Отец благоволил – Слово стало плотью, и Дева родила Бога Вочеловечившегося.


Звезда возвещает, волхвы поклоняются, пастухи удивляются и все творение радуется. (Утреня праздника. Стихира на хвалитех).


В сей день Христос в Вифлееме рождается от Девы, в сей день Безначальный начинается и Слово воплощается. Силы небесные радуются и земля с людьми веселится. Волхвы дары приносят, пастухи о чуде провозглашают, мы же непрестанно будем взывать: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей благоволение!» (Там же).


Священномученик Игнатий Богоносец[10]

(конец I-начало II века)


Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа – три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем. Как же они открылись векам? Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды вместе с солнцем и луной составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды явление. С этого времени стала падать всякая магия и все узы зла разрываться, неведения проходить и древнее царство распадаться, так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти.

Преподобный Ефрем Сирин[11]

(IV век)

Явилась звезда, ибо пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, Кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пророков. Ибо как ради Езекии солнце с запада пошло к востоку, так и ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. Итак, предки из-за знамения солнца подвергли Израиля осуждению, потомки же пришли, чтобы тот же народ постыдить принесенными дарами[12].

Волхвы пришли со своими знамениями как пророки и засвидетельствовали о Рождении Его. Это произошло для того, чтобы Он, когда явится, не был принят как чужестранец, но чтобы вся тварь знала о Рождестве Его. Захария стал немым и Елисавета зачала, дабы вся земля извещена была о явлении Его.

Далее, та звезда при восходе и заходе сама управляла своим движением, как звезда блуждающая и подвижная, ибо управлялась воздухом небесным, но к небу не была прикреплена. Скрылась же для того, чтобы они не пришли в Вифлеем прямым путем. Для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о Рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников. Затем, это произошло для того, чтобы они не подумали, что есть какая-либо иная сила, кроме покоя Того, Кто обитал в Иерусалиме[13].

Итак, жители Востока просвещены были звездой, между тем как израильтяне ослеплены были солнцем омрачившимся[14]. Итак, сначала Восток поклонился Христу. После того как звезда провела их к Солнцу, она достигла своего предела и, после того как возвестила о Нем, окончила свой путь. Подобно этому, Иоанн был гласом, возвещавшим о Слове; когда же Само Слово было услышано людьми и воплотилось и открылось, глас, приготовлявший Ему путь, воскликнул: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Волхвы, поклоняющиеся светилам, не имели бы повода идти к Солнцу, если бы звезда не привлекла их своим светом. Любовь их, привязанная к свету преходящему, привела их к Свету, который не преходит.

Ибо как ради Езекии дано было знамение, возвестившее всем истину, дабы посредством солнца, возвратившегося назад, уразумели, Кто есть Тот, Который возводит от смерти к жизни, – так точно и эта звезда, хотя и явилась ради волхвов, однако была знамением, благовестившим через волхвов всем созданиям. Ибо от сей звезды, которая вопреки естественному порядку подчинялась людям и указывала им путь, они научались уповать на Бога, ниспославшего Себя людям, дабы указать им путь к Своему Царству. И как при Его смерти солнце покрылось мраком, чтобы мир узнал о смерти Его, так и явившаяся звезда потухла, дабы вся земля узнала о Родившемся Сыне. При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия через знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освободились от смерти сокровенной, уготованной им.

Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто; в этом она подобна Христу, свет Которого светил всем людям, но пути шествия сокрыты от всех людей.

И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото – человечеству Его, смирну – смерти Его и ладан – Божеству Его (Мф. 2, 11); или: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как смертному. Золото еще потому, что поклонение, которое оказывалось людьми золоту[15], должно возвратиться к Господу своему, а ладан и смирну – так как они указывали на Врача, который должен исцелить раны Адама. Тот же, Кто через откровение вразумил волхвов не возвращаться к Ироду, через откровение повелел и им (то есть Иосифу и Марии) выйти из Египта.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев (Мф. 2, 16). Но ты, неправедный Ирод, разве не слышал, что вестником о родившемся Царе была звезда? Как же не рассудишь, что так как она с неба, то ты не можешь противиться делу небесному?

Ирод не знал, каким образом он мог бы разведать дело, ибо, ослепленный завистью, он был не в состоянии размышлять. Подобно тому как выспросил он одно пророчество Михея пророка, так точно мог легко доискаться и до пророчества Исаии. Ибо были открыты и род, и Матерь, и город, и время явления Мессии: род Его – из дома Давидова, как сказал Иаков (см.: Быт. 49, 10), и Матерь Его – что Она есть Дева, как пророчествовал Исаия (см.: Ис. 7, 14), и город Его – Вифлеем, как предсказал Михей (см.: Мих. 5, 2), и время Рождения Его, как говорили волхвы. Кроме того, из переписи по земле, произведенной римлянами, он знал, что Иисус записан сыном Иосифа теми, которые внесли его в списки. Хотя все это он знал, однако, опьяненный завистью, не способен был узнать Его.

Ирод мог знать, что он не в силах противостоять могуществу сына Давидова. Но ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны, который думал, что он может убить Моисея, погубить Давида и возвести на крест сына Давидова. А Каин, его ученик, думал даже, что он может обмануть Бога, когда говорил: Разве я сторож брату моему? (Быт. 4, 9).

О израильтяне слепые, ибо не разумеете, глухие, ибо не слышите, и даже доныне не внимаете гласу Исаии, говорящего: Сам Господь даст вам знамение (Ис. 7, 14)! Если бы в ком-либо другом дал знамение, то непременно сказал бы, но ни в ком другом, а в Том, Который родился от Девы, дано знамение вам, то есть всем вам. Моисею дано сие знамение, дабы он убедился как бы посредством таинства, равно как и Гедеону[16], и Иезекиилю было открыто то же знамение. Но что им в особенности было дано, то же самое не послано ли вам через волхвов, как дело ясное и как истинное раскрытие прообразов вашего закона? Итак, почему вы не познаете времени искупления и не веруете в Рождение от Девы? Или, может быть, вместе с царем вашим вы впали в безрассудство и ждете, пока волхвы прежним путем возвратятся к вам и наконец расскажут вам о Нем? Разве не довольно вам того, что пришли иноплеменники и встревожили вас, дабы вы уразумели, что Христос явился в мир?

Или, может быть, вы даже одобряете распоряжение вашего царя-человекоубийцы?

Итак, по справедливости случилось с вами, что эта праведная Кровь вменилась вам, и справедливо Сын Давида, освобожденный из ваших рук, перешел к язычникам!

Святитель Василий Великий[17]

(IV век)

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? (Мф. 2, 1–2).

Маги (волхвы) – это персидский народ, искусный в предсказаниях, заклинаниях и неких природных противоядиях. Корме того, они занимались наблюдениями за небесными явлениями. Подобными предсказаниями занимался, возможно, и Валаам, посланный Валаком для того, чтобы с помощью какого-то чародейства проклясть Израиль. В своей четвертой притче он говорит о Господе: Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис. 24, 15–17). Поэтому волхвы, вспомнив древнее пророчество, стали искать место в Иудее и пришли разузнать, где родившийся Царь Иудейский. Возможно также, что благодаря явлению Господа сопротивные силы были наконец ослаблены, и волхвы, почувствовав, что их сила упразднена, пришли засвидетельствовать великую силу Родившегося. Поэтому они нашли Младенца и принесли Ему дары.

Маги, этот отдаленный от Бога и чуждый Заветам народ, первыми удостоились прийти поклониться, потому что свидетельства, данные врагами, более достойны доверия. Ибо если бы первыми поклонились иудеи, то считалось бы, что они почтили Господа по причине родства с Ним. Ныне же те, кто не имели на то никаких оснований, поклоняются Ему как Богу, чтобы осудить соплеменников, распявших Того, Кому поклонились иноплеменники. Поскольку же они занимались наблюдением за движениями небесных тел, они не напрасно созерцали это удивительное небесное явление – новую и необычную звезду, восшедшую во время рождения Господа. И пусть никто не связывает восход этой звезды с астрологической псевдонаукой! Ибо те, кто связывает рождение человека с изначально существующими звездами, полагают, что определенное расположение звезд является причиной всех жизненных обстоятельств для каждого. По этой причине ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначить это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те звезды, которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся звезда, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями: она и двигалась, и останавливалась. И из числа уже существовавших звезд те, которые закреплены на одном месте, никогда не движутся, а планеты никогда не прекращают своего движения. Поскольку же эта звезда имела оба свойства: и движение, и покой, ясно, что она не относится к этим двум разновидностям. В самом деле, она двигалась с востока до Вифлеема и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2, 9).

Поэтому и волхвы, следуя за звездой, двинулись с востока и, придя в Иерусалим, встревожили своим появлением весь город, так что на иудейского царя напал страх. Когда же они нашли Того, Кого искали, они почтили Его дарами – золотом, ладаном и смирной. Возможно, и в этом они последовали пророчеству Валаама, который сказал о Христе: Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий Тебя благословен, и проклинающий Тебя проклят (Чис. 24, 9). Ибо слово лев указывает на царское достоинство, слово преклонился – на страдание, а сила благословения – на Божество. Поэтому волхвы, следуя пророчеству, принесли Христу как Царю – золото, как смертному человеку – смирну, а как Богу – ладан.

Но нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте. Ибо кометы бывают различного вида, например в виде бревна или в виде ямы, и имеют соответствующие им названия. Происхождение же их всех таково. Но та звезда, которая появилась на востоке и побудила волхвов отправиться на поиски Родившегося, вскоре исчезла из виду и второй раз появилась уже в Иудее, когда волхвы пребывали в недоумении. Из этого можно сделать вывод, что она слушалась чьих-то приказаний, служила кому-то и появилась ради кого-то. В самом деле, она пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2, 9). Поэтому и волхвы, увидев ее, возрадовались радостью весьма великой (Мф. 2, 10).

Восприимем же и мы в сердца наши эту великую радость! Именно эту радость благовествуют Ангелы пастырям (см.: Лк. 2, 10). Итак, приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с Ангелами, ибо ныне родился нам Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 11)! Бог Господь и осиял нас (Пс. 117, 27) – не в образе Божием, чтобы не привести в трепет немощное человеческое естество, но в образе раба, чтобы освободить это порабощенное естество. Кто же так медлителен душой, кто так неблагодарен, чтобы не возрадоваться, не возликовать и не возвеселиться из-за этих событий? Это – общий праздник всей твари, который дарует миру то, что превосходит мир, посылает Архангелов к Захарии и Марии, являет ангельские лики, восклицающие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» Звезды сходят с небес, волхвы выходят из среды языческих народов, земля приемлет в пещере. И пусть никто не устраняется от этого, пусть не будет неблагодарных!

Выразим же и мы наше ликование в словах, назовем наш праздник Богоявлением. Будем праздновать спасение мира и день рождения нового человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не имеет силы Божественный приговор: Прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), но человек через соединение с Небесным вознесен на небо, ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его (Ис. 9, 6). Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, но неискусен язык и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость.

Почему ты боишься признать, что бесстрастное и чистое естество не воспринимает от нас никакой скверны? Он для того родился, чтобы очистить тебя через сродственное с тобой естество. Он для того возрастает, чтобы сделать тебя родным через тесное общение. О глубина благости и человеколюбия Божия! Вместо этой превосходящей щедрости мы не верим Благодетелю; вместо великого человеколюбия Владыки мы противимся быть Его рабами. О это неуместное и лукавое безрассудство! Волхвы поклоняются, а христиане исследуют причину, почему Бог явился во плоти, в какой плоти, была ли человеческая природа воспринята во всей полноте или частично.

Да умолкнут в Церкви Божией все излишние вопросы! Давайте будем славить то, во что уже уверовали. Не будем проявлять излишнее любопытство к тому, о чем следует молчать. Итак, присоединись к тем, кто с радостью ожидает Господа с небес! Представь себе мудрых пастырей, пророчествующих священников, радующихся женщин, когда Гавриил научил Марию радоваться, когда младенец Иоанн взыграл во чреве Елизаветы. Анна пророчица благовествовала, Симеон Богоприимец взял на руки – все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества. Ибо Божественная сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам, открытым лицом отражая славу Господню, чтобы и нам преображаться от славы в славу (2 Кор. 3, 18) благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Святитель Григорий Богослов[18]

(IV век)

О чудо! Создатель и Владыка всего рождается в бедной и малой обители! Устрашимся тайны, почтим домостроительство и сами принесем нечто в дар времени. Ныне Ангелы радуются, ныне пастыри осияваются, ныне звезда течет с востока к Великому и Неприступному Свету, ныне волхвы поклоняются, приносят дары, познают Царя всяческих и прекрасно по звезде угадывают Небесного. Ныне Ирод неистовствует, избивает детей и за Освободителя истребляет тех, которые должны были получить свободу. Но мы станем с поклоняющимися и Обнищавшему за нас до тела принесем не ливан, как Богу, не золото, как Царю, не смирну, как Вкусившему за нас смерть, но дары таинственные, превышающие видимое, то есть ничего не возьмем, ни в чем не уступим богатству предпочтения перед бедностью, не обидим твари для твари!

Почти чревоношение и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении кивота; уважь перепись, по которой и ты вписан на небесах; поклоняйся Рождеству, через которое освободился ты от уз рождения; воздай честь малому Вифлеему, который опять привел тебя к раю; преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся бессловесным, воспитан Словом. Познай Его, повелевает тебе Исаия, как вол – Стяжавшего и как осел – ясли господина своего (Ис. 1, 3). Принадлежишь ли к числу чистых или составляешь достояние язычества – иди со звездой, принеси с волхвами дары – золото, и ладан, и смирну как Царю и как Богу и как умершему ради тебя; прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных сил. Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют ныне с нами, потому что они человеколюбивы и боголюбивы. Одно только можешь ненавидеть из бывшего при Рождестве Христовом – это Иродово детоубийство, лучше же сказать, и в нем почти жертву единолетних со Христом, предварившую новое заклание. Бежит ли Христос в Египет – с Ним и ты охотно беги. Хорошо бежать со Христом гонимым! Замедлит ли Он во Египте – призывай Его из Египта, воздавая Ему там доброе поклонение. Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым.

Ты, который представляешь звезды вождями нашего рождения, нашей жизни и целого мира, скажи: какое еще иное небо прострешь над самыми звездами и над ним поставишь ли еще новое и новое, чтобы было кому водить водящих? Под одной звездой родится один царь и много других людей, из которых иной добр, а другой худ, один вития, другой купец, третий бродяга, иного же высокий престол делает надменным. Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собой одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина.

Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде-благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос, Безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве.

Конец ознакомительного фрагмента.