Рождество – радость без обмана. Как правильно отмечать светлый праздник
История великого праздника
Рождество Христово отмечается сейчас более чем в ста странах мира! Для всех христиан это один из величайших дней в году. В православии этот праздник относится к двунадесятым (от древнерусского «два на десяте») – то есть входит в число двенадцати важнейших, после Пасхи, церковных праздников.
Рождество – поистине великая духовная радость, праздник, символизирующий рождение Спасителя и надежду на спасение для каждого человека, и начало новой эры для всего человечества.
Праздником день Рождества Христова стал очень давно, еще во времена апостолов, то есть в первом веке нашей эры, вскоре после прихода Спасителя на Землю. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во‑первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца». (Декабрь тогда был десятым месяцем, отсчет года велся от марта – о чем свидетельствует и само название этого месяца от латинского decem – десять).
Но, надо сказать, что дата рождения Спасителя отмечается весьма условно. Ведь не сохранилось ни одного источника, где было бы точно указано, в какой именно день, месяц и год появился на свет Сын Божий. Этому есть объяснение: большинство первых христиан были иудеями, а у иудеев в то время не принято было вести счет датам рождения, люди просто не запоминали, кто когда родился, это не считалось важным. Есть предположение, что дата 25 декабря для празднования Рождества была назначена потому, что именно на этот день приходился языческий праздник бога Солнца, который предполагалось вытеснить благодаря новым христианским традициям.
Но если вдуматься, так ли уж это важно – знать точную дату? Есть всевозможные исследования ученых, которые подтверждают, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, что Он действительно рождался на Земле. Он существовал, Он приходил на Землю, Он соединил в себе природу Бога и человека, показав всему человечеству истину о том, что все мы – дети Божии… Так важна ли точная дата? Важен сам факт Рождества Христова, важно то, что мы отмечаем его, что у нас есть ощущение чуда, и наши сердца откликаются, открываются навстречу чуду. Сердце не обманешь – оно знает истину, и это ли не доказательство, что Рождество свершилось, и вот уже две тысячи лет продолжает свершаться в человеческих душах.
Даже в годы гонений на христиан, в первые три века новой эры, верующие отмечали этот праздник – хотя тогда он был приурочен к Богоявлению – 6 января (19 января по новому стилю). Официально 25 декабря было утверждено как дата Рождества Христова в 337 году папой Римским Юлием I.Мы в России отмечаем Рождество 7 января – но на самом деле это та же самая дата, правда, по разным системам летоисчисления: 25 декабря по новому стилю (когда Рождество отмечают в Европе) соответствует григорианскому календарю, который не принят православной церковью. А 7 января по новому стилю, согласно юлианскому календарю, принятому в православной церкви – это и есть 25 декабря по старому стилю.
Что мы выбираем – настоящий праздник или подделку?
Праздник Рождества – очень светлый и радостный, но это тихая, духовная радость, вовсе не подразумевающая какое-то бурное веселье. За годы советской власти традиции празднования Рождества были, к сожалению, забыты, хотя в некоторых семьях праздновали его и тогда, и в церкви служили Рождественские богослужения. Но все же для большинства советских граждан светлую радость Рождества затмили новогодние гулянья.
Ничего нет плохого в традиции встречать Новый год, но весь вопрос в том, как мы его встречаем. Подчас почитаем больше, чем Рождество, да и предаемся в эти дни совершенно не подобающим христианам страстям… Вспомните хотя бы эту предновогоднюю суету, спешку, стремление истратить как можно больше денег, накрыть стол как можно пышнее, чтобы потом страдать от всевозможных излишеств, усталости, а главное – душевной пустоты.
Рождество же, если подойти к нему правильно, душу наполняет, дает силу и радость. Да, Новый год для большинства из нас дорог как праздник, знакомый с детства, вызывающий такие приятные воспоминания о каникулах и подарках, запахе свежей хвои и мандаринов, елочных представлениях и катаниях на лыжах, санках, коньках. Но если вдуматься, то изначально все эти радости были рождественскими! Новый год начали пышно отмечать именно в годы советской власти, и это было продиктовано идеологией, пытавшейся таким образом вытеснить Рождество из души и сознания людей. И ведь это удалось сделать, раз мы до сих пор почитаем начало нового витка Земли вокруг Солнца больше, чем чудо Рождества Спасителя. Давайте осмыслим, как сказывается такая подмена на состоянии наших душ. Разве не лишаем мы себя радости и благодати, разве не низвергаемся в бездну уныния и опустошения, которые неминуемо приходят после новогоднего разгула?
Вот что прочитала я по этому поводу на одном из православных форумов, участник которого рассказывает о том, как он пришел к вере:
«… для меня, мне 40 лет, одной из причин прихода к вере и воцерковления как раз и послужил новый год, еще тогда советский. Как же я ненавидел его! Как пошло он кончался всегда, какое разочарование! Такая-то подготовка, а потом пустота. Все перепились, по телевизору гадость, повзрывали миллионы петард и спят… А на душе пусто, тоскливо, горько. Никакой надежды, никакого чуда, дед мороз так и не пришел, желания, что ты загадывал – не сбылись, да и не сбудутся, тупой коллективный самообман… Уныние. Чернота, тоска такая.
Зато в церкви как! Когда я побывал на Рождестве, тогда еще храм был весь в лесах, сломанный, мы его восстанавливали только, у нас и престол-то был не освящен по полному чину – на антиминсе служил батюшка. Вот тогда-то я и понял, что вот это неподдельный праздник, что все будет хорошо и по-честному… Я понял, где лучше, и начал тогда усиленно в церковь ходить, потому, что там честные праздники, в которых радость без обмана».
И ведь зависит это только от нас – каким будет наш праздник, поддельным, или настоящим, без обмана. И Новый год мы можем встречать иначе, чтобы не оставалось от него дурного «послевкусия», если впустим свет Рождества в свою жизнь, позволим ему осветить наши души, прогнав из них всю тьму, все уныние, заполнив пустоту светом, радостью, благодатью.
Рождественский пост: предчувствие радости
Предчувствие Рождества начинает буквально витать в воздухе задолго до этого праздника – с началом Рождественского поста, 28 ноября. Что же праздничного в том, чтобы поститься, может быть, спросит кто-то. В том, что очищается и тело, и душа. В том, что готовит человек себя к приходу радости. Предчувствие радости – это ведь уже радость! Давайте обратимся еще раз к православному форуму, посмотрим, что говорят об этом форумчане – обычные люди, такие же, как мы с вами:
«… если начать поститься, то понемногу начинаешь ощущать, что на этот раз как-то нет осенне-зимней депрессии, начинаешь понимать, что значит: поститься постом ПРИЯТНЫМ…»
«… пост не зря называют обновлением, весной души. Пост – это еще и самый простой и удобный способ ПОДГОТОВИТЬ себя к празднику, чтобы смочь услышать, почувствовать и понять его не только на уровне еды и пьянки, но и еще немного выше».
«Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия».
Рождественский пост не так строг, как Великий (который длится семь недель до Пасхи). Конечно, во время Рождественского поста (с 28 ноября по 6 января включительно) запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. А вот рыбу и растительное масло можно употреблять, правда, не каждый день, а только во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Исключение – дни со 2 по 6 января, когда пост ужесточается и даже рыба не разрешена.
Но важно помнить, что пост – это далеко не только ограничение в пище. Иначе это была бы диета, а не пост. Задача поста совсем другая: это очищение души, избавление от дурных привычек, пороков, от всевозможных страстей, которые разрушают нашу душу (мы проявляем эти страсти, например, тогда, когда раздражаемся, ругаемся, гневаемся или обижаемся – и если даже мы соблюдаем пост, то его смысл в таком случае сводится к нулю).
Пост – это опыт воздержания и самодисциплины, который делает нас ближе к Богу, уводит от всяких разрушительных воздействий, которые очень часто встречаются в нашем мире. Пост дает нам другой взгляд на все происходящее – мы начинаем смотреть духовными очами, исполненными мудрости, любви и милосердия.
Поэтому главное во время поста – это то, в каком состоянии пребывает наша душа. А потому даже священники сейчас не настаивают на чересчур строгом следовании правилам поста, относящимся к приему пищи. Например, некоторые из них рекомендуют отказаться хотя бы от мяса, и один раз в неделю – от молочных продуктов, а в остальном питаться как обычно. Важен сам факт, что мы принимаем решение отказаться от каких-то соблазнов, дисциплинировать себя, воздержаться от чего-то, к чему мы привыкли, но что на самом деле не так уж нам нужно.
И, конечно, в дни поста очень важно воздержаться вообще от любой чрезмерности, не только в пище, но и в развлечениях, отказаться от любого пустого времяпрепровождения и лишних разговоров, и, конечно, от ссор и скандалов. Почаще надо оставаться наедине с собой, поразмышлять о жизни, о своих поступках, о том, что можно изменить к лучшему. Такое целительное уединение просто необходимо каждому, оно не имеет ничего общего с одиночеством, и не надо его бояться.
Вот что говорит про пост священник Филипп Ильяшенко:
«Во время Рождественского поста нужно больше внимания уделять главному – взаимоотношениям с Богом. Во время поста мы жертвуем очень немногим, но, даже отказываясь от малого, мы учимся преодолевать себя, учимся любви, потому что Бог есть Любовь и Он действует через Жертву. Конечно, надо понимать, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы сделать то, что мы в обычные дни не делаем, например то, что откладываем на потом. Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости».
«Христос рождается – славите!»
Предчувствием светлой радости наполнены и слова церковных песнопений, которые начинают звучать уже через пять дней после начала Рождественского поста: «Христос рождается – славите! Христос с Небес – встречайте!»
А с 7 декабря церковь начинает отмечать предпраздненство Рождества. В предрождественские дни богослужения посвящены памяти и почитанию всех прародителей Богочеловека, всей истории богоизбранного народа, увенчавшейся приходом Спасителя. В предпоследнее воскресенье перед Рождеством начинается Неделя святых праотцов, когда церковь вспоминает всех родоначальников, от Адама до Иосифа Обручника, а также ветхозаветных святых и пророков, предчувствовавших рождение Христа задолго до Его прихода в мир. В последнее воскресенье перед Рождеством берет начала Неделя святых отцов, когда прославляются предки Иисуса Христа по плоти и крови. И все это время тихой радостью полны сердца верующих, всех, кто приходит в церковь на богослужения. И как же эта чистая, светлая атмосфера отличается от той суеты, в которую в это время погружены люди, далекие от веры, и как жаль, что они не знают, что радость и чистота, которых так жаждут их души, совсем рядом…
И вот наступает самый торжественный момент – навечерие Рождества с праздничными богослужениями, когда священник выходит на середину храма, и стоя с зажженной свечой среди прихожан, запевает тропарь – основной гимн Рождества:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
За тропарем следует кондак (разновидность церковных песнопений), который принято называть по первым его словам «Дева днесь»:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родися Отроча младо,
превечный Бог.
Кондак «Дева днесь» сочинил преподобный Роман Сладкопевец в первой половине VI века. Он является основоположником этого жанра и автором большинства известных сегодня кондаков. По преданию, именно кондак «Дева днесь» стал первым его сочинением. Было это так. В юности святой Роман пел в церковном хоре, но не имел музыкального слуха, из-за чего постоянно подвергался насмешкам других певчих. Однажды во время рождественского богослужения он со слезами и молитвами обратился к Пресвятой Богородице с просьбой, чтобы ему были дарована способность к пению. А потом сам не заметил, как задремал. В состоянии полудремы ему явилась Дева Мария. В руках ее был свиток, который она подала Роману. Проснувшись, он вышел на середину храма и неожиданно для всех, да и для себя самого вдохновенно запел «Дева днесь».
И вот – апофеоз праздненства, всенощное бдение и литургия, когда радостью, неподдельным весельем звучат песнопения:
Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!
Но и на этом не заканчивается Рождественская радость – впереди еще шесть дней попразднования, длящиеся до 13 января. На следующий день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы – прославляется Дева Мария, давшая миру Спасителя. В первое воскресенье после Рождества отмечается память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня. И снова, и снова в церкви звучат гимны и песнопения, прославляющие Христа и его Рождество.
А еще в эти дни очень явно, как разве только в Пасху, можно почувствовать присутствие Бога в мире. Он во всем – в покое и величии звездного Рождественского неба, в тихом полете снежинок, в искрах солнца на белом снегу. Бог приходит к нам, к каждому, в эти дни, ко всем, чья душа открыта, чье сердце чисто. И это великое чудо, мимо которого просто нельзя проходить.
Открытое чистое сердце – лучший дар Христу
Но ведь именно на предрождественские дни, на Рождественский пост приходятся любимые в народе новогодние гулянья, когда, как раз, мало кто вспоминает о воздержании – напротив, предаются люди чревоугодию, непомерным возлияниям и прочим излишествам. Как же быть, как не поддаться этой всеобщей суете, как сохранить мир, покой и свет души в предчувствии Рождества?
Ничего плохого нет в том, чтобы в новогоднюю ночь спокойно посидеть за столом вместе со своей семьей. Конечно, стол предпочтителен постный. А если кто-то из близких не хочет поститься, и даже обижается, если вы отказываетесь пробовать приготовленные им совсем не постные яства? Ну что ж, здесь может помочь такой совет: решите, что для вас меньшее зло – обидеть ближнего или нарушить пост. Можно изредка дать себе такое послабление, если вы чувствуете, что мир в вашей семье под угрозой. И, конечно, надо приложить всю имеющуюся у вас мудрость, доброту, любовь, а может, и чувство юмора, чтобы избежать ухудшения отношений с близкими, что всегда неуместно, а уж особенно накануне Рождества.
И предновогоднему ажиотажу, когда в магазинах скупается все, что нужно и не нужно, истинно верующий человек тоже может не поддаться. Можно даже рассматривать это как испытание на устойчивость мирским соблазнам. Да и соблазняют они нас только до той поры, когда мерещится нам в этом какая-то радость. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что нет в этом всеобщем предновогоднем «помешательстве» никакой радости, нет в нем ничего для души, и оставляет оно по себе лишь усталость и изнеможение.
И, конечно, верующий человек не превратит новогодние, рождественские каникулы в череду развлечений, походов по клубам, бурных застолий и прочих увеселений. С давних пор Рождество считалось в большой степени детским праздником – чистым, незамутненным никакими взрослыми страстями и соблазнами. Можно в эти дни кататься с детьми на лыжах, коньках, санках, устраивать рождественские чаепития с вкусными угощениями и подарками, представления под красивой наряженной елочкой. Елка ведь издавна была не новогодней, а именно рождественской! В Европе колючую красавицу начали украшать на Рождество еще в средние века, в России эту традицию пытался привить еще Петр I, но укоренилась она здесь лишь в XIX веке – однако при советской власти елочка полностью превратилась для нас из рождественской в новогоднюю. Пришла пора вспомнить все же истинный смысл этого рождественского символа.
Те, у кого нет детей или дети взрослые, тоже могут найти в рождественские каникулы множество спокойных, приятных и полезных занятий – съездить на экскурсию, погулять в парке или тоже заняться одним из зимних видов спорта, поехать куда-нибудь, почитать хорошие книги. И душа наполнится от таких каникул радостью, и это будет настоящий отдых, а не изматывающее «веселье», после которого никак не прийти в себя, не настроиться опять на нормальный, здоровый лад.
Существуют различные легенды относительно того, почему елка стала одним из главных рождественских символов. Вот одна из них.
Прослышав о рождении Спасителя, даже деревья пришли поклониться младенцу Христу. Все они щедро одаривали Его своими дарами – орехами, яблоками и другими плодами, цветами и ветвями. И только елочка скромно стояла у входа, ведь у нее не было достойных даров, и она боялась уколоть новорожденного Спасителя своими иголками. И тогда ангел, посланный Богом, заметил и пожалел ее, и вручил ей самые прекрасные дары – сияющие звезды с небес, а над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда. Эти дары больше всех понравились Христу, и стала ель Его любимым деревом.
Конец ознакомительного фрагмента.