Вы здесь

Дао голоса. Голос как ваш инструмент. 6 (Лариса Соловьева, 2010)

6

Превращения и возможности голоса бесконечны. Они существуют подобно нескончаемой нити, лишь важно держать эти нити голоса в своих руках.

Займитесь голосом, и он не будет оторван от его несомненной родины – мысли и эмоции (музыки и мимики).

Управление голосовыми средствами находится в тесной зависимости от соответственной деятельности дыхания.

Это ясно, если иметь в виду, что звучание голоса является следствием смыкания голосовых связок гортани при прохождении воздушной струи через образуемую ими щель.

Нет в легких воздуха – не может быть произведен процесс выдыхания, невозможна работа голоса. И наоборот, обеспечен в легких запас воздуха – при соответственном движении грудных мышц, мышц диафрагмы и смыкании голосовых связок образуются вибрации, озвучивающиеся в резонаторах. Голос звучит. Нельзя говорить вне воздуха.

Когда запасаются воздухом? Вслед за тратой, после произнесения слова или фразы. На ближайшей паузе.

Правильное пользование дыханием потребует от вас определенных практических знаний в области анатомии и физиологии.

Дыхательные движения в большей степени совершаются непроизвольно, то есть без вашего сознания, но до некоторой степени они могут быть подчинены вашей воле, что и дает возможность управлять ими. Главное, найти для этого прямые или окольные пути, чтобы при всех эмоциональных состояниях дыхание не стеснялось и не было неприятного для слуха шумного дыхания.

Чтобы обеспечить любой речевой процесс сырьем дыхания, необходимо выравниваться, всегда быть в осанке.

Дыхание имеет разнообразие характеристик:

• дыхание биологическое. Его механизмы врожденные;

• дыхание выработанное. Оно осуществляется с использованием и врожденных, и дополнительных механизмов, сформированных в ходе жизни, как неосознанно, так и путем намеренной выработки новых навыков;

• дыхание необходимое и достаточное по своей интенсивности. Это дыхание не интенсивнее, чем надо в данное мгновение;

• дыхание излишнее, когда человек захлебывается воздухом, путается в словах, и голова кружится;

• дыхание недостаточное (например, в конце фразы речь продолжается на остатках воздуха).

Интенсивность дыхания можно измерить объемом перемещаемого воздуха в единицу времени. Например, 0,4 литра в 1 секунду – это слабое дыхание на вдохе, а 4 литра за 1 секунду – это мощное дыхание на вдохе. Это же понятие объясняет суть фразы-образа «на рубль дыхание входит – на рубль дыхание выходит». А именно: при выдохе необходимо, чтобы воздуха вышло столько же (такого же объема), сколько вошло во время предшествующего вдоха. Не больше и не меньше.

Причина этому такова: если выходит больше дыхания, чем вошло, – фраза звучит на остатках дыхания плохо. Если выходит меньше – в легких нарастает запас ненужного в данный момент воздуха, и это приводит к плохой работе голоса. Полное владение голосом придет в процессе освобождения себя через свой голос.

Концентрируясь на себе, концентрируйтесь на осанке, на дыхании, на образе представления.

Дао голоса не торопит человека и дает выразительным средствам разворачиваться вместе с событиями.