Вы здесь

Дао: Золотые Врата. Беседы о «Классике чистоты» Ко Суана. Часть 2. Глава 3. Выходя за пределы трансцендентного (Б. Ш. Раджниш (Ошо), 2011)

Глава 3

Выходя за пределы трансцендентного

Высокочтимый Мастер сказал:

Когда человек достигает ясности в понимании этих трех явлений, он ощущает лишь пустоту, но когда он созерцает эту пустоту, он осознает, что пустота также пуста и стала ничем. Пустота обратилась в ничто. Он осознает, что ничто, в котором нет ничего, также ничто. И когда он достигает самого дна ничего, только там он обретает поистине глубокое неизменное спокойствие.

В этом абсолютном спокойствии разве могут родиться желания? Когда желаний больше нет, появляется изначальное неизменное спокойствие.

Истина изначально неизменна.

Все сущее на небесах и на земле изначально неизменно.

Восток всегда глубоко почитал мастера. Западу феномен мастера абсолютно незнаком. Он знает лишь об учителях, он очень хорошо осведомлен об учителях, но не о мастерах. Даже о Христе там пишут как об учителе. Западные ученые пишут о Будде как о великом учителе. Они не чувствуют разницы. А разница огромна, разница настолько велика, что она непреодолима. Мастер – это тотально иной другой мир.

Учитель – это явление повседневного, изо дня в день, существования. Он знает больше, чем знаете вы – разница лишь в количестве, не в качестве. Вы можете узнать больше, приложив немного больше усилий. Учитель лишь немного впереди вас в отношении обучения, знаний, информации, но его существо ничем не отличается от вашего.

Мастер может и не знать больше, чем вы, он даже может не знать столько, сколько знаете вы, но он сам больше – его существо больше. Разница в качестве: он существует в иной плоскости. Он вошел в тотально иное измерение, на которое вы совершенно не обращаете внимания. Он знает лишь одно – свое внутреннее существо. И это знание нельзя назвать знаниями по той простой причине, что для знаний нужны три составляющих: познающий, познаваемое и между ними существуют сами знания. Соотношение между познающим и познаваемым и есть знания. Но когда вы познаете себя, то познающий становится познаваемым, познающий становится знаниями, границы между ними стираются. Нет ни субъекта, ни объекта. Есть единство, деления нет.

Мастер – это тот, кто пришел к единству через фундаментальное переживание предельного сознания. Он просто осознанный. Это осознание дает ему тотально иной взгляд на мир: под таким взглядом все меняется. Он видит мир в новом свете, его взгляд не замутнен. Он обладает ясностью, он прозрачен, это чистое зеркало, кристально чистое: ни одна мысль не проскользнет в его сознании. Поэтому нет никакой пелены, нет никаких помех.

Учитель настолько полон дум, что он представляет собой прямую противоположность мастеру. Никогда не называйте Будду учителем, или Христа учителем, или Лао-цзы учителем – они мастера. Более того, они никогда ничему не учили – по какой причине называть их учителями? Они не передали никаких новых знаний этому миру. Альберта Эйнштейна можно называть великим учителем. Ньютона можно называть великим учителем. Дарвина можно называть великим учителем, Маркса, Фрейда – их можно называть великими учителями, они многому нас научили. А чему научил Лао-цзы? Чему научил Будда? Чему научил Заратустра? Вовсе ничему. Но они передали нам новое видение, новый образ жизни. Они прикасались к человеческим сердцам, они трансформировали эти сердца. Они не дают вам информацию, они дают трансформацию. Важно не то, что они говорят, важно то, что они есть. То, что они говорят, всего лишь прием, важна их тишина.

Если вы хотите понять Будду, Лао-цзы, Ко Суана, Кабира, Нанака, вы должны научиться читать между строк. Вы должны научиться понимать тишину, слышать музыку тишины. Вы должны сами быть безмолвными. Это тотально иной способ обучения, в действительности, это разучение. Вам придется отбросить все, что вы знаете. Вам придется отбросить все ваши верования, идеологии, философии. Все, что когда-либо вам было дано вашими учителями, с самого рождения и до окончания университета, – вам придется избавиться от этого, выйти за пределы этих знаний. Вам придется выйти за пределы всего, что говорили вам ваши учителя, только тогда вы сможете понять мастера. Мастер прямо противоположен всем учителям.

Восток не почитает учителей, все его почтение тотально принадлежит мастерам. Учителя утилитарны, они специалисты. Если что-то ломается в вашей ванной, вы вызываете сантехника. Он знает больше вас в области сантехники, но это не повод свидетельствовать ему свое почтение и называть «достопочтенным». Если что-то не так с вашим телом, вы вызываете врача. Он тоже своего рода сантехник: он чинит ваше тело. Если вы хотите изучить математику, вы идете к учителю.

Вы идете к мастеру, только когда устаете от всего этого утилитарного существования. Когда вы понимаете, что есть нечто большее, когда вы чувствуете глубокую потребность, страстное желание познать то, что не-утилитарно, что имеет подлинную ценность, что нельзя ни продать, ни купить, то, что имеет не цену, а неизмеримую ценность, когда вы ощутили присутствие непостижимого, сверхъестественного, только тогда вы способны войти в контакт с мастером.

На самом деле, в древних египетских манускриптах сказано: «Когда ученик готов, мастер появляется сам». А когда ученик готов? Когда он устает от утилитарного мира. В мире все имеет свою практическую пользу, но Бог не имеет пользы, истина не имеет пользы, любовь не имеет пользы, блаженство, красота не имеют пользы. Какая практическая польза от розы? Можно использовать атомную бомбу, можно использовать оружие. А какая выгода от прекрасного заката? В нем нет никакой выгоды. Только когда вы начинаете испытывать страстное стремление к не-полезному, вы становитесь способны быть с мастером, иначе вы так и будете переходить от одного учителя к другому.

Чтобы быть с мастером, нужны серьезные приготовления. Но самое главное требование – это страстное стремление к неведомому, страстное стремление к тому, что не относится к этому миру. Это стремление кажется сумасшествием тем, кого волнуют деньги, власть, престиж. Они решат, что вы сошли с ума, если вы начнете интересоваться медитацией, тишиной, говорить о мастере. Восток склоняется перед мастерами.

Ко Суан начинает каждую сутру этими прекрасными словами:

Высокочтимый Мастер сказал…

Он не указывает имя мастера. Более того, когда дело касается мастера, имя не нужно, потому что каждый мастер представляет всех мастеров прошлого, настоящего и будущего, потому что вкус у мастерства один. Сблизитесь вы с Буддой, или Махавирой, или Моисеем, или Мухаммедом – разницы нет. Вы почувствуете один и тот же аромат, один и тот же вкус, один и тот же экстаз. Одна и та же радость будет переполнять вас; один и тот же танец будет совершаться в вашем сердце.

Будда повторял снова и снова: сколько вы не пробуйте море с разных сторон, оно останется соленым. То же и мастера – имена несущественны.

Ко Суан не называет имя мастера: имена утилитарны. Мастер представляет предельное, невыразимое. Он представитель переживания, которое не имеет имени, пусть и он останется безымянным. Это его миссия.

Высокочтимый Мастер сказал…

Запомните несколько моментов, прежде чем мы приступим к этой сутре. Почему на Востоке почитают мастера, но не учителя? Почему мастера, но не ученого? Почему мастера, но не пандита? Потому что на Востоке поняли, что пандит – всего лишь попугай: он повторяет то, что познали другие, он не пережил это сам. И так как он не пережил это сам, его знание не имеет особой ценности. Возможно, он умеет хорошо спорить; возможно он сумеет убедить вас; возможно, он способен привести множество доказательств в подтверждение тому, что он говорит. Но все, что он говорит, тем не менее, заимствовано; оно не имеет корней в его собственном существе. Он говорит с вами только из памяти, не из своего осознания.

Истина заключена не в писаниях. Истина – это самый центр вашего существа, это самая ваша суть. Вы можете научиться красиво и умно говорить, это несложно, но такие слова бессильны, такие слова пусты, они не несут в себе никакого смысла. Смысл приходит через переживание.

Когда говорит Христос, его слова имеют смысл. Вы можете повторить его слова, но в них не будет того же смысла, потому что ваш опыт иного уровня, иного плана. Вы вложите в эти слова свой смысл, вы наполните их своим опытом. Вы будете использовать слова Христа в качестве емкости, а наполнение будет ваше. Бутылка будет от Христа, а вино – ваше.

А что у вас есть? Все, что вы знаете, не имеет никакой ценности. Все, что вы знаете, – простой мусор. Возможно, он полезен для этого мира; возможно, он даже необходим как средство для жизни, но вы не знаете, что такое жизнь. Вы знаете только, как зарабатывать деньги и впустую тратить жизнь.

Однажды мистер Брейдбок

Отправился в город Стейтлок.

Там надпись нашел:

«Не плюйте на пол» ¾

Он плюнул тогда в потолок.

– Этот философ сильно страдает за свои убеждения, – как-то раз сказал мне Мулла Насреддин.

– И каковы же его убеждения? – поинтересовался я.

– Он убежден, что может носить туфли 40-го размера, при том что нога у него 43-го.


Все ваши убеждения таковы. Вы носите одежду, которая идеально подходит будде, но не вам. Вы носите обувь, которая подходила Лао-цзы, но не вам. Вы живете в домах, построенных другими с совершенно иной целью, это не ваша цель. Вся ваша жизнь – бесконечная череда страданий по той простой причине, что у вас 43-й размер обуви, а вы носите 40-й. В чем бы вы ни были убеждены, ваши убеждения никак вам не помогают, а лишь создают вам страдания.

Посмотрите, как живут люди: ни радости, ни песен, ни празднования. Таковы христиане: они верят в Христа. Таковы индуисты: они верят в Кришну. Таковы буддисты: они верят в Будду. Что-то очень важное пошло не так. Они могут говорить, что верят в Будду, но от Будды остались лишь слова. Кто наполняет их смыслом? Вы вложите в них свой смысл, и если ваш опыт не изменится, этот смысл так и останется повседневным.


Мужчина вместе с сыном и с именитым ученым едут на такси по Парижу мимо Пляс де ла Мадлен. Они проезжают по улице, где полным-полно проституток. Из-за пробки такси практически останавливается.

– Папа, папа, а что все эти женщины делают здесь?

– Ну… эээ… эти женщины, наверное, ждут своих мужей. Видишь ли, уже шесть часов, рабочий день закончился.

– Не слушай своего папочку, все они шлюхи, – восклицает именитый ученый, глубоко убежденный в том, что детям нужно говорить правду.

– Папа, а кто такие шлюхи?

– Ну… ммм… понимаешь, сынок, это такие женщины, у которых не один муж.

– Это как у актрис в кино?

– Да, но даже больше. У них много мужей, сотни, тысячи!

– Ого! Но если у них столько мужей… значит, у них должно быть и много детей!

– Вообще-то, дети у них бывают редко, но иногда, конечно, такое случается.

– Папа, а эти дети, кем они становятся?

– Они становятся… учеными!


На Востоке никогда не почитали ученых. Они интеллектуальные рабочие, но не истинная интеллигенция. На Западе их всегда ошибочно считали настоящей интеллигенцией. Они интеллектуалы, но они не интеллигенция. Иногда можно встретить так называемого интеллектуала, который оказывается глупее фермера, или садовника, или рыбака лишь по той простой причине, что фермеры, садовники, рыбаки и плотники живут рядом с природой, с жизнью, с существованием. Их опыт гораздо ближе к истине, их связь с реальностью гораздо более тесная, более сокровенная, чем у ваших так называемых профессоров, пандитов и ученых. Они живут, окруженные словами, громкими словами, высокопарными словами, но это тюрьма из слов. Вы можете легко обмануться, потому что они говорят так же, как и мастера. Но они самозванцы, притворщики. Будьте внимательны, остерегайтесь их глупости.


Англичанин гуляет по горной дороге. Неожиданно мимо него на машине задом наперед вверх по склону проезжает известный профессор философии.

– Эй, профессор! – воскликнул удивленный англичанин. – Что вы делаете?

– Понимаете, – отвечает профессор, – меня попросили доставить в горы посылку, но сказали, что здесь невозможно развернуться.

И оба продолжили свой путь. Через пятнадцать минуть англичанин снова видит машину, на этот раз спускающуюся вниз, и вновь задом наперед.

– Эй, профессор, остановитесь! – кричит англичанин. – Что произошло?

– А, – отвечает профессор, улыбаясь, – я был неправ. Я все же смог развернуться!


Мастер – это тот, кто живет истиной. Дело не в том, что он о ней знает или о ней слышал. Дело не в том, что он о ней и философствует: он живет ею, он знает ее, он стал истиной сам. Его учение – это его существо; все остальное – лишь приемы, чтобы принести пробуждение спящим. Если он использует слова, то не для того, чтобы передать истину, он использует слова в качестве будильника, чтобы разбудить вас. Учитель пользуется словами, чтобы передать истину. Но истину нельзя передать словами. Мастер также использует слова, но не для того, чтобы передавать истину. Он отлично знает, что истину передать нельзя, она непередаваема. Ее нельзя передать никакими способами, но вы можете пробудиться для нее.

Главное не рассказать вам истину, главное – помочь вам стать осознанным. В тот момент, когда вы станете осознанными, вы познаете истину потому, что истина уже внутри вас. Это не то, что приходит извне, это то, что спит внутри вас, что нужно пробудить.

Мастер использует слова, и ученые веками повторяют те же слова, полагая, что это важные слова, очень важные слова. В них, должно быть, содержится истина, потому что так говорил Будда, так говорили Ко Суан, Бодхидхарма, так говорили Ринзай, Бахауддин. Такие великие мастера использовали их – эти слова должны содержать нечто чрезвычайно ценное. Но в них ничего нет. Они использовались для совершенно иной цели. Эта цель – пробудить спящих.


Брижит Бардо подарили попугая. Она поставила клетку в спальню. Каждую ночь она приводила нового любовника, а попугай подбадривал ее словами: «Еще! Еще! Сейчас!»

Через несколько дней попугай порядком надоел Брижит Бардо. Однажды утром, когда она разгуливала по спальне обнаженная, попугай вскричал: «Иди сюда, возлюбленная! Я хочу заняться с тобой любовью!» Брижит Бардо жутко разозлилась и набросилась на него.

– Да, с другими самцами ты так не поступаешь! – поправляя перышки, грустно сказал попугай.


Пандит – всего лишь попугай. Он думает, что Будда воздействовал на миллионы человек с помощью слов, Кришна трансформировал многие тысячи людей с помощью слов, Бхагавадгиты, и Мухаммед вдохновил тысячи душ с помощью Корана и тех слов, которые он содержит, – эти слова, должно быть, обладают огромной силой. Поэтому он не устает повторять эти слова. Но в них ничего нет. Он просто подражает приему, не осознавая его истинной цели.


Офицер инструктирует взвод. Он вызывает только что прибывшего солдата и спрашивает его:

– Ты, Джино! Что значит для тебя флаг?

– Флаг, – бойко отвечает новобранец, – это кусок разноцветной материи.

– Что? Что ты болтаешь, ты, идиот! Флаг – это все! Флаг – это твоя мать, запомни, твоя мать!

Затем он переходит к следующему солдату:

– Теперь ты расскажи мне, что такое флаг!

– Это мать Джино, – отвечает солдат.


Остерегайтесь ученых, они самые глупые люди на свете. Но они красиво говорят, и если вы потеряли бдительность, они могут легко вас обмануть. Они цитируют Коран, Бхагавадгиту, Веды, Упанишады, они комментируют и интерпретируют, и все очень логично, очень убедительно, привлекательно для вашего ума. Но Будда никогда не стремился привлечь ваш ум; Кришна никогда не стремился привлечь ваш ум. Они стремились помочь вам выйти за пределы ума. Они не пытались убедить ваш ум, потому что если вы убеждены в чем-то, значит вы остаетесь в уме. Они пытались вызволить вас из ума.

Видите, насколько противоположны цели? Цель мастера – вытолкнуть вас за пределы ума; цель ученого – убедить вас на уровне ума в правоте, в ценности определенной идеологии, философии. Он укрепляет ваш ум, он дает вам пищу для ума. Мастер забирает ваш ум, разрушает ваш ум. Учитель питает ваш ум. Поэтому часто учителя кажутся вам более привлекательными, более убедительными.

Очень легко пройти мимо мастера, потому что может показаться, что находиться рядом с ним небезопасно. Учитель как будто дает вам больше, он укрепляет ваше эго. Не случайно, что Запад почитает учителей, потому что на протяжении тысячелетий Запад убежден, что эго нужно укреплять, что необходимо сильное эго, потому что без сильного эго человек не является личностью. Это правда: без сильного эго человек не является личностью, но эго фальшиво, следовательно, и личность.

Слово «личность» происходит от греческого слова «персона». Персона означает «маска». В древности греческие актеры надевали маски. Вот и мы носим эти персоны, эти маски. Сильное эго, конечно, дает сильную личность в полном смысле этого слова. Но личность – это не индивидуальность, а эго не ваша душа, как раз наоборот.

Мастер разрушает вашу личность, чтобы вы могли обрести индивидуальность. Он разбирает вашу личность, он срывает все ваши маски, чтобы вы могли увидеть ваше истинное лицо. Его задача трудна, и только смелые люди могут быть с ним рядом, потому что это хирургия. Ваши маски стали практически частью вашего существования, и чтобы снять их, необходимо хирургическое вмешательство. Это не так просто, снять их, это больно. Сделать это может только мастер. Медленно-медленно, одну за одной он будет снимать ваши маски. В итоге, когда все маски полностью исчезли, вы обнаружите вашу подлинную сущность, ваше истинное лицо.

Учитель дает вам материал к размышлению, мастер дает вам только медитацию. Учитель даем вам то, о чем можно мечтать, чего можно желать. Мастер разрушает все ваши мечты, уничтожает их. Мастер против вашего сна. Учитель действует как снотворное, успокоительное. Мастер не успокаивает, не утешает. Мастер делает больно, ранит, но трансформирует.


Мужчина попал в чистилище. Дежурный ангел приглашает его войти и говорит:

– Сегодня не твоя очередь. Тебе еще отпущено время на земле. Пройдем со мной.

Ангел приводит его в огромную комнату полную маленьких бутылочек с маслом:

– Здесь видно, сколько каждому осталось. Твоя бутылочка почти пуста.

– А можно взглянуть на бутылочки моей жены и детей? – спрашивает мужчина.

– Конечно, – говорит ангел, указывая на три следующих бутылочки.

Мужчина не может поверить своим глазам. У детей количество масла примерно одинаково, но в бутылочке жены невероятное количество масла.

Оставленный в раздумьях, пока ангел занимался вновь прибывшими, он аккуратно опустил палец в бутылочку жены, зачерпнул немного масла и перенес в свою бутылочку. Он делал это до тех пор, пока уровни масла в бутылочках не сравнялись. Он собрался продолжить, но тут проснулся от сильного шлепка и голоса жены:

– Ты, противный старикашка, вечно ты суешь свои пальцы куда не следует, даже когда я сплю!


Человек пребывает в глубоком сне, в мечтах, в размышлениях о преисподней, о небесах, о множестве самых разных вещей. Задача мастера – толкнуть вас настолько сильно, чтобы вы не могли не проснуться.

Ко Суан говорит:

Высокочтимый мастер сказал:

Когда человек достигает ясности в понимании этих трех явлений, он ощущает лишь пустоту, но когда он созерцает пустоту, он осознает, что пустота также пуста и стала ничем.

Это очень важная сутра, но сперва нужно привести в порядок в слова. Перевод сделан ученым, и скорее всего западным ученым. Он говорит:

Конец ознакомительного фрагмента.