Предложенные в этой книге упражнения, психотехники и методы формирования гармоничной личности основываются на учении тайного даосского клана. Эти психотехники, использовавшиеся в древности для ускоренной подготовки воинов и монахов Шаолиня, помогут вам управлять энергиями как внутри вашего организма, так и вне его. Для этой же цели были созданы и тибетские упражнения (комплекс «Пять Тибетцев»), которые также приводятся в книге.
Методы активной медитации помогут вам управлять организмом на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях, совершенствовать такие свойства личности, как ее направленность, способности, характер и темперамент.
ЗАГАДОЧНЫЙ ШАОЛИНЬ
В бассейне великой реки Хуанхэ, колыбели китайской цивилизации, находится гора Цзуншань. В 495 году на ее восточном склоне был основан монастырь Шаолинь. А в 527 году из Индии пришел сюда Великий Бодхидхарма и начал проповедовать новое буддийское учение, став первым патриархом школы Чань. Слово «чань» означает «созерцание, медитация».
Именно так, личным примером, и действовал гость: девять лет просидел лицом к стене в одной из каменных пещер на горе Цзуншань. Когда Бодхидхарма вернулся оттуда в монастырь, его примеру захотели последовать другие. Один из учеников по имени Хуэй Кэ весь день простоял по колено в снегу перед храмом, желая убедить учителя, что искренне хочет найти путь к просветлению.
Методы традиционной йоги сочетаются в школе Чань с приемами активной медитации, заимствованными из даосской психотехники. Последователи этой школы считают, что можно достичь просветления не только отшельничеством и постом, но и активным образом жизни. То есть развивать восприятие прекрасного, занимаясь живописью, поэзией, каллиграфией, или совершенствовать свое тело с помощью боевых искусств.
Умение управлять своей жизненной силой и составляет суть загадочных даосских практик. Именно монахи школы Чань добавили к приемам восточных единоборств умение управлять своей жизненной силой, выявлять скрытые резервы человеческого организма.
Монахи монастыря Шаолинь утверждают, что можно управлять энергиями посредством соединения дыхательных упражнений с концентрацией сознания и визуализацией парафизиологических структур.
Единственное средство избавиться от страданий, считали шаолиньские монахи, – это обрести высшее счастье. А значит, восстановить исходное единство с миром, расширить свое сознание и вернуться к состоянию нерожденного младенца, для которого не существует четкой грани между собственным и материнским телом, который дышит дыханием матери и питается ее пищей.
Человек, постигший даосское учение, утрачивает различие прошлого и настоящего, а следовательно, может вступить туда, где нет ни смерти, ни рождения.
«Убивающее жизнь бессмертно, рождающее жизнь не рождено, его ничто не избегнет, без него ничто не создастся» – говорил Бодхидхарма.
Чтобы обрести свободу и бессмертие, буддийский мыслитель советовал выполнять всего четыре заповеди:
• не испытывать злости и ненависти, так как наши страдания суть следствия наших же проступков в прошлых рождениях;
• быть в ладу с собственной кармой;
• не иметь желаний, ибо все искомое пусто, а умиротворение и гармония состоят в нежелании;
• следовать Закону, все положения которого чисты и освобождают от ограниченности и замутненности ума.