Дизайнер обложки Елена Станиславовна Гавар
Фотограф Елена Станиславовна Гавар
© Елена Станиславовна Гавар, 2017
© Елена Станиславовна Гавар, дизайн обложки, 2017
© Елена Станиславовна Гавар, фотографии, 2017
ISBN 978-5-4483-9641-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
20 век. Тридцатые годы. Российский провинциальный город
На выпускном одноклассницы демонстрировали друг другу наряды и обсуждали планы на будущее. Верочка наблюдала со стороны, как модная и красивая Людочка уверенно говорила:
– Ну и пусть там конкурс семьдесят человек на место! Хоть двести семьдесят! А я вот поеду и поступлю!
Людочка давно не скрывала, что собирается стать актрисой. Все вокруг были уверены, что так оно и будет. Девушка с тонкой талией и белоснежной улыбкой, по которой «сохли» все пацаны в округе, словно была создана для того, чтобы блистать на сцене и киноэкране. Она могла позволить себе подобные мечты и планы. Пусть через две недели она будет сидеть на кухне в коммуналке, рыдать, размазывая чёрные разводы от туши для ресниц, и твердить:
– Все они суки в этой Москве… Если ты не дочка чья-нибудь и не шлюха – дальше первого тура ни за что не пустят…
Верочке же не пришлось делиться потрясающимися планами – всё было решено: денёк после выпускного, чтобы отоспаться, а потом – торговать овощами и фруктами на лотке, что недалеко от дома.
19 век
Художник только что вернулся с пленэра. Он разложил этюды, довольно потёр руки – некоторые были весьма недурны. Этот берег моря в дымке и залитая солнцем аллея кипарисов, дивный закат и силуэт крепости на контражур. Художник улыбнулся:
– Шарман… Шарман… Надо устроить небольшую выставку… Всё же Франция дивно хороша!
Это была прекрасная идея – отправиться на пленэр во Францию. Бродить по узеньким уютным улочкам, раскладывать этюдник в облюбованном месте и делать наброски, писать этюды. Чего стоят эти старинные ступени, ведущие к замку в центре симпатичного провинциального городка… Плоды фигового дерева, усыпавшие лестницу, сложенную из камня терракотового цвета, блики от солнца, пляшущие на стволах олив. И аромат… Его не передать.. А вот виноградники вдали на фоне гор… И барышни… Скольких из них он запечатлел?! Наброски углем, сангиной и пастелью. Прелестные девушки с тонкими чертами лица… Кэтти из таверны с бокалом бордового вина, неизвестная блондинка с бирюзовыми глазами в золотистой соломенной шляпе на набережной……
Художник закурил трубку и задумался. Здесь его талант не ценят. А ведь у него был прекрасный учитель… Сколько мастер бился с учеником… И лишь потому, что верил – того ждёт большое будущее! Но как-то не сложилось… Мастер умер в очень неподходящий момент – художник ещё не успел стать хоть сколько-нибудь известным, заручиться поддержкой меценатов-покровителей не мог в силу возраста – слишком юн и ни одной значительной выставки за плечами. Зарабатывал на жизнь тем, что недурно делал копии известных художников прошлого. Покупательский спрос был неплох, но так хотелось писать и выставлять полотна с собственной подписью в правом нижнем углу на холсте…
Художник вздохнул: что Бога гневить?! Многие художники ушли в мир иной непризнанными и нищими… Даже те, что создавали истинные шедевры. Лишь потомки могли в некоторых случаях по достоинству оценить творения Гениев. Считал ли художник себя гением?! Отчасти… Вот недавно заключил пари с довольно известным художником, что сможет сделать копию с полотна любого прославленного живописца таким образом, что никто не отличит оригинал от подделки. «Подделка» – ненавистное слово… Художник ведь тоже вкладывал часть души, когда миллиметр за миллиметром воспроизводил на холсте картину гениальных мастеров.
Конечно, было выпито немало вина, когда художник ввязался в это нелепое пари… Сделать копию «Данаи» Рембрандта на спор, да так, чтобы не отличить от оригинала… Но отступать было не к лицу, через два дня художник и тот, с кем он заключил пари – также живописец, утверждавший, что именно его копия будет непревзойдённой, должны были встать к мольбертам и в определённый срок представить независимому жюри свои копии…