Вы здесь

Даки. Древний народ Карпат и Дуная. Глава 4. НЕОЛИТ (Думитру Берчу)

Глава 4

НЕОЛИТ

Акерамический горизонт

Первые земледельцы и скотоводы

Вот на этом фоне и из этих элементов и должен был сложиться неолит – эпоха, когда человек поднялся на новую ступень развития и научился производить для себя средства существования. В Румынии проблему перехода человека к неолитическому образу жизни необходимо соотносить с общей обстановкой, сложившейся в результате возникновения и распространения неолитических культур в Юго-Восточной и Центральной Европе. Население такого обширного региона, разумеется, не могло одновременно перейти к новому образу жизни, и развиться одновременно везде он тоже не мог. Природа Ближнего Востока благоприятствовала появлению первых сообществ с экономикой, основанной на земледелии и скотоводстве. Находки 1965 г. в Фессалии, где был вскрыт акерамический горизонт, открыли новые перспективы археологических исследований на юго-востоке Европы.

Еще до 1959 г. похожий горизонт был обнаружен на юго-западе СССР, на Украине, возле Каменной Могилы. Какое-то время были только предположения о том, что такой уровень может присутствовать и в Румынии, но только в 1962 г. были обнаружены открытые площадки с культурным слоем, в котором ясно прослеживается акерамический горизонт. Первая из таких площадок была обнаружена в песчаных дюнах Беря возле Чумешти в провинции Марамуреш; другие находки того же периода были сделаны в Ербичени, в районе Ясс в Центральной Молдавии. Теперь к этим площадкам можно добавить находки из пещеры Ла-Адам в Добрудже. Точки эти образуют на карте треугольник, покрывающий большую часть территории Румынии, которая тем не менее с юго-запада остается открытой для проникновения неолитических влияний из Греции и с Адриатического моря. Стоянка Беря-Чумешти указывает на присутствие на равнине Сомеш культуры протосельско-хозяйственного типа, тесно связанной с культурами Ербичени и Рипичени. Все эти места располагаются вдоль линии, по которой «неолитическая революция» распространилась на Карпаты и дальше в Центральную Европу из Крыма, с северных и западных берегов Черного моря. Рассмотрим район Добруджи. Новые находки в пещере Ла-Адам позволяют признать: гипотеза о том, что в местности между Дунаем и Черным морем должен был существовать культурный центр, где практиковалось уже одомашнивание некоторых животных, все очевиднее становится доказанным фактом.

Акерамический горизонт в Румынии подтвержден большим числом находок микролитических кремневых и обсидиановых орудий, множества целых и сломанных лезвий, по большей части без ретуши, лезвий с затупленной спинкой, зазубренных лезвий, буравчиков, скребков, резцов и всевозможных геометрических орудий в форме трапеций и неравносторонних треугольников; в Чумешти найдены характерные серповидные орудия; также обнаружено значительное число микролитических отщепов, призматических и пирамидальных нуклеусов. Черный обсидиан, из которого в основном выполнены находки Беря, происходит из Карпатского региона. В раннем неолите обсидиан вообще активно использовался в Румынии, Венгрии и Югославии. На площадках в Беря-Чумешти и Ербичени обнаружены как кости диких млекопитающих, так и кое-какие останки домашних животных, таких как овца, коза и корова. При этом структура и морфология микролитических орудий остается традиционно граветской – что уже отмечалось в тарденуазских культурах Венгрии. Находки в пещере Ла-Адам позволили установить стратиграфическую последовательность уровней культурного слоя, поскольку вертикальное сечение этого раскопа содержит полный набор горизонтов от мустьерской культуры вплоть до среднего неолита – т. е. до культуры хаманджия. Акерамический неолитический горизонт содержит индустрию, технически и морфологически все еще принадлежащую к микромезолитическому типу; там встречаются ножи, треугольные зазубренные наконечники стрел, буравчики, резцы, микролезвия, скребки с полукруглым рабочим краем, отщепы и т. п.; некоторые из этих орудий – как показали археологи тыргушорского раскопа – явно приближались уже по типу к неолитическим орудиям (рис. 6). Исследования также подтвердили полную родовую преемственность между каменной индустрией акерамического горизонта культурного слоя этой пещеры и индустрией культуры хаманджия в этом же раскопе, где уже присутствовала керамика. В других местах стратиграфия селений культуры хаманджия говорит о том, что орудия микромезолитической традиции продолжают присутствовать даже в уровнях, соответствующих достаточно развитым фазам этой культуры, и очевидно ассоциируются с другими, типично неолитическими орудиями. В акерамическом уровне в Тыргушор кроме нескольких костей волка, зайца и других животных встретился и фрагмент черепа овцы. Однако в этом горизонте отсутствуют козы, останки которых встречаются в уровнях культуры хаманджия. Существует предположение, что овца была одомашнена в этом регионе на ранней стадии акерамического неолита; тогда получается, что Добруджа была одним из центров одомашнивания этого животного.

Рис. 6. Ранние неолитические артефакты. Веретенообразные нуклеусы (1, 2); кремневые и обсидиановые микролиты (3–8). 1 – культура хаманджия (Тыргушор); 2 – Глэвэнешти-Векь; 3–5, 7 – Чумешти-Беря, культура линейно-ленточной керамики; 6, 8 – Дрэгичану, культура дудешти. Длина образца № 1–4,2 см, остальные в масштабе

Можно соотнести эту ситуацию с ситуацией в Крыму, который, в свою очередь, был связан с до-керамическими центрами Ирака и Малой Азии. Очевидно, что микролитическая индустрия Добруджи поразительно напоминает индустрию Крыма (горизонт мурзак-коба), а через него связана и с центром в Ираке. Тем не менее, хотя в существовании сходной зоны к северу и западу от Черного моря сомневаться не приходится, это требует все же более конкретного подтверждения. Акерамический неолитический горизонт юго-востока, востока и северо-востока Румынии более тесно связан с этим Понтийским регионом, чем с культурами Центральных и Западных Балкан. Есть сообщения – правда, пока неподтвержденные – о существовании акерамического горизонта и в других частях Румынии.

Хронологически румынский акерамический горизонт можно датировать шестым тысячелетием до н. э., а начало его может относиться к еще более раннему периоду.

Ранний неолит: 5500–3500 гг. до н. э

Происхождение и источники

В конце предыдущего периода вся Юго-Восточная Европа медленно двигалась к новому неолитическому образу жизни. Повторим еще раз: ранние румынские неолитические культуры, знавшие керамику, невозможно рассматривать вне связи с аналогичными культурами Ближнего Востока и остальной частью Юго-Восточной Европы. Затем на свет появились новые культуры; эти культуры – боян и вэдастра – охватывают период от раннего до среднего неолита и представляют собой уже не «древнейшие неолитические культуры». История неолита начинается в Понтийской области, тесно связанной с восточной частью Балканского хребта и северо-западным побережьем Черного моря. Климат этого региона, а также возможность связи с другими группами людей, живущих вдоль черноморского побережья и в глубине суши, обеспечивали лучшие условия для развития, нежели те, что преобладали в других частях страны. Леса в то время простирались до самого моря и предоставляли людям охотничьи угодья, достаточные для обеспечения потребностей в пище; в то же время плодородная почва делала возможным выращивание зерновых культур. Понтийская зона играла значительную роль во всех фазах неолита; именно в этой зоне – куда следует включить и прилегающий Дунайский регион – в пределах объединенного Карпато-Дунайского ареала появились одна за другой оригинальные и весьма характерные культуры. Самые ранние неолитические культуры в этой зоне еще демонстрируют следы общего средиземноморского влияния, которое в начале периода было очень сильным. Однако, судя по индивидуальному характеру местных отложений и благодаря разнообразию влияний, которым подвергались Понтийская зона и Дунайский регион, данная группа культур в ходе развития приобрела собственный структурный характер.

Рис. 7. Ранний неолит в Румынии. I – культура хаманджия; II – культура дудешти; III – культура криш; IV – культура линейно-ленточной керамики; V – культура Нижнего Буга

1 – Молдова-Векь; 2 – Вэршанд; 3 – Чумешти; 4 – Беря (Чумешти); 5 – Турдаш; 6 – Алба-Юлия; 7 – Чипэу; 8 – Хэрман; 9 – Лец; 10 – Траян; 11 – Трушешти; 12 – Валя-Лупулуй; 13 – Периени; 14 – Сэлчени; 15 – Чамурлия-де-Жос; 16 – Бая (Хаманджия); 17– Капидава; 18 – Гура-Доброджи; 19 – Мангалия; 20 – Чернавода; 21 – Бэешти; 22 – Кошерени; 22а – Боян (Вэрэшти); 23 – Бухарест; 23а – Дрэгичану; 24 – Валя-Рэи; 25 – Чиряшов; 26 – Вербица; 27 – Варна; 28 – Каблешково; 29 – Караново; 29а – Хотница; 30 – Кремиковчи; 31 – Старчево

Горизонт кардиальной керамики в низовьях Дуная

Эта фаза началась с возникновением культуры хаманджия, распространившейся по всей Добрудже; и вполне возможно, что позже некоторые группы людей переправились на левый берег Дуная – на юго-восток Мунтении, юг Молдавии, юг Молдавской ССР и еще дальше вдоль побережья в юго-западную часть Украинской ССР. О столь широком распространении говорят некоторые обнаруженные элементы культуры хаманджия и признаки ее влияния. Более того, аналогии между культурой Нижнего Буга и культурой хаманджия можно объяснить только реальными контактами между носителями этих культур. Свидетельства этой культуры имеются также в Болгарии, недалеко от Варны и дальше к югу возле Бургаса. Обе эти площадки лежат на пути проникновения, который пролегает с юга вдоль западного побережья Черного моря к устью Дуная. Схожая с этой культура обнаружена в Фессалии, Черногории, Далмации, Северной и Южной Италии, на Сицилии, в Южной Франции, Испании, а также на побережье Португалии и Северной Африки. По всей видимости, этот горизонт, распространившийся вокруг Средиземного моря, берет начало на Сицилии и в Сирии. Именно оттуда пустились в путь первые неолитические мореходы, двигаясь вдоль берегов и от острова к острову. Позднее они проникли и в глубь суши – как, например, в Добрудже и Фессалии. Можно предположить, что остальные регионы – такие, как Северная Африка, – где в последнее время обнаружены образцы примитивного реалистического искусства, сходные с культурой хаманджия, тоже представляли собой часть общего движения вокруг Средиземного моря. Вероятно, первые неолитические люди, знавшие керамику, прибыли на юго-восток Румынии – в Дунайско-Понтийский регион – на маленьких лодках-однодеревках. На это указывает не только то обстоятельство, что в разных местах побережья находят посуду, украшенную отпечатками раковины-сердцевидки (cardium, отсюда и название – горизонт «кардиальной керамики»), но и тот факт, что люди культуры хаманджия, как известно ученым, занимались глубоководным рыболовством. При раскопках в Добрудже найдены кости крупных рыб (например, рыбы дорада вида aurata aurata), которые живут далеко от берега. Точную дату, когда люди горизонта кардиальной керамики впервые поселились в Румынии, определить трудно, но научные данные свидетельствуют о том, что именно они создали или привезли с собой самую первую неолитическую культуру керамики. В момент их прибытия климат Добруджи имел степной характер, о чем говорят останки мелкой лошади, жившей, вероятнее всего, в степях Азии. Этот вид был широко распространен в Европе в верхнем плейстоцене, но позже исчез. Его новое (уже в голоценовом периоде) появление в Европе и Киренаике (где в последние годы были обнаружены его останки) можно объяснить только возвращением степного климата. Помимо зоны распространения культуры хаманджия, этот вид обнаружен в зоне культуры старчево-криш, которая какое-то время существовала одновременно с первой. Без сомнения, новоприбывшие застали в Понтийском регионе местную акерамическую среду, которая приняла в себя и поглотила неолитические элементы.

Северопонтийский и Бугский регионы

Тот факт, что в Румынии и на юго-западе Советского Союза были обнаружены памятники раннего и среднего неолита, позволяет также предположить существование культур, которые поначалу развивались параллельно и лишь позже начали контактировать и влиять друг на друга. Подобные контакты установились, возможно, между группой культур хаманджия, расширявшей свою территорию на север и северо-восток, и нижнебугской культурой, распространявшейся на юг и юго-запад. По технике изготовления, форме и украшениям керамика бугской культуры демонстрирует близость к культуре хаманджия; в то же время другие ее черты отражают общее средиземноморское влияние. Две культуры напоминают одна другую и по набору микролитических инструментов; обе они испытывали общее влияние, хотя и с разных направлений. Результатом всего этого стала расписная керамика культуры кукутень-триполье.

Следовательно, одним из центров, в которых развивалась неолитическая цивилизация и откуда она постепенно распространялась по территории Румынии, является Дунайско-Понтийский регион, тесно связанный с Северным Причерноморьем, Нижним Бугом и Малой Азией.

Кампинийцы, испытавшие неолитическое влияние

Недавние открытия и наблюдения – например, в Лапоше, на лесистых холмах Северо-Восточной Мунтении, на одном из притоков Бузэу (1959–1960 и 1962–1963 гг.) – показывают, что в этих местах жили кампинийцы, уже испытавшие неолитическое влияние и использовавшие типичные макролитические орудия. В верхнем уровне культурного слоя Лапоша найдены макролитические орудия, отличающиеся по форме, технике изготовления и материалу, а также несколько черепков очень примитивно изготовленной керамической посуды. Этот же стратиграфический горизонт содержал и микролитические орудия, определенные как тарденуазские с неолитическим влиянием. Археологические свидетельства из Мунтении, Молдавии, Марамуреша, Трансильвании и Баната подтверждают существование широкого кампинийского фронта, который можно соотнести с продвижением кампинийцев, пришедших с юга, а также с ускорением их перехода к неолитическому образу жизни. Южное происхождение кампинийской культуры, ее ответвление на значительной территории от палеолитических культур, а также тот факт, что макролитические элементы продолжали присутствовать в культурах позднего неолита Румынии и юго-запада СССР, – все это ясно показывает, что находки из кампинийского горизонта Понтийско-Дунайского региона образуют неотъемлемую часть общей исторической картины Европы, Африки и Ближнего Востока. Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что кампинийское население было не только постоянным и чрезвычайно активным элементом румынского неолита, но и одной из сил, стоявших за переходом от охоты и собирательства (собирание пищи) к земледелию и скотоводству. В свете этого южное происхождение кампинийцев представляется еще более вероятным, если принять во внимание тот факт, что орудие, которое археологи именуют киркой, подразумевает с функциональной точки зрения, что носители этой культуры возделывали землю.

Культура тарденуаз с неолитическим влиянием

Тарденуазский элемент выглядит столь же, и даже более сильным, чем элемент кампинийского происхождения, а в некоторых районах заметны одновременно оба влияния. Тарденуазские площадки обычно находят в открытой местности. Недавние раскопки в Чумешти, Ербичени и Рипичени принесли богатый урожай микролитического инвентаря: многочисленные лезвия и микролезвия, односторонние скребки и пластинки в форме микролитических проколок, геометрические кремни в форме треугольников, трапеций и полумесяцев; резцы и нуклеусы, в том числе призматические, и т. п. Кроме кремня, использовался обсидиан с Карпатских гор. Изучение материала из тарденуазского горизонта, обнаруженного как в Молдавии, так и в Марамуреше, указывает на то, что скотоводство, возможно, уже практиковалось в то время. Между тарденуазскими культурами Румынии, Северо-Западного Причерноморья и Крыма прослеживаются четкие аналогии (типы и варианты скребков, изготовленных из круглых или овальных пластинок, трапеции, веретенообразные нуклеусы и т. д.), что говорит о широком распространении зоны этих культур на запад и северо-запад от Черного моря.

Археологический материал всех ранних румынских культур включает в себя кремневую или обсидиановую индустрию тарденуазского типа. Тарденуазцы обеспечили преемственность развития и, вместе с другими микролитическими группами, не только задали направление, но и дали обществу толчок в движении к неолитическому образу жизни – а он за долгое время существования и развития вобрал в себя все местные группы и некоторые внешние элементы.

Горизонт расписной керамики

Одним из новшеств, пришедших на эту территорию с Ближнего Востока, явилась техника окрашивания керамики перед обжигом. Почти вся территория Румынии входит в район, охваченный горизонтом расписной керамики, исключением является только Понтийский «кардиальный» регион. Прибывавшие сюда группы людей привозили с собой и сельскохозяйственные новшества – новые виды домашних животных и культурных растений. Они принадлежали к большой культурной группе ранненеолитической расписной керамики, которая распространилась с Ближнего Востока далеко в Карпатский регион и охватила собой всю Юго-Восточную Европу; внутри этой территории, однако, можно выделить районы разной величины с присущими только им характерными чертами. В Югославии существует старчевская культура, которая распространяется и на юго-запад Румынии (Банат, Олтения), в Северо-Западной Болгарии в то же время появляется карановская культура (горизонт расписной керамики). В Западной Румынии, Молдавии и на востоке Венгрии обнаружена культура криш; она распространилась на восток до долины Буга, где вступила в контакт с бугской культурой. В Греции начинали развиваться протосескловские культуры. Кришская культура в Румынии существовала дольше, чем старчевская; кроме того, ей предшествовали – по крайней мере, в районах, выходящих к Черному морю, – определенные местные культуры. Следовательно, неолитические носители керамики пришли не на пустую землю. Селения располагались возле рек, на низких речных террасах или в непосредственной близости от водных путей; кроме того, следы поселений находят в пещерах. Нет никаких свидетельств существования укреплений. Селения, по всей видимости, носили разбросанный характер – полуземлянки или поверхностные хижины в них располагались на значительном удалении друг от друга. Однако в Глэвэнешти-Векь шесть поверхностных жилищ располагаются единой группой. Большинство хижин в плане имеют форму прямоугольника; некоторые землянки снабжены входными ступенями и разделены на две комнаты. Самые важные стоянки – в Леце, возле Сфынту-Георге, где горизонт культуры криш содержит три уровня, и в Периени в Молдавии, где впервые было установлено стратиграфическое и хронологическое положение культуры криш по отношению к культуре линейно-ленточной керамики: уровень последней лежит выше и перекрывает уровень первой. Кроме того, систематические раскопки проводились на площадках к югу от Карпат, в Олтении; одна из них находится в Валя-Рэи возле Рымнику-Вылча, в ней два культурных уровня, другая у Вербицы, в зоне перехода равнины в Гетскую гряду, где археологический горизонт также содержит два уровня. Кремневые орудия, такие как ножи, скребки, проколки и трапеции, принадлежат к микролитическому типу; имеются также микролитические нуклеусы и кремневые лезвия для изогнутых роговых серпов. Единственный пока серп такого типа, обнаруженный в районе распространения культуры старчево-криш, был найден в Валя-Рэи в 1963 г.; он лежал в большом горшке для хранения припасов, стоявшем в углу одной из хижин. Несколько кремневых лезвий все еще держались в специальной щели, прорезанной в изогнутой рукоятке. Этот серп напоминает серпы карановского типа в Болгарии и натуфианского и хачиларского типов на Ближнем Востоке. Наряду с кремнем использовался местный обсидиан (рис. 8).

Рис. 8. Обсидиановые (3) и кремневые (1, 2, 4–9) микролиты культуры криш из Валя-Рэи (Олтения). 1–4 – уровень I; 5–9 – уровень II. Длина образца № 1 – 3,3 см

Полированные каменные топоры имели плоскую или трапециевидную форму; кроме того, встречаются «колодкообразные» топоры; а в Валя-Рэи, например, я нашел очень маленький топорик. Присутствуют там характерные лопаточки из кости, а также долота, шилья и буравчики и аналогичные орудия из кости. Типичные пряслица из обожженной глины имеют четырехконечную форму, но встречаются также биконические и конические экземпляры. Найдены также грузы для натягивания основы на вертикальном ткацком станке. Керамика включает три основные группы: а) грубая посуда из глины с добавлением резаной соломы, часто без всяких украшений; б) тонкая гладкая обмазанная посуда и в) расписная посуда, которая может быть одно-, двух-или даже трехкрасочной. Декоративные мотивы нарисованы черным или иногда белым по красному фону и состоят из параллельных линий разной толщины или заштрихованных треугольников; реже встречаются спиральные линии. Имеются также украшения в виде вырезанных по глине сот или кукурузных початков или выдавленных отпечатков пресноводных ракушек (рис. 9).

Рис. 9. Расписная чаша на полой подставке из Валя-Рэи, культура криш. Высота чаши над реконструированным основанием – 6,6 см

Встречаются самые разные по форме керамические изделия. Чаше всего находят большие сферические кувшины с длинным горлышком, которые использовались для хранения пиши и воды; попадаются также «бочкообразные» кувшины и кувшины на высоком полом основании крестообразного, круглого или квадратного сечения. Некоторые формы сосудов, а также грубые желобки на них, которые появляются здесь впервые, предвещают появление культуры винча, корни которой можно отыскать, в частности, и в материалах культуры старчево-криш. О верованиях и ритуалах того времени свидетельствуют глиняные алтари, антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки; уровень I в Валя-Рэи содержал две разбитые фигурки баранов со следами красной и черной краски. Там находились также глиняные штампы южного типа, которые использовались для нанесения рисунка на тело или на ткань. Мертвых хоронили в скрюченном положении; могильников не было; в Валя-Лупулуй (Яссы), однако, обнаружено двойное погребение. С антропологической точки зрения люди культуры старчево-криш представляли собой разнородную группу. В качестве личных украшений использовались морские раковины spondylus и tridacna; их получали в ходе межплеменного обмена, который охватывал значительные территории. Хозяйственная деятельность включала возделывание земли (выращивали пшеницу-однозернянку) и скотоводство. В Всрбина в хижине были найдены кости мелкой лошади: останки таких животных обнаружены в культурном слое этого периода в Венгрии и Югославии, а также в Добрудже в зоне культуры хаманджия.

Относительная хронологическая характеристика румынского материала культуры старчево-криш была выяснена в Леце (юго-восток Трансильвании), где этот слой залегает под слоем культуры боян (фаза II); в Вербичоара (Олтения), где поверх нее залегает слой культуры винча; в Периени (Молдавия), где этот материал сопровождается линейно-ленточной керамикой; при этом в Центральной Трансильвании некоторые черты этой культуры продолжали существовать и развиваться еще в среднем неолите. Этот горизонт, восточносредиземноморского происхождения, в некоторых местах существовал достаточно долго и внес существенный вклад в формирование культур петрешти и кукутени. Радиоуглеродный анализ материала из Дьяларет, Каталсег и Ходмезёвашархей-Котачпарт в Венгрии, а также Вршник (старчево III фаза) и Горня-Тузла (последняя старчевская фаза) в Югославии (5140 ± 100 г. до н. э.; 4420 ± 100 г. до н. э.; 4500 ± 100 г. до н. э.; 4915 ± 50 г. до н. э.; 4449 ± 75 г. до н. э. соответственно) позволяет отнести культуру криш в целом к периоду, предшествовавшему культуре линейно-ленточной керамики в Центральной Европе; в свою очередь, последняя датируется концом пятого тысячелетия до н. э.

Согласно общепринятому мнению, время от времени группы людей покидали первоначальный центр этой культуры – лессовые регионы Центральной Европы – и распространялись во всех направлениях; на западе они добрались до Бельгии и Парижского бассейна, на востоке – до долины Буга. Тот факт, что люди культуры линейно-ленточной керамики жили и в Румынии, установлен только в последние пятнадцать лет; выяснилось, что юго-восточная граница их расселения – Нижний Дунай. Племена этой культуры прошли или даже заселили всю Молдавию; то же самое можно сказать про Трансильванию и северо-восток Мунтении, а также про область вокруг Бухареста. Племена, несущие культуру линейно-ленточной керамики, проникали в Карпато-Дунайский регион двумя различными путями: с севера, в обход Карпатских гор, откуда одни группы людей распространялись на юг к устью Дуная и северо-восточной Мунтении, а другие двигались к долине Буга; второй путь начинался в нынешней Словакии и Северо-Восточной Венгрии, откуда люди двигались по речным долинам в Юго-Восточную Трансильванию. Первую, северо-западную, фазу характеризует керамика, украшенная глубокими насечками в виде лент и линий непрерывного спирального или волнистого рисунка. Характерный сосуд – чаша на высокой полой подставке, форма и расписные украшения которой обнаруживаются в Валя-Рэи уже в поздней фазе культуры криш. Культура Северо-Западной Румынии, представленная в основном материалом из Чумешти-Беря (Марамуреш), связана с «восточно-словацкой» культурой линейно-ленточной керамики или той же культурой Венгерской равнины (Алфёльд), определяемой по находкам из Тарнабода и с других площадок Восточной Венгрии. Радиоуглеродный анализ тарнабодского материала дает датировку 4330 ± 100 до н. э., что приложимо также к румынскому горизонту Чумешти-Беря. В других районах Румынии находят также линейно-ленточную «нотную» керамику. Стратиграфическое и хронологическое ее положение впервые удалось определить в Периени (Молдавия), где уровень линейно-ленточной керамики перекрывает уровень культуры криш. В Молдавии (Траян, стоянка Дялул-Фынтынилор, и Флорешти) горизонт линейно-ленточной керамики залегает ниже горизонта прекукутени, а в Мунтении – перекрыт слоем боян 1. В Трансильвании черепки «нотной» линейно-ленточной керамики иногда встречаются в слое, который прерывает последовательные средненеолитические слои и предшествует культуре петрешти. Можно предположить, таким образом, что носители этого стиля проникли в Карпато-Дунайский регион довольно поздно, тогда как культура чумешти-беря относится к более раннему времени. Стоянки располагаются на нижних террасах рек или даже в их долинах (Глэвэнешти-Векь на реке Жижа). На стоянках можно обнаружить жилища – как полуземлянки, так и просто хижины, иногда расположенные группами; однако больших помещений, какие находят в центрах возникновения этих племен, пока обнаружить не удалось. Среди орудий – характерные «колодкообразные» тесла из полированного камня и плоские трапециевидные топоры/тесла, иногда довольно большие; их находят в жилищах и хранилищах, как, например, в Глэвэнешти-Векь. Кремневые и обсидиановые орудия носят откровенно микролитический характер (лезвия с ретушью и без, зазубренные лезвия, скребки; есть также геометрические кремни, причем чаще всего встречается трапеция); находят также веретенообразные нуклеусы, как кремневые, так и обсидиановые. Керамику можно разделить на два типа: первая – грубая посуда из глины с добавлением мякины, украшенная рядами простых надрезов или рельефным узором в виде сот. Ко второму типу относится тонкая посуда из серовато-черного материала; сосуды украшены резными узорами в виде лент или «нотными» мотивами. Наиболее типичные формы сосудов – полусферические чаши и маленькие чашечки с прямыми стенками. Некоторые из грубых сосудов, предназначенных для хранения продуктов, декорированы. Керамика демонстрирует сильное сходство с керамикой культуры криш – это относится к технике и формам, а также к декоративным мотивам в виде спиральных или ленточных узоров и т. п. Это сходство позволяет предположить, что данная керамика берет свое начало в культуре криш. Как бы то ни было, наследие культуры криш и культуры линейно-ленточной керамики сыграло важнейшую роль в формировании последующих культур, таких как прекукутени, боян, тиса и препетрешти, не говоря уже о зонах, где влияние обеих культур складывалось. Точно так же со временем становится все более очевидным, что между культурами линейно-ленточной керамики и хаманджия существовали прямые контакты.

Средиземноморские импульсы

Имеются указания на то, что элементы культур кардиальной керамики, центральноевропейской линейно-ленточной керамики, расписной керамики эгейско-средиземноморского происхождения и причерноморской культуры Нижнего Буга взаимно влияли друг на друга. Поэтому неудивительно, что расписная керамика культуры кукутени-триполье впервые появилась именно здесь – в том месте, где сходятся зоны влияния всех этих элементов. Следующая серия открытий привлекла общее внимание еще к одному элементу эгейско-средиземноморского происхождения. В этой зоне – там, где встречались и смешивались культуры старчево-криш, хаманджия и культура линейно-ленточной керамики, – была обнаружена еще одна культура раннего неолита, весьма сходная с культурой винча.

Культура дудешти

В районе Бухареста была обнаружена своеобразная керамика (рис. 10). Она изготовлена из грубой глины, небрежно обожжена, но покрыта ровным слоем черного или серовато-черного лощеного ангоба. Сосуды украшены параллельными канавками, сгруппированными наклонно или под углом; уже на самом глубоком уровне появляется декоративный мотив спирали; изображается спираль нанесением коротких, очень близко расположенных штрихов. Важное место занимает также резная керамика с узорами из изогнутых линий, меандров, зигзагов или параллельных наклонных штрихованных лент. В основном именно из этой керамики развивается позднее керамика вэдастра I – примитивно изготовленная посуда из глины с примесью мякины. Появляются крупные сосуды. Среди тонкой черной или серовато-черной посуды из глины с примесью песка находят чаши на полой подставке. Встречаются также биконические сосуды с небольшими выпуклостями. Даже в форме биконической чаши прослеживается связь с посудой криш-старчево. Форма и декоративные мотивы больших шарообразных сосудов позволяют провести аналогию с открытиями, сделанными в Кан-Хасан в Анатолии, а также с материалом из Чатал-Хююк в Анатолии и бассейне реки Марица в Южной Болгарии. Эту керамику иногда находят вместе с микролитами, включая конические и призматические нуклеусы, отретушированные лезвия, простые и двойные скребки (на лезвиях или отщепах), трапеции и т. п. Среди археологических находок есть также трапецеидальные плоские топоры, всевозможные орудия из кости, глиняные пряслица, зооморфные и антропоморфные фигурки. Присутствие микролитов указывает на сохранение тарденуазской традиции. Но керамика – техника ее изготовления (особенно черной желобчатой), а также форма сосудов и декоративные мотивы – подтверждает южное, эгейско-анатолийское происхождение этой культуры, распространившейся по всей Южной Болгарии до Нижнего Дуная. Начальную точку можно обнаружить на юго-западе Анатолии; двинувшись оттуда, она пересекла Эгейское море и юг Болгарии (находки в Хотнице близ Тырнова, представляющие одну из промежуточных стадий этого движения на север). По всей видимости, эта культура тесно связана с культурой винча, но представляет более ранний период, чем даже начало последней. Ее область распространения, на сколько можно судить в настоящее время, охватывает юго-восточную часть Олтении, север и центр Болгарии и Мунтению. Возможно, она заходила также в Трансильванию и на юг Молдавии.

Конец ознакомительного фрагмента.