Вы здесь

Дагестанские святыни. Книга третья. Аулы-столицы: крупные административные и торгово-экономические центры (А. Р. Шихсаидов, 2013)

Аулы-столицы: крупные административные и торгово-экономические центры

Курах-столица Кюринского ханства

З.А. Магомедова, М.Н. Османова


Курах-дере – одна из красивейших частей центрального горного Дагестана, расположенная в бассейне реки КурахвацI, между Самурским и Калухдагским хребтами. Большая часть территории занята горами – неприступные заснеженные вершины, головокружительные горные кручи перемежаются живописными склонами и лугами. Само селение Курах расположено в окружении гор. К юго-западу находится гора Кетин-кил, к западу – Щару-даг («Пёстрая гора»), с севера – Кекен-даг и Элкъвей килер («Круглые вершины»). Несколько сел Курахского района – Аладаш, Арабляр, Маллакент, Кумух и Бугда-Тепе – находятся на равнине, недалеко от побережья Каспийского моря.


Сел. Курах. Общий вид


Курах-дере входило в состав Кавказской Албании – древнейшего государства, объединившего множество народов и племен. По сообщению грека Страбона (65 г. до н. э. – 21 г. н. э.), автора «Географии», в составе Кавказской Албании было 26 племен, в числе которых названы албаны, каспии, утии, гаргары, сильвы, дидуры, гелы и леги.

После распада Кавказской Албании в IV в. н. э. на территории Дагестана возникли политические объединения – Дербент (область Чога), Табасаран, Серир, Гумик, Маскат, Лакз, Кайтаг, Филан.

В 722 г. арабский автор ал-Белазури сообщает о стране Лакз, о Сабасе – главаре одного из лезгинских племен.

Наиболее раннее упоминание о Лакзе относится к VI в. и связано с именем Ануширвана I (531–579), который утвердил в Лакзе правителя, как и в других областях Дагестана – в Сарире, Филане, Табасаране.

Арабские источники дают возможность определить в общих чертах границы Лакза. Почти все они (источники) свидетельствуют о расположении Лакза в Южном Дагестане.

В Х в. южные границы проходили, очевидно, по Самуру, ибо отмечается наличие общей границы между Лакзом и Ширваном. В середине Х в. ал-Масуди писал, что «опорой царства его (ширваншаха) является царство (мамлака) ал-Лакз, многочисленный народ которого живёт на вершине этой горы».

Если южная граница соприкасалась с Ширваном, то юго-западная – с Шакки. Ал-Истахри оставил любопытное описание этой территории: «Между Ширваном и Лираном – граница, между Лираном и Муканом – граница, как и со страной Абсия, [а] она – область с незначительным числом населённых пунктов. В ней (Абсии) имеется сильная крепость, а за ней по направлению к горам – местность, примыкающая к стране Лакз. Они (жители Лакза) охраняют эту крепость, т. к. владетель (сахиб) Абсии чувствует к ним особое расположение и поддерживает с ними добрососедские отношения…».

Основная часть Лакза располагалась к северу от Главного Кавказского хребта. В то же время у Лакза общая территория с Шакки. Восточная же граница проходила недалеко от владений Дербента, ибо селение Курах (К.р. к) относится к Лакзу.

Таким образом, в Х в. Лакз охватывал территорию, занимаемую представителями лезгинской группы языков (лезгины, агулы, цахуры, рутулы, кроме табасаранцев), в бассейне рек Самур, Курахчай и Чирахчай.

Автор XII в. Йакут (со ссылкой на сведения Х в.) пишет, что граничащая с Дербентом и Маскатом «страна Лакз отличается тем, что они (жители страны Лакз) многочисленные племена, приятной наружности, (крепкого) телосложения, (у них) селения (густо) населенные и область обитаемая. …Жители ал-Лакза могущественны, сильны, многочисленны».

VII век – начало арабских завоеваний в Дагестане и начало длительной борьбы горцев за независимость.

Борьба народов Дагестана с арабами шла с переменным успехом – Южный Дагестан переходил из рук в руки. Упорное сопротивление арабам оказывали жители Дербента, Табасарана, страны Лакз. Царь Лакза Авиз, сын Рамазана, по сообщению арабского историка ат-Табари, отказался подчиниться арабским завоевателям и платить налоги. Правитель Мерван решил лично возглавить поход против Авиза, который обратился за помощью к хазарам, однако был случайно убит стрелой. После смерти Авиза Мерван заключил с лакзами мир и, как сообщает историк ал-Белазури, обязал жителей Лакза ежегодно доставлять двадцать тысяч мер зерна в зернохранилище. Управлять страной Лакз было поручено Хашраме Сулямиту.

Начиная с VIII вплоть до XV в. в Южном Дагестане существовало несколько независимых друг от друга политических образований, в том числе Ахты, Курах, Рутул, Цахур, Хнов, Тпиг, Рича и другие.

Курахский район является одним из южных районов Республики Дагестан. Он граничит с Ахтынским, Агульским, Докузпа-ринским, Магарамкентским, Рутульским, Сулейман-Стальским и Хивским районами.

Центром этого прекрасного и гостеприимного края является селение Курах, в старину именуемое Гияр-шехером. По преданию, Курах образовался из семи маленьких поселений:

Хавезар, Щийихюр, Сенгерар, Юрзал, Чатар-кам, Къекъенхюр, ЧIурухюр.


Вид на сел. Курах


Предания об образовании селения Курах приведены в различных источниках. Так, к примеру, в монографии, посвященной формированию материальной культуры лезгин, С.С. Ага-ширинова пишет: «В предании об образовании селения Курах (Курахского района) рассказывается, например, что прежде на юго-западной стороне селения находился город Гияр-шехер, который был разрушен и разорен чужеземцами до основания во времена Средневековья, а население варварски уничтожено. Связанных мужчин, женщин и детей завоеватели бросали на тока под молотильные доски. Этот день в памяти народа остался под названием «День шахской молотьбы» («Шагьхармандин югъ»). И до сих пор, когда бывает большое горе, умирает юноша или молодой мужчина, женщины причитают:

Ай шахиншах, чтобы ты умер, шах!

Сегодня день всемирного потопа,

Сегодня день шахской молотьбы,

Сегодня день того, кто делал молотьбу,

Сегодня самый чёрный день,

Сегодня самый грустный день,

Сегодня день того, кто потерял возлюбленных,

Сегодня день того, кто потерял Керема…

Далее в предании говорится, что после того, как город Гияр-шехер был уничтожен, недалеко от этого места из семи мелких аулов (Хъукъвазар, ЦIийи хуьр, Сернегьар, Юрхвал, Чватар-кам, Хъикъен хуьр, ЧIуру-хуьр) образовалось новое селение Курах. При этом утверждается, что один из тухумов под названием «кьадияр» переселился сюда из Аварии, другой тухум – «чепеяр» – из Лакии. Название Курах (от лезгинского «кьураба», т. е. бездомный), по объяснению народной этимологии, как раз и связано с тем, что это селение основали пришельцы из разных мест Лезгистана. После разрушительного нашествии татаро-монголов в Курахской долине все опустело. Оставшиеся люди спрятались в горах. Птицы и животные исчезли, родники высохли, растения погибли. Одним словом, вся земля высохла. Однако спасшиеся горцы после ухода завоевателей вернулись с гор и заново построили село. Нашли здесь приют люди и из других аулов, которые оказались в самых труднодоступных ущельях Курахских гор: табасаранцы, лакцы, даргинцы, агулы, аварцы, евреи, даже грузины. С тех пор их потомки живут в Курахе.

Что касается названия «Курах», профессор С.С. Агаширинова пишет, что это название образовалось от слова «кьураба». Хотя, возможно, значение слова Кьурагь в нём самом. В Курахской долине всё высохло, сожжённую землю увидели возвратившиеся люди, и они дали название этой местности «Кьурагь-дере» («Засушливая долина»).

Со временем слово «дере» перестали применять, и осталось название «Кьурагь». Село также получило название Кьурагь. Данные топонимики, фигурирующие в этом предании, представляются совершенно достоверными. Почти во всех перечисленных местах до сих пор сохранились остатки старых поселений. Некоторые из них были обследованы в 1947–1948 гг. археологом М. Исаковым. Согласно его данным, первое поселение находилось неподалеку от селения Курах, на отроге горы в урочище Гияр-шехер.


Курахская стела, XIV в.


В этом месте на поверхности сохранились камни от построек и фрагменты керамики, характерные для культуры позднего Средневековья. Второе поселение ЧIуру-хуьр было расположено в 4 км к западу от селения Курах, на левой стороне р. Курах. Здесь также сохранились камни от построек, встречаются фрагменты керамики, сходной с керамикой из первого поселения. Третье поселение – Юрхвал находилось в 3 км к западу от селения Курах, на левой стороне долины р. Курах. Обломки керамики типичны для культуры Средневековья. Четвертое поселение – Кикенхуьр и пятое Сернегар были расположены в трёх километрах от села. На поверхности всех этих поселений также встречаются обломки средневековой керамики.

О том, что селение Курах под тем же названием существовало уже в ХIV в., свидетельствуют записки, опубликованные Л. И. Лавровым. Как указывает учёный, Курахская стела является важным эпиграфическим памятником по истории не только селения Курах, но и всего окрестного края, который раньше именовался Кюре.

Он сообщает, в частности, что в хронике Мухаммеда Рафи, составленной в ХV-ХVI вв., упоминается и общество Куралал, т. е. Кюре, которое платило шамхалу ежегодную дань в размере 100 жеребцов и 100 кобылиц. Хронограф 1710–1712 гг. упоминает разорение Кураха и Кюре ширваншахом Ибрахимом (шейх-шахом) в 1510–1512 гг.

Во второй половине XVII в. здесь побывал Эвлия Челеби, который писал, что Кюре (Курах?) – «это городок на границе владений табасаранского хана Шах-Михала». По сообщению Эвлия Челеби, в Курахе имелось «1000 прекрасных домов, мечеть, сады, но нет базара. По пятницам люди собираются в одно место и обмениваются новостями. Они не знают золота. Поскольку здесь нет в обращении денег, люди обмениваются товарами. Насчитывается около 10000 человек населения».

Почти 400 лет Курах был столицей крупного союза сельских общин, что подтверждает запись, сделанная на каменной стеле у входа в Джума-мечеть с. Курах, датированная 757 г.х./1356 г. Надпись была подробно изучена известным исследователем Л.И. Лавровым, который определил границы указанных в тексте земель, локализовал почти все пункты, названные в нём. Л.И.

Лавров сделал вывод, что речь идёт не о феодальном владении, а о вольном обществе во главе с Курахом. Надпись фиксирует границы этого общества:

«О Всеразрушающая судьба! О Владелец тайны! Воистину тайна уже обнаружилась. О услужающий телу, сколько стараемся ему служить, в то время как ты не телом, а душой человек!

Эти горы Кураха, от мельницы Хпитара до загона скота Ругуна, и до Хаджиева камня, и до Хореджского моста, и до Дуруштульского тока, и до вершины горы, не занятой Хпюком. Этот горный хребет со стороны юга от озера Кулан-вир до горы Т-р-к-р-кил выше Кимихюра и до речки под Титалем и до Мигун-Кура, где кончается конюшня и начинается монастырь села Зилинги».

Таким образом, Курах выступает как главный населённый пункт, столица определённой территории, с определённым количеством населённых пунктов, причём границы общества Курах, очевидно, были более или менее стабильными, если уже возникла необходимость их зафиксировать.

Ш.М. Ахмедов обратил внимание на то, что в курахской надписи говорится не о всех земельных угодьях данного микрорайона, а о «горах», т. е. пастбищах. Видимо, слабые общины, отдавая себя под защиту общества Курах, уступили последнему ряд пастбищных гор, которые таким образом стали собственностью одного Курахского общества, что нашло отражение в этой надписи.

Это также является одной из форм становления зависимых отношений в общинах горного Дагестана. Курахская надпись может быть фиксацией одного из этапов на пути к использованию покровительства в собственных интересах главного селения союза сельских общин, в данном случае Кураха. Во всяком случае, последующая история Кураха свидетельствует о том, что он всё более и более выделялся из «равных» ему селений, превращаясь из центра союза сельских общин в политический центр феодального владения.

Вышеуказанный письменный источник доказывает, что селение Курах и перечисленные 10 других сёл существовали ранее в XIV в. и, что самое важное, сохранили свои названия до настоящего времени.


Старая мечеть в с. Кабир (Курахский район)


О Кюре имеется несколько сообщений. Надписи из селений Шиназ и Гельхен рассказывают о «разрушении селений Курах и Кура шейх-шахом в 917 г. (в 1511–1512 гг. – Авт.)». Значит, ширваншах Ибрахим II (1502–1524 гг.), прозванный шейх-шахом, разрушил лезгинское селение Курах в начале XVI в., а также Кура, т. е. Кюре. Остаётся неясным, какой смысл вкладывал автор надписи в фразу «селение Курах и Кура»: идёт ли речь о селении Курах и подвластной ему территории или же говорится о двух самостоятельных территориях, точнее, сумел ли Курах к этому времени, т. е. к началу XVI в., распространить свою власть и на те земли левобережного Самура, которые впоследствии назывались Кюре?

Несколько сёл Курахского района в силу разных причин, в том числе иноземных нашествий, перестали существовать: ЧГурухюр, Тюкюр, Мехад, Ганар, Хъухъвазар, Къаружар, Ве-гьрехюр, Келег.

Жителям Кураха часто приходилось сражаться с иноземными захватчиками.

В эпоху монгольских завоеваний вражеские полчища, захватив Дербент, направились в горы, пройдя Курах, Рича, Чираг, Кумух. В 1239 г. аул Рича подвергся жестокой осаде безжалостного врага: 27 дней жители аула героически противостояли татаро-монголам, о чём свидетельствует каменная плита с надписью на арабском языке, вмонтированная в стену минарета ричинской пятничной мечети: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Аллах! Аллах! Аллах! Пришло войско татар, да не будет им от Аллаха большего предела, в Баб-ал-Кист Риджу, когда оставалось от месяца раби ал-аввал десять дней. Затем воевали с ними жители Риджи до середины раби ал-ахира шестьсот тридцать седьмого года…».

Во второй половине XIV в. в Дагестан вторгся другой жестокий завоеватель – Тамерлан с огромным войском. Дагестанские народы мужественно сражались, пытаясь отстоять свою свободу и независимость.

В конце XVI в. у народов Страны гор появился новый опасный враг в лице турокосманов. В 1578 г. турецкие войска вторглись в Южный Дагестан под знаменем «защиты ислама». Горцы оказали им ожесточённое сопротивление. В 1585 г. после многочисленных попыток полководец Джафар-паша захватил Курах и разрушил его.

XVII в. в истории Кураха характеризуется обострением взаимоотношений между крестьянами и феодалами. В 1604 г. вспыхивает восстание, направленное против невыносимого гнёта беков и местных феодалов. Восставшие крестьяне уничтожили многих из них, но свободу так и не обрели.

Зловещим событием в истории Курах-дере явилось нашествие Надир-шаха. Осенью 1735 г. его полчища вторглись в селение. Жестокость захватчиков не знала предела. Жители героически сражались с врагами, однако силы были неравные. Полчища шаха до основания разрушали сёла и уничтожали население. Почти в каждом ауле сохранились предания о том жестоком времени и места, где проходили кровопролитные сражения. Так, в Курахе сохранилась могила-пир Ибрагима – воина, погибшего в бою с персами.

После многих лишений горцы в конце концов наголову разгромили Надир-шаха. У иранцев с тех пор бытует поговорка: «Если шах сошёл с ума, пусть идёт войной на Дагестан».

В Х – ХIII вв. на территории Курахского вольного общества формируются крупные населённые пункты, строятся оборонительные сооружения. Существовало несколько типов оборонительных сооружений: сторожевая башня, оборонительный вал, крепость-аул, жилая башня. Остатки таких оборонительных сооружений сохранились в некоторых местах до наших дней в селениях Хвередж, Шимихюр, Курах.

Для всех сёл Курахского района характерна одна особенность – они возникали в результате объединения нескольких мелких поселений и хуторов, расположенных близко друг от друга.

Середина Х в. явилась для лезгинских районов временем, когда началось усиление темпов проникновения ислама. Один из списков «Истории Абу Муслима» датирует принятие ислама лезгинами временем «после 300 года хиджры», т. е. после 913 года. В хронике говорится об Абу Муслиме, прибывшем из Дамаска в Дагестан и построившем мечети в селениях Ахты, Рича и Мака: «…И сражался Абу Муслим летом с областью Баб ал-Кист, называемой Рича, а с наступлением зимы – с кяфирами Баб ал-абваб Дербента. И построил он мечеть в Каракюре, посадил туда своего сына Махтар Санджаба. Затем построил Абу Муслим мечеть (в) Ахты, назначил (там) свою сестру, которую выдал замуж за Исхака Кондушкана…И построил Абу Муслим мечети в Рича и Мака…Затем он вернулся в Ширван».

Самым ранним свидетельством в пользу указанного времени является надпись в селении Ихрек (Рутульский район), зафиксировавшая реставрацию мечети в 407 г. хиджры, т. е. в 1016–1017 г. К ХI – ХII вв. относятся также мечети, которые сохранились и по настоящее время в селениях Рича и Каракюре. В указанных селениях, а также в селении Рутул имеется ряд арабских надписей, датированных ХII – ХIII вв. или палеографически приурочиваемых к этому времени.

О распространении ислама в южной части Дагестана в ХII-ХV вв. говорит большое количество надписей, часть которых посвящена строительству минаретов или мечетей: о строительстве минарета в 1162 г. (сел. Гельмец), мечети и минарета в 1278 г. (сел. Цахур), о строительстве минарета в Рутуле (ХII – ХIII вв.).

Ислам в Южном Дагестане занял сильные позиции; в ХIII – ХV вв. встречается ряд лиц с нисбой «ал-Лакзи», занимавших высокое положение среди представителей мусульманского духовенства за пределами Дагестана – в Сарае, Бухаре, а также Хиналуке (Северный Азербайджан).


Сел. Курах, пир (святилище)


В ХIII–XVI вв. усиливается строительство культовых сооружений. Они воздвигались в каждом ауле Курах-дере. В Ахниге было пять мечетей, в Хпедже – три, в Усуге два пира – Камиля и Магомеда, четыре пира находились в Квардале, три пира – в Хпедже.

При мечетях возникали начальные школы (мактабы), в которых дети обучались арабскому языку, Корану и основам духовно-нравственного воспитания. Школы более высокого уровня (медресе) открывались при мечетях крупных аулов. Известностью пользовались медресе в аулах Курах, Капир, Штул, Кочхюр, Хпедж, Гельхен. В медресе изучали арабский язык, мусульманское право, толкование Корана, логику, поэзию, философию и т. д.

В образовательном процессе большое значение имели библиотеки и книжные коллекции. Примечетские и частные библиотеки насчитывали сотни книг по мусульманскому праву, логике, догматике, философии и т. д.

Курах-дере известен своими учёными-арабистами, такими как Магарам-эфенди из Кочхюра, Гаджи-Буба Ашарский, Насрулла-эфенди из Капира, Насруллах-эфенди Усугский и др.

В каждом ауле Курахского вольного общества проживало несколько тухумов. Не было ни одного аула, состоящего из одного тухума.

Так, в начале XIX в. в Курахе насчитывалось семь крупных кварталов: МирчIийрин мягьле, Манчайрин мягьле, Хъикерин мягьле, Яхулрин мягьле, Къадийрин мягьле, ТIула мягьле, Къурбалийрин мягьле. В семи кварталах находилось 48 тухумов, в том числе в квартале МирчIийров – шесть тухумов: Атасияр, Небияр, Чамбулар, Агъулар, МирчIияр, ТIуьхшерар. В квартале Манчараp проживало два тухума: Бакарар и Манчарар. В квартале Хъикерин –16 тухумов: Лехъияр, Недуьрар, Ашумар, Нарчавар, КицIер, Манучар, Бурукар, Будайбур, Иседбур (Бакълаяр), Хважадбур, ЧIурхьунар, Яралидинбур, Чумурар, ХъитIар, Къучагъаяр, Назаралидинбур. В квартале Яхулов – два тухума: ЦIахурар, Яхулар. В квартале Кьадийрин – два тухума: Кьадияр, БиретIар, В квартале ТIула мягьле насчитывалось 11 тухумов: Афатар, Атадбур, Къутабур, Кукаяр, Кьетер, Ченеяр, Мансурар, Цахъарар, Зарбафар, Бахурар, Кьадияр. В квартале Къурбалийрин жили представители семи тухумов: ГъвечIи хваяр, Къурбалияр, Камалар, Къадирабур, KIaламар, Абдулгъанияр, Эмирар.


На месте остановки Мухаммада ал-Йараги (Мухаммада Ярагского)


Каждый тухум имел своё название, которое могло возникнуть в связи с характером деятельности людей, с их поступками и склонностями к чему-либо, с местностью, откуда вышел тухум, и т. д. Часто название тухума было связано с именем какого-нибудь видного предка.

В Курахе имелись 12 мельниц, 7 пиров (зияратов), каждый квартал имел свою мечеть, а в центре села стояла и поныне стоит Джума-мечеть. В селении сохранился мост, который построил во времена Кюринского ханства Гаджи-Юсуф-хан (в начале XIX столетия).

Многочисленные факты свидетельствуют о различных исторических событиях, которые связаны с селением Курах. В 1356 г. впервые в исторических книгах дано сведение об имеющейся водяной мельнице в селении Курах. B 1356 г. создано независимое Курахское государственное образование. В 1511 г. Курахское государство было разгромлено войсками ширваншаха. В 1836 г. в Курахе воздвигнут пир (зиярат) шахидам. В 1812 г. в Курах во главе русских войск вошел генерал Хатунцев.

В начале XIX в. возникло Кюринское ханство с резиденцией в Курахе. В 1812 г. Кюринское ханство вошло в состав России. Это вхождение имело огромное прогрессивное значение. Избавившись от постоянной угрозы иноземных нашествий, лезгинский народ получил возможность дальнейшего развития своей экономики и культуры.

Кюринское ханство в конце XVIII – начале XIX вв. представляло собой союз сельских обществ, которые выступали по отношению к другим подобным обществам, их союзам как единое целое и составляли низовую политическую единицу – джамаат, имевший свою территорию, строго охраняемую и четко очерченную, свои обычаи и местные органы власти и управления. Это придавало джамаатам территориально-географическую стабильность и упорядоченную власть.

Джамаат состоял из тухумов, куда входили малые индивидуальные семьи, являвшиеся низовой ячейкой общественной структуры и производственной единицей общины. Во главе тухумов стояли аксакалы – старшины, однако они не имели никакой исполнительной власти.

Политические события в союзах сельских обществ Кюры, как и во всем Дагестане, во второй половине XVIII в. были сложными. Феодальные междоусобицы переплетались с борьбой независимых джамаатских союзов против феодальных владетелей. Внутренние противоречия осложнялись внешнеполитическими факторами, прежде всего российско-турецко-иранским противостоянием.

Сложные отношения складывались у кюринцев с соседними владениями: постоянные претензии то одного владения, то другого за влияние в кюринских магалах составляли предмет раздора и борьбы между владениями Дербента, Кубы, Казику-муха.

В конце XVIII – начале XIX вв. в связи с проводимой антироссийской политикой дербентского правителя Шихали-хана и Казикумухского Сурхай-хана II и активизацией политики России в Дагестане Кюра не раз была объектом притязания других государств.

В связи с присоединением Кюры к Казикумуху Сурхай-ханом II в 1789 г. ханство стало именоваться Кюра-Казикумухским, и вплоть до 1811 г. кюринские лезгины и агулы находились в составе Казикумухского ханства.

Наконец, 4 декабря 1812 г. Кюра была присоединена к России; был подписан договор, сущность которого заключалась в том, что правители Кюры должны признавать над собой власть только русского императора и его наследников, а император даёт свое ручательство на сохранение целостности владения Кюринского. Жителям Кюринского ханства было обещано предоставить пользование всеми правами наравне с прочими верноподданными России. Трактатом определялись меры по охране Аслан-хана и его наследников, а также ряд мер по обустройству русских войск в селении Курах.

Проанализировав имеющиеся материалы о процессе вхождения Кюринского ханства в состав России, следует сказать, что этот путь был трудным, долгим. Он был связан с военными действиями казикумухских ханов против царских войск, изменой, предательством ханов.

Сурхай-хан II не мог смириться с потерей власти над Кюрой и тайно вёл переговоры с аварским ханом Султан-Ахмедом, с уцмием Адиль-Гереем и другими владетелями о выступлении против русских войск. Но царская армия, направленная в Кумух, разбила войска Сурхай-хана.

И официально 17 июня 1820 г. было объявлено о присоединении Казикумухского ханства к Кюринскому, ханство стало именоваться Кюра-Казикумухское, во главе его был Аслан-хан Кюринский. С ним был заключен в декабре 1820 г. новый договор, который регламентировал обязанности хана. Управление Кюринским ханством было поручено племяннику Аслан-хана Гарун-беку. Именно в этот период в Кюринском ханстве появилось религиозное течение – мюридизм. Основатель и проповедник этого течения Мухаммад Ярагский призывал жителей подняться на газават против неверующих, в том числе и против наместника русского царя.

Горское население не оставалось безучастным к этим событиям. Вследствие гнета местных правителей (феодалов и знати), произвола и несправедливости с их стороны на протяжении первой трети XIX в. в Дагестане (в горах и на равнине) повторялись одно за другим восстания горцев. К тому же с юга угроза Дагестану иноземного нашествия со стороны Ирана и Турции еще не миновала.

Аслан-хан и второй имам Дагестана Гамзат-бек решаются уничтожить «аварский дом» в Хунзахе. В августе 1834 г. Гамзат-бек с 10-тысячной армией взял столицу Аварского ханства – село Хунзах и расправился с семьей ханского рода.

После смерти имама Аслан-хан предъявил свои претензии на аварский престол и был назначен царским правительством ханом Аварии. Таким образом, под властью Аслан-хана оказалась значительная часть Нагорного Дагестана.

С 1838 г. в Казикумухском ханстве происходила борьба за престол между представителями ханской фамилии. Чтобы пресечь эти распри, царское правительство своим указом в 1839 г. разделило Кюра-Казикумухское ханство на два отдельных ханства – Кюринское и Казикумухское с надзором над ними начальника Самурского округа и в 1850 г. – дербентского военного губернатора.

В рассматриваемый период в состав Кюринского ханства вошли 8 магалов Кюры, а также территория Агульского, Кошанского и Ричинского союзов сельских обществ (с тремя магалами), центром ханства стало селение Курах.

Если в 1834 г. в ханстве было 5085 дворов и 21700 жителей, то к 1864 году число дворов увеличилось до 7550, жителей стало 58958 человек. Увеличение количества жителей ханства и дворов связано с присоединением к ханству южной части Табасарана.

Из приведенных данных видно, что в ханстве насчитывалось 140 селений (было 120) и 11 магалов (было 8). Магалы по количеству селений и дворов в них неодинаковы. Так, магалы Кошан и Агул насчитывают по 6 селений, но в первом – 203 двора, во втором – в полтора раза больше (342 двора), магал Рича имеет 7 селений, в них было 326 дворов. Крупными магалами были Курах (18 селений на 1242 двора), Ярки (35 селения на 1439 дворов), Гюне (22 селения на 1407 дворов). Особенно большими селениями являлись Икра – 167, Штул – 171, Филе – 170, Ашага-Стал –167, Ашага-Яраг – 159. Но были и малые селения с небольшим количеством дворов. Например, в селении Барбаркент насчитывалось всего 9 дворов, в селении Кама-Кучун – 9 дворов. Всего до 50 дворов насчитывали 79 селений (из 140 селений).

Экономические отношения в Кюринском ханстве, как и во всем Дагестане, имели разнообразные формы в зависимости от географического расположения отдельных частей Кюры.

На равнинных землях с орошением жители занимались хлебопашеством, животноводством. В предгорной части, где находилось 40 селений, жители занимались также земледелием и животноводством. В горной части, где насчитывалось 45 селений, основным занятием населения были хлебопашество, овцеводство, ручная выделка паласов из конопли. В высокогорной части, где было 40 селений и где заметен недостаток пахотных земель, жители занимались животноводством.

Наиболее распространенными культурами являлись пшеница, ячмень, кукуруза, просо, лён, конопля, марена. В земледелии широко использовалась двухпольная и трехпольная система севооборота. В целях получения хороших урожаев зерновых культур применялись удобрения – зола, навоз, получило развитие искусственное орошение земель. Поля обрабатывались примитивными сельскохозяйственными орудиями – деревянной сохой с железным лемехом, тягловой силой служили быки и буйволы.

Жители ханства занимались также садоводством, виноградарством (Гюне, Картас, Гюджа) и шелководством.


Вид на р. Курахчай


Важно, что кюринцы, издавна занимавшиеся земледелием и животноводством, на основе опыта многих поколений выработали сельскохозяйственный календарь проведения работ в поле в определенные сроки применительно к условиям и особенностям каждого селения.

Исключительно важное значение для кюринцев имело развитие как мелкого, так и крупного рогатого скота, использование для выпаса скота летних и зимних пастбищ. Стала применяться система отгонного животноводства, что дало возможность перегонять скот на зимние пастбища (на равнину) за десятки и сотни километров на арендованные земли в равнинной части не только Дагестана, но и других территорий. Занятие населения животноводством давало продукты питания, а также сырьё для многих ремёсел – ковроткачества, выделки кожи и пошива одежды и обуви.

Большое значение имело занятие населения местными промыслами – обработкой шерсти, меха, шкур, дерева, камня, глины и изготовлением на основе этих материалов предметов домашнего пользования.

Во многих сёлах Кюры было распространено изготовление гончарных изделий, большое развитие получили кузнечное ремесло и металлообработка. Происходит дальнейший рост числа работ на заказ, укрепление старых и выделение новых ремесленных центров.

Однако безземелье и малоземелье, отсутствие возможности применения рабочей силе в родном селе приводили к отходничеству, особенно среди мужского населения (уходили в основном в Азербайджан, Дербент).

Развитию экономики ханства во многом способствовало улучшение торговли с крупными населёнными пунктами внутри Дагестана и вне его – с Россией и Азербайджаном. Товары приобретались как за деньги, так и путём обмена.

Все земли в Кюринском ханстве под названием «Ятаг» составляли исключительную собственность ханов, которые отводили землю жителям и отбирали ее по своему усмотрению.

Ханы владели 23843 десятинами земли на 29 участках, причем отдельные участки были очень обширны и включали до 4000 десятин земли (земля Лаган – 4000 десятин, Ятаг-Коказ –1074 десятины, Тунардаг – летние пастбища – 1500 десятин, Стал-Чилийская земля – 4000 десятин, Кюре-Шор-дере – 3500 десятин и др.). Крупными землевладельцами в ханстве были также беки. Земли делились на 3 вида по праву пользования ими населением: а) общинные земли; б) мюльки; в) ятаги и кутаны бекские.

Ханы не только жаловали земли частным лицам, но и отдавали бекам в управление или даже в собственность целые селения, что приводило к дальнейшему развитию феодальных владений. С 1812 по 1860 гг. в Кюринском ханстве было роздано 16 селений, в которых было 870 дворов, 9 владельцам – потомкам беков.

Мелкие частновладельческие мюльки крестьян – это общественные неудобные земли, превращённые в плодородные участки путём раскорчёвки леса, расчистки болот, камышей, орошения и др. Мюльк находился в полной собственности хозяина, который мог его продать, подарить, передать по наследству, отдать в аренду, завещать мечети.

Пахотные участки под влиянием товарно-денежных отношений стали объектом купли-продажи.

Общинное землевладение – наиболее распространенная форма землевладения в ханстве, как и во всём Дагестане. Эти земли находились в собственности общины, к ним можно отнести пастбища, выгоны, леса, а также пахотные земли.

Вакуфное землевладение – это земли, принадлежавшие мечетям, переданные по завещанию верующих в пользу мечетей. Вакуфные земли (также вакуфные отчисления) были постоянным источником доходов мечетей.

Итак, в Кюринском ханстве имелись 4 вида земельной собственности:

1) феодальное землевладение;

2) мелкочастновладельческие земли (мюльки крестьян);

3) общинные земли;

4) вакуфное землевладение.

Как уже отмечалось, в Кюринском ханстве в первой половине XIX в. сложилась своеобразная социальная структура. Своеобразие заключалось в том, что правящая ханско-бекская фамилия была иноэтнической, так как ханы и беки являлись выходцами из дома казикумухских правителей, а подвластными в ханстве были лезгины, агулы.

Феодальное сословие (ханы и беки) Кюры составляло незначительную часть населения, однако в его руках была сосредоточена большая часть народного богатства (земля и скот). Ханы и беки осуществляли функции управления, занимались разбором судебных дел. Они являлись собственниками земель, получали от крестьян налоги, подати и повинности. К привилегированному классу относилось духовенство – кадии и муллы.

Класс крестьянства состоял из двух групп: лежберы и раяты. Основную часть составляли лежберы (123 селения из 140). Они были обязаны нести в пользу ханов и беков многочисленные подати и повинности. Раяты же были прикреплены к земле и бекам, с раятов взималась рента натуральная и отработочная.

Последнюю категорию зависимого населения в ханстве составляли кулы (рабы). В основном они представляли собой дворовую прислугу.

Ежегодный доход ханов Кюры в конце 50-х гг. XIX в. составлял: подати хлебом: пшеница – 3315 рубе, ячмень – 2477 рубе, чалтык – 828 рубе. В переводе на деньги все это составляло 3829 руб. Кроме того, они получали от населения масло (105 пудов 4 фунта), баранов (1038 штук), сыр (17 бурдюков), пошлины с марены (по 25 коп. с каждого пуда). Крестьяне отбывали барщину на полях хана – в общей сложности более 20 тыс. рабочих. Для разных надобностей ханской и государственной службы в ханстве содержали конно-вооруженных нукеров (162 чел.) и 60 чапарских лошадей. Содержание нукеров обходилось в 6480 руб. в год, лошадей – в 2160 руб.

По показанию жителей магала Кураха, до Сурхай-хана они были узденями, при нём стали зависимыми.

В 60-х гг. XIX в. в Дагестане были проведены административные и социальные реформы, которые частично коснулись и жителей Кюринского ханства. В начале 1860 г. была создана Дагестанская область. Вскоре царское правительство взяло курс на ликвидацию ханств. Важным обстоятельством, ускорившим решение царизма ликвидировать ханства, послужил рост крестьянского движения, вызванный усилением ханского гнета под эгидой царизма. И в 1865 г. из Кюринского ханства был образован округ в составе трёх наибств – Гюнейского, Курахского, Кутуркюринского. В результате административных реформ и ликвидации ханств в Дагестане было образовано девять округов.

Каждый округ делился на наибства. Курахское наибство в 1901 г. переименовали в участок под тем же названием, который просуществовал до 1917 г.

В Курахском наибстве были проведены реформы сельского управления на основе «Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области» от 26 апреля 1868 г. Сельское общественное управление состояло из сельского схода, сельского старшины и сельского суда. Выборность старшин была отменена, они назначались военной администрацией, а остальных избирали на сходах с последующим утверждением начальником Кюринского округа. Были определены права и обязанности должностных лиц сельского управления. Округ находился в полной зависимости от военных властей, которые могли избранных лиц сместить в любое время, подвергнуть штрафу, аресту и предать военному суду.

Дагестан после 60-х гг. XIX в. всё больше втягивается в экономическую систему России. Здесь развиваются новые капиталистические отношения, в жизни ряда областей происходят положительные перемены.

В 1833 г. Курах посетил известный русский писатель, декабрист Александр Бестужев-Марлинский. Он тогда служил в Дербенте солдатом царской армии. Он восхищался природой Кураха, его добродушными и в то же время мужественными жителями. Брату Павлу в Санкт-Петербург он писал: «…Нет ни газет и никаких новостей. Не слышу уже давно и русской речи…».

По данным 1869 г., Курах имел 280 дворов, Кири – 167, Штул – 171, Гельхен – 80, Усуг – 75, Ашар – 83, Хпедж – 71, Хпюк – 44, Урсун – 16, Кукваз – 26, Хюрехюр – 35, Кимихюр – 25 и др.

В аулах шёл процесс расслоения крестьян. Богатые крестьяне составляли около 3 %, наёмный труд применялся в немногих хозяйствах, всего лишь в 1,3 %. Официальная комиссия отметила, что в Кюринском округе «встречаются очень много поселян безземельных». В 1886 г. из 23632 дворов только около 11 % не имели пахотных земель, большинство их приходилось на аулы Курах-дере.

Скот, как и земля, распределялся неравномерно между разными группами крестьянства. В Курахском наибстве только около 40 % хозяйств имели овец и крупный рогатый скот.

В основном курахцы занимались скотоводством, земледелием, охотой. Зимнее время отдавали торговле. На равнину возили мясо, сыр, шерсть, зерно, мед, масло, иногда и картофель. Обменивали их на необходимые в хозяйстве товары. Ходили на Касумкентский, Ахтынский, Дербентский базары. Многие молодые люди в зимние месяцы шли в Баку, Дербент, Карабах, Шеки на заработки. Весной возвращались и выполняли работы по хозяйству. Осень была пора свадеб. От души радовали земляков ашуги Сейфуллах, Курбан, Афизат, Минетуллах, многие известные музыканты.

В 1912 г. по распоряжению царского правительства в Курахе открыли двухклассную реальную школу. К занятиям приступили 24 ученика.

В 1929 г. образован Курахский район. С 30-х гг. курахцы объединились в коллективное хозяйство. Особенно в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период они трудились на славу. Колхозом руководили большие энтузиасты и специалисты своего дела Халид Насруллаев, Ахмед Назаралиев, Рамазан Алиев, Исмаил Ибрагимов. Бригадирскую нелегкую должность исполняли Юсуф Мисриев, Абдулжалил Асланов, Мелик Меликов. Большим уважением и почетом пользовались в селе чабаны Муса Бабаев, Рачаб Алиев, братья Муртузали и Идрис, Катиб Шуаев, Хизри Таибоя, доярки Нигер Эльдерханова, Пакизат Алибегова, Савадат Алиева, Разият Исаева, Гурипери, Перизат Гамидовы.

Получили в районе известность мастера-каменщики Мурад, Абдурахман Шахпазовы, Иса Таибов, уста Неби, Курбан, Атас Эмирбег. Построенные их умелыми руками здания, мосты приводили людей в восхищение. Мастерами своего дела являлись кузнецы Рамазан Шамахалаев, Рамазан Гадисов. Большое число курахцев участвовало в строительстве советской власти, гражданской войне, в защите Отечества от фашистских захватчиков. Проявляя невиданное мужество и храбрость, они шли на самые трудные задания, не давали пощады врагам.

За последние годы село Курах изменилось до неузнаваемости. Построено много новых зданий, жилых домов. Работают две средние школы, центральная больница, поликлиника, музыкальные, художественные, спортивные школы, цеха бытового обслуживания, магазины.

В настоящее время Курахский район состоит из 14 сельских поселений, в составе из 28 населенных пунктов – селений Курах, Хюрехюр, Моллакент, Арабляр, Аладаш, Кумук, Кучхюр, Бугда-тепе, Кабир, Икра, Бахцуг, Сараг, Ругун, Кутул, Ахниг, Ашакент, Штул, Ашар, Кукваз, Гельхен, Квардал, Усуг, Укуз, Хвередж, Шимихюр, Хпедж, Урсун, Хпюк.

Литература

Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX – начала XX в. – М., 1978.

Агларов М.А. Курахская стела // Традиции народов Каваказа в меняющемся мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках. Сборник статей к 100-летию со дня рождения Л.И. Лаврова. – С.-Пб., 2010.

Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988.

Восточные источники по истории Дагестана // Сборник статей и материалов. Махачкала, 1990.

Ибрагимов Н.М. Курах – гордый горный край. Махачкала, 2004.

Манатилова З.З. Кюринское ханство и его вхождение в состав России: Автореф. дис… канд. ист. наук. – Махачкала, 2003.

Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана // Материалы к истории народов Дагестана с древнейших времён до начала XX в. – Махачкала, 1964.

Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Учёные записки. Том III. – Махачкала, 1957.

Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969.

Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник. М., 1984.

Гергебиль – аул-крепость (исторические вехи)

З.Б. Ибрагимова


Селение Гергебиль (ныне административный центр одноименного района) расположено в Нагорном Дагестане в дельте реки Казикумухское Койсу (у места её слияния с Каракой-су – бассейн реки Сулак), в 104 км к юго-западу от республиканского центра – г. Махачкалы. Гергебиль граничит с такими крупными селениями, как Хаджалмахи (ныне Левашинского р-на РД), Кикуни, Хвартикуни, Аймаки, Кудутль и Могох (ныне Гергебильского р-на). Корни их социально-экономических, этнокультурных и политических связей уходят в глубину веков. Коренное население Гергебиля – аварцы, представители самой крупной по численности народности Дагестана.

Согласно местным преданиям, современный Гергебиль возник в результате объединения шестнадцати тухумов (родственных групп), проживавших на территории Гергебильской равнины: Баарбакхулал (БагIарбакълъулал), Жар-жаби, Адмаардисел (АдмагIардисел[13]), Хоркамаардисел (ГьоркъамагIардисел), Пахлисел (Пахълисел), Хашкулал (ХъашкIулал), Инхулал (ГIинхъулал), Барбарал, Мухтарилал, Бакдакурмисел (Бакъдакурмисел), Хундакурмисел (Хьундакурмисел), Бахтурисел (БахIтIурисел), к ним относились Лачимиласулал, Ручнисел, а также проживавшие в ущелье Маххил кал (Маххил кIал) по правую и левую стороны.

Поселение тухума Баарбакхулал находилось на месте, называемом современными гергебильцами Чунта росу (ЧIунта росу – развалившееся селение). Название тухум получил благодаря цвету камня, из которого строили свои жилища его представители (авар. яз. багIараб – красный). Согласно преданию, этот тухум являлся довольно-таки зажиточным. Находясь на вершине холма у берега речки Аймакинки, это селение имело наиболее выгодное стратегическое расположение (относительная недосягаемость для врагов, возможность обзора окружающей местности, так, например, проход из Аймакинского ущелья с возвышенности виден, как на ладони).

Постепенно по тем или иным причинам остальные тухумы, рассеянные по Гергебильской долине, присоединились к тухуму Баарбакхулал. Так поступил и тухум, изначально поселившийся на возвышенности Пахлиб (Пахълиб) – пригорке горы Зуберха. При осмотре местности с высоты Зуберхи этот пригорок своей формой напоминает кучу (авар. яз. Пахъ – куча, лепешка), что, по свидетельству старожилов, и легло в основу наименования местности, а также названия тухума, располагавшегося здесь. Согласно местному преданию, этот тухум в основном занимался скотоводством и вполне преуспевал в этом, но лишь до прихода татаро-монголов, которые, обосновавшись поблизости (окрестности современного с. Аймаки ныне Гергебильского р-на), обложили их налогом. Чтобы освободиться от уплаты дани, Пахлисел, оставив свое поселение, в свою очередь присоединились к тухуму Баарбакхулал.

Тухумы Хундакурмисел и Бакдакурмисел располагались в местности Курми (ныне окрестности современного п. Курми, Гергебильской ГЭС), Хундакурмисел – на теневой стороне, а Бакдакурмисел соответственно – на солнечной.


Современный Гергебиль


Тухум Инкулал до присоединения к Баарбакхулал населял местность Раци майдан. Здесь гергебильцы до недавнего времени добывали глину для заделывания каменных стен своих жилищ (авар. яз. рации – замазывание, заделка).

Тухумы Адмаардисел и Хоркамаардисел изначально обосновались на горах Адмеэр и Хоркамеэр (Верхняя гора и Нижняя гора).

К основателям тухума Барбарал легенда относит газиев (борцов за веру), которые построили крепость и охраняли один из проходов через Гергебиль в местности Дебатль. До сих пор в Гергебиле этот род – один из почитаемых.

До наших дней сохранились остатки поселения тухума Хаш-кулал в местности Арада Абухна (авар. яз. Арада АбухIна – В конце Абухна) – окрестности современных гергебильских садов у подножья горы Хунда (Хьунда мегIер). Ущелье рядом с этим поселением гергебильцы называют Ростал кал (авар. яз. РостIал кIал – ущелье села), гора же Хунда получила своё название благодаря тому, что её склоны постоянно закрыты тенью (авар. яз. хьунлъи – теневая сторона), снег весной здесь тает в последнюю очередь. Своё название этот тухум, согласно рассказам старожилов, получил благодаря изобиловавшему хворосту (авар. яз. хъашкIи – хворост) в местности поселения, да и в настоящее время здесь произрастают довольно-таки густые заросли кустарников.

Согласно преданию, представители тухума Жар-жаби (проживавшие в местности Натаб) латеральную аффрикату лъ [тл] литературного аварского языка произносили как хь. Местность, где расположились Баарбакхулал, они называли Хьарде гали, на современном аварском языке это бы звучало как Лъарде гали (Шаг на речку). Вот почему, как утверждают старожилы села, после слияния тухумов место поселения стало называться Харгали (Хьаргали), постепенно название трансформировалось в Харгаби (Хьаргаби), так в основном современные дагестанцы называют селение Гергебиль на своих родных языках. Однако с нашей точки зрения верна следующая этимология этого названия: Лъаргалиб от лъар – речка, либ – локатив[14], т. е. в переводе на русский язык «У речки», трансформировавшееся в дальнейшем в Хьаргаби.

В настоящее время известно множество тухумов, позже присоединившихся к гергебильскому открытому обществу. Среди них: переселившийся в Гергебиль во время имамата Шамиля даргинский тухум, состоявший из 20 семей, тухумы плененных во время походов на Грузию, а также тухумы Кушкандил и Ан-дули. Родоначальники последних двух – русские пленные времен Кавказской войны Константин и Анатолий. Сохранились развалины построенных ими мельниц. В частной книжной коллекции жителя Гергебиля Гаджи Ансарова хранится рукопись, переписанная в месяц шавваль 1313 г.х. (16 марта – 13 апреля 1895 г.) Мухаммадом сыном Куштанти ал-Каркаби (из с. Гергебиль). Таким образом, мы видим, что представители «пришлых» тухумов входили в состав сельского общества и наряду со всеми принимали участие в его жизни.

История объединения так называемых «основных тухумов» Гергебиля в настоящее время остается все еще малоизученной. Так, например, в ходе обработки материала, любезно предоставленного автору местными краеведами, любителями истории и их семьями (А.М. Амирханов, Б.М. Урдашев, М. Абдулкаримов), обнаружились некоторые несоответствия. Некоторые тухумы в одних источниках указываются как одни из первых, слившихся в одно село, а в других – как прибывшие извне, т. е. уже после объединения гергебильских поселений.


Местность Курми


Остатки большинства нами перечисленных ранних поселений в той или иной степени сохранились. Основной формой поселений является ступенчатая с горизонтальным расположением построек (судя по сохранившимся фундаментам), местонахождение – горный склон. Закономерен выбор расположения данных поселений на местности с благоприятными условиями для ведения хозяйственной деятельности, т. е. с наиболее рентабельным для землепашества и скотоводства рельефом, богатым составом почв и т. д. Таким образом, далеко не все гергебильские высоты в ходе хозяйственной деятельности использовались местным населением в полной мере. Более глубокое изучение остатков тухумных поселений представило бы огромный научный интерес при изучении богатой материальной культуры народов Дагестана.

Конец ознакомительного фрагмента.