Вы здесь

Давно пора!. Урок № 1. Найдите стимул (Барбара Шер, 1996)

Урок № 1

Найдите стимул

В Мичиганском институте мы заметили: знание, которое не получает оценки, остается умозрительным. Чтобы студент действительно усвоил гору фактов и цифр, нужно соперничество с другими студентами, нужны проверочные работы, нужны баллы.

Пеппер Уайт

Карл Райнер: «Что было главным средством передвижения 2000 лет назад?»

Мел Брукс. «Страх». Сборник скетчей «Двухтысячелетний человек»

Никто не заставляет нас гнаться за мечтой. Это совсем не то, что делать уроки или платить за квартиру. Никто не ждет, чтобы мы реализовали все свои таланты. Здесь все зависит только от нас. В нашей культуре считается очень важным раскрыть свой потенциал, проявить способности, но именно эту задачу каждый из нас решает самостоятельно. Нам очень редко помогают отыскать в себе таланты, нам почти никогда не подсказывают, как их развить. По крайней мере, не учат этому так, как учат читать, считать, играть в футбол или водить машину. Вот почему так сложно бывает откликнуться на зов души и написать роман, выучить новый язык, заняться фотографией.

Тем не менее почти каждый хоть раз в жизни пытался развить свои задатки. В нас заложена такая потребность, и она не может просто отмереть. Многие делали пару робких шагов к мечте – например, записывались на семинары по интересующей теме. Однако в большинстве случаев бывает очень трудно найти удачный стимул и перейти от пробы к серьезным занятиям, не говоря уже о новой карьере. Есть люди, которые как будто обладают неукротимой волей, они очень серьезно относятся к самореализации и никогда не сдаются. Мы все завидуем им, но их очень мало. Как же и нам стать такими?

Меня всегда учили, что надо вырабатывать характер, держать себя в руках, не поддаваться лени и страху – мол, только так можно добиться цели. Но как бы я ни старалась собрать волю в кулак и осуществить мечты, мой запал вскоре проходил, и я отступала. При этом я заметила: некоторым людям помогает награда. Например, обещают себе купить новый наряд, если удастся похудеть на 5 килограммов. Других подстегивает критика или насмешка, они многое делают «на слабо». Скажи такому человеку: «Ты не влезешь на эту гору», – он тут же стиснет зубы и полезет вверх.

В конце концов я поняла: мы все разные, и наши стимулы – тоже. Вам помогает один вид мотивации, а вашему соседу – совсем другой. Это открытие очень меня подбодрило. Оно означает: у всех есть надежда, для любого наверняка найдется стимул, который сработает. Если вдуматься, все очень логично: если каждый человек уникален, значит, и способ мотивации должен быть уникальным.

Конечно, отыскать его придется самостоятельно. Разве кто-то сделает это за нас?


Когда-то я обожала давать всякие зароки и обеты под Новый год или в очередной день рождения. Это меня просто окрыляло. Новое начало всегда придает сил. Всякий раз я была уверена, что уж теперь-то точно возьму себя в руки и буду регулярно заниматься спортом, или напишу книгу, или выработаю организованность. Приведу наконец жизнь в порядок, раскрою все, что во мне заложено, и стану сама себе хозяйкой. Буду брать пример с наших героев, с самых успешных людей в мире, и выполню свой обет: дисциплина, сосредоточенность, никаких сомнений, никакого негатива.

Ну как, знакомо?

Наверное, и вы, как я, убедились, что неизбежно нарушаете данные себе обещания? Что ваша решимость тает и вы снова становитесь тем же человеком, каким были до приступа вдохновения?

Если да – добро пожаловать в наш клуб. Какое бы волшебство, какая невиданная сила духа ни помогали титанам наших дней достичь вершины, простым смертным этого явно не дано, потому что все мои знакомые похожи на меня: те же невыполненные решения, те же нераскрытые таланты.

Таких, как мы с вами, очень много – целый потребительский сегмент. На нас зарабатывает огромная индустрия: нам продают позитивное мышление, веру в себя, аутотренинги, которые рождают волю к победе. Сколько бы книг, сколько бы обучающих программ ни появлялось на этом рынке, их всегда не хватает, всегда нужно еще. Не странно ли, что в мире так много неудачников? Что же с нами не так?

Много лет назад я поняла: если ничего не изменится, мне будет трудно выстроить жизнь на свой лад. Я даже думала: может, большинство людей и не заслуживает успеха? Может, мы недостаточно сильно хотим чего-то добиться? А вдруг наши пуритане-предки были правы и каждый человек рождается с каким-то изъяном, с грешком: ленью, слабостью, унынием, а то и чем похуже?

Но в это все же верится с трудом. Зачем в одном биологическом виде столько дефектных особей? С чего бы природа позволила выжить существам, которые не используют свои задатки? Почему в пролете оказывается большинство? Логика тут явно хромает на обе ноги.

Вот тут-то и стало закрадываться подозрение. Я уже смирилась с мыслью, что мне не хватает какой-то черты характера, которая позволяет добиться успеха. Но не может же ее не хватать всем поголовно?

Когда мы наблюдаем животных в естественной среде обитания, то всегда предполагаем: для их поведения есть какие-то причины. Мы не думаем, что они глупы, или греховны, или нарочно ищут неприятностей. Вместо того чтобы возмущаться или пытаться изменить что-то в животных, мы внимательно следим за ними и ищем причины поведения, которое кажется странным. Я решила отнестись к самой себе с не меньшим уважением и считать: если я делаю что-то нерациональное – возможно, на то есть веское основание.

Я стала копаться в собственной голове. Как мне удалось чего-то добиться в прошлом? Как заставила себя окончить колледж, когда мне было так трудно учиться? Почему без конца работала, обеспечивая детям все нужное? Что двигало мною тогда?

И тут меня осенило. Да, я сумела найти мотивацию, но половину способов придумала сама, а остальные надергала понемногу отовсюду. Сама того не заметив, я инстинктивно подобрала комбинацию мотивирующих приемов, которые как-то обогнули мою неспособность к дисциплине, к позитивному мышлению, к смене настроя.

Видите, какая получается штука? Двадцать лет спустя, без всякого самосовершенствования, я умудрилась зажить прекрасной жизнью! Я до сих пор не умею сидеть на диете и регулярно делать гимнастику, я не выучила ни одного нового языка и не освоила ни единого музыкального инструмента, и – как бы мне ни хотелось – я по-прежнему не умею заставить себя и попробовать напрячься.

И тем не менее я живу в свое удовольствие.

Я занимаюсь любимым делом, я живу там, где мне хорошо, меня окружают прекрасные люди. Я довольно много путешествую. Я даже стала известной. Сейчас я пишу уже пятую книгу, и люди часто говорят, что я очень им помогла. Мне хватает денег на жизнь. Пожалуй, больше мне ничего и не нужно для счастья.

Но если для того, чтобы обрести счастье, необходимо совершенствовать характер, то как же его обрела я? Конечно, мне во многом повезло, но удача не пришла бы, если бы я не работала – упорно и долго. У меня были в жизни тяжелые времена, однако я выкарабкалась. Что же меня подстегивало? Все эти мантры, которые учат нас самодисциплине? Может быть, я стискивала зубы и выносила все, как истинный воин? Или вцеплялась в мечту бульдожьей хваткой, не позволяя себе даже секундных сомнений?

Ничего подобного.

Я громко ныла и жаловалась при всякой неудаче. А если б мне давали доллар за каждую горькую мысль, которая приходила в голову, я бы сразу разбогатела. Самодисциплина – вообще не про меня. Я просто не понимаю этого термина. Мне всегда казалось, что это работа других людей – родителей, учителей, дорожной полиции – следить за дисциплиной, пока я сама занимаюсь кое-чем поинтересней. Я умею соблюдать правила «внешнего мира»: перехожу улицу на зеленый свет, чту порядок и закон, вовремя появляюсь на работе.

Вот с «внутренними» правилами у меня проблемы. Я не могу выпивать восемь стаканов воды или писать по странице в день и не могу изменить свое отношение к жизни. При малейшей возможности избегаю того, что меня пугает, что кажется сложным, непосильным – ведь я предпочитаю приятные, легкие, интересные занятия. Разумеется, мне, как и всем, знакомы чувство вины и стыд. Так что я не всегда болтаюсь без дела и наслаждаюсь жизнью. Но иногда сижу дома, мучаюсь угрызениями совести, смотрю телевизор – и все так же откладываю трудные дела на потом.

Однако мне удалось найти путь к исполнению своей мечты.

И вы тоже его найдете. Оглянитесь на прожитые годы и задайте себе тот же вопрос, что и я. Что вами двигало? Ведь вы тоже многого добились в жизни. Взять хотя бы детские успехи. Вы научились ходить, говорить на родном языке. Вы пошли в школу, чем-то увлекались, занялись каким-нибудь спортом, потом нашли работу или создали семью. Оглянитесь на свои достижения, и вы – как и я – поймете: у вас есть источник энергии. Интуитивно вы уже находили стимулы, которые заставляли вас браться за дело и доводить его до конца.

Их можно использовать и для того, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Заметьте, я говорю: улучшить жизнь, а не улучшить себя. Возможно, вовсе нет необходимости вас улучшать. Я осталась такой же, какой была всегда, за одним исключением: намного улучшилось мое душевное состояние. Не потому, что я стремлюсь к позитиву – я этого не умею, – но потому, что достойная жизнь резко повышает самооценку.

Я прошу вас забыть все, что вы знаете про успехи крупных бизнесменов, великих спортсменов и прочих кумиров нашей культуры. Вместо этого давайте начнем с нуля строить жизнь, которая подойдет лично вам – а не тому человеку, которого из вас пытаются сделать другие. Поймите, с вами все в порядке.

Проблема в тех наставлениях, которыми вас забрасывают.

Большинство специалистов по «смене жизни» искренне верят, что у них есть ответы на все вопросы. Жесткий тренер, который орет на вас, будто вы самое презренное существо на планете, или ласковый гуру, который просит вас наполнить разум светлыми, целительными мыслями, – оба верят, что их метод поможет любому. Что ж, такие методы помогают отдельным людям в отдельных случаях, но многие из нас так и не сдвинутся с мертвой точки. А все потому, что их разрабатывали эксперты, которые забыли о самом важном: о том, какие мы.

Нет одного «правильного» метода, заставляющего людей измениться.

Мне на память приходит эпизод из фильма «Офицер и джентльмен»[2], где Луис Госсет объявляет шеренге новобранцев, что половина из них непременно «отсеется». Он твердо намерен проверить их на прочность, прессовать их до бесконечности – ведь лишь те, кто выдержит все, станут настоящими пилотами. Когда я смотрела фильм, то думала: такой отбор пройдет только человек со способностью принимать унижения. Вероятно, в армии это и нужно; кто я такая, чтобы судить об их способах подготовки? Но мне категорически не нравится этот метод за пределами казармы.

В нашей культуре способность терпеть наказания нередко считают великолепным качеством. Мол, если ты не умеешь достойно вынести страдания, то не заслуживаешь успеха. Для замордованных, озлобленных людей – вроде персонажа, которого играет Ричард Гир, – эта философия может оказаться спасительной. Но как насчет всех остальных? Люди с другими задатками часто оказываются на обочине, когда о них судят по умению переносить тяготы. Я даже представить не могу, сколько одаренных личностей считают себя ничтожными после того, как не осилили спортивную секцию, после суровой муштры в колледже или иных попыток буквально переломить их через колено.

Чаще такую модель воспитания применяют к мужчинам, но женщин она тоже затрагивает. Мать, которая растит детей в атмосфере любви и понимания, может требовать «мужской военной дисциплины» от самой себя и чувствовать вину за срывы и сбои. Нас всех учат, что настоящие победители умеют выносить мучения.

В нашей культуре много подобных мерок, и на них заставляют равняться независимо от того, годятся ли они нам. Очень странно: как будто туфли не налезают на ногу, а мы считаем, что все равно обязаны их носить.

От этих представлений пора избавиться. Если учебную программу не может осилить большинство студентов – значит, дело в программе. Если вы уже когда-то пытались осуществить мечту и вам это не удалось – вполне возможно, что вашей вины в том не было. Вероятно, вы использовали методы, разработанные для кого-то другого.

В какой-то момент жизни мы будто бы раздваиваемся и становимся разом и старшиной, и новобранцем. Мы ставим цели, велим себе до них добраться и пытаемся выполнить команду. Мы сами гоняем себя по плацу. Никому больше не нужно нас ругать – мы справляемся своими силами.

Если вдуматься, раздвоение роли может оказаться большим благом. Вместо того чтобы заставлять себя стискивать зубы и развивать стальную волю, почему бы не стать себе добрым, терпеливым учителем? Повесить перед собой морковку, а не загонять себя, как взмыленную лошадь? А может быть, выяснится: мы успешней всего работаем в команде, где нас поощряют, где вокруг друзья, готовые поддержать и помочь во всех трудных начинаниях.

Ну как, хорошо звучит? А ведь все это в ваших руках. Сейчас вы можете собрать вокруг себя все, что понадобится для победы. Вам больше не нужно мучиться и применять стимулы, которые не работают. Можно придумать собственные альтернативы – главное, чтобы они годились для вас.

Вот об этом и будет наш первый урок – об альтернативных способах мотивации: как нащупать то, что придаст сил именно вам. Дни ширпотреба в обучающих программах для вас окончены. Как и ширпотреб в одежде, они изготовлены для «среднего человека». Но ведь в наших мечтах, способностях, возможностях нет ничего «усредненного». Что нужно сделать, чтобы они раскрылись целиком и полностью? Выясните это – и получите ключ к успеху.

Это единственный верный способ довести мечту до исполнения.

Итак, приступим к делу. Берите блокнот и приготовьте карандаш.

Упражнение 1. Три истории и вопросник

История 1

У Джо скоро собеседование. Он вроде бы готов, но все равно не уверен в себе, и ему страшновато. Если не взбодрится, работы ему не видать. Один друг убеждает, что все будет хорошо. Второй успокаивает, что и работа там – ничего особенного. Третий говорит: чего ты трясешься, как маленький? А что сказали бы вы? Откройте блокнот, запишите свою версию и посмотрите потом, что написали другие.

Мэри: Я бы подошла к нему, обняла и напомнила, какой он хороший.

Рич: Я бы посоветовал пробежать десяток миль. И сам бы с ним побежал. После физической нагрузки он бы хорошо выспался. Тут нужна компания, она поможет отвлечься.

Нельсон: Я бы его поддразнил, заставил бы посмеяться над собой. Подумаешь, собеседование!

История 2

Аннет давно мечтает написать роман. Она уже начинала, но каждый раз бросала. «Я знаю, что надо писать каждое утро, но не могу выкроить время. А когда оно находится, мне кажется, что я пишу очень скучно. Боюсь, я просто бездарна».

Что бы вы сказали Аннет? Обязательно запишите это в блокноте, прежде чем читать советы других людей. Нам нужна ваша первая, инстинктивная реакция. Теперь смотрим на остальных.

Мелани: Пусть походит на занятия для пишущих! Ей нужен учитель, тот, кто поможет сделать первые шаги.

Марти: Надо собрать небольшую группу писателей. Пусть встречаются раз в неделю и каждый приносит то, что написал за это время. Тогда у нее будет ради кого это делать. И еще это поможет не зацикливаться на себе.

Гейдж: Я бы сказал, что ей лучше об этом забыть. Наверное, это и правда не ее. Если у нее нет настоящего писательского зуда, то и не будет.

История 3

Паула хочет работать с животными, но только не ветеринаром. Она никак не может придумать другой способ и уже готова отказаться от этой затеи. Ваш совет?

Фил: Я бы свел ее с одним моим знакомым. Он разводит лошадей в Кентукки, много зарабатывает.

Аннет: Я бы подкинула идей. Ведь можно выгуливать чьих-нибудь собак, работать в зоопарке, в приюте для животных – есть же варианты! А потом посоветовала бы ей сходить во все эти места, почитать о них в журналах, узнать побольше.


Посмотрите на ваши ответы и на ответы других. О чем они говорят? Конечно, мы не можем знать, что подстегнуло бы Джо, Аннет и Паулу, помогло им осуществить мечты. Но можно сделать кое-какие выводы о людях, которые давали эти советы. Скорее всего, они бессознательно описали тот вид помощи, какой хотели бы получить сами. А вы? Взгляните на свои идеи. Возможно, в советах, которые вы адресовали Джо, Пауле и Аннет, и есть ключ к тому, какая мотивация окажется действенной для вас.

Теперь рассмотрим сюжет под другим углом.

Упражнение 2. Две истории про вас

История 1

А: Когда помощь не пришла

Вспомните детство. Было ли с вами такое: вы очень хотели что-то сделать, но не знали как? Возможно, вы попросили о помощи, но никто не разрешил вашу проблему? Или вы даже не стали пытаться, потому что не знали, чего ожидать? Опишите эту историю в своем блокноте. Чего вам хотелось и что произошло, когда вы попросили помощи? А если вы ни к кому не обращались, укажите почему.

Юджин: Классе в седьмом я хотел заняться легкой атлетикой. Но я тогда был толстым. Глупая вышла история. Я подошел к учителю физкультуры, а он на меня посмотрел как на слизняка. Кажется, он сказал, что мне будет очень сложно и дело того не стоит. Он вообще меня недолюбливал.

Линн: Я писала в школьную газету, а у нас была строгая математичка. Ей вроде бы нравилось, как я пишу, хотя она прямо ничего не говорила. Однажды она прочитала мою статью – это уже была пятая или шестая, – а потом вызвала меня после уроков и сказала, что очень разочарована, что последний текст намного хуже того, что она от меня ждала. Мне хотелось умереть. Я не понимала, что она имеет в виду, и не знала, как написать то, что ей понравится. Поэтому я вообще перестала писать в газету.

Конец ознакомительного фрагмента.