Нет милосердия не оказавшим его…
Нищие – это мы с вами. Приходя в храм Божий, мы не имеем ничего, что могли бы принести в дар Богу. В деньгах у Бога нужды нет. В наших добрых делах тоже, потому что пока мы их делаем без вразумления и помощи от Бога, они ничто, более того, иной раз они вредны и греховны. Только милостыню и любовь к людям, и к Нему принимает в жертву Бог. И сейчас самое время нам творить милостыню и любовь с верой.
Так вот знайте, что святая Церковь Христова, то есть совокупность людей, которые войдут в Жизнь Вечную – Царство Небесное – состоит только из святых людей и людей, идущих дорогой святости. Ничто нечистое войти в Царство Небесное не сможет. Грехи не освящаются.
А потому и всякая помощь и духовное врачевание других людей есть услуга самому Христу. И потому отнюдь не в переносном, а в прямом и точном смысле скажет Христос на Страшном Суде: «…алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице и не посетили Меня» (Мф. 25, 42–43) и на вопрос людей – когда они видели Его алчущим или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице – ответит: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25, 44–45).
Нужно не только понять это определение, но постоянно помнить его, прочувствовать, проникнуться им и воспитать себя в его свете. Ибо если мы будем жить как члены Церкви – Тела Христова, то будем иметь общение и с Главою Тела, а это и есть настоящая духовная жизнь. Толкуя стихи 4 и 5 главы 12 и Послания к римлянам, Иоанн Златоуст говорит, что единение в Теле Христовом есть основание для взаимной любви христиан. «Апостол, когда ведет речь о внешних, говорит: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте; когда же рассуждает о своих, говорит: братолюбием друг ко другу любезни». Там требует, чтобы они не ссорились, а здесь повелевает любить друг друга и не просто любить, но любить горячо: «Любовь, – говорит он, – должна быть не только непритворная, но крепкая, горячая, пламенная… Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь».
Итак, Церковь есть Тело Христово, а не общество.
И проводить свою жизнь в Боге нужно, ясно осознав, что я живу уже не сам, но как часть в Теле Христовом – не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). В этом также есть путь к смирению. Это понятие Церкви не слова, не рассуждения только, их нужно воспринять всем своим существом, как это было у отцов Церкви. Тогда станут понятны и отношения между членами Церкви, ибо я должен любить их уже не потому, что они мне нравятся или что они мне близки, а потому, что они, как и я сам, являются частями Тела Христова, в них – в каждом в отдельности и во всех вместе – живет Христос. Вот мы пришли и ищем спасения в Церкви.
Ну а как те, которые вне Церкви находятся (сектанты)? Мы знаем, что говорят они: во мне Христос, в тебе Христос, в нем Христос – мы собрались и образовали Церковь. Будто за какое-то достоинство наше, за нашу чистоту вселяется в нас Христос. Православное учение говорит нам не то. Оно говорит, что не Христос в нас вселяется по заслугам нашим, а мы, недостойные и грешные, по Его неизреченной милости к нам, вошли в Его Тело и живем в нем.
Православную Церковь часто упрекают – вот, мол, у вас там и грешники, и прелюбодеи – разве это Церковь? Но не то же ли говорили о Христе, не так же ли и Его осуждали, когда Он ел и пил с мытарями и грешниками? Как Христос пришел взыскать и спасти погибшее, так и Церковь существует для грешников, а не для праведников. Здесь мы, по великой милости Господней, очищаемся Телом и Кровью Его, и если не отсеклись еще своими проступками от Тела Его, то не страшны нам упреки других, ибо ведь Христос всех звал и приходящего к Нему не изгонял вон, а прощал и очищал.
Поэтому на упреки мы отвечаем, что грешники, приходящие в Церковь, каются, желают жить лучшей жизнью, понимают, что не имеют сил сами исправиться, и верят, что в Церкви Христос очистит их. Вот глубокое различие между Церковью и всяким мирским сообществом: разве в сообщество допустят вора или блудника? На раскаяние его не посмотрят, а захотят, чтобы он прежде на деле доказал, что он исправился, и тогда, может быть, его примут. Церковь же поступает не так. Здесь кающиеся тотчас же принимаются, входят в Тело Христово, очищаются и получают возможность жить в Боге. И нам не страшно, когда нам указывают на этих грешных людей. Да, они грешные, но хотят исправиться и идут к исправлению, хотя, быть может, и часто падают. Но и тогда они тотчас же могут искупляться и омываться Кровью Господа. В конце каждой Литургии, после приобщения, священник вкладывает в потир частицы, вынутые из просфор за членов Церкви, и говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею честною».
Одним словом, мы должны совершенно перестроить наше понятие о Церкви. Это не есть какая бы то ни было организация, вроде приходской общины или хотя бы даже всей Русской Церкви. Внешняя организация нужна для нас, но не в этом, не в общественной жизни главное дело Христово. Основа Его дела – пречистое Его Тело и Кровь, ибо Христос не только воплотился, пострадал при Понтийском Пилате и искупил нас когда-то, но и дал нам Свое Тело, которое есть Церковь. Об этом учили отцы Церкви, а мы об этом позабыли.
Когда мы начинаем жить духовной жизнью, то не живем уже сами, как те, кто не в Церкви. В нас живет Христос, Который в нас и страдает, и плачет, и соединяет всех нас в Себе. И это не потому, что мы какие-то особенные, достойные, а лишь потому, что мы члены одного Тела. Святые отцы чувствовали это и передавали нам. В древние времена у далеких предков наших единение верных в Церкви было полным: народу же веровавшему бе сердце и душа едина (Деян. 6,32).
«А теперь не так, но совершенно напротив: между всеми множество разного рода браней; мы – члены – не расположены друг к другу хуже диких зверей. Христос соединил с Собою тебя, настолько отделившегося от Него; а ты не хочешь даже с братом соединиться надлежащим образом, но отделяешься от него, удостоившись от Владыки такой любви и жизни».
«Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это».
Вы видите, Иоанн Златоуст сам чувствует себя частицей Церкви – Тела Христова, чувствует, как другие частицы отсекаются, отъединяются от этого Тела, и он скорбит, негодует, умоляет не порывать живой связи с Церковью и с Ее Главою – Христом.
Подведем теперь итог. Церковь есть Тело Христово, а все мы – члены этого Тела; в нас живет Христос, но не потому, что мы достойны этого, а потому, что мы вошли в Его Тело и «предали» свою душу, чтобы жить во Христе. Я люблю Бога и не любить Его не могу, ибо живу Им, Его жизнью. Точно также я люблю своих братьев именно как членов единого Тела. И это не слова только, а сама жизнь в том, что в лице братьев я накормил Христа, помог Христу. Это основная предпосылка истинного делания.
Чтобы спастись, чтобы жить подлинной жизнью, необходимо приобщиться Плоти Христовой. И вот от апостолов и вплоть до учителей наших дней преподается нам учение, что этой Плотью, дарованной Христом миру, является Его Святая Церковь. Вступая в нее и приобщаясь Тела и Крови Христовой, мы, отсеченные, присоединяемся к Телу и начинаем жить Его жизнью. В этом отношении понятна молитва священника над кающимися: «Примири и соедини его Святей Своей Церкви», ибо совершение греха от нее отъединяет.
В Церкви мы спасаемся вовсе не потому, что пришли в некую организацию – забудем об этом понятии, оно не может быть применено в Церкви. Церковь есть Тело Христово, и если, входя в Нее, мы будем продолжать жить сами по себе или же потеряем приобретенное вначале живое единство, то станем мертвы и составим лишь одну видимость Тела Христова.
И как недостойно приступающие к Святым Тайнам приобщаются Телу и Крови Христовой не во исцеление души и тела, а в суд и во осуждение, так и мы, живя недостойно в Церкви, вместо спасения получаем себе ад и осуждение. Да, нужно всецело перестроить свое отношение к Церкви, нужно живо почувствовать себя членом Церкви как единого Тела Христова, и только тогда, только этим путем мы достигнем истинной совместной жизни во Христе.
Поэтому давайте терпеливо разбираться, как надо лечиться, как себя вести и что надо знать человеку, чтобы измениться.
«Иисус Христос вчера, днесь и вовек тот же, и учения заповедей Его, и все постановления утверждены Им раз и навсегда, без изменений. Ибо все это есть истина, принесенная с Неба самим Сыном Божьим. Наука и учения человеческие подлежат развитию и усовершенствованию, но данное нам Божественное учение не может быть изменено людьми, как неизменен сам Господь, установивший Святую Церковь и ее Таинства, поэтому умствованиям человеческим здесь места нет» (Преп. Серафим Саровский).
Великое желание внести якобы усовершенствования, изменения в правилах и учении Святой Церкви есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Святого Духа, которая не простится вовек. Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковью, о чем Апостол Павел говорит: «Такие апостолы – лукавые деятели, принимают вид апостолов Христовых, и не удивительно, ибо и сам сатана принимает вид Ангела Света, поэтому не великое дело, что и служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делам их».
Почему и Апостол говорит: «Ежели мы, или Ангел с Небес, благовестим вам иначе, еже благовестихом вам да анафемой будет». (Тал. 1,8).
Вот так надо беречь Слово Божье. Только представьте, что бы сейчас наприбавляли и понаубирали нынешние пастыри. Ручаюсь, они бы и в Новый Завет дописали заповедь обязательной платы десятины от имущества. Хотя христианин должен приносить десятину в духе и сердце, соблюдая Великий пост.
Знаете, читатель, как только у вас в какой-нибудь организации «христиан» будут просить или требовать отдавать десятину от заработанного вами имущества – это секта. Люди в ней делятся на две части: «волки» и обманутые «овцы». Поэтому бежать, сразу бежать вам надобно.
В свое время я с удивлением узнал, что протестанты и свидетели Иеговы не знают, что Церковь – это не создание человеков (в смысле самостоятельности). Создана Апостольская Церковь, понятно, самими Апостолами, точно так, как повелел им Господь и Дух Святой.
Но странное дело: и свидетели Иеговы, и многие протестанты книги Нового Завета и деяний апостольских вроде бы читают, изучают и чтут, но в Церковь, созданную Апостолами и дошедшую до нас без изменений, не идут, а создают подобия, но уже по собственному вкусу и разуму. Недавно разговаривал с одной парой свидетелей Иеговы и с удивлением узнал, что они крещение на Руси представляют примерно так же, как и создание своей секты. То есть приехал кто-то из людей, начали читать деяния апостолов и стали собираться для молитвы. Ну, а потом для пущей важности придумали чин Богослужений и таинства. Что такое история Церкви и что она есть, они, да и многие из тех, кто их учил, не знают. Не знают, что в первые века христиане собирались в катакомбах (и в Риме, и в Иудее Церковь была гонима), что ежедневно причащались, и что первый храм в Иерусалиме был построен братом Господа Апостолом Иаковом. Не знают, что в те годы, идя в храм Божий, можно было сразу пойти на смерть. Теперь послушайте, что мне сказала женщина из этой супружеской пары: «Да ходила я в Церковь эту вашу православную. Грехи на бумажке писала… Помню, как-то стояла, вышел батюшка побрызгать, так все туда как ломанулись. Толкаются, давятся. Ну, мне противно стало, и я ушла». Сходила, называется, в Церковь Божью. Все и всех осудила. Свои грехи, как я понял, ее особо не тяготили. Теперь ходит в секту. Все чинно, никто не толкает. Все, видимо, здоровы или места много. Ей бы почитать немного историю Церкви. Она бы узнала, что веру христианскую из Иудеи апостолы разнесли по всему миру, и, кроме 12 учеников Господа, было еще 70 апостолов, которые несли учение Церкви и слово Божие по народам. И в Киев христианство привез князь Аскольд после того как приплыл к Константинополю (православному) и стал на кораблях ввиду города, готовясь к набегу. И по молитвам горожан Пресвятой Богородице случилось чудо, и буря разметала корабли, которые привел варяг Аскольд. А сам Аскольд ослеп. И прозрел он по молитвам к Матери Божьей, после чего принял веру и крестился. В Киев он вернулся с греками-священниками, которые устроили Церковь по Апостольскому образу и преподали славянам слово Божье и веру. А сам Аскольд принял смерть, исполняя одну из заповедей Нагорной проповеди, которые начинаются так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Заповедь, исполнив которую, отдал свою временную жизнь князь Аскольд, звучит вечными словами: «Блаженны миротворцы, они сынами Бога нарекутся». Аскольд один переплыл реку на лодке, желая остановить кровопролитие, когда к противоположному берегу подошли желающие битвы и крови варяги. Князь был убит копьем в спину. Он мог этого не делать, но пошел исполнить слова и волю Господа. В Церковь, оставленную для нас на нашей земле равноапостольным князем Аскольдом, пришла эта будущая свидетельница Иеговы и ничего в ней не приняла в сердце. Только осудила.
У неохристиан особо продвинутых в искажении Слова Божьего людей учат, что если ты небогат, то Бог тебя не любит. Христианин, по их словам, должен быть богатым, успешным и здоровым.
Надеюсь, вы знаете, что обещает сатана грешникам, заключая договор о покупке их душ? Да-да, именно богатство, здоровье и успех. Господь говорил совсем другие слова: «Многими скорбями надлежит вам войти в Царство Небесное» и «узок путь». Впрочем, многие люди считают, что им виднее, как жить и кому верить. Они по договорам получают сполна. Но всегда приходит тот, кто платил. Приходит, чтобы забрать по договору своё.
Пастыри самочинных церквей нынешнего времени на собраниях все время подчеркивают, что всякая власть от Бога и ее надо слушаться. Кто спорит? Слушаться надо. До той поры, пока ее указы и приказы не выходят из рамок Закона Божьего и вообще разума. Настоящая наша власть – это Закон Божий. Мало мы с вами видели беззаконной власти?
В Писании и в Деяниях мы найдем все, что нам надо знать. В Ветхом Завете определенно сказано, что Господь Бог назначает и низводит царей. И получает их всякий народ согласно Промыслу Божью. Даже за Нерона молились первые христиане и Апостол Павел с ними, несмотря на то, что Нерон был гонителем христиан и худшим из тиранов.
Но вот, что касается веры, то Церковь всегда послушна только Богу и исполняет народ Божий только те указы и приказы, которые не входят в противоречие с Законом Божьим и догматами веры. Всю недавнюю историю советской власти мы знаем и видели, что очередной антихрист пытался убить Церковь и веру. Закрывали монастыри и храмы в несколько этапов. Замученных за веру сотни тысяч. И все равно все годы безбожной власти Церковь выполняла дело спасения и хранила догматы веры и слово Божие. Большинство из нас были крещены в младенчестве в этой самой обескровленной в страданиях Церкви. Получили в ней ту самую Божью благодать, которая не дала нам до конца погубить свою душу в соблазнах и тревожила совесть. А сейчас?
А сейчас всякий «проповедник» по кинотеатрам, дворцам культуры и просто подвалам хулит Церковь Божью, святые иконы и мощи.
За последние девяносто лет вся эта сатанинская деятельность привела большинство людей к полному непониманию самого понятия, что такое грех. Бывает, люди искренне изумляются, когда узнают, что жизнь в паре без брака Богу противна. Узнают, что можно просить помощи у Бога только начав молиться, по силам ходить в храм. Покаяться и отказаться от страстей (курения, пьянства и т. д.) можно тоже только с помощью Божьей. Большинство людей вразумляются и искренне исправляют свою жизнь. Встречаются и такие, которые пытаются лечить неизлечимые болезни без покаяния и исправления.
Я это иногда наблюдаю. Наверное, это только сейчас иногда, потому что в дальнейшем скорее всего будет ещё хуже. Просятся помочь, приезжают. Объясняешь: брось курить, брось блудить, не принимай антибиотики, особенно тетрациклинового и пенициллинового ряда, глюкозу, от этого опухоли начинают ускоренный рост. Уезжают, и начинается «лечение». Больной делает с собой что попало. Выпивает, курит, блудит. Затем его состояние ухудшается и он идет в надежде получить быструю помощь в больницу. Становится еще хуже после капельниц и уколов. Слабеет, ложится и не всегда его получается спасти. Поздно. Да и некому молиться за таких. Знаете, что за этими событиями следует? Во всяком случае, за два последних года уже четыре раза было. Или дети, или мама, или жена больного звонят и начинают требовать (именно не просить, а требовать!) адреса и телефоны вылеченных мной людей. Но я их не даю, т. к. нет нужды тревожить тех, кто уже здоров (а еще мне их и искать долго надо, т. к. я их не «собираю» и в дальнейшем вряд ли их приглашением воспользуюсь). Я даю телефоны тех, кто с примерно таким же диагнозом долечивается. Чтобы им объяснили, как положено лечиться. В будущем я собираюсь в книге собрать описание лечения разных опухолей у людей, которые не курили и не совершали других смертных грехов, а также рассказать о лечении тех людей, кто эти грехи совершал. Очень наглядная получится картина.
Многие из нас, несмотря на то, что в храм ходят свечки ставить, молитвы знают и читают их, от самой греховной жизни не только не отказываются, но и вообще этого делать не желают. Оправдание у таковых «христиан» звучит так: «Все такие. Как жить тогда?» Уйдут они в мир иной по дороге вслед за всеми.
Что меня всегда удивляет, так это то, что в онкоцентрах иной раз пытаются лечиться православные. Мало того, еще и священники к онкологам идут.
– Ну, чего вас, рабы Божьи, туда занесло?
– Да мы обследовались и диагноз узнали.
– Ну? Узнали?
– Но ведь Господь Бог и врачей создал.
– Создал.
– Вот мы на облучение с химиотерапией и согласились.
– А еще Господь говорил, что болезни за грехи, и, создав врачей, он им жечь и травить людей не велел. Это они уже сами за свои грехи разум потеряли.
Если бы верили Христу как должно, то в сердце положили бы, что не только вечные и неврачуемые язвы бессмертной души и греховные болезни Христом врачуются, но и временные телесные немощи Он уврачевать может. Но только истинно Ему поверившим.
В наше время нельзя терять рассуждения, и надо всегда, живя чисто, просить у Господа Бога дар рассуждения.
Уже были и такие «христиане», что сразу ропщут на Бога. Курили, блудили, пили, лечились таблетками, постов не соблюдали, считали, раз в Церковь ходят, грехи исповедывают, то более ничего им и не должно исполнять. Все так живут. Именно такие люди и пришедшую болезнь считают не вразумлением, а наказанием незаслуженным. Им с самого начала нельзя ничем помочь. Наши святые писали о том, что болезнь у Бога – средство для лечения души и сердца. За пришедшие к ним болезни они славили Бога, как и за то, что они незаслуженно (они-то да!), как и остальные получили болезнь, за что смогут получить награду и венцы на небесах.
А нам они писали, что если вы тяжко заболели, значит, вас посетил Господь. И смотрит, что вы будете делать.
Приехав ко мне, многие долго рассказывают, по каким бабкам-дедкам, ясновидящим их после онкоцентров носило. «Что же вы у них искали?» – спрашиваю. Ответ: «Ну, знаете, как заболеешь, так где угодно помощь будешь искать». Вот так! Сделали выбор сразу. Где угодно и у кого угодно искали. Только вот когда они умирать будут, за душой приходят те, у кого искали и отводят туда, где ей положено быть до Страшного Суда. Демоны наблюдают и задерживают души не совершенно очистившиеся. По исшествии своем из тела они не получают дозволения войти в небесные обители и предстать Владыке своему, но уносятся вниз воздушными демонами.
Святитель Иоанн Златоуст, в своем поучении «О лечащихся от болезней волхвованием», строго предупреждает, что нельзя ходить к врагам Божьим, волхвам и чародеям, ибо лучше умереть, чем к врагам Божьим идти. И что те, кто пользуется их услугами, умирают прежде времени и в муку вечную идут. Ибо тот, кто ходит к чародеям и астрологам, «сам себя лишил помощи Божьей, пренебрег ею и поставил себя вне Промысла, поэтому диавол как хочет, так и управляет и располагает делами ихними».
Поступая так, мы по необходимости должны будем лишиться заступления от Бога, и тогда врагу будет удобно овладеть нами и свести на дно ада.