Вы здесь

Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития. Глава 3. Наука ( Коллектив авторов, 2013)

Глава 3

Наука

3.1. Международно-правовое регулирование научной деятельности в рамках СНГ

Основная роль в инновационной деятельности, направленной на реализацию результатов научных исследований и разработок в экономической, культурной и иных сферах жизнедеятельности общества, принадлежит науке как социальному институту преобразования общества.

Научное творчество направлено на открытие новых закономерностей функционирования и развития человека, общества и окружающей среды, разработку фундаментальных и прикладных теорий, концепций, гипотез и иных научных положений. Правовое регулирование имеет своей целью установление принципов, средств и механизмов воздействия на отношения в связи с созданием, выявлением, отбором, хранением, распространением и синтезом новых знаний.

В процессе организации и осуществления научной деятельности участвуют многие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, научное сообщество, повышается роль механизма саморегуляции. Тем не менее ведущая роль в регулировании научной деятельности, в развитии отечественной науки принадлежит государству.

Наука как специфический социальный институт современного общества выступает объектом правового регулирования по следующим группам отношений: 1) создание необходимых условий для организации научной деятельности, формирования общественных институтов, которые способны придать научной деятельности высокий авторитет и значение, 2) создание, распространение и внедрение научных результатов, разработок и инноваций в системе образования, производстве и общественной практике, 3) функционирование государственного сектора науки.

Пределы правового регулирования научной деятельности, а также методы этого воздействия определяются многими факторами: 1) историческими и экономическими условия функционирования правовой системы: развитие экспортно-сырьевой сферы экономики, взаимодействие технологических укладов в процессе внедрения новых технологий и методов получения наукоемкой продукции, формирование основ инновационной экономики), 2) внутренней структурой организации научной деятельности (наличие самостоятельных отраслевых научных учреждений, роль вузовской науки, связи науки и производства, науки и образования, наличие академического сектора науки); 3) исторически обусловленной спецификой научной работы отдельных ученых и их коллективов.

Эти и иные факторы являются общими для многих стран Содружества, что делает возможным и эффективным международное сотрудничество в данной сфере.

Сотрудничество государств – участников СНГ в области науки осуществляется в рамках общих правил, которые, будучи закрепленными в нормативных правовых и иных актах, способствуют объединению и концентрации усилий в проведении исследований по приоритетным направлениям научно-технического сотрудничества, формированию общей правовой основы для совместной научной деятельности, гармонизации правового регулирования науки и смежных отраслей.

К числу подобных нормативных правовых актов относятся: Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ от 25 ноября 1998 г.,[142] Конвенция о создании и статусе международных научно-исследовательских центров и научных организаций от 25 ноября 1998 г.[143], Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств – участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ от 31 октября 1998 г.[144], Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств – участников СНГ от 11 сентября 1998 г.[145], Соглашение о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технической сфере от 11 сентября 1998 г.[146], Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств – участников СНГ в форме распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств – участников СНГ» от 19 мая 2011 г.[147] и др.

Гармонизации правового регулирования в рамках национальных законодательств способствуют модельные законы: Модельный закон «О научной и научно-технической деятельности», принятый на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 25 ноября 2008 г. № 31–15); Модельный закон «Об охране прав на научные открытия», принятый на 34-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 7 апреля 2010 г. № 34–9); Модельный закон «О статусе ученого и научного работника», принятый на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 25 ноября 2008 г. № 31–14); Модельный закон «О научно-технической информации», принятый на 15-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 13 июня 2000 г. № 15–10); Модельный закон «О научной и научно-технической экспертизе», принятый на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 15 ноября 2003 г. № 22–17)[148].

Двусторонние соглашения начала 90-х годов прошлого века, как правило, носили комплексный характер и затрагивали вопросы не только науки, но и культуры и образования, а нередко и здравоохранения. Например: Соглашение между Россией и Казахстаном о сотрудничестве в области культуры, науки и образования, Соглашение между Казахстаном и Узбекистаном об углублении сотрудничества в области культуры, здравоохранения, науки, образования, туризма и спорта от 10 января 1994 г., Соглашение между Россией и Азербайджаном о культурном и научном сотрудничестве от 6 июня 1995 г., Соглашение между Кыргызстаном и Беларусью о сотрудничестве в области образования и науки от 4 июля 2006 г.[149] Примером наиболее комплексного предмета соглашения является Соглашение между Россией и Таджикистаном о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 г.[150]

Способствует решению практических задач применение программно-целевого метода регулирования научной деятельности. Так, Решением Совета глав правительств СНГ о Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года от 18 октября 2011 г.[151] была утверждена программа, имеющая в качестве своей цели создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ, трансформации ее в социально ориентированную инновационную экономику, реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.

Значительную активность проявляют страны СНГ при заключении двусторонних договоров в области науки. Эти договоры, как правило, касаются:

1) общих вопросов научного сотрудничества и заключаются как между странами (Договор между Украиной и Республикой Беларусь о научном сотрудничестве от 15 мая 2007 г.[152], Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о научно-техническом сотрудничестве от 1 марта 2004 г., Соглашение между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о научно-техническом сотрудничестве от 12 ноября 2003 г., Соглашение между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан о научно-техническом сотрудничестве от 17 декабря 1999 г., Соглашение между Украиной и Республикой Армения о научно-техническом сотрудничестве от 24 июня 1999 г., Соглашение между Украиной и Азербайджанской Республикой о научно-техническом сотрудничестве от 27 февраля 1997 г.), так и между научными организациями этих стран (Договор о научном сотрудничестве между Национальной академией наук Кыргызской Республики и Национальной академией наук Беларуси от 16 ноября 2006 г.);

2) сотрудничества в сфере науки и технологий (Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в сфере науки и технологий от 20 февраля 2006 г., Соглашение между Республикой Таджикистан и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в сфере науки, техники и технологий от 24 июля 2007 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере науки и технологий от 14 февраля 1997 г.);

3) сотрудничество в сфере науки, техники и информации (Соглашение между Кыргызской Республикой и Таджикистаном о сотрудничестве в области науки, техники и информации от 5 ноября 2002 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области науки, техники и информации от 19 мая 2000 г., Соглашение между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в области науки, техники и информации от 4 ноября 1997 г.);

4) соглашения по отдельным направлениям научно-технической деятельности (соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о научно-техническом сотрудничестве в рамках разработки проекта международного термоядерного экспериментального реактора от 12 октября 1998 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о сотрудничестве в области использования космической и авиационной техники, технологий и дистанционного зондирования Земли от 6 июля 1998 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 27 ноября 2006 г., Соглашение между Республикой Таджикистан и Республикой Беларусь об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 8 октября 2004 г., Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики от 15 мая 1992 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Туркменистаном о научно-техническом сотрудничестве в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли от 27 февраля 1997 г.

Ряд соглашений касаются оборонной промышленности: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 3 февраля 1994 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18 февраля 1994 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 28 марта 1994 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об экономическом и научно-техническом сотрудничестве предприятий оборонных отраслей промышленности от 16 августа 1994 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 27 ноября 2006 г.

Значительное количество соглашений принято по вопросам медицинской науки, включая более масштабную сферу – сотрудничество в сфере здравоохранения: Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 18 июня 2009 г., Соглашение между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 4 июля 2008 г., Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 22 октября 1999 г., Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой в области здравоохранения, фарминдустрии и медицинской науки от 10 июня 1992 г.

Наиболее распространенным предметом договорных отношений в последние десятилетия является не «чистая» наука, а области экономического, производственного и научно-технического сотрудничества (Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о производственной и научно-технической кооперации от 7 сентября 2009 г., Соглашение между Республикой Таджикистан и Туркменистаном об основных принципах и направлениях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества от 7 августа 2007 г. и др.);

5) соглашения по вопросам, касающимся научных и научно-педагогических кадров. В рамках этого вида соглашений можно выделить два направления: (1) подготовка кадров и (2) аттестация кадров, которые являются предметом соглашений как по отдельности, так и вместе.

В первом случае это такие соглашения как: Соглашение между Республикой Беларусь и Республикой Армения о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 13 декабря 2009 г. (аналогичные соглашения заключены между Кыргызской Республикой и Республикой Беларусь от 19 июня 2006 г., между Российской Федерацией и Украиной от 29 мая 2002 г., между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой от 25 июня 2001 г., соглашение между Республикой Беларусь и Республикой Армения от 13 июня 2000 г., между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь от 7 апреля 2000 г.), Соглашение между Республикой Казахстан и Украиной о взаимном признании и эквивалентности дипломов об образовании и ученых (научных) степенях и ученых званиях от 9 августа 2001 г.

Примером соглашения, касающегося и вопросов подготовки научных кадров, и их аттестации, может быть Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 13 июня 2000 г.

В целях координации совместных усилий по развитию национальной науки в рамках многосторонних договоров создаются как совместные органы управления, так и отдельные организации. Так, Конвенция о создании и статусе международных научно-исследовательских центров и научных организаций от 25 октября 1998 г. понимает под международным научно-исследовательским центром межправительственную организацию, территориально и организационно объединяющую ученых и специалистов государств – членов Центра для проведения исследований по конкретным научно-техническим проблемам, представляющим взаимный интерес для государств – членов Центра, и действующую на основании межправительственного соглашения об его создании.

Для проведения согласованной научно-технической политики и координации деятельности национальных научных организаций государств по отдельным приоритетным направлениям научно-технического сотрудничества, представляющим взаимный интерес для государств – членов Организации, создается международная научная организация как межправительственная организация.

Основными функциями Центра являются: 1) определение основных направлений научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ по конкретным научно-техническим проблемам, представляющим взаимный интерес для государств – членов Центра, и обеспечение их выполнения в форме научно-технических программ и проектов; 2) выполнение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ, а также организация их выполнения другими организациями на договорной (контрактной) основе; 3) организация межгосударственного обмена научно-технической информацией, включая рекламу завершенных разработок; 4) организация стандартизации и сертификации промышленной продукции, соответствующей основным направлениям научно-технической деятельности Центра; 5) подготовка, переподготовка и повышение квалификации ученых и специалистов; 6) организация обмена учеными и специалистами государств – членов Центра; 7) осуществление международного научно-технического сотрудничества, организация и проведение международных симпозиумов, конференций, семинаров.

Центр создается, как правило, на базе национальных научных центров (или их подразделений), занимающих ведущие позиции в мировой науке и (или) располагающих уникальным парком приборов и оборудования.

Проведению согласованных мероприятий по развитию национальных научных потенциалов государств – членов СНГ, обмену научной и технической информацией, учеными и специалистами государств – членов СНГ, осуществлению международного научного сотрудничества, способствует создание ряда организаций. Так, в соответствии с Соглашением о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. создан Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации (далее – МКСНТИ).

В настоящее время актом, регламентирующим деятельность Совета, является Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией от 11 сентября 1998 г.

МКСНТИ является органом отраслевого сотрудничества СНГ, осуществляющим свою деятельность в пределах своих полномочий и подотчетным Совету глав правительств и Экономическому совету СНГ. Странами – членами МКСНТИ являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Основными функциями МКСНТИ являются: руководство подготовкой и утверждение программ и проектов развития межгосударственного обмена научно-технической информацией; определение приоритетных направлений деятельности по межгосударственному обмену научно-технической информацией; подготовка и утверждение планов развития совместно используемых информационных ресурсов; руководство разработкой правового и экономического механизмов доступа к информационным ресурсам государств – участников Соглашения, а также нормативно-технических документов для обеспечения совместимости информационных систем при межгосударственном обмене научно-технической информацией.

В настоящее время в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 г. Всероссийскому институту научной и технической информации Российской академии наук придан статус базовой организации государств – участников СНГ по межгосударственному обмену научно-технической информацией.

Важное значение для укрепления научного сотрудничества в рамках СНГ имеет деятельность Международной ассоциации академий наук. Она была создана в 1993 г. как неправительственная международная самоуправляемая организация на основе соглашения[153] между академиями наук: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Социалистической Республики Вьетнам, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Словакии, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Чешской Республики. В соответствии с Положением о Международной ассоциации академий наук (далее – МААН), утвержденным учредительным собранием Международной ассоциации академий наук 23 сентября 1993 г., МААН имеет своей целью объединение усилий ученых и содействие в решении наиболее общих научных проблем развития цивилизации, кооперировании фундаментальных исследований, согласовании научной политики академий наук, поддержке наиболее перспективных исследований, использовании уникальной и дорогостоящей аппаратуры[154].

Для реализации этой цели при МААН создан ряд советов: Научный совет по новым материалам, Объединенный научный совет по фундаментальным географическим проблемам, Совет директоров научных библиотек и информационных центров национальных академий наук, Консультативный совет по вопросам охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий, Международный координационный комитет по вычислительной математике, Совет по книгоизданию, Союз физиологических обществ стран Содружества.

Наиболее активно разрабатываемым направлением международного сотрудничества в рамках СНГ в последние годы является сотрудничество в сфере инновационной деятельности. В соответствии со Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года предусмотрены[155] формирование межгосударственного инновационного пространства (на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, разработки межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ) и формирование регионального рынка нано– и пикоиндустрии в целях развития наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технических и образовательных потенциалов государств – участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Первоочередным из Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств – участников СНГ в сфере инновационного сотрудничества является обеспечение благоприятных условий для сотрудничества государств – участников СНГ и их эффективного участия на мировых рынках интеллектуальной продукции. Для этого необходимо совершенствование межгосударственной нормативно-правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ межгосударственного инновационного пространства Содружества, достижение передовых стандартов и методологии организации научных исследований, исключение их дублирования, наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов.

Потребуется также создание: правовой базы в области коммерциализации технологий; правовых механизмов межгосударственного инновационного сотрудничества в сфере трансфера технологий, регулирующих передачу объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданной с привлечением средств государственного бюджета. Использование трансфера технологий из промышленно развитых стран и внедрение в национальную промышленность будут способствовать развитию импортозамещающего производства, повышению конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ.

Для улучшения инвестиционного климата целесообразно в государствах – участниках СНГ и на межгосударственном уровне содействовать формированию межгосударственной нормативно-правовой базы, обеспечивающей «стыковки» национального законодательства государств – участников СНГ, включая надлежащее правовое оформление института финансирования межгосударственных инновационных программ и проектов.

Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств – участников Содружества Независимых Государств в форме распределенной информационной системы и портала Содружества Независимых Государств «Информация для инновационной деятельности государств – участников Содружества Независимых Государств» (Минск, 19 мая 2011 г.) направлено на реализацию мероприятий, предусмотренных Решением экономического совета Содружества Независимых Государств от 13 марта 2009 г., которым одобрена Концепция научно-информационного обеспечения программ и проектов государств – участников СНГ в инновационной сфере.

3.2. Общая характеристика законодательства о науке стран Содружества

Нормативное правовое регулирование отношений в сфере науки в условиях правого государства является показателем того, насколько научная деятельность входит в число приоритетных направлений государственной политики. Степень развитости соответствующей отрасли законодательства – один из важнейших критериев, использование которых позволяет давать объективные оценки эффективности государственной политики.

Большинство государств СНГ имеют достаточно развитое законодательство, включающее как законы о науке и научно-технической политике, так и акты в области инновационного развития. Основывается данный законодательный массив на нормах и институтах общего характера, к которым относятся конституционные предписания, гражданское законодательство, трудовое законодательство, законодательство об интеллектуальной собственности и т. п.

Собственно законодательство о науке и научной деятельности в настоящее время (и это характерно для всех стран Содружества) представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, принятых различными ведомствами, значительное число институтов которого можно охарактеризовать в качестве комплексных и смежных. Прежде всего, речь идет о стимулировании деятельности по накоплению знаний, включающей различные аспекты: развитие образования; содействие научным разработкам внутри государства, даже если аналогичные проводятся за рубежом более успешно; содействие процессам систематизации знаний и информации. Помимо стимулирования деятельности иных субъектов важна и собственная деятельность публичных структур (информатизация общества, создание научных библиотек, научно-информационных центров).

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации о науке являются: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития», Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологии», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии», Указ Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 «О Российской академии наук», распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 625-р «О перечне организаций, подведомственных Российской академии образования», распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 233-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы»[156] и другие.

Россия является федеративным государством, правовую систему которого составляют как акты, принятые на уровне Российской Федерации, так и акты, принятые субъектами Российской Федерации в пределах своих полномочий. На уровне субъектов Российской Федерации помимо актов о науке и научно-технической политике (например, Закон Санкт-Петербурга от 12 октября 2009 г. № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», Закон Московской области от 13 мая 2006 г. № 75/2006-03 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области», Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 53 «Об основах научно-технической политики города Москвы») принимаются законы об инновационной деятельности, пока не имеющие аналогов на федеральном уровне (Закон Московской области от 10 февраля 2011 г. № 15/2011-03 «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области», Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве»), о различных формах поддержки и стимулирования научной деятельности (например: Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2001 г. № 752-97 «О грантах Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности», Закон Московской области от 5 сентября 2002 г. № 93/2002-03 «О Московских областных грантах»)[157].

Правовую основу государственной политики Республики Беларусь в области науки и техники составляют: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики», Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности», Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 159-3 «О Национальной академии наук Беларуси», Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 года № 495» и др.[158]

В мае 2010 года в Республике Беларусь произошло существенное обновление законов по вопросам регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с целью усилению роли науки как фактора инновационного развития, активизации влияния научного сообщества на развитие государства. Был установлен порядок определения приоритетных направлений научных исследований, разработки государственных программ научных исследований для реализации приоритетных направлений, конкурсного отбора заданий государственных программ на основе государственной научной экспертизы.

С принятием 13 декабря 1991 г. Закона Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» на Украине начался процесс создания правовых основ государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности, базирующийся на «Декларации о государственном суверенитете Украины» и Акте провозглашения независимости Украины.

Современный этап развития характеризуется системным и детальным регулированием научной деятельности на уровне законов. К числу подобных актов относятся: Закон Украины от 16 июля 1999 г. № 991-XIV «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков», Закон Украины от 10 февраля 1995 г. № 51/95-ВР «О научной и научно-технической экспертизе», Закон Украины от 13 декабря 1991 г. № 1977-XII «О научной и научно-технической деятельности», Закон Украины от 4 июля 2002 г. № 40-IV «Об инновационной деятельности»[159].

Регулирование смежных институтов осуществляется посредством Законов Украины: от 2 октября 1992 г. «Об информации», от 25 июня 1995 г. «О научно-технической информации», от 10 февраля 1995 г. «О научной и научно-технической экспертизе», от 15 ноября 1996 г. «О космической деятельности», от 6 июля 1999 г. «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков»[160].

Приоритетные направления развития науки и техники формируются на пять лет на основании прогноза развития науки и техники и являются составляющей прогноза экономического и социального развития Украины на среднесрочный период. Реализация приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется через систему государственных научных и научно-технических программ, а также – государственный заказ на научно-техническую продукцию. Формирование перечня государственных научных и научно-технических программ обеспечивается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере научной и научно-технической деятельности.

В отличие от рассмотренных выше стран Содружества современное правовое регулирование научной и научно-технической деятельности в Республике Казахстан представлено законодательством «второй волны»: на смену актам, принятым в 90-е годы прошлого века, пришли новые акты, учитывающие реалии 2000-х годов: Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 г. № 135-III ЗРК «О государственной поддержке инновационной деятельности», Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 г. № 407-IV ЗРК «О науке». Вопросы реализации научно-технической политики и инновационного развития[161], организации научной деятельности[162], включая регулирование статуса отдельных научных центров[163], находятся в компетенции Президента Республики Казахстан.

Актами Правительства Республики Казахстан регулируются вопросы государственной научно-технической экспертизы (постановление от 1 августа 2011 г. № 891 «Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы», постановление от 19 июля 2011 г. № 831 «О создании акционерного общества «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы»), аккредитации (постановление от 8 июня 2011 г. № 645 «Об утверждении Правил аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности»), стимулирования труда научных работников (постановление от 19 июля 2011 г. № 830 «О премиях в области науки и государственных научных стипендиях», постановление от 28 августа 1996 г. № 1063 «О мерах государственной поддержки ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники и талантливых молодых ученых»), научных органах (постановление от 16 мая 2011 г. № 519 «О национальных научных советах») и правилах научной деятельности (постановление от 24 ноября 2010 г. № 1244 «Об утверждении Правил проведения морских научных исследований»), финансирования науки (постановление от 20 июня 2011 г. № 670 «Об утверждении норм базового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности»)[164].

Научная деятельность в Республике Кыргызстан регулируется целым комплексом законодательных актов, в рамках которого можно выделить: Закон Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 г. № 1485-XII «О науке и об основах государственной научно-технической политики», Закон Кыргызской Республики от 30 сентября 1999 г. № 108 «О системе научно-технической информации», Закон Кыргызской Республики от 25 октября 1999 г. № 128 «Об инновационной деятельности», Закон Кыргызской Республики от 28 июня 2002 г. № 132 «О Национальной академии наук Кыргызской Республики»[165].

Правовую систему Республики Азербайджан можно считать примером той модели регулирования отношений в сфере науки, при которой в условиях отсутствия специализированных законов о науке регулирование осуществляется посредством норм и правовых институтов общеотраслевого (гражданского, административного, налогового, бюджетного, трудового и т. д.) законодательства. Так, Закон Азербайджанской Республики от 8 июня 1999 г. № 678-1Г «Об охране окружающей среды» и Закон Азербайджанской Республики от 30 мая 1996 г. № 94-1Г «Об использовании энергетических ресурсов»[166] касаются вопросов, связанных с проведением научных исследований в области охраны природы за счет средств государственного бюджета, а в главе VII Закона «Об использовании энергетических ресурсов» содержатся правила международного обмена энерго-эффективными технологиями с иностранными партнерами, а также получение иностранных инвестиций, в том числе в виде современных технологий.

В Азербайджанской Республике при регулировании научной деятельности важное значение имеет программно-целевой механизм. Такова, например, «Национальная стратегия по развитию науки в Азербайджанской Республике в 2009–2015 годах» и государственная программа по ее реализации (утверждены распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 4 мая 2009 г. № 255).

Законодательство о науке Республики Армения представлено Законом Республики Армения от 26 декабря 2000 г. № ЗР-119 «О научной и научно-технической деятельности», Законом Республики Армения от 14 июня 2006 г. № 3P-63 «О государственном содействии инновационной деятельности»[167]. Иные законодательные акты (о государственных некоммерческих организациях, об антидемпинговых и компенсационных мерах, об особо охраняемых природных территориях и др.) способствуют реализации стратегии и плана научного развития Армении на 2010–2015 гг. Последний предполагает приоритетное развитие некоторых научных дисциплин (например, социально-экономического профиля, об информационных технологиях и др.) на базе специально образованных трех научных центров, с акцентированием внимания на интеграцию экономики и науки.

Правовая система Республики Молдова являет собой пример единственной на пространстве СНГ кодификации законодательства о науке. Законом Республики Молдова от 15 июля 2004 г. № 259-XV утвержден Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях. В результате кодификации в один акт вошли нормы и институты, ранее регулировавшиеся несколькими специальными актами: Закон о государственной политике в области научных исследований и разработок № 557-XIV от 29 июля 1999 г.; Закон об Академии наук Молдовы № 1181-XIV от 27 июля 2000 г.; Закон о научно-технологической информации № 1344-XV от 3 октября 2002 г.; Закон о государственной политике в области инноваций и трансфера технологий № 289-XV от 10 июля 2003 г.[168]

Кодекс Молдовы имеет специфическую структуру, поскольку включает в себя несколько документов: собственно Кодекс, Приложение № 1 «Положение об аккредитации организаций в области науки и инноваций», Приложение № 2 (форма акта об аккредитации) и Приложение № 3 «Положение об аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации».

Сегодня в Молдове данная сфера регулируется не только кодексом, но и рядом других нормативно-правовых актов, таких как Закон от 21 июня 2007 г. «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах», Закон от 28 июля 2006 г. «Об охране животных, используемых в экспериментальных или других научных целях» и Закон от 12 июля 2007 г. «Об охране промышленных рисунков и моделей».

Поддержка научных исследований и разработок, равно как и стимулирование устойчивого инновационного климата, является стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Молдова. Основными его направлениями в сфере науки и инновации являются: биомедицина, фармацевтика, сохранение и укрепление здоровья; сельскохозяйственные биотехнологии, плодородие почвы и пищевая безопасность; нанотехнологии, промышленная инженерия, новые продукты и материалы; эффективность энергетического комплекса и обеспечение энергетической безопасности, в том числе путем использования возобновляемых ресурсов.

На сегодняшний день правовое регулирование в сфере науки способствует решению задач, поставленным перед этим социальным институтом: достижение мирового уровня проведения фундаментальных научных исследований, научное обеспечение и экспертиза наиболее важных решений руководства страны, создание технологий, обеспечивающих повышение жизненного уровня населения.

Сфера науки в Республике Таджикистан регулируется целым рядом законов и постановлений правительства, определяющих национальную политику, направленную на поддержку научного потенциала и развитие научных исследований. Среди них: Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике» (1998 г.), Закон Республики Таджикистан «Об Академии наук Республики Таджикистан» (2002 г.), Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Совете по координации научно-исследовательских работ в области естественных, технических, медицинских, гуманитарных и общественных наук» (1996 г.), Постановление Правительства Республики Таджикистан «О создании Аттестационной комиссии Республики Таджикистан по аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» (1997 г.), Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Концепции государственной научно-технической политики Республики Таджикистан» (1999 г.), Постановление Правительства Республики Таджикистан «О порядке государственный аккредитации научных организаций) (2000 г.), Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Программы развития точных наук в Республике Таджикистан на 2005–2008 годы (2003 г.), Постановление Правительства Республики Таджикистан «О деятельности академии наук Республики Таджикистан» (2004 г.)[169].

Сфера научных изысканий и инновационной деятельности в Туркменистане регулируется Законом от 30 сентября 1992 г. «О научной интеллектуальной собственности», Законом от 19 февраля 1992 г. «О государственной научно-технической политике», а также Законом от 15 августа 2009 г. «О статусе научного работника»[170].

Программа научно-технического развития до 2020 года закрепляет конкретные шаги национальной научно-технической политики в соответствии с законодательством Туркменистана. Этой Программой, в частности, предусматривается решение целого ряда задач, куда входят концентрация научного потенциала на приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы, решение конкретных проблем отраслей с учетом местных условий и особенностей Туркменистана; развитие вузовской науки и гуманитарных исследований, максимальное использование научного потенциала; широкое использование новейших мировых достижений для обеспечения динамического развития отраслей экономики Туркменистана и создание информационной базы данных по передовым технологиям, а также расширение сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в области науки, техники и передовой технологии.

Специальные нормативные правовые акты законодательного уровня, регулирующие отношения в сфере научной деятельности, в Республике Узбекистан отсутствуют. Правовое регулирование научной деятельности основывается на актах общего характера: Гражданском, Трудовом, Налоговом (в части освобождения от уплаты НДС организаций, выполняющих научно-технические и инновационные проекты за счет бюджетных средств; налоговое стимулирование инноваций) кодексах Республики Узбекистан, Законе от 20 июля 2006 г. № ЗРУ-42 «Об авторском праве и смежных правах».

Основной регулятивный потенциал научной сферы сосредоточен на подзаконном уровне. Акты Президента Республики Узбекистан и Кабинета министров Республики Узбекистан регулируют вопросы совершенствования организации научно-исследовательской деятельности (Указ Президента Республики Узбекистан № УП-3029 от 20 февраля 2002 г. «О совершенствовании организации научно-исследовательской деятельности»), инновационного развития (Постановление Президента Республики Узбекистан 15 июля 2008 г. № ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»), правового статуса субъектов научной деятельности (Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 18 августа 2009 г. № ПКМ-233 «О мерах по дальнейшему стимулированию труда научных работников»), международного сотрудничества (Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 19 января 1998 г. № 31 «О государственной поддержке развития международных научно-технических связей, научных программ и проектов по грантам международных и зарубежных организаций и фондов»)[171] и др.

3.3. Управление и финансирование науки

Законодательство стран Содружества исходит из признания важной роли государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Нередко в законах указывается, что наука находится под особой защитой государства или, как в Законе Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики», под опекой государства и пользуется его поддержкой.

Сама государственная научно-техническая политика рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической политики государств – участников СНГ, элементами этой политики провозглашаются установление правовых основ, а также экономических, организационных и иных условий деятельности в сфере науки, направлений и способов воздействия государства на субъекты научной и научно-технической деятельности, порядок взаимоотношений между ними и государством, а также между субъектами научной и научно-технической деятельности.

Как правило, при регулировании научной деятельности особо выделяются принципы, цели и задачи государственной научной политики. В качестве основных принципов, как правило, закрепляются следующие:

сочетание принципов государственного регулирования и саморегулирования научной деятельности;

государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;

непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;

обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции.

Субъектами государственной научно-технической политики в странах СНГ являются: государственные и иные органы, наделенные властными полномочиями; юридические и физические лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность.

Права и обязанности субъектов государственной научно-технической политики регулируются как законодательством о науке, так и иными отраслями законодательства (определяющими статус государственных органов, права и обязанности юридических лиц и т. п.).

Применительно к определению объектов государственной научно-технической политики можно выделить две модели регулирования:

1) объектом является научная, научно-техническая и инновационная деятельность, включая отношения между участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности, и отношения между государственными органами и участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности (Беларусь);

2) объектом является научная и научно-техническая деятельность (таковой была ситуация в России до принятия Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»).

При определении государственных органов, осуществляющих научно-техническую политику важное значение имеет сложившаяся в том или ином государстве СНГ система органов государственной власти, статус и полномочия органов местного самоуправления, степень допуска к управлению негосударственных организаций, правовое положение академий наук и др.

Так, например, в Республике Беларусь государственная научно-техническая политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием правительства – Совета министров Республики Беларусь и реализуется Правительством Республики Беларусь и другими субъектами государственной научно-технической политики. Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-ХIII «О научной деятельности» уточняет этот перечень: Президент Республики Беларусь, Совет министров Республики Беларусь, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

В Законе Республики Казахстан от 18 февраля 2011 г. № 407-IV ЗРК «О науке» вся система управления научной и (или) научно-технической деятельностью в Республике Казахстан представлена следующими субъектами: Правительство Республики Казахстан, Высшая научно-техническая комиссия, национальные научные советы, уполномоченный орган, отраслевые уполномоченные органы.

Высшая научно-техническая комиссия является коллегиальным органом при Правительстве Республики Казахстан, возглавляемым премьер-министром Республики Казахстан. Состав Высшей научно-технической комиссии формируется из числа членов Правительства Республики Казахстан, руководителей государственных органов, ведущих ученых, экспертов различных отраслей знаний, представителей национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, субъектов частного предпринимательства и научных общественных объединений и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан.

Основными задачами Высшей научно-технической комиссии являются формирование стратегических задач и приоритетов, направленных на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, определение приоритетных фундаментальных и прикладных исследований по направлениям науки, рассмотрение предложений национальных научных советов, разработка предложений по финансированию из государственного бюджета научной и (или) научно-технической деятельности.

Национальные научные советы являются коллегиальными органами по направлениям развития научной и (или) научно-технической деятельности. Основными задачами национальных научных советов являются: 1) формирование специализированных научных направлений в соответствии с приоритетами, определенными Высшей научно-технической комиссией; 2) определение форм и объемов финансирования, выделяемых для проведения научных исследований; 3) оценка научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования; 4) оценка потребностей Республики Казахстан в новых научных направлениях; 5) осуществление конкурсного отбора научных, научно-технических проектов и программ по фундаментальным и прикладным исследованиям, предлагаемым на финансирование из государственного бюджета; 6) мониторинг хода реализации проводимых научных исследований, в том числе с выездом на место. Составы национальных научных советов формируются уполномоченным органом из числа компетентных казахстанских и зарубежных ученых, представителей государственных органов, национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, субъектов частного предпринимательства по предложениям и рекомендациям отраслевых уполномоченных органов, научных организаций, высших учебных заведений и научных общественных объединений и утверждаются Правительством Республики Казахстан. Национальные научные советы принимают решения о грантовом и программно-целевом финансировании (прекращении финансирования) за счет государственного бюджета: проектов и программ научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; других программ в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; проектов межгосударственных научно-технических программ, реализуемых с участием научных учреждений, организаций и предприятий Республики Казахстан; инновационных проектов.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» государственные органы являются субъектами научной и научно-технической деятельности, поскольку выступают в качестве гаранта: свободы творчества, предоставляя право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; защиты от недобросовестной конкуренции; права на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности; свободы доступа к научной и научно-технической информации; подготовки, повышения квалификации и переподготовки научных работников и специалистов государственных научных организаций; финансирования проектов, выполняемых по государственным заказам.

Согласно Закону Республики Армении от 26 декабря 2000 г. № ЗР-119 «О научной и научно-технической деятельности» к компетенции правительства в области формирования и осуществления государственной научной и научно-технической политики (ст. 14) относятся: осуществление единой научной и научно-технической политики; определение приоритетов развития науки и техники в Республике Армения; обеспечение осуществления государственных и целевых научных, научно-технических программ; утверждение государственного заказа на подготовку научно-исследовательских работ, научных кадров; финансирование научной и научно-технической деятельности согласно государственному бюджету; создание, реорганизация и ликвидация государственных научных организаций в установленном законодательством порядке; утверждение порядка и критериев присвоения ученых степеней и ученых званий; утверждение порядка аттестации и критериев оценки научных кадров; утверждение уполномоченных органов государственного управления в области науки и их задач.

Во многих государствах – участниках СНГ управление государственной научно-технической политикой использует методы планирования и прогнозирования. Так, в Республике Беларусь государственные органы принимают решения по вопросам научно-технического развития на основе предварительной разработки прогнозов по важнейшим проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики с учетом комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важное значение для политики в сфере науки для государств СНГ имеет выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности[172]. Приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь являются основанием для распределения средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Согласно Закону Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-ХIII «О научной деятельности» приоритетные направления научных исследований разрабатываются Национальной академией наук Беларуси, утверждаются Советом министров Республики Беларусь.

В Российской Федерации направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

Конец ознакомительного фрагмента.