Вы здесь

Гуманитарное законодательство государств – участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития. Глава 2. Искусство ( Коллектив авторов, 2013)

Глава 2

Искусство

2.1. Международное сотрудничество государств – участников СНГ в сфере искусства

Международное сотрудничество в области искусства нашло отражение в многочисленных межправительственных соглашениях, заключаемых между странами – участниками СНГ как на двухстороннем, так и на многостороннем уровнях. Примером двусторонних соглашений является Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Кабинетом министров Украины «О сотрудничестве в области культуры и искусства» от 4 декабря 2008 г.[95], в котором стороны договорились о сотрудничестве между библиотеками, музеями, творческими коллективами, а также об активизации совместной работы по выявлению и возвращению культурных ценностей, которые оказались на территории государств другой Стороны в результате их незаконного вывоза (ст. 8).

Основными целями подписания двусторонних соглашений являются:

1) регулирование обмена культурными ценностями и искусствоведческой базой (сотрудничество между музеями, организация гастролей и т. д.);

2) закрепление особенностей статуса художественного искусства народов, представляющих меньшинство в стране.

Примерами многосторонних соглашений можно назвать «Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Содружестве Независимых Государств», подписанное в Минске 26 мая 1995 г. (в редакции от 23 мая 2003 г.)[96], Соглашение «О сотрудничестве в области кинематографии» от 10 февраля 1995 г[97]. Последнее соглашение было дополнено и расширено Соглашением «О совместном фильмопроизводстве» от 14 ноября 2008 г.[98], в котором урегулирован статус «национального фильма» относительно произведений кино, выполненных странами совместно (Приложение к Соглашению «О совместном фильмопроизводстве»). Целями многосторонних соглашений, таким образом, является регулирование вопросов, затрагивающих все страны, которые подписали Соглашение (например, создание совместного фильма или проведение выставки).

Также на межгосударственном уровне Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 6 декабря 1997 г. был принят Модельный закон № 10–10 «О творческих работниках и творческих союзах»[99], где определен статус творческого работника и творческих союзов, заложен принцип добровольности участия в творческих союзах, закреплены особенности регистрации творческих союзов и прописано, что государство содействует развитию культуры и созданию условий, необходимых для деятельности всех творческих работников, законодательной, бюджетной, налоговой и социальной политикой, гарантирует им социальные права, предусмотренные конституциями государств – участников СНГ. Учитывая роль творческих союзов в развитии культуры, государство предусматривает условия и льготы, способствующие выполнению ими своих функций.

Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 4 декабря 2006 г. № 224-6 был принят Модельный закон «О культуре», в котором также нашли отражения вопросы искусства. Так, закреплены: право на творческую и культурную самобытность (ст. 7), право на художественное образование (ст. 9), обязанность государственных органов создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и художественного образования (ст. 2).

Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 16 октября 1999 г. № 14–18 был принят Модельный закон «О народных художественных промыслах»[100], согласно которому были определены правила отнесения изделия к изделиям народных художественных промыслов (ст. 7) и перечислены основы государственной политики в области народных художественных промыслов (ст. 11).

Кроме этого, необходимо упомянуть Модельный закон «О государственной поддержке кинематографии», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 16 октября 1999 г. № 14–16[101], где прописаны условия и порядок государственного финансирования кинематографии (ст. 6), валютное, таможенное, налогово-финансовое регулирование в области киноиндустрии (гл. 4).

В Модельном законе «О театре и театральной деятельности», принятом в редакции Постановления Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 24 ноября 2001 г. № 18–24[102], заложены основы государственной политики в области театра (гл. 2), права и обязанности театра и театральной деятельности (гл. 3), а именно:

– независимость театра в выборе художественного направления и репертуара;

– свобода театра в организационно-экономической сфере;

– обязанности театра и театральной организации и др.

Анализ модельных законов, посвященных вопросам регулирования правоотношений в области искусства, показывает, что в этих актах, несмотря на их рекомендательный характер, фиксируются основополагающие принципы соответствующей области правового регулирования, которые затем используются национальными законодательствами государств – участников СНГ.


1. Общая характеристика национальных законодательств государств – участников СНГ в сфере искусства.

С одной стороны, национальные законодательства стран Содружества в области искусства следуют по пути закрепления статуса аутентичных видов искусств и ремесел: во многих государствах – участниках СНГ приняты нормативно-правовые акты о народных художественных промыслах. Например, Законом Азербайджанской Республики от 7 декабря 2004 г. № 799 «О сохранении и развитии азербайджанского коврового искусства»[103] определяется деятельность по сохранению, изучению, развитию и пропаганде искусства и связанных с ним традиций национального ручного ковроткачества и коврового искусства. С другой стороны, в национальных нормативно-правовых актах нашли отражения механизмы и способы регулирования правоотношений, складывающихся в области искусства, принятых на международном уровне или отраженных в межгосударственных соглашениях и договорах.

Одной из особенностей национальных законодательств является то, что правовое регулирование отношений в области искусства, как и определение понятия «искусство», в большинстве случаев дано не в особых законах, а в нормативно-правовых актах, регулирующих культурную деятельность в целом. Так, в Законе Республики Казахстан от 15 декабря 2006 г. № 207-III ЗРК «О культуре»[104] не дается дефиниция искусства, но при этом театральная, концертная и музейная деятельности и кинематография описаны через регулирование деятельности в области культуры. Другой подход отражен в ст. 1 Закона Кыргызской Республики от 7 апреля 2009 г. № 119 «О культуре»[105], под искусством понимается «творческая художественная деятельность в сферах: литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно прикладного искусства, музыки, танца, театра, кино и других видах деятельности человека, отображающих действительность в художественных образах». Подобное определение встречается в п. 13 ст. 1 Закона Украины от 14 декабря 2010 г. № 2778-VI «О культуре»[106]. Таким образом, можно выделить два типа законодательной техники в отношении регулирования вопросов в области искусства. Такие страны, как Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Молдова, Республика Таджикистан и Украина принимают отдельные законы для регулирования разных аспектов искусства, другие страны, как например: Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Туркменистан и Республика Узбекистан ограничиваются одним или двумя нормативно-правовыми актами, которые описывают правоотношения в сфере искусства через регулирование институтов культуры.

Следующей особенностью законодательства государств – участников СНГ является тот факт, что во всех странах Содружества, кроме Республики Армения, Туркменистана и Республики Узбекистан, имеется специальный закон о киноиндустрии. В немалой степени это связано с принятием коллективного Соглашения «О сотрудничестве в области кинематографии» от 10 февраля 1995 г.[107], в статье первой которого провозглашен принцип «признания кинематографии специфической областью культуры, обязательным условием существования которой является наличие развитой производственной, научной, технической и информационной базы». Во исполнение этого принципа государствам – участникам СНГ необходимо было подготовить и ввести законодательное регулирование в этой области.

В Азербайджанской Республике наличествует несколько законов, регулирующих правоотношения в области искусства. Самый ранний из них – Закон от 3 июля 1998 г. № 515-1Г «О кинематографии»[108]. Закон Азербайджанской Республики от 29 декабря 2006 г. № 222-IIIГ «О театре и театральной деятельности»[109] претерпел несколько редакций. Также существуют законы, регулирующие музейное дело и лотерею.

Законодательная база государственной поддержки искусства Республики Армения главным образом ориентирована на решение задачи популяризации армянского творчества путем проведения выставок и концертной деятельности. Основным является Закон Республики Армения от 20 ноября 2002 г. № ЗР-465 «Об основах культурного законодательства», а также расширяющий государственные возможности пропаганды и продвижения национального искусства Закон Республики Армения от 8 ноября 2002 г. № ЗР-424 «О благотворительности», призванный, в том числе, содействовать осуществлению социальных программ в сфере культуры, искусства, истории. Принципы государственной политики Республики Армения в области культуры, закрепленные в законодательстве, состоят в провозглашении и государственной защите культурной и творческой деятельности, доступности культурных ценностей для приобщения к ним, совмещении государственного и общественного характера демократического управления в сфере культуры при самостоятельности организаций и учреждений культуры.

В частности, государство, регулируя отношения, возникающие между субъектами культурной деятельности, гарантирует невмешательство в творческий процесс, а также сохранение, распространение и развитие культурного богатства Республики Армения. Государство проявляет заинтересованность и создает законодательные основы популяризации музейных собраний, экспонатов, народного художественного творчества и ремесел, народной культуры, формирует условия для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, для поиска новых ценностей и реализации новых замыслов.

В Армении в последние годы наиболее активно развивается декоративно-прикладное искусство. Обработка металлов, ювелирное дело, гончарное искусство, художественные изделия из тканей, кружева, ковры, когда-то принесшие мировую славу армянским ремесленникам, сейчас широко демонстрируются на выставках народных промыслов.

Закон от 8 ноября 2002 г. № ЗР-424 «О благотворительности»[110] играет большую роль в финансовой поддержке искусства, поскольку одной из задач благотворительности является «содействие осуществлению программ в сфере науки, образования, искусства, литературы, здравоохранения, спорта и физкультуры и содействие осуществлению программ по охране и реконструкции памятников истории, архитектуры, культуры, искусства» (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона).

В Республике Казахстан основным нормативным правовым актом, определяющим правила регулирования сферы искусства, является Закон от 15 декабря 2006 г. № 207-III ЗРК «О культуре»[111]. Он регулирует общественные отношения в сферах создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики в области культуры и искусства. Так, например, в данном Законе определяются основы правового статуса творческого работника как одного из важнейших субъектов отношений в сфере искусства. Предусматривается, что приобретение данного статуса возможно или путем вступления в творческие союзы или посредством получения сертификата. На законодательном уровне провозглашается сотрудничество государства с творческими союзами, привлечение их к формированию государственной политики в сфере культуры, в целом. В ст. 20 Конституции закреплен принцип свободы слова и творчества. Таким образом, устанавливается, что искусство освобождено от цензуры, а деятели искусства свободны в выборе способа выражения.

В Кыргызкой Республике только в 2009 году был принят Закон о культуре (Закон от 13 февраля 2009 г. № 119 «О культуре»[112]), который, среди прочего, в ст. 3 регулирует отношения в сфере искусства, а именно:

– художественная литература, кинематография, изобразительное, сценическое, музыкальное и цирковое искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

– народные художественные промыслы, фольклор;

– самодеятельное (любительское) художественное творчество;

– музейное дело и коллекционирование;

– библиотечное, архивное дело;

– эстетическое воспитание и художественное образование;

– международный культурный обмен;

– проведение гастролей творческих коллективов.

Также отдельными законами регулируется музейное дело (Закон от 5 февраля 2000 г. № 37 «О музеях и музейном фонде Кыргызской Республики»[113]) и кинематография (Закон от 6 сентября 2001 г. № 86 «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики»[114]).

В статье 33 Конституции Республики Молдовы от 1994 года заложен принцип свободы творчества и запрета цензуры. Также декларируется, что государство способствует сохранению, развитию и распространению достижений национальной и мировой культуры. Во исполнение этих положений в Республике Молдова приняты несколько законов, регулирующих правоотношения в сфере искусства, но основным является Закон от 27 мая 1999 г. № 413-XIX «О культуре»[115]. Закон от 20 марта 2003 г. № 135-XV «О народных художественных промыслах»[116] устанавливает основные принципы регулирования этой деятельности (ст. 3), определяет порядок отнесения изготавливаемых изделий к объектам художественного промысла (ст. 5) и разрешает вопросы, связанные с разграничением компетенции между разными министерствами (ст. 7–9). Другие законы призваны упорядочить правоотношения в области кинематографии (Закон от 25 ноября 2004 г. № 386-XV «О кинематографии»[117]), театральной и концертной деятельности (Закон от 31 октября 2002 года № 1421-XV «О театрах, цирках и концертных организациях»[118]).

В законодательстве Российской Федерации различные виды и жанры искусства (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.) регулируются преимущественно актами, образующими особую отрасль законодательства – законодательство о культуре.

По отдельным видам искусства приняты специальные законодательные акты. Так, кинематография – область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии, регулируется помимо Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом от 22 августа 1996 г.№ 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»[119].

Правовое регулирование в области самодеятельного творчества в Российской Федерации на федеральном уровне не осуществляется. Основы законодательства Российской Федерации о культуре ограничиваются провозглашением свободы творчества и возможности государственной поддержки творческим коллективам. Конкретные меры государственные поддержки предусматриваются уже в законодательстве субъектов Российской Федерации. Как правило, возможность получения бюджетных средств имеют творческие коллективы, развивающие фольклорное искусство. Кроме того, в субъектах Российской Федерации получила развитие система различных поощрительных выплат творчески активному населению в форме стипендий, грантов, премий и т. п.

Также для целей стимулирования деятелей искусства и творческого потенциала нации Указом Президента РФ от 30 августа 2004 г. № 1132 «О Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству» (вместе с Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству) был создан специальный совещательный орган, одной из целью которого является прием и экспертиза представлений на соискание Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, а также премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры, он рассматривает вопросы, касающиеся присуждения указанных премий, и вносит соответствующие предложения Президенту Российской Федерации.

В статье 40 Конституции Республики Таджикистан закреплено положение, согласно которому культурные и духовные ценности охраняются государством. Во исполнение этого положения конституции в Республике Таджикистан принят Закон от 2 декабря 2002 г. № 80 «О театре и театральной деятельности»[120], годом позже вступил в силу Закон от 1 августа 2003 г. № 43 «О народных художественных промыслах»[121], который регулирует творческую и ремесленную деятельность, защищает аутентичные виды искусства.

Статья 11 Конституции Туркменистана гласит, что «государство ответственно за сохранность национального историко-культурного наследия… Государство поощряет научное и художественное творчество и распространение его позитивных результатов». В ст. 39 Конституции закреплен принцип свободы творчества и защиты авторского права. В Туркменистане регулирование искусства осуществляется через различные нормативно-правовые акты. Так, с целью возрождения лучших творческих традиций 19 декабря 2000 года был принят Закон Туркменистана «О художественно-прикладном творчестве»[122]. Он определил правовые, экономические и организационные основы возрождения, сохранения и развития декоративно-прикладного искусства туркменского народа.

Специальные нормативные правовые акты законодательного уровня, регулирующие отношения в сфере искусства, в Республике Узбекистан отсутствуют. Однако ст. 42 Конституции Республики Узбекистан провозглашает принцип свободы творчества и принцип ответственности государства, в том числе и за культурное развитие общества. Комплекс правоотношений по проведению выставок, концертной деятельности регулируется Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом «Об авторском праве и смежных правах», а также подзаконными нормативными актами.

В национальном законодательстве Украины различные виды и жанры искусства регулируются Основами законодательства Украины о культуре, Гражданским и Хозяйственными кодексами, Законом «О театрах и театральном деле» и иными нормативно-правовыми актами. Так, Закон от 21 июня 2001 г. № 2547-III «О народных художественных промыслах» регулирует правовые, организационные и экономические отношения в области народных художественных промыслов, определяет статус субъектов народных художественных промыслов, основы их деятельности и направлен на охрану, возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов как важной составляющей духовной культуры украинского народа. В ст. 11 данного Закона регламентируется функционирование художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам, назначением которого является решение об отнесения изготовленных изделий к изделиям народных художественных промыслов, и вопросов их соответствия традициям художественного решения и технологии изготовления. Среди других актов, регулирующих сферу искусства, можно выделить Закон от 13 января 1998 г. № 9/98-ВР «О кинематографии» и Закон от 10 июля 2003 г. № 1115-IV «О гастрольных мероприятиях на Украине».


2. Инфраструктура искусства. Концертно-выставочная деятельность.

Не во всех государствах – участниках СНГ приняты отдельные законы, посвященные театрально-концертной и выставочной деятельности, театральному искусству. Только в Республике Беларусь, Республике Молдова и Украине имеются отдельные законы о концертной и выставочной деятельности. В других государствах эта тема отражена или в законодательных актах, посвященных театральной деятельности (Азербайджанская Республика, Республика Армения), или урегулирована на уровне подзаконных актов (Туркменистан, Республика Узбекистан).

Так, в Законе Азербайджанской Республики «О театре и театральной деятельности», в частности, поддерживается создание не только сценических театральных постановок, но и других, таких как организация фестивалей, смотров, конкурсов, поощряется предоставление постановочных услуг для проведения концертов и иных художественных мероприятий.

Помимо организации соответствующей деятельности, определения ее форм и особенностей управления, обозначенное законодательство направлено на поддержание развития театров для детей, финансовую поддержку театров, проводящих льготную ценовую политику, поддержке создания национальных фильмов и их международного представления и распространения различными формами и способами (в том числе, например, выставкой костюмов, декораций и т. п., использованных при производстве кинематографической продукции), а также пропаганду национального театрального и кинематографического искусства в СМИ. Государственные органы Азербайджанской Республики при этом обязываются создавать условия для развития этой деятельности, в том числе ориентируя ее на детей, выделять средства на создание инфраструктуры концертной и выставочной деятельности, включая модернизацию оборудования, обеспечение государственными заказами, а также поддержку выдающихся специалистов или талантливых деятелей.

Искусство Республики Армения в части проведения выставок и концертной деятельности ориентировано, главным образом, на популяризацию оригинальной национальной культуры, которая регулируется Законом Республики Армения от 18 декабря 2002 г. № ЗР-465 «Об основах культурной деятельности»[123].

Вопросы организации концертной деятельности, проведения выставок в законодательстве Республики Беларусь урегулированы специальным тематическим законом. Так, Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-3 «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»[124] определяет порядок их проведения, объявление о дате и месте проведения, непригодные места для проведения указанных мероприятий и некоторые другие вопросы, связанные с организацией, проведением и обеспечением общественного порядка при осуществлении концертной деятельности.

Актами, более детально определяющими основные вопросы организации и ведения концертной деятельности и устройства выставочных показов, служат указы Президента Республики Беларусь «Об организации гастрольно-концертной деятельности» (13 мая 2008 г. № 259[125]) и «О проведении культурно-зрелищных мероприятий» (19 октября 2010 г. № 542[126]). Таким образом, в Республике Беларусь с 2008 года действуют правила об особенностях предоставления услуг учреждениями культуры, упорядочивающие гастрольно-концертную работу, в том числе в интересах ограничения проведения культурно-зрелищных мероприятий, имеющих низкий художественный уровень, сомнительную культурную ценность или представляющих угрозу нравственности или общественному порядку.

С 1 января 2011 года произошли изменения в регулировании данных отношений, направленные на упорядочение и либерализацию гастрольно-концертной деятельности в Республике Беларусь, в частности, касающиеся замены разрешительного порядка проведения зрелищных мероприятий на уведомительный, а также на введение правил использования средств механизации пропуска на массовые мероприятия (использования электронных билетов).

Некоторые вопросы, связанные с проведением культурных мероприятий, нашли свои отражения в других законодательных актах, которые в целом посвящены регулированию иных, но отчасти смежных вопросов. Например, в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2004 г. № 292-3 «О кинематографии в Республике Беларусь»[127] законодательному регулированию подвергнуты вопросы проведения кинофестивалей, лекториев и киноклубов, которые направлены на эстетическое, духовное, нравственное воспитание граждан, на популяризацию белорусского киноискусства. В ст. 27 данного Закона говорится о культурно-досуговых организациях, основной задачей которых является удовлетворение духовных и эстетических запросов населения.

Отдельного законодательного акта Кыргызской Республики, регулирующего проведение выставок и концертную деятельность, нет. Однако нельзя утверждать, что данная область правоотношений не регулируется вообще. В Кыргызской Республике создаются необходимые условия для проведения художественных выставок профессиональных и самодеятельных авторов, а также концертной деятельности. Так, например, Закон Кыргызской Республики от 13 февраля 2009 г. № 119 «О культуре»[128] содержит нормы отсылочного характера, в которых регулирование порядка проведения выставок на открытых площадках (улицах, скверах и т. д.) устанавливается органами местного самоуправления, за исключением выставок из музейного фонда, которые проводятся только в помещениях, отвечающих требованиям сохранности и безопасности коллекции. Все коммерческие выставки проводятся на основе договоров, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

В Республике Молдова один Закон от 31 октября 2002 г. № 1421-XV «О театрах, цирках и концертных организациях»[129] определяет основные принципы творческой деятельности театров, цирков и концертной организаций, порядок их создания, реорганизации, ликвидации, финансирования и управления ими.

Для Кыргызской Республики характерно, что область правоотношений в сфере искусства урегулирована Гражданским кодексом Кыргызкой Республики, Законом «О культуре», Законом от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах»[130] и др., и предусматривает тенденцию к дальнейшему развитию законодательства в указанной сфере.

В законодательстве Российской Федерации различные виды и жанры искусства (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.) регулируются преимущественно актами, образующими особую отрасль законодательства – законодательство о культуре.

В отличие от советского периода, когда вопросам самодеятельного творчества были посвящены самостоятельные акты (Постановление Совмина СССР от 23 марта 1979 г.№ 275 «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в стране», Постановление Секретариата ВЦСПС, коллегии Минкультуры СССР от 15 сентября 1978 г. № 24–10 «О Положении о народных самодеятельных коллективах»), в настоящее время регулирования отношений народного, самодеятельного творчества в Российской Федерации посредством отдельных актов не имеется. Исключение составляет Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»[131], согласно которому народные художественные промыслы представляют собой одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.

Лишь в отдельных субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие отношения в области искусства: Закон Волгоградской области от 14 июля 2008 г. № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области», Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 203-K3 «Об организации и поддержке учреждений культуры и искусства в Приморском крае», Закон Томской области от 2 июня 2010 г. № 93–03 «О театрах и театральном деле в Томской области», Закон Амурской области от 30 декабря 2010 г. № 438-03 «О почетных званиях в сфере культуры и искусства Амурской области» и др.

В ст. 9 Закона от 13 декабря 1997 г. № 516 «О культуре» Республики Таджикистан декларируется, что распространение и популяризация национально-культурного наследия и достижений культуры Республики Таджикистан являются приоритетными областями для государства. Также культурно-просветительскую политику осуществляют театрально-зрелищные и концертные учреждения, кино и видеопрокат, библиотеки, архивы, клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, культурно-досуговые центры, выставочные залы, музей, исторические и природные заповедники, радио и телевидение, творческие объединения, общественные объединения работников (деятелей) культуры и искусства, туристические учреждения, учебные заведения культуры и искусства, научно-технические центры, внешкольные культурно-досуговые центры, редакции газет и журналов, издательства и др. Предприятия, учреждения и организации, полномочные в распространении и популяризации национально-культурного наследия и достижений культуры и искусства, имеют право на подготовку и принятие творческих программ (репертуаров) различных жанров, видов, направлений (способов) и течений, распространение и популяризацию культурного наследия и достижений культуры и искусства. Распространение и популяризация культурного, научного и литературного наследия таджикской классической литературы, шедевров классического культурного наследия и достижения современной мировой культуры стимулируется и поддерживается путем целевого финансирования и налоговой политики. Особо указывается, что запрещается распространение и популяризация произведений, которые призывают к насильственному свержению конституционного строя, войне и насилию, жестокости, расовой, национальной и религиозной вражде, унижают национальное достоинство и пропагандируют порнографию и безнравственность.

Специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере искусства, в Республике Узбекистан отсутствуют. Комплекс правоотношений по проведению выставок, концертной деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом «Об авторском праве и смежных правах», а также подзаконными нормативными актами.

Правоотношения в сфере проведения выставок регулируются ст. 13 Основ законодательства Украины о культуре. Так, учреждения, предприятия и организации культуры, творческие работники и коллективы имеют право на распространение и популяризацию произведений литературы и искусства, самостоятельно определяют репертуар и программы, содержание и формы гастрольной, выставочной и иной деятельности.

Закон Украины от 10 июля 2003 г. № 1115-IV «О гастрольных мероприятиях в Украине» определяет общие принципы организации гастрольных мероприятий на Украине, а также порядок взимания и использования сбора за проведение гастрольных мероприятий. Под гастрольными мероприятиями понимаются зрелищные мероприятия (фестивали, концерты, спектакли, лекционно-концертные, развлекательные программы, выступления передвижных цирковых коллективов, передвижные механизированные аттракционы типа «Луна-парк» и т. п.) учреждений, предприятий, организаций культуры, творческих коллективов, в том числе временных, отдельных исполнителей за пределами их стационарных сценических площадок. Гастрольные мероприятия, за исключением благотворительных гастрольных мероприятий, проводятся с целью получения доходов.


3. Театры и театральная деятельность.

Отдельные законы, регулирующие правоотношения в области театральной деятельности, имеются только в Азербайджанской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан и Украине. В России данный вид деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (вместе с Положением о театре в Российской Федерации, Положением о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации).

Закон Азербайджанской Республики от 29 декабря 2006 г. № 222-IIIГ «О театре и театральной деятельности»[132] провозглашает, что основная политика государства в сфере театра состоит в поддержке театральной деятельности.

Помимо организации соответствующей деятельности, определения ее форм и особенностей управления, названный Закон нацелен, в том числе, на поддержание развития театров для детей, финансовую поддержку театров, проводящих льготную ценовую политику, поощрение в создании национальных фильмов и их международного представления и распространения различными формами и способами (в том числе, например, выставкой костюмов, декораций и т. п., использованных при производстве кинематографической продукции), а также пропаганду национального театрального и кинематографического искусства в СМИ. Государственные органы Азербайджанской Республики при этом обязываются создавать условия для развития этой деятельности, в том числе ориентируя ее на детей, выделять средства на создание инфраструктуры концертной и выставочной деятельности, включая модернизацию оборудования, обеспечивать государственными заказами, поддерживать выдающихся специалистов или талантливых деятелей.

Также в этом Законе отражены вопросы, связанные с исключительным правом на театральную постановку при живом показе (исполнении). Субъектами исключительных прав выступают автор произведения, постановщик, исполнители и продюсер. Кроме этого, в данном Законе заложены принципы свободы выбора репертуара, свободы постановки, государственной поддержки театров.

В Республике Армения в настоящее время разрабатывается Закон о театре, в отсутствие которого эта деятельность регулируется в рамках общего Закона от 2002 года «Об основах культурного законодательства».

В Республике Беларусь законодательство о театральной деятельности сформировано в нормативно-правовой базе, регулирующей правоотношения в области культуры. Так, Закон от 16 января 1999 г. № 342-С «О творческих союзах и творческих работниках» определяет статус и положение творческих работников, включая актеров, режиссеров театральных постановок. На уровне подзаконных актов и указов Президента Республики нашли отражения вопросы об оплате труда ведущих творческих работников театрально-зрелищных организаций (Указ Президента № 306 от 6 мая 2001 г.), о порядке присвоения творческим союзам статуса «национальный» (Указ Президента № 331 от 6 сентября 2000 г.).

В Республике Казахстан статус и организация театров определены в ст. 22 Закона «О культуре», в которой установлено, что театры – это «зрелищные организации (драматические, музыкально-драматические, музыкальные, хореографические, кукольные, пантомимы, сатиры и юмора, для детей и юношества, молодежные, экспериментальные и иные), осуществляющие сценические представления произведений литературы и искусства». Также декларируется, что театры независимы в выборе художественных направлений, репертуара, принятия решения о публичном исполнении произведений литературы и искусства, создании и популяризации сценических произведений, а также в осуществлении иной деятельности, необходимой для эффективного творческого и производственного развития, не противоречащей законам Республики Казахстан.

Закон Республики Молдова № 1421-XV от 31 октября 2002 г. года «О театрах, цирках концертной деятельности» воспринимает театральную деятельность как часть зрелищного искусства (ст. 4). Театры, наряду с цирками и концертными организациями, освобождены от цензуры и свободны в творческой деятельности. Интересно, что только в Республике Молдова из всех стран – участниц СНГ театры и цирки могут быть как юридическими, так и физическими лицами (ч. 1 ст. 7). В Законе также отражен четырехуровневый государственный подход к этой области: все театры, цирки и концертные организации поделены на национальные, республиканские, муниципальные и ведомственные (ч. 2 ст. 9). При этом оговаривается, что статус театра, цирка, концертной организации национального значения может быть получен любым публичным учреждением культуры и искусства, независимо от вида собственности (ч. 3 ст. 10).

В России правовые основы театральной деятельности определены в Постановлении Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (вместе с Положением о театре в Российской Федерации, Положением о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации). В Положении раскрыт статус театра, который определяется как некоммерческая организация, собственность которого принадлежит на праве оперативного управления. Театр вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что подобная деятельность служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям. Таким образом, многие театры, в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 178-ФЗ «Об автономных учреждениях»[133], могут быть преобразованы из бюджетных учреждений в автономные. В период принятия этого Закона многие художественные руководители театров были против смены правового статуса театра. Предметом для полемики был и наблюдательный совет как высший орган управления автономного учреждения. Хотя разработчики законопроекта утверждали, что этот орган будет рассматривать исключительно финансовые и хозяйственные вопросы, не вмешиваясь в художественно-творческую деятельность, руководители театров явственно ощутили угрозу своей независимости. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа государственного и муниципального учреждения» и другие акты Правительства РФ урегулировали ряд нерешенных вопросов с целью облегчить переход бюджетных учреждений в автономные.

Закон Украины от 31 мая 2005 г. № 2605-IV «О театрах и театральном деле» регулирует общественные отношения в области театрального дела, возникающие в связи с созданием, публичным исполнением и публичным показом театральных постановок, определяет правовой статус театров, формы их государственной поддержки, порядок их создания и деятельности и направлен на формирование и удовлетворение творческих потребностей и интересов граждан, их эстетическое воспитание, сохранение, развитие и обогащение духовного потенциала украинского народа.

В ст. 3 данного Закона прописаны основные направления государственной политики в области театра и театрального дела. Важными из них представляются: обязательства государства перед театрам в обеспечении подготовки специалистов; разработка и содействие реализации государственных программ развития театров и театрального дела. Глава VI этого Закона отдельно посвящена вопросам интеллектуальной собственности в области театральной постановки для показа в живом исполнении, где отдельно освещены такие права, как: права постановщика и артистов на театральную постановку, право продюсера на театральную постановку, обязанности продюсера по сохранению художественного решения театральной постановки и защита самого права на театральную постановку. Государство также установило принципы функционирования театральной деятельности: общедоступность театрального искусства (ст. 4), свобода творчества в сфере театральной деятельности (ст. 5).

Организационно-правовой статус театра зависит от того, к какой форме собственности он принадлежит. Так, в ст. 7 говорится, что учредителями театра могут быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические или физические лица.


5. Кинематография и кинораспространение.

Как уже говорилось, законодательство в сфере регулирования киноиндустрии, в странах – участницах СНГ хорошо развито. Одним из характерных черт нормативно-правовых и подзаконных актов данной тематики является:

– детализация целей кинораспространения;

– закрепление важности кино для национальной культуры и констатация особенностей, которой характеризуется этой область;

– ведение специального реестра национальных фильмов, правил его учета и хранения фильмов;

– закрепление государственной поддержки фильмоиндустрии и обеспечение создания фильмов для детей и молодежи;

– создание специального органа, ответственного за финансирование и администрирования киноиндустрии, состоящее из представителей исполнительной власти и творческой интеллигенции.

В Азербайджанской Республике Закон от 3 июля 1998 г. № 515-ГГ «О кинематографии», состоящий из 16 статей, определяет формы государственного содействия кинематографии, права и обязанности физических и юридических лиц, занимающихся кинематографической деятельностью, создает правовую гарантию осуществления политики государства в области защиты и развития кинематографии, являющейся специфической формой искусства. В частности, он определяет основные формы государственной протекции кинематографии (ст. 3), раскрывает понятие «национальный фильм» (ст. 4), закрепляет права и обязанности профессионально-творческих работников и коллективов (ст. 11–12). Постановление Кабинета министров Азербайджанской Республики от 6 июля 2006 г. № 165 «Об утверждении Правил трансляции и демонстрации фильмов» устанавливает порядок трансляции и демонстрации всех фильмов.

Закон от 6 сентября 2001 г. № 86 «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики» определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок ее государственной поддержки.

Указанный закон гарантирует свободу творчества в кинематографии и запрет цензуры. Однако свобода творчества не должна вредить населению страны, поэтому сдерживающий механизм, заложенный в ст. 6 Закона, является обоснованным и целесообразным. Так, в Кыргызской Республике не допускается включение в фильмы сцен, призывающих к насильственному изменению существующего конституционного строя, нарушению суверенитета и территориальной целостности государства; пропагандирующих войну, насилие и жестокость; направленных на разжигание национальной, этнической, расовой, социальной, религиозной вражды; о национальной или сословной исключительности, нетерпимости, а также порнографического содержания.

Достаточно детально Закон регулирует меры и степень государственной поддержки, определены субъекты государственной помощи. Для того чтобы эти меры не были декларативными, определен объем государственного финансирования – не менее 0,1 процента расходной части республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

В Кыргызской Республике провозглашается свобода форм собственности организаций кинематографии и организационно-правовых форм. Однако в целях сохранения культурного наследия в виде исторической кинолетописи, а также производства и показа фильмов для детей и юношества в Кыргызстане не подлежат приватизации организации кинематографии, специализирующиеся на производстве кинолетописи, производстве и показе фильмов для детей и юношества.

В России кинематография определяется как область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии, и регулируется помимо Основ законодательства Российской Федерации о культуре Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

В Республике Таджикистан в 2004 году был принят Закон от 9 декабря 2004 г. № 67 «О кино»[134]. Вслед за этим Законом Постановлением Правительства Таджикистана была принята Программа развития кино на 2006–2010 годы (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 октября 2006 г. № 362), в которой специально указывалось, что «кино как одна из неотъемлемых частей культуры считается наилучшим средством пропаганды, «популяризации и укрепления государственной и национальной идеологии, которое не заменит ни одно из искусств». В тексте программы были освещены проблемы современного состояния киноиндустрии, которые заключаются, главным образом, в слабом менеджменте и продюсировании в области кино и смежных областях. Для преодоления сложившейся ситуации на Государственное предприятие кино-видео «Таджикофильм» возлагаются следующие обязанности: контроль за показом, прокатом, продажей всей кино-, видео-, аудиовизуальной продукции, соблюдение и исполнение всех нормативных правовых республиканских и международных актов и документов, относящихся к нравственному и культурному воспитанию населения Республики Таджикистан.

На Украине киноиндустрия регулируется Законом Украины от 13 января 1998 г. № 9/98-ВР «О кинематографии»[135], состоящего из 26 статей. Он определяет правовые основы деятельности в области кинематографии и регулирует общественные отношения, связанные с производством, распространением, хранением и демонстрацией фильмов. В ст. 10 данного Закона приводится разграничение фильмов по видам: игровые, анимационные (мультипликационные), неигровые. В ст. 19 закрепляется государственная финансовая поддержка киноиндустрии. С этой целью функционирует специальный Совет, который уполномочен управлять средствами специального счета финансовой поддержки национальной кинематографии и обеспечивает осуществление контроля за целевым использованием средств, предоставленных для производства национального фильма. В ст. 21 Закона предусматривается государственный заказ, получателями которого могут быть субъекты кинематографии независимо от форм собственности, на производство фильмов для детей и молодежи.

2.2. Образование в сфере искусства: художественное и музыкальное

Право на художественное образование закреплено в Модельном законе «О культуре», принятом Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 4 декабря 2006 г. № 224-6. Согласно ст. 9 этого Закона, государство создает гражданам условия для реализации их права на художественное образование, выбор его формы и способов его получения путем формирования системы образовательных учреждений культуры государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности, включающей образовательные учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, хореографические и другие школы искусств для взрослых и детей, образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в области культуры. Указанное право обеспечивается:

– доступностью платы за обучение детей в музыкальных, художественных, хореографических и других школах искусств и целевым финансированием таких школ из соответствующих бюджетов в размерах, устанавливаемых органами государственной власти;

– бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях культуры в пределах государственных образовательных стандартов для лиц, получающих образование соответствующего уровня впервые;

– поддержкой инициатив физических и юридических лиц в создании и организации деятельности образовательных учреждений культуры всех уровней частной формы собственности, содействием указанным лицам при решении вопросов материально-технического обеспечения создаваемых учреждений.

В Законе Азербайджанской Республики «О театре и театральной деятельности» в рамках государственной поддержки театральной деятельности государство берет на себя обязательство готовить в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в зарубежных странах актеров, режиссеров, балетмейстеров, театральных критиков, других специалистов театральных профессий, проводить исследования, организовывать длительные творческие командировки (6.0.7. Закона).

В ст. 20 Закона Республики Армении от 20 мая 1999 г. № ЗР-297 «Об образовании»[136] прописаны положения о цели внешкольного образования, а именно: создание условий для духовного, эстетического и физического развития. В п. 2 данной статьи раскрыто то, что внешкольное образование осуществляется через детско-юношеские творческие и эстетические центры, музыкальные, художественные школы и школы искусств.

В ст. 18 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-III ЗРК «Об образовании»[137] говорится о требованиях к специализированным программам, в том числе по углубленному изучению культуры и искусства, которые разрабатываются на основе общеобразовательных программ школьного уровня. В ст. 26 Закона отражен специфический подход к обучению творческим профессиям. Так, прием на обучение по творческим специальностям осуществляется с учетом результатов специальных или творческих экзаменов. Перечень специальностей и порядок проведения специальных или творческих экзаменов устанавливаются типовыми правилами приема.

В ст. 24 Закона Республики Молдова от 21 июля 1995 г. № 547-XIII «Об образовании»[138] сказано, что художественное и спортивное образование организуется для детей со способностями в области музыки, хореографии, изобразительного и театрального искусства. Прием в художественные и спортивные учебные заведения осуществляется путем выявления необходимых способностей, после сдачи экзаменов, на конкурсной основе.

В Российской Федерации регламентация обучения детей творческим профессиям испытывает на себе значительное влияние норм законодательства об образовании, поскольку составляет предмет регулирования института дополнительного образования. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[139] к дополнительному образованию относит реализацию образовательных программ в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и в иных учреждениях.

По отдельным видам искусства принимаются федеральные целевые программы, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 815 «О Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)».

В п. 4 ст. 21 Закона Туркменистана от 12 марта 2010 г. № 92-IV «О культуре» в компетенцию уполномоченного органа государственного управления в области культуры также входит создание условий для эстетического воспитания, художественного образования и педагогической деятельности в области культуры и искусства.

На Украине в ст. 15 Закона от 22 июня 2000 г. № 1841-III «О внешкольном образовании»[140] (по состоянию на 2 декабря 2010 г.) в числе основных направлений внешкольного образования значится художественно-эстетическое, обеспечивающее развитие творческих способностей, дарований и приобретение воспитанниками, учащимися и слушателями практических навыков, овладение знаниями в сфере украинской и мировой культуры и искусства.

Практически во всех государствах – участниках СНГ этот вопрос отражен в законодательстве об образовании[141].

2.3. Тенденции и перспективы совершенствования правового регулирования (рекомендации для законодательств государств – участников СНГ)

Законодательство стран Содружества об искусстве характеризуется определенной неупорядоченностью в регулировании правоотношений в сфере искусства, обусловленной тем, что в 90-е годы XX в. в большинстве государств – участников СНГ искусство как вид деятельности не было обособлено от правоотношений в области культуры. Но в последнее десятилетие в странах Содружества заметен рост интереса к видам искусства: практически во всех странах приняты специальные законодательные акты о национальных промыслах, согласно которым аутентичные виды искусства и ремесел подлежат особой государственной защите и поддержке. Сохранение исторического, культурного и художественного богатства является наиважнейшей задачей для молодых государств – участников СНГ в период глобализации.

Законодательства всех стран Содружества в области искусства можно разделить на три группы. Первая группа, куда входят страны с разветвленной системой законодательного регулирования изучаемой области, составляют Азербайджанская Республика, Россия, Украина. Вторая группа, состоящая из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, характеризуется умеренной степенью законодательного регулирования правоотношений в сфере искусства. Третья группа, куда включаются Республика Армения, Туркменистан и Республика Узбекистан, отличается отсутствием регулирования этой специфической области общественных отношений посредством законодательных актов.

Заметим, что эта классификация носит условный характер, поскольку отражает лишь специфику законодательной техники, особенности построения правовой системы в том или ином государстве. Содержательно одинаковые вопросы в одних странах могут регулироваться на уровне нормативных правовых актов высшей юридической силы, а в других – на уровне подзаконных актов.

Но с принятием совместных соглашений государствами – участниками СНГ появилась потребность в гармонизации национальных нормативных баз, регулирующих правоотношения в сфере искусства, а также в унификации соответствующего национального правового регулирования. В этих целях не исключено рассмотрение вопроса о принятии в будущем единого национального акта, посвященного вопросам искусства. В этом документе должно быть отражено особое место искусства в общественных правоотношениях, а также урегулированы спорные коллизионные моменты, которые встречаются на национальном уровне, в том числе и между актами, обладающими одинаковой юридической силой.

Совершенствование национального правового регулирования отношений в области искусства в конечном счете (особенно при условии восприятия в нем принципов, установленных в общих рекомендательных актах СНГ), несомненно, будет способствовать решению задач СНГ в части культурного диалога между государствами – участниками СНГ.