Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор И. И. Левина;
кандидат педагогических наук, доцент Т. Н. Исаева;
кандидат педагогических наук, доцент И. Л. Соловьева;
коллегия гётеанистического семинара по штайнеровской педагогике (г. Тампере; Финляндия)
© Коллектив авторов, 1999, 2016
© Речицкая Е. Г., научное редактирование, 1999, 2016
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016
Предисловие
В данном учебно-методическом пособии представлены работы педагогов штайнеровских (вальдорфских) школ. Материал может быть интересен, как студентам, так и учителям специальных учебных заведений. Данная книга написана совместно с Ассоциацией в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии.
Материал условно можно разделить на три части. Первая часть носит вводный характер: дается общее представление о предмете и его месте в современной педагогической науке. Она написана в жанре педагогической публицистики, отражающем диалогический характер педагогической культуры в целом, которая в силу своего прикладного характера занимает важное место в развитии человеческого сообщества. Роль штайнеровской школы как вариативной для России формы школьного образования, состоит в обогащении, дополнении уже существующего педагогического опыта и открытости всем учителям, ищущим новые возможности пробуждения в ребенке истинного интереса к миру и другому человеку через предметное обучение. Попытка найти точки соприкосновения с российской педагогической мыслью сделана профессором Е. Г. Речицкой. Каждый педагог, родитель или студент может самостоятельно оценить и проверить на практике предлагаемые методические приемы и разработки.
Другая часть посвящена конкретным вопросам методики преподавания. Штайнеровская педагогика основывается на принципе обучающего воспитания.
Исходными в разработке методики обучения являются возрастные особенности развития ребенка или, другими словами, процесс постепенного изменения и взросления сознания ребенка и подростка. Возрастные особенности развития ребенка являются основой для раскрытия и развития его способностей, природных задатков, которые иначе бы остались в скрытом, или латентном, состоянии. Это главное в содержательной и методическо-дидактической разработке предметного обучения в штайнеровской школе. По мнению педагогов штайнеровских школ, форсирование развития познавательных способностей детей, убыстрение темпа интеллектуального обучения приводят к истощению сил молодого организма и затормаживают раскрытие будущих способностей человека. Предполагается, что развитие и формирование способностей человека происходят в процессе качественного преображения или метаморфозы сознания, которое сущностно по своей природе и имеет в силу этого свои закономерности развития. Другими словами, человек как часть органической природы развивает свои способности не только по принципу количественного накапливания представлений о мире, а по мере взросления сознания сама способность формирования представлений переживает цепь качественных изменений.
К разделу методики относится также глава о преподавании родного языка в начальной школе. В ней представлены новые подходы в изучении языка, разработанные на основе феноменологического способа преподавания, где явление, в данном случае язык, изучается и исследуется в его целостности. Частное выводится из целостной языково-речевой целесообразности, рассматриваемой во всех ее аспектах. Читатель откроет для себя новые методические приемы обучения, которые основываются как на возрастных особенностях развития ребенка, так и на понимании им языка. Язык не остается на уровне формального усвоения. При обучении учитывается квалитативный, или качественный, аспект человеческой речи, которая раскрывается перед школьником во всем ее многообразии. Цель обучения – развитие языковой интуиции ребенка, т. е. его языковых способностей.
Кроме того к разделу методики относится глава о новом для современной педагогики предмете рисования форм, который является отличительной особенностью учебного плана штайнеровских школ. Рассматривается изменение возрастных особенностей развития ребенка и соответственно изменение содержательного наполнения данного предмета. Глава будет интересна всем учителям-практикам, которые интересуются новыми педагогическими приемами и возможностями обучения вплоть до создания принципиально новых учебных предметов. На этих уроках развиваются мыслительные способности детей через развитие образного восприятия геометрической формы.
Впервые представлен материал о феноменологическом подходе к преподаванию физики в Свободной (Вальдорфской) школе г. Жуковского, которая уже отметила свой двадцатилетний юбилей.
Представляет интерес и небольшая по объему глава об использовании элементов штайнеровской педагогики в обучении детей с нарушениями слуха. В осуществлении этой работы принимали участие сурдопедагоги, обучавшиеся на семинаре по штайнеровской педагогике в Московском государственном педагогическом университете. Этот семинар был организован в 1994–2004 годах Ассоциацией в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии (далее Ассоциация), президент Эро Пелтонен (Финляндия) и кафедрой сурдопедагогики, заведующая кафедрой, профессор Е. Г. Речицкая (МПГУ). В качестве лекторов на семинар приглашались педагоги из штайнеровских школ, институтов искусств Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Голландии и др. стран. Наряду с лекциями, проводились практические занятия по различным видам искусств. Участники семинара готовили выпускную работу, проходили стажировку в штайнеровской школе г. Москвы и в Финляндии.
Первый выпуск этой книги (1999 г.) был приурочен к проведению 1-й Международной конференции, посвященной проблемам штайнеровской (вальдорфской) педагогики, которая проводилась МПГУ совместно с «Ассоциацией» при поддержке Европейского форума за свободу в образовании и Министерством образования РФ.
Двухгодичный курс обучения (1200 часов) по штайнеровской педагогике не только готовил студентов для работы в штайнеровских школах, но и изначально был направлен на формирование общепедагогической и общекультурной компетентности будущих учителей.
Раздел методики включает и главу о нравоучительных историях в штайнеровской школе. Данный подход, основывающийся на глубоком знании человеческого существа и умении вести наблюдения за развитием ребенка, подскажет учителям новые возможности воспитания основ человеческой нравственности. Для современного учителя данная тема является предельно насущной.
Не менее актуальным для школы является вопрос о праздниках. Каким образом возможно совмещение традиционной национальной культуры с современностью? Какое природное явление стоит за любым календарным праздником? Об этом рассказывается в главе «Празднование основных календарных праздников…»
Вопросы воспитания личности ребенка через воспитание темпераментов отражены в главе «Учение о темпераментах», которая объединяет не только теоретические знания, но и многолетний опыт учителя. В ней в доступной форме рассказывается об известном, но мало применяющемся на практике методе исследования человека, который с успехом используется в штайнеровских школах. Эта глава поможет не только учителям, но и родителям лучше понимать, а значит и воспитывать детей.
К третьей части пособия относится глава о научной парадигме, в которой объясняются теоретико-познавательные предпосылки, на которых строится штайнеровская педагогика. В главе сделана попытка рассмотрения достаточно трудного вопроса о связи человека с бытием и представлений о человеке и мире. Материал будет полезен всем интересующимся вопросами теории познания в ее прикладном аспекте и в связи с практикой развития способностей современного мышления. Читателю предлагается мысленное путешествие в область собственного сознания. Изложенное в главе предлагает задуматься над высказываемой гипотезой об осмыслении мира и человека. В ней открывается возможность для непредвзятого знакомства с антропософской духовной наукой.
Авторы предлагают читателю увлекательное знакомство с таким трудным и требовательным к себе предметом, каким является педагогика.