Глава 1
Закавказье от древних греков до татаро-монгол
Откуда взялись грузины? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует заметить, что в образованную в 1936 г. Грузинскую ССР вошли несколько народов и народностей. А само название «Грузия» появилось лишь в XVI веке. Однако для удобства читателей я буду условно называть территорию, на которой в 1936 г. искусственно создали Грузинскую ССР, Грузией.
Письменная история «Грузии» начинается с прибытия греков на юго-восточное побережье Черного моря, названное ими Колхидой. Большинство историков полагают, что это название произошло от наименования народа – колхов. Однако колхи – это не один народ, а собирательное название нескольких десятков племен, которое им дали как греки, так и жители государства Урарту.
Если верить греческим мифам, то примерно за тысячу лет до нашей эры царевич Язон прибыл в Колхиду в поисках золотого руна. Его ближайшими сподвижниками были спартанцы Кастор и Полидевк (Поллукс) или, как их звали, братья Диоскуры.
В честь братьев выходцы из греческого города Милеты основали город Диоскуриаду у современного города Сухум. Они же основали колонии Гиенос (современная Очамчира), Питиунт (Пицунда), Фасис (Поти), Батис (Батум) и др.
Знаменитый греческий историк и географ Страбон писал: «Диоскурия служит и началом перешейка между Каспийским морем и Понтом, и общим торговым центром для народов, живущих выше ее и вблизи; сюда сходятся, говорят, 70 народностей… все они говорят на разных языках, так как живут разбросанно, не вступая меж собой в сношения вследствие самомнения и дикости».
Современные историки подтверждают правоту Страбона. Сейчас на территории Грузии (без Абхазии и Южной Осетии) под общим названием «грузины» объединено более двадцати субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане от остального грузинского населения, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех отечественных и зарубежных ученых (Дж. Хьюитт и др.), которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин «грузины», а самоназвание «картвелы», которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы (но не взаимопонятных между собой) грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.
Письменных источников о происхождении грузинских племен нет, но многие историки предполагают, что они переселились в Закавказье из Малой Азии в середине VIII века н. э.
Естественно, нынешних правителей Грузии такая история не удовлетворяет, и по «социальному заказу» множество ученых мужей начинают доказывать, что, мол, грузины обитали на месте современной Грузии уже в III тысячелетии до н. э., а то и раньше. Увы, при этом не приводится никаких серьезных документов.
По сведениям дореволюционных авторов, в конце VI – первой половине V века до н. э. возникло Колхидское царство. При этом греческие колонии остаются независимыми и от колхидских царей, и от последующих завоевателей. Причин тут две. Во-первых, захват городов-колоний весьма сложен из-за их мощных каменных укреплений.
Господство же греков на море позволяло им обеспечивать снабжение осажденных колоний и переброску туда воинских подкреплений. Вторая же причина – экономическая: никому не хотелось резать курицу, несущую золотые яйца.
В первой половине V века до н. э. Колхидское царство попадает в вассальную зависимость от персидской державы Ахеменидов. Александр Македонский изгоняет персидских наместников из Колхиды, и местным царем становится его полководец Азо.
Затем Грузию захватывают парфяне, но в начале I века н. э. их оттуда выдворяют римляне.
Однако управление Колхидой осуществлялось местными царями, а не римскими наместниками. В главных городах размещались римские гарнизоны. Согласно римским источникам, в 74 г. н. э. XV легион был переведен из Паннонии в Колхиду. И действительно, в 50-х гг. XX века археологи нашли в Пицунде таблички с клеймами XV легиона.
Город Диоскуриада переименовывается в Себастополис в честь первого римского императора Октавиана Августа Себастоса.
В римских источниках I–II веков н. э. стали упоминаться названия племен, живущих на территории нынешней Абхазии, – апсилахи, абазгахи, санигахи.
Согласно легенде, в I веке н. э. в Колхиде проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. При Диоклетиане сюда ссылались во множестве гонимые христиане, тогда в Питиунте образовалась их община. В 325 г. епископ Стратофил представлял эту общину на первом Вселенском соборе в городе Никее. В Питиунт был сослан святитель Иоанн Златоуст, скончавшийся по дороге в 407 г. в селе Каман. На территории Питиунта находились древнейшие в Абхазии христианские храмы, построенные в IV–V веках. Местные же племена приняли христианство как государственную религию в VI веке: в 20-е годы – апсилы (их епископом стал Константин), а немного позже – и абазги.
Картлия приняла христианство в IV веке, причем отдельные племена перешли в христианство в V и даже VI веке.
Восточная Грузия с V века находилась в составе Персидской империи.
В самом конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы, которые, дойдя до Апсилии, разместили в ней свои гарнизоны. Проарабскую позицию заняли и правители Абасгии. В 711 г. будущий император Византии Лев Исавр подавил сопротивление проарабской партии, восстановив в Абасгии и Апсилии власть Византии.
В 738 г. в Апсилию вторглись арабские полчища во главе с Сулейманом ибн-Исамом, которые взяли штурмом Цибилиум (Сидерон) и захватили в плен последнего правителя апсилов Евстафия. Арабы нанесли Апсилии такой урон, что она в дальнейшем уже не смогла возродиться в качестве самостоятельного политического образования.
Больше повезло Абасгии, проходы в которую с востока преграждала крепость Анакопия. Когда в 737 г. в Закавказье вторглось арабское войско во главе с Мурваном Кру (Глухим), никто не мог его остановить. Восточно-грузинские картлийские цари Мир и Арчил бежали в Абасгию и укрылись в Анакопии, где произошло решающее сражение с арабами. Осажденным помогло то, что крепость представляла собой преграду исключительной мощности, а подступы к ней были затруднены. К тому же среди арабов вспыхнула эпидемия, что помогло одержать победу над вторгшейся арабской армией.
Поражение арабов под Анакопией получило широкую огласку, сыграв важную позитивную роль в истории Восточного Причерноморья.
С этого времени начинается усиление Абхазского царства. Картлийское и другие княжества Центрального Закавказья играют второстепенную роль.
Но вот я беру в руки том «Очерки истории СССР»[1]. Книга большого формата, там 983 страницы. Однако она посвящена сравнительно узкому периоду истории народов СССР (IX – начало XIII века). Истории Грузии отведено 50 страниц. Но на сих страницах нет даже упоминания об Абхазии.
Открываю страницу 551: «Государственный строй Грузии изучаемой поры характеризуется следующими чертами.
Во главе государства стоял царь (мэпэ), носивший, начиная с Давида III (975—1001), титул царя царей (мэпэт-мэпэ). Этот титул государя в течение времени все более удлинялся, отражая историю постепенного политического роста и расширения государственных границ Грузии…
Административно-судебный аппарат осуществлял волю господствующего класса. Статья из утраченного законника, приписываемого царю Баграту III (975—1014), гласит…»
Так кто же был царем Грузии? Давид (975—1001) или Баграт (975— 1014)?
Кто-то из читателей уже возмутился: мол, Широкорад придирается к опечаткам, лучше бы посчитал их в своих книгах. Святая правда, поскольку с 1991 г. опечаток в книгах на порядок больше, чем в изданиях 1940—1960-х гг. А тут совсем не опечатка, а наглое передергивание карт. Замечу, что среди авторов и редакторов – академик, семь (!) докторов наук и три члена-корреспондента Академии наук СССР.
Что же происходило в Закавказье в IX–XIII веках? Как уже говорилось, к IX веку в Закавказье доминировало Абхазское царство. Абхазским царям приходилось вести постоянные войны с арабами, византийцами и соседними княжествами. По политическим мотивам абхазские цари перенесли свою столицу из Анакопии в местность, заселенную племенами мегрелов, – в Кутышь, позже переименованную в Кутаис. Замечу, что примерно с 630 г. и по 1122 г. Тифлисом (с 1936 г. Тбилиси) владели арабы, учредившие там Тифлисский эмират. Основная часть княжества Картли вместе с княжеством Эрети входили в состав Абхазского царства.
Проблемы у Абхазского царства начались из-за деяний царя Георгия II (929–960). Старший его сын Константин поднял мятеж против отца, но был пойман, оскоплен и ослеплен. После смерти Георгия II на престоле в течение 15 лет побывали три его сына: Леон III, Дмитрий III и Феодосий Слепой (братцы ослепили). Увы, ни один из них не имел детей. В результате после смерти в 975 г. Феодосия Слепого престол переходит к дочери Георгия II Гурандухт.
Новая царица была замужем за владетелем княжества Тао – Кларджети Гургеном. В жилах последнего текла кровь абхазской царской династии, армянских Багратидов, персов, но, увы, не было ни капли картлийской крови. Но тифлисских жуликов сие обстоятельство нисколько не смущает, и они объявляют сына Гургена и Гурандухт Баграта чистокровным грузином. После смерти Гурандухт абхазским царем становится ее сын Баграт II. Благо, его дед – Георгий II, прадед – Константин III, а прапрадед – абхазский царь Баграт I (887–899). Никаких других Багратов в абхазской династии не было.
Но, как мы помним, согласно тифлисской мифологии, Баграт II был грузином. И вот шулеры наскребли в истории пару князьков Картли и других княжеств, носивших имя Баграт, кстати, крайне распространенное в Средневековье в Закавказье, и добавили единичку в имени царя. В итоге получился грузинский царь Баграт III.
Ну а как быть с титулом «царь Абхазии»? Поначалу шулеры стали после слова «Абхазии» ставить в скобках «Грузии». Ну а потом слово «Абхазии» убрали, а слово «Грузии» освободили от скобок.
Прием далеко не нов. Те же украинские националисты, говоря об Олеге Вещем, Святославе, Владимире Святом, тоже пишут «русский(украинский) князь». А в повести Гоголя «Тарас Бульба» повсеместно слово «русский» заменяют на «украинский» или «украинец». Как видим, шулеры в Тбилиси и Киеве мало отличается друг от друга.
Согласно тифлисской мифологии, Баграт III объединил Грузию и присоединил к ней Абхазию! Как мы знаем, все было с точностью до наоборот, а в Тифлисе по-прежнему сидел арабский эмир. Но, как говорится, «чем чудовищнее ложь, тем больше ей верят».
Поверили и московские академики, доктора и члены-корреспонденты, а скорее всего, сделали вид, что поверили. Вот и появились в Грузии одновременно два царя – мелкий князек Давид III (975—1001) и абхазский царь Баграт II (а никак не III).
Царство Баграта II и его преемников можно считать абхазо-картлийским царством. Ко времени смерти Баграта II (III) в составе его владений было несколько княжеств, которые много позже назовут грузинскими. Исключение составляли Тифлисский эмират и Лope-Таширское армянское царство, которое нынешние националисты считают грузинским.
Грузинские и совковые шулеры от истории навязывают нам термин «Грузия» чуть ли не с каменного века. В применение же в X–XIII векам это столь же уместно, как считать Александра Невского князем Российской империи или СССР. Термин «Лази» упоминается с I века н. э., «Картли» – с начала VIII века, «мегрелы» – с IX века, и «сапартвелы» – с XI века. Термин же «Грузия» используется с XVI века. Точное его происхождение неизвестно, но многие историки полагают, что он произошел от персидского названия этого района «Гюрджистан», то есть, по-персидски – «страна волков». Подругой версии, слово «Грузия» происходит от осетинского слова «гурза», в переводе – «раб». Ну уж, во всяком случае, название «Грузия» никак не связано со штатом Джорджия.
Отсутствие единого названия у картвелов, мегрелов, эрети и других племен еще раз подчеркивает отсутствие общности у них, не говоря ужо каком-то едином народе.
Тут историк становится перед проблемой, как называть совокупность этих племен: выдумывать собственное название типа «среднезакавказские племена» или пользоваться названием «грузинские племена», навязанным нам националистами и совками? Увы, большинство выбирают последний вариант. Я повторяю, исключительно для удобства читателей я использую неверный термин «грузинские племена» в качестве метки.
Наследников Баграта II (III) – сына Георгия I, внука Баграта IV, правнука Георгия II – позже стали именовать династией Багратидов (не путать с армянскими царями Багратидами). Багратиды вели непрерывные войны с византийцами, Тифлисским эмиратом, с соседними князьями, а также с собственными вассалами.
В 1064 г. в центральную часть Закавказья вторгся сельджукский султан Ала-Арслан. Он захватил Армению и нанес поражение войскам Багратидов, которым пришлось платить дань, а Баграту IV – отдать в жены Арслану свою племянницу. На несколько десятилетий государство Багратидов стало вассалом сельджуков и платило им дань. Однако огромное государство турок-сельджуков от Инда до Мраморного моря оказалось нежизнеспособным и к началу XII века распалось на несколько независимых султанатов. Поэтому в начале XII века царю Давиду IV удалось выбить сельджуков из южной части Картлийского княжества, а в 1018 г. – взять крепости Лори и Агара.
Давид IV женился на дочери половецкого хана Атрака и переманил в Картли и другие княжества несколько половецких племен. Это позволило Давиду сформировать сорокатысячную половецкую армию для борьбы с сельджуками. Кроме того, Давид IV вел ожесточенную войну в Абхазии с местным кланом Абазас-дзе (сыны Абхаза).
Любопытна метаморфоза царских титулов Багратидов. Сам Баграт IV (1027–1072) официально именовался царем Абхазским и Картлийским, но уже Давид IV (1089–1125) стал царем Картлийским и Абхазским. Вроде бы два названия поменялись местами, но в этом заключались кардинальные изменения в отношении Абхазии.
При царе Давиде IV государство Багратидов достигло наибольшего размера. В 1122 г. его войска разгромили Тифлисский эмират. Сам город Тифлис был взят и стал столицей государства Багратидов.
Внук Давида IV Георгий III (1156–1184) не имел сыновей, а имел лишь дочь Тамару. Заручившись поддержкой духовенства и феодалов, он еще при своей жизни, в 1178 г., возвел ее в царское достоинство.
Во времена царствования Тамары в Закавказье впервые появляются русские. Правда, если говорить строго, то одна из византийских хроник повествует о нападении в 993 г. «руссов» на западную часть Абхазского царства. Судя по всему, речь идет о походе дружины из русского Тмутараканского княжества.
Естественно, отношения Тмутараканского и других русских княжеств с Картли и Абхазией не свелись к вооруженным конфликтам. В X–XII веках имели место широкие торговые и культурные связи.
Так, например, согласно русской летописи, в 1154 г. киевский князь Изяслав Мстиславич послал своего сына Мстислава к Днепровским порогам встречать свою новую супругу «из обез цареву дщерь». Возможно, речь идет о царевне Русудан – дочери царя Деметрия I, сына Давида Возобновителя, а может – о дочери безвестного абхазского князя.
Но вернемся к царице Тамаре. Она взошла на престол в 16–20 лет. Девушка была жестока и необузданна в своих желаниях. Ей прочили жениха – грузинского царевича Демина, но он бесследно исчез, а сама царица сошлась с придворным осетином Давидом Сослани. (Позже ему придумали родословную от боковой ветви Багратидов.)
Тогда эмир тифлисский Абулазан предложил царице достойного жениха – русского князя Юрия, сына великого князя владимирского Андрея Боголюбского. Юрий уже успел побывать князем новгородским, затем суздальским. Он был опытным полководцем и уже выиграл несколько сражений. Однако 29 июня 1174 г. заговорщики-бояре убили Андрея Юрьевича, и великим князем владимирским стал его брат Всеволод Большое Гнездо. Всеволод выгнал племянника из Суздаля, и тот, как говорят, остался без места.
Предложение грузинских вельмож понравилось Юрию Андреевичу. Князь прибыл в Тифлис, и в 1185 г. состоялась его свадьба с Тамарой. Следует заметить, что Юрий прибыл не один, а с суздальской дружиной. Вскоре он во главе грузинского войска, в которое влились и его русы, совершил поход на Карс, Эрзерум, Гянджу, Барду и Ширван. Результатом борьбы Юрия Андреевича против турок-сельджуков стало освобождение от сельджукских эмиров древней столицы средневековой Армении – города Двина. Юрий стал слишком популярен в Грузии.
А тем временем Тамара предавалась утехам. Возможно, Михаил Юрьевич перебрал, утверждая, что она ежедневно меняла любовников, а наутро «с плачем безгласное тело спешили они унести»[2]. Но основания у поэта явно были. Сравните: Шота Руставели, живший при дворе Тамары, назвал ее «беспощадной тигрицей», а через 650 лет Лермонтов, не читавший «Витязя в тигровой шкуре», напишет: «Прекрасна, как ангел небесный, как демон коварна и зла». Естественно, что эдакой царице нужен был совсем другой муж. И вот, когда из очередного успешного похода Юрий явился в замок Тамары, он был внезапно схвачен и отправлен под конвоем в Константинополь.
В Грузии было объявлено, что он грубо обращался с царицей, много пил и увлекся «содомским грехом», то есть, как сейчас говорят, стал геем. Правда, неясно, как горький пьяница мог одержать столько побед и стать за два года столь популярным в чужой стране. К сожалению, мы не знаем даже обстоятельств его высылки.
Однако Юрий недолго погостил в Константинополе и в 1190 г. прибыл в Эрзерум. Там он вступил в союз с грузинскими князьями Кларджети, Шавшети и другими. Владыка Западной Грузии Вардан (с титулом дадиани) собрал из сванов, абхазов, мегрелов и гурийцев войско и присягнул Юрию. В Самцхе родовитая знать Западной Грузии провозгласила его царем.
В крепости Гегута близ Кутаиса Юрий под именем Георгия IV официально короновался царем Картли.
Однако царице Тамаре в долине Нигали в верховьях Куры удалось разбить войско Юрия. Сам он был взят в плен и выслан из Грузии, а по другой версии, избежал плена и бежал.
Юрий Андреевич вскоре снова собрал войско в Гяндже, на родине великого Низами, запечатлевшего в своей поэме «Искандер-намэ» образы мужественных русов. Войска Юрия вторглись в Кахетию. К нему присоединилась область Рани, но русский князь вновь был разбит и вынужден спасаться бегством.
По одной из версий, он женился на половецкой княжне.
Тамара умерла, по одним сведениям, в 1203 г., по другим – в 1210 г., по третьим – в 1213 г. Она вновь сошлась с Давидом Сослани и имела от него сына, от которого якобы и пошел род Багратидов. У кого-то, думаю, возник естественный вопрос: а зачем нам теперь знать эти родословные? Как ни забавно, но сейчас, в XXI веке, люди, выдающие себя за потомков грузинских Багратидов, претендуют на роль всероссийских императоров и грузинских царей.
В начале XIII века грузинские княжества завоевали монголы, и с середины XIII века по середину XIV века они были вассалами монгольского государства Хулагуидов.
С конца XII – начала XIII веков полунезависимыми абхазскими княжествами правит род Шарвашидзе. Столицей княжества становится Ухум (Сухум). Абхазия чеканит собственную монету. Историки спорят о дате формального выхода Абхазии из состава Картлийского царства. Но, в любом случае, в XIII–XV веках зависимость Абхазии от Багратидов была чисто формальной.
В конце XIII века на восточных берегах Черного моря стали возникать колонии генуэзцев. Еще в 1169 г. генуэзцы первыми из западноевропейцев добились от императора Мануила Комнина важнейшего для себя указа, по которому им разрешалось торговать в Черном море.
Свои торговые поселения генуэзцы размещали вблизи поселений местных жителей, а в большинстве случаев их кварталы размещались непосредственно в приморских населенных пунктах и городах.