Вы здесь

Гром над Араратом. Глава 11 (Г. Р. Григорьянц, 2016)

Глава 11


В библиотеке дворца Метродор, греческий писатель, оратор и политик из Скепсиса, ожидал царя. Метродор был вынужден покинуть Грецию, оказавшуюся под властью Рима, и теперь стал ближайшим советником.

Вошел Тигран, и старый ученый с большим почтением поклонился и, показав на заполненные рукописями стеллажи, сказал:

– Твоя библиотека, владыка, становится одной из лучших в мире. Конечно, ей еще далеко до Александрийской или Пергамской, но есть уникальные книги.

Книги на глиняных табличках и пергаменте содержали мудрость веков, в них – все записи походов, побед и поражений царей Армении включая Тиграна. Летописи освещали события прошедших двух тысячелетий и велись не только на армянском, но на иранском, арамейском и греческом языках. Старые записи сделаны на хурритском.

Они сели за стол. Метродор бережно погладил лежащие перед ним на столе свитки, накатанные на палки. Много свитков хранились в нишах в деревянных футлярах, снабженных кожаными застежками, но рядом стояли книги – сшитые листы пергамента, помещенные в переплет. Одно из новых приобретений – рукопись Аристотеля «Диалоги» – стал рассматривать Тигран. Его зрение было неплохим, хотя возраст и брал свое; вдалеке он видел отлично, другое дело чтение рукописей: ему пришлось пользоваться хрустальным стеклом из Вавилонии.

– Это очень редкая вещь, – с придыханием сказал Метродор, указывая на рукопись. – Есть еще только один экземпляр в Александрийской библиотеке.

– Она просто в жалком состоянии! – негодовал Тигран.

Наследники Аристотеля спрятали его драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где листы сильно пострадали от сырости и плесени. Недавно богач и любитель книг Апелликон продал эту рукопись за высокую цену для библиотеки, которую царь сделал публичной.

– Тебя что‑то заботит, великий царь? – спросил философ, безошибочно понимавший мысли царя.

Тигран вздохнул:

– Меня заботит вечность. Я много жил, и, хотя мне семьдесят, собираюсь жить еще долго, но о смерти тоже нужно думать; верю, что моя душа отправится к небесному трону Арамазда. А что будут говорить и писать обо мне через тысячу лет? Еще я задаюсь вопросами: почему исчезли с лица земли великие царства Вавилония и Ассирия? почему распались державы персидского царя Дария III и Александра Македонского?

– В истории действуют могучие силы, перед которыми бессильны грозные владыки, – произнес ученый. – История – наука о прошлом, но она учит, как жить в настоящем.

– Хочу иметь реальное представление о событиях прошлого.

– Знать прошлое важно, ведь, как известно, история повторяется.

– Как ты думаешь, мою державу ждет та же учесть, что и остальные империи?

– Возможно. Обещаю предупредить тебя, если увижу признаки увядания твоего царства.

– И еще меня занимает бессмертие моего народа, – сказал царь. – Так в чем секрет бессмертия? Откроишь ли ты мне его?

– Вся мудрость в книгах, – повторил философ, – я поищу ответ.

Вошел начальник охраны:

– Великий царь, по твоему приказу прибыли твои сыновья.

– Пусть войдут!

В библиотеку вошли Артавазд и Тигран-младший.

Царь пригласил их сесть и произнес:

– История помогает нам осмыслить законы бытия, понять куда двигаться дальше, избежать неверных решений. Хочу, чтобы мои сыновья постигли законы мироустройства и хорошо знали историю армянского народа, его роль в мире и свой долг перед ним. – Царь повернулся к Метродору: – Как твои изыскания истории моего царства?

– Великий царь, твоя земля полна чудес.

Все найденные глиняные таблички, папирусы и пергаменты с письменами, согласно указу царя, доставляли Метродору. Он привлек к их чтению и переводу лучших ученых со всего света. И вот что они узнали: с незапамятных времен процветали в Армении земледелие и виноградарство, а на горных склонах пасся скот. На этой земле возникло коневодство – впервые в мире!

– Уже две тысячи лет с твоих равнин отправляют армиям всего Востока лучших лошадей.

– Да, мои лошади ниссейской породы – лучшие в Малой Азии, – заметил Тигран.

Метродор рассказал, что у армян всегда было что предложить купцам: пшеницу и ячмень, стручковые плоды и изюм, прекрасные вина и пиво, кунжутное, миндальное и фисташковое масло. Родина абрикоса – Армения, армянские абрикосы самые сладкие в мире. Медь много тысяч лет плавят у селений Техут, Мецамор и Сюник. Железные копи и железоделательное производство в Армении всегда были свои. Жившие на Армянском нагорье хатты две тысячи лет назад первыми в мире освоили метод выплавки железа. Секрет высокого металлургического искусства перешел к хайасам, то есть армянам. С тех пор основным поставщиком железа в Малой Азии являлась Армения. В древние времена железо ценилось выше золота.

Царь Армении сказал:

– Медь и железо дают мне большой доход, а основной рынок сбыта – богатеющий Рим.

– Добавлю, армяне самые искусные мастера в обработке камня, – добавил историк.

Достаточно взглянуть на резные рельефы дворца, чтобы поверить в это. А еще в Армении зародилось ковроткачество. Уже давно развивается это ремесло, да так, что на старинных коврах окраска не блекнет ни от времени, ни от воды. И дворец, и все дома в городе устланы армянскими коврами. Слово «карпет», будучи армянским словом, вошло во многие языки в качестве обозначения ковра вообще. Красивый ковер служил завесой дверного проема в библиотеке.

– Что касается истории, – начал пояснять философ, – то твои земли ассирийцы называли страной Наири.

Царство Урарту, или Наири, было настолько мощным, что его страшилась жестокая Ассирия. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа, который построил много оросительных каналов, и один из них, идущий через туннель в скале, существует и сегодня. Поливное ирригационное земледелие с его высокими и устойчивыми урожаями стало основой экономического могущества страны. Ассирийские тексты характеризуют сына Менуа царя Аргишти I в следующих выражениях: «Аргишти, урарт, чье название страшно, как тяжелая буря, чьи силы обширны…»

– Что еще нового рассказали тебе манускрипты? – заинтересовано спросил Тигран-младший.

Метродор, погладив бороду, ответил:

– Армянское царство образовали народы арменов, хайасов и урартов. Геродот в «Истории» пишет, что армены – фракийское племя, которое переселилось из Фракии в Малую Азию. Возможно, фракийцы и фригийцы армянам родственны.

– Расскажи сыновьям о македонском царе, – сказал царь.

Метродор, на мгновение задумавшись, продолжил:

– Армянские вожди сопротивлялись Александру Македонскому. Ни он, ни его войска так и не смогли проникнуть на эти земли. Но Александр полностью преобразовал мир, и это помогло появлению самостоятельных армянских царств. Возникли Великая Армения (греки говорят Большая Армения), а также Малая Армения, Коммагена и Софена.

– Малая Армения сейчас в руках у римлян. Царь Понта проиграл войну! – произнес, нахмурившись, Тигран.

А философ, чтобы не утерять высокий пафос беседы, напомнил: Тигран установил торговые отношения с Индией; товары из Китая везут караванами через Армению; царь построил много городов; прививает армянам культуру эллинов; чеканит собственную монету с греческими надписями, которая ходит по всей Азии и в римских провинциях.

– Мое царство станет центром эллинизма на Востоке! – с воодушевлением воскликнул Тигран.

А Метродор продолжал:

– Ты покровитель наук и искусств.

В своей столице Тигран собрал много ученых: есть риторы, медики, математики, астрономы, архитекторы и скульпторы. В театре решил ставить трагедии на греческом и армянском, и даже пригласил греческую труппу. Народ хотел видеть трагедии и комедии, жаждал читать и писать, в царстве наладили производство пергамента в большом количестве. Армянские астрономы регулярно наблюдали за ночным небом и, развивая познания хеттов, составили точную карту неба, отметив на ней двенадцать зодиакальных созвездий в виде символов животных. Они также создали солнечный календарь, начало которого обозначено со времени правления Айка, патриарха армян, то есть две с половиной тысячи лет тому назад до Тиграна.

Земельная реформа привела к тому, что землю обрабатывали не рабы, слабо заинтересованные в обильном урожае, а крестьянские общины. Торговля процветала, а торговые пути были безопасными и удобными. Много вассалов, племен и народов вошли в состав Великой Армении.

– Твое царство, богоподобный, быстро развивается, – развивал мысль Метродор. – И мы все возносим молитвы богам, в том числе почитаемому тобой, владыка, богу Арамазду, о процветании страны.

Царь встал, и все поднялись. Тигран возвел руки к небу в молитве и торжественно произнес:

– Воздадим похвалы верховному богу Арамазду, приносящему добро.

Все последовали примеру царя. Завершив молитву, Тигран снова хотел обратиться к Метродору с предложением продолжить, как вдруг Тигран-младший произнес:

– Государь, я могу тебя спросить?

– Спрашивай.

– Скажи, почему в армянских храмах стоят статуи сирийских и греческих богов и богинь? Не потому ли, что ты привез эти великолепные мраморные изваяния из своих походов, так как тебе нравится греческая культура.

– Дело тут не в культуре, – миролюбиво сказал Тигран. – Народ в лице своих богов поклоняется на самом деле нашей природе: камням, земле, воде, а статуя – это то, что связывает человека с небесным покровителем, она является неким проводником молитвы. А молится наш человек свободе, силе и мечте.

– Есть учения, которые не признают бога Арамазда, таинства и догматы этой веры, – не унимался Тигран‑младший. – Твоя религия говорит о свободной воле и ответственности каждого человека, а твой бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Но если твой бог велик, почему он не может предопределять волю человека?

Философ сказал:

– Форма полемического диалога, конечно, возможна, но с царями обычно не спорят.

Тигран смотрел на сына с недовольством:

– Я не могу сказать, что ты отличаешься невежеством или незнанием, наоборот, ты высокообразован, но не понимаешь сути учения. С помощью священной стихии огня Арамазд открывает путь к просвещению и науке, к озарению человека огнем истины.

– Я изучал маздаизм. Это учение говорит о последней, окончательной битве со злом, в которой зло будет полностью истреблено, его духи – дэвы – будут побеждены и уничтожены, а праведники воскреснут, и все благие творения Арамазда обретут вечную жизнь. Я пришел к выводу, что через это учение ты хочешь стать верховным правителем мира. Не выйдет! Мир таков, что только сила диктует правила всем странам.

– Ты смотришь на маздаизм предвзято и слишком упрощенно, – сказал, расстроившись, Тигран.

– Бесспорные истины не для меня. – Тигран-младший не отступал.

– Царь должен поддерживать вечный порядок вещей! – напомнил Тигран. – Есть истины, не требующие доказательств!

– И потом, в своем царстве, кроме армянских богов, ты разрешил поклонение греческим, персидским и иудейским богам. Не лучше ли всех подданных обратить в единую веру?

– Конечно, множество вероисповеданий в одном государстве не может содействовать его дальнейшему развитию, но нам не нужна гражданская война. Процесс перехода к единой вере должен быть постепенным, – ответил Тигран.

– Ты, как легендарный царь Гордий, завязываешь слишком сложный узел, – съязвил младший сын.

Артавазд, до этого молчавший, вдруг отозвался:

– Гордий говорил, что только истинный властелин Азии сможет развязать этот узел!

– Вот именно! – разочарованно сказал царь Тигран, обращаясь к младшему сыну. – Почему так трудно ты постигаешь истину?

– С неизбежностью ты поймешь, что не прав, – не отступал Тигран‑младший.

Царь внимательно взглянул на сыновей и сказал:

– Когда я стал у власти, понял: мое царство нуждается в жестком центральном управлении. Я издал законы, которым беспрекословно следуют и знатные люди, и простолюдины. Источник моей силы – народ; именно он сформировал мои принципы, духовные побуждения и веру.

– Никаких принципов не было! Ты такой же завоеватель, как и Александр, Дарий или Кир! Твой народ не нуждается в завоеванных тобой Вавилонии, Ниневии, Арбелы, Сирии, Киликии, Коммагены, Атропатены, Финикии. Ты деспот! По Аристотелю, твоя власть схожа с властью хозяина над рабами.

– Ты путаешь понятия «деспот» и «тиран»! Это от недостатка образования. Гораздо хуже то, что ты не понимаешь роли царя в раскрытии потенциала нации.

– Я не понимаю многого, например, зачем ты держишь в крепости как пленницу мать Береники, сирийскую царицу Селену.

Тигран с сожалением смотрел на сына, а потом произнес:

– Доля царя трудна. Вспомни про Дамокла!

По преданию, сиракузский царь Дионисий I посадил на свой трон на один день Дамокла, а над его головой на конском волосе повесил меч, чтобы Дамокл осознал призрачность счастья и благополучия владыки.

– Пусть так, но твои вассалы и богачи все равно имеют свои собственные узкие корыстные интересы.

– Я поручил Метродору сегодня рассказать вам, какой вклад вносит мое царство в мировое наследие. Мы также накопили предметы и идеи, важные для культуры и нравственности наших людей, которые могут стать достоянием всех народов. Вам, моим сыновьям, еще предстоит их постичь.

В библиотеку вошел Меружан:

– Государь, из Арташата пришло известие – над Араратом столб черного дыма и разносятся раскаты грома!

Царь метнул на него грозный взгляд, потом снова посмотрел на младшего сына и, хмуря брови, сказал:

– Сын, во что бы ты ни верил, ты должен оставаться верным своему долгу. Ты – наследник своего народа! Все свободны! Артавазд, останься!

Помолчав, а потом посмотрев на старшего сына, старый властитель с тревогой в голосе сказал:

– Дым над Араратом – плохой знак. Что‑то не так в моем царстве. А может быть, это знак «не доверяй Тиграну‑младшему, присмотрись к старшему сыну»?

– Отец, я всегда разделял твои взгляды! Арамазд – главное божество мира, творец небес и земли, он обладает величайшей мудростью.

– Да, сын, мудрость обычно несет в себе идею добродетели, а кто добродетелен, тот справедлив!

– Арамазд дарит процветание, изобилие и тучность земле, он не терпит насилие ради религии.

– Да, ты глубоко понимаешь истоки учения. Меня это радует. Все армянские божества благочестивы. Наши покровители Арамазд, Анаит, Тир, Михр, Ваагн, Нанэ и другие укрепляют национальный характер народа.

– Народ поклоняется этим богам, значит, они не ложные боги.

– Так, Артавазд! Вера – главный оплот единства народа! Начав кровопролитные войны, я осознал великую тайну: нужно строить мир во имя процветания людей.

– Ведь у народа есть потребность добра и счастья! – воскликнул Артавазд, озаренный вспышкой внезапной мысли.

– Великий правитель должен дать ему это! – Тигран, вдохновленный беседой, по‑новому взглянул на сына: знак судьбы указывал на Артавазда.

Он продолжил:

– Я вижу, ты сильный и сможешь удержать царство, вижу, что ты унаследовал от меня стойкость перед лицом трудностей, с тобой народ Великой Армении выстоит и не исчезнет в песках истории. Ты – мой наследник!

Они вышли на террасу, увидев, что не было ни клочка невозделанной земли вокруг:

– Я должен быть сильным владыкой!

Ему удалось сделать Великую Армению могущественным царством мира, но его честолюбие было не в том, чтобы узурпировать власть на огромном пространстве, а в том, чтобы создать новую цивилизацию, и для этого он насаждал в жизнь подданных высокое искусство, совершенную литературу и вдохновляющую философскую мысль.

– Плоды твоих усилий дают всходы, – сказал Артавазд.

Тигран с нежностью посмотрел на него:

– Ты мой старший сын, и отныне только ты обладаешь привилегией быть всегда рядом со мной и учиться науке властвования. Придет время, и ты возглавишь царство.