«Молодые супруги»
Действующие лица
Арист.
Эльмира.
Сафир.
Гостиная в Аристовом доме.
Арист (входит)
Сегодня завернул некстати я домой:
Придется утро всё беседовать с женой.
Какие странности! люблю ее по чести,
Меж тем приятнее, когда мы с ней не вместе.
Однако впервые не мною найдено,
Что вскоре надоест одно и всё одно.
Арист и Эльмира, в простом утреннем платье.
Эльмира
А! здравствуй, милый мой, здоров ли?
Арист
Понемногу.
А ты здорова ли, мой друг?
Эльмира
Я слава богу.
Арист (в сторону)
Веселый разговор.
(Вслух.)
Скажи, ужли опять
Ты не намерена сегодня выезжать?
Как взаперти пробыть весь день – не понимаю.
Эльмира
Свой дом всем прочим я домам предпочитаю.
Арист
Но прежде отчего езжала всюду ты?
И ныне способы к тому не отняты.
Эльмира
Веселость светская меня к себе манила,
Когда я дней моих тебе не посвятила;
Большой же ныне свет мне стал казаться мал.
Арист
Но отчего же я от света не отстал,
А дорожу тобой всё более и боле?
Эльмира
Пожалуй, выезжать я буду поневоле.
Арист
Притом и не видать в тебе талантов тех,
Которыми сперва обворожала всех.
Поверь, со стороны об этом думать можно,
Что светских девушек образованье ложно,
Невинный вымысел, уловка матерей,
Чтобы избавиться от зрелых дочерей;
Без мыслей матушка проронит два, три слова,
Что дочка будто ей дарит рисунок новый;
Едва льзя выпросить на диво посмотреть.
Выносят наконец ландшафт или портрет,
С восторгом все кричат: возможно ль, как вы скро́мны! –
А, чай, работали художники наемны.
Потом красавица захочет слух прельщать, –
За фортопьяны; тут не смеют и дышать,
Дивятся, ахают руке столь беглой, гибкой,
Меж тем учитель ей подлаживает скрыпкой;
Потом влюбленного как в сети завлекли,
В загоне живопись, а инструмент в пыли.
Всё это сказано меж нами не для ссоры.
Эльмира
Заслуживаю ль я подобные укоры?
Я думала, к пенью́ прошла моя пора;
В угодность же тебе я буду петь с утра,
На бале проведу всю ночь.
Арист
Забудем это,
Помыслим о другом. – Уже подходит лето,
Какие меры брать располагаешь ты?
Эльмира
Какие могут быть тобою приняты.
Арист
Оставим городской шум вечный, пыль и сплетни,
На даче проведем мы ясные дни летни.
Эльмира
Пожалуй.
Арист
Но, боюсь, нескромен сей приют:
Непрошеные нас близь города найдут;
При том соседство там ужасно как наскучит.
Эльмира
Куда ж поедем мы?
Арист
Меня страх это мучит.
В скитаньях провести нам лето как-нибудь.
Эльмира
На всё согласна я.
Арист
Куда ж направим путь,
В Крым или на Кавказ?
Эльмира
Куда тебе угодно.
Арист
Куда угодно мне – вот это бесподобно!
Я мнение твое желаю знать давно,
Чего б хотела ты?
Эльмира
Мне, право, всё равно.
Арист
Так, видно, далее не ехать нам заставы.
Эльмира
Везде, где вместе мы, мне радость и забавы!
Я, право, завсегда стараюсь угадать
Всё то, что мысленно ты можешь пожелать.
Арист
И я признателен.
Эльмира
Нет! я так замечала,
Что скучно всё тебе.
Арист
Мне скучно?
Эльмира
Да.
Арист
Нимало.
Эльмира
По крайней мере, мне казалось иногда,
Что, сидя ты со мной, не в духе…
Арист
Никогда.
Эльмира
О, если б ложные мне виделись приметы!
Арист
Я рад с тобою быть… однако где газеты?
(В сторону.)
Над ними всё-таки пристойнее зевать.
Эльмира
Он занят чтением, – мне тоже книгу взять.
Прежние и Сафир.
Сафир
За чтеньем муж с женой, – вид важный и
степенный!
Примерная чета! божусь, неоцененно.
Арист
Ах! как ты мил, Сафир, что вспомнил обо мне:
Мы утро целое с женой наедине.
Сафир
Не позволительно и утренней порою
Скучать, любезный мой, с супругой молодою.
Эльмира
Мой муж ведомостьми был занят, а не мной.
Арист
Что рано с балу так уехал ты домой?
Досадно, по тебе мы поздно спохватились.
Сафир
Я крепко задремал.
Арист
А мы так всё резвились.
В Аглаю, знаешь, как Сердаликов влюблен?
Я настоял на том, чтобы взбесился он:
С Аглаей всё шептал и танцовал нарочно;
А он краснел, бледнел, дрожал, ворчал, ну точно
Не раз обманутый ревнивый на часах.
Сафир
С Аглаей всякому легко быть в дураках.
Арист
Везде, где только бал, она необходима.
Эльмира (в сторону)
А я здесь лишняя.
(Уходит.)
Арист и Сафир.
Сафир
Теперь об этом мимо;
В присутствии жены поосторожней будь.
Ба! да она ушла.
Арист
Бог с ней, счастливый путь.
Сафир
Не совестно ль тебе с женою столько нежной
Вести себя, как ты, так сухо, так небрежно?
Арист
Да, очень совестно, пожалуй, побрани.
Сафир
В уединении она проводит дни,
До утра́ твоего ждет с бала возвращенья.
Арист
А мне что за нужда? Какие утешенья!
Что с ней я, что один, не всё ли мне равно?
Хожу по комнате, глазею с час в окно;
Скажу ей что-нибудь, – она мне потакает,
И речь в устах моих, не кончась, замирает.
У нас с Эльмирою эмблемой приняты
Не розовы, мой друг, а маковы цветы.
Сафир
И тягостно тебе согласие домашне?
Арист
Да, сударь, тягостно согласие всегдашне.
Зачем она молчит и убегает свет?
Причиной спесь иль лень; ума в ней, что ли, нет?
О! пропасть в ней ума; но кто про это знает?
И дарований тьма, – она их все скрывает;
Прекрасная собой, – одета не к лицу!..
Я впрямь был вне себя, когда мы шли к венцу,
Как в первый раз меня Эльмира обнимала!..
Немые ласки те божественны сначала,
А в продолжении весьма надоедят.
Сафир
Иной подумает, что ты давно женат.
Арист
По справедливости, три месяца – три века!..
С Эльмирой можно близь тенистого просека,
Под свесом липовым, на бархатном лужку
Любиться, нежиться, как надо пастушку,
И таять весь свой век в безмолвьи неразлучно.
Всё это весело в стихах, а в прочем скучно.
Сафир
Ты прав, на что она скромна, тиха, мила;
Нет, лучше, чтоб она кокеткою была.
Арист
Кокетка, знаешь ли, ужасно только слово.
Сафир
Кроме значения, нет ничего худого.
Арист
Пусть ищет нравиться моя Эльмира всем,
Но любит лишь меня, и я доволен тем.
Сафир
Ах! убегая раз она домашней сени,
Тобою занята гораздо будет меней;
Потом, как врозь она привыкнет быть с тобой,
Не мудрено, что ей понравится другой.
Потом – как раза два она тебя обманет,
Глядь, в очередь свою виновной охать станет.
Арист
Мой будущий удел я знаю наперед;
В наш век степенница по свадьбе через год
Берет любовника; – единобразье скушно,
И муж на то глядеть обязан равнодушно.
Всё это сбыточно, всё это быть должно
Конец ознакомительного фрагмента.