© Игорь Тихоненко, 2017
ISBN 978-5-4490-0561-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. Непонятные события
Грехи, содеянные нами,
Пытаемся не признавать.
Но всё же, позже или раньше,
За них придётся отвечать.
Иногда так бывает, что совершаешь поступки, которые ни в какие разумные объяснения не вписываются. Непостижимая внутренняя сила толкает тебя к ним, и нет никакой возможности ей сопротивляться. И ты вопреки своей воле и желанию начинаешь делать такое, о чём раньше бы и подумать не мог.
Ничем не примечательным воскресным утром Игорь проснулся и вдруг почувствовал, что ему сегодня обязательно надо поехать в музей Казацкой Славы, который располагался на острове Хортица в городе Запорожье. Необычным было то, что накануне таких планов у Игоря не было.
В последние два года с ним происходили необъяснимые вещи. Всё началось с того, что Игорю непонятно почему непреодолимо захотелось написать книгу. Это, мягко говоря, удивительное желание сначала повергло его в изумление. Игорь никогда в жизни не занимался литературной деятельностью и вообще никогда не имел ни малейшего отношения к такого рода занятиям. Даже в школьные годы он с большой неохотой писал сочинения, которые им задавали. А тут вдруг книгу сочинить. По образованию Игорь был врач, а по жизни – бизнесмен. Ну, причём здесь литература? Поначалу Игорь отгонял от себя эти навязчивые мысли, но со временем он понял, что просто так от них не отделается. Безудержное желание написать книгу становилось всё сильнее и сильнее. А когда это начало походить на тихое помешательство, Игорь решил всё-таки попробовать исполнить, как ему казалось, не свою волю.
«Ну, что, в самом деле, такого? – думал Игорь. – Ну, возьму и попробую писать. Сколько можно ещё мучиться? Что от меня убудет, что ли? Куплю школьную тетрадь в универмаге и буду записывать всё, что в голову лезет. Только надо сделать так, чтобы никто об этом не узнал. Особенно жена. А то подумает, что я с ума сошёл. В сорок восемь лет нормальные люди писателями не становятся. Тем более те, кто всю жизнь занимались делами прагматичными».
С такими тайными мыслями Игорь начал осуществлять своё непреодолимое влечение. И тут стали происходить совершенно непостижимые вещи. Образы и события, которые описывал Игорь, сами собой всплывали в сознании и становились как будто живыми. Это так захватило Игоря, что он уже не мог бросить свою подпольную писательскую деятельность. И как этого и стоило ожидать, его жена Инна, не смогла не заметить странное занятие мужа. Она потребовала объяснений от Игоря. После упорных терзаний и сопротивлений он сдался и согласился дать ей прочитать свою рукопись. Игорь не мог найти себе места, пока Инна читала его записи. Отношения у Игоря с женой в тот период были далеко не душевные, и он был уверен, что она сейчас же поднимет его на смех. Каково же было удивление Игоря, когда Инна с восторгом стала отзываться о том, что он написал. Больше того, Инна даже вызвалась найти издательство, которое согласится напечатать его книгу. Вот так и начались совершенно неожиданные события, которые заставили Игоря заново осознать всю его предыдущую жизнь, и в корне изменили его настоящее.
Объясняя самому себе, зачем ему необходимо ехать сегодня в музей на Хортицу, Игорь нашёл аргумент, там продавалась его книга о казаках. И хотя вопросами продажи книги занималась Инна, Игорь всё-таки захотел сам посмотреть, как идут дела. День выдался солнечный и приятный. Весна уже полностью вступила в свои права и тем самым создавала радостное и оживлённое настроение.
Игорь оставил машину на стоянке и направился к музею. В воскресенье всегда бывает много посетителей в Хортицком заповеднике, особенно в выставочных залах Казацкой Славы. Этот день тоже не был исключением, и поэтому вокруг суетилось множество народу. Игорь шёл по тропинке через небольшую рощу и совершенно не обращал внимания на людей. Со стороны можно было подумать, что он поставил для себя какую-то цель и устремлено двигается к ней. Игорь даже не заметил, как оказался в вестибюле музея. Там располагались прилавки с бесконечным количеством всевозможных сувениров из украинского быта и казацкой символикой. Игорь подошёл к одному из прилавков и стал рассматривать, чем там торгуют. Почти сразу он заметил свою книгу, лежащую среди других изданий на полке. Игорь постоял несколько мгновений возле прилавка, и вдруг ему почему-то захотелось посетить саму выставку. Он не собирался этого делать, когда ехал на Хортицу. И поэтому такое желание показалось ему несколько неожиданным. Но всё же, Игорь пошёл и купил себе билет. Он двигался по залам экспозиции, особенно нигде не задерживаясь. Игорь даже подумал, что, стоило ли заходить в музей, чтобы пройти через него, так толком ничего и не рассмотрев. Но в одном из залов его внимание привлекла группа экскурсантов возле стеллажа, посвящённому одному из легендарных казацких полковников. Собственно Игоря заинтересовала не группа посетителей, а то, что рассказывала гид. Речь шла о полковнике Войска Запорожского Иване Богуне. Игорь приблизился к группе и стал внимательно слушать. Но экскурсовод быстро закончила свой рассказ, и предложила посетителям перейти к следующему стенду. Игорь очень огорчился, что так и не смог ничего толком узнать об этом человеке, и поэтому решился задать вопрос гиду:
– Извините, пожалуйста, что я вас прерываю, а не могли бы вы рассказать, как умер Иван Богун?
Экскурсовод относилась к женщинам такого типа, которым никогда не дашь меньше сорока лет, даже если они и значительно моложе этого возраста. Мало того, что природа полностью обделила её тем, что называется женской привлекательностью, так она ещё и одета была таким образом, что это только усугубляло и без того её серенький вид. Гид посмотрела на Игоря надменным взглядом и раздражённо спросила:
– А вы что из нашей группы?
– Нет, – растерянно ответил Игорь.
– Эта экскурсия только для членов нашей группы, – назидательно пояснила гид. – Вот когда купите билет на экскурсию в музей, вот тогда и будете спрашивать.
– Так я вроде бы и так купил билет в музей, – попытался оправдаться Игорь.
– Не мешайте мне работать, – сурово произнесла блюстительница музейных порядков и повернулась к Игорю спиной.
Группа двинулась дальше познавать тайны истории под чутким руководством экскурсоводши, больше похожей на тюремного надзирателя. Игорь пожал плечами и стал читать то, что было написано на стенде. Но, к сожалению, ничего интересного там ему узнать не удалось. Содержание в основном сводилось к пафосным высказываниям о жизненном героическом пути Богуна. Игорь вышел из музея и направился к своей машине. По дороге он пытался понять, почему именно судьба полковника Богуна так заинтересовала его? Конечно, Игорь слышал раньше об этом легендарном воине и полководце. Но ведь он знал и других не менее славных и отважных казацких полковников. Таких как Иван Сирко, Максим Кривонос, Дмитрий Байда-Вишневецкий, Пётр Конашевич-Сагайдачный. Да и мало ли ещё было героев среди запорожцев. Но почему-то именно Иван Богун запал в душу Игорю. И тут же у Игоря возникло такое же томящее ощущение, которое он испытывал, когда писал свою первую книгу о казаках. Ему показалось, будто что-то родное и близкое терзает его воспоминания и не даёт ему покоя. Как Игорь не пытался понять, что связывает его чувства с полковником Богуном, но так и не смог этого постичь. Он подошёл к машине, сел за руль и подумал:
«Я и предположить не мог, что со мной будет такое твориться в пятьдесят лет. Только бы с ума не сойти от всех этих мыслей и необъяснимых переживаний».
Игорь тогда ещё не догадывался, что всё, что с ним происходит, является завершением давней истории, которая произошла много веков назад, истории о людских радостях и страданиях.