Глава V. Половое бешенство мужчин (сатириазис). Причины этой болезни. Об излишествах
Познакомив читателей с одной из главных причин мужского бессилия, переходим к болезни, служащей следствием усиленного полового влечения и усиленных половых сношений, – мы говорим о сатириазисе болезненно-усиленном любострастии или половом бешенстве мужчин.
Эта болезнь встречается весьма редко. Она заключается в болезненно-усиленном любострастии пли крайней похотливости, обусловливаемой почти беспрерывным напряжением детородного члена, весьма частых извержениях семени или поллюциях, при чем вместе с тем обыкновенно существуют нервные явления, бред, галлюцинации, т. е. лжеощущения, и в некоторых случаях общее раздражение чувствительности от продолжительного воздержания; обыкновенно же она составляет последствие онанизма, половых излишеств и злоупотребления конферативами или возбуждающими половые органы средствами. Сила ее обусловливается горячностью темперамента данного лица и пылкостью воображения.
Половое бешенство мужчин или сатириаз обнаруживается, прежде всего, крайне частыми, иногда беспрерывными напряжениями детородного члена, по большей части, без всякой причины и не вовремя. В других случаях воображение больных беспрерывно рисует самые сладострастные картины, Похотливость их постоянно возбуждена и не дает им ни на минуту покоя, сон беспрерывно прерывается любострастными грезами, сопровождающимися поллюциями, приносящими, впрочем, лишь кратковременное облегчение.
В некоторых случаях, вместе с тем сильно расстраивается и нервная деятельность; появляются расстройства в органах зрения, слуха и прочих внешних чувствах. Расстройства в органах чувств и чувствительности обнаруживаются весьма различными лже-ощущениями и лже-представлениями. Так, некоторым больным кажется и ясно вырисовывается в их разгоряченном мозгу, что каждая женщина, встречаемая ими на улице или в обществе, является к ним голой и вызывает их на половое сношение с ней; другим – всякая женщина, хотя бы безобразная старуха – кажется писаной красавицей; третьи видят женщин в сиянии, как бы окруженных ореолом из ярких лучей; наконец, некоторые, во время приступов галлюцинаций ощущают около себя женщину, вступают с ней в воображаемое половое сношение, расточают ей ласки, после поллюции, что виденное ими – мечта и создание их расстроенного воображения. Не быв очевидцем приступов сатириаза, трудно себе представить, до каких сумасбродных поступков доходят больные в это время под влиянием своего расстроенного воображения. Воображая себя по близости отдающейся им женщины, они со всей пылкостью своего расстроенного воображения предаются сладострастно, расточают предмету своей фантазий самые необузданные ласки, целуют, обнимают его, приступают к половому сообщению, пока, наконец, более или менее обильная поллюция не приводит их в себя. Некоторые из таких больных до того выходят из себя в подобных случаях, что после поллюции падают в изнеможении в постель.
Возбудимость нервной системы и половых органов достигает при сатириазе высшей степени; малейшее сближение с женщиной, всякая греза вызывает поллюцию. Лицо больных при этом покрывается ярким румянцем, глаза наливаются кровью и блестят, на губах появляется пена, хотя во рту сохнет и больные ощущают сильную жажду. По временам половое бешенство доходит до того, что больные бывают в состоянии до сорока раз в одну ночь повторить половое сношение, если в их распоряжении находится одна или несколько женщин. Почти всегда эти приступы сопровождаются стыдом и крайним упадком сил. Но если болезнь будет предоставлена сама по себе, т. е. когда не будет принято во время надлежащих мер для ее излечения, то приступы начинают повторяться все чаще и чаще; бред, грезы и напряжения ствола делаются постоянным, детородные части поражаются гангреной, т. е. антоновым огнем, и больной через несколько дней умирает.
Из вышеизложенного видно, что сатириаз обусловливается глубоким расстройством нервных центров и, по нашему мнению, составляет известный вид умопомешательства. Обыкновенный исход – смерть, хотя в некоторых случаях, обыкновенно у лиц молодых и крепко-сложенных, которые переносят эту болезнь легче людей, преклонного возраста и истощенных болезнями или невоздержанной жизнью, удается своевременными мерами прервать течение и достигнуть благоприятного исхода болезни. Всего труднее излечивается половое бешенство, происшедшее от злоупотребления конферативом. Эта ужасная и отвратительная болезнь зависит от многих причин: во-первых, от преобладания половых частей, т. е. от органов, чрезвычайно развитых и постоянно возбуждаемых сладострастным воображением, потом; от перевеса животных побуждений над рассудком, наконец, от болезненного раздражения нервной системы производительных органов и мозжечка. Субъект, живущий под влиянием одного или нескольких из этих условий, быстро стремится к любовному сумасшествию или сатириазису, одной из важнейших болезней, которая оканчивается обыкновенно смертью. Название «сатириазис» было дано отвратительному любострастно некоторых мужчин, которые подобно мифологическим сатирам, всегда готовы удовлетворять свои эротические желания. Сатириаз составляет в мужском поле то же, что нимфомания в женском. Эта ужасная болезнь, встречающаяся, к счастью, весьма редко, – представляет следующие признаки: припухлость детородных органов, почти постоянная эрекция, сон со сладострастными сновидениями и прерываемый поллюциями. Желания, далеко не успокаиваемые извержениями семени, делаются после них еще жгуче и необузданнее; половой акт может иметь место во всякое время; глаза горят, сверкают; лицо одушевлено, во рту пена, рот сведен отвратительной улыбкой. Днем и ночью, преследуемые сластолюбивыми мыслями, постоянно стараясь удовлетворить свое неутомимое сладострастие, сатириаки, в присутствии женщин делают непристойные жесты и говорят бесстыдные речи.
Причины этой болезни те же, что и нимфомания; это – невропатия детородных органов в высшей степени развития.
Предполагают, что существует организации, для которых целомудрие ничего не значит; но большей частью это лишь редкие исключения, зависящие от высших нравственных, качеств; чаще же это зависит от физических недостатков, потому что природа, не производящая ничего бесполезного, не одарила ни мужчину, ни женщину органами для того, чтобы они остались без употребления; она часто карает тяжкими недугами безумцев, хотевших не последовать ее законам. Вот почему сатириазис вообще поражает людей безбрачных, и лишь; весьма редко встречается у людей, живущих в браке. Если у человека берут перевес отправления детородных органов, пылкое воображение и принуждение вести безбрачную жизнь присоединяются к его страстному темпераменту, то напряжение мозга делается весьма сильным и влиятельным, и производит общее расстройство, бред, исступление, а иногда и помешательство.
Профессор Борде рассказывает следующий ужасный случай сатириазиса: молодой А. М., сангвиническо-нервного темперамента, с резко определенным преобладанием половых частей, с самого нежного возраста предавался вредным привычкам; его крепкое телосложение и строгий надзор родителей отвратили печальные последствия этих удовольствий. Но едва он оставил родительский дом, чтобы избрать карьеру, как его пагубные склонности обнаружились с силой, которая впоследствии привела его к роковым результатам. Всегда под властью животных побуждений, А. предался куртизанкам, посещал места, пользовавшиеся дурной репутацией, погрузился в разврат и потерял через это место. Около этого времени умер его отец; огрубевший сын получил это известие с равнодушием, чтобы не сказать более; он поторопился получить наследство и возвратился в столицу, чтобы предаться своим постыдным склонностям, ничем не стесняясь. В несколько лет он истратил свое состояние и вместе с ним молодость и здоровье. Промотав в распутстве все свое наследство и не имея, чем дарить любовниц, несчастный дошел до последней степени унижения… Но развратные женщины, которым он не давал покоя, почувствовали отвращение к его страсти и прогнали его. Тогда, не зная, как удовлетворить своим необузданным желаниям, он стал по ночам бродить в пустынных местах столицы, посреди построек и развалин, где иногда скрывались несчастные куртизанки без пристанища. Он нападал на женщин без провожатых, на запоздавших работниц. Это гнусное поведение не могло долго продолжаться. Полиция арестовала несчастного сатириака и отвела его в тюрьму. В сам день своего ареста, он показал столь сильные симптомы любовного бешенства, что принудил связать себя, вследствие чего его перевели в дом умалишенных. Там, всегда под надзором, посаженный как бы в клетку, он прожил несколько недель, кусая решетку, в ужасных припадках сатириазиса. Сверкающие глаза его выходили из орбит, волоса на голове становились дыбом, как волоса Медузы, пена била изо рта и черты лица, отвратительные, скорченные, выражали дьявольскую улыбку. Наконец, его истощенные силы не вынесли: он упал на пол, испуская глухое хрипение и, делая тщетные усилия подняться; минуту спустя, он погас в последней ужасной конвульсии. Это было страшное зрелище! Даже сторож, человек суровый и нечувствительный, трепетал от ужаса.
Если слишком много вредно для здоровья и нарушает нормальное течение отправлений организма, то и слишком мало также приносит существенный вред. Каждый орган нашего тела есть одна из частей удивительной человеческой машины, когда отправление какого-нибудь одного органа замедлено или прекращено, во всей машине чувствуется более или менее значительный беспорядок: итак, если каждому из органов назначено известное отправление, то будем остерегаться остановить его движение. Простой здравый смысл показывает нам, что стремиться нарушить законы природы может только бессилие или жалкая аберрация рассудка; истинная мудрость состоит в умеренном пользовании благами жизни, а не в строгом воздержании от них. Следовательно, как неумеренность, так и чрезмерное воздержание от половых сношений вредно для правильного функционирования нашего организма, и еще нельзя с уверенностью сказать о том, что вреднее: первое или второе? Итак, будем держаться золотой середины, не уклоняясь ни в ту, ни в другую сторону, но строго сообразуясь с состоянием нашего организма, с его силой и здоровьем.