Глава II. Женщина. Значение женщины, как жены, как матери. О половом влечении; сила его. Сравнение между женщиной и мужчиной
Дивная смесь грации, красоты, стыдливости и любви – женщина в одно время есть высшее произведение Творца, мать семейства, украшение и слава творения. Какое существо может остаться равнодушным перед столькими физическими и нравственными совершенствами. Женщина для мужчины – необходимость: без нее нет любви, нет семейства, а следовательно, нет счастья и удовольствия. Какою же заботливостью и уважением должна быть окружена она, существо, которое отдает мужчине все; она вся предана ему и его детям, она делит с ним счастье и несчастье, удваивает его наслаждения и смягчает его горе. Да! человек с сердцем не иначе смотрит на женщину, как на неоценимое сокровище, как на образ граций, умеренности, нежности, преданности и любви. Зная эти драгоценные качества, не должен ли мужчина всю свою жизнь обожать и уважать женщину? Итак, из всего предыдущего можно вывести, что чем больше мужчина заботится о женщине, тем больше доставляет она ему радостей, потому что она признательна ко вниманию, оказываемому ей, признательна до преданности. Будьте уверены, что она пустит в дело все средства, находящиеся в ее власти, чтобы сделать более счастливым того, кого она любит, кого уважает.
Удовольствия, доставляемые мужчинам женщиной, сразу действуют и на душу и на чувства. Прелести ее ума, мягкость характера и счастливые качества – источник наших нравственных удовольствий. Прелести ее и ее грация, всегда сопровождающая их, восхищают наши глаза. Все наши чувства могут быть возбуждены женщиной, но в особенности зрение, слух и осязание. Глазами мы удивляемся красоте ее, ласкаем контуры ее форм; глазами с удовольствием следим за ее грациозными движениями, за ее позой, за ее легким и мягки качанием талии. Глазами мы читаем в ее глазах наше счастье и упиваемся ее очаровательной улыбкой. Глазами, наконец, мы открываем тысячу прелестей, рассыпанных на нее природой; глаза же заставляют нас ценить эти прелести, покрытые стыдливостью, но довольно ясные для того, чтобы влюбленный считал их верхом совершенства. Ухо испытывает ощущения не менее приятные, чем глаза: голос женщины всегда нравится; его мягкие звуки быстро переходят из уха в сердце. Не менее приятные ощущения дает женщина и для чувства осязания: это чувство приятно возбуждается мягкою ручкой, ласкающей вас женщины. Есть ли что-либо приятнее и упоительнее поцелуя любимой вами женщины?..
Но кроме всех этих удовольствий, доставляемых нам нравственной и физической природой женщины, удовольствий, за которые женщина пользуется вполне заслуженно уважением и поклонением, она предопределена натурой для других, более серьезных и более заслуживающих обожания и поклонения, функций. Эти функции – зарождение детей, их физическая организация внутри ее тела и, наконец, произведение их на свет, одним словом, продолжение рода. Но прежде чем говорить о подробностях, сопровождающих это святое назначение женщины, постараемся дать некоторое объяснение того, чем вызывается деторождение. Главным фактором является половое влечение. Половое влечение играет в жизни человека великую роль не только в материальном, но и в нравственном отношении; под его влиянием возникли брачные узы, развились семейные отношения; при его участии зародилось гражданское общество. Природа дала человеку способность оплодотворения, способность воспроизводить себе подобных и с этою то целью поддержания рода она наделила его половым стремлением, побуждающим один пол к совокуплению с другим, последствием которого и является рождение детей. Отсюда ясно само по себе, что в половом отправлении нет не только ничего позорного, но, напротив, выполнять его есть долг каждого, долг, предписанный самой природой. Но, повторим мы, долг, подчиненный строгим законам, отступление от которых приводит к грустным последствиям. Под половым влечением донимают две различные вещи: влечение к сожитию, как стремление к совокуплению с личностью другого пола, и влечение к размножению, желание иметь детей. Сомнительно, можно ли вообще говорить о влечении к размножению, являющемуся лишь последствием совокупления. По крайней мере, у культурного человека сюда присоединяется столько рассудочного, что о влечении вряд ли может быть речь, во всяком случае, не у мужчины. Для женщины это выражение пожалуй, скорее подходит, так как у нее имеются особые органы для хранения оплодотворенного яйца, которое, может быть, в состоянии создать такую определенную душевную деятельность. Влечение к совокуплению, прежде всего, вызывается деятельностью половых органов, главным образом, зародышевых желез, так как исходящее от них раздражение, приводимое к мозгу, производить влечение, желание. Но первоначальное раздражение может исходить и из других частей тела.
Различного рода ощущения, коснувшиеся наружной кожи, слизистых оболочек, уха, вкусовых органов, особливо же органа обоняния или глаза, могут действовать так же, как возбуждения, исходящие из полового аппарата. Но здесь раздражения, прежде всего, проводятся к мозгу и отсюда передаются половым органам, которые этим приводятся в состояние повышенного отправления. Также и вещества, обращающиеся в крови и попадающая таким образом в мозг, могут произвести в последнем раздражающее действие, как это бывает при некоторых, так называемых любовных средствах. Представления и мысли, вызванные чтением или беседой, а также без всякого повода всплывающие в мозгу воспоминания нередко дают первый толчок. Уже из этого видно, в какой степени центральная нервная система участвует при возникновении и течении половой деятельности. К счастью, однако, она может оказывать и задерживающие действие; твердая воля может прямо подавить эротические возбуждения. Косвенно этого можно достигнуть, избегая раздражений, возбуждающих чувственную похоть, или проводя в движение другого рода деятельность. Дельный физический, но еще больше – умственный труд легче всего устраняет любовные мысли. В таком смысле действуют некоторые раздражения кожи, например: холодное обмывание, прохладная ванна. Далее, имеются также вещества, понижающие половые отправления.
У животного влечения к половому сношению проявляются лишь тогда, когда имеются налицо, в правильные промежутки наступающие, условия для размножения, для созревания мужских и женских зародышей. У домашних животных это типическое течение уже более стушевывается. Периоды могут меняться, сроки не так строго соблюдаются, и разводчик может даже видоизменять порядок, так что течка выпадает на другое время года. Самый процесс даже не так характерен; не все признаки течки имеются налицо, или же они не так ясно выражены. Таким образом, способность к зачатию и повышенное влечение к половому сношению могут существовать, в то время как опухание наружных половых частей, крово-слизистое отделение у самки мало заметны. Это типическое течение половых отправлений у человека почти совсем исчезло, и только менструаций женщины, которые должно рассматривать, как видоизменную течку, да еще, пожалуй, более сильное пробуждение эротических потребностей весной сохранились в виде остатков. Вред от этого очевиден. У животного половое влечение вызывается лишь повышенной деятельностью зародышевых желез; сила его зависит от питания и силы всего тела. Течка большей частью происходит в такое время года, когда имеется достаточно теплоты и корма, которые достаются еще на долю детенышей. У человека влечение к половому сношению вызывается не только повышенным отправлением зародышевых желез, но и различными, часто искусственными возбуждениями другого свойства: оно не ограничивается у него определенными периодами и не связано обязательно с размножением. Половое сношение совершается даже тогда, когда оплодотворение невозможно или когда оно уже случилось. Физические силы тратятся без соблюдения меры, а дети часто рождаются в неблагоприятное для их развития время года. Это уравновешивается высшим развитием мозга, способностью самообладания и пониманием пользы и вреда поступков.
Сила полового влечения многими писателями очень преувеличивается, например Бебелем, который при этом ссылается на Будду и Шопенгауэра. По словам первого из них, «половое влечение острее крюка, которым укрощают диких слонов; оно горячее пламени; оно подобно стреле, вонзающейся в душу человека». Шопенгауэр называет это влечение «высшим проявлением желания жить, стало быть – сосредоточием всего желания». Читатель поступит благоразумно, если не станет придавать особенного значения подобным преувеличенным мыслям. Во всяком случае, существуют весьма крупные различия, смотря по расам, народам, классам населения и отдельным лицам. Известно, например, сильно развитое половое влечение у негров, быть может, соответствующее сильному физическому развитию этой расы. Некоторые восточные народы также отличаются эротическими страстями. Мы знаем дальше, что фабричные рабочие особенно расположены к половым наслаждениям, и повседневный опыт указывает нам на особенное развитие похотливости у некоторых отдельных субъектов. Сила полового влечения должна находиться в известном отношении к силе и питанию всего тела. Если этого не бывает, то причиной тому большей частью искусственные возбуждения, и очень часто оказывается, что удовлетворение чувственного желания приносит вред. Из истории древности мы знаем, что греческие города погибали вследствие эротических излишеств. Известно вредное влияние многоженства; на знатные классы турок. У наших фабричных рабочих распутный образ жизни обусловливается отнюдь не физической силой, а высокой температурой помещения, совместным пребыванием множества лиц обоего поля, дурным обществом или времяпровождением в плохо проветриваемой пивной, опьянением спиртными напитками и курением табаку. У более богатых классов мы находим, что употребление тонких возбуждающих средств, чтение сальных романов, балет, соблазн, подражание другим, – часто играют большую роль, чем возбуждение, естественно возникающее в здоровом организме. Конечно, частое половое сношение постепенно становится привычкой, сочетающеюся с большим обилием крови и лучшим питанием полового аппарата; смотря по силе организма ее можно перенести в течение более или менее продолжительного времени, но долго это без ущерба для здоровья не может длиться. Если принять в соображение, как много искусственных возбуждений привито нашим общественным и культурным условиям, то нельзя допустить, что естественное половое влечение у современного цивилизованного человека вовсе не так сильно развито, как это описывается.
При сравнении между мужчиной и женщиной у первого оказывается гораздо более выраженное влечение к половому сношению. Разумеется, как раз у него приходится отличать между естественным влечением и искусственно разжигаемым пламенем, так как он в гораздо большей степени подвержен искушению и многочисленным случаям, чем женщина, строже охраняемая законом и нравственностью. Женщине еще и потому приходится воздерживаться, что она почти одна должна отвечать за последствия полового сношения и переносить все опасности беременности и родов. Во всяком случае, мужчина неумереннее и, как во многих других вещах, не умеет сдерживать себя. Естественное влечение женщины к физической любви в общем – об исключениях мы, конечно, не говорим – не очень велико. Этого мнения придерживается и Литиман. Вовсе нередко наблюдаем мы у сильной и здоровой женщины равнодушие и даже отвращение к половому сближению, хотя бы и с любимым мужем. Ламброзо также приписывает женщине более слабую половую чувствительность и ссылается при этом на английского гинеколога Тэта и А. Дюма, приводящего сообщение католического духовника о вещах, которые он узнал на исповедях. У Плосса мы находим удивительное наблюдение некоего Appyr’a, который жил долгое время среди самых диких индейцев Гвинеи и даже был женат на представительнице этого племени; он утверждает, что там у женщин очень слабо выражено стремление к сближению с мужчиной. Дарвин нашел у животных подобные же условия. Существующее на этот счет заблуждение происходит оттого, что чувственному желанию приписываются явления, исходящие из совсем других источников, например, кокетничание женщин, происходящее просто из тщеславной погони за успехом или из потребности найти опору в жизни. Нередко имеются и более идеальные мотивы, например, мысль, что от телесного сближения окрепнут, узы, соединяющие супругов. Если влечение к половому сношению у женщины слабее, за то у нее стремление к размножению тем сильнее. Стремление это настолько сильно, что может преодолеть даже самое крайнее отвращение некоторых женщин к акту полового сношения. Мы думаем, что не ошибемся, если предположим, что преобладающее большинство охотно удовольствовалось бы 2–3 детьми и что этим их половые потребности были бы вполне удовлетворены.