Глава 1. Период юности. Период возмужалости. Влияние возмужалости на организм челевека. Любовь. Два рода любви
Период юности – этой прекрасной эпохи жизни человеческой, производит полный переворот в организме обоих полов: мужчины и женщины. Молодая девушка делается женщиной, юноша – мужчиной. Эта фаза имеет свои дни бури и спокойствия, страданий и удовольствий. Мозг, сильно возбуждаемый обильною и горячею кровью, работает усиленно, воображение рисует всё в самых блестящих красках; желания рождаются и постепенно увеличиваются. Воображение в эту пору жизни развивается преимущественно пред всеми умственными способностями: оттого юность все видят в розовом цвете, предметы одеваются для неё в самые грациозные формы и окрашиваются самыми поэтическими красками. Небо и земля, кажется, улыбаются ей, как праздничный день. Следствием этого возбужденного состояния мозга бывает ряд обольстительных надежд, которые— увы! – очень часто оканчиваются горьким разочарованием.
Но вот наступает Период возмужалости. Этот период – самый долгий из периодов человеческой жизни – начинается несколько лет спустя после совершеннолетия и кончается с наступлением первой старости. Когда организм не разрушен излишествами, лишениями или болезнями, этот период – самый лучший, по крайней мере, для большей части людей. В самом деле, как только человек перешагнет за порог юности, он оставляет за собой наивные увлечения сердца и пылкие порывы к чему-то неизвестному. Это беспричинное беспокойство, это невольное трепетание и нетерпение, эти радости и ни на чем не основанные печали, эти мечты, вздохи и другие явления, сопровождающие юность, кончаются с наступлением периода возмужалости и больше никогда не повторяются. В физическом организме происходит глубокий переворот в пору возмужалости, нравственная природа также отвечает этой перемене. Чувства и наклонности изменяются, суждение руководит человеком, умеряет порывы воображения; любовь умеряется самообладанием и не переходит в бурную страсть; дружба делается необходимостью и пускает глубокие корни в сердце. Человек становится серьезнее: он начинает стремиться к цели и употребляет все усилия, чтобы достигнуть общественного положения; наконец, ум, не имевший до сих пор власти над наклонностями, начинает руководить и направлять все действия каждого человека. Этот период есть время полезного труда физической деятельности и нравственной энергии во всей своей силе. Удовольствия – не столь шумные, как в периоде юности; но не менее приятные; человек уже не раб их как в юности; у него есть обязанности гражданина и главы семейства, если он женат; он предается удовольствиям, только исполнив свой долг. Так ведет себя хорошо воспитанный человек, честный, в сердце которого рано запечатлелись правила нравственности и взаимной обязанности. Вообще, в первые десять лет возмужалости мужчина выбирает себе жену, а женщина – мужа. Конечно, всякий согласится, что из всех актов, выпадающих на долю каждого человека, брак есть важный, самый серьезный, потому что от хорошего или дурного выбора зависит счастье или несчастье всей жизни. Необходимо поэтому глубоко обдумать и хорошо изучить характер того или той, которого намерены выбрать, прежде чем решиться на брак. Счастье или горечь всей жизни – это стоит серьезного обсуждения.
Мы сказали, что возмужалость производит большие изменения в физическом и нравственном организме человека. Его мысли и идеи – совершенно другие, чем в предшествовавшем возрасте. Он не повинуется больше нервным, мимолетным впечатлениям, не действует легковерно, – прежде чем сделать дело, он долго обдумывает: вертит его и переворачивает на все стороны; его проекты и надежды находятся под контролем разума, он останавливается пред сомнительным делом и тотчас оставляет его. Расчет, экономия заменяют расточительность; его озабочивают интересы семейные и собственные; ему, прежде всего, нужно работать, когда он еще молод, чтобы приобрести состояние – это единственное средство обеспечить воспитание и будущность своих детей. Женатый человек должен быть умереннее в удовольствиях, чем молодой холостяк: он должен думать о существах, могущих произойти от него; чем больше он будет умерен в этих удовольствиях, чем правильнее будет он вести жизнь, тем лучше и красивей будет плод его супружества. Другими словами: хорошее сложение его детей будет в прямом отношении с состоянием его сил и здоровья; точно также их сложение, слабость органов и плохое здоровье будут результатами слабости и истощения родителей. Наследственность хороших и дурных качеств – факт, нынче вполне доказанный. Родители передают своим детям физическое и нравственное сложение.
Первая обязанность женатого человека, если только он человек с сердцем и с правилами, произвести детей здоровых духом и телом, чтобы они могли сделаться полезными членами отечества и человечества. Но чтобы достигнуть такого результата, супругам надо вести правильную жизнь: избегать излишества и злоупотреблений всякого рода, работать и, особенно, пользоваться удовольствиями пропорционально силе и здоровью.
Удовольствие – одно из самых подвижных человеческих действий. Вы всегда придете к тому, что удовольствие есть цель, к которой стремятся все смертные. Если человеку свойственно избегать печали, то не в его ли природе лежит также желание искать удовольствий? Эти два факта – общие и постоянные, и даже самая наука не в силах доказать противное. Слово удовольствие, взятое в обширном смысле, обнимает все приятные ощущения, начиная с самых сильных и кончая самыми слабыми. Так, любовь и отдых после усталости равны удовольствию. Между этими двумя крайностями существует бездна оттенков, которые трудно определить и различить. Удовольствия разделяются на два больших класса: нравственные и чувственные удовольствия. Эти два класса подразделяются, в свою очередь, на огромное число родов. Нравственные удовольствия – более чистые, и продолжительность их не так мала, как физических, потому что стимул, возбуждающий их, не так силен.
Итак, существуют различные роды удовольствий, как разного рода горе. Что касается до способа чувствовать, то все люди чувствуют различно. Способности, в этом отношении, подчинены бездне влияний, каковы: возраст, пол, темперамент, состояние здоровья, климат, времена года, воспитание, общественная среда и т. п. Одно и тоже ощущение, испытанное нервным и лимфатическим темпераментом, будет значительно разниться по силе. У первого оно будет очень сильно, между тем как у второго оно едва проявится. В жизни все – или удовольствие, или горе: безразличность есть только отрицательное состояние, наблюдаемое чрезвычайно редко; его можно определить так: это среднее состояние между удовольствиями и скорбью, настоящее или вследствие поражения мозга, или вследствие излишеств, которые портят чувства и тратят нравственные способности, но мы повторяем, что безразличное состояние встречается у здоровых людей чрезвычайно редко; жизнь человеческая, напротив того, разделена на удовольствия и горе, или, другими словами, на обладание тем, что желают, или на лишение этого. Приняв это, приходим к такому заключению: удовлетворение желаний, осуществление надежд есть удовольствие, между тем, как обманутые надежды и неудовлетворенные желания представляют горе. Когда чувственные удовольствия соединены с умственными наслаждениями, тогда они делаются одною из самых лучших прелестей жизни; не изнуряя души, они возбуждают и усиливают ее деятельность; но никогда не нужно доводить пользование наслаждениями до того, чтобы оно обратилось в непреодолимую привычку, потому что тогда притупляется всякое другое чувство, и человек опускается до уровня животного. Итак, наслаждайтесь разумно благами, которые расстилает вам природа, но никогда не давайте овладеть собой жажде удовольствий, умейте, напротив, лишить себя их, когда того требуют обстоятельства. Избегайте недозволенных удовольствий, т. е. таких, которые вредны другим или вам самим, не дозволяйте себе никаких излишеств, а чтобы вернее достигнуть, следуйте гигиеническим правилам и советам.
Во время молодости физические и нравственные силы исполняют свои отправления свободно и очень деятельно; чувства, страсти развиваются и разрастаются с той пылкой энергией, которая характеризуем первые движения сердца, первые впечатления души; любовь тогда раздувает тот неугасимый пожар, который в одно мгновение охватывает все человеческое существо. Все определения любви сводятся к доказательству необходимости этой страсти. Древние представляли любовь в виде слепого ребенка, держащего в одной руке светильник, а в другой лук, и на плечах колчан, наполненный язвительными стрелами. Этот символ был логичен и разумен, потому что любовь зарождается произвольно. Самая сильная воля ничего не значить против нее. Греки думали, что не только все смертные подвластны ей, но и боги Олимпа и даже сам владыка грома не изъят от ее власти. Любовь есть – идол, которому поклоняется молодость обоих полов, и которому она посвящает все, что у нее есть самого дорогого, потому что в эту пору жизни любовь – высшее счастье, высшее наслаждение. Ее власть так приятна, ее цепи так легки, что трудно не сделаться ее рабом. И разве любовь не непреодолимая склонность, увлекающая молодость? Разве она не подвергает своих пациентов самым жестоким лишениям, самым ужасным испытаниям? Разве она не заставляет презирать общественное мнение и смерть? Любовь разит героев и злодеев! Она может вдохнуть прекрасные благородные намерения, как и дурные: может подвинуть на вероломство, измену, на преступление!.. Поэтому-то родители должны, насколько хватает их сил, следить за любовью своих детей, когда она начинает развиваться. Если любовь развивает неизъяснимые наслаждения, то она вместе с тем и источник глубоких горестей. Если она – одна из лучших прелестей жизни, то часто она делается и горечью. Если она подвигает на прекрасные благородные дела, то сколько она заставляет делать низостей, глупостей? Если она требует обожания, жертвы, то не побуждает ли она в то же время к измене, подлости, преступлениям и бесславию? Без всякого сомнения, любовь – одно из счастий жизни; она распространяет повсюду жизнь и уничтожает потери, причиненные смертью, но не нужно предавать ей тело и душу. Без сомнения, любовные удовольствия всеми желаются, но неблагоразумно слепо отдаваться этой страсти, не зная наперед, куда она поведет, потому что любовь имеет два лица: одно улыбается, другое делает гримасы; другими словами, существует два рода любви. К первому роду любовь относится боязливая, целомудренная, преданная, постоянная, источник поэзии, прекрасных чувств и героических поступков. Эта любовь довольно редкая, есть счастье, можно сказать, высшее благо! Другая любовь – пылкая, бурная, ревнивая. Это – деспот, капризный тиран, который требует беспрекословного повиновения. Этой любви надо страшиться и бежать, потому что она представляет только лихорадочные восхищения, ее огонь пожирает, сжигает и тухнет так же скоро, как и загорается. Тогда в сердце остается один только пепел, а в жизни – одни слезы. Этой-то любви, любви ветреной, сильной, ревнивой и убийственной, всем надо бежать, как от чумы. Молодые люди, сердце которых заговорило такою любовью, должны употребить все усилия, чтобы уничтожить ее прежде, чем она успеет охватить все существо их. Лучше тысячу раз, сто тысяч раз испытать горесть разорванной, отвергнутой любви, чем быть осужденным навсегда на несчастную, полную скорби, стыда и жгучей боли жизнь…