2
В лагере Северного поселения произошли перемены. Народ начал собираться на центральной площадке поселения – месте для собраний, огороженной деревянной изгородью.
Началось собрание, когда в воздухе возник проекционный образ руководителя поселения – сам он вместе с другими членами Совета находился в административном доме.
– Приветствую вас, те, кто остался на стороне Добра и Разума, не перешел на сторону Зла и Мрака. Книга Жизни гласит, что Создатель всех людей сделал нас свободными: Свобода, равенство и справедливость, братья и сестры, свобода, равенство и справедливость! Только вместе победим силы тьмы и разрушения…
Поводом, который послужил нашей встрече, явились последние события у наших соседей. Силы Правительства и используемых ими мутантов подходят к самым границам нашего поселения. Не дают покоя и мародеры. Необходимо в ближайшие сутки завершить сборы и начать эвакуацию. Ради идеи возрождения старой республики и власти народа прошу не впадать в панику. Есть известия, что на востоке наши поселенцы наладили контакты со странниками с Урала и других местностей континента. Это дает надежду на объединение и совместную борьбу. В любом случае нам нужно торопиться. Соблюдайте указания бригадира Орлова по эвакуации и верьте, что идея Возрождения Старой Республики не умрет и будет жить вечно в сердце каждого из нас…
Затем, после Федора Ивановича слово взяли остальные старейшины: бригадир Орлов, который озвучил план эвакуации, и капеллан Павел, освятивший дело именем Создателя. Народ оживленно переговаривался – все были озабочены новостями.
Молодой человек со светлыми волосами бежал во весь опор через лес на жалобный собачий визг. Собака выла где-то за пределами леса. Через какое-то время лес кончился, и он выбежал на просеку. Невдалеке лежала в кустах и жалобно скулила хаска. Из задней лапы пса что-то торчало. Всеволод, сын инженера-механика Яна Святославовича, подошел к собаке и попытался вынуть предмет из раны. Это была короткая черная пластиковая стрела, выпущенная, по-видимому, из арбалета. Он тревожно огляделся, складки на лбу сошлись, и лицо приняло озабоченное выражение. Пса уже не спасти: стрела, скорее всего, отравлена. Нужно предупредить остальных, что поблизости мародеры. Всеволод аккуратно вынул стрелу из раны. Собака уже не реагировала на боль. Он спрятал стрелу в наплечную сумку.
Молодой человек встал прямо, посмотрел на Солнце и быстрым шагом направился в противоположную сторону, ориентируясь по азимуту. Через некоторое время послышался шум двигателя и звук ломаемых веток. Звук нарастал, и Всеволод едва успел спрятаться в вовремя оказавшийся поблизости овраг. Сверху с шумом пронесся вездеход на воздушной подушке. На борту у него красовался белый знак: две вертикальные линии, пересекаемые одной горизонтальной. Это войска Правительства! Так близко от нашего лагеря. Нужно срочно рассказать Федору Ивановичу…
Осторожно, чтобы не быть замеченным, Всеволод перевалил через овраг и продолжил путь.
Солнце уже садилось, когда он подошел к заставе. Заставой служили несколько поваленных крест-накрест деревьев. Трижды просвистев по-соловьиному, Всеволод прислушался: никто не отвечал. Вдруг перед ним выросла темная фигура антропоида. Весь заросший черными волосами и татуировками на всем теле. В носу и ушах у него торчали кольца из блестящего металла, шею обвивало несколько рядов такой же цепи, Всеволод ощутил тлетворный запах алкогольного перегара. Алкоголь был спасением от невыносимых условий существования этих человекоподобных существ – подумал Всеволод.
В результате генетической перестройки они стали менее схожи по психическим способностям с Homo sapiens, из-за вмешательства ли Центра, или из-за экологически неблагоприятной ситуации – никто толком не знал. Однако это же способствовало необычайному приросту физической силы. Кажется, в старинных рукописях Старой Земли содержались кое-какие сведения о Homo Neandertalensis – дальних родственников людей, – которые имели с ними некоторое сходство.
– Ау-у-у-у! – промычал антропоид, покачиваясь и что-то вынимая из-под полы кожаной куртки. Это был длинный кривой нож. – Уааааааа-у-у-у!!!
Всеволод попятился назад, но его уже поджидал другой верзила с лысым блестящим черепом и цепью, на конце которой красовалась внушительная, напичканная лезвиями и гвоздями булава. Он попытался накинуть цепь на шею молодому человеку, но Всеволод был готов к этому и увернулся, отпрыгнув в сторону. В это время появился третий ублюдок, сжимая в лапах что-то, похожее на арбалет, и все втроем кинулись на Всеволода. Все кончилось бы печально, но вдруг раздался треск и все трое мутантов с поросячим визгом скрылись в лесной чаще. Всеволод встал с земли, отряхнулся и осмотрелся. Со стороны заката кто-то приближался, но из-за лучей Солнца нельзя было рассмотреть.
– Всеволод, это ты? Тебя все обыскались. Быстро давай в лагерь: сегодня ночью отправляемся.
Это был караульный по имени Станислав. В руках у него был электрический дугообразователь. Все вещи, в том числе и дугообразователи, были когда-то разработаны на основе идей легендарного инженера прошлого, Николы Теслы, имя которого в самая замечательная из которых о передаче электричества без проводов была реализована в разработках ученых из лагеря Возрождения Республики. Научные разработки не только помогали выживать, но также надеяться, что само возрождение когда-либо осуществиться и власть зла, когда-то установленная с помощью науки, будет с ее же помощью свергнута.
После смены инженер Белкин должен был пройти антирадиационный контроль и дезактивацию, включающий, в том числе проверку на посторонние предметы. Поэтому он положил платок в углубление предохранителя, который, в свою очередь, – в коробку с запчастями, которая должна была проходить контроль отдельно. После рамки контроля он солгал инженеру-контролеру, что забыл: не оставил ли он отвертку в гнезде предохранителя ядерного реактора. Так как никому не хотелось лишний раз повторять рутинные операции, было решено проверить коробку с запчастями и инструментом. Инженер Белкин с удовлетворением вынул платок и тайком от контролера сунул в его в карман.
Придя вечером домой, что располагался в стандартном многоэтажном доме на 56-м этаже, он заметил, что необычайно устал, и на время совершенно забыл о находке. Этому способствовал сеанс последних новостей и обращение Правительства к гражданам. Сегодня сообщалось, что специальные подразделения правительственных вооруженных сил разгромили группу преступных элементов к северу от Города Свободы. «На месте поселения было найдено много оружия и незаконных конструкций, применяющихся для примитивного производства и хозяйственной деятельности. По данным Агентства государственной безопасности (АГБ), около трехсот поселенцев попало в плен. Лидеры незаконных поселенцев подверглись дезинтеграции. После адаптации к новым современным условиям жизни и психологической помощи эти люди смогут стать полноценными гражданами нашего горячо любимого государства».
Всю ночь Белкин не мог заснуть: ему снился кусок необычайно мягкой белой материи с иероглифом посередине. Вероятно, он выпал, когда Белкин открывал древний отсек с генератором. Таких вещей уже давно нигде не встречалось. Товары в пунктах централизованного обслуживания проходили проверку на безопасность, и этот товар никогда бы ее не прошел.
Образ жизни граждан был унифицирован. Граждане носили одежду согласно Регламенту в соответствии с выполняемой функцией. Это было общеобязательно. Те, кто нарушал Регламент, подвергался психологическому обследованию. Нередко ему давали отпуск или переводили на другое место работы: куда – это было никому не известно.
Административные функции выполнялись работниками Агентства государственной безопасности, составлявшими почти половину населения Города Свободы. Среди работников Агентства государственной безопасности около половины были клонами или кибернетическими организмами – то есть не были автономны, а подчинялись командам из центра. Где был этот центр – никто не знал.
Высшая власть общалась только через телесеть и была представлена тремя соправителями-Триумвирами, составлявшими Правительство Города Свободы. Причем их лица всегда находились в тени, а сами они одевались исключительно в черные мантии.
Только под утро инженер заснул, но через пятнадцать минут сработал централизованный сигнал начала рабочего дня. Через пятнадцать минут должен подъехать первый рабочий транспорт…
– Северный олень, ответьте, прием!.. Это Сокол, вызываю Северного Оленя!.. – Не отвечает, – тревожно произнес караульный, глядя на маленькое переговорное устройство, которое хранило молчание.
– Почему они молчат? Может быть неисправна рация? – спросил Всеволод, оправившийся от недавнего происшествия.
– Боюсь, что у нас проблемы: эта встреча с бандитами не случайна. Нужно немедленно уходить отсюда! – с этими словами Станислав закинул на плечо преобразователь, и вместе с юношей они быстрым шагом направились к мотоциклу, спрятанному в овраге.
Что-то зашуршало снаружи. Всеволод открыл глаза. Мужчина едва смог подняться с жесткой еловой скамьи: после импульсно-динамических кресел для отдыха – столь типичного в XXV веке изобретения, – это было мучением. Ночью ему казалось, что его пытается изнасиловать огромный черный антропоид, который почему-то сначала старался отдавить ему конечности.
Воскресив в памяти события предыдущего дня, Всеволод вскочил и выглянул через слегка приоткрытые ставни окна. Источником шороха были голуби. Они проснулись, как всегда, раньше всех. Не было еще и шести утра. Один из них минуту с удивлением рассматривал Всеволода, наконец, заворковал, и переключил внимание на представительницу своего вида.
Нужно было выяснить, что происходит. В нынешнем положении они были отрезаны от основной части поселенцев. Станислав копался со старым двигателем мотоцикла на дворе.
– Как думаешь, что могло случиться с остальными? – спросил, предупреждая вопрос Всеволода, Станислав.
– После собрания было решено эвакуироваться частями и последний приказ: разделиться на три группы и выдвигаться на главную дорогу. После этого никаких сообщений от Совета не поступало.
Станислав поднялся с колен, бросил универсальный ключ в ящик с инструментами и, обернувшись, внимательно посмотрел в лицо Всеволода.
– Это значит, Правительство еще до этого каким-то образом узнало координаты поселения. Вероятно, карательные отряды уже прочесывают всю местность…
– …И нам в любом случае нужно уходить! – закончил мысль Всеволод.
– Вопрос в том, куда? И что потом? Опыт разведчика подсказывает мне, что нужно сперва выяснить планы противника.
– Правильно, отправляемся прямо в тыл.
…Правительство вело постоянную, непрекращающуюся войну – по крайней мере, так упоминалось в анналах Главного правительственного архива. Каждый день в установленное время сообщалось об успехах Национальной гвардии и вооруженных сил. То здесь, то там появлялись «враги свободы», банды «террористов» и «государственные преступники», которые подлежали уничтожению. Это было элементом манипуляции сознанием населения, и так запуганного, живущего в атмосфере непрекращающейся лжи, искажения информации и тотального контроля за личностью.
На самом деле все было проще. Простота действительности была настолько пугающей, что повергла бы в шок многих правдолюбцев, или искателей истины…
Станислав был лет на десять старше Всеволода, лицо его украшала уже серебристого цвета борода – признак мужественности и жизненного опыта. Видавший виды старенький мотоцикл урча одноцилиндровым мотором пробирался по лесной тропе, иногда теряющейся или переходящей в болотистые участки. Солнце едва пробивалось через высокие сосны и березы, накопившие достаточно сил и готовые показать свою молодость и облачиться в ярко-зеленые одежды раннего лета. Ветер бил прямо в лицо и закладывал уши. Откуда-то доносился едкий запах гари. Они выехали на поляну, где открылась картина недавнего боя: повсюду лежали полуобгоревшие тела, в овраге дымился вездеход, пламя еще пожирало остатки металла и пластика.
Вдруг Станислав резко затормозил – так, что Всеволод едва успел удержаться в седле.
– Мины-ловушки! Видишь красные точки на трупах? – Станислав показал на несколько едва заметных красных отметок на одном из тел, взгляд его как бы затуманился. – Они всегда так делают, эти правительственные войска…
– Они рассчитывают нанести как можно больший вред?
– А ты как думаешь? Их службы безопасности очень хорошо осведомлены в области психологии народов Старого Света. И они очень хорошо знают, что мы всегда хороним погибших…
Осторожно, сойдя с мотоцикла, по своим старым следам они направились в сторону леса. Шагов за сто Станислав поднял с земли камень и запустил его в сторону обгоревших тел. Что-то со свистом вылетело из кустов и прозвучал оглушительный взрыв.
– А-аа! Напрасно я это сделал. Ведь они недалеко и наверняка услышали взрыв! – гримаса сожаления исказила лицо Станислава.
– Нужно уходить отсюда?!
– Нет! Спрячем мотоцикл и посмотрим, кто это сделал…
Станислав потащил их единственное транспортное средство в овраг, а Всеволод стал быстро подбирать валежник и срывать ветки с деревьев.