Наука графология
Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам.
Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и др. Например, известный художник Томас Гейнсборо всегда держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого он работал. Этот метод позволял ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека. Идеи Томаса Гейнсборо нашли отражение в изречении Уильяма Преера, немецкого исследователя, жившего в самом начале XX столетия: «Почерк человека есть почерк его индивидуальности».
Немного истории
Современная европейская графология уходит корнями в античные времена.
Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».
А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.
И на Востоке, в Древнем Китае, уделяли внимание человеческому почерку. Так, китайский художник и философ Йо Хао, живший на рубеже XI–XII столетий, говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В то же время, в 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором неоднократно упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность.
Интерес к психологии личности, в частности к почерку, идет с глубокой древности, однако стройной системы графологического анализа не было вплоть до XVII столетия. Лишь в 1622 году итальянский ученый Камиллио Бальди, физик университета города Болоньи, опубликовал труд под названием «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму». Книга эта хотя и вызвала живой отклик среди людей образованных, но не получила широкого распространения из-за неграмотности большей части населения.
Постепенно число людей, заинтересованных графологическим анализом, стало возрастать. Следующая работа на эту тему была опубликована в 1778 году. Ее автором стал ученый из Цюрихского университета, теолог и поэт Иоганн Каспер Лаватер, считавший, что «каждый человек обладает индивидуальным неподражаемым почерком». Кроме того, он вывел закономерность между почерком и физическим и эмоциональным состоянием человека в момент письма, а также взаимосвязь между почерком, походкой и звуками голоса.
После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.
Вплоть до начала XIX столетия графологический анализ считали просто увлекательной игрой. Однако во Франции аббат Луи Ж. Г. Фландрен, занимавший епископскую кафедру Амьена, а затем ставший архиепископом Камбре, заинтересовался графологией всерьез. Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего графолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена. В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием «Практическая система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графологического анализа.
В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз переиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий.
В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтересовался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал, анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которого было определение интеллектуальных способностей человека. В этом эксперимента, кроме самого Бине, принимали участие семь специалистов-психоаналитиков, каждый из которых получил от Бине по тридцать семь образцов почерка людей, принадлежащих к высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столько же образцов почерка людей преуспевающих. Ученым было предложено определить, к какой группе относится человек с тем или иным почерком, и во всех случаях специалисты дали верные ответы.
В то же время в Германии, на базе одного из университетов, были проведены подобные научные эксперименты. Уильям Преер, профессор университета в Берлине, изучал сходство образцов текста, написанного одним человеком, но по-разному: руками, ртом, ногой, локтевым сгибом и в обратном направлении. В ходе эксперимента выяснилось, что во всех упомянутых случаях присутствовали основные характеристики личности независимо от того, каким способом был написан текстовый фрагмент.
Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг Клягес – автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому виду человеческой деятельности.
Такие движения, характерные для любого человека, являются практически бессознательными. Это ходьба, бег, мимика, способность говорить, жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень почерка, Клягес относил каждый образец к «положительному» или «отрицательному» в плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк говорил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень» – о преобладании отрицательных.
Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анализом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив почерк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умственную ориентацию; буквы, написанные на основной линии (среднюю) зону, характеризующие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологическое поведение и материальные интересы.
В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замедленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графологии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».
В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор психологии университета в Вайоминге Джун Доуни не заинтересовалась семейным сходством почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка.
Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа привнес Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересовался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать, что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим указаниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раскрыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет ли он вообще, – важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные формы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как структуры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим анализом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Международным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа работает, основываясь только на сухих статистических данных.
В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графологического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных движений», ученые писали следующее: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов, через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку».
В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изучением подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательного. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной им «Диаграммы бессознательного».
Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобрела инструмент, позволявший измерять давление ручки на поверхность бумаги, а также много работала с почерками больных, страдающих различными речевыми расстройствами. В 1952 году вышла ее книга «Почерк: ключ к познанию личности», которая по сей день считается классической работой в области графологического анализа.
Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направлении стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге «Психографология». Книга была издана в самом конце XIX столетия. Второе издание увидело свет 1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом столетии был Д. М. Зуев-Инсаров, опубликовавший несколько работ. Это «Строение почерка и характер», «Почерк и личность» и многие другие.
В XX веке интерес к графологии возрос, и многие ученые выпускали на эту тему интересные работы. Среди них такие известные личности, как Даниель Энтони, Ульрих Соннеманн, Надя Олянова, Феликс Клейн, Альфред О. Мендель, Тэя Стейн Левинсон и Ирен Маркус.
Графология и практика
Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.
К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, принадлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствуют твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий, которую можно охарактеризовать как общую поступательную.
Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах
Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельствует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и букв, а также неоднозначное направление линий.
На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме широки и размашисты.
Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь
Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность
Рис. 4. иллюстрирует крайнюю практичность, так как даже текст на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.
Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авторов. В первом случае линейный интервал четкий, во втором – нечеткий.
Рис. 4. В характере доминирует практичность
Рис. 5. Эта личность хорошо организована
Рис. 6. Данному человеку не хватает организации
Скорость написания текста (рис. 7, 8) также говорит о многом. В частности, о том, насколько данный человек терпелив.
Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости
Рис. 8. Данный индивидуум имеет большой запас терпения
Наклоны букв при письме показывают, насколько человек зажат или, напротив, раскован (рис. 9, 10).
Рис. 9. Сдержанный характер
Рис. 10. Этот человек очень раскован
И чем больше почерк конкретного человека отличается от общепринятой манеры письма, тем более своеобразной является его личность (рис. 11, 12).
Рис. 11. Данная личность склонна соблюдать условности
Рис. 12. Самостоятельность и произвольность в решениях
Аккуратность при написании образца текста предполагает дисциплинированность испытуемого. И напротив, небрежность при письме является свидетельством отсутствием всякой дисциплины (рис. 13, 14).
Рис. 13. Самодисциплина достаточно высока
Рис. 14. Недисциплинированность
Не последнюю роль играет и форма букв. К примеру, те, у которых форма сохранена, могут свидетельствовать о ясности мыслей.
Неправильной формы буквы, напротив, говорят о нечеткости мышления (рис. 15–16).
Рис. 15. Ясность в мыслях
Рис. 16. Нечеткое мышление
Тем не менее анализ почерка несколько сложнее, чем демонстрируют предложенные примеры. Индивидуальные эмоционально-психические и физические особенности каждого человека, меняющиеся в зависимости от различных жизненных обстоятельств, представляют собой достаточно сложный предмет исследований.
Сложность графологического анализа заключается в том, что человеческий мозг под влиянием разного рода факторов формирует уникальную в своем роде личность с присущими только ей чертами характера и неповторимой манерой письма.
Поэтому к анализу почерка следует подходить с вниманием, помня о том, что характер человека невозможно оценить однозначно. Заслуженный член Международного общества графологического анализа в Чикаго Элеонора Вивиан утверждает, что «любая попытка сформировать систему оценки не увенчается успехом, потому как жизнь непредсказуема и неповторима; а так как почерк есть описание жизни, анализ его не может быть систематизирован или переложен на математическую основу. Совершить это – значит нарушить чистоту анализа».
Изучение многих тысяч образцов почерка показало, что авторы похожих по написанию текстов обладают и схожими характерами. Например, такие качества личности, как склонность гневаться, эмоциональная активность, привычка много говорить и гордость, являются общими для большинства людей. Однако степень той или иной характеристики личности вариативна. Кроме того, различные черты характера одного человека находятся в тесной связи. К примеру, любитель поговорить может это делать эмоционально, либо сильно преувеличивать, либо изливать сарказм, критиковать, отстаивать свои права, убеждать собеседника с энтузиазмом и пр.
Таким образом, сумма характеристик одного и того же качества личности практически бесконечна, поскольку степень их выраженности варьируется, из-за чего достаточно сложно создать индивидуальный психологический портрет на основе отдельно взятого образца текста. Нельзя также оценивать качества личности как негативные или позитивные, если графологический анализ не проведен полностью. Ведь человеческий почерк меняется день ото дня, поэтому многие скептики негативно относятся к графологии вообще, считая ее научные методы неоправданными и несостоятельными.
Как известно, процесс написания текстов регулирует центральная нервная система. Поэтому в зависимости от эмоциональных и физических факторов, а также изменений внешней среды почерк изменится, если даже данные факторы будут оказывать практически незаметное влияние. Почерк эволюционирует по мере развития человеческой личности, однако общие его черты, точно так же как основные черты характера, сохранятся.
В процессе графологического анализа необходимо также учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и пр.
Запомните: недостаточные знания методов анализа почерка при попытке его толкования принесут вам не пользу, а только вред. Одна книга вряд ли научит вас профессиональному графологическому анализу. Поэтому не стоит стараться провести его на высшем уровне и давать испытуемому какие-либо рекомендации. В графологии существует множество нюансов, и, чтобы дойти до их понимания, требуются месяцы, а иногда и годы усердных наблюдений и практики.
Тем не менее данная книга даст вам представление о графологии в целом, научит давать оценку человеческому почерку и поможет овладеть основными принципами графологического анализа. Прочтя ее, вы будете воспринимать графологию не только как науку, но и как тонкое искусство. Кроме того, попрактиковавшись в анализе чужих почерков, вы сможете полнее разобраться в окружающих вас людях и, самое главное, в самом себе. Подобные знания принесут вам чувство глубокого удовлетворения, и вы сможете ощущать себя хозяином положения.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что человеческий почерк – это прежде всего способ мышления и выражение индивидуальности, а написанные вручную тексты не что иное, как запись духовных, эмоциональных и умственных наклонностей. Поскольку письмо является механическим действием, рукописные тексты можно рассматривать как график бессознательного и внешнее проявление внутренних функций центральной нервной системы. По этой же причине рукописный текст является регистрацией психомоторных импульсов.
Вместе с тем это движение, выраженное в деталях, является уникальным видом искусства, демонстрирующим нам картину психических реакций и отражающим наши потребности и желания. Почерк есть показатель психического здоровья человека, его общественного потенциала и степени ответственности. Кроме того, образец рукописного текста объективно отражает наше субъективное отношение к миру, а также является одним из способов общения между людьми.
Так как в почерке находят выражение наши эмоции, страхи, социальная ориентация, образ мышления, целеустремленность, степень открытости, способности, механизмы защиты, а также совокупность многих других присущих человеку черт, в любой ситуации, связанной с общением между людьми, вам пригодятся навыки графологии, которые вы приобретете после того, как прочтете нашу книгу. Ведь почерк – это объективное и, главное, фактическое отражение черт характера тех людей, с которыми вы имеете дело ежедневно.
Даже владея только основами графологии, вы сумеете достичь максимальной совместимости в супружеской жизни, лучшего понимания при личном общении с близкими, а также более эффективного проведения деловых переговоров. В частности, вы научитесь понимать риэлтора до того, как купите квартиру; сможете проверить продавца на честность до момента подписания контракта; выбрать опытного адвоката; правильно оценить предложение о браке. Вы сможете определить, кто является вам настоящим другом и избежать общения с человеком, который совершенно вам не подходит. Ведь всем известно, что противоречия между двумя собеседниками заканчиваются, когда эмоциональная необъективность сменяется полным пониманием.
Благодаря графологическому анализу руководитель может избежать приема на работу некомпетентного, ненадежного и лживого сотрудника. Ведь претенденты на вакантное место делают все возможное, чтобы работодатель предпочел именно их. Конечно, профессиональные навыки может обнаружить содержание резюме и личное интервью, однако эти методы не смогут дать вам информации ни о личности претендента, ни о его природных способностях, ни о его коммуникабельности. Оценка же почерка будущего сотрудника поможет выявить даже такие свойства его характера, которые ускользнули от вас во время собеседования. Детальный анализ резюме с точки зрения графологии даст возможность определить, действительно ли данный кандидат подходит на рассматриваемую должность.
И напротив, когда вопрос стоит об увольнении сотрудника, графологический анализ позволит руководителю избежать увольнения ценного сотрудника даже в том случае, если тот показывает не лучшие результаты. Такая ситуация может возникнуть вследствие временных проблем, узнать о которых вы сможете с помощью графологии. Анализ почерка сотрудников способен «посоветовать» руководителю, кого надо продвинуть по служебной лестнице как наиболее достойных кандидатов соответственно их профессиональному опыту и навыкам, а также подскажет, как устранить или переориентировать работника, оказавшегося не на своем месте.
Опытные сотрудники внутренних органов и юристы, имеющие дело с документами, в частности при определении их подлинности, нередко используют приемы графологического анализа, чтобы отличить исходный документ от переписанного или поддельного. Кроме того, данный метод применяется при сравнении почерков в случае получения анонимных писем.
Еще одной особенностью графологического анализа является то, что он открывает широкие перспективы для анализа почерка детей при решении психологических и эмоциональных проблем, а также определении образности мышления. Графология востребована и в тех отраслях человеческой деятельности, которые направлены на помощь людям. Это прежде всего относится к психологам, психиатрам, различным консультантам и священникам.
В почерке отражаются все виды психических заболеваний и эмоциональной нестабильности, начиная от шизофрении и паранойи и заканчивая легким беспокойством или сексуальными отклонениями. Преимущество использования графологического анализа в таких случаях состоит в том, что диагностируемого необязательно информировать о проводимом тесте, чтобы избежать непременных вопросов.
Анализ почерка способен предупредить и о вероятной опасности. К примеру, грамотный графолог по одному образцу почерка может определить, насколько реальна угроза насилия или обмана со стороны тестируемого объекта. И если речь идет не о преступнике, а о человеке, ни разу не нарушавшем закон, анализ его почерка даст понять, способен ли он на совершение преступления.
Одной из самых интересных сторон графологии является возможность самопознания. Здесь на ум приходит расхожее мнение о том, что каждый человек обладает тремя характерами: один – это тот, что есть на самом деле, второй – тот, который люди склонны демонстрировать окружающим, и третий – существующий в воображении. Поэтому немногим суждено узнать о себе правду, не прибегая к помощи дополнительных источников, способных дать достоверную информацию. Это становится особенно актуальным, если учитывать, что каждый человек привык видеть в себе только то, что он хочет. Сократ по этому поводу писал: «Жизнь, не подвергнутая сомнению, не стоит существования». А графология помогает нам оценить свою жизнь по-иному: объективно и точно. Кроме того, она может рассказать нам о наших лучших чертах, которым можно найти соответствующее применение.
Однако, несмотря на неоднозначность результатов, графологический анализ все же имеет пределы, как в общем-то и все науки, граничащие с искусством.
1. Почерк не бывает мужским или женским. В нем могут проявляться качества, которые в равной мере являются характеристиками лиц обоего пола. Поэтому в графологии нет метода, позволяющего определить половую принадлежность пишущего. Дело в том, что часть мужчин пишут очень элегантно, в то время как некоторые женщины обладают четким и размашистым почерком, сильно напоминающим мужской. Вследствие чего исчерпывающего анализа почерка возможно добиться только в том случае, если специалист точно знает пол автора текста. В частности, это необходимо для того, чтобы выяснить значение в почерке нижних петель.
2. Почерк не может отобразить физическое состояние объекта и его возраст. Дело в том, что некоторые дети способны думать и действовать как взрослые, а поступки взрослых иногда оцениваются как детские. Почерк ребенка, развитого не по годам, указывает на полностью сформировавшиеся черты характера. И наоборот, детский почерк совершеннолетнего индивидуума свидетельствует о его незрелости. Если автор почерка престарелый человек, буквы при письме выглядят шаткими, что наводит на мысль о болезненности. И чтобы не спутать подобный образец с образцом почерка психически больного человека, графолог должен быть осведомлен о возрасте и физическом состоянии объекта исследования. Невозможно также с помощью графологического анализа выявить склонность человека к полноте и другие особенности его физического строения.
3. По почерку нельзя предсказать будущее. Почерк отражает эмоциональное состояние и черты характера исследуемого только в настоящем времени – на момент написания образца для исследования. Поэтому графолог не может ответить на вопрос о будущей любви, будущем успехе или будущем получении денежных сумм. Графология вообще не имеет никакого отношения к оккультным наукам. Она основана на тщательных наблюдениях и оценке личностных черт, которые на бумаге отражают буквы, присущие почерку того или иного индивидуума. С помощью графологического анализа можно определить, каким образом испытуемый будет реагировать на конкретный возбудитель, однако возникновение той или иной ситуации аналитик предсказать не способен. В том случае, если графолог исходит только из теоретических предположений, он просто обманывает клиента.
4. По почерку невозможно узнать профессию. Графологический анализ даст представление о природных способностях и талантах испытуемого, однако, каким образом он их использует, определить не получится.
Анализ деталей почерка
Графология, как уже говорилось, является не только наукой, но и искусством. Научная ее сторона состоит в тщательном изучении деталей почерка, их оценке и определении критериев человеческой личности. Кроме того, в результате анализа детали систематизируют, чтобы выявить наиболее значимые из них, влияющие на формирование личности, и отбросить те, которые не играют роли для ее развития.
Графология как искусство проявляет себя тогда, когда аналитик выходит за грань обычного наблюдения и сухой оценки фактов и, обобщая их, начинает создавать индивидуальный психологический портрет. Искусство владения графологическим анализом приходит с опытом. Это выражается в глубочайшем понимании собственной психологии и психологии окружающих людей. Достигнув подобных вершин, человек уже получает удовольствие от этой сложной и кропотливой работы.
Организованность почерка
Организованность, или, проще говоря, ровность почерка, свидетельствует об уровне внутренней организации человека. Данная характеристика является определяющей, так как указывает, в каком ключе надо толковать другие детали – положительном или отрицательном. Например, почерк с ровными крупными буквами свидетельствует об активности, энергичности, уверенности и умении выразить себя. Напротив, крупный неорганизованный почерк, плохо ориентированный на листе бумаги, говорит о бесцеремонности, заносчивости и импульсивности.
Хорошо организованный мелкий почерк указывает на разумное использование сил, прилагаемых в нужном направлении, а также способность мыслить и учитывать детали. Плохо организованный мелкий почерк говорит о робости и нерешительности, а также тенденции к сосредоточению на внутреннем мире.
Говоря об общей организации почерка, нельзя не упомянуть, что при рассмотрении образца для графологического анализа равномерность и систематичность букв либо отсутствие таковых качеств сразу же бросаются в глаза. Например, если человек известен вам как твердый в решениях и поступках, определенный в действиях и мыслях, обладающий твердой походкой, а также связной и логичной речью, то и его почерк, как правило, выглядит хорошо организованным и систематизированным. Движений в различных направлениях обычно никогда не удается избежать, однако в таком почерке присутствует определенная закономерность.
О сбалансированности почерка обычно говорят в том случае, когда образец рукописного текста в целом выглядит достаточно ровным. При этом поля со всех сторон должны примерно совпадать, размеры заглавных и строчных букв – быть практически одинаковыми, наклон – постоянным, строчки – распределены по странице равномерно, а буквы – не отличаться по высоте и написаны с равным нажимом. Такой почерк выглядит простым и понятным, поскольку текст написан разборчиво и ясно (рис. 17).
Рис. 17. Хорошо организованный почерк
Хорошую организованность почерка в сочетании с прочими положительными показателями можно считать позитивной характеристикой индивидуума. Это свидетельствует о стабильности и хорошей сбалансированности стремлений и чувств, а также ясности мыслей и богатстве внутреннего мира. Люди, обладающие такого рода почерком, ответственны и надежны. И если вы встречаетесь с подобными людьми в повседневной жизни, то в постоянстве их отношений и чувств можно не сомневаться.
Напротив, бессистемный и неорганизованный почерк представляет картину, обратную описанной: поля при написании текста либо не соблюдаются вообще, либо имеют разные размеры, пропорции строчных и заглавных букв нарушены, наклон в каждой строчке разный, а сами строчки распределены по странице неравномерно. При этом буквы написаны с неодинаковым нажимом и получаются разной высоты. Такой текст в целом выглядит небрежным и неэстетичным (рис. 18).
Рис. 18. Плохо организованный почерк
Плохо организованный почерк свидетельствует о том, что в жизни его обладатель чувствует себя неуверенно и неопределенно. Он не сумел ассоциировать свой образ мыслей и действия с одной из существующих систем. Поэтому мысли и чувства такого человека не могут отличаться ясностью или постоянством. Кроме того, для обладателей неорганизованного почерка характерны безответственное поведение и отсутствие самоконтроля.
Однако если хорошо организованный почерк при всей своей системности не претерпевает никаких изменений, то его обладателю свойственны такие негативные качества, как излишнее постоянство и даже навязчивость, что является все-таки отрицательной характеристикой. Чрезмерно ровный почерк зачастую есть признак притворства, монотонности и неумеренной требовательности. Для положительной оценки нужно, чтобы в тексте испытуемого встречалось некоторое количество знаков, отличных от общей организации. Это говорит о способности принимать спонтанные решения и быстро адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям.
Размеры почерка
Размер почерка, или величина букв, отображает отношения автора текста с окружающими его людьми, а также его реакцию на внешние раздражители. Кроме того, размеры букв при письме могут указывать на то, какое место индивидуум отводит для себя в жизни, то есть результаты анализа могут дать ответ о степени эгоцентризма человека. По размерам почерка можно определить, какой именно образ жизни предпочитает испытуемый: созерцательный или активный. Для того чтобы определить размеры почерка, достаточно измерить высоту букв в каждой строчке. Почерком средних размеров считают почерк с высотой букв около 3 мм (рис. 19).
Рис. 19. Почерк средних размеров
Точно так же как человек, обладающий высоким ростом, выделяется среди толпы, почерк крупных размеров сразу бросается в глаза. Обладатели такого почерка, как правило, активны, общительны, словоохотливы и экспрессивны. Они смелы и самоуверенны, предпочитают двигаться вперед, иногда суетятся, и им необходимо большое жизненное пространство, чтобы израсходовать запасы энергии. Подобные личности открыты для общения с окружающими, а их взгляды на жизнь отличаются многогранностью. Они хорошо видят картину мира в целом, однако не уделяют должного внимания деталям.
Обычно человек, пишущий крупным почерком, относится к окружающим с пониманием и всегда готов выслушать и принять новую точку зрения. Однако в то же время он старается всегда оставаться в центре внимания. Поэтому может хвастаться, притворяться, быть невнимательным и даже лгать. Таким людям по большей части не хватает умения сосредотачиваться на одной проблеме, у них слабый самоконтроль. Они всегда готовы быстро действовать, но отнюдь не размышлять (рис. 20).
Рис. 20. Почерк крупного размера
Мелкий почерк, напротив, указывает на смирение и скромность. Автор подобного образца обычно скрытен, особенно вне своего близкого окружения, поскольку имеет склонность к преуменьшению собственной значимости. В отличие от обладателя крупного почерка, тот, кто пишет мелко, не любит привлекать к себе внимание ни во время торжеств, ни вообще в жизни. Таким людям не нужно большое пространство, чтобы почувствовать себя комфортно. Сильной стороной их является ум, но они много думают над своими проблемами, что нередко становится помехой для действия. Нередко сосредоточенность на деталях мешает им составить цельную картину происходящего.
Эти люди привыкли думать над четко сформулированными задачами, а их взгляды на жизнь в целом очень узки. Если же мелкий почерк еще и тонкий, то такой человек склонен жить в созданном им собственном мире. Кроме того, он всегда чувствует себя зависимым от окружающих и оценивает свое положение как подчиненное. Некоторые известные исторические личности обладали мелким почерком, например Альберт Эйнштейн и известный индийский деятель Ганди. Однако эти личности благодаря своей целеустремленности оказывали на окружающих большое влияние. Но в общем такие люди не склонны к решительным действиям: им больше нравится размышлять (рис. 21).
Рис. 21. Мелкий тонкий почерк
Люди со средним по размерам почерком умеют найти компромисс между мыслительными процессами и активным действием. Они не привыкли переоценивать собственные возможности, точно так же как и недооценивать их. Подобные люди, в зависимости от индивидуальных характеристик, могут быть как замкнутыми, так и общительными. Многие из них предпочитают действие, однако чрезмерная логичность мышления не дает им долго концентрировать внимание на деталях.
Если размер почерка неустойчив, это говорит об умении приспосабливаться и при необходимости уступать. Вкупе с другими положительными чертами личности неустойчивый размер букв указывает на разносторонние взгляды и интересы своего обладателя. Если говорить о негативных характеристиках, то таким людям свойственны импульсивность, неумение принимать решение и недостаточный контроль за эмоциональной сферой.
Если размеры почерка меняются даже в пределах одного предложения, значит, самооценка его обладателя неустойчива: уверенность в своих силах часто сменяется скромностью в зависимости от обстоятельств. Если говорить о положительных чертах характера такого человека, то подобная особенность означает, что он хорошо умеет справляться с неожиданными трудностями. Отрицательными чертами такого индивидуума являются периодически возникающие состояния неопределенности, которые мешают ему принимать решения.
Линии
Начав писать, человек обычно ставит карандаш или ручку на воображаемую линию, после чего начинает передвигать руку вдоль нее, рисуя буквы и штрихи. Вначале направляет ручку вверх, затем вниз, таким образом заканчивая писать определенную букву. Учитывая эти инстинктивные движения, люди установили всем известные правила написания букв, а также отдельных слов и даже предложений.
Эта воображаемая линия отнюдь не является чемто произвольным. Ее природа берет начало в глубинах нашего сознания, в центре внутреннего «я», поэтому есть одна из главных составляющих графологического анализа. По сути, данная линия – самая важная деталь, оценив которую любой графолог может узнать об основных свойствах той или иной личности. Линия почерка – видимое отражение реального отношения человека к происходящим с ним событиям. Кроме того, это и способ выражения эмоций в самых разных жизненных ситуациях. Таким образом, воображаемая линия письма определяет порог сознания, проводя черту между ним и подсознанием.
На воображаемой линии письма человек расставляет буквы, руководствуясь не только физическими, но и психическими механизмами. Однако сам процесс письма наше сознание контролирует не полностью. Даже в тех случаях, когда бумага разлинована, пишущий склонен придерживаться при письме своей собственной воображаемой линии, так или иначе игнорируя существующую. Люди, выбирающие для письма линованную бумагу, как правило, предпочитают придерживаться определенного жизненного плана. Те же, кому нравится писать на чистом листе бумаги, часто обладают независимым характером, соблюдают меньше условностей и обладают большей спонтанностью в решениях.
Таким образом, воображаемая линия письма как бы является той почвой, которая находится под ногами у любого пишущего человека. Если индивидуум ступает по ровной дороге, то ноги его ощущают твердость опоры, и он чувствует себя уверенно и безопасно. Напротив, идя по каменистой, неровной поверхности, человек испытывает дискомфорт, так как есть опасность оступиться и даже упасть. В этом случае уверенности у него гораздо меньше. Если же почва не только камениста, но и ухабиста, с неожиданными провалами и пригорками, мы, как правило, испытываем постоянное напряжение.
Примерно так же можно оценить и воображаемую линию почерка. Если она достаточно ровная, то справедливо говорить о постоянстве и надежности поведения испытуемого. И напротив, неровная линия письма свидетельствует о недостаточной внутренней стабильности человека. Способность писать ровно, на одной воображаемой линии больше, в первую очередь отражает постоянство чувств и эмоций. Обладатели такого рода почерков, как правило, заслуживают всяческого доверия, поскольку отличаются спокойствием, надежностью и полностью контролируют свои мысли, чувства и проявления эмоций (рис. 22).
Рис. 22. Стабильность поведения
Тем не менее, если индивидуум слишком строго следует воображаемой линии письма, графологи характеризуют его личность с не совсем положительной стороны (рис. 23). Такого рода особенность присуща личностям, подсознательно ощущающим потребность в непрестанном контроле за собственными эмоциями. Эти люди редко бывают отзывчивыми, их реакции на раздражители всегда предсказуемы, а поведению свойственны монотонность и притворство. Особенно это относится к тем, чей почерк внешне напоминает идеальный: все буквы одинакового размера, пробелы слишком четкие, а форма букв уж больно аккуратна. Таким людям часто не хватает гибкости ума и характера, умения уступать или принимать спонтанные решения.
Рис. 23. Требуется тщательный контроль над эмоциями
Поэтому небольшой изгиб воображаемой линии не просто допустим, но и желателен, ведь это одно из положительных качеств личности. Гибкая в пределах нормы линия – если она не слишком изогнута в ту или иную сторону – говорит о спонтанном характере человека, который в состоянии с легкостью справиться со сложностями, возникающими в разного рода ситуациях. Такие индивидуумы, как правило, легко справляются не только с логическими задачами, но и с проблемами, вызывающими неожиданные эмоции и чувства (рис. 24).
Рис. 24. Умение принимать спонтанные решения при преодолении трудностей
Рис. 25. Неуравновешенная личность
Если воображаемая линия письма изгибается слишком сильно, значит, автор данного текста склонен к частой перемене настроения. Обычно о подобных людях сложно сказать, что они твердо стоят на ногах (рис. 25). Испытуемый с волнистой линией почерка относится к людям, принимающим близко к сердцу любые события, даже те, что происходят не с ними. Нередко такие люди испытывают недостаток в контроле над собственными эмоциями. Неритмично изменяющаяся линия часто говорит о внутренней тоске, что делает подобные натуры плохо предсказуемыми. Однако в последнем случае нужно учитывать не только направление воображаемой линии, но и ряд других характеристик почерка.
Неровная, «пляшущая» воображаемая линия почерка вкупе с другими отрицательными показателями, к примеру таким, как недостаток самоконтроля, указывает на эмоционально-психические нарушения. В подобных случаях очень важно тщательно проанализировать данную особенность, принять во внимание другие характеристики, а также внешние обстоятельства, сопутствовавшие написанию текста. Возможно, человеку было просто неудобно писать, из-за чего линия его почерка изогнулась невыгодным для него образом (рис. 26).
Рис. 26. Этот человек плохо контролирует свои эмоции
Направленность линии
Направление воображаемой линии и то, как строго его придерживается испытуемый, является важным показателем, определяющим отношение человека к жизни. В зависимости от общего настроения во время написания текста направление воображаемой линии может меняться, а значит, для точного определения психологического типа личности нужно проанализировать не один текст, вышедший из-под руки этого человека, а несколько, и только после этого делать какие-либо выводы.
Если воображаемая линия письма направлена вверх, то испытуемый полон оптимизма, надежд и от души радуется жизни (рис. 27). Он позитивно воспринимает все происходящее с ним, что находит отражение в его энтузиазме, манере поведения, приятной для окружающих, и динамичном подходе к жизни. В первом случае направленная вверх линия письма дополняется крупным почерком; во втором случае ей должны сопутствовать негативные характеристики – такие, как агрессивность или склонность к сарказму; в третьем – почерк автора текста должен быть четким, а заглавные буквы во много раз превышать по размеру строчные.
Рис. 27. Жизнеутверждающий оптимизм
Если линия письма имеет четкую вертикальную направленность, то автор текста страдает от чрезмерной оптимистичности, граничащей с эйфорией. Ему также не хватает здорового ощущения реальности. В некоторых случаях подобное направление линии письма является признаком мании. Но чаще обладатель такого почерка просто витает в облаках.
Воображаемая линия письма, идущая вниз, характеризует автора образца как человека с более пессимистичными взглядами на жизнь (рис. 28), если, конечно, текст был написан не в состоянии усталости, обострения заболевания, общей подавленности настроения либо депрессии. Все эти «если» можно определить, попросив автора написать еще несколько образцов и проанализировав их более тщательно, учитывая другие показатели.
Рис. 28. Негативное отношение к действительности
Если и эти тексты мало отличаются от первого образца, то данный индивидуум, скорее всего, пессимист, который смотрит на окружающий его мир без малейшего энтузиазма. Кроме того, подобные личности, как правило, всегда мрачны или чем-то обеспокоены, ведь им постоянно кажется, что что-то идет не так, как нужно, хотя на самом деле все в порядке.
Иногда воображаемая линия письма идет ровно почти через всю страницу, но ближе к концу начинает загибаться вниз. Эта тенденция говорит о том, что автор данного образца долгое время пребывает в спокойном состоянии, но затем что-то или кто-то внезапно его обескураживает или озадачивает, по какой-либо причине обладатель почерка вдруг упал духом, потерял надежду на удачу.
В тех случаях, когда линия письма четко пересекает страницу поперек, графологи расценивают этот факт как прямой показатель решительности, целеустремленности и уравновешенности характера (рис. 29).
Рис. 29. Целеустремленный, уравновешенный и решительный характер
Обладатель подобного почерка, как правило, эмоционально стабилен, он хорошо справляется со своими заботами и проблемами, причем не только с повседневными, но и с теми, что могут навалиться внезапно. Когда строго перпендикулярная линия письма прослеживается во всех образцах почерка, данный показатель следует подтвердить дополнительно, используя прочие характеристики почерка.
Если линия письма то поднимается, то опускается, образуя на бумаге что-то похожее на арку, значит, автор этого текста по природе деятелен, оптимистичен и полон энтузиазма (рис. 30). Однако существуют ситуации, когда данный человек становится менее энергичным и более серьезным и практичным. Отдельно же взятый опущенный конец строчки свидетельствует об обескураженности, депрессии и даже крушении всех надежд.
Рис. 30. Энтузиазм и оптимизм
В том случае, когда линия письма сначала немного опускается, а затем вновь поднимается, образуя вогнутую конструкцию, можно сказать что автор данного текста не является энтузиастом (рис. 31). Но со временем у него может выработаться достаточно энергичная манера поведения, а также здоровый оптимизм.
Рис. 31. Отсутствие природного энтузиазма
Интервалы
Интервалы в почерке, подобно общей его организации, говорят о стиле поведения и образе мышления индивидуума. Ведь если человек взял чистый лист бумаги и стал на нем что-то писать, значит, его целью является донесение до адресата своих мыслей, то есть осуществление контакта. В том случае, когда предмет общения известен и понятен, автор текста сгруппирует слова, буквы и строки таким образом, что адресат, взяв в руки сообщение, быстро и легко поймет написанное. И даже когда пространство бумаги ограниченно, коммуникабельный и ясно мыслящий автор строк сумеет использовать его рационально. Напротив, почерк некоммуникабельного и нелогично мыслящего человека будет полностью отображать его бедный внутренний мир: буквы и слова получатся словно слепленными, а строчки – неровными.
Интервал между строчками
Внимательный человек, четко осознающий свои действия, при написании оставит между строчками достаточно большой интервал, чтобы буквы одной строки не касались букв другой. То есть текст строки, написанной сверху, не будет «наезжать» на текст нижней. Средним размер междустрочного интервала считается в том случае, если он не слишком широк и не слишком узок. Это говорит о ясности мышления и хорошей организованности. Если человек при письме выдерживает подобный интервал на протяжении всего текста, то заявленная характеристика является постоянной. Кроме того, ровные интервалы между строками в сочетании с другими положительными характеристиками свидетельствуют о зрелости личности, разумности подхода к проблемам, искренности чувств и умении общаться с окружающими (рис. 32).
Рис. 32. Ясность и организованность ума
Рис. 33. Состояние эмоционального или умственного замешательства либо просто неорганизованное мышление
Если строки путаются, значит, их автор страдает неорганизованностью мышления либо находится в состоянии умственного замешательства (рис 33). Человек, который пишет подобным образом, постоянно склонен или к нерешительности, или к импульсивности. Иногда оба этих качества сочетаются друг с другом. Такой человек часто бывает занят чем-либо временно. В сочетании с крупным почерком данная черта говорит о том, что индивидуум не в состоянии уделить должное внимание какому-либо одному из своих многочисленных увлечений. И чем сильнее путаются строчки, тем больше у него разнообразных склонностей и интересов.
В том случае, если строки «закручиваются» либо частично совпадают, их автор находится в состоянии полного замешательства, его мысли лишены даже признаков логики и он с трудом отличает реальность от вымысла. При этом его чувства и мысли так спутаны, что человек не знает, какому из импульсов следует подчиниться. Поэтому его поступки могут быть безответственными и необдуманными. Такого рода неуверенность в мыслях говорит о недопонимании социальных норм и границ (рис. 34).
Рис. 34. Отсутствие логического мышления
Рис. 35. Потребность в разнообразии и частой смене жизненного темпа
Но если петли или другие выступающие фрагменты букв одной строчки попадают на верхнюю или нижнюю строчку при одновременном соблюдении среднего междустрочного интервала и разборчивости написанного, человека следует отнести к положительному и активному интеллектуальному типу. Такие личности чаще всего ищут разнообразия, они нуждаются в частой смене темпа жизни и нередко бывают заняты сразу в нескольких сферах человеческой деятельности (рис. 35).
Если интервал между строчками можно охарактеризовать как большой, то общие характеристики автора текста будут не самыми блестящими. Обладатель такого почерка, как правило, отстранен либо в социальном, либо в психологическом плане. Он склонен к скепсису, поэтому очень осторожен (рис. 36). Подобные личности предпочитают наблюдать жизнь как бы со стороны, предпочитая не принимать активного участия в ее процессах. Кроме того, большое расстояние между строчками является одним из показателей утонченности натуры.
Рис. 36. Психологическая или социальная отстраненность
Рис. 37. Бережливость, экономность и осторожность
Если промежуток между строчками слишком узок и буквы при этом не «наезжают» на соседние строки, то автор текста бережлив, экономен и осторожен (рис. 37)
Периодически изменяющийся интервал между строками свидетельствует о частой смене реакций и чувств. Обладатель такого почерка очень разносторонен, его эмоции меняются так же часто, как меняется интервал между рукописными строками. Если в смене интервалов не прослеживается регулярность либо прослеживается, но очень нечетко, то автор текста является человеком непредсказуемым, неуравновешенным и безответственным (рис. 38).
Рис. 38. Склонность к перемене реакций и чувств
Интервалы между отдельными словами
Интервал между отдельными словами символически отражает объем физического и психологического пространства, необходимого автору текста для того, чтобы почувствовать комфорт.
Расстояние между словами рукописного текста считается одним из показателей отношения его автора к окружающим людям.
Стабильные пробелы одной ширины говорят о том, что человек с уважением и пониманием относится к социальному неравенству и ведет себя адекватно при знакомстве с новыми людьми. Кроме того, одинаковая величина интервалов между словами считается признаком надежности и стабильности в межличностных отношениях (рис. 39).
Рис. 39. Надежность и стабильность в отношениях с людьми
Неодинаковые и постоянно меняющиеся промежутки между словами являются признаком непостоянства в контактах с другими людьми. Автор такого текста в одном случае предпочитает тесное общение, однако в других старается держаться на почтительном расстоянии (рис. 40).
Рис. 40. Неоднозначные отношения с окружающими
Слишком узкие пробелы между словами указывают на то, что автору данного текста не нужно большое жизненное пространство и что он умеет ладить с окружающими. Такие индивидуумы чувствуют себя комфортно при самом тесном общении (рис. 41), поскольку предпочитают держаться ближе к другим. Если узкие пробелы сочетаются с крупным либо несколько спутанным почерком, то автор стремится к доминированию в отношениях с окружающими и отличается разговорчивостью. Слишком маленькое и узкое расстояние между словами свидетельствует о том, что человек боится стать независимым.
Рис. 41. Умение ладить с людьми, тесно общаясь с ними
Испытуемый, старательно оставляющий между словами широкие промежутки, нуждается в большом личном пространстве. Автор подобного текста любит много времени проводить в одиночестве (рис. 42). Он стремится к независимости, предпочитает размышления наедине с собой и умеет по желанию изолировать себя от окружающих, причем не только в буквальном, но и эмоциональном плане. Нередко подобные личности не любят чужих прикосновений: это воспринимается ими как посягательство на их частную жизнь. Большое расстояние между словами оставляют и люди осторожные, которые живут согласно пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Рис. 42. Потребность в большом личном пространстве
Чрезвычайно большое расстояние между словами говорит об отстраненности автора такого текста, его страхе перед тесными контактами и интимным общением. Подобным людям бывает очень трудно завязать близкие отношения с окружающими из-за панической боязни потерять индивидуальность. Наличие широкого интервала между словами считается также одним из показателей паранойи.
Идеальным интервалом между словами является средний, который нельзя охарактеризовать ни как узкий, ни как широкий.
Умеренные, ровные промежутки, разделяющие слова, есть показатель трезвости ума и социальной зрелости. Обладатели такого почерка, как правило, не то чтобы полностью независимые люди, однако их нельзя назвать и подверженными чьему-то влиянию. Подобные личности охотно контактируют с окружающими, не опасаясь при этом ни вторгнуться в чей-либо внутренний мир, ни потерять индивидуальность.
Ширина букв
Ширина букв в рукописном тексте отображает восприятие самого себя и отношение к собственной личности. Если буквы слишком узкие, то автор склонен к самоуничижению и даже самоуничтожению. Возможно, он настолько застенчив, что с трудом способен выражать свои чувства. Тесно написанные, словно спрессованные буквы свидетельствуют об осторожности в отношениях с окружающими и предельном консерватизме. Такие люди очень часто страдают от непонимания собственного «я» (рис. 43).
Конец ознакомительного фрагмента.