Вы здесь

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии. Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова (Н. П. Киреева)

Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Материал включает два раздела:

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

Раздел 2. Правописание согласных в корне слова

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Общие положения

2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

3. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

4. Чередование гласных в корне

Тема 1. Общие положения

Как уже говорилось, безударные гласные в корне слова являются орфограммами, так как они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование гласных звуков, то есть данная орфограмма относится к разряду фонетических орфограмм.

Звуки, из которых состоит слышимое слово, неравнозначны. Часть звуков является смыслоразличительными, опорными для понимания смысла слова, и они обозначаются буквами без предварительной проверки. Другие звуки при обозначении их буквами необходимо проверить, так они имеют неполную различительную способность.

Так, безударный звук А с словах гора и трава имеет неполную различительную способность, так как может представлять различные смысловые звуки —фонемы О и А.

Звуки с неполной различительной способностью находятся в слабых позициях, а смыслоразличительные звуки (или фонемы) в сильных позициях.


Фонетическим (или позиционным) чередованием называется чередование смыслоразличительных звуков и звуков с неполной различительной способностью при изменении их позиции внутри одной морфемы в разных словах. Для гласных такое чередование происходит при смене ударной и безударной позиции звука: реки – река, воды – вода.

Гласные в безударной позиции меняются не только по своим функциям – также происходит их количественное и качественное изменение. Безударные гласные короче ударных и произносятся с меньшей силой, артикуляция их менее энергичная, а язык занимает положение, близкое к нейтральному. Например, звук О в безударной позиции после твердого согласного произносится, как звук похожий на А. Такие изменения гласных звуков называются редукцией.


Общий принцип решения

Перед записью слова необходимо восстановить звуковой (фонемный) состав корня, для чего определяются слабые позиции звука, в которых возможно фонетическое чередование; для гласных – это безударные позиции. Для восстановления звукового состава корня применяется один из следующих методов решения:

А) Проверка гласных ударением: водянОй – вОдный – корень ВОД.

Б) Выбор гласных по словарю, если проверку сделать невозможно: апельсин.

В) Определение нужной буквы с помощью правила для чередующихся корней, например: росток – корень РОСТ, буква О в корне слова перед СТ запоминается как исключение.

Тема 2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

1. Основное правило

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо его изменить или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемый гласный находился под ударением (подвижность русского ударения позволяет нам сделать это):

моря море, земля земли, писать пишет проверка безударной гласной при изменении слова при подвижном ударении,

редеть – редкий, морской – море, лесной – лес проверка безударной гласной с помощью родственных слов.


Но почему орфограмма с такой простой формулировкой считается трудной?

Действительно, правило, которое изучают уже в начальной школе, формулируется подкупающе просто.


В то же время эта простота весьма обманчива: при проверке от вас потребуется: определенный уровень знания лексики языка, понимание значения корня и умение определить родственные связи однокоренных слов.

В ряде случаев при подборе родственного слова возникают трудности, и тогда следует обращаться к толковому словарю, например: очаровательный чары, обаятельный – баять, байки, благословить благо, слово.

2. Особенности решения орфограммы

Безударную гласную в корне глаголов не следует проверять с помощью глаголов с суффиксами ЫВА/ИВА, так как в этом случае в корне слова происходит перегласовка О/А: смотреть – рассматривать, колоть – раскалывать. Для проверки следует использовать другие слова: рассмотреть смотр, расколоть колет.

Ещё одну особенность при проверке безударных гласных представляют корни с чередованием Е/Ё (историческая связь этих букв рассматривалась ранее).

Проверка безударной гласной Е в таких корнях делается при помощи всегда ударной гласной Ё: село сёла, весна вёсны, теплеть тёплый, далеко далёкий.

3. Парные варианты с корнями-омофонами

Омофонами называются корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение и разное написание. Правильный выбор буквы в таких корнях возможен только при анализе контекста:

посвятить (свято) другу – посветить (свет) фонарём,

умалять (мал) заслуги – умолять (молит) о помощи,

частота (частый) колебаний – чистота (чистый) в доме,

флаг развевается (веять) – ребёнок развивается (развитие),

приведение (привёл) в чувство – привидение (видеть) в замке,

быстро поседеть (сед, седенький) – посидеть (сидя) на лавке,

старожил (старый) – сторожил (сторож).

Тема 3. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

Если безударный гласный нельзя проверить ударением с помощью родственных слов, то выбор буквы для его обозначения следует проконтролировать по орфографическому словарю.

Так решается орфограмма для большого количества заимствованных слов, многие из которых являются многосложными, а также ряда исконно русских слов.


1. Использование этимологического словаря

Во многих случаях, когда нельзя сделать проверку корневой гласной по состоянию современного языка, такая проверка может быть сделана с помощью этимологии – науки о происхождении слов; при этом часто становятся очевидными исторические связи слов, которые в современном языке не считаются родственными.

Во-первых, даже если безударный гласный в конкретном слове нельзя проверить ударением, знание всего семейства исторически родственных для него слов является полезным, так как в этом случае запоминается написание не одного слова, а целой группы:

капуста, капитан, капрал, капитал, капот, капюшон от caput (лат.) — голова,

монастырь, монокль, монолог, монополия от monos (греч.) – один, одинокий.

Во-вторых, с помощью этимологического словаря можно установить родственные связи со словами, для которых можно сделать проверку безударного гласного в корне:

печать, печатать, запечатлеть, впечатление — от печь, так как выжигание печати происходит в печи, также допекать, печаль (перен. значение),

манжеты, маникюр, манеж, манипуляция, маневры – от manus (лат.) – рука.


Когда использование этимологического словаря действительно полезно?

Словарь удобно использовать в тех случаях, когда с его помощью можно определить связь проверяемого слова с современной лексикой.


2. Иноязычные элементы в составе русских слов

Иноязычные элементы входят в состав многих слов, при этом их написание, как правило, соответствует написанию исходного языка, обычно греческого или латинского, например:

avis греч. авиа птица авиация, авиатор, авиалайнер

aqua лат. аква вода акваланг, акварель, аквариум

dia греч. диа через диагноз, диагональ, диалог

cata греч. ката вниз; через катакомбы, каталог, катастрофа

Тема 4. Чередование гласных в корне

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эту орфограмму составляет группа корней с чередованием А/О и Е/И, выбор нужной буквы осуществляется по правилу. Чередование звуков в корне – явление вполне обычное, например: пою – петь, мою – мыть – чередование гласных О/Е и О/Ы. Такое чередование связано с историческим развитием языка и определяется на слух, так как звук находится в сильной (ударной) позиции.

Если историческое чередование совпадает с фонетическим чередованием А/О и Е/И, то в безударной позиции запись корня по слуху невозможна. В этом случае для выбора гласного в безударной позиции приходится применять правило.


– Опять учите правила! А разве нельзя выбрать одну форму написания и не отражать чередование гласных на письме?

– Нет, обойтись одной графической формой здесь нельзя. Никто не изобретает правила, чтобы просто осложнить правописание, и для отражения чередования гласных на письме есть важные причины.


Иногда оба гласных в данном корне встречаются в ударной позиции: кланяться – поклон, творчество – тварь; соответственно, в безударной позиции выбор нужной буквы приходится делать по правилу.


В других случаях существование двух форм написания объясняет историческая грамматика, например: собирать (несовершенный вид) – соберу (совершенный вид), корень БИР/БЕР.

Общий метод решения

Общее решение орфограммы состоит в том, что корни с чередованием гласных делятся на несколько тематических групп, для каждой из которых существует свое правило выбора нужной буквы. Практически в каждой группе встречаются слова-исключения, не соответствующие основному правилу. Всего будет рассмотрено пять таких групп.


Выбор буквы по правилу делается только в безударной позиции звука; информация о том, что следует писать под ударением, является излишней (то есть даётся только для справок), так как гласные в ударной позиции пишутся по слуху.


И еще раз отметим, что все правила носят формальный характер: они ничего не объясняют, но помогают удобным способом запомнить информацию.


§2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ

Группа 1. Гласная А или О задается в безударной позиции

К этой группе корней относятся корни ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, ТВАР/ТВОР, КЛАН/КЛОН, ПЛАВ/ПЛОВ.

В названной группе корней выбор гласных наиболее сложен для понимания: правила носят чисто формальный характер, то есть не имеют объяснений или объясняются с точки зрения исторической фонетики, что не придает им ясности.

Тем не менее, решение орфограммы необходимо обосновать, но при этом следует опираться на современную фонетику и толковые словари. Иначе говоря, правила должны быть понятны и актуальны для современных носителей языка.


– Может быть, такие объяснения вообще не нужны?

– Конечно, можно механически заучить правила, особенно не вдумываясь в их содержание, но это метод формальной орографии. Небольшое количество информации о причинах орфограммы и обоснование ее решения позволяет понять правомерность правил, а также способствует их лучшему запоминанию.


1. Корень ГАР/ГОР

В безударной позиции пишется ГОР: гореть, горелый, загореть, выгореть, разгореться.

Но: гарь, огарок, угар, загар, под ударением пишется ГАР по слуху.

Выбор гласной О может показаться необоснованным, так как ГОР не встречается в ударной позиции, поэтому следует обратиться к этимологии.

Слово гореть содержит общеславянский корень ГОР, который выделяется также в слова горький, горе: горький – это тот, который жжётся; горе – аналогичное значение, сравнить: допекать – печаль.

Таким образом, смысловое значение корня передает именно форма ГОР, а не отдельные слова с перегласовкой О/А, которые можно отнести к периферийной лексике.

Что касается слов гарь, угар, загар с усеченной основой, то чередование О/А обеспечивает их удобное произношение и смысловое прочтение.

2. Корень ЗАР/ЗОР

В безударной позиции пишется ЗАР: заря, озарить, озарённый, зарница, зарянка.

В ударной позиции пишется ЗАР и ЗОР по слуху: зарево, зори, зорька.

Заря буквально – это свет, то, что позволяет видеть, родственные слова: зреть, зрение, зоркий, Основное значение корня передает форма ЗАР, а ЗОР удобна для произношения под ударением: заря – зори.

Исключение

Глагол «зоревать» со значением «встречать зори» в безударной позиции имеет корень ЗОР и тем самым отличается от корня ЗАР в глаголе озарить со значением освещать. Кроме того, форма «заревать» с буквой А неудобна для письма, так как ЗА в начале глагола может восприниматься в качестве приставки.

3. Корень ТВАР/ТВОР

В безударной позиции пишется ТВОР: творить, творец, претворить, растворить, сотворить. В ударной позиции пишется ТВОР и ТВАР по слуху: творчество, тварь.

Исключение

Утварь – обычная перегласовка О/А для основ с нулевым суффиксом.

ТВОР – общеславянский корень, родственное слово: твердый; творить буквально – делать твердым. Основное значение корня передает форма ТВОР, вариант ТВАР в слове тварь более удобен для произношения.


4. Корень КЛАН/КЛОН

Этот корень похож на корень ТВАР/ТВОР. В безударной позиции пишется КЛОН: поклониться, наклониться, преклоняться, склонение.

В ударной позиции пишется КЛОН и КЛАН по слуху: поклон, наклон, кланяться

Корень КЛОН – общеславянский корень, клонить дословно – нагибать. Основное значение корня передает форма КЛОН, вариант КЛАН является перегласовкой.

5. Корень ПЛАВ/ПЛОВ, также ПЛЫВ

В безударной позиции пишется корень ПЛАВ: поплавок, плавучий, плавник, жук-плавунец.

В ударной позиции также пишется корень ПЛАВ по слуху: плавать, плавательный.

Корень ПЛЫВ во всех позициях пишется по слуху: плыть, плывущий, плывун.

Исключение: пловец, пловчиха, корень ПЛОВ

Корень ПЛАВ/ПЛОВ можно было бы отнести к обычным корням с единственной формой написания ПЛАВ, которая проверяется ударением (плавать), но при этом в двух очень распространённых словах пловец и пловчиха используется форма ПЛОВ. Это исключение объясняется тем, что основным (непроизводным) глаголом в этом семействе родственных слов является глагол плыть (а не плавать), на которое и ориентируется написание двух слов-исключений (плыть – пловец, пловчиха, ударная перегласовка Ы/О).


Группа 2. Выбор гласной зависит от суффикса А

К этой группе корней относятся:

Во-первых, два корня КАС (А) /КОС (Н) и ЛАГ (А) /ЛОЖ с чередованием А/О; в качестве дополнительного признака при выборе корня можно рассматривать последующий согласный Н и Г/Ж.

Во-вторых, большая группа корней с чередованием Е/И.

1. Корни КАС (А) /КОС (Н) и ЛАГ (А) /ЛОЖ

При наличии суффикса А пишется корень с буквой А: касаться, касательная – корень КАС; полагать, слагать, прилагательное – корень ЛАГ.

При отсутствии суффикса А пишется корень с буквой О: коснуться, прикоснуться, прикосновение – корень КОС (Н); положить, приложение, сложение – корень ЛОЖ.

Исключение

Полог перегласовка А/О для основ с нулевым суффиксом. Также от слов с корнями лаг – лож необходимо отличать слова, соотносимые с греческим корнем logos: пролог, залог, предлог

2. Корни с чередованием Е/И

При наличии суффикса А пишется корень с И, а при отсутствии суффикса А пишется корень с Е (так называемое правило «ИРА»):

забирать заберу отпирать отпер

сдирать – сдеру вытирать вытер

замирать – замер выжигать выжег

вычитать – вычет блистать блестеть

расстилать расстелить простирать простереть

Выбор формы написания в этом случае является грамматическим, так как суффикс А соотносится с формой глагола несовершенного вида: касаться, полагать, но: коснуться, положить (сов. вид, нет суффикса А).

Для корней с чередованием Е/И в этом случае противопоставляются следующие формы: собрать соберу (совершенный вид) и собираю (несов. вид).


Группа 3. Выбор гласной зависит от последующей согласной

К этой группе относится корень РАСТ/РАЩ/РОС, где перед СТ и Щ пишется буква А, а перед С пишется буква О:

растение, расти, выращенный корень РАСТ/РАЩ

поросль, заросли, поросли, выросли, вырос корень РОС.

Правило носит формальный характер, то есть предназначено для удобства запоминания.

Исключения

К исключениям относятся слова, по разным причинам не соответствующие общему правилу: росток, ростовщик (производные от рост); Ростов, Ростислав (имена собственные); отрасль (отражение фонетического чередования)

В производных словах корневые гласные сохраняются: росток – росточек, рост – вырост, подросток – подростковый, корень РОСТ во всех случаях

Комментарий

В глаголе расти – общеславянский корень, современная форма образована из общеславянского orsti <ordti, того же корня, что и род. Сочетание РО – восточнославянский вариант, а сочетание РА – южнославянский вариант.

Очевидно, что в данном случае мы имеем две формы письма, связанных с чередованием РО/РА, сравнить (город – град, чередование ОРО/РА).

Форма РО поддерживается ударной позицией гласного: рост, рос, росший и может быть соотнесена с формой прошедшего времени «рос». Отсюда – заросли, поросль, недоросль.

Форма РА ориентирована на неполногласие: расти, растить, растение, вырасти, вырастить, выращенный.


Группа 4. Корни с различными оттенками значений

К данной группе относятся корни РАВН/РОВН, МАК/ МОК/МОЧ и СКАК/СКАЧ/ СКОК/СКОЧ с чередованием А/О. Имея различное написание, эти корни отличаются только оттенками смысловых значений, и поэтому их различение вызывает определенные трудности.

1. Корень РАВН/РОВН (это наиболее сложная орфограмма)

А) Корень РОВН со значением гладкий, ровный и постоянный, плавный

Во-первых, это сделать ровной, гладкой поверхность: заровнять яму, ровнять клумбы

разровнять, уровнять площадку, выровненное поле, сровнять с землёй.

Во-вторых, это сделать ровной линию: подровнять чёлку, выровнять шеренгу, шеренга выровнялась

В-третьих, это сделать что-то ровным, плавным, то есть не имеющим резких изменений и колебаний: характер выровнялся, ход машины выровнялся, она ровна и весела.

Отметим, что корень РОВН часто встречается в глаголах. Кроме того, существует частица ровно со значением «точно, как раз, без отклонений» и разговорный сравнительный союз ровно (= словно, будто): ровно две недели, рычит ровно зверь.

Б) Корень РАВН со значением одинаковый

Характерной особенностью корня РАВН является то, что он выделяется в словах, связанных со сравнением двух (или более) предметов или величин.

Корень РАВН присутствует в различных частях речи – глаголах, существительных, прилагательных, наречиях, например:

равнять с собой, трижды три равняется девяти, велосипедисты поравнялись друг с другом, уравнять концы, уравнять в правах, сравнить молодость с весной – глаголы;

сравнение, уравнение, равноденствие существительные;

сравнительный, несравнимый, уравновешенный, равносторонний прилагательные;

наравне наречие.

Исключения

А) К исключениям относятся слова, не соответствующие общему правилу или имеющие недостаточно ясное толкование.

Корень РАВН пишется в слове равнина (ровная поверхность, старославянская форма РА или отражение фонетического чередования на письме).

Корень РОВН пишется в следующих словах:

ровесник здесь сложная основа: ро/весн/ик, равное количество весен;

поровну – ровно, без отклонений;

уровень – обычно плоскость, которая является границей высоты чего-либо: уровень воды, уровень развития, на высшем уровне. Все точки уровня расположены на одинаковом (без отклонений) расстоянии от условной поверхности.

Б) Корни РАВН и РОВН трудно различить в следующих глаголах:

равняться становиться одинаково с кем-н., корень РАВН, например: Равняться по правофланговому. Равняясь, строятся полки.

выровняться встать ровно, по прямой линии, корень РОВН, например: Роты подтянулись, выровнялись в рядах.

В) Отметим, что в глаголах с суффиксом ЫВА/ИВА происходит перегласовка РАВН/РОВН:

сравнить сравнивать – только корень РАВН

уровнять уравнивать площадку – перегласовка РОВН/РАВН.

2. Корень МАК/МОК/МОЧ

Корень МАК имеет значение погружать в жидкость: макать кисть в краску, обмакнуть перо в чернила.

Корень МОК/МОЧ имеет значение пропускать жидкость: промокать, промочить, смочить водой, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

3.Корень СКАК/СКАЧ/СКОЧ

Корень СКАК (также СКАЧ) имеет значение перемещаться: скакать на лошади, поскакать, обскакать, срубить на скаку, отличный скакун. Существительное скачок определяется как производное от скакать: один скачок, перемещаться скачками, скачкообразное движение.

Корень СКОЧ имеет значение сделать одно движение: вскочить, подскочить

заскочить на минутку, соскочить на ходу, перескочить канаву, выскочка.

Примечание

В ряде учебников по орфографии выбор А/О в корнях СКАК/СКОЧ связывается с последующей согласной, то есть буква А пишется в корне СКАК перед К и буква О пишется в корне СКОЧ перед Ч, при этом слова скачок, скачу с корнем СКАЧ относят к исключениям.

Это не очень удобный вариант решения, например, для глагола скакать – я скачу, ты скачешь выбор А в корне приходится делать для разных форм по разным правилам. Кроме того, к исключениям следует отнести и глагол поскакать – я поскачу, ты поскачешь, а также учитывать производные от слов-исключений, например: скачок – скачкообразный.


Группа 5. Корни с разной основой (по количеству букв)

Это корни с чередованием ОРО/РА, ОЛО/ЛА, ЕРЕ/РЕ, ИМ/ИН – А/Я, которое исторически связаны с древнерусским полногласием ОРО/ОЛО/ЕРЕ и старославянским неполногласием ЛА/РА/РЕ.

Сочетания ОРО/РА:

огород ограждение, короткий краткий, прекратить, ворота вратарь,

город градоначальник, горожанин гражданин, здоровье поздравлять.

Сочетания ОЛО/ЛА:

золотой златой, молодой – младой, голова глава, оболочка облако,

волочить – влачить, холод хладнокровный, голос согласиться

Сочетания ЕРЕ/РЕ:

дерево – древесный, середина – среди, привередливый – вред.

Сочетания вида ИМ/ИН – А/Я:

сжимать сжать, понимать понять, обнимать обнять, внимать – внять, начинать начать.

Примечание

Следует обратить внимание на глаголы помИНать и помЯнуть. В этих глаголах также происходит чередование ИН/Я в корне, но при этом в глаголе помянуть с корневой основой Я присутствует суффикс НУ, что может привести к ошибочному написанию «помИНуть».

– Понятно, почему применяются правила, но нельзя ли обойтись без большого количества исключений?

– Существование двух форм корней с чередующимися гласными имеет объективные причины, но сами правила формальны: они просто помогают запомнить выбор гласных. В то же время такие (формальные) правила почти всегда имеют исключения, так как не могут учесть конкретику каждого частного случая.


§3. ОТЛИЧИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ ОТ КОРНЕЙ-ОМОФОНОВ

1. Корни с чередованием гласных следует отличать от корней-омофонов с постоянным составом:

Гардины, гармонь, гаражв этих словах первая часть корня ГОР совпадает с чередующимся корнем ГАР/ГОР в словах гореть, загореть, загар.

Озорник, озоровать, озорничать – корень ЗОР со значением ломать следует отличать от чередующегося корня ЗАР/ЗОР со значением свет: заря, зарница, зори.

Пировать – пир корень ПИР со значением пить отличается от чередующегося корня ПИР/ПЕР со значением жать, давить в словах запереть, запирать.

Примерять мерить, мерка, примирять мир – в этих словах корень МЕР (определять размеры) и корень МИР (согласие, спокойствие) надо отличать от чередующегося корня МИР/МЕР (быть неподвижным) в словах замереть, замирать.

2. Особенное внимание следует обратить на правописание слов с корнем ЧИТ (А) /ЧЕТ

Корень ЧИТ/ЧЕТ имеет три значения:

Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать прочесть, вычитать вычесть, вычет.

Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать почести.

И наконец, существует постоянный корень ЧЕТ со значением «пара»: чета, сочетать, сочетание.

Раздел 2. Правописание согласных в корне слова

Постановка задачи

Правописание согласных в корне слова связано с их фонетическим чередованием, то есть эта орфограмма относится к разряду фонетических. Согласные звуки по своим акустическим характеристикам делятся на группы, и фонетическое чередование в каждой из групп проявляется различным образом. Соответственно, в правописании согласных выделяются следующие темы: звонкие и глухие, непроизносимые, мягкие и двойные согласные.


В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Звонкие и глухие согласные

2. Непроизносимые согласные

3. Мягкие согласные

4. Двойные согласные

Тема 1. Звонкие и глухие согласные

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Звуки делятся на гласные и согласные по наличию в них шума и голоса. Гласные звуки состоят только их голоса, а согласные состоят из шума и голоса. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Глухие согласные состоят только из шума, а звонкие – из шума и голоса.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Парные согласные одинаковы по артикуляции (способу и месту образования) и различаются только наличием или отсутствием голоса. В русском языке 6 пар звонких-глухих согласных: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Остальные согласные звуки являются непарными: только звонкие Л, М, Н, Р и звук Й и только глухие Ч, Щ, Х, Ц.

Непарные звонкие звуки называются сонорными (они состоят в основном из голоса, как и гласные, с небольшим добавлением шума). Сонорные согласные ведут себя особенным образом и противопоставляются остальным согласным, которые составляют группу шумных согласных.

2. Причиной орфограммы является фонетическое чередование парных звонких-глухих согласных звуков, которое происходит в двух слабых позициях, а именно:

Во-первых, расположение парных согласных перед шумными согласными, когда они произносятся одинаково с последующим звуком (глухо или звонко), например:

дорожка, сказка – оглушение звонких согласных Ж и З перед глухим К;

сделать – озвончение глухого согласного С перед звонким Д.

Во-вторых, расположение парных согласных на конце слова, когда происходит оглушение парного звонкого согласного: мороз, рожь – оглушение звонких З и Ж на конце слова.

3. В положении перед гласными и сонорными фонетического чередования не происходит – это сильная позиция звука. В этом случае выбор буквы для обозначения согласных делается по слуху, например: народы, гроза, сторожить – согласные Д, З, Ж перед гласными, народный, грозный, осторожносогласные Д, З, Ж перед сонорным Н.

Фонетического чередования не происходит также перед В поэтому, например, различаются по произношению слова зверь и сверь.

4. При решении орфограммы применяются следующие способы:

а) проверка; б) контроль по словарю; в) правила для некоторых частных случаев.


§2. ПРОВЕРКА ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

Парные звонкие-глухие согласные в слабых позициях не обозначаются буквами по слуху, а требуют предварительной проверки. Проверка делается путём изменения позиции согласного, то есть подбирается такая форма слова или родственное слово, где после контролируемого звука следует гласный или сонорный звук.

Проверку можно сделать для звука, стоящего в конце корня: в этом случае можно подобрать проверочное слово с суффиксом или окончанием на гласную:

берёзка (ск) берёзонька, березняк, дорожка (шк) – дороженька, дорожный

нож (ш) – ножи, шалаш (ш) – шалаши, дуб (п) – дубы, сноп (п) – снопы.

В некоторых случаях согласный в середине корня можно проверить с помощью беглой гласной: варежка – варежек, кошка – кошек, овца – овечка, лодка – лодок.


§3. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ЗВОНКИЕ-ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Если контролируемый звук находится в середине корня, то проверку сделать нельзя и выбор буквы делается по словарю. В большинстве случаев это корни заимствованных слов, реже – исконно русские слова, в которых произошло слияние исторического корня с суффиксом, например: вокзал, футбол, космонавт, абсолютный, асбест, пиджак, лоджия.

1. Когда непроверяемый согласный не считается орфограммой

Обратим внимание на то, что встреча парных звонких-глухих согласных в корнях односложных исконно русских слов происходит довольно часто (стол, дождь), и тогда по определению первый звук находится в слабой позиции и является орфограммой, которую нельзя проверить.

Тем не менее, в большинстве случаев этот звук не считается орфограммой и даже не воспринимается как орфограмма. Дело в том, что в указанных сочетаниях пишутся буквы, обозначающие одинаковые согласные звуки – только глухие или только звонкие, например:

ездить, изба, узбек, дожди непроверяемые сочетания звонких согласных,

стена, стол, спина, скрипеть непроверяемые сочетание глухих согласных.

Такую ситуацию можно объяснить следующим образом. Если согласный звук постоянно находится в слабой позиции, то есть перед шумным согласным, то его возможности являются ограниченными; в этом случае смыслоразличительной является пара звуков – глухая или звонкая: например, в слове стол – глухие согласные С и Т, а в слове изба – звонкие согласные З и Б.

2. Какие слова обычно считаются словарными

Если встречаются одинаковые по звонкости/глухости согласные, то ошибки при выборе нужной буквы делаются редко, например: судьба, пиджак, кофта, кафтан, зигзаг, штат, бдительный.

Слова с разными по звонкости-глухости согласные рекомендуется запомнить, так как произношение не соответствует написанию: сдоба, сбруя, космонавт, вокзал, футбол.


§4. ОСОБЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Выбор согласных З/С в начале слова

Парные звонкие/глухие согласные в начале слова перед шумными согласными встречаются не часто (бдительный, вторник, кто, где) и особых хлопот не доставляют. В то же время особое внимание следует уделить орфограмме, связанной с выбором парных согласных З/С, что связано с частым употреблением приставки С в начале слова.

Запомним правило (эмпирическое):

Сочетание ЗД, ЗГ в начале слова пишется в корнях только 4-х слов (а также производных от них): здоровье, здесь, здание, ни зги;

В остальных случаях в сочетаниях СД, СГ (а также СБ, СЖ) пишется буква С, которая является приставкой (сделать, сбросить, сгрузить, сжать) или входит в состав корня (сдоба, сбруя).

А как же злой, змея, знать, зрение?

Здесь сильная позиция звука перед сонорными согласными, и З/С пишутся по слуху: злой, змея, но: слива, смех, снег.

2. Выбор Ж/Ш в середине суффиксов (как смежный материал)

Правило определяет написания суффиксов ЁЖК/ЕЖК, УШК/ЮШК, ЯШК, ИШК, в которых перед глухой согласным К может происходить оглушение предыдущего согласного. При выборе парных согласных Ж/Ш внутри суффиксов действует грамматическое правило:

Ж пишется только в суффиксе ЁЖК/ЕЖК, который используется при образовании существительного от глагола: кормить – кормёжка, сладко есть — сладкоежка.

Также при чередовании Г/Ж возможно сочетание Ж в корне + суффикс К: фляга — фляжка, бедняга — бедняжка, дворняга – дворняжка, строгать — стружка, семга — сёмужка.

В остальных суффиксах (УШК/ЮШК, ЯШК, ИШК) пишется Ш:

девочка — девчушка, парень — парнишка, дерево — деревяшка, медь — медяшка, болтать — болтушка, копчёный — копчушка.


§5. ПАРНЫЕ И СЛОВАРНЫЕ ВАРИАНТЫ

1. К словарным вариантам относятся слова, в которых фонетическое чередование в виде исключения отражается на письме, например:

сватать, но: свадьба свадебный

лезть лезу, но: лестница;

отверстие, но: отверзать:

транскрибировать, но: транскрипция; абстрагировать но: абстракция.

2. К парным вариантам относятся однокоренные слова с различными согласными:

А) Вперемешку и вперемежку

Вперемешку мешать, буква Ш (в смешанном виде, в беспорядке): На город падал снег вперемешку с осенними листьями.

Вперемежку межа, буква Ж (чередование в определенном порядке): Весь апрель сыпал холодный, вперемежку со снегом дождь.

Б) Изморось и изморозь

Изморось моросить, буква С (мелкий дождь): Дождь переходил то в ливень, то в изморось.

Изморозь морозить, буква З (род инея): Изморозь, только изморозь в сердце и на душе.

Другие парные слова с чередованием парных согласных:

лес (леса) лез (лезу), лук (луковица) луг (луга), рот (изо рта) род (рода), грипп (болезнь) гриб (грибы), везти (везу) вести (веду).


– Это одна из первых орфограмм, изучаемых уже в начальной школе, но в полном объёме она уже не кажется такой простой.

– Действительно, основные правила несложны как в формулировке, так и в применении. Но вот их объяснение в формальной орографии практически отсутствует, и применяются они чисто механически. В то же время можно задать немало вопросов, которые будут способны поставить вас в тупик, если вы не можете объяснить процессы, связанные с фонетическим чередованием согласных в данной теме.

Тема 2. Непроизносимые согласные

§1. ПОГОВОРИМ О ЗУБНЫХ ЗВУКАХ

Данная орфограмма относится к группе орфограмм, связанных с зубными звуками. Группу зубных согласных составляют звуки Т, Д, З, С, Ц, Л, Н, которые названы в соответствии с местом своего образования (при произношении зубных согласных кончик языка упирается в основании передних зубов), а различаются они по способу образования и по наличию или отсутствию голоса (для звонких и глухих зубных согласных):

1. Звуки Т и Д относятся к группе смычных согласных (струя воздуха разрывает препятствие, или смычку, языка и зубов при их произношении).

2. Звуки З и Сфрикативные звуки (струя воздуха при их произношении проходит через узкую щель между языком и зубами с характерным свистящим звуком при трении).

3. Звук Ц является африкативным звуком, который складывается из смычного звука Т и фрикативного звука С (Т + С = Ц), как, например, в слове детск (Ц) ий.

4. Звуки Л и Нсонорные звуки (Нносовой звук, а Лбоковой), струя воздуха при их произношении проходит через носовую полость или с боковых частей языка соответственно.


– Неужели никак нельзя обойтись без изучения зубных звуков?

– Можно, конечно, тем более что все именно так обычно и делают. Но тогда целый ряд орфограмм: непроизносимые и мягкие согласные, встреча зубных и шипящих звуков не будут иметь внятного объяснения и не смогут вписаться в общую теорию фонетических орфограмм.


Одинаковое место образование зубных согласных приводит к тому, что они оказывают значительное влияние друг на друга при произношении, что приводит к изменению отдельных звуков и является причиной различных орфограмм.


§2. ПРИЧИНА ОРФОГРАММЫ «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

Причиной орфограммы «Непроизносимые согласные» является фонетическое чередование согласных звуков с нулём, а именно: при стечении трёх или более согласных, два из которых зубные, некоторые звуки, например Т, Д, Л, В, не произносятся.

Позиция, которая характеризуется встречей нескольких согласных, является слабой и требует контроля на письме, так как такие сочетания, как СТН и СН, РДЦ и РЦ, ВСТВ и СТВ, произносятся одинаково. Сильной позицией для непроизносимых звуков является отсутствие указанного стечения согласных.

Наличие непроизносимых согласных в слове регулируется правилами орфоэпии. В частных случаях орфоэпические нормы могут не совпадать с основным правилом, то есть обычно непроизносимый в данном звуковом сочетании согласный в некоторых словах произносится, например: костлявый, машинистка, студентка.

Кроме того, для ряда слов допускаются вариантные формы произношения, и также следует отметить общую тенденцию изменения норм, в результате чего ранее непроизносимые согласные в настоящее время стали произноситься. Во всех случаях нормы произношения проверяются по орфоэпическому словарю.


§3. КАК ДЕЛАЕТСЯ ПРОВЕРКА НЕПРОИЗНОСИМОГО СОГЛАСНОГО

Для решения орфограммы необходимо восстановить количественный (а также качественный) звуковой состав корня, что осуществляется путём проверки с помощью родственных слов при изменении позиции звука, а именно: подбирается слово, в котором отсутствует стечение согласных.

Стечение согласных обычно возникает на стыке корня и суффиксов на зубные звук Н, Ц, СТВ, а также К или СК. При проверке выделяется корень и на его основе подбирается родственное слово, в котором за корнем следует суффикс или окончание на гласную.

Проверку можно сделать только для конечных согласных корня (в середине слова как исключение такую проверку можно сделать с помощью беглого гласного).


§4. ПРИМЕРЫ СОЧЕТАНИЙ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Непроизносимый согласный Т перед суффиксом на Н (сочетание СТН или СН):

местный – место, лестный – льстить, известный – вести, страстный – страсти

грустный – грустить – сочетание СТ + Н,

но: интересный – интересы, ужасный – ужасы, напрасный – напрасен, древесный – древесина, нет непроизносимого согласного

2. Непроизносимый согласный Д перед суффиксом на Н (сочетание ЗДН или ЗН):

звёздный – звезда, поздний – опоздать, наездник – ездить,

Но: мёрзнуть замерзать, проказник – проказы, грозный – грозить, нет непроизносимых согласных.

3. Непроизносимый согласный В перед суффиксом СТВ (проверяется наличие В в корне перед суффиксом СТВ):

здравствовать – здравие, безмолвствовать – молва, девственный – дева корень ДЕВ.

Но: участвовать – части, путешествовать – шедший, присутствовать – суть, по сути, нет непроизносимого согласного В.

4. Непроизносимые согласные перед суффиксами ЛИВ, Ц, К:

хвастливый – хвастать, счастливый – счаастье, завистливый – с завистью, но: трусливый – трусить;

уздцы – уздечка, сердце – сердечко, блюдце – блюдечко, солнце – солнышко;

поездка – ездить, громоздкий – громоздить, но: веский – весить, с опаской – опасаться.


§5. СЛОВАРНЫЕ ВАРИАНТЫ, ИСКЛЮЧЕНИЯ, ПАРНЫЕ ВАРИАНТЫ

1. Словарные варианты

Если стечение согласных происходит внутри корня, то написание слова контролируется по словарю. Как и для звонких/глухих согласных, в этом случае происходит слияние исторического корня и суффикса, что можно установить с помощью этимологического словаря:

чувство, предчувствие, чувственный слияние корня ЧУВ и суффикса СТВ

наперсник, наперсница от перси (грудь) сочетание С в корне + суффикс Н,

праздник – празден (проверка с помощью беглой гласной) от порожний (пустой, без дел) день, Д в корне относится к слову день.

2. Исключения

Фонетическое чередование звука с нулём отражаются на письме в исключительных случаях.

А) Следует запомнить корни с чередованием согласных БЛЕСТ/БЛЕС и ПЛЕСК/ПЛЕС перед суффиксом НУ

Блестеть, блёстки, но: блеснуть, плескать; плескать, но: плеснуть, непроизносимые согласные Т и К не отражаются на письме.

В то же время: хлестать хлестнуть, хрустеть хрустнуть в этих словах буква Т перед суффиксом НУ пишется.

Б) Следует запомнить написание слов пастбище и лестница, в которых пишется буква Т.

Пасти пасу, но: пастбище, пастух откуда здесь буква Т?

Оказывается, Т входит в состав корня, а этимологическими родственниками считаются слова питать, пища, пестовать.

Лезть лезу, но: лестница. Слово лестница заимствовано из старославянского языка в форме lestva от лезть, сравнить: брить – бритва, суффикс ТВ, упрощенная схема образования: лества – лествница – лестница.

3. Парные фонетические варианты

К парным вариантам относятся слова, сходные по звучанию, но имеющие разное написание:

косный (отсталый) человек (нет буквы Т) и костный мозг (проверка: кости);

сверстник (от верста) и ровесник (от весна) – равное количество жизненных верст или весен;

свиснуть (висеть) с подоконника и громко свистнуть (свистеть);

важно шествовать (проверка: шедший) и шефствовать над детским домом (проверка: шефы);

вкусные яства (есть, кушать, нет буквы В и звука В) и явствовать (явный, явить, звук В произносится и буква В пишется!)

чествовать юбиляра, участвовать, участливый (нет В) и чувствовать (непроизносимый согласный В, буква В пишется)


§6. «ЛИШНИЕ» ЗВУКИ Н И К В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

Особую орфограмму составляют слова с Н и К в середине корня некоторых заимствованных слов. Данная орфограмма связана не с исчезновением звука, а с произношением «лишних» звуков Н или К в сочетаниях вида АНТ или АТ, ЕНТ или ЕТ, ЭКС или ЭС. Такое произношение считается ненормативным, но встречается в речи.

1. Правописание слов с сочетаниями АНТ/АТ и ЕНТ /ЕТ

Для решения орфограммы полезно запомнить следующее условное (эмпирическое) правило (очень удобное):

Если возможно двойное произношениеН и без Н), то Н не пишется: констатировать, компрометировать.

Если произношение без Н невозможно, то Н пишется: константа, комментировать.

2. Правописание слов с сочетаниями ЭКС и ЭС следует запомнить, предварительно ознакомившись с их происхождением по словарю.

Сочетание ЭКС

Экскаватор, эксклюзивный (исключительный), экслибрис (из книг), эксцентрик одним из значений латинской приставки EX (ЭКС) является выход, извлечение, а русские приставки ОТ, ИЗ выступают как аналоги приставки EX.

Сочетание ЭС

эскалатор, эскалация от латинского слова scala – лестница,

эскадра, эскадрон, эскадрилья, эскалоп буква С входит в состав корня.


– Что особенного в «новой орографии» при изложении этой темы «Непроизносимые согласные»?

– Классический метод – это проверка непроизносимых согласных «наугад»: мы подбираем родственные слова, в которых проявляется или не проявляется непроизносимый звук.

Какие сочетания и почему надо проверять, можно ли вообще проверить звук, – все эти вопросы ставятся и решаются только в новой орфографии.

Тема 3. Мягкие согласные

Орфограмма «Мягкие согласные» определяет правила написания мягкого знака при обозначении мягкости согласных звуков на письме.


§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Большинство согласных в русском языке являются парными по твёрдости-мягкости. К непарным согласным относятся всегда твёрдые Ж, Ш, Ц и всегда мягкие Ч, Щ, и звук Й.

Многие мягкие звуки обладают следующей характерной особенностью: при их образовании спинка языка поднимается кверху, образуя узкую щель между нёбом и языком; таким образом, мягкие звуки имеют два места образования (например, место, где кончик языка касается нёба, и место, где спинка языка поднимается к нёбу); такие звуки называются двухфокусными.

2. Согласно правилам русского письма, мягкий знак используется для обозначения мягкости согласного в двух случаях: во-первых, на конце слова: мел – мель; во-вторых, в середине слова перед другим согласным: галка – галька.

3. Мягкий знак является орфограммой только в середине слова, причем в определенных звуковых сочетаниях, в этом случае его нельзя писать по слуху. На конце слова после согласных мягкий знак находится в сильной позиции и пишется по слуху (кроме грамматического Ь после шипящих).

4. Таким образом, мягкий знак в русском языке используется в трех случаях:

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных: тень, деньки, горький

Грамматический мягкий знак на конце слова после шипящих (речь, вещь, но: луч, плащ).

Разделительный мягкий знак, обозначающий звук Й (вьётся (Ь), но: въехал (Ъ)).


§2. ПРИЧИНА ОРФОГРАММЫ И ЕЕ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ

1. Причиной орфограммы «Мягкие согласные» является фонетическое чередование твёрдого и мягкого согласного, а именно:

Вариант 1. При встрече двух зубных согласных Т, Д, З, С, Н они произносятся одинаково (твёрдо или мягко) в зависимости от того, твёрдым или мягким является второй звук. Если оба зубных звука мягкие, то считается, что первый звук имеет несобственную мягкость (это слабая позиция звука), например: мост – оба зубных звука С и Т твердые; мостик – оба зубных согласных С и Т мягкие.

Вариант 2. Звук Н перед мягкими шипящими Ч и Щ также всегда смягчается, например: птенчик, каменщик.

В остальных случаях мягкие согласные имеют собственную мягкость, то есть находятся в сильной позиции.

2. В соответствии с фонематическим принципом русской орфографии, фонетическое чередование звуков не отражается на письме, поэтому несобственная мягкость зубных согласных Т, Д, З, С, Н и согласного Н перед шипящими не обозначается с помощью мягкого знака: костюм, кузнец, басня. Также мягкий знак не пишется в сочетаниях с шипящими: бренчать, денщик.


§3. МЯГКИЙ ЗНАК В СОЧЕТАНИЯХ С ШИПЯЩИМИ

1. Сочетания НЧ, НЩ

Мягкий знак не пишется в сочетаниях НЧ и НЩ, так как Н в данном случае имеет несобственную мягкость: нянчить, тончайший, птенчик, банщик, зеленщик.

2. Сочетания ЧН, ЧК, ЩН, а также ЧТ, ЧШ

В этих сочетаниях мягкий знак не пишется (по правилами письма, мягкость всегда мягких Ч, Щ не обозначается с помощью Ь): точка, ночной, точность, дачник, мощный, прочти, мечта, почти, почта, лучше.

Отметим, что перед твёрдым шипящим Ш зубный звук Н имеет собственную мягкость, поэтому Ь в этом случае пишется по слуху: тоньше, меньше, раньше.


§4. МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ В СОЧЕТАНИЯХ С ЗУБНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Зубные согласные Д/Т, З/С и Н

При обозначении мягких согласных Ь не пишется в сочетаниях 5-ти зубных согласных Д/Т, З/С и Н, так как первый звук в таких сочетаниях имеет несобственную мягкость.

В качестве справочной информации можно назвать, в каких именно сочетаниях происходит взаимное влияние согласных:

Звуки З/С смягчаются как перед Н, так и перед Д/Т; Д/Т и Н также взаимно смягчаются.

Сочетание звуков Д/Т и З/С к этой орфограмме просто не относится, так как здесь происходит другие изменения, а именно: сочетание звуков Т и С произносится как звук Ц.

Сочетание НС /НЗ имеет определенные особенности.

При желании можно проверить любое из сочетаний зубных согласных. Например, в словах бант – бантик первый зубный согласный Н копирует мягкость или твердость второго зубного согласного Т, следовательно Н перед Т смягчается, то есть имеет несобственную мягкость.

Однако эта информация является именно справочной: при решении орфограммы важно просто видеть сочетание 5-ти зубных звуков: Д/Т, З/С и Н, проверку же делать необязательно.

2. Практические примеры сочетаний зубных согласных

З/С перед Н:

возня, жизнь, казнь, кузнец, басня, краснеть, блеснёт.

З/С перед Д/Т:

грозди, раздеть, здесь, стена, кисть, упасть, крестик, постель, ластик, костюм, мастер, везти, влезть.


Н перед Д/Т и Д/Т перед Н:

мундир, командир, бантик, фантик, лентяй, родня, беготня, сотня, сотник.

3. Особенности сочетания Н перед З/С

Н перед мягкими З/С может произноситься как мягко (пенсия, гортензия, вензель), так и твердо (пансионат, в линзе, вонзить), что говорит о сильной позиции звука (для сравнения: пронзать – пронзить, звук Н остается твердым при изменении мягкости звука З. Тем не менее, на письме сочетание зубных звуков Н и З/С среди остальных не выделяется, мягкий знак в этих сочетаниях не пишется.

В сочетании зубных согласных НС мягкий знак пишется в двух словах: июньский и день-деньской. Эти слова считаются исключениями, но фактически в них звук Н перед твердым С имеет собственную мягкость, которая обозначается с помощью мягкого знака по общему правилу.


§5. МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ОРФОГРАММЫ

1. Общее решение: анализ позиции мягкого согласного

Если решать орфограмму в общем виде, то есть с учетом сильных и слабых позиций, то мягкий знак при обозначении мягких согласных пишется по слуху в сильных позициях по слуху, а именно:

А) На конце слова после любых согласных, кроме шипящих: тень, любовь, прядь, грязь, синь.

Б) В середине слова для обозначения мягкого согласного, если второй согласный является твердым (в этом случае первый согласный всегда имеет собственную мягкость): усадьба, Кузьма, меньше, весьма.

В) В середине слова в сочетании двух согласных, если хотя бы один из них является незубным (в этом случае первый согласный мягкий, причем он имеет собственную мягкость, а второй согласный может быть как твердым, так и мягким): письмо, письменный, горький, маленький.


2. Практическое (упрощенное) решение

Но при практическом решении орфограммы «Мягкие согласные» удобно просто ориентироваться на наличие сочетания из пяти зубных звуков Д/Т, З/С и Н (в этом случае можно обойтись без анализа твердости-мягкости второго согласного):

Вариант 1. Горький, зорька, гурьба, борьба Ь пишется по слуху, так как оба согласных незубные;

Вариант 2. Резьба, просьба, письмо, тесьма, весьма, нянька, деревенька, коньки Ь пишется по слуху, так как один из согласных незубный.

Вариант 3. Песня, бантик, краснеть, мундир Ь не пишется, так как оба согласных зубные.


§6. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИ РЕШЕНИИ ОРФОГРАММЫ

1. Мягкий знак пишется в глаголах повелительного наклонения перед окончанием ТЕ, где он является грамматическим: бросьте, встаньте, наденьте.

При решении орфограммы следует различать способы образования повелительного наклонения:

Во-первых, с помощью мягкого знака: бросать – брось – бросьте, встать – встань – встаньте.

Во-вторых, с помощью суффикса И: взять – возьми – возьмите, прочитать – прочти – прочтите.

Во втором случае, когда используется суффикс И, мягкий знак не является грамматическим, а выбирается по общим правилам: возьми – собственная мягкость З перед незубным М, прочти – мягкость Ч не обозначается мягким знаком.

2. Мягкий знак после Л

После буквы Л, обозначающей мягкий согласный, всегда пишется Ь, в том числе перед зубными и шипящими: апельсин, льстить, сельдь, калька, мелькать, мальчик, пильщик мельчайший, больше, стрельба.

Но почему так много внимания мы уделяем именно Л? Звук Л относится к зубным звукам, но не смягчается под влиянием стоящих после него мягких зубных согласных, то есть всегда имеет собственную мягкость; поэтому мягкий знак после Л пишется по слуху.

Причиной особого положения зубного звука Л является то, что мягкий Л значительно отличается от твёрдого. При его образовании не только поднимается кверху спинка языка, как это имеет место для остальных мягких звуков, но и смещается кончик языка, то есть меняется место образования. Поэтому стоящий после Л мягкий зубный звук не смягчает его (места образования этих звуков уже являются разными, и они не влияют друг на друга).

3. Мягкий знак перед суффиксом СК можно писать по слуху, а не по правилу

Дело в том, что звук С в суффиксе СК является твердым, поэтому согласные перед С имеют собственную мягкость. Соответственно, мягкий знак в словах сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский пишется по слуху. В слове январский звук Р произносится твердо, поэтому Ь не пишется.


§7. КЛАССИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОРФОГРАММЫ (ДЛЯ СРАВНЕНИЯ)

В классической орфографии применяется другое, формальное правило, не связанное с сильными и слабыми позициями звука. Оно формулируется следующим образом:


Ь пишется в следующих случаях:

во-первых, перед буквами, передающими твердые согласные: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, тьма;

во-вторых, перед буквами, передающими мягкие согласные, Ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость: возьми (возьму), коньки (конькам).

В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, Ь не пишется:

разве, узник, грызть, кости, нести, пенсия, бантик.

– Кажется, формулировка несложная, все работают по этим правилам.

– Да, хотя правило не имеет никаких объяснений, оно всё же охватывает большую часть написаний. Недостатки такого решения обычные: отсутствие причины орфограммы, формальность проверки. И главный недостаток – это отсутствие доверия к написанию по слуху. Согласно формальному правилу, Ь в середине слова – это всегда орфограмма.


– А чем лучше решение, которое предлагает новая орфография?

– В новой орфографии надо запомнить 5 зубных звуков Т/Д, З/С и Н, и тогда мы сразу видим слабые позиции согласных с несобственной мягкостью, которая не обозначается Ь. Ничего не надо проверять, все понятно, кроме того, орфограмма соответствует общему решению всех фонетических орфограмм.

Тема 4. Двойные согласные в корне слова

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ряд корней содержит в своём составе двойные согласные. Среди них есть некоторое количество русских корней, большинство же корней относится к иноязычным. Причиной орфограммы является трудность в различении на слух двойных согласных.

В некоторых случаях двойные согласные произносятся в результате фонетического чередования при встрече шипящих и зубных звуков, которое не отражается на письме, например: брызгать – брызжет, сочетание ЗЖ произносится как двойной звук Ж.

При решении орфограммы используются следующие методы:

А) контроль по словарю как основной вариант;

Б) проверка звукового состава корня при фонетическом чередовании;

В) правила выбора двойных согласных в производных и сложносокращенных словах.


§2. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В ИСКОННО РУССКИХ СЛОВАХ

1. Русские слова с двойными согласными ЖЖ

В исконно русских словах двойные согласные обычно появляются в результате слияния исторического корня и суффикса, например: слово вожжи (длинные ремни в конской упряжке) образовано от слова вожженый (от возить), по аналогии с езженый (от ездить).

Двойные согласные ЖЖ пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и производных от них: жужжание, можжевеловый.

Но: жужелица одна букв Ж как исключение

2. Двойные согласные ЖЖ в словах с корнем жечь

Корень жечь в начальной форме состоит из первой согласной Ж, беглой гласной Е и второй согласной Ч, которая при спряжении чередуется с Г или Ж; таким образом, в корне всегда присутствуют две согласные буквы.

Чередование Ч /Г /Ж является историческим, так как согласный находится в сильной позиции перед гласным; соответственно, такое чередование отражается на письме: жгу жжёт жжёшь жжём жжёте жгут. Две буквы ЖЖ пишутся также в производных словах: жжёный, жжение, сожжённый.

3. Произношение двойного ЖЖ как результат фонетического чередования

Сочетания зубных и шипящих звуков СЖ и ЗЖ произносятся как удлинённый звук Ж (твёрдый или смягчённый). В частности, в словах брызжет, дребезжит, позже, приезжать происходит фонетическое чередование ЗЖ/ЖЖ, которое не отражается на письме.

При решении орфограммы следует восстановить звуковой состав корня: брызжет – брызгать, дребезжать – вдребезги, позже – опоздать, приезжать – ездить. Во всех словах присутствует буква З, которая в устной речи читается как Ж.

Обратим внимание, что в этих словах, кроме фонетического чередования ЗЖ/ЖЖ, происходит историческое чередование Г/Ж и Д/Ж перед гласным, которое отражается на письме.

4. Слова с двойными согласными СС

Ссора, ссориться, поссориться – корень ССОР (две буквы СС), но: сорить, насорить – корень СОР (одна буква С).

Россия, россиянин, великоросс – корень РОСС (две СС), но: Русь, русист, обрусеть – корень РУС (одна буква С).

Русский – корень РУС и суффикс СК, удвоение СС на стыке корня и суффикса

Белорус, белоруска, Беларуськорень РУС, одна буква С, но: Белоруссия (прежнее название) – корень РУСС (перегласовка от РОСС, две буквы СС).


§3. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

1. Контроль по словарю

Большинство слов с двойными согласными являются заимствованными. Наличие двойных согласных в слове следует проконтролировать по словарю и запомнить. Чаще всего удваиваются сонорные согласные Л, М, Н, Р, а также согласный С. Гораздо реже происходит удвоение других согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах обычно сохраняются: перрон, группа, кросс. Однако встречаются варианты заимствованных слов, в которых исходное количество согласных меняется: офис – одна буква Ф.

2. Двойные согласные в словах-омофонах

В некоторых словах пишется одна или две согласные в зависимости от значения слова. В этом случае применяется дифференцирующий принцип орфографии:

бал – танцевальный вечер (одна буква Л) и балл – оценка (две буквы ЛЛ)

джин – водка (одна буква Н) и джинн – дух, демон (две буквы НН)

кОлос – злак (одн С) и колОсс – огромный предмет (две СС),

эмигрант – выезжающий (одна буква М) и иммигрант – въезжающий (две буквы ММ).


§4. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВАХ

В большинстве случаев двойные согласные в производных словах сохраняются:

тонна – тоннаж, коралл – коралловый, класс – классовый, классный, группа группка, группировать, групповой, программа – программка, программировать, металл металлический, металлург, колОсс – колоссальный, балл – девятибалльный.


Двойные согласные не сохраняются в некоторых словах в виде исключения. Наиболее часто изменение количества согласных происходит перед суффиксом К и Н (чтобы избежать стечения согласных):

антенна, антенный, но: антенка,

колонна, колоннада, колонновожатый, но: колонка,

кристалл, кристаллический, кристаллизация, но: кристальный, кристально

оперетта, но: оперетка, опереточный,

тонна, тоннаж, полуторатонный, но: полуторатонка,

Алла, Анна, Кирилл, но: Алка, Анка, Кирилка.


§5. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОЖНОСОКРАЩЁННЫХ СЛОВАХ

1. Одна согласная

При образовании сложносокращенных слов происходит усечение двойных согласных в исходных основах как в первой части сложносокращенного слова, так и на его конце:

граммофонная запись грамзапись, групповой организатор групорг (усечение 1-ой основы),

специальный корреспондент спецкор (усечение 2-ой основы).


2. Две согласные

Двойные согласные пишутся только на стыке основ (происходит удвоение согласных):

главный врачглавврач (удвоение ВВ), государственное страхованиеГосстрах (удвоение СС), родильный домроддом (удвоение ДД), юный натуралист юннат (удвоение НН).