Вы здесь

Гражданство Европейского Союза. Глава 2. Гражданство (Н. Л. Лукша)

Глава 2. Гражданство

2.1. История и происхождение понятия гражданства

К 6 веку до н.э. относятся первые упоминания о понятии гражданства. В городе-государстве Афины гражданством обладали определенные категории людей (мужчины, свободные, жители города). Гражданство давало право участвовать в голосовании, избираться в представительные органы и нести воинскую службу. С 212 г.н.э. в Римской империи гражданство было также распространено на иностранных солдат несущих службу в составе войск Римской Империи. После падения Империи понятие гражданства утратило важность до конца 18 века.

Понятие гражданства вновь появилось вместе с Французской революцией. В ее результате принцип верности королю был упразднен и заменен принципом коллективной и индивидуальной воли, давшем жизнь понятию «гражданин». Этому понятию, в свою очередь, суждено было определить легальный статус людей, проживавших на территории страны, как равноправных членов французского сообщества. Согласно конституции 1791 г. гражданином считался каждый член общества, имевший политические права и пользовавшийся принципом равенства перед законом. Стать членом французской нации можно было простым волеизъявлением. Какие-либо расовые или религиозные аргументы исключались. Так понятие гражданства было возведено в ранг закона [15].

Таким образом «французское» представления о нации исходит из идеи нации, как свободного сообщества людей, основанного на политическом выборе, и берет начало со времен Великой французской революции, когда старому режиму противостояло третье сословие, называвшее себя нацией. «Немецкое» представления о нации восходит к Иоганну Г. Гердеру и немецким романтикам XIX века. По их представлению, нация выражает «народный дух», опирается на культуру и общее происхождение [41].

В различных языках понятие гражданства имеет различные смысловые коннотации: citizenship (англ.), buergerlichkeit (нем.), conciudadano (исп.), citoyennete (фр.) Несмотря на разность определений, даваемых в различных языках понятию «гражданство», можно определить общие для всех базовые аспекты [37]:

Гражданство – как правило, это вопрос принадлежности к сообществу, вводимое через политические права. Таким образом, гражданин это всегда согражданин, некто живущий совместно с другими. Причем сообщество определяется двумя уровнями:

Локальный – город (зачастую в урбанистическом смысле), местность, к которой человек принадлежит.

Государственный – обозначающий принадлежность к определенной нации, обладающей полными правами в данном государстве.

То есть понятие гражданства включает определение территории, в рамках которой применимы определенные права, либо группы обеспеченной данными правами.

Необходимо также упомянуть основные принципы, используемые государствами в отношении права на получение гражданства. Итак, гражданство приобретается:

1. По праву рождения: jus soli (право территории, лат.) и jus sanguinis (право крови, лат.).

Согласно jus soli гражданство по отношению к государству определяется рождением его на территории данного государства. Согласно jus sanguinis гражданином данного государства может быть признан человек, один (или оба) родителя которого является гражданами этого государства [63].

Как примеры этих двух моделей получения гражданства можно привести Францию (республиканская модель) и Германию (этническая модель).

2. В результате процесса натурализации, когда получение гражданства возможно человеком, выразившим такое желание при соблюдении им определенных требований предъявляемых к кандидату (минимальный срок проживания на территории государства, установление брачных отношений с гражданином данного государства, знание языка или других, установленных данным государством).

В процессе натурализации государство также может использовать две основные модели [7]. Согласно первой – ассимиляционной (Франция, Германия) может ориентироваться на ассимиляцию натурализовавшихся граждан. Согласно второй – мультикультуральной (Великобритания, Швеция) допускается как сохранение культурных различий, так и наличие двойного гражданства, при свободном доступе к социально-политическим правам страны-резидента.

Выводы:

– Понятие гражданства имеет корни в античной и древнеримской истории. Получило широкое распространение после Великой Французской революции.

– Гражданство как понятие имеет различные коннотации в отдельных странах, обусловленные историческими, культурными и лингвистическими традициями.

– Правовая процедура и практика приобретения гражданства различна в отдельных государствах.

– Известны республиканская и этническая модели приобретения гражданства при рождении, а также ассимиляционная и мультикультуральная модели приобретения гражданства в результате процесса натурализации.

2.2. Основные определения концепции гражданства

Говоря о современных определениях гражданства, различные авторы упоминают различные аспекты. Наиболее общим является то, что Гражданство это какие-то политические отношения между индивидуумом и государством [45].

Т.е. вводятся два субъекта отношений гражданства – Индивидуум и Государство. Причем эти субъекты неравноположны в отношении друг друга. Присутствует определенная иерархия этих отношений: «Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, установленные права и обязанности» [18] Т.е. индивидуум рассматривается как часть с помощью некоторых отношений связанная (входящая) в целое – Государство: «Гражданство обозначает политическую принадлежность, участие в государственном устройстве» [51].

Гражданство, как участие в чем-либо, либо принадлежность к некой общности (Государство может выступать как частный случай этой общности) присутствует и в других определениях, как, например, Гражданство – это вовлеченность тех, кто имеет права гражданина в общественную жизнь [38].

Конец ознакомительного фрагмента.