Вы здесь

Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы. Глава 3. Обязательственно-правовые аспекты транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов (С. Л. Ситников, 2012)

Глава 3

Обязательственно-правовые аспекты транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов

§ 1. Участники отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов

Прежде чем перейти к рассмотрению природы договора, оформляющего отношения по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов, а также условий такого договора, необходимо обрести понимание того, кто же является участником соответствующих отношений.

1. Транспортирующая организация

Необходимо отметить, что возможность возникновения и существования отношений по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов неразрывно связана с фактом существования лиц, владеющих нефтепроводами, а равно и самих этих нефтепроводов.

Действующее законодательство не содержит точного легального определения транспортирующей организации. Однако на основании комплексного анализа имеющихся нормативных актов под транспортирующей организацией необходимо понимать лицо, владеющее и эксплуатирующее систему нефтепроводов, посредством которых осуществляется «транспортировка» нефти, переданной отправителями.

Эксплуатируемые отдельными частными лицами нефтепроводы представляют собой частные (или «промысловые») нефтепроводы. Эксплуатацию магистрального нефтепровода осуществляет ОАО «АК «Транснефть». Следует отметить, что придание нефтепроводу статуса магистрального нефтепровода играет очень большую роль для структурирования отношений, связанных с транспортировкой нефти[49]. Так, если не установлено четкого регулирования, а равно и специальных законодательных ограничений в отношении эксплуатации промысловых нефтепроводов, и стороны вправе в полной мере наслаждаться свободами диспозитивного регулирования, установленного ГК РФ (в частности, ст. 421 ГК РФ), то совершенно иное регулирование существует в отношении эксплуатации магистральных нефтепроводов.

В период СССР магистральные нефтепроводы находились в ведении Главного управления по транспорту и поставкам нефти (Главтранснефть). Эксплуатацией магистральных нефтепроводов занимались производственные объединения по добыче нефти, а также управления магистральных нефтепроводов, имевшие статус юридического лица. Деятельность этих организаций подчинялась плановым заданиям. Перемещение нефти от промысла до потребителя осуществлялось на основе последовательно заключаемых договоров поставки. В силу этого отношения по транспортировке нефти в самостоятельный договор не выделялись. Если поставка нефти требовала задействования нескольких участков нефтепроводов, эксплуатируемых различными управлениями, нефть передавалась от одного управления другому по договору поставки по цене, учитывающей соответствующие затраты на транспортировку. Конечный потребитель был производителю нефти неизвестен, поскольку между данными субъектами не возникало прямых договорных отношений.

Прекращение Советского Союза и переход от плановой экономики к рыночным отношениям оказали существенное влияние на систему магистральных нефтепроводов и повлекли большие изменения. Прежде всего, вместо производственных объединений по добыче нефти и управлений трубопроводной транспортировки нефти, появились частные нефтедобывающие компании и независимые от них предприятия нефтепроводного транспорта. Как следствие этого, изменилась и экономическая сущность отношений, складывающихся по поводу использования магистральных нефтепроводов. Транспортировка нефти посредством магистральных нефтепроводов превратилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности, заключающейся в «перемещении» нефти третьих лиц за плату.

В 1993 г. во исполнение Указа Президента РФ от 17 ноября 1992 г. (далее также – Указ)[50] Правительством Российской Федерации на базе Главтранснефти была учреждена акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» в форме акционерного общества открытого типа (далее – АК «Транснефть»). Сделано это было постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 810 «Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть».

1 апреля 1995 г. Президент РФ издал Указ № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний», в котором Правительству поручалось увеличить уставный капитал АК «Транснефть» за счет внесения в него закрепленных в федеральной собственности акций. Таким образом, АК «Транснефть» должна была стать стопроцентным участником всех нефтепроводных предприятий.

Необходимо также отметить, что в силу существующего положения вещей (особенно в силу владения разветвленной системой магистральных нефтепроводов) АК «Транснефть» является субъектом естественных монополий и внесена в реестр таких субъектов[51]. Данный факт во многом определяет ее доминирующее положение в отношениях с иными участниками отношений по транспортировке нефти посредством системы магистральных нефтепроводов, а также возможность диктовать свои «правила игры» на данном рынке.

В связи с этим взаимодействие с частными лицами – участниками отношений по транспортировке нефти посредством системы магистральных нефтепроводов по вопросам транспортировки нефти осуществляют сама АК «Транснефть» и ее аффилированные лица, непосредственно эксплуатирующие магистральный нефтепровод.

В последние годы АК «Транснефть» оформила соответствующие договорные связи с вовлеченными в процесс эксплуатации магистрального нефтепровода АО «МН» и заключает договоры от своего имени.

2. Отправитель нефти

Субъектом отношений, связанным с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, является также отправитель нефти.

В данном случае опять необходимо сделать оговорку о том, что в отношении промысловых нефтепроводов специальных правил, установленных в отношении данного субъекта, не содержится. Таким образом, отправителем нефти с использованием системы промысловых нефтепроводов может являться любое лицо, заключившее в данном качестве договор транспортировки нефти с соответствующей транспортирующей организацией.

Иные правила подлежат применению, если речь заходит об отношениях по транспортировке нефти, связанных с эксплуатацией системы магистральных нефтепроводов. В соответствии с Положением о приеме и движении нефти отправителем нефти может являться только производитель нефти. При этом производителями нефти могут являться компании, фактически осуществляющие добычу нефти и обладающие при этом всеми необходимыми разрешениями (лицензиями) на осуществление такой деятельности.

Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – «Закон о естественных монополиях») субъектный состав договора транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов ограничен только применительно к случаям, если система магистральных нефтепроводов используется для экспорта нефти. В этом случае сторонами договора выступают, с одной стороны, АК «Транснефть», а с другой – отправитель, которым может являться любой производитель нефти, т. е. лицо, осуществляющее добычу нефти на основании соответствующей лицензии на недропользование.

Представляется, что в силу превалирующей роли Закона о естественных монополиях над Положением о приеме и движении нефти именно названный закон должен приниматься в расчет при решении вопроса о том, кто именно может выступать отправителем нефти в отношениях с транспортирующей организацией.

В типовом договоре транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов лица, пользующиеся услугами АК «Транснефть», именуются «грузоотправителями». Несмотря на это, автор предпочитает называть данных лиц «отправителями», поскольку, как это будет показано далее, такое наименование представляется более соответствующим природе рассматриваемых нами отношений.

3. Получатель нефти

Перейдем к вопросу о статусе и роли получателя нефти в реализации договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов.

Опять же необходимо проанализировать отдельно договоры транспортировки нефти посредством магистральных нефтепроводов, а также посредством промысловых нефтепроводов.

Что касается договора транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов, можно отметить следующее. Стороной такого договора получатель нефти не является. Договор транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов отводит получателю очень узкую функцию и весьма ограниченные права (например, на получение нефти), а также обязанности (например, по подписанию актов приема-сдачи нефти в пункте назначения). При этом обязанность по принятию нефти в пункте назначения лежит в соответствии с договором на отправителе. Во многом это объясняется тем фактом, что по общему правилу отправитель нефти является и ее получателем. Однако договор устанавливает и возможность, когда фактически отправитель и получатель являются разными лицами. Тем не менее такая возможность реализуется посредством использования в договоре механизма «представительства», т. е. допущения такой ситуации только в случае, если получателем нефти является надлежаще уполномоченный представитель отправителя. Понятно, таким образом, что даже в этой ситуации юридически стороной отношений с АК «Траснефть» все равно выступает сам отправитель нефти.

В связи с этим представляется, что договор транспортировки нефти посредством магистральных нефтепроводов нельзя рассматривать в качестве договора в пользу третьего лица (в его понимании ст. 430 ГК РФ), в соответствии с которым должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательств в свою пользу (ст. 430 ГК РФ), а получателем нефти является сам отправитель.

Что касается договора, заключаемого участниками отношений по транспортировке нефти посредством системы промысловых нефтепроводов, здесь подобных ограничений мы не найдем. Таким образом, представляется возможным, используя свободы, предоставляемые ст. 421 ГК РФ, не только расширить права получателя нефти, но и ввести его в состав сторон договора транспортировки, сделав его, тем самым, трехсторонним. Такая форма регулирования вполне может быть избрана сторонами для целей построения сложных договорных схем, в которых договор транспортировки нефти является лишь одной из составляющих.

Таким образом, при совершенствовании законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов, необходимо предоставить получателям нефти определенные права и возложить на них определенные обязанности в отношении приема нефти от транспортирующей организации. Это будет способствовать развитию оборота и созданию для сторон соответствующих отношений новых форм распоряжения нефтью, а также сделает более гибкой систему отношений между участниками процесса транспортировки нефти.

§ 2. Правовая природа договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов

Отношения сторон, связанные с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, оформляются договором транспортировки. При этом необходимо отметить, что хотя автор в целом и придерживается точки зрения ряда исследователей (например, Н.Д. Егорова)[52], которые утверждают, что под договором необходимо понимать «.и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения»[53], для того, чтобы в полной мере понять правовую природу отношений, возникающих в связи с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, необходимо вслед за М.И. Брагинским и В.В. Витрянским[54], а равно рядом иных видных ученых различать в данном случае договор – отношения, а также договор – сделку.

Во многом применение данного подхода к отношениям по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов связан с тем, что специального регулирования договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов и связанных с ним отношений в ГК РФ не содержится. В отсутствие норм о гражданско-правовом регулировании транспортировки нефти посредством нефтепроводов, положения особенной части ГК РФ применимы к данному процессу в той части, в какой это позволяет режим, установленный для смешанных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Если же нормы особенной части ГК РФ окажутся недостаточными, будут применяться общие положения об обязательствах. Кроме того, для целей определения условий такого договора стороны в полной мере используют возможности, предоставленные им ст. 421 ГК РФ, которая, в частности, предоставляет участникам гражданского оборота формулировать условия договора таким образом, который являлся бы для них предпочтительным (за исключением случаев, когда имеются императивные нормы, посвященные регулированию конкретных вопросов).

К сожалению, зачастую стороны используют данный принцип при оформлении договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов таким образом, который не только не защищает в полной мере их права (и должным образом закрепляет обязанности), но и не отражает объективно существующих аспектов самого процесса транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Иными словами, договор-сделка в данном случае не соответствует договору-отношениям.

Данная ситуация порождает различные дискуссии, касающиеся содержания соответствующих отношений и, соответственно, договорных конструкций, их оформляющих.

Например, в настоящее время существует дискуссия в отношении определения вида договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов[55]. Необходимо отметить, что вопрос о том, к какому виду следует отнести такой договор (нас в данном случае интересует этот вопрос в части, посвященной регулированию отношений, связанных с передачей нефти в систему нефтепроводов и ее изъятию из системы), является чрезвычайно важным в силу того, что от определения вида этого договора непосредственно зависит соответствующее регулирование прав и обязанностей сторон по нему, а также распределение рисков, связанных с исполнением сторонами своих обязательств по договору[56].

Конец ознакомительного фрагмента.