Вы здесь

Гражданское процессуальное право. Шпаргалка. 20. Понятие и виды судебной подведомственности (Н. В. Васильчикова, 2009)

20. Понятие и виды судебной подведомственности

Подведомственность в гражданском процессе понимается как круг юридических дел (в большинстве своем споры о праве), разрешение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции, т. е. подведомственность может быть определена как компетенция судов общей юрисдикции.

Разграничение компетенции между органами государства называется подведомственностью. Гражданская юрисдикция, или подведомственность, определяет круг гражданских дел, решение которых отнесено к органам государства (судам, арбитражным судам, общественных организаций), смешанным органам (комиссиям по рассмотрению трудовых споров), третейским судам.

В зависимости от того, относит ли закон решение споров к ведению исключительно одних определенных органов или к компетенции нескольких при допущении выбора истца по согласию сторон и недопущении этого, подведомственность делится на такие виды, как:

1) исключительная;

2) альтернативная;

3) договорная;

4) императивная (когда дело рассматривается несколькими органами в определенной последовательности).

Также в зависимости от того, относит ли закон конкретную категорию исключительно к компетенции одного органа или допускает возможность рассмотрения конкретного дела в нескольких юрисдикционных органах, подведомственность может иметь единичный или множественный характер. Например, дела о лишении родительских прав рассматриваются только в судах общей компетенции, т. е. подведомственность в данном случае носит единичный характер.

Виды множественной подведомственности:

1) договорная. Имеется в виду правило, в соответствии с которым спор между гражданами может быть передан на разрешение третейского суда по обоюдному добровольному соглашению граждан. Исключение: не могут передаваться третейским судам трудовые и семейные споры;

2) императивная. Для данных правил характерна возможность рассмотрения гражданского дела в нескольких юрисдикционных органах, причем в определенной законом последовательности;

3) условная (некоторые считают ее разновидностью императивной). По ее правилам дело может быть рассмотрено в суде только после наступления или выполнения предусмотренных законом условий. Например, ст. 225 ГК предусматривает, что недвижимое имущество, не имеющее хозяина, должно быть прежде всего выявлено и поставлено на учет в местной администрации, и только по истечении 1 года у держателей появляется право на подачу заявления о признании имущества бесхозяйным;

4) альтернативная. В соответствии с ее правилами заинтересованным лицам принадлежит право выбора, обратиться за разрешением спора непосредственно в суд либо обратиться к вышестоящему органу или должностному лицу.