Вы здесь

Гражданское право. Раздел 3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (Н. М. Голованов, 2010)

Раздел 3

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

17. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. Соответственно, можно выделить следующие признаки юридического лица.

1. Организационное единство. Данный признак проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру юридического лица, в четкой регламентации отношений между его участниками.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

2. Имущественная обособленность. Юридическое лицо обладает имуществом или на праве собственности, или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности организации является наличие у нее уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), паевого фонда (у кооперативов), уставного фонда (у государственных и муниципальных унитарных предприятий). Учетно-бухгалтерским отражением имущественной обособленности служит самостоятельный баланс или смета.

3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность. Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, то есть по обязательствам, в которых являются стороной.

Однако в законе могут быть предусмотрены исключения (например, согласно п. 2 ст. 120 ГК ответственность по долгам учреждения несет собственник, передавший этому учреждению соответствующее имущество в оперативное управление). Юридические лица отвечают всем принадлежащим им имуществом– как основными, так и оборотными средствами. Исключение опять же составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами.

4. Выступление в гражданском обороте под собственным именем. Юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем.

18. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Юридическое лицо индивидуализируют имя и место нахождения.

Имя (наименование) юридического лица обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации, такие как унитарные предприятия, инвестиционные фонды, должны включать в свое наименование указание на характер деятельности (например, государственное внешнеторговое предприятие, государственный научно-исследовательский институт).

Наименование юридического лица может включать и фирменное наименование. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

В ряде случаев фирменное наименование должно содержать дополнительные сведения, позволяющие судить о правомерности заключения юридическим лицом тех или иных сделок, а также о субъектах, несущих ответственность по обязательствам данного юридического лица. Так, фирменное наименование предприятия, владеющего имуществом на праве оперативного управления, должно содержать сведения о том, что данное предприятие является казенным.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Конкретный адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа.

19. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания, который связан с его государственной регистрацией, и прекращается в момент исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Различают общую и специальную правоспособность юридического лица. Общая правоспособность означает возможность иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы). Специальная правоспособность предполагает наличие у субъекта лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах (некоммерческие организации и унитарные предприятия).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей юридического лица – прерогатива его исполнительного органа. Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать и его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.

20. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица можно выделить следующие способы образования юридических лиц.

– При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя. В распорядительном порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов Российской Федерации, государственные корпорации и др. Все они действуют на основании нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц.

Разрешительный порядок предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Так, он предусмотрен для образования страховых обществ и банков.

– При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц. Регистрирующий орган лишь проверяет наличие необходимых в соответствии с законом учредительных документов организации и соблюдение установленного порядка ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен.

– Общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав.

– Хозяйственные товарищества должны иметь учредительный договор.

– Акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общественные организации, фонды, учреждения и другие должны иметь устав[1].

21. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права. Реорганизация может осуществляться путем:

– слияния (соединения ряда юридических лиц);

– присоединения (одно юридическое лицо присоединяется к другому, при этом первое перестает существовать как юридическое лицо);

– выделения (из состава юридического лица выделяется другое юридическое лицо);

– разделения (юридическое лицо прекращает свое существование, и на его месте возникает несколько новых юридических лиц);

– преобразования (юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида).

Реорганизация юридического лица, осуществленная путем преобразования, слияния, разделения и выделения, считается состоявшейся с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форм е присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Ликвидация юридического лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица регистрируется в установленном законом порядке.

22. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Юридические лица можно классифицировать по различным основаниям, в частности:

– по формам собственности:

государственные;

частные;

– по целям деятельности:

коммерческие;

некоммерческие;

– по составу учредителей:

союзы и ассоциации (учредители – только юридические лица);

унитарные предприятия (учредитель – государство);

все остальные юридические лица (учредители – любые субъекты права);

– по характеру прав участников:

организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);

организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)[2];

организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы);

– по объему вещных прав:

юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия);

юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных);

юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все другие юридические лица).

23. БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Банкротство юридического лица – это признание его неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства и (или) обязанность не исполнены юридическим лицом в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладает сам должник, а также кредиторы и уполномоченные органы.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.

При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Срок наблюдения не может превышать 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Для осуществления процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает кандидатуру временного управляющего.

Финансовое оздоровление применяется в целях восстановления платежеспособности должника и погашения его задолженности. Как правило, оно вводится в тех случаях, когда либо учредители (участники) должника, либо третьи лица предоставляют обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6месяцев. Однако совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год. Этот срок может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев.

Мировое соглашение между должником, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом и вступает в силу с даты его утверждения. Односторонний отказ от исполнения мирового соглашения не допускается. Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

24. ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ И ОБЩЕСТВ

К хозяйственным товариществам и обществам относится несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества и общества от других коммерческих организаций.

Хозяйственные товарищества – это договорные объединения нескольких лиц и их имущества для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

Хозяйственные общества – это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Личное участие членов общества в его деятельности необязательно.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Так, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает необходимость привлечения независимого оценщика, если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); п. 2 ст. 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» предписывает привлекать для оценки неденежного паевого взноса, превышающего 250 МРОТ, независимого оценщика.

Согласно закону хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных), а хозяйственные общества – в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ.

25. ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Полное товарищество – хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

При этом личную имущественную ответственность по долгам товарищества несут и те его участники, которые вступили в товарищество после его создания (в том числе по обязательствам, возникшим до их вступления в товарищество).

Выбывшие из товарищества участники продолжают нести ответственность по всем долгам товарищества, возникшим до момента их выбытия, в течение двух лет со дня утверждения годового отчета товарищества за год, в котором состоялось выбытие.

Участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором.

По общему правилу управление делами товарищества происходит единогласно, если в договоре не предусмотрено иное. Однако участники могут договориться и о том, что решение принимается большинством голосов товарищей. Каждый участник обычно имеет один голос, если только учредительным договором не предусмотрена зависимость числа принадлежащих участнику голосов от размера его имущественного вклада.

Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или нескольким из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

Каждый товарищ участвует как в прибылях, так и в убытках товарищества.

Выход из состава полного товарищества может быть добровольным или принудительным. Отказ от участия в полном товариществе, учрежденном без указания срока, должен быть заявлен участником не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества. Досрочный отказ от участия в полном товариществе, учрежденном на определенный срок, допускается лишь по уважительной причине. Принудительный выход из товарищества возможен лишь при наличии единогласного решения остающихся участников, а также решения суда.

При выходе из товарищества участник вправе получить денежный эквивалент части имущества пропорционально его доле в складочном капитале в натуре, для чего также требуется согласие других участников. Причитающаяся выбывающему участнику часть имущества товарищества или ее стоимость определяется по балансу, составляемому на момент выбытия. Выбывающий участник вправе с согласия других товарищей передать свою долю в складочном капитале как другому товарищу, так и третьему лицу.

Полное товарищество ликвидируется по общим основаниям, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник.

26. ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ

Товарищество на вере (коммандита) – хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Правовое положение полных товарищей такое же, как и в полном товариществе. Что касается вкладчиков, то ими могут быть любые физические лица, а не только предприниматели, и любые юридические лица, за исключением тех, которые специально перечислены в Гражданском кодексе (государственные органы, органы местного самоуправления).

Коммандитисты не участвуют в предпринимательской деятельности и управлении делами товарищества. Они лишь сохраняют право на получение дохода, причитающегося на сделанный ими вклад. Кроме того, коммандитисты имеют право без согласия полных товарищей:

– знакомиться с годовым отчетом товарищества;

– выйти из товарищества по окончании финансового года с получением своего вклада;

– передать вклад полностью или частично как другому вкладчику, так и третьему лицу. При продаже вкладчиком своей доли (ее части) третьему лицу остальные вкладчики товарищества пользуются правом ее преимущественной покупки (пропорционально размерам их долей в складочном капитале).

При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение своих вкладов из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов товарищества. Если и после этого у товарищества сохраняется остаток имущества, то вкладчики участвуют в его распределении наравне с полными товарищами в соответствии с их долями в складчном капитале, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

В случае выхода из товарищества всех коммандитистов оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем участвуют хотя бы один полный товарищ и один вкладчик.

27. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью на момент регистрации общества должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законодательством минимального размера уставного капитала (100 МРОТ), общество подлежит ликвидации.

В обществе с ограниченной ответственностью обязательна двухзвенная структура управления:

– общее собрание участников;

– исполнительный орган (допускается возможность создания совета директоров, компетенция которого определяется уставом общества).

Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть любые субъекты гражданского права, за исключением государственных и муниципальных органов. Унитарные предприятия и учреждения-несобственники могут участвовать в ООО с согласия собственника-учредителя. Количество участников общества ограничено пятьюдесятью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшается до установленного законом предела.

Объем прав, принадлежащих конкретному участнику общества (количество голосов на общем собрании, размер дивиденда и ликвидационной квоты), определяется размером его доли в уставном капитале.

Участник общества, грубо нарушающий свои обязанности или затрудняющий своими действиями деятельность общества, может быть исключен из него, но только в судебном порядке. Вопрос об этом может быть поставлен участниками общества, имеющими доли в уставном капитале не менее 10 %.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника (ее части), выбывающего из общества, пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права.

При выходе участника из ООО оно обязано выплатить ему действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества – действительную стоимость части его доли пропорционально оплаченной части вклада. С согласия других участников общества доля выбывающего из него участника может быть выдана ему в натуре.

Общество обязано произвести все расчеты с выбывающим участником в течение 6 месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

28. ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими ответственность по ее обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Указанная ответственность наступает лишь при недостаточности имущества самого общества для покрытия возникших у него долгов, то есть в субсидиарном порядке. Таким образом, ответственность участников ОДО остается ограниченной – взыскание по долгам общества не может быть обращено на все их имущество.

При банкротстве одного из участников его ответственность по долгам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (учредительными документами могут быть установлены и иные правила).

В остальном статус этого хозяйственного общества аналогичен статусу общества с ограниченной ответственностью, что влечет применение к нему соответствующих правовых норм.

29. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Регламентирует создание и функционирование акционерных обществ Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО).

Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Открытые акционерные общества в праве продавать акции всем желающим, закрытые могут распределять акции только между учредителями или иным заранее определенным кругом лиц.

В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционера на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

Количественный состав ОАО не ограничивается. В ЗАО может состоять не более 50 участников.

Минимальный размер уставного капитала ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ, ЗАО – не менее 100 МРОТ.

Первые 50 % акций должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Остальные 50 % акций должны быть оплачены в течение года.

В АО с числом участников более 50 обязательно создается наблюдательный совет (совет директоров) как постоянно действующий орган акционеров, контролирующий управляющих (директоров) общества.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, определены Законом об АО. Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции наблюдательного совета (совета директоров), также определяются Законом об АО и уставом общества.

Исполнительный орган АО может быть единоличным (директор, генеральный директор) либо коллегиальным (правление, дирекция). При этом единоличный орган должен быть у общества всегда, а коллегиальный – в случаях, предусмотренных уставом. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации).

30. ДОЧЕРНИЕ И ЗАВИСИМЫЕ ОБЩЕСТВА

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) общество (товарищество) имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Общество, которое приобрело более 20 % голосующих акций (АО) и более 20 % долей уставного капитала другого общества (ООО), обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Общество или товарищество (основное), повлиявшее на решения другого общества (дочернего) в силу преобладающего участия в его уставном капитале в соответствии с договором или по иным основаниям, несет солидарную с дочерним обществом ответственность по сделкам, совершенным в результате такого влияния. Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения причиненного основным обществом убытков. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного последнее субсидиарно отвечает по его долгам.

31. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ

Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения, несущих субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, предусмотренных уставом и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

К моменту государственной регистрации производственного кооператива должно быть оплачено не менее 10 % паевого фонда. Остальная часть оплачивается в течение первого года функционирования кооператива.

Количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, ограничивается 25 % числа членов, лично участвующих в работе кооператива. Прибыль распределяется в зависимости от трудового участия, если иное не предусмотрено уставом.

Участниками кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица, если последнее предусмотрено уставом. В кооперативе может состоять любое количество участников, но не менее пяти. Наемные работники могут составлять не более 30 % численности участников кооператива за отчетный период, не считая выполнения работ по гражданско-правовым договорам.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, которое вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам деятельности кооператива, в том числе по входящим в компетенцию его исполнительных органов.

На общем собрании каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера пая.

В крупных кооперативах с числом членов более50 могут создаваться также наблюдательные советы как постоянно действующие органы контроля за деятельностью исполнительных органов. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции наблюдательного совета, определяются уставом кооператива. Избранные в состав наблюдательного совета члены кооператива не могут одновременно являться членами его исполнительного органа.

Исполнительными органами кооператива являются правление и его председатель. Коллегиальный орган образуется в кооперативе с числом членов более 10, причем председатель кооператива одновременно возглавляет и его правление.

Выплата стоимости пая или другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Поскольку отчуждение пая третьим лицам влечет обязанность их приема в кооператив, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия кооператива на прием нового члена и правом других членов кооператива на преимущественную покупку отчуждаемого пая.

32. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции. Указанное имущество передается унитарному предприятию или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления (в последнем случае предприятие называется казенным).

Виды унитарных предприятий, имущество которым передается:

– на праве хозяйственного ведения:

федеральное государственное унитарное предприятие;

государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации;

муниципальное унитарное предприятие;

– на праве оперативного управления:

федеральное казенное предприятие;

казенное предприятие субъекта Российской Федерации;

муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом. По обязательствам собственника имущества оно ответственности не несет.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества. В связи с этим казенное предприятие не подлежит банкротству.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации унитарного предприятия. В случае казенного предприятия уставный фонд не формируется.

Собственник имущества, переданного государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Что касается казенного предприятия, то здесь собственник имущества целиком определяет порядок распределения прибыли.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных законом и другими нормативными правовыми актами. Недвижимым имуществом оно вправе распоряжаться только с предварительного согласия собственника этого имущества. С согласия собственника имущества также совершаются сделки, связанные с предоставлением займов и поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также с заключением договоров простого товарищества.

Казенное предприятие может отчуждать принадлежащее ему имущество (движимое и недвижимое) или иным способом распоряжаться им только с согласия уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Оно в праве лишь самостоятельно реализовывать произведенную продукцию, если иное не установлено законом и другими нормативными правовыми актами.

33. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками.

Их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материально обеспечивать основную, главную деятельность, не связанную с участием в имущественных отношениях. Некоммерческие организации в отличие от коммерческих обладают специальной правоспособностью и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Действующее законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарищества собственников жилья и государственные корпорации.

34. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ

Потребительский кооператив – это объединение лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

В виде исключения из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами.

Паевой фонд создается за счет взносов участников и должен быть оплачен к моменту государственной регистрации кооператива либо полностью, либо в размере, предусмотренном законом для определенного вида кооперативов.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества, потребительские общества, общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»), общества взаимного страхования и др.

Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Потребительские кооперативы должны учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в качестве учредителей требуется не менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц). Они не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для всех кооперативов принципам. Высший орган – общее собрание участников. В соответствии с уставом оно имеет право рассматривать любой вопрос деятельности кооператива.

Каждый участник независимо от размера паевого взноса обладает одним голосом при принятии решений на общем собрании.

Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Особым основанием для реорганизации или ликвидации является полное внесение паевых взносов за предоставленные в пользование объекты, поскольку это обстоятельство влечет возникновение права собственности на имущество (дом, гараж, земельный участок и т. п.) и прекращение этого права для кооператива. В такой ситуации соответствующий потребительский кооператив должен быть преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации объекта) или в другую форму некоммерческой организации (товарищество собственников жилья) либо ликвидирован.

35. ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Товариществом собственников жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживания принадлежащих им жилых помещений.

Товарищество организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не только граждане, но и иные собственники жилых помещений – юридические лица и публично-правовые образования.

Правовой статус товарищества собственников жилья определяется его уставом. Устав принимается на общем собрании домовладельцев большинством голосов присутствующих домовладельцев или их представителей.

Органы управления товариществом – общее собрание его членов и правление.

Общее собрание членов товарищества является его высшим органом управления. Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением, избранным общим собранием. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Участники товарищества обладают правом голоса пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собственности на соответствующее жилое помещение. Участник не может быть исключен из товарищества.

В случае нарушения участником обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общих помещений и оборудования, а полученный от нее доход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

Товарищество собственников жилья реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. В отличие от кооперативов закон не предусматривает для такого товарищества возможности его преобразования в иной вид юридического лица.

36. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

В крупных общественных организациях юридическими лицами могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные звенья.

Однако в этом качестве не вправе выступать совет, правление и иные руководящие органы таких организаций.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. В числе учредителей и участников могут быть другие общественные организации – юридические лица.

Общественные организации вправе создавать другие некоммерческие, а также коммерческие организации или быть их участниками. Такие коммерческие организации должны заниматься деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. Полученные доходы должны идти на достижение уставных целей общественной организации.

Участники общественной организации имеют равные права в управлении ее делами и несут равные обязанности, за нарушение которых могут быть исключены из организации.

Высшим органом общественной организации является ее съезд или общее собрание участников, которые избирают исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную законом и уставом.

Общественные организации реорганизуются и ликвидируются в соответствии с общими правилами. Остаток имущества организации, который образовался в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением высшего органа, а при их отсутствии– на цели, определенные решением суда.

37. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Разновидностью общественных организаций являются религиозные организации.

Религиозная организация – объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

К указанным признакам относятся:

– наличие вероучения и религиозной догматики;

– совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний;

– проповедническая деятельность (религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения).

Религиозные организации могут выступать в виде общин, монастырей, братств, миссий и т. п.

Религиозные организации банкротству не подлежат.

38. ФОНДЫ

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, которое передано в ее собственность учредителями.

Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав. Закон ограничивает возможность внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами: изменения могут вноситься только в случаях, прямо предусмотренных уставом, а при отсутствии таких указаний – только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования. Однако последние не могут быть учредителями благотворительных фондов, ибо в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом. Кроме того, учредителями фонда не могут быть лица, которые организуют его и затем руководят его деятельностью. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого из числа учредителей фонда либо иных авторитетных лиц создается попечительский совет, который на общественных началах осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т. д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями либо попечительским советом. Сделки от имени фонда подлежат предварительному одобрению попечительским советом фонда.

Для пополнения своего имущества фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, которая должна служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешается создавать хозяйственные общества или участвовать в них. При этом благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь как «компании одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками. Для достижения своих целей фонды также могут создавать некоммерческие организации.

Фонд реорганизуется по решению учредителей или назначенного ими попечительского совета в соответствии с общими правилами. Однако фонд не может быть преобразован в другие виды юридических лиц.

Законодательством предусмотрен особый порядок ликвидации фондов. Она происходит по основаниям, указанным в законе, а не в уставе, и допускается только по решению суда.

Фонд может быть ликвидирован:

– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных в уставе;

– в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Остаток имущества фонда после расчетов с кредиторами направляется на цели, предусмотренные уставом, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства.

39. УЧРЕЖДЕНИЯ

Учреждение – это организация, созданная собственниками для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредители несут неограниченную дополнительную ответственность по долгам учреждения. В связи с этим подвергнуть учреждение банкротству нельзя.

К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей учреждения могут быть публичными или частными (их правовой статус одинаков).

Учреждение создается по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа)либо нескольких собственников и действует на основании утвержденного и зарегистрированного устава или положения, а иногда – общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида.

Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Обычно учреждения финансируются собственниками по смете.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы, что должно отражаться в уставе или положении. Эти доходы поступают в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

В отличие от остальных видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей.

Частное учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации).

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

40. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ПАРТНЕРСТВА

Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве некоммерческая организация, созданная для оказания ее членам содействия в ведении общеполезной деятельности (достижении некоммерческих целей).

Некоммерческие партнерства представляют собой объединения граждан и юридических лиц, в том числе коммерческих организаций. Главная особенность некоммерческого партнерства заключается в том, что при выходе из него или при его ликвидации его участникам предоставляется возможность получить часть имущества этой организации или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства.

Высшим органом партнерства является общее собрание его членов. В партнерстве обязателен единоличный исполнительный орган, образуемый его высшим органом, а в случаях, предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правление, директорат и т. п.).

Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своим уставом. Оно может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Партнерства реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. На основании единогласного решения учредителей партнерство может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество.

При ликвидации некоммерческого партнерства его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и необходимых выплат членам партнерства, направляется на цели, в интересах которых создавалось партнерство. Если использовать такое имущество на уставные цели не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

41. АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Автономная некоммерческая организация – это не имеющая членства и учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, целью которой является предоставление услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т. п.), всем заинтересованным лицам.

От учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на передаваемое им учредителями имущество.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший орган. В него входят как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не относящиеся к компетенции высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (или коллегиальным, если он предусмотрен уставом).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности организации ее уставным задачам.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. На основании решения ее высшего органа она может быть преобразована в общественную или религиозную организацию либо в фонд, но не в коммерческую организацию. Остаток ее имущества после ликвидации используется в соответствии с уставом.

42. ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ)

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их общих интересах.

Объединения юридических лиц создаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Однако коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации и союзы.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по ее (его) обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Высшим органом объединения является общее собрание участников (их представителей). Исполнительные органы образуются общим собранием из числа физических лиц (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы от такой деятельности используются только на нужды объединения.

Новые члены принимаются в объединение на основании единогласного решения его участников, причем на новых членов может быть возложена ответственность по долгам объединения, возникшим до момента их принятия в объединение.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. На основании единогласного решения участников она (он) может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества после ликвидации ассоциации (союза) передается для использования на цели, определенные в ее (его) уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между учредителями объединения.

43. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть установлено законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок ее реорганизации и ликвидации и порядок использования имущества в случае ее ликвидации.

44. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Филиал и представительство – это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций.

Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, то есть представляют его интересы и обеспечивают его защиту. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал.

Филиалы представляют интересы создавшего их юридического лица и выполняют его основные функции (все или часть, в том числе цели представительства).

Представительства и филиалы не имеют прав юридического лица и, следовательно, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основании утверждаемых юридическим лицом положений.

45. УЧАСТИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования охватываются общим понятием «публично-правовые образования».

Действующее законодательство исходит из того, что публично-правовые образования являются самостоятельными субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. На публично-правовые образования распространяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В качестве самостоятельных субъектов права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью. Однако они не способны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От их имени всегда действуют органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица.

По своим обязательствам публично-правовые образования отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями или изъятого из оборота.

Публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений, а также ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц.

В гражданском обороте публично-правовые образования участвуют как в опосредованной форме, так и непосредственно.

Опосредованное участие публично-правовых образований в гражданском обороте состоит в том, что от их имени действуют специально созданные для этих целей юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. Речь идет о государственных им униципальных унитарных предприятиях и финансируемых ими учреждениях.

Непосредственное участие публично-правовых образований в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него органов государственной власти и самоуправления, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства и муниципальных образований.

Публично-правовые образования могут участвовать в вещных, обязательственных, корпоративных, исключительных и наследственных правоотношениях. Они могут также выступать в качестве субъектов гражданско-правовой ответственности. Кроме того, государство вправе участвовать во внешнеторговом обороте.