5. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
5.1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и ФЗ от 14.11.2002 г. № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Учредительным документом является устав. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Выделяют два вида унитарных предприятий:
1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ.
2. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
Предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. На таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 3 ст. 56 ГК).
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие). Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что оно является казенным.
В унитарном предприятии на праве оперативного управления (казенном предприятии) уставный фонд не формируется.
Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
5.2. Участие РФ, ее субъектов, муниципальных образований в гражданском обороте
Российская Федерация выступает в следующих обязательственных правоотношениях:
• отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);
• в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;
• в отношениях подряда для государственных нужд;
• в отношениях дарения (если имущество дарится государству).
Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений, в частности наследует имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.
Российская Федерация может также выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставление кредитов. Договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.
В качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать субъекты РФ: республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства.
Субъекты федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд.
Возможно их участие и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты федерации могут быть также наследниками по завещанию.
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности и могут вступать в договорные отношения в рамках своих полномочий.
Органы местного самоуправления вправе:
• передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам;
• сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки;
• определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов;
• выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.