Глава 6
Меры по укреплению семьи
Анализ показывает, что в современных условиях семья, являясь основной клеточкой гражданского общества, определяющей его развитие и крепость, находится в состоянии кризиса, требует к себе пристального внимания государственных, правительственных органов и всего общества.
Важное место в укреплении семьи, сплоченности общества занимают: уровень культуры народа, нравственное его состояние, жилищные и бытовые условия. Попробуем рассмотреть их хотя бы в кратком виде.
Весь жилищный фонд России на конец 2006 года составлял 3002 млн кв. м общей площади, в том числе – находящегося в собственности граждан – 2298 млн кв. м или 76,5 % всего жилья. Государственное и муниципальное жилье здесь занимает лишь одну пятую. На каждого жителя страны приходилось жилой площади в среднем по 21,1 квадратных метра, в т. ч. в городской местности – по 20,8, а в сельской – 21,9 кв. м. Строительство жилья идет главным образом за счет населения. В 2005 году в стране из введенного в эксплуатацию нового жилья в количестве 43,6 млн кв. м за счет населения и заемных средств было построено жилья 40,2 млн кв. м.
Жилой фонд городов на 87 % оборудован водопроводом, на 88 % – отоплением, на 80 % – ванными. В 70 % жилья имеется газ (природный или сжиженный), 62 % – канализация. В сельской местности эти услуги выглядят скромнее. Водопровод имеют 44 % жилых помещений, канализацию – 34 %, центральное отопление – 54 %, оборудованы ванными – 26 %, газифицировано – 75 %, с горячим водоснабжением – 22 % жилых помещений.
Государство все дальше и дальше отдаляется от строительства жилого фонда за счет бюджетных ассигнований. Правильно ли это? Думается, что вклады в жилищные, социально-бытовые и культурные учреждения за счет госбюджета должны резко возрасти. Государство почти полностью взяло на себя, что очень похвально, заботу об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, беженцев и переселенцев, обратив особое внимание на молодые семьи, на снижение тарифов и цен. Следует заметить, к сожалению, что средние потребительские цены на отдельные виды коммунальных услуг из года в год растут и становятся для народа запредельными. С 2001 по 2008 год они выросли более чем в 4 раза. Плата с каждого человека за 100 кВт электроэнергии возросла с 52,31 руб. до 129,87 руб., водоснабжение и канализацию – с 25,94 руб. до 112,29, за отопление 1 кв. м общей площади – с 2,87 руб. до 11,39 руб., за горячее водоснабжение за месяц с человека – с 30,91 до 129, 37 руб. Сетевой потребляемый газ в расчете на человека в месяц стоил в 2001 году 6,89 руб., а в 2006 году – уже 20,63 руб, т. е. в три раза дороже.
Из материалов выборочного обследования следует, что 19,7 % жителей городской и 23 % сельской местности не удовлетворены своими жилищными условиями и намерены улучшить их, 12,5 % таких домохозяев уже строят новые дома или пристройку к существующему дому, 3 % собираются купить новое жилье, 3 % планируют улучшить свои жилищные условия путем обмена.
При этом следует заметить, что на всех уровнях хозяйствования пора переводить капитальное строительство и ремонтные работы на более высокий технический уровень, отказываться от ручного труда, сокращать продолжительность строительства и ремонта объектов.
Если рассмотреть обеспеченность населения жильем, то эта картина по федеральным округам выглядит следующим образом.[7]
Приходится м2 жилой площади на человека (см. таблицу).
Нужда в жилье, как видно, есть в каждом Федеральном округе. В целом по России 6 % всех семей стоят на учете в госорганах, как нуждающиеся в увеличении общей жилой площади. Так что необходимость увеличения строительства нового жилого фонда как со стороны государства, так и со стороны частного сектора, существует. Особенно обращает на себя внимание низкая обеспеченность жильем в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Таймырском и Агинском автономных округах.
Проблемы жилья, создания нормальных жилищных условий сдерживают рост численности и качественный состав населения страны, что является определенным тормозом в освоении территорий, особенно Сибири и Дальнего Востока, в развитии производительных сил, технического и экономического уровня производства.
Совершенно недопустимым в нашей действительности является вымирание основы нашего общества – русской нации. Причин здесь много. В книге о них шла речь. Здесь же хотелось бы, в дополнение к сказанному, рассмотреть состояние здравоохранения страны и меры по оздоровлению гражданского общества. Приведенные в книге данные свидетельствуют о необходимости год от года улучшать охрану здоровья, что не всегда получается. Рассмотрим тенденции развития в стране сети медицинских учреждений, ибо они определяют уровень оздоровления людей.
Основные показатели здравоохранения[8] (см. таблицу).
Из этих данных следует, что здравоохранение в стране даже ухудшилось, сократилась численность среднего медицинского персонала. Число больничных учреждений уменьшилась почти в два раза, а больничных коек – почти на четверть. Заметно меньше стало врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, коек для рожениц и беременных женщин, фельдшерско-акушерских пунктов. Особенно это касается сельской местности. Сложилось такое положение, когда больному приходится долго ждать медицинской помощи.
Смертность и рождаемость, здоровье народа зависят, конечно, от материальных условий жизни, нравов и уровня культуры общества, но и в немалой степени от уровня медицинского обслуживания. Медицина должна осуществлять контроль за качеством продуктов питания, постоянно следить за состоянием здоровья людей, при необходимости своевременно оказывать помощь больным, проводить необходимую профилактическую работу по оздоровлению людей.
К сожалению, в связи с ухудшением медицинского обслуживания населения заболеваемость стала возрастать. Ниже приводятся данные зарегистрированных с диагнозом, установленным впервые в жизни по некоторым основным классам болезней в 2000–2007 годах на 1000 человек населения.[9]
Положение дел со здоровьем сложилось так, что у нас в стране 77,1 % населения заболевают впервые. Причем почти по всем видам заболеваний, указанных в таблице, наблюдается рост. В этой связи настоятельно напрашивается мысль о необходимости усиления профилактической работы по укреплению здоровья народа, без промедления расширять объемы оказания медицинской помощи, поднимать эффективность всех органов здравоохранения.
Совершенно неоправданно произошло заметное снижение в стране объема выпуска и качества медицинских препаратов. Недопустимо, когда в аптеках в ряде мест до 60–70 % продается поддельных лекарств. Раньше в стране выпуском лекарств занималось централизованно специальное министерство микробиологической промышленности, теперь же это дело отдано в частные руки. Частное производство лекарств, по существу, находится вне контроля.
Многие лекарства очень дорогие, и они по этой причине недоступны большинству больных. Не пора ли по-настоящему задуматься о контроле лекарств, определить критерии установления отпускных цен в зависимости от себестоимости производства, пока же цены определяются нередко спросом (вот, где влияние рынка), который иногда, в целях большей наживы, подогревается искусственно.
Недавно правительство приняло решение установить потолок цен на лекарства, что сделать будет трудно. Нужен же не потолок цен, а государственная тарификация цен на лекарства, государственный контроль за ценообразованием их на производстве и в розничной сети.
А теперь рассмотрим как складывается процесс образования населения и организуется его досуг. Положение дел с дошкольными образовательными учреждениями явно резко ухудшается. Если в 1995 году их было в стране 68,6 тысяч единиц, то в 2007 году стало 45,7 единиц или меньше, чем на 32 %. Численность воспитанников в этих учреждениях уменьшилась почти на 700 тысяч человек. Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от года до шести лет составляет лишь 59 %. А потребность в них очень большая. Если в 1995 году стояли на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения 295,3 тысяч детей, то теперь – более 2,2 млн Численность детских садов с 2000 года по 2007 год уменьшилась почти на 650 тысяч мест. В период приватизации эти помещения были переданы для использования под офисы, размещения торговых и других организаций.
Число дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений так же сократилось к 2008 году на 12,7 тысяч единиц.
Начальных классов стало почти в 2,5 раза меньше. Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах уменьшилось почти на 8 млн человек. Аттестатов об основном общем образовании из года в год получают все меньше и меньше. Надо заметить, что и количество учителей в школах за последние 8 лет сократилось на 300 тысяч человек. Вечернее образование находится в таком же положении. Сократилось число школ с группами учащихся продленного дня. Количество образовательных учреждений для обучения детей с отклонением речи уменьшилось за вышеназванное время более чем в восемь раз. Правда число негосударственных школ немного возросло, в них обучаются теперь 71 тысяча человек. Но этим видом обучения занято лишь 0,5 % общей численности учащихся. В 2007 году более 21 тысячи детей и подростков вообще не обучались в общеобразовательных школах. Страна сплошной грамотности населения постоянно превращается в страну малограмотную. Общеизвестно, что государство, которое не стремится к высокой грамотности населения, теряет уровень культуры, техники, экономики, постепенно упрощает производственные процессы, превращая свою экономику в сырьевой придаток развитых стран.
А какое влияние оказала перестройка на уровень культуры народа? Как организуется культурный досуг населения?
Число общедоступных библиотек в городах и поселках городского типа с 2003 по 2007 год уменьшилось на 7 тысяч единиц, в сельской местности – на 4 тысячи единиц. Численность детских общедоступных библиотек уменьшилась на 470 единиц. Хотя число профессиональных театров и увеличилось за счет создания частных, но число посещений их сократилось почти на 2,4 млн человек. Правда положение с музеями несколько лучше. Посещаемость их несколько возросла. Стало больше выпускаться книг и брошюр, тиражи их увеличились на 23 млн экземпляров. Возросло число периодических изданий и газет.
Больше стало крупных стадионов с числом мест более 1500, плавательных бассейнов, спортивных залов. Но массового развертывания физкультурного движения не получилось. Пока руководящие органы страны и руководители спорта главное основное внимание уделяют достижениям элитных спортсменов, которые получают баснословные деньги. А вот вовлекать население в массовые спортивно-оздоровительные мероприятия пока не получается.
Возникшие в период перестройки негативные тенденции продолжают оказывать свое отрицательное воздействие на положение дел в общественном развитии, на жизнь и здоровье населения.
Наступила пора критически, объективно рассмотреть совершенное и сделать необходимые выводы, направленные на ликвидацию искривлений в жизни страны, установление магистрального ее развития.