Глава 2
Человек – дитя природы
Человек, с тех пор, как у него начали развиваться мыслительные способности, всегда стремился понять природные явления и возможности, свое место в природе, использовать ее потенциал для жизни, определить свое предназначение в этом мире, понять для чего живет и что он должен делать.
Величайшие мыслители стремились познать все эти явления, и каждый по-своему определял место и роль человека в природе, в организации жизни общества в целом.
Чтобы понять процесс формирования составляющих общества и в целом общества на историческом этапе развития, необходимо разобраться человеку в самом себе, определить его физические и умственные способности, тенденции к различного рода общественным объединениям для целей создания более комфортабельной и защищенной от посягательств жизни.
Рассмотрим в историческом плане хотя бы кратко как решались проблемы человека и через него общества в различные исторические времена, что особенно важно для понимания происходящих процессов в мире и, в частности, в нашем российском гражданском обществе. А потом проанализируем составляющие ячейки общества, их природу и функции, формы взаимодействия, принципы и приоритеты общественных отношений, особенно материального производства и духовного развития, формирования государственного устройства, международных и межгосударственных отношений, пути формирования и удовлетворения общественных потребностей и другие явления в нашей действительности.
Начнем анализ с понимания, что из себя представляет человек в природе и обществе. Сопоставим мнения на этот счет ученых философов, что поможет понять место и роль человека в мировом пространстве, прочувствовать характер биения пульса и направленность общества.
Древнеиндийская философия (Веды) раскрывает проблемы нравственности человека, пути и способы освобождения его от объектов и страстей. Чем совершеннее и нравственнее человек, тем он больше достигает успехов в деле освобождения, что осуществляется путем растворения индивидуальной души в мировой душе. Философия Древнего Китая (Конфуций) разработала концепцию «неба», которая означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Характерной чертой древневосточной философии человека является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение к социальному и природному миру.
В Древнегреческой философии (Сократ) основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетельность, обоснование принципа этического рационализма. Сократ утверждал, что «добродетель есть знание».
По Декарту человек – часть природы, и как вся природа он состоит из атомов, в том числе и его душа. Платон (древнегреческий философ) считал, что душа является субстанцией, которая делает человека человеком, она вечная, тело же смертно.
Человек, по Аристотелю, существо общественное, государственное, политическое.
Средневековая христианская концепция рассматривает человека как часть мирового порядка, установленного Богом, как «образ и подобие Бога». Главной задачей считается «приобщиться к Богу и обрести спасение в день страшного суда». Фома Аквинский считал, что человек это промежуточное существо между животными и ангелами, душа его является «двигателем» тела и определяет сущность человека, она нематериальна, но получает свое окончательное осуществление только через тело.
Философия эпохи Возрождения ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблему. Она утверждает естественное стремление его к добру, как часть ее гармонии.
Немецкая классическая философия (Кант) утверждает, что человек «по природе зол», но вместе с тем он обладает задатками добра. Поэтому человек «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойна совесть, не может быть моральным. Основное отличие его от других существ – самосознание. По концепции Гегеля личность, в отличие от индивидуума, начинается только с осознания человеком себя «как существа всеобщего и свободного».
Стержень философии Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека, дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Но самого человека он понимает абстрактно. По мысли Декарта, мышление – единственно достоверное свидетельство человеческого существования, что вытекает из его основополагающего тезиса: «Я мыслю, следовательно, существую». Рассматривая душу и тело, как две разные субстанции, он считал, что тело – это своего рода машина, сознание же воздействует на него и в свою очередь испытывает на себе влияние тела.
Все они рассматривают человека как продукт природы.
Антропологические концепции революционных демократов проблеме человека придают первостепенное значение. В. Г. Белинский достижение свободы и независимости личности связывает с социальными преобразованиями, утверждая, что они возможны только в обществе, «основанном на праве и доблести». А. И. Герцен считает, что человек вышел из животного сна благодаря разуму. Н. Г. Чернышевский утверждает, что человек – высшее произведение природы.
Карта Российской Федерации
Марксистская философия утверждает, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
В современном понимании, человек – дитя природы, развивается по всем законам биологического развития природы, отличается от всех других форм жизни своим высочайшим по сравнению с другими существами, уровнем развития разума.
Наряду с биологическими факторами, на развитие человеческого разума определяющее влияние оказывает социальная среда обитания. Общество человеческое воздействует на индивидуума, вырабатывает в нем общие поведенческие наклонности. Семья сплачивает всех членов ее, наряду с биологическими воздействиями, оказывает влияние на поведенческие мотивы каждого. Поскольку члены семьи взаимодействуют постоянно, значительно чаще, чем с индивидуумами других общественных объединений, то с точки зрения воспитания, усвоения и развития поведенческих мотивов влияние семьи на каждого члена семьи огромное. Поэтому управление общественных начал и общества в целом надо начинать с укрепления семьи, ее устоев, ибо это является фундаментом общественного развития. Залогом его крепости является, с одной стороны, внимание общества к интересам и состоянию семьи, и одновременно, с другой стороны, – заинтересованность семьи в удовлетворении своих потребностей через общество.
Так вырабатывается общественное сознание, стремление общими усилиями улучшить материальные условия жизни людей, полнее удовлетворять бытовые запросы человека. Большое значение в развитии экономики, политики, морали и права общества в целом играют преемственность, накопления в общественном сознании знаний, достижений науки, искусства, материального производства, опыта общественного бытия. И все эти элементы сознания постоянно совершенствуются. Через систему общественных отношений, условий и способов материального производства, политических и других социальных институтов общества определяется коллективная деятельность людей, оказывается воздействие общества на каждого человека.
Общественное сознание, взаимно связанное с общественным бытием, определяет характер и степень крепости сообщества индивидуумов.
Люди, обладающие большими познаниями, делающие открытия в науке, развитии производительных сил, определяющие новые, более эффективные этапы общественного развития, государственного устройства, другими словами, находящиеся на самых передовых позициях человечества, становятся личностями в масштабах влияния на среду человека.
Личности формируются обществом, определяются активным участием индивидуума в процессах формирования и развития общества, нахождением при этом на острие развития его составляющих. Это человек с большими познаниями, жизненным опытом, обладающий чувством нового, прогрессивного, возглавляющий направления науки и практики познания природы и общественного бытия.
В целом же, большинство людей осознают, что живут в материальном мире, к которому относится все живое и неживое, что существует в природе, в том числе и человек как природное создание. Каждый индивидуум природу воспринимает и понимает по-своему. Развитие общественных начал жизни людей, совершенствование идет через практику, через творческие способности человека, в стремлении лучше и безопаснее жить. Именно в этом суть общественного развития.
А теперь перейдем к изложению материала о том, как возникали и совершенствовались сообщества людей, различные формирования, и какие причины способствовали их изменению. Далее рассмотрим принципы создания семьи и ее роль в совершенствовании общества.