Глава 8
Финансовая обеспеченность населения
Теперь рассмотрим доходы и расходы населения. Абсолютная сумма доходов выросла с 2001 по 2006 год в 3 с лишним раза. А если учесть, что наполнение рубля уменьшилось, то они остались практически на прежнем уровне. Доходы от предпринимательской деятельности и от собственности составили в 2006 году, соответственно, 11,1 % и 10 %.
Как используются населением доходы? На закупку товаров и оплату услуг уходит 69 %, на обязательные платежи и разнообразные расходы – 10,5 %. Значительная часть (17,2 %) идет на прирост финансовых активов в виде приобретения валюты и ценных бумаг. Возрастает количество денег на руках у населения. Как показал выборочный опрос населения, около 60 % его считают неблагоприятными существующие условия для формирования сбережений. Деньги хранят в сберегательном банке 35,9 % опрошенных, наличными в рублях – 43 %, наличными в иностранной валюте – 27,5 %. Большинство, 70,8 %, сбережений уходит на покупку недвижимости и товаров длительного пользования. В стране наблюдаются резкие колебания в оплате труда. Самая низкая номинальная среднемесячная начисленная зарплата в сельском и лесном хозяйствах (4468,7 руб.), в производстве изделий из кожи и обуви (5649,1 руб.), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (8059,9 руб.), сфере образования (6983,3 руб.), коммунальных службах (8059,9 руб.).
Панорама Москвы
Самая высокая номинальная начисленная в 2006 году среднемесячная зарплата была в финансовой сфере (27 885,5 руб.), на предприятиях по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (27 644,5 руб.), производстве нефтепродуктов (22 319,6 руб.), на транспорте, связи и в государственном управлении, обеспечении военной безопасности (13 389,9—13 477,3 руб.) Если принять за 100 % доходы населения страны в 2006 году, то из них 11,1 % приходилось на предпринимательскую деятельность, 39,5 % – на оплату труда, 12,0 % составили социальные выплаты, 10 % – доходы от собственности, в том числе в г. Москве, они составили 22,5 %, доходы других источников – 27,4 %.
Более половины населения России (53,7 %) имели среднедушевые денежные доходы от 1500 руб. до 8000 руб. в месяц, из них 16 % получали зарплату ниже прожиточного минимума.
Общеизвестно, что многие в стране находятся за чертой бедности, особенно это относится к людям старшего возраста – пенсионерам. Некоторые из руководителей, понимая создавшееся положение, объявляют войну с бедностью, принимают меры по изжитию этого порока общества. Но вместо крупномасштабных мер, свои незначительные усилия в этом подают как заметные достижения в деле улучшения положения народных масс, хотя оно остается сложным.
Война с бедностью это очень актуальная и серьезная задача, требующая мобилизации всех сил общества, укрепления экономики страны, рационального, справедливого распределения производимой в стране продукции, внимания к удовлетворению хотя бы минимального запроса каждого человека.
Здесь невольно вспоминается американская поговорка: «Самый простой способ выиграть войну против бедности – перестать делать вид, будто мы богаты», что даст возможность реально взглянуть на существующее положение страны и народа, осуществлять реально необходимые меры по борьбе с бедностью. Именно такой подход к действительности позволит увидеть то, над чем надо всем активно работать. Эта болезнь общества имеет глубокие корни, требует серьезной диагностики и лечения. Прежде всего необходимо осознать, найти и устранить первопричину, тогда пройдет и болезнь.
Пятая часть населения – это богатые люди, получают ежемесячно (2006 г.) около 44 % денежных доходов всего населения, что свидетельствует о существующем в обществе большом неравенстве в распределении доходов.
Ненормально, когда в стране 35,8 % работающего населения получают в месяц зарплату от 1000 до 5000 руб. Если рассмотреть среднюю месячную начисленную зарплату по стране 10 % высокооплачиваемого населения, то она составила в среднем у каждого 34 582 руб. в месяц или больше чем в 25 раз, чем у остального населения. В сельском хозяйстве получает в месяц – 644 руб. каждый из 10 % низкооплачиваемых, а один работник из 10 % высокооплачиваемых получает в среднем 13 701 руб. В таких условиях заинтересовать людей работать в сельском хозяйстве не возникает.
В 2007 году среди занятых в экономике с неполной рабочей неделей (до 30 часов) работали 6,6 % всей численности.
По данным выборочного обследования потребительских ожиданий населения в 2006 г., проведенного федеральной службой госстатистики,[12] оказалось: 36,6 % населения оценило, что его материальное положение плохое и очень плохое.
Теперь рассмотрим процессы миграции населения и ее последствия.
Общеизвестно, что рост культурно-технического уровня производства и совершенствование его технологических процессов приводят к усилению подвижности кадров. Но в стране, к сожалению, в период перестройки и после незаметен технический прогресс, а текучесть кадров большая и продолжает расти. Видимо, это связано с непродуманными перестроечными процессами, остановкой производственных мощностей, социальными и материальными изменениями не в лучшую сторону условий жизни людей.
Если проанализировать хотя бы по некоторым отраслям экономической деятельности число принятых и выбывших работников в течение года, то мы увидим любопытную и вместе с тем тревожную картину, которая заставляет задуматься. Прошу обратить внимание на нижеприведенную таблицу, освещающую процессы текучести кадров в важнейших отраслях промышленного производства.[13]
Выбытие работника осуществляется в 90 % случаев по собственному желанию.
В отраслях производства, особенно ведущих, наблюдается большая текучесть кадров, что, безусловно, отрицательно влияет на объем производства и качество выпускаемой продукции.
В настоящее время процесс текучести кадров на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и на транспорте практически плохо управляем, он идет стихийно. Чтобы влиять на передвижение и закрепление кадров на производстве, нужно решить ряд очень важных вопросов, связанных с жизнью и бытом людей, материальным их обеспечением, о чем частично уже говорилось и будет еще сказано.
Здесь я хочу обратить внимание на необходимость разработки государственной целевой системной программы работы с кадрами владельцев собственности. В ней должна быть отражена планомерная работа на предприятиях и в организациях по подготовке и переподготовке кадров массовых профессий, особенно из числа молодых людей.
Может быть даже со школьных лет в общеобразовательных школах, как было ранее, ввести уроки труда, на которых давать молодежи элементарную подготовку к общественно-полезному труду, чтобы молодежь, получая среднее образование, владела навыками производственного процесса.
Почему бы не восстановить существующую в советское время систему профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров через сеть профтехобразования. Государством и работодателем должны быть разработаны и действовать программы работы и с выпускниками высших и средних специальных учебных заведений.
Дать путевку в трудовую жизнь молодому поколению это очень важно не только для них, но и для всей страны. Вообще система подготовки и переподготовки кадров, распределение и перераспределение в территориальном плане должна носить постоянный планомерный характер. Это крупная государственная проблема, и она должна разрешаться на подобающем уровне с учетом материальной и моральной заинтересованности работника, развития производительных сил того или иного перспективного в этом отношении района страны. Спонтанная миграция населения не может быть регулятором в устранении территориальных диспропорций, в размещении производства и трудовых ресурсов, она лишь свидетельствует о том, что здесь появились серьезные противоречия, которые должны решаться правительственными и другими органами управления.
По данным статистики, из занятых в экономике, почти десятая часть имеют продолжительность рабочей недели более 40 часов. По советскому законодательству это считалось нарушением трудового кодекса. Думается, и здесь есть, над чем задуматься государственным и профсоюзным органам, владельцам предприятий и организаций.
Чтобы улучшить свое материальное положение, люди вынуждены, работая на основной работе, прирабатывать в другом месте. В 2007 году из фактического количества отработанных человеко-часов в неделю на основном и дополнительном видах работ, а также по производству товаров и услуг в домашнем хозяйстве, только на дополнительную работу и работу в домашнем хозяйстве для собственного потребления было затрачено более 323 млн человеко-часов, или порядка 10 % всех видов трудозатрат.
При нехватке трудовых ресурсов по данным госстатистики в 2007 году было 1252 тысяч человек безработных в возрасте до 30 лет. Распределение численности безработных в возрасте до 30 лет по федеральным округам выглядит в 2007 году следующим образом (таблица в % в среднем за год[14]).
Среди безработных в 2007 году числились 21,3 % с высшим профессиональным образованием. Причем почти 39 % безработных искали работу более года. Эти показатели значительно ухудшились в связи с финансовым и экономическим кризисом.
Социально-трудовые отношения в Российской Федерации с перераспределением собственности усложнились, возникли новые проблемы правового регулирования. Хотя за последнее время повысились минимальные государственные гарантии в области оплаты труда, не стало массовых задержек выдачи заработной платы, стали больше уделять внимания занятости трудоспособного населения, но все-таки пока еще нет эффективной системы организации труда, справедливости в оценке его. В сфере труда процветает правовой нигилизм.
Поэтому правильно ставится вопрос о социальной защите работающих граждан, о признании общественного значения роли рабочего труда, восстановлении звания Герой Труда России, проведении конкурсов профессионального мастерства, организации достойного поощрения добившихся наивысших достижений в производительности труда, за счет внедрения новых технологий и совершенствования организации производства.
Повышение престижа производительного труда будет способствовать стимулированию интереса молодежи к овладению рабочими профессиями. Большую роль в этом должны играть средства массовой информации, особенно газеты и телевидение.
Жизнь и сложившаяся обстановка требуют повышения минимального размера оплаты труда, снижения налогов на низкие заработки, восстановления нарушенной взаимосвязи страховых выплат с зарплатой, разработки механизмов защиты уровня зарплаты в условиях несостоятельности работодателей. На повестке дня стоит вопрос возврата к существующей при советской власти системе подготовки начального профессионального и высшего специального образования. Не допускать такого положения, когда специалисты, получившие высшее техническое или финансово-экономическое образование, не имели возможности найти применение своим знаниям. Все эти проблемы должны быть разрешены в законодательном праве.
Регулятором в подготовке и использовании трудовых ресурсов должно выступать государство. Конкретную ответственность за использование трудовых ресурсов, обеспечение им необходимых условий работы и материальной заинтересованности должны нести собственники, работодатели. Контроль же за социально-трудовыми отношениями в процессе производства должен осуществляться обществом, прежде всего – трудовыми коллективами и профсоюзными организациями. Обо всем этом будет сказано в последующих главах.