Глава 4
Мероприятия по защите населения и территорий от поражающих факторов современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Защита населения и территорий включают организационно-правовые нормы и организационно-технические способы.
4.1. Организационно-правовые нормы
Федеральный закон от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ N1 122 от 22.08.2004 ФЗ-31 от 15.02 2016) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовой формы) и населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Федеральный закон дает определение основным терминам, распределяет полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, определяет права и обязанности граждан, порядок подготовки населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основные задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно – технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в ЧС: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения; организуют и проводят АСНДР, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству РФ за оказанием помощи; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; содействуют устойчивому функционированию организаций.
Органы местного самоуправления: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют и проводят АСНДР, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ; содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС; обеспечивать организацию и проведение АСДНР на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении АСНДР.
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с возложенными на РСЧС задачами.
4.2. Организационно-технические способы защиты
Эти способы защиты населения и территорий включают: промышленную, радиационную и экологическую защиту, оповещение, использование средств индивидуальной защиты, инженерную защиту, разведку и дозиметрический контроль, эвакуацию, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, частичную и полную специальную обработку, медицинскую защиту.
Согласно ГОСТ Р 22.3.03–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения», для защиты жизни и здоровья населения в ЧС следует применять следующие основные мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС и способами защиты:
♦ укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
♦ эвакуацию населения из зон ЧС;
♦ использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
♦ проведение мероприятий медицинской защиты;
♦ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
1. Промышленная защита. Право работнику на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обеспечивает ФЗ от 17.07.1999 № 181 «Об основах охраны труда в РФ». Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, т. е. сохранению его жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. Обеспечение безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Он обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в редакции от 13.07.2015 № 233-ФЗ) определяет организациям правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов:
♦ соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
♦ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии; иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ;
♦ организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
♦ предотвращать проникновение на опасный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.
2. Радиационная защита. Федеральный закон 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» ((в редакции от 18.07. 2011 № 242-ФЗ) определяет предприятиям правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья:
♦ соблюдать требования настоящего федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
♦ осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
♦ регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно заключению Международной комиссии по радиационной защите, вредные эффекты у человека могут наступать при эквивалентных дозах не менее 1,5 Зв/г (150 Р/г), а в случаях кратковременного облучения (в течение до четырех суток) – при дозах свыше 0,5 Зв (50 Р). Когда облучение превышает некоторый порог, возникает лучевая болезнь.
Федеральным законом от 22.08.1996 № 13 с 1 января 2002 г. установлены следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:
♦ для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (0,1 Р), за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта;
♦ для работников годовая – 0,02, а за период трудовой деятельности в течение 50 лет – 1 зиверт.
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемой гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Мощность эквивалентной дозы, создаваемая естественным излучением (земного и космического происхождения), колеблется в пределах 1,5–2 миллизиверта в год (8— 20 мкР/ч) и плюс искусственные источники (медицина, радиоактивные осадки) от 0,3 до 0,5 мЗв/г. Выходит, что человек в год получает от 2 до 3 мЗв (0,2–0,3 Р), а по другим источникам – до 5 мЗв.
Надо понять, что радиация везде и всюду окружает нас, мы зародились, живем в этой среде, и ничего здесь противоестественного нет. Только знание основ природы ионизирующих излучений, их влияния на человека и степень опасности помогут «вылечить» людей от радиофобии, болезни, к сожалению, еще так распространенной. Радиофобия – это болезнь нашего невежества. Исцеляется она только знаниями.
Как оказалось, примерно до 50 % от общего облучения, которое получает человек в повседневной жизни, ему дает газ радон. Поэтому законом определено, что в целях обеспечения безопасности граждан необходимо тщательно подбирать участки для строительства зданий и сооружений, учитывая уровни выделения радона из почвы, проводить проектирование и строительство так, чтобы не допустить поступление этого газа в помещения вместе с воздухом, контролировать уровень содержания радона в помещениях в процессе эксплуатации.
И еще одно требование, которого раньше не было: «Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не соответствующие требованиям к обеспечению радиационной безопасности». Поэтому на предприятиях, выпускающих кирпич, керамзит, облицовочную плитку и железобетонные изделия, должен проводиться тщательный радиационный контроль как поступающего сырья, так и готовой продукции.
3. Экологическая защита. Право человека на благоприятную окружающую среду, т. е. защищенность природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обеспечивают Конституция РФ (ст. 42), ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», федеральная программа «Экология и природные ресурсы».
Организация оповещения по ГОЧС. Оповещение органов управления, организаций и населения является первой и самой важной составляющей комплекса мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуациях, направленной на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров материальных потерь.
В состав системы оповещения включены территориальные (муниципальные) органы исполнительной власти, органы и пункты управления гражданской обороны, а также организации, расположенные на территории области (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» определено: создать во всех территориальных и муниципальных образованиях, на предприятиях, в организациях и в учреждениях, расположенных на территории области и имеющих в ведении потенциально опасные объекты – соответственно местные, локальные и объектовые системы оповещения ГО; содержать системы в постоянной готовности к оповещению населения и персонала (сотрудников) об угрозе, возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи систем оповещения ГО:
а) территориальной системы оповещения ГО – техническое обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от оперативного дежурного Главного управления МЧС до: органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории городов и районов области; дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время; населения, проживающего на территории области;
б) местных систем оповещения ГО – обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до: органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города (района, муниципального образования); руководящего состава аварийно- спасательных формирований города (района, муниципального образования); дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, расположенных на территории города (района, муниципального образования); населения, проживающего на территории города (района, муниципального образования);
в) локальных и объектовых систем оповещения ГО – обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до: руководителей и персонала объекта; объектовых нештатных аварийно-спасательных формирований; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения при угрозе возникновении и развитии ЧС осуществляется от оперативного дежурного ГУ МЧС области: главам администраций и дежурно-диспетчерским службам категорированных городов – через оперативных дежурных управлений МЧС по этим городам, по действующим системам и средствам оповещения и связи МЧС России; главам администраций и дежурно-диспетчерским службам городов областного значения и районов области – через дежурных по районным и городским отделам (управлениям) внутренних дел области по действующим системам и средствам оповещения и связи Министерства связи, МЧС и МВД России.
Оповещение и информирование населения об угрозах военного характера, а также об угрозе, возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций осуществляется через телерадиовещательные станции филиала ФГУП РТС «Сибирский региональный центр», местные телерадиовещательные станции, а также с использованием имеющихся электросирен, стационарных громкоговорителей и автомобилей ДПС ГИБДД ГУВД области, оборудованных громкоговорящими установками.
В приложении № 1 утверждены тексты речевых сообщений оповещения (информирования): при угрозе воздушного нападения; при террористическом акте; при угрозе радиоактивного заражения; при выбросе аммиака и хлора; при наводнении; о миновании опасности ЧС.
Задействование системы оповещения ГО области осуществляется по приказу губернатора области или лица, его замещающего (в экстренном случае – оперативного дежурного ГУ МЧС по области). Решение по задействованию местных и объектоых систем оповещения ГО принимается соответствующим руководителем с последующим докладом вышестоящему руководителю.
Правила поведения и действия населения в очагах поражения.
В очаге ядерного поражения. При нахождении вне убежища следует использовать ближайшие естественные укрытия. Если таких укрытий нет, то надо повернуться к взрыву спиной, лечь на землю лицом вниз, спрятать руки под себя. Через 15–20 сек после взрыва (когда пройдет ударная волна) встать и немедленно надеть противогаз, респиратор или другое средство защиты органов дыхания, затем встряхнуть осевшую на одежду и обувь пыль, надеть имеющиеся средства защиты кожи, выйти из очага поражения или укрыться в ближайшем защитном сооружении.
При выходе из очага направление движения следует выбирать, с учетом расставленных знаков ограждения, в сторону уменьшения уровня радиации. Подходить к зданиям близко нельзя и то с наименее опасной стороны. Необходимо оказывать посильную помощь людям, заваленным обломками конструкций, получившим травмы, старикам и детям. Чтобы предотвратить тяжелые последствия облучения и ослабить проявление лучевой болезни, необходимо осуществлять медицинскую профилактику поражений ионизирующими излучениями. После выхода из очага ядерного поражения (зоны радиоактивного заражения) необходимо как можно быстрее провести частичную дезактивацию и санитарную обработку.
При использовании убежищ нужно находиться в них в зависимости от уровня радиоактивного заражения местности определенное время: при уровне радиации через 1 ч после взрыва от 8 до 80 Р/ч – от нескольких часов до одних суток, при уровне от 80 до 240 Р/ч до трех суток, свыше 240 Р/ч – не менее четырех суток. Время будет зависеть от данных разведки поста радиационного и химического наблюдения предприятия или отдела гражданской защиты района.
Если убежище окажется поврежденным, хотя бы один выход не будет завален, а дальнейшее пребывание в нем будет сопряжено с опасностью для укрываемых, то по указанию коменданта принимают меры к быстрому выходу из него и эвакуации населения пешим порядком или на автотранспорте. Если никаким выходом из защитного сооружения воспользоваться нельзя, то приступают к расчистке одного из заваленных выходов. Возможно проделывание выхода в том месте, где укажет комендант.
В очаге химического заражения. При объявлении об угрозе химического нападения или при обнаружении признаков применения отравляющих веществ, нужно закрыть глаза, затаить дыхание, надеть противогаз и сделать резкий выдох или применить респиратор или другое любое средство защиты органов дыхания. Если поблизости имеется убежище – укрыться в нем. Перед тем как войти в убежище, следует снять использованные средства защиты кожи и верхнюю одежду. Эта мера предосторожности исключает занесение ОВ в убежище. Противогаз снимается после входа в убежище.
При пользовании противорадиационным укрытием, подвалом или перекрытой щелью (при условиях наружного заражения) нужно обязательно пользоваться противогазом, так как эти убежища защищают от попадания на кожные покровы и одежду капельно-жидких ОВ, но не защищают от паров или аэрозолей. Находиться в убежище нужно до получения распоряжения на выход из него. При нахождении в ЗС ГО перед выходом из него нужно надеть средства индивидуальной защиты.
Выходить из очага химического заражения нужно по направлению специальных указателей или в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Это обеспечит быстрейший выход из очага заражения, поскольку ширина фронта зоны заражения во много раз меньше ее глубины. Двигаться нужно быстро, но не бежать и не поднимать пыль. Нельзя прислоняться к зданиям и прикасаться к окружающим предметам. Не следует также наступать на видимые капли и мазки. Необходимо оказывать посильную помощь людям, пораженным ОВ, старикам и детям.
На зараженной территории нельзя снимать противогазы и другие средства защиты. Если неизвестно – заражена местность или нет, то надо действовать так, как будто она заражена. Особую осторожность нужно проявлять при движении через парки, сады, огороды и поля. На листьях и ветках растений могут находиться осевшие капли ОВ. При прикосновении к ним возможно заражение одежды и обуви. Следует избегать движение оврагами и лощинами, через луга и болота, где возможен длительный застой паров ОВ. В городах пары могут застаиваться в замкнутых кварталах, парках, в подъездах и на чердаках домов.
При обнаружении капель или мазков О В на кожных покровах, одежде, обуви или средствах индивидуальной защиты, необходимо немедленно снять их тампонами из марли или ваты. Если их нет, то можно применить тампоны из бумаги или ветоши. Пораженные места следует обработать раствором из противохимического пакета или путем тщательной промывки теплой водой с мылом, применять таблетки из гнезда № 2 аптечки АИ-2. После выхода из очага заражения нужно как можно скорее провести полную санитарную обработку, если это невозможно, то следует провести частичную дегазацию и санитарную обработку.
В очаге бактериологического заражения. При обнаружении признаков применения бактериологического оружия необходимо немедленно надеть противогаз, имеющиеся средства защиты кожи и сообщить в отдел гражданской защиты района или медицинское учреждение. Затем укрыться в защитном сооружении или в собственном доме. Непосредственно при угрозе применения или после применения бактериальных средств следует использовать противобактериальное средство № 1 из аптечки АИ-2. Действия и поведение каждого должны быть направлены на предотвращение возможной паники и мародерства.
При введении карантина или обсервации нужно строго соблюдать установленные правила проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, нельзя уклоняться от принятия лекарств экстренного профилактического лечения. Нужно участвовать в выявлении заболевших и ослабленных людей, их изоляции и лечению. Не менее двух раз в день помещение, в котором находится больной, следует проветривать и проводить в нем влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов.
Специальная обработка. В результате применения противником оружия массового поражения, а также техногенных аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ, люди, здания и сооружения, транспортные средства и техника, территория, вода, продовольствие и пищевое сырье могут оказаться зараженными радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами, а также химически опасными веществами (аммиак, хлор, соляная кислота и пр.). Для исключения их вредного воздействия на людей и животных, обеспечения нормальной жизнедеятельности проводят специальную обработку.
Специальная обработка является составной частью ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, ликвидации последствий чрезвычайной ситуации с выбросом АХОВ. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности личного состава и техники нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения или чрезвычайной ситуации, подготовки персонала и предприятий к продолжению производственной деятельности.
Специальная обработка включает дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию зараженных поверхностей, а также проведение санитарной обработки людей. Она может быть полной или частичной. Полная обработка проводится с целью обеспечения возможности выполнять работы без средств защиты кожи и органов дыхания. Частичная специальная обработка должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и других поверхностей.
Это – спецобработка основных проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов, основных и подсобных производственных и жилых помещений, подходов к ним, личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и производственного персонала. При этом, после выхода из очага заражения, каждый самостоятельно удаляет РВ, обеззараживание ОВ, АХОВ, БС, попавшие на открытые участки кожи, одежду, обувь, средства защиты.
Проводится это следующим способом:
♦ при заражении РВ одежду вытряхивают, обметают, выколачивают с учетом направления ветра; обувь протирают влажной ветошью, открытые участки шеи, рук обмывают;
♦ лицевую часть противогаза протирают и только после этого снимают. Затем умываются, полощут рот и горло;
♦ при заражении жидкими ОВ, АХОВ для частичной санитарной обработки применяют индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, 9, 10, 11.
Сначала обрабатывают открытые участки кожи, а затем зараженные места одежды и обуви. Если нет ИПП, то необходимо все тщательно промыть теплой водой с мылом.
Однако частичная спецобработка не обеспечивает полного обеззараживания и тем самым не гарантирует людям надежную и полную защиту от РВ, АХОВ, БС. Поэтому при первой возможности проводится полная. Это – помывка людей в бане или душевых установках теплой водой с мылом и мочалкой со сменой белья и одежды (летом ее проводят в незараженных проточных водоемах); обеззараживание рабочих, всей территории предприятия (а при необходимости и территории вокруг предприятия), жилых, подсобных помещений, оборудования.
Одежду, зараженную выше допустимых норм, складывают в специальные прорезиненные мешки и отправляют на станцию обеззараживания. Одежда, зараженная бактериальными средствами, предварительно подвергается орошению 0,5 %-ным раствором монохлорамина.
Дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с зараженных объектов, которое исключает поражение людей и обеспечивает их безопасность. Объектами дезактивации могут быть жилые и производственные здания, участки территории, оборудование, транспорт, одежда, предметы домашнего обихода, продукты питания. Конечная цель – обеспечить безопасность людей, исключить или уменьшить вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека.
Характерной особенностью таких мероприятий является строго дифференцированный подход к определению объектов, которые следует обеззараживать в первую очередь, выделяя из них наиболее важные для жизнедеятельности людей (особенно при ограниченных силах и средствах).
Способы дезактивации разделяются на жидкостные и безжидкостные. Жидкостный – удаление РВ струей воды или пара в результате физико-химических процессов между жидкой средой и радиоактивными средствами. Безжидкостный – механическое удаление РВ: сметание, отсасывание, сдувание, снятие зараженного слоя.
Эффективность жидкостного способа зависит от расхода и напора воды, расстояния до обрабатываемой поверхности и от тех добавок, которые применяются. Наибольший коэффициент дезактивации достигается при направлении струи воды под углом 30–40 °C к обрабатываемой поверхности. Для уменьшения расхода воды или дезактивирующих растворов целесообразно использовать щетки.
При проведении работ стремятся использовать такие вещества, которые позволяют повысить эффективность удаления радиоактивных частиц. К ним относят поверхностно-активные моющие вещества, отходы производства, содержащие в своем составе щелочи, вещества окислительно-хлорирующего действия, сорбенты, ионообменные материалы. Существенно повышаются моющие способности воды, если добавлять в нее 0,1–0,5 % поверхностно-активных веществ, которые способствуют отрыву и выведению в дезактивирующий раствор радиоактивных частиц.
К поверхностно-активным моющим веществам относятся обычное мыло, гардиноль, сульфонол, препараты ОП-7 и ОП-10. отходы промышленных предприятий, содержащие в своем составе поверхностно-активные вещества, имеются на объектах текстильной промышленности, масложир-комбинатах, объектах химической чистки, в банно-прачечных комбинатах. Среди органических растворителей – дихлорэтан, бензин, керосин, дизельное топливо. Дезактивировать ими можно главным образом металлические поверхности. В этом случае РВ смывают ветошью, щетками и кистями, смоченными в растворителях.
Чтобы повысить эффективность дезактивации, применяют различные способы обработки и в различных сочетаниях (комплексная дезактивация). Например, безжидкостный и жидкостный – комбинированно (применялись в Чернобыле). Дезактивация перегретым паром относится к безжидкостному способу. Но при этом на поверхности объекта образуется водная пленка, и тогда очистка идет уже по жидкостному способу. При массовом загрязнении может возникнуть необходимость многократной очистки в связи с множественным вторичным загрязнением одних и тех же объектов и недостаточной эффективностью одноразовой обработки (Чернобыль).
Процесс дезактивации происходит в две стадии. Первая – это разрушение связи между носителями радиоактивных загрязнений и поверхностью обрабатываемого объекта. Сначала извлекают глубинные радиоактивные элементы на поверхность, а затем их удаляют. Вторая – транспортировка радиоактивных загрязнений с обрабатываемого объекта. Если она проведена не в полной мере, то происходит перераспределение загрязнений по поверхности, а не их удаление (как мытье грязных полов одним ведром воды).
Обе эти стадии могут применяться одновременно или с преимуществом какой-либо их них. Исключение составляет дезактивация путем снятия верхнего загрязненного слоя.
Дегазация — это уничтожение (нейтрализация) АХОВ и ОВ или их удаление с поверхности до тех пор, пока зараженность не снизится до допустимых пределов или не исчезнет полностью. Чаще всего используют механический, физический или химический способы дегазации.
Механический – это удаление отравляющего или ядовитого вещества с какой-либо поверхности, территории, техники, транспорта и других отдельных предметов. Зараженный слой грунта обычно срезают и вывозят в специально отведенные места для захоронения или, если это допускается по их свойствам, засыпают песком, землей, гравием, щебнем.
Физический – это прожигание верхнего слоя паяльной лампой или специальными огнеобразующими приспособлениями. Из растворителей используют дихлорэтан, четыреххлористый углерод, бензин, керосин, спирт.
Химический – нашел наибольшее распространение. Он основан на применении веществ окисляющего и хлорирующего действия – хлорной извести, двухосновной соли гипохлорита кальция (ДС-ГК), дветриосновной соли гидрохлорита кальция (ДТС-ГК), хлористого сульфурила (ХС), моноэтаноламина, дихлорамина, а из веществ основного характера – едкого натра, аммиака, гашенной извести, сернистого натрия, углекислого натрия, двууглекислого аммония.
Дегазация одежды, обуви, средств индивидуальной защиты осуществляется в основном кипячением, обработкой пароаммиачной смесью, стиркой и проветриванием.
Дезинфекция — это уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней. Существуют 3 вида: профилактическая, текущая и заключительная.
Профилактическая – проводится постоянно и предусматривает выполнение обычных гигиенических норм (мытье рук, посуды, стирка белья, влажная уборка помещения).
Текущая – предусматривает реализацию комплекса противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях, заключается в выполнении санитарно-гигиенических правил, проведении обеззараживание различных объектов внешней среды (см. птичий грипп), а также таких выделений больного человека, как фекалии, моча, мокрота (как при дизентерии). Она является обязательной и направлена на предупреждение распространения инфекционных заболеваний за пределы очага.
Заключительная – осуществляется после госпитализации больного или его смерти (например – сжигание трупа).
Дезинфекцию можно проводить физическим, химическим и комбинированным способами. Физический основан на разрушении болезнетворных микробов под воздействием высоких температур (применение пара, кипячение, стирка, проглаживание горячим утюгом). Химический – на применении дезинфицирующих растворов, обладающих свойствами уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Основной и самый надежный способ – комбинированный. При этом разрушение болезнетворных микроорганизмов и токсинов производится одновременным воздействием химических веществ и высокой температуры раствора. Обычно используются хлорсодержащие препараты: хлорная известь, монохлорамин, ДТС-ГК, лизол, карболовая кислота.
При дезинфекции так же, как и при дегазации одежды, обуви, средств защиты, применяются два способа: паровоздушный и пароформалиновый. Продолжительность обработки зависит от количества и состояния имущества, степени и характера заражения.
Для обеззараживания транспорта применяются: индивидуальный комплект для спецобработки (ИДК), дегазационный комплект (ДК-4), навесной насос НШН-600 от двигателя автомобиля; территорий и сооружений – пескоразбрызгиватели, поливомоечные и подметальноуборочные машины, шнекоротные очистители, бульдозеры, автогрейдеры, скреперы, плуги тракторные, навесные отвалы, опрыскиватели, насосы для подачи растворов при строительстве; для санитарной обработки людей – ИПП всех типов, санитарно-обмывочные пункты на базе бань, санпропускников, душевых; дезинфекционно-душевые передвижные установки на автомобилях и прицепах; комплекты санитарной обработки, состоящие из палаток и душевых установок с отделениями для раздевания, помывки и одевания.
Дезинсекция — это метод обеззараживания, под которым понимается уничтожение насекомых (муравьев, мух, комаров, тараканов, блох, клещей, клопов), так как их соседство с человеком нежелательно.
При дезинсекции используются химические вещества, которые в целом токсичны, но не представляют угрозу для жизни человека.
В настоящее время дезинсекция помещений является важной мерой для безопасного существования человека. Наиболее частыми нежелательными насекомыми в быту являются тараканы, блохи и клещи. Борьба с ними иногда занимает большое количество времени и средств. Кроме того, насекомые иногда нечувствительны к применяемым ядам и химикатам, в этом случае необходимо заменить химический препарат на другой.
Как правило, вещества для дезинсекции обладают резким запахом, вызывают резь в глазах, поэтому осуществляя дезинсекцию необходимо применять респираторы и избегать попадания вещества в глаза. После распыления вещества, необходимо покинуть помещение на несколько часов. Помещение нужно оставить закрытым, чтобы достигнуть лучшего результата по уничтожению насекомых.
Избавление от таких насекомых, как блохи и клопы, может принять затяжной характер, поэтому целесообразнее будет пригласить профессионалов, так как они имеют опыт в борьбе с этими насекомыми и используют новейшие препараты для борьбы с ними.
Иногда дезинсекцию осуществляют вместе с дератизацией, потому что крысы могут быть разносчиками блох и клещей. В этом случае истребительные мероприятия, достигнут своей цели. Кроме того, уничтожение клопов и блох работа кропотливая, необходимо двухтрехкратное орошение помещения химическим веществом, поскольку даже маленький необработанный участок может привести к повторному распространению насекомых.
Дератизация — это комплекс работ, направленных на уничтожение грызунов или уменьшение их популяции.
Дератизация является важной мерой, поскольку наличие крыс и мышей может привести к распространению смертельных заболеваний.
Дератизация осуществляется тремя способами:
♦ механический способ дератизации предполагает расположение ловушек и капканов в местах распространения грызунов;
♦ химический способ дератизации – это использование химических препаратов для уничтожения грызунов. Наиболее распространенными ядами являются зоокумарин, ратиндан, фосфид цинка, фтороцетат бария. Эти яды обеспечивают 100 % избавление от мышей и крыс;
♦ биологический метод дератизации – это наличие кота в помещении, где распространены грызуны. Данный метод отличается безопасностью для человека и порой он намного эффективнее вышеперечисленных методов;
♦ комбинированный метод дератизации является использование всех методов дератизации. Использование нескольких методов приводит к хорошим результатам.
Проведение дератизации обычно доверяют профессионалам, поскольку именно они могут выбрать наиболее приемлемый метод дератизации и рассчитать ее интенсивность.
Иногда использование химических препаратов не приносит ощутимую пользу, потому что грызуны становятся устойчивыми к некоторым ядам. В этом случае проводится повторная дератизация с использованием другого яда.
Дератизация бывает двух видов – истребительная и профилактическая. В ходе профилактической дератизации проводится комплекс мер для предотвращения появления грызунов, обрабатывая площадь ядами умеренного качества. Истребительная дератизация подразумевает уничтожение уже существующих грызунов в помещениях, где хранятся продукты или на полях.
Демеркуризация — удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных. Металлическая ртуть высокотоксична и имеет высокое давление паров при комнатной температуре, поэтому при случайном проливе (а также в случае повреждения ртутных термометров, ламп, манометров и других содержащих ртуть приборов) подлежит удалению из помещений. Демеркуризация отходов – обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и/или ее соединений.
Индикацию степени заражения проводят с помощью палладиевой или йодидно-медной индикаторной бумаги, а также с помощью специальных приборов. Старые приборы серии АГП (АГП-01; АГП-01 М и т. д.) в настоящее время используются редко, т. к. они не позволяют достоверно измерять малые концентрации (менее 0,001 мг/м3 либо с дискретностью менее 0,001 мг/м3) в режиме прямого измерения (без накопления). В режиме с предварительным накоплением ртути на абсорбенте время одного измерения составляет до 10 минут, что неудобно.
Сейчас замеры проводятся при помощи более современных приборов АГП-01СТ, УКР-1МЦ, имеющих чувствительность 0,0005 мг/м3 в режиме без накопления, либо наиболее совершенных на сегодняшний день анализаторов РГА-11 (чувствительность 0,00003 мг/м3) и РА-915+ (чувствительность 0,000005 мг/м3). Последние работают в режиме прямого измерения, поэтому быстро дают результат и позволяют вести непрерывный поиск источников. Такие высокие показатели достигнуты применением многоходовой кюветы (эффективная длина около 10 метров) и зеемановской коррекцией неселективного поглощения.
Демеркуризация жилых помещений
Во-первых, пролитую ртуть собирают сначала кисточкой в бумажный конверт, затем влажной фильтровальной бумагой. В щелях – кусочками проволоки или кисточками из амальгамирующихся металлов. Собранную ртуть и использованные бумагу и проволоку помещают в герметичную емкость. Затем, чтобы обезвредить остатки ртути, помещение обрабатывают химическими веществами, реагирующими с металлической ртутью с образованием оксидов или нелетучих растворимых соединений (солей ртути) и затем смывают эти соли. Самые простые составы для демеркуризации, доступные в быту – водный раствор 0,2 % перманганата калия КМп04 с добавлением 0,5 % соляной кислоты НС1; раствор хлорсодержащего отбеливателя «Белизна» из расчета 1 л «Белизны» на 5 л воды; один из наиболее эффективных составов – 20 % водный раствор хлорного железа FeCl.
Запрещается при сборе ртути использовать пылесос (он лишь распространяет частицы ртути по комнате, в том числе длительное время после использования) или веник (разбивает капли на более мелкие). Собранную ртуть запрещено выливать в канализацию. Одежду, обувь, ковры, шторы, мебельную обивку и иные предметы, непосредственно контактировавшие с ртутью нельзя использовать, мыть или стирать, их следует сдать для утилизации в специальные организации.
Превентивные мероприятия по защите, осуществляемые на региональном уровне
При авариях на гидротехнических сооружениях. Прогноз параметров волны прорыва, зон возможного затопления и возможной обстановки при прорыве гидротехнических сооружений напорного фронта. Прогноз обстановки при аварийном сбросе воды, доведение результатов прогноза до органов власти, учреждений, организаций, предприятий и населения. Обеспечение функционирования системы непрерывного наблюдения за состоянием ГТС и оповещение органов власти, хозяйственных организаций и населения об угрозе прорыва сооружений напорного фронта и подготовке и проведении аварийного сброса воды из водохранилища (в случае необходимости). Организация работ по усилению ГТС (плотин, дамб и т. п.). Осуществление контроля над регулированием паводкового стока водохранилищ (частичного опорожнения водохранилищ для принятия паводковых вод). Планирование эвакуации (населения из зон возможного затопления и заблаговременное ее проведение при угрозе затопления.
При угрозе подтопления. Дренирование территорий (по результатам изысканий и проектирования). Оповещение населения. Предотвращение смыва загрязнений, ГСМ и т. п. Подготовка и реконструкция насыпей, дамб. Контроль за состоянием зданий, сооружений. Подготовка сил и средств для ликвидации последствий. Распашка поперек склонов, террасирование склонов. Берего- и дноукрепительные работы. Спрямление русла (для малых рек и водотоков). Обвалование сплошное и по участкам. Подсыпка территорий. Противоэпидемические мероприятия. Обследование транспортных коммуникаций, кабельных линий, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, попадающих в зону возможного затопления. Ограничение использования некоторых объектов. Разработка планов и различных сценариев. Подготовка руководящего состава. Составление проектов защиты территорий, их планомерная реализация. Водопоглощающие скважины (по результатам изысканий). Контроль за размещением и строительством объектов в соответствии с законодательством, требованиями норм и правил. Создание запасов материально-технических средств и сорбирующих материалов для ликвидации ЧС и их последствий. Подготовка команд для подрыва льда с целью предотвращения и ликвидации заторов на реках. Готовность коммунальных служб. Организация круглосуточного дежурства. Откачка воды и прочистка водоотводных каналов. Выделение финансовых средств на проведение мероприятий.
При угрозе подтопления. Предварительно проводятся мероприятия, характерные для подтопления. Оповещение населения. Готовность транспорта к проведению эвакуации и доставки необходимого оборудования и материалов. Эвакуация. Готовность медицинских сил и средств. Готовность жизнеобеспечивающих служб. Противоэпидемические мероприятия. Готовность спасательных сил и средств. Защита объектов. Перемещение ценного оборудования. Контроль за состоянием зданий, сооружений, переходов и транспортных коммуникаций. Корректировка транспортной схемы. Оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Разработка и корректировка планов. Организация взаимодействия. Ограничение (прекращение) деятельности предприятий и организаций. Определение карьеров выемки грунта, материалов для сооружения дамб. Предотвращение смыва ГСМ, удобрений и других загрязнений. Защита сельхозугодий, кормов. Охрана общественного порядка в период и местах проведения эвакуации. Обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости. Временное отселение населения в безопасные места. Вывод, вывоз, перегон сельскохозяйственных животных в безопасные места. Подготовка вертолетных площадок. Выделение финансовых средств для проведения мероприятий.
При авариях на химически опасных объектах. Прогнозирование зон возможного заражения АХОВ. Приведение в готовность систем оповещения и информирования населения о заражении территории. Приведение в готовность защитных сооружений к укрытию населения (подготовка к выдаче СИЗ). Оповещение населения об угрозе поражения. Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планами взаимодействия. Планирование и заблаговременное проведение эвакуации из опасных районов. Использование средств индивидуальной защиты. Комплексная разведка очага и прилегающих районов. Защита продовольствия и воды. Локализация и ликвидация очага. Готовность медицинских сил и средств. Готовность средств и материалов для ликвидации (авторазливочные станции, машины, мотопомпы, нейтрализаторы, пены, песок, адсорбенты и т. п.). Создание и обучение невоенизированных формирований. Взаимодействие со специальными войсками (химические, инженерные) и горноспасателями.
При авариях на радиационно опасных объектах. Прогнозирование зон возможного радиоактивного заражения. Зоны планирования и проведения мероприятий по защите населения (режим повседневной деятельности, повышенной готовности, режим ЧС) в случае запроектной аварии на типах реакторов установлены, км: ВВЭР-1000 – 7, 30 и более 30; РБМК-100 – 10, 30 и более 30; РБМК-1500 – 15, 30 и более 30.
Приведение в готовность систем оповещения и информирования населения о заражении территории. Приведение в готовность защитных сооружений к укрытию населения и подготовка к выдаче СИЗ и радиозащитных препаратов. Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планами взаимодействия. Планирование проведения эвакуации из опасных районов. Радиационная разведка. Оповещение населения. Укрытие населения. Готовность медицинских сил и средств. Предотвращение потребления загрязненных продуктов и воды. Ограничение доступа на загрязненную территорию. Санитарная обработка людей. Дезактивация территории, сооружений, транспорта, техники, одежды. Соблюдение режимов поведения. Готовность служб жизнеобеспечения. Противопожарное обеспечение. Защита сельскохозяйственных животных. Йодная профилактика.
При авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах. Проверка работоспособности автоматических систем обнаружения и оповещения о возникновении аварии на объектах. Контроль на промышленном объекте за выполнением правил противопожарной безопасности. Защита персонала и населения: организация системы оповещения о возникновении ЧС; обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты; планирование проведения эвакуации из опасных районов. Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планом взаимодействия.
При перевозке потенциально опасных грузов. Установление ответственности отправителя и перевозчика за организацию безопасной транспортировки опасных грузов (ОГ). Составление характеристики перевозимого ОГ. Составление заключения на допустимость перевозки. Прогноз обстановки в случае возникновения ЧС на пути следования ОГ. Контроль за перевозкой ОГ, который должен осуществляться в специальных транспортно-упаковочных контейнерах (ТУК), загруженных в специальные транспортные средства. Оснащение групп по перевозкам ОГ в соответствии с действующими правилами по перевозке ОГ. Организация оповещения по маршруту перевозки местных и других органов власти. Подготовка сил и средств для ликвидации ЧС, обусловленных авариями на маршрутах перевозок специальных грузов.
При землетрясениях. Сейсмический мониторинг и прогноз землетрясений. Прогнозирование возможных зон разрушений для населенных пунктов. Подготовка органов управления к действиям в условиях ЧС. Определение необходимых сил и средств, мест их расположения и маршрутов для ликвидации последствий землетрясения. Приведение их в готовность к выполнению задач. Поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения. Уточнение и подготовка к проведению мероприятий первоочередного жизнеобеспечения. Подготовка к оказанию пострадавшим квалифицированной и специализированной медицинской помощи с последующим стационарным лечением. Подготовка к проведению противоэпидемических мероприятий. Исключение или ограничение возможности поражения от вторичных факторов (отключение электросетей, централизованной подачи газа и др.). Доведение до населения правил проведения и действий при угрозе и начале землетрясения. Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планом взаимодействия. Планирование проведения эвакуации из опасных районов. Эвакуация населения из пострадавших районов. Ограничение в землепользовании, размещении новостроек. Фоновые (постоянные) мероприятия, основанные на сейсмическом районировании и микрорайонировании. Защитные мероприятия в случае предсказания времени землетрясения. Определение дублера для населенных пунктов, расположенных в сейсмоопасной зоне. Предотвращение природных последствий землетрясений (обвалов, оползней, селей ит.п.).
Конец ознакомительного фрагмента.