Глава 1
Система гражданской обороны в Российской Федерации. Ее структура и задачи
1.1. История и проблемы гражданской обороны
В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это вызвало необходимость организации защиты предприятий и населения крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами войсковой противоздушной обороны, к участию в мероприятиях гражданской защиты стало привлекаться население. Первые мероприятия местной противоздушной обороны были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО привлекались также жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.
Массовая подготовка населения по противоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 млн человек было обеспечено противогазами. Для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов и по созданию быстродействующей системы оповещения.
4 октября 1932 г. было утверждено Положение о противовоздушной обороне СССР, согласно которому МПВО была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой с 1961 г. стала Гражданская оборона СССР, а затем – и Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Проблемы гражданской обороны. В последние годы особенно много обоснованно говорят о том, что исчезла или почти исчезла огромная туча мировой ядерной войны. Небо над нашими головами стало более безоблачным, и проблемы гражданской обороны стали для общества не так актуальны, они отошли на второй (даже на дальний) план после экономических и политических проблем. Но вопросы необходимости и структуры гражданской обороны стоят перед специалистами многих стран мира.
Исторический опыт развития показывает, что знаменательные повороты в области ГО обусловливались прежде всего коренными изменениями в военно-политической обстановке, во взглядах на характер, способы и масштабы применения военной силы, появлением новых систем оружия и планами их боевого применения и, что особенно важно – оценкой собственной уязвимости. Сейчас значительно снизилась угроза мировой войны в старом ее понимании, но увеличилась опасность возникновения локальных и региональных вооруженных конфликтов. Уменьшилась вероятность применения ядерного оружия, но вероятность ядерного нападения еще остается.
Вместе с тем некоторые основные тенденции в развитии гражданской обороны все же можно выделить. Прежде всего, говоря о целесообразности ее существования, большинство специалистов развитых стран приходит к мнению, что хотя значение проводимых мероприятий потеряло остроту, присущую временам «холодной войны», необходимость в них не отпала, в настоящее время даже обострилась.
1.2. Особенности организации ГО в зарубежных странах
В России, как и в ряде зарубежных стран, в последние годы наблюдается некоторое охлаждение к гражданской обороне. Это выражается в более ограниченном выделении бюджетных ассигнований, свертывании некоторых ее программ (строительство защитных сооружений, производство средств индивидуальной защиты и др.). Такое положение дел характерно для многих стран, за исключением тех, которые в силу сложившейся военно-политической обстановки вынуждены поддерживать высокий уровень готовности системы ГО (США, Израиль и др.).
В то же время ни одна из ведущих стран не отказывается полностью от этой системы. Все понимают, что вероятность военных угроз сохраняется, и с любым обострением военно-политической обстановки мероприятия ГО могут стать актуальными. Имеются и общее понимание того, что в современных условиях требуются новые подходы к решению возложенных на нее задач.
Одним из направлений является целесообразность и необходимость использования сил и средств ГО в мирное время для оказания помощи населению в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, число которых за последнее время неуклонно возрастает.
Вторая характерная особенность – демилитаризация ГО (Канада, Норвегия, Испания, Италия, США, Польша, Россия, исключение – Португалия, Швеция и др.), придание ей социальной и гуманитарной направленности.
Третья особенность – перенос мероприятий ГО на предвоенный период, согласно мобилизационным планам (строительство убежищ и укрытий, обеспечение средствами индивидуальной защиты и др.).
Четвертая особенность – «децентрализация» гражданской обороны, повышение самостоятельности губернаторов, но при распределении финансовых расходов на федеральный, местный уровень и частный сектор.
Приоритетные мероприятия гражданской обороны:
♦ расширение сети защитных сооружений, в первую очередь по линии строительства подземных сооружений двойного назначения (гаражи, тиры, кафе, склады и т. д.); – модернизация и расширение существующей системы оповещения населения; – создание автоматизированных систем радиационного контроля и наблюдения; – создание резервов материально-технических средств ГО (средства индивидуальной защиты, приборы, техника и т. д.) в оптимально обоснованных объемах;
♦ совершенствование организационной структуры, технической оснащенности сил ГО, активное использование возможностей альтернативной службы;
♦ создание надежной системы управления, связи и т. д.
Таким образом, гражданскую оборону и защиту от ЧС природного и техногенного характера целесообразно было бы рассматривать комплексно, как гражданскую защиту населения.
1.3. Гражданская оборона в РФ
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяет Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122, 19.06. 2007, 25.11. 2009, 27.07,23.12. 2010).
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные задачи в области гражданской обороны:
♦ подготовка населения в области ГО;
♦ оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
♦ эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
♦ предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
♦ проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
♦ проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;
♦ первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
♦ борьба с пожарами, возникшими при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;
♦ обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
♦ санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
♦ восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;
♦ срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
♦ срочное захоронение трупов в военное время;
♦ разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
♦ обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Полномочия органов местного самоуправления:
♦ проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения;
♦ проводят подготовку населения в области ГО;
♦ создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты ГО;
♦ проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
♦ проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
♦ создают и содержат в целях ГО запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
♦ обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера;
♦ в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства ГО, необходимые для решения вопросов местного значения;
♦ определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Полномочия организаций:
♦ планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
♦ проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
♦ осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
♦ создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). К силам гражданской обороны отнесены также нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Граждане РФ:
♦ проходят подготовку в области ГО;
♦ принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;
♦ оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны (МЧС); в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители; на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органы, осуществляющие управление гражданской обороной:
♦ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; – территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ;
♦ структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
♦ структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Положение о гражданской обороне предприятия определяет основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны предприятия, основные задачи и правовые основы их осуществления, права и обязанности должностных лиц и работников предприятия в области гражданской обороны. Положение разрабатывается в соответствии с требованиями руководящих документов: Федеральных Законов от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 28.08.2004 г. № 69 «О пожарной безопасности» (все в ред. 122-ФЗ от 22.08.2004), от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции от 24.07. 2015 г.);
Методических рекомендаций МЧС РФ по организации защиты населения и территорий на объекте экономики, 2000 г., Организационно-методических указаний МЧС РФ по подготовке населения РФ в области ГО и защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2016–2020 годы.
В Положении дается определение гражданской обороны предприятия, как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите рабочих и служащих, материальных ценностей на территории предприятия от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указываются основные задачи гражданской обороны предприятия (подготовка, обеспечение средствами защиты и т. д.) и полномочия предприятия, а также что характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются приказами губернатора (мэра, главы администрации района), директивами МЧС России, а мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и в военное время, с учетом особенностей района.
Для гражданской обороны установлены следующие степени готовности: «Повседневная»; «мероприятия ГО I очереди» «мероприятия ГО 2 очереди»; «мероприятия ГО 3 очереди» Срок выполнения мероприятий по повышенным степеням готовности ГО – около суток по каждой. Задачи гражданской обороны на предприятии решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых как заблаговременно в мирное время, так и в военное время.
Руководство гражданской обороной на территории предприятия осуществляет руководитель лично и через группу управления и контроля, а также штаб гражданской обороны, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны. Руководитель несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите рабочих и служащих, решение вопросов материально-технического обеспечения мероприятий ГО, инженерно-технического обеспечения функционирования предприятия, подготовку и проведение эвакуационных мероприятий, подготовку безопасного района к приему эвакуируемых работников и членов их семей, их расселения и первоочередного жизнеобеспечения. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется Положением, которое разрабатывает председатель комиссии и утверждает руководитель.
Определяется назначение и состав штаба гражданской обороны, как постоянно действующего органа управления гражданской обороной, его задачи в области гражданской обороны: планирование и осуществление мероприятий по защите рабочих и служащих, основных производственных фондов, сырья, продукции и других материальных ценностей от воздействия средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработка плана гражданской обороны; повседневное руководство деятельностью системы ГО; проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта в военное время; создание, оснащение, обучение и поддержание в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований; организация накопления, хранения и поддержания в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны; организация своевременной подготовки и переподготовки по гражданской обороне руководящего, командно-начальствующего состава, рабочих и служащих (не входящих в состав формирований) в ходе плановых занятий, учений и тренировок; участие в разработке и корректировке эвакуационных планов; поддержание взаимодействия с территориальным отделом гражданской защиты района, силами служб района (противопожарной, медицинской и охраны общественного порядка); организация и поддержание в постоянной готовности объектовой системы оповещения; создание необходимых условий персоналу предприятия для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне.
Определяется состав сил и средств гражданской обороны предприятия – нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ); нештатные формирования по обеспечению мероприятии ГО (НФГО) специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны (например, звено связи и оповещения, аварийно-техническая бригада, спасательная бригада, звено охраны общественного порядка, пост радиационного и химического наблюдения, посты пожаротушения, звено обслуживания защитного сооружения, пункт выдачи средств индивидуальной защиты, медицинский пост), привлекаемая техника, имущество и оборудование.
Излагается порядок подготовки гражданской обороны предприятия – на основе перспективного планирования (Плана гражданской обороны, Плана действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, Плана эвакуации) и текущего (Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на_год).
При «Повседневной» степени готовности ГО в процессе повседневной деятельности планируются и проводятся мероприятия: подготовка и переподготовка командно-начальствующего состава и командиров нештатных аварийно-спасательных формирований на курсах ГО района или Учебно-методическом центре НСО один раз в 5 лет; занятия в рабочее время с работниками, не входящими в состав нештатных аварийно-спасательных формирований, под руководством начальников цехов и отделов; занятия в рабочее время с работниками, входящими в состав нештатных аварийно-спасательных формирований, под руководством командиров формирований; командно-штабное учение с руководящим составом – один раз в год; тактико-специальное учение с объектовым звеном РСЧС под руководством председателя КЧС и ПБ – один раз в год; планово-предупредительные мероприятия по предотвращению причин возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров; разработка планов проведения КШУ, ТСУ, КУ, планов-конспектов; создание и совершенствование учебно-материальной базы ГО; приобретение, хранение и освежение средств индивидуальной защиты; создание, совершенствование и поддержание в готовности объектовой систем оповещения; содержание защитных сооружений и подвальных помещений в готовности к приему укрываемых; приобретение, хранение и освежение технических средств управления и связи; накопление и хранение специальной техники и приборов для нештатных аварийно-спасательных формирований; проведение инженерно-технических мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования фабрики и повышение живучести в военное время; приобретение и обслуживание резервного источника энергоснабжения; подготовка основного и заглубленного пунктов управления; уточнение списков эвакуируемых работников и членов их семей (2 раза в год); освоение безопасного района; ежегодное уточнение Плана ГО, переработка по распоряжению главы администрации района; разработка и обновление документов по ГО; разработка плановых и текущих донесений и отчетов.
Аналогично определяются мероприятия и сроки их выполнения для степеней готовности ГО «Первоочередные мероприятия I очереди», Первоочередные мероприятия II очереди», «Первоочередные мероприятия III очереди».
В соответствии с законодательством излагаются права и обязанности основных должностных лиц предприятия в области ГО.
Руководитель предприятия отвечает за планирование и организацию проведения мероприятий ГО, подготовку работников предприятия способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также ЧС природного и техногенного характера; обеспечение работников всеми видами защиты; устойчивое функционирование предприятия в военное время; создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Он обязан:
♦ организовывать разработку, своевременную корректировку и выполнение Плана гражданской обороны, Плана эвакуации, Плана действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
♦ уточнять программы обучения в области ГОЧС; руководить подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), нештатных формирований по обеспечению мероприятий ГО (НФГО), а также рабочих и служащих, не вошедших в них;
♦ руководить созданием НАСФ, НФГО, укомплектованием их личным составом и оснащением техникой и специальным имуществом;
♦ обеспечивать приобретение и освежение средств индивидуальной защиты для работников фабрики, специального имущества ГО, организовывать их хранение и поддержание в готовности к применению и выдаче в установленном порядке; обеспечивать содержание защитных сооружений в постоянной готовности к приему укрываемых, а при их отсутствии – дооборудование подвальных помещений под противорадиационные укрытия; обеспечивать в установленном порядке продовольствием, медицинским имуществом и питьевой водой укрываемых в защитном сооружении работников;
♦ организовывать рассредоточение и эвакуацию рабочих, служащих и членов их семей при получении приказа на проведение эвакуационных мероприятий, а также при угрозе чрезвычайной ситуации; руководить проведением мероприятий по подготовке безопасного района к приему эвакуируемых по условиям их первоочередного жизнеобеспечения; руководить проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения и восстановлением производственной деятельности предприятия, обеспечивать разработку и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы предприятия в военное время;
♦ организовывать мероприятия по управлению, оповещению, связи и взаимодействию; организовывать мероприятия по светомаскировке предприятия; проводить мероприятия по накоплению и защите имеющихся на предприятии продовольствия, питьевой воды и водоисточников от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
♦ руководить созданием, оснащением и поддерживанием в рабочем состоянии соответствующей учебно-материальной базы ГО; разрабатывать и представлять главе администрации района предложения по проведению мероприятий ГО, требующих капитальных вложений и затрат материальных средств; организовывать ввод в действие в установленном порядке плана ГО.
Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности отвечает за осуществление контроля реализации мер предупреждения ЧС и пожарной безопасности, а в случае их возникновения – за ликвидацию последствий и снижение ущерба от них; организацию работы КЧС и ПБ; постоянную готовность объектового звена РСЧС объекта экономики к выполнению задач в мирное время.
Устанавливаются его обязанности в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности, в режиме чрезвычайной ситуации.
Определяются обязанности и ответственность уполномоченного по ГОЧС. Уполномоченный по ГОЧС является основным организатором работы на предприятии по вопросам ГОЧС.
Он отвечает за разработку и своевременную корректировку Плана гражданской обороны, Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и другой необходимой документации; обеспечение готовности НАСФ, НФГО, к действиям по предназначению; организацию согласованной работы КЧС и ПБ, структурного подразделения по ГОЧС, НАСФ, НФГО и эвакуационной комиссии предприятия по выполнению мероприятий в установленные сроки.
Он подчиняется руководителю и председателю КЧС и ПБ предприятия, являясь их заместителем по вопросам ГОЧС. Ему подчиняется личный состав структурного подразделения по ГОЧС. При приведении гражданской обороны предприятия в высшие степени готовности, руководитель структурного подразделения по ГОЧС имеет право от имени руководителя предприятия отдавать распоряжения по вопросам ГО, а в повседневной деятельности – от имени председателя КЧС и ПБ по вопросам ГОЧС, обязательные для исполнения всеми должностными лицами предприятия.
Определяются его функциональные обязанности: при планомерном переводе ГО с мирного на военное положение (при проведении мероприятий ГО I и II очереди, мероприятий ГО 3 очереди, при проведении эвакуации и рассредоточения); при чрезвычайных ситуациях в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Председатель эвакуационной комиссии предприятия отвечает за разработку планов эвакуации предприятия в ЧС природного и техногенного характера (в военное время), их своевременное и точное выполнение. Он выполняет указания и распоряжения руководителя, председателя КЧС и ПБ и начальника штаба ГО предприятия, а также эвакуационной комиссии района. Он обязан:
в режиме повседневной деятельности: руководить разработкой и ежегодным уточнением совместно со структурным подразделением по ГОЧС объекта планов эвакуации рабочих и служащих (членов их семей) в ЧС природного и техногенного характера (в военное время); организовывать оповещение и сбор членов эвакуационной комиссии и готовность ее к работе; организовывать своевременное развертывание сборного эвакуационного пункта и его работу; изучать и осваивать пункт рассредоточения (безопасный район) и размещения эвакуируемых; организовывать обучение и инструктаж членов эвакуационной комиссии, сотрудников СЭП и старших вагонов; изучать и осваивать закрепленный пункт размещения в безопасном районе, разрабатывать поквартирную схему размещения рабочих, служащих и членов их семей; руководить составлением списков рабочих, служащих и членов их семей, документов, оборудования и имущества, подлежащих рассредоточению, их ежегодным уточнением, уточнять номера машин выделяемой техники и состав погрузочных команд; разрабатывать и доводить порядок оповещения членов эвакуационной комиссии и эвакуируемых о проведении эвакуационных мероприятий; планировать работу эвакуационной комиссии в ЧС природного и техногенного характера (в военное время); регулярно поддерживать связь с территориальным отделом гражданской защиты и эвакуационной комиссией района;
в режиме повышенной готовности: уточнить план эвакуации при ЧС и списки эвакуируемых предприятия (по цехам и отделам); организовать приведение в готовность защитных сооружений или имеющихся подвальных помещений; уточнить у председателя КЧС и ПБ порядок приема, размещения и обеспечения эвакуируемых в безопасном районе (при изменении расчетных параметров действия поражающих факторов источника ЧС);
при проведении рассредоточения: уточнить у председателя КЧС и ПБ структурные подразделения предприятия, подлежащие укрытию в защитных сооружениях или безопасном месте; поставить задачу начальнику звена обслуживания убежищ и укрытий на организацию укрытия персонала в защитных сооружениях согласно установленной схеме размещения; проверить размещение и наличие работников в местах укрытия, установить фамилии отсутствующих и места их возможного нахождения; доложить председателю КЧС и ПБ результаты проверки, организовать первоочередное жизнеобеспечение работников при их длительном рассредоточении;
при проведении мероприятий ГО Iочереди: уточнить или откорректировать план эвакуации и план работы эвакуационной комиссии; собрать эвакокомиссию, уточнить каждому члену комиссии задачи и обеспечить всем необходимым для работы по предназначению; установить взаимодействие с начальником эвакуационной комиссии района и закрепленными за СЭП предприятиями; руководить работой по уточнению списков эвакуируемых и по уточнению порядка оповещения об рассредоточении рабочих, служащих и членов их семей; проверить наличие и готовность выделенных для проведения эвакуационных мероприятий транспортных средств, погрузочных команд; уточнить порядок выдачи составу эвакуационной комиссии и эвакуируемым средств индивидуальной защиты, а также сроки готовности имеющихся на СЭП защитных сооружений; проверить вопросы материального, технического, медицинского и других видов обеспечения эвакуируемых;
при проведении мероприятий ГО II очереди: перевести эвакокомиссию на круглосуточную работу, при необходимости доукомплектовать вакантные должности в ее составе; уточнить план эвакуации и списки эвакуируемых; организовать развертывание СЭП; уточнить вопросы взаимодействия с оперативными группами предприятия и района; проверить готовность транспорта, погрузочных команд и минимально необходимых грузов к эвакуации; проконтролировать получение СИЗ на личный состав эвакокомиссии; провести инструктаж начальников колонн, старших машин; уточнить с эвакоприемной комиссией загородной зоны порядок приема, размещения и обеспечения рассредоточиваемых рабочих, служащих и членов их семей;
при проведении мероприятий ГО III очереди: поставить задачи составу эвакуационной комиссии на проведение рассредоточения и эвакуации рабочих, служащих и членов их семей; вызвать представителей эвакокомиссий предприятий, закрепленных за СЭП; подготовить списки эвакуируемых; проверить готовность к вывозу автотранспортом документов и минимально необходимых грузов; подготовить эвакуационный транспорт к вывозу людей и грузов;
при проведении эвакуации и рассредоточения: на основании приказа главы администрации района подготовить приказ руководителя предприятия о проведении рассредоточения; довести до членов эвакуационной комиссии обстановку и поставить задачи; руководить работой эвакуационной комиссии по организации и проведению рассредоточения; обеспечить контроль всех видов обеспечения эвакуируемых; уточнить в эвакуационной комиссии района маршрут и сроки отправки автоколонн предприятия с имуществом в безопасный район; провести инструктаж старших автомобильной колонны и машин; организовать погрузку имущества в транспортные средства и своевременное отправление колонны; контролировать ход рассредоточения персонала и вывоза грузов согласно планам; вести учет и отчетность о ходе эвакуации; поддерживать постоянную связь с районной эвакуационной комиссией и руководителем предприятия; провести инструктаж старших по вагонам, вручать им списки эвакуируемых; в установленное время докладывать руководителю предприятия и в районную эвакуационную комиссию сводные данные о ходе рассредоточения; после завершения посадки эвакуируемых и членов эвакуационной комиссии на транспорт доложить руководителю предприятия и председателю эвакуационной комиссии района о завершении эвакуационных мероприятий; на станции высадки проверить наличие эвакуируемых согласно спискам; доложить согласно указаниям председателя эвакоприемной комиссии в безопасном районе, организовать отправку эвакуируемых до пункта эвакуации; в безопасном районе организовать расселение и размещение структурных подразделений, членов семей рабочих и служащих в соответствии с планом.
Начальники цехов, отделов (командиры нештатных аварийно-спасательных формирований) отвечают за подготовку сотрудников по ГО и защите от ЧС, планирование и выполнение мероприятий Плана гражданской обороны, Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
Они обязаны: обеспечивать соблюдение персоналом правил техники безопасности и пожарной безопасности; планировать и проводить занятия и инструктажи по мерам безопасности с подчиненными рабочими и служащими (формированиями); обеспечивать своевременное оповещение работников о чрезвычайной ситуации, введении степеней готовности ГО, угрозе нападения и проведении эвакуации; определять порядок действий подчиненных по сигналам оповещения ГО и ЧС, в ходе занятий проводить тренировки по этим сигналам с отработкой вопросов укрытия персонала, использования индивидуальных средств защиты, оказания первой доврачебной помощи; содержать постоянно в исправном состоянии средства оповещения и пожаротушения; обеспечивать выполнение мероприятий гражданской обороны согласно планам.
Далее излагаются права и обязанности сотрудников предприятия в соответствии с федеральными законами Российской Федерации.
Положение подписывается специалистом по гражданской обороне и главным инженером предприятия. После согласования с начальником территориального отдела гражданской защиты оно утверждается руководителем предприятия. Положение является основополагающим документом для подготовки и ведения гражданской обороны на предприятии.
Вопросы и задания
1. Организация системы ГО в России.
2. Организация системы ГО в зарубежных странах.
3. Сопоставьте особенности организации системы ГО в России и зарубежных странах.
4. Суть Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
5. Степени готовности ГО в РФ.
6. Организация ГО на предприятии.
7. Изучите систему организации ГО в вашем учреждении (вузе).