Вы здесь

Граждане неба. Рассказы о монахах и монастырях. Евгений Марков. Святые Горы. Поездка по Донцу (В. М. Зоберн, 2014)

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Номер ИС Р 14-406-0564

Евгений Марков

Святые Горы. Поездка по Донцу


Скит в Святогорской Успенской Лавре. Фото Анастасии Федоренко.


Евгений Львович Марков (1835–1903) – из богатых щигровских помещиков. Получил блестящее образование; был на государственной службе, в частности – возглавлял гимназию в Симферополе, был смотрителем народных училищ Крыма (Таврической губернии). Автор многочисленных публицистических статей и беллетристических сочинений в жанре очерков просвещенного путешественника: «Очерки Крыма» (1872), «Берег моря» (1880), «Очерки Кавказа» (1887), «Путешествие на Восток, Царьград и Архипелаг. В стране фараонов» (1890–1891), «Путешествие по Святой Земле» (1891), «Святые Горы. Поездка по Донцу» (1902).


Святогорская Успенская Лавра. Фото Megamegalex.


Первое впечатление

Слишком захваленные места редко производят впечатление, которого от них ждешь. Воображение почти всегда обгоняет действительность, и когда эта действительность открывается перед глазами человека – она почти всегда невольно разочаровывает его.

Красоту Святых Гор мне хвалили и расписывали очень многие, я не раз рассматривал их изображение на картинах и фотографиях, и был уверен, что после всего, виденного мной в разных странах мира, – особенно после свежих еще впечатлений Нового Афона, – вид Святых Гор покажется обыкновенным.

Но я был совершенно неожиданно поражен открывшимся видом. Он изумительно свежий, широкий и могучий, к тому же дышит чем-то характерно-русским, родным, православным, что переполняет русское сердце необыкновенно радостным чувством.

Широкая, прямая и глубокая, как морской пролив, многоводная река, без мелей и тростников, гонит перед нами веселые волны. А из ее синих пучин от края и до края, во всю ширину кругозора встают за ней, прямо как стены, белые пирамиды гор, снизу доверху обросшие темными полчищами сосен – словно неприступная крепостная твердыня, защищаемая ратью исполинов. И на этом суровом черно-зеленом фоне, тоже во весь обхват картины, выступают каким-то ликующим и сверкающим небесным Иерусалимом белокаменные башни многочисленных храмов, белокаменные корпуса и ограды обширного монастыря, чудно отражаясь, опрокинутые вниз головой, в синих омутах реки. Эти белые церкви, эти золотые кресты и маковки – не только на берегу, у подножия каменных громад. Они, увенчанные пиками горных пирамид, – под самыми облаками прорываются сквозь чащи бора на всех высотах. Вон белая меловая скала выпятила, будто башни, пять круглых выступов и заострила, словно конические крыши, свои меловые верхушки. Она поднялась из темноты и тесноты окружающего ее бора высоко над соборами монастыря, и, кажется, повисла в воздухе громадным отвесным утесом, прорезанная в разных местах черными дырами окошек, сквозь которые хмурятся спрятанные в сырых недрах пещеры древних отшельников. Эта висячая скала, колоссальная нерукотворная церковь, заканчивается вверху таким же, как она сама, белым трехглавым храмом, построенным на ее темени. И ваш глаз, ваше сердце сразу чувствуют, что этот меловой утес – не похожий ни на что другое, изрытый пещерами и обращенный в Божий храм – центр не только чудного пейзажа, но и всей многовековой истории святого места.


Святогорская Успенская Лавра. Фото Wadco2.

Я был совершенно неожиданно поражен открывшимся видом. Он изумительно свежий, широкий и могучий, к тому же дышит чем-то характерно-русским, родным, православным, что переполняет русское сердце необыкновенно радостным чувством


Но и выше этой поднятой в воздух церкви-скалы, выше всех утесов белых гор, выше всех сосен темного бора, на верху самой высокой пирамиды – еще один белый храм, омывающий золотые кресты и главы в синих безднах неба.

И когда в изумлении смотришь снизу на всю эту теснящуюся у подножия гор многолюдную семью соборов, на храм-скалу, чудесно висящую над ними, на статную башню церкви Преображения, которой, как сверкающим шпилем, завершается масса пирамид, – представляется, будто золотые кресты и белые башни, ярко светящиеся на фоне лесов, догоняют друг друга, стремясь уйти все выше, все дальше от низменной земли к высям небесным; будто священная гора, обросшая храмами, точно деревьями, – не что иное, как один исполинский Богоданный храм Творцу, а сияющая там, под облаками на ее макушке, златоглавая церковь – только венчающий его громадный крест.

Дворец Потемкиных. Монастырь

В некотором отдалении от монастыря, слева, на таких же пирамидальных кручах лесного берега красавца Донца и тоже над пучиной вод, стоит, обращенный лицом к монастырю, дворец Потемкиных. Теперь дворец перешел во владение графа Рибопьера.

Мы переехали через длинный деревянный мост к громадному четырехъярусному зданию монастырской гостиницы, которое каменным квадратом с четырех сторон охватывает обширный мощеный двор, полный повозок, лошадей и народу. В гостинице двести номеров, есть зал для общей трапезы и другие помещения.


Северский Донец. Святогорск. Фото Sergio Hoffmann.


Простой народ устраивается в нижнем полуподвальном этаже. А нам отвели просторный и чистый номер с двумя диванами вместо кроватей.

Однако насчет еды оказалось плохо. Был к тому же постный день, так что пришлось довольствоваться привезенной с собой холодной провизией да спасительным во всех случаях чаем. Впрочем, монах-коридорный объяснил, что господа заказывают скромный обед женщине из Банной слободы, которая получает заказ, приходя для этого в монастырь накануне. И правда, предприимчивая баба явилась вечером и к нам, но взялась сготовить только обед на завтра, а от приготовления ужина отказалась.

Народу в монастырь набралось очень много. Вообще, основной приток богомольцев бывал ко дню Успения да к Николину дню – главным престольным праздникам монастыря. Но поскольку послезавтра – Покров, один из многочисленных храмовых дней этой богатой храмами лавры, из соседних деревень уже стали собираться старики и бабы.

Женщин тут особенно много, и они шатаются решительно везде. На всякой лесной тропе, в каждом дворике монастыря, на паперти каждой церкви вы встретите кучки баб. Берег Донца особенно оживлен и кишит людом. Это своего рода Невский проспект Святых Гор (есть и тротуары, и даже фонари). Толкущийся народ – далеко не только богомольцы; тут рассиживаются и бродят зареченские соседи монастыря, мужички из Банного, кто в надежде промыслить чего-нибудь, кто просто поболтаться на народе. Тут лодочники, поджидающие охотников прокатиться по Донцу до Святого места, к скиту или в Богородичное; тут извозчики с фаэтонами, тележками и кибитками, предлагающие свезти вас в Изюм или в Славянск; тут торговки и торговцы бесхитростными деревенскими продуктами…

Но гораздо деятельнее и выгоднее, чем торговля на этом грошовом мужицком базаре, идет коммерция в монастырской лавке, куда мы зашли купить описания и фотографии Святых Гор, образков и разные деревянные и роговые изделия на память.

Там публика кишмя кишит у прилавков с иконами, крестами, четками, картинами, книгами и всякими домашними изделиями вроде ложек, ножей, деревянных блюд и т. п. Разговорились с одним из монахов-приказчиков и узнали не без удивления, что нередко в один день лавка выручает до пятисот рублей.


Андреевская часовня в Святогорской Лавре. Фото Uk-Kamelot.


Настоятель монастыря, к сожалению, уехал в Спасов скит, недавно выстроенный в Борках, на месте крушения поезда и чудесного спасения царского семейства[1], так что я не мог с ним познакомиться. Скит этот тоже принадлежит Святогорскому монастырю, основан на его средства и от него снабжается монашествующей братией, поэтому-то хозяину монастыря и приходится навещать его. Кроме скита, монастырю принадлежат несколько имений – мельница на Донце в селе Маяках, в Голой Долине, в Горожовке и пр.

Успенский собор. Пещеры

Громадное каменное крыльцо ведет на обширную террасу главного Успенского собора, окруженного монастырским двором и другими церквами. С террасы вход в собор – совсем еще новое обширное здание о пяти куполах, с величественными фронтонами и многочисленными ликами святых по наружным стенам; с террасы – то же, только в другую сторону, с террасы и вход в исторические пещеры монастыря, самую характерную и самую чтимую его святыню. Пещеры заперты на замок. Чтобы проникнуть в них, нужно было раздобыться монахом-провожатым, разумеется, с благословения одного из начальствующих старцев.

Темная утроба известковой горы просверлена, как ствол старого дерева червоточиной, бесконечными коридорами, ползущими вверх, спускающимися вниз, разветвляющимися в стороны. Нужна привычка, чтобы не ошибиться и не запутаться в подземном лабиринте. Коридоры эти делают незаметные круговые петли и с каждым поворотом поднимаются все выше и выше; оттого так трудно двигаться по непрерывной наклонной плоскости, которая без ступеней переносит вас мало-помалу на самую вершину высокой скалы. Но есть и ходы, идущие круто вниз, к подножию гор, заросших лесами, к самому берегу Донца. Эти тайники, через которые древние отшельники, прятавшиеся в недрах скал от грозящих им отовсюду хищников, спускались за водой, стали со временем опасны и теперь завалены.

Своды подземных проходов вырублены в плотном известняке, связанном прослойками чрезвычайно крепкого сверкающего камня, и только местами подкреплены каменной кладкой и штукатуркой. Они настолько высоки, что можно идти по ним, не сгибая шеи. Кое-где висят простенькие иконы, виднеются заложенные дверочки боковых пещерок и отверстия ниш, в которых прежде покоились кости почивших иноков. Теперь кости вынуты из стенных углублений и снесены в громадный общий гроб, к которому спускаются по особому коридору. Кое-где на пути встречаются маленькие часовенки, но в этом подземном ските есть и подземные церкви. Одна внизу, в самом начале пещеры, другая – вверху. Эти скромные храмики живо напоминают теснотой и наивностью убранства такие же, спрятанные в землях, храмы первых христиан, находивших убежище в могильных катакомбах языческого Рима.


Раннехристианское богослужение в катакомбах Святого Каллиста. Гравюра. XIX в.

Мы безмолвно шли по бесконечным темным переходам… Порой мне казалось, что это не мы, а наши умершие души смущенно бродят в вечном мраке могил, в поглотившей их слепой земной утробе


Скит Святого Арсения, первого настоятеля возобновленного Святогорского монастыря. Литография. XIX в.


Рядом с нижней церковью Алексея, человека Божиего – могила первого после возобновления настоятеля Святогорского монастыря архимандрита Арсения; медная доска с надписью вделана над ним в стену. Старые пещеры были расчищены именно при этом трудолюбивом и энергическом хозяине монастыря, который по праву обрел вечный покой в здешнем, поистине тихом, пристанище.

Впрочем, подземный лабиринт – одна огромная могила. Мы безмолвно шли по бесконечным темным переходам за высоким худым монахом в длинных черных одеждах. Слабые красноватые огоньки наших тоненьких восковых свечей умирающими мотыльками трепетали в охватившей нас тьме, чуть освещая бледные лица. Порой мне казалось, что это не мы, а наши умершие души смущенно бродят в вечном мраке могил, в поглотившей их слепой земной утробе…

Верхняя пещерная церковь посвящена теперь святому Иоанну Предтече – «начинателю пустынного жития». Чтобы спасти от сырости и гниения иконостас, остов его сделан из меди, а царские врата вылиты из бронзы. Уцелел и древний каменный столб, поддерживавший своды, на котором найдена была старинная икона святителя Николая Угодника, почитаемая чудотворной и составляющая теперь одну из прославленных святынь монастыря, привлекающих толпы богомольцев. Эти простые младенчески-верующие люди изгрызли зубами все основание мелового столба, ища в прикосновении к святыне исцеления многоразличных недугов. И сейчас столб, уже будто висевший в воздухе, пришлось обложить камнем. Церковь святого Николая перенесена была отсюда на верх скалы, где она стоит до сих пор, а почитаемая народом древняя икона с Пасхи до Покрова пребывает в Успенском соборе монастыря, чтобы облегчить богомольцам доступ к ней в главные храмовые праздники обители: святителя Николая, Успения и Покрова Богородицы.


Святой Иоанн Предтеча. Фото Zvonimir Atletic.

Верхняя пещерная церковь посвящена теперь святому Иоанну Предтече – «начинателю пустынного жития»


Из маленьких окошек этой выдолбленной в камне маленькой церквочки видна вся сурово-живописная лесная бездна, из чащи которой поднимается пещерная скала. И кажется, что верхушки гигантских сосен, карабкающихся по отвесным обрывам этой скалы, находятся глубоко внизу.

Затворник Иоанн

В эту церковь-пещерку ходил изредка молиться по праздникам из своей подземной кельи старец-затворник Иоанн, памятью которого полны еще и пещеры, и монастырь. Келья старца – по соседству с церковью, в толщах той же известковой скалы. Келья крошечная, только-только повернуться, но окошко, пробитое в скале, пропускает достаточно света. К келье примыкает еще более тесная прихожая, и между ними устроена небольшая печурка, несколько скрадывающая невыносимую сырость и холод известняковых стен. Однако такой житейский комфорт суровый затворник позволил себе лишь под старость (он выпросил у настоятеля разрешение устроить кое-какую топку после многих лет жестокого страдания от холода и пронизывающей сырости в никогда не топившейся каменной норе). Ни днем, ни ночью старец не снимал овчинного тулупа; в нем он и ложился спать в деревянный гроб, стоявший у стены. Теперь этот гроб убран, но на молитвенном угольчике под иконами лежат тяжелые железные вериги в добрый пуд весу, которые затворник постоянно носил на голом теле. Вериги эти имеют вид пояса с двумя наплечниками вроде помочей, склепанных из грубого и толстого полосового железа.

Еще многие здесь помнят отшельника. А известный писатель-паломник Андрей Николаевич Муравьев, любивший и часто посещавший Святые Горы с первого дня их возобновления в 1844 году, посещал затворника в его меловой скале и видел гроб, заменявший старцу постель.

Иоанн пришел в Святые Горы из Глинской пустыни Курской губернии в числе первых двенадцати тружеников по восстановлению древнего монастыря – архимандрита Арсения, иеромонаха Феодосия и других, чьими неусыпными трудами Святые Горы собственно и приведены были в то цветущее состояние, в котором с тех пор пребывают.

Иоанн был монах-простец, не отличавшийся ничем особенным от рядовой братии. Он долго исполнял обязанности отца-гостинника. Когда Иоанн заявил о желании затвориться в скалу, умный и опытный настоятель монастыря очень боялся, чтобы этот тяжкий подвиг не оказался непосильным для инока и не закончился соблазном для остальной братии. Настоятель долго отговаривал малоподготовленного старца от его намерения, описывая многочисленные искушения и опасности, которым он подвергнет себя. Братия тоже не ожидала успеха намерения Иоанна и предсказывала, что он не выдержит и одной недели затвора. Однако Иоанн настоял на своем, и Арсений собственноручно запер его на замок в глухом, как могила, пещерном склепе на целый год безвыходного затворничества. Иоанна отныне стали посещать только ночные видения да келейник, подававший в оконце раза два-три в неделю хлеб и воду.


П. З. Захаров. Портрет А. Н. Муравьева. 1838.

Известный писатель-паломник Андрей Николаевич Муравьев, любивший и часто посещавший Святые Горы с первого дня их возобновления в 1844 году, посещал затворника Иоанна в его меловой скале


Изумительная сила духа и воли, перед которой нельзя не преклониться! При этом обычный сущий никак не может (и даже отказывается) постигнуть необходимость подобных сверхчеловеческих стремлений подавить в себе потребности жизни, Богом в нас вложенные. Еще можно было понять удаление в пустыни и заключение себя в столпы и пещеры древних иноков Фиваиды или Палестины. Они-то были окружены морем враждебного им язычества, преследовавшего и губившего их, не дававшего возможности предаваться мирной христианской жизни и духовному созерцанию, запрещавшего исполнять радостные для верующих священные обряды христианской религии. Но в века торжествующего христианства, при обеспеченной для каждого возможности устроить свою жизнь по своим духовным идеалам – такое слепое подражание подвижникам первых бурных веков христианства кажется ничем не вызванным и едва ли желательным. Светлая проповедь Евангелия и в слове, и в живом примере Спасителя звала человека не к погребению себя заживо, не к мрачному отрешению себя от всех радостей и горестей людского существования, от всякого общения с недостойным родом человеческим, а, напротив, к деятельному сердечному участию в судьбах брата-человека, к одушевленной братской взаимопомощи и взаимной любви, к мирному и честному наслаждению чудными дарами Божиими. В Священном Писании, когда говорится о последнем Суде мира, яснее и ярче всего выражены жизненное призвание человека и основная сущность его нравственного долга. От него требуется не тот или иной характер верований, не тот или иной личный образ его жизни, а только то, что он сделал для своих братьев.

«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). Но вряд ли удобный путь для «сотворения добра» своим ближним – уходить от них в каменные скалы и закрывать слух, взор и сердце от всех их нужд, печалей и радостей.

Несомненно, что постоянное убивание плоти, многолетняя привычка господствовать силой духа над требованиями телесных органов помогает таким подвижникам развивать духовные способности до такой высоты и мощи, которые нам, мирянам, кажутся просто чудесными и невероятными. Именно таких высот достиг, по рассказам монахов, затворник Иоанн.

В сущности, тут нет ничего невероятного и неестественного. Человек исключительно долговременным упражнением мускулов способен обратить себя в настоящего Геркулеса, подбрасывающего, как мячи, десятипудовые гири, или сравняться по ловкости с обезьяной в прыганьи и лазаньи. Точно так же люди, посвятившие жизнь исключительному развитию духовных сил, могут достигать в этой мало разработанной нами области в своем роде изумительных и кажущихся нам недостижимыми результатов (например, провидение будущего, разумение мыслей и характера человека по его внешнему выражению и т. п.).

Затворник Иоанн был мне земляк, курянин родом, из семьи мещан Крюковых. Он провел детство в бедности, тяжелом труде подмастерья печника, терпя побои и обиды. Потом он женился и стал хозяином прибыльной печной фабрики, постоялых дворов и гостиницы. Однако после смерти жены решился исполнить желание молодости – уйти в монастырь.

Начав иночество в Глинской пустыни, славившейся строгостью своего Афонского устава, Иоанн под именем Иоанникия стал в новом монастыре, куда он перешел экономом, гостинником и деятельным производителем всяких строительных работ. Он раскопал на монастырском кладбище подземную церковь святых Антония и Феодосия, ископанную еще древними Киево-Печерскими монахами; он, расчистил и пещеры меловой горы, в которой потом затворился, и вообще много содействовал архимандриту Арсению в материальном возрождении древней обители. А став затворником, он сделался духовной славой Святых Гор и слухом о своих отшельнических подвигах привлекал в монастырь множество богомольцев, жаждавших поведать святому старцу свою душу и получить от него спасительный совет. Да и теперь, в своей скромной могиле, которую мы посетили на монастырском хуторе, верстах в двух от обители, старец Иоанн ежедневно собирает вокруг себя толпы благочестивых поклонников, так что панихиды над его гробом поются почти непрерывно, доставляя немалый доход монастырю.

Тут же, в скале, недалеко от кельи старца, – пещерная трапезная неведомых древних иноков, когда-то спасавшихся здесь. По размерам она могла вместить до двенадцати человек; архимандрит Арсений еще застал в ней остатки русской печи, в которой варилось кушанье; большой крест из ржавых железных полос прибит гвоздями к каменной стене. Но и стены, и свод уже дали изрядную трещину, несмотря на прослойки сверкающего, как стекло, твердого кремня.


Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, чудотворец. Конец XIX в.

Ни днем, ни ночью Иоанн-затворник не снимал овчинного тулупа; в нем он и ложился спать в деревянный гроб, стоявший у стены


Еще три иноческие кельи с маленькими оконцами на свет Божий вырублены в толще скалы рядом с кельей затворника; у стен – каменные лежанки вместо постелей, высеченные из того же известняка. В красном углу каждой кельи висят образа, и их яркие краски вместе с пробивающимся в оконца светом дня несколько оживляют могильную пустоту. В них теперь не живет никто. Не жил никто и в годы затвора Иоанна. Он, один-одинешенек, оставался заживо погребенным в громадном пещерном склепе с бесконечно разветвляющимися темными переходами и закоулками, с костями неведомых людей, безмолвно тлеющими в его глухих уголках, глаза в глаза с бессонными видениями о бесах и мучениях ада. Жутко читать в описаниях его затворнической жизни, какими «ночными страхованьями» он временами мучился.


Сошествие во ад. Фреска. Монастырь Хора. Стамбул. XIV в.

И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 29)


«Однажды, когда после молитвы ночной лег он отдохнуть в свой гроб, послышался ему шум в пещерном коридоре, сопредельном его келье. Вслед затем два незнакомца необычайного роста вошли в его келью и, остановившись, с великою злобою смотрели на него и говорили друг другу: “Съедим этого старика, а то молится и молится!..” Затворник, ожидая смерти, смежил глаза и начал творить молитву Иисусову. Дикий хохот послышался в его келье, и привидения исчезли». Это записано со слов самого затворника.

Даже его келейники, приходившие иногда по ночам читать ослепшему затворнику утреннюю службу, не без ужаса проходили по глухим черным переходам скалы-могилы. Инок Мартирий, например, возвратившийся в три часа ночи из кельи затворника, как безумный прибежал в свою келью, преследуемый, как ему казалось, огненными чудовищами, щелкавшими зубами и готовыми его пожрать.

Не мудрено, что в тяжкой атмосфере могилы всем им чудились подобные фантомы…

Небольшая дверочка, проделанная в наружной стене скалы, выводит из темной печальной утробы на радостный свет Божий. Трясущаяся дощатая галерейка висит, словно прилепленное гнездо ласточки, высоко над лесной и водной пропастью, открывая внизу и кругом поразительные виды. С этой галерейки мы поднялись по лесенке на другую деревянную галерею, которая окружает церковь святителя Николая, перенесенную на вершину скалы из древнего своего пещерного помещения. Впрочем, и здесь эта старая церковь наполовину врублена в мел. На самый пик скалы нужно подняться еще выше, так что церковь святителя Николая остается на ее нижнем уступе. Сквозная часовенка на четырех столбах из тесаного камня венчает пик скалы. Внутри ее образ Преображения Господня, сложенный из красивых разноцветных каменьев, и медная доска, на которой начертано краткое сведение об освящении и возобновлении монастыря знаменитым нашим духовным проповедником архиепископом Иннокентием Борисовым. Освящение происходило именно здесь, на вершине древней пещерной скалы, сохранившей в своих недрах вещественные памятники былой многовековой истории монастыря.


Надвратный храм во имя иконы Иверской Божией Матери. Глинская пустынь. Фото Сіверян.

Иоанн-затворник начал иночество в Глинской пустыни, славившейся строгостью своего Афонского устава


История Святогорской обители

Древняя Святогорская обитель разделила участь многих наших старинных монастырей.

В 1787 году она была упразднена по велению императрицы Екатерины ІІ и обращена в приходскую церковь; все монастырское имущество и все вотчины обители были отобраны «в экономию Екатеринославского наместничества», а монахи были высланы из монастыря. Местное предание рассказывает, будто «великолепный князь Тавриды» Потемкин, проезжая в Крым мимо Святых Гор, восхитился прекрасным видом монастыря среди лесистого берега Донца и выпросил себе у матушки-царицы этот «рай земной» (так он называл Святые Горы в своем письме к императрице).

«Друг мой сердечный, князь Григорий Александрович, – писала ему в ответ Екатерина, – дав тебе рай земной сегодня, как ты называешь ту дачу, которую ты меня просил, прошу тебя, если надумаешь оную продать, предпочтительно мне оную продать!»

Потемкин вместе с дачей выпросил и «рощицу» (так он назвал окружающие обитель леса). В «рощице» этой, считая с дачей, оказалось не более не менее как двадцать семь тысяч десятин и при них две тысячи душ крепостных крестьян.

Пятьдесят семь лет продолжалось официальное упразднение обители, хотя народ и особенно казаки по-прежнему толпами двигались сюда на богомолье в старинные монастырские праздники.

Судьба устроила так, что древний монастырь, уничтоженный одним Потемкиным, был восстановлен другим Потемкиным, хотя и не потомком князя Тавриды. Александр Михайлович Потемкин, муж известной благотворительницы Татьяны Борисовны Потемкиной (урожденной княжны Голицыной), проникшись под влиянием своей богомольной жены страстным желанием возобновить Святогорскую обитель, променял своему брату по матери князю Юсупову свое Курское имение, уступив при этом тысячу душ, и взял вместо него Святые Горы, доставшиеся Юсупову после Энгельгардта, племянника князя Потемкина.

В 1844 году был испрошен царский указ на возобновление Святогорской Успенской пустыни. Первым архимандритом в нее был приглашен энергичный и опытный иеромонах Глинской пустыни Курской губернии отец Арсений, которому запустевший монастырь и обязан, главным образом, своим возрождением.

Высокоталантливый, предприимчивый устроитель наших южнорусских святынь, архиепископ Иннокентий Борисов своим горячим сочувствием в значительной мере помог восстановлению древней обители. Он прибыл в Святые Горы накануне обновления ее и в торжественной процессии, сопровождаемый толпами отовсюду сошедшегося народа, встретил прибывший из Москвы образ Успения Богоматери, копию с древней чудотворной иконы, которой московский митрополит Филарет благословил возрождавшуюся обитель.

«Святые Горы! Зрите, кто пришел к вам, и преклоните верхи ваши пред Царицею неба и земли!» – воскликнул маститый проповедник и вместе с многочисленным народом и духовенством повергся на землю перед иконой.


Святой Иоанн-затворник, чудотворец. Святогорская Успенская Лавра


Синяя ширь Донца

Неописуемый вид открывается с этого своеобразного мелового балкона, висящего высоко над окружающими его пропастями. Отвесные меловые утесы обрываются стеной прямо под ногами, теряясь внизу в густоте леса; сосны-великаны, темные и мрачные, лезут со всех сторон на обрывы скал бесчисленными полчищами, будто осаждающая их рать исполинов; сверху, над нашими головами, совсем близко тоже надвинулись грозные кручи, ощетинившиеся такими же колоссальными стрелами сосен. А ниже этих скал, обрывов и лесов каким-то чудным светлым видением выступают ярко облитые солнцем белые стройные храмы с золотыми крестами и маковками, многочисленные белые корпуса и ограды; и под ними, глубоко внизу, словно на дне головокружительной бездны, синяя ширь Донца, что ровным могучим столбом прорезал себе путь среди гор и лесов на юг, к своему батьке – синему Дону. Необозримая страна кудрявых, золотом и бронзой проступивших лесов, уходит далеко за горизонты, куда только хватает глаз, по ту сторону реки, на ее луговом берегу…


Портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического. Неизвестный художник. 1847.

Местное предание рассказывает, будто «великолепный князь Тавриды» Потемкин, проезжая в Крым мимо Святых Гор, восхитился прекрасным видом монастыря среди лесистого берега Донца и выпросил себе у матушки-царицы этот «рай земной»


Святогорский Успенский монастырь. Фото Balkhovitin.

Странник, добравшись до этого благословенного уголка, где ему всегда готов приют и кусок хлеба, отдыхает в нем не только изможденным телом и истомленными ногами, но и смиренной душой, не избалованной радостями во враждебной суете мирской жизни


И тут на меловом утесе, и по многочисленным изворотам лестницы, поднимающейся из монастырского двора на горы, и выше нас, по белой тропе, что лепится на последнюю коническую скалу, венчающую все эти горные пирамиды, – везде бредет и копошится богомолец…

Русскому простонародному сердцу сладка и умилительна картина тихой лесной красоты, осеняющая его любимые святыни. Странник, добравшись до этого благословенного уголка, где ему всегда готов приют и кусок хлеба, отдыхает в нем не только изможденным телом и истомленными ногами, но и смиренной душой, не избалованной радостями во враждебной суете мирской жизни.

Храм Преображения Господня

Мы тоже потянулись вслед за толпой странников и странниц на макушку горы, где выстроена далеко видная отовсюду самая высокая из церквей Святогорской обители – церковь Преображения Господня, венчающая, будто гигантским крестом, семью монастырских гор и монастырских храмов.

Церковь Преображения двухъярусная. В верхнем ярусе – прекрасный резной иконостас из темного кипариса (большого вкуса и большой простоты); в нижнем – замечательно хорошо написанная икона Божией Матери, копия с Рафаэля, как оказалось, задушевное творение молодого художника-инока, безвременно угасшего в монастыре. На дворе храма в тени деревьев – огромная кадка с водой и ковшом. Это очень умный и добрый обычай – его не мешало бы усвоить другим обителям, но особенно он ценится здесь, на юге, утомленными богомольцами, которым приходится подниматься на такие кручи и выстаивать на ногах такие длинные, истинно Афонские, службы.

Меловая церковь святителя Николая

Спустились мы уже не через меловые пещеры, а по широкой, пологой лестнице с бесчисленным множеством ступеней, с часовнями и приютами для роздыха по пути, что вьется по уступам скал среди лесных чащ от главного монастырского храма внизу до меловой церкви святителя Николая. Простые иконы и картинки развешаны кое-где по стенам этой крытой ступенчатой галереи. Но жаль, что эти стены не обращены в галереи наглядного обучения иного рода, что они не рассказывают яркими и осязательными картинами последовательной истории хотя бы этой самой обители или вообще истории христианства на Руси. Я помню, какое утешение и какое полезное поучение доставляли народу подобные, даже грубо набросанные, фрески на стенах Кладезной лестницы Коренского монастыря (теперь, к сожалению, уничтоженные), изображавшие в целом ряде понятных народу картин историю Коренской пустыни и ее чудотворной иконы.

Монастырский скит

Вечером мы наняли большую невалкую лодку и отправились вверх по реке к так называемому Святому месту, где устроен монастырский скит.


Меловая церковь Святого Николая Чудотворца в Святогорской Успенской Лавре. Фото Sgiaz.


Весело и свежо на воде; дружно и споро катится нам навстречу вся мощная ширь Донца; нигде на нем ни песчинки, ни камышинки. Бегущая среди лесов и лугов река сохранила девственную глубину и полноводие, которые уже так редко встречаешь и на самых больших реках. Леса на каменных скалах слева, леса на травянистых лугах справа, и неоткуда взяться глинистым и песчаным наплывам. Это тот самый, старый, многоводный Донец, каким он был века назад на пространстве сотен верст своего течения, каким его видел еще князь Игорь, когда бежал из половецкого полона, скрываясь в дремучих чащах берегов.

Мудрый царь Петруша, рука которого до сих пор чувствуется у нас везде, недаром грозил смертной казнью за истребление лесов по берегам рек…

Отвесные горные пирамиды, мимо которых бесшумно скользит наша лодка, ловко управляемая привычной рукой, одевают своим синим холодным сумраком и нас, и прозрачные омуты реки. Мы приросли глазами к их суровой красоте и онемели, охваченные каким-то бессознательно-благоговейным чувством. Безмолвные леса из темных сосен теснятся по скатам и ущельям, будто траурные толпы гигантских монахов. Это – тоже священный храм, требующий молитвенной тишины.

Ясный вечер догорал на небе. И перед нами, и позади нас тянулась прямая, как стрела, водная дорога Донца, обставленная, словно глубокое ущелье, с обеих сторон стенами лесов, переливавшаяся то тьмой, то светом, трепетавшая, будто змеиной чешуей, сине-зеленой зыбью.

Освещенная последними лучами заката узкая полоска неба далеко впереди, не загороженная скалами, дубами и соснами, казалась распахнутой дверью в манящий, таинственный светлый чертог.

У самодельной пристани при подножии лесистой горы – маленькая сторожка. Но ни одной живой души не видно и не слышно на этой пустынной горе. Только голубые сойки и пестрые дятлы суетливо перелетают с дерева на дерево и перекрикиваются резкими голосами, наслаждаясь, вероятно, как и мы, последними лучами солнца в пронизанных им зеленых чащах. Хорошенькая серенькая змейка, вся в мелком кружеве сверкающих чешуек, выскользнула из-под наших ног. Змеи здесь водятся в изобилии; недаром и Андрей Николаевич Муравьев, высаживаясь из лодки в том же Святом месте, когда еще здесь не был построен скит, видел двух змей, переплывавших на тот берег Донца.

Крутая тропа ведет через лес к вечно запертым воротам скита мимо большого, отлично устроенного колодца. Скит построен на том самом месте, где, по преданию, в древности спасались святогорские пустынники, от которых оно, вероятно, и унаследовало название – Святое место. Вместе с тем скит оказался и на месте неведомого древнего городища, земляные валы которого отчасти окружают его и теперь. Было это старинное сторожевое укрепление, какой-нибудь стоялый острожек, оберегавший татарский перелаз через Донец в дни Ивана Грозного или Бориса Годунова, а может быть, это уцелевший остаток гораздо более седой древности, сохранивший в своем имени память о языческом святилище (ведь они всегда скрывались в лесах и на горах, на берегу больших рек). Святые Горы так давно были известны под этим именем, что невольно думается, что они могли быть святыми еще в глазах язычников. Почти все старинные христианские монастыри воздвигались на месте прежних святынь язычества, стараясь заменить их собой в религиозных привычках народа.


Скит в Святогорской Успенской Лавре. Фото Анастасии Федоренко.

Вечером мы наняли большую невалкую лодку и отправились вверх по реке к так называемому Святому месту, где устроен монастырский скит


Скит со всех сторон окружен стенами, вход в него разрешается только четыре раза в год, в дни самых больших праздников.

Три крутые лесистые горы надвинулись на него еще более неприступной оградой. Все тут безмолвно и неподвижно, как в могиле, словно все живое давно вымерло. На воротах и на ограде (как горы, неподвижные и безмолвные) сурово смотрят на нас изможденные лики «начальников пустынножития» – Пахомия Великого, Арсения Великого, Петра Афонского, Антония и Феодосия и многие другие; внушительный строй черных мантий, схимнических облачений, седых бород по пояс, защищающих, словно верная стража, своей траурной дружиной вход недостойным в юдоль покаяния и слез.

В ските день и ночь идет безостановочное чтение Псалтири по усопшим, внесшим в монастырь свои поминальные жертвы. Каждый старец скита обязан по очереди два часа кряду стоять на этом послушании. Влево от ворот, вне стены скита – часовенка, в которой монах записывает вклады на поминовение. У него на прилавке куча больших книг, наполненных именами.

Одни записываются на вечное поминовение, другие – на определенный срок: на год, на полгода, на несколько месяцев, на несколько дней. Все зависит от размера пожертвования. Тут же продаются фотографии скита, портреты его старцев.

Близок, барин, локоть, да не укусишь!

Когда мы возвращались из Святого места и на левом берегу показались сквозь прогалины леса избы слободы Банной, мы разговорились с молодцом-лодочником, который тоже оказался крестьянином этого села. Он сообщил нам, что лодки свои они строят сами и что хорошая большая лодка, вроде той, в которой мы ехали, обходится рублей в тридцать.

– Что ж, небось, хорошо живется вам? – спросил я. – Все тут у вас под рукой: и река, и луга, и лес кругом…

Бородатый лодочник насмешливо покрутил головой и сказал, вздохнув:

– Близок, барин, локоть, да не укусишь! Хоть, положим, точно – и река у нас под дворами, и лес, и луга, да ведь дворы-то наши все равно что цепью оцеплены – все панские угодья кругом! Теленок сунется, жеребенок, курица – сейчас штраф, потому как потрава… Хворостинку в лесу выломаешь, сейчас протокол, в суд… Так разве это житье? Ведь у нас в Банном и Татьянине всей земли по одной десятине на душу – вот и управляйся, как знаешь, подати плати и семью корми. Да еще земля-то где? Жительство наше вон на том берегу, а поле на правом, версты за три от монастыря.

Вертись, как знаешь!


Антоний и Феодосий Печерские. Икона.

Старец Иоанн раскопал на монастырском кладбище подземную церковь святых Антония и Феодосия, ископанную еще древними Киево-Печерскими монахами


– А когда это бунт у вас был в Банном? Из-за чего?

– Бунт точно был, – немного смутившись, ответил лодочник, глядя куда-то в сторону. – Года три назад. Опять же из-за тесноты. Сам-то граф наш ничего себе, от него нет обиды, да управляющие-немцы одолели, дохнуть не дают. Особливо новый. И ведь мальчишка молодой, а преядовитый; от него все беды и идут. Понанял, это, черкесов с ножами да с ружьями в сторожа… Наберет мужичок вязанку хворосту в лесу или скотина на луг зайдет, сейчас, это, черкес за гриву хватает, к земскому – штраф! Ну и стало невтерпеж. Ярмарка ведь у нас бывает большая на Успение, народ со всех мест собирается: наехали подводы, лошадей навели, волов, распространились по лугу панскому… А черкесы откуда ни возьмись… И начали нагайками народ с луга сгонять. Куда народу подеваться? Мужички наши за дрючки, навалились на них, пятерых азиатов и пришибли насмерть, а трое ушли; и нашего одного черкес ножом распорол, все чрево вывалилось. Не приведи Бог что только было, страсти одни! А как покончили черкесов, тут же и бунт покончился. Вся ярмарка разбежалась. Думали, в толпе никого не разберут. Да ведь на нашу ярмарку завсегда полиции видимо-невидимо нагоняют. Полицейских-то переодетых, может, человек пятьсот было, они то и подметили, кто больше воевал. Не успеет мужичок в свое село приехать, его сейчас и хватают. Пожалуй на расправу! Много народушка похватали, в тюрьмы понасажали. А потом Судебная палата харьковская вся к нам наехала, суд пошел… Каких мужичков в Сибирь на поселение угнали, каких в острог, в роты арестантские…

– Что ж, и теперь черкесы у вас?

– Они же опять. Только потише стали. А тех побитых граф похоронить велел на свой счет, около усадьбы своей. Один-то оказался христианской веры, тому крест на могиле поставил, а другие – нехристи, так тем только столбочки, вроде как бы шапки круглой…

Служба по Афонскому уставу

Всенощную мы отстояли в большом Успенском соборе, огромном, совсем еще новом пятиглавом храме с высокими сводами, с богатым золоченым иконостасом в четыре яруса. На стенах – изображения святых угодников крупнее, чем в рост человека, картины священной истории такого же грандиозного размера. Хотя завтра и не было большого праздника, густая толпа богомольцев залила обширный храм так, что протиснуться было трудно.

Служба здесь величественная и долгая, по Афонскому уставу, который перенесен сюда из Глинской пустыни настоятелем Арсением и первыми иноками восстановленного монастыря. Два многолюдных хора монахов соединяются при пении главнейших стихир в общий хор; черный ряд мантий и клобуков сурово-траурным полукругом становится тогда перед царскими вратами, могучие мужественные голоса, свежие и звонкие, какие вырабатываются только на вольном просторе малороссийских степей, без смягчающей примеси дискантов и альтов, наполняют высокие своды собора важными и торжественными звуками священных песнопений, особенно подходящими к строгому духу монастырской службы. Горластые диаконы ревут и гудят молодыми басами, чередуясь с хором, словно трубы иерихонские. Старцы-иеромонахи двигаются бесшумно и стройно, тоже по строгой иноческой дисциплине, и во главе их – совсем седой старец-игумен с суровым взглядом и бледным лицом, заменяющий отсутствующего архимандрита.

Монастырское кладбище. Пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия

На другой день после обедни в Успенском соборе мы посетили монастырское кладбище и древнюю пещерную церковь преподобных Антония и Феодосия.

В этом «ближнем» кладбище, предназначенном для особенно уважаемых покойников, благотворивших монастырю, похоронена под великолепными памятниками семья Иловайских, князья Голицыны и другие знатные люди; на мраморном надгробии-пирамиде графа Матвея Ивановича Платова, командира Атаманского полка, сын которого был в университете моим товарищем по курсу и факультету, выразительные эмблемы его боевого звания – казацкая шапка, сабля и пистолеты.

У самого входа в пещерную церковь – гробницы спутников архимандрита Арсения, основателей возобновленного монастыря – духовника Феодосия, иеромонахов Киприяна и Паисия. Подземная церковь очень небольшая, но все-таки в нее спускаются с зажженными свечами и под предводительством монаха. Монах этот рассказывает благоговейной толпе богомольцев историю подземной церкви.


Пещерный монашеский скит в Святогорске. Фото Андрея Бутко.


По преданию, она была ископана в глубокой древности киевскими монахами, бежавшими в 1240 году, при разорении Киева Батыем, из Киево-Печерской лавры. И потому посвящена была киевским угодникам. Впоследствии церковь эта засыпалась и была совершенно забыта.

Столетний старик-пастух, бывший когда-то работником в старом монастыре, постригся в монахи новой обители под именем Мафусаила и рассказал братии, что в молодости, пася овец в лесу, он напал на след завалившейся пещеры, в которую вело маленькое оконце и которая должна быть древней церковью Антония и Феодосия.

Монахи не придали значения рассказам старика. Но епископ Иннокентий, просвещенный любитель и знаток древностей, услыхав от архимандрита Арсения о рассказах Мафусаила, приехал в Святые Горы. После многочасовой беседы с Мафусаилом он приказал немедленно раскопать указанное им место и записать все сохраненные старцем предания о ней.

Братья тотчас приступили к работе. Дружно раскопав место, вынесли землю, спустились внутрь через тесное слуховое оконце и, к великому своему изумлению и радости, очутились в алтаре маленькой подземной церкви. Потом уже стали очищать от земли остальные части неожиданно открытого древнего храма.

Старец Мафусаил словно предопределен был от Бога для открытия этой святыни – он скончался тотчас после ее открытия, даже прежде, чем было закончено очищение указанной им церкви.

Когда братья целым собором хоронили старца на кладбище у входа в пещерный храм (мы видели накрывший Мафусаила серый камень), мимо проезжал купец Изюмский. Он был вообще довольно равнодушным к церкви, но остановился у кладбища, чтобы узнать, кого хоронят с таким почтением. Ему рассказали про открытие Мафусаила и свели в подземную церковь. Купец до того был растроган, что принял на свой счет все расходы на ее возобновление и сделался с тех пор одним из усердных ревнителей монастыря.


Успенский собор Святогорской Успенской Лавры. Фото Uk-Kamelot.

Всенощную мы отстояли в большом Успенском соборе, огромном, совсем еще новом пятиглавом храме с высокими сводами, с богатым золоченым иконостасом в четыре яруса


Древности

Утром, до обедни, мы пошли побродить по горным лесам монастыря, примыкающим вплотную к парку графа Рибопьера и его живописной усадьбе. Старые дубы и липы еще не обронили осеннего убора, а густые шары омелы, насевшие целыми семьями на широкие кроны лип, своим свежим зеленым цветом придавали им совершенно летний вид.

В графском парке мы наткнулись на могилы убитых черкесов, о которых рассказывал лодочник. Мусульмане и христианин покоились рядом (как рядом и погибли), под насыпями, обнесенными решеткой.

На вершине горы, в сотне сажен от опушки леса, расположился монастырский хутор, где ютится все экономическое хозяйство монастыря; с четверть версты дальше – монастырское гумно, заставленное скирдами хлеба, стогами сена. Летом на молотьбе работает до шестидесяти монахов, не считая наемных рабочих. Монахи возят снопы, подают в молотильную машину, косят. На другом хуторе монастыря, на монастырской мельнице в Маяках, тоже хозяйничают и работают монахи.

На хуторе не только хозяйство. Там еще монастырская больница и при ней церковь. Затворник Иоанн скончался в этой больнице и похоронен около нее. Над могилой его целые дни почти без перерыва служатся панихиды богомольцами, и память о его отшельнических подвигах, несомненно, стала теперь одним из главных побуждений народного паломничества в Святые Горы.

Осмотрев верхние окрестности монастыря, мы, заслышав благовест к поздней обедне, спускались по ступенькам крутой тропы, сбегающей через лесную пропасть в нижний монастырь. Нагнали тихо плетущегося в церковь старика-монаха; заговорили с ним о древних монастырских преданиях, об иноках-подвижниках…

– Нет, у нас какие же древности… У нас, слава Богу, все заново теперь отстроено, – оправдывался старик, считая некоторой виной со стороны монастыря сохранение его в древнем виде. – Видели, небось, Успенский собор? Расписан-то как!

Ничего, кроме всем известных преданий (тоже ему ведомых не совсем ясно), смиренный инок не знал и с очевидной неохотой касался этой, малоинтересной ему, области.

А когда я спросил его, есть ли теперь в монастыре затворники и схимники, он ответил, безнадежно махнув рукой:

– Ну вот, какие же нонче подвижники! Эти дела в старину бывали, триста-четыреста лет тому назад… Теперь кто на это пойдет? Кого заставишь? Совсем не те мысли у людей пошли…

Мы сели отдохнуть в тени деревьев над обрывом, у подножия которого высились золотые главы и белые здания монастыря. Оттуда открывалась восхитительная панорама Донца и его лесистых окрестностей.

Невольно мечта перенеслась в воспоминания глубокой старины, когда еще на этих берегах не слышно было русской речи, и какие-нибудь степняки-хазары строили свои вежи и разбивали кочевья. Можно предположить, что еще в IX веке христианство уже угнездилось на этих меловых утесах, в этих недоступных пещерах, потому что Кирилл и Мефодий, просветители славян, принесли Евангельское учение и в Хазарское царство, обнимавшее тогда собой берега Донца и Дона. А может быть, гораздо раньше христианства эти пещеры были приютом какого-нибудь степного народа – сарматов или скифов. И христианский крест, как это чаще всего бывало, осенил собой упраздненное языческое капище, которое передало Святым Горам в историческое наследство свое старое имя.


К. П. Брюллов. Портрет графа Александра Ивановича Рибопьера. 1829.

Мы пошли побродить по горным лесам монастыря, примыкающим вплотную к парку графа Рибопьера и его живописной усадьбе


Во всяком случае, несомненно, что христианские иноки разыскали этот живописный уголок и угнездились в его безопасных природных твердынях, укрытых лесами и поднятых высоко к небу, в самую раннюю пору русской истории. И киевские монахи, бежавшие от Батыя, вероятно, уже знали о существовании здесь пещер и христианских отшельников.

«Если здесь не уметь, то где же молиться? Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!» – выразился о Святогорье архиепископ Филарет.

С XVI столетия Святые Горы начинают упоминаться в летописях и государственных актах как одно из важных сторожевых укреплений. Недаром по старой описи монастыря поминаются в нем три медных и одна чугунная пушка. Вследствие близости Святых Гор к крымским улусам сюда исстари направлялись «утеклецы» из татарского полона, чтобы, отдохнув среди своих, двинуться дальше в глубь родной земли.

«Из Рыльска прибыл станичник толмач Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам», – записано под 1547 годом в Львовской летописи.

В расписаниях донецких сторож 1571 года говорится: «Пятая сторожа Святогорская, от Изюмской стороны полднища, а сторожам на ней стояти из тех же городов[2] шести человекам, из города по три человека, а беречи им по Донцу до Савинского перевоза и налево вниз по Донцу до устья Оскола днища полтора… Стояти сторожам на Святогорской стороже на сей стороне против Святых Гор… Стояти им укрываясь в луке против Святых Гор и по иным местам».

В XVII столетии Святые Горы делаются своего рода дозорным местом, из которого наши порубежные караулы наблюдали за движением беспокойных крымских хищников и своевольных черкас, нападавших одинаково и на татар, и на русских.

В старинном документе читаем: «26 апреля 1654 года прибежал в Валуйки из Святогорского монастыря станичный атаман Наум с товарищи и сказал: сказывал им в монастыре игумен Феофан, приходили в Святогорский монастырь с Дону донские казаки молиться и сказывали, послана-де с Дону станица Москве с вестями на Святой неделе, что крымский царь подымается на государевы города».

В 1679 году татары ограбили и разорили Святогорский монастырь и увели в полон архимандрита Иоиля с братией, продержав их у себя более двух лет.

Двенадцать лет спустя из подвластного монастырю городка Маяки, или Маяцкий (его мы проехали по дороге в город Славянск; сейчас это слобода Маяки, верстах в семи от монастыря; там мы видели большую монастырскую мельницу, крупорушку и сукновальню) монастырский приказный доносил чугуевскому воеводе: «Алексей Федорович Залесский, идя в Маяцкий и пройдя Царево-Борисов и Донецкий колодезь выше Святых Гор, видел на старом перевозе, что перешли воинские люди Донец с крымской стороны на ногайскую; и видел он, Алексей, тех людей въявь, по смете[3] тех людей со сто пятьдесят, и те воинские люди против старого перевоза взяли в полон святогорского наместника, черного попа Паисия. И я, господин, собрав маяцких людей и черкас, за теми воинскими людьми в погоню посылал до старого перевоза, и маячане за теми воинскими людьми ходили до старого перевоза, и воинских людей не видали, а видали только сакму[4] и по той сакме ходили за речку за Нетриус до урочища Лимана, пошла сакма до реки Жеребца, и воинских людей не догнали».


Святогорский Успенский монастырь. Фото Wadco2.

С XVI столетия Святые Горы начинают упоминаться в летописях и государственных актах как одно из важных сторожевых укреплений


Через три недели татары опять появились у Святогорья. «Ноября 2-го пришел в Маяцкий Семен Козинкин и сказал: возил он дрова к реке Донцу маячнику Якову Чулкову выше Святых Гор и старого перевоза, из Теплинского лесу, и видел три сакмы воинских людей, и те три сакмы пошли к старому перевозу».

Даже до половины XVIII столетия монастырь продолжал страдать от набегов и грабительства крымчаков. И еще в 1737 году хозяйство монастыря было совершенно разграблено татарскими шайками.


Вид на Северский Донец в Харьковской области между Эсхаром и Змиевым возле села Мохнач. Фото Ace^eVg.

Мы сели отдохнуть в тени деревьев над обрывом, у подножия которого высились золотые главы и белые здания монастыря. Оттуда открывалась восхитительная панорама Донца и его лесистых окрестностей


Наши великие князья и цари ценили важное порубежное значение Святогорской обители, именовавшейся при царе Михаиле «Монастырь за чертой», наделяли его землями и доходами и постоянно заботились о его защите от врагов и об охране его имущественных прав.

Царь Михаил Федорович в грамоте 1644 года предписывал чугуевскому воеводе: «И ты б сослался в Белгород с Никитою Бабарыкиным, велел быти в Святогорском монастыре чугуевским служилым людям 3 человека с белгородскими служилыми людьми вместе, и отпускал бы в Святогорский монастырь на байдарах со всякими запасами и велел быти в Святогорском монастыре непременно по 3 месяца… да чугуевцам приказал бы, чтобы они в Святогорском монастыре были с большим береженьем, чтоб над ними татары и воры черкасы безвестно, украдом и обманом какого дурна не сделали… А будет, придут в Святогорский монастырь из Крыма, или от Ногай, или из Царьграда, или из иных земель полоненники, русские люди или иноземцы: и они б полоненных про татарский приход и про всякие вести расспрашивали; а за которыми полоненниками будут вести большие – и они с большими вестями присылали б товарищей своих в наши польские[5] города, которые к Святогорскому монастырю податны».

А в 1672 году приказывалось чугуевскому воеводе: «И ты б, по указу великого государя, для Святогорского монастыря, что на Северном Донце, игумену Корнилию с братией для бережения от прихода неприятельских людей велел дать в Чугуев полпуда пороху ручного, свинцу…»

Когда же у монастыря завелись споры об угодьях с соседними городами и владельцами земель, царь Федор Алексеевич сделал в 1679 году такое распоряжение белгородскому воеводе Пашкову: «Как к вам сия наша, великого государя, грамота придет, и вы б из Белгорода в Царев-Борисов, и в Маяцкий, и в Соленый[6] городы и в Святогорский монастырь послали дворянина добре… и с ним подьячего добре; и велели б им в тех городах, которые к монастырю близки, взяти с собою сторонних людей добрых и старожильцев, которые тамошние места знают. И с теми сторонними людьми и старожильцами и с царев-борисовскими, и маяцкими, и Соленого города людьми лучшими, против челобития архимандрита Иоиля с братиею монастырские их земли и всякие угодья по… выписи и по межам, и по граням досмотреть те земли и леса, и рыбные ловли, которые по даче боярина и воеводы князя Бориса Александровича Репнина со товарищи за тем монастырем написаны… и те земли по той даче и по межевым книгам со всеми угодьями отдать тому монастырю… А около того монастыря в ближних местах лесных угодий пустошить и в Северском Донце рыбу ловить тех городов жителем не велеть, чтоб того монастыря архимандриту с братиею было чем впредь питаться и розно не разойтись…»

Таково было в течение многих веков русской истории великое государственное значение Святогорского монастыря. Его горные твердыни, защищенные, с одной стороны, пучинами реки, с другой – глухими лесами, были своего рода конечным острием железного клинка, который вбит был русской государственной силой в глубину степей, под самое сердце Крымского ханства. Этой же цели служила цепь укрепленных городков, острожков, валов и сторожей, устроенных вдоль берегов Донца, – реки степей. Святогорский монастырь, охваченный, как пустынный остров – водами океана, безлюдными степями, по которым кочевали и разбойничали хищные орды азиатов, являлся с зари русской истории очагом христианства и православия, к которому, словно к духовному сердцу, невольно притягивались рассеянные по берегам степных рек оазисы русской народности. Это были первые аванпосты надвигавшейся русской силы – казаки, звероловы, пасечники, промышлявшие на свой страх в диких дебрях лесов; караулы и сторожи, высылаемые государством в глубь Дикого поля. А были еще полоняники, постоянно и во множестве бегавшие по следам князя Игоря из улусов грабителей вдоль спасительного потока Донца, ведущего прямо на Русь…

Святогорский монастырь был их общим прибежищем и как боевая твердыня, и как родной дом, где они были накормлены, напоены и одарены незаменимым душевным утешением.


Святогорская Лавра, река Северский Донец. Фото Vizu.

Это тот самый, старый, многоводный Донец, каким он был века назад на пространстве сотен верст своего течения, каким его видел еще князь Игорь, когда бежал из половецкого полона, скрываясь в дремучих чащах берегов


Эта обитель играла в истории степной Руси почти ту же роль, какую Сергиево-Троицкая Лавра или Соловецкий монастырь играли в истории Северной Руси.


Святогорская Успенская Лавра. Фото Sgiaz.

«Если здесь не уметь, то где же молиться? Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!» – выразился о Святогорье архиепископ Филарет


И нельзя не изумляться поразительному убожеству русского исторического чувства у тех наших деятелей, которые без колебания и раздумья, с легким сердцем решились на упразднение этой древней твердыни русской народности, забыв родные летописи… Эти современники и питомцы французских энциклопедистов готовы были обратить в парк избалованного князя, в какой-нибудь «Монплезир» во вкусе модной тогда госпожи Помпадур, пустынные леса и утесы, еще полные памяти суровых монашеских подвигов и кровавых сеч наших доблестных предков с басурманами.

Но сердце народа, с влеченьями которого так мало церемонились в тот век благонамереннейшей и либеральнейшей философии, отстояло с обычным мужицким упорством любимую историческую святыню и не дало погаснуть преданиям и обычаям иноческой жизни в старинном гнезде православия. Толпы богомольцев не переставали тянуться через окрестные леса из ближних и дальних мест поклониться чудотворному образу, побродить по пещерам древних святых трудников и получить благословение от какого-нибудь неведомого отшельника.

Вот как архимандрит рассказывал об этом Андрею Николаевичу Муравьеву, водя его по обрывам меловых скал: «Тут обитал даже при нас тайный отшельник, и мы около полугода о том не знали, удивлялись только, что устье этой пещеры было черно и видали иногда как бы струю дыма, из него исходившую; однажды подстерегли человека, который вдруг скрылся с этой площадки, на которой мы стоим… Я сам пришел сюда и стал умолять неведомого раба Божия выйти из его вертепа[7], дабы не навлечь неприятности на только что зарождавшийся монастырь, если в нем будут скрываться неизвестные люди. Долго не было отзыва на мои увещания, так что я принужден был прибегнуть к угрозам, уверяя, что, несмотря на опасность, найду средство подмоститься к его скале. К общему изумлению, внезапно явился из устья пещеры сухой, изможденный человек еще не преклонных лет, в одной сорочице. Легко перепрыгнул он через пропасть из своей пещеры на острие противолежащего утеса, взлез на наш выступ и, молча поклонившись нам, удалился. Мы не любопытствовали спросить: «Ты кто?» Да он бы и не дал нам ответа. И с тех пор, вот уже шесть лет, никто его не видал!»

Закончим и мы свой очерк этим характерным рассказом, который убеждает лучше всяких рассуждений, что древние русские святыни черпали свою нравственную силу, свое историческое значение не в правительственных распоряжениях и не в средствах казны, а в глубинах духа народного, в том неистребимом религиозном чувстве, которое гнало в дремучие леса добровольных подвижников, которое помогало их одиноким силам истачивать пещерами и переходами каменные утробы скалы и одушевляло их на многолетние тяжкие подвиги отшельничества.

Народ сохранил в сердце свою древнюю Святогорскую пустынь, несмотря на упразднявшие ее существование указы канцелярий. И эта народная святыня любовью народа ожила и продолжает жить, восторжествовав над историческим невежеством людей, чуждых народному духу, – всеми теперь признанная и всеми чтимая.