Введение
Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья конца XX в. в России является проблема интегрированного / инклюзивного обучения. Сложившаяся у нас система дифференцированного подхода к обучению лиц с нарушениями слуха решала ее исключительно средствами специального образования.
В 90-е годы (а в Западной Европе в 70-е) под влиянием ли берально-демократических преобразований происходит переосмысление сложившейся практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и на смену прежней парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» – «неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое сообщество», т. е. парадигма интеграции / инклюзии.
Специалисты в области сурдопедагогики, как и дефектологии в целом, в своих исследованиях опираются на труды Л. С. Выготского, имея в виду прежде всего его учение о сложной структуре дефекта, понимание вторичных нарушений как «социального вывиха». Ученые единодушны в выводе – необходимо максимально использовать ранние, наиболее благоприятные (сензитивные) периоды для становления высших психических функций ребенка. С этой целью разрабатываются методики возможно раннего (в первые месяцы жизни) выявления нарушений слуховой функции и соответственно раннего бинаурального слухопротезирования, а в случае необходимости кохлеарной имплантации. В связи с этим возникает вопрос не о коррекции нарушений, не о реабилитации, а об абилитации ребенка с ограниченными сенсорными возможностями, в частности, это прямо относится к слабослышащему ребенку. Вполне возможно, что такой ребенок может интегрироваться в социальную и общеобразовательную среду раньше и с лучшими возможностями, чем это происходило в прежние годы.
Действующие на сегодня программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам. И действительно, в решении проблемы интеграции ведущее значение имеет именно дошкольный возраст как сензитивный период для развития различного рода практических, умственных способностей, выработки нравственно-волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом.
Вместе с тем вполне очевидно, что далеко не все дети с нарушением слуха могут успешно интегрироваться в массовую школу. Для этого необходимо соблюдать ряд условий. Кроме раннего выявления нарушения слуха, раннего бинаурального слухопротезирования следует обратить внимание на раннюю слухоречевую подготовку в соответствии с закономерностями становления слухо-речевой функции у нормально слышащих детей, в частности, своевременный перевод младенца со стадии гуления на стадию лепета. В ранний и дошкольный возраст необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми. Необходимо, чтобы родители активно участвовали в совместной с дефектологом деятельности по воспитанию и обучению своего ребенка, а это требует создания сети консультационно-диагностических центров, которые оказывали бы образовательные и иные услуги населению на постояннодействующей основе.
Сложившаяся в нашей стране система обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста, решая задачи амплификации (обогащения) детского развития и коррекции нарушений в речевой, познавательной сфере, уделяет внимание и подготовке детей к обучению в школе.
Данная работа показывает состояние и возможные пути повышения эффективности подготовки к школьному обучению слабослышащих детей. При этом мы подчеркиваем важность обеспечения такого исходного уровня готовности к школе, который гарантировал бы каждому ребенку с нарушениями слуха успешное обучение в рамках той образовательной модели (инклюзивное или интегрированное обучение, полное или частичное, специальное образование), которая в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.
Готовность детей к школьному обучению можно рассматривать как одно из важных и необходимых условий дальнейшего успешного развития личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме.
Что можно предположить?
1. К концу дошкольного возраста далеко не все слабослышащие дети (равно как и нормально слышащие) в достаточной степени подготовлены к обучению в школе.
2. Дети представляют собой довольно разнородную (полиморфную) группу с выраженными различиями речевого и психического развития.
3. В условиях своевременного включения слабослышащих детей в систему коррекционно-педагогического воздействия обеспечивается более высокий уровень их готовности к обучению в школе.
4. Изучение готовности с помощью соответствующих диагностических методик позволит взрослым, отвечающим за маленьких детей, грамотно определить пути и средства коррекционно-образовательной работы с каждым ребенком по подготовке к школе с учетом зон его актуального и ближайшего развития.
5. Целенаправленная и ранняя работа по профилактике возможных нарушений развития позволит оптимизировать процесс подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.