Вы здесь

Готовимся к экзамену в ГИБДД. Комплексное руководство. Глава 3. Первые водительские навыки (А. А. Гладкий, 2010)

Глава 3

Первые водительские навыки

После того как вы изучили необходимый теоретический материал, можно приступать к практическим занятиям. Напомним, что для этого вам потребуется помощь опытного инструктора – хотя бы потому, что самостоятельно управлять механическим транспортным средством вы пока еще не имеете права.

В этой главе мы расскажем о том, с чего следует начинать свое знакомство с автомобилем.

Посадка в автомобиль и регулировка водительского места

Прежде чем завести двигатель и поехать, необходимо как минимум сесть в автомобиль и поудобнее устроиться в водительском кресле. О том, как это правильно делать, мы и поговорим в данном разделе.

Помни об этом

Учтите, что нередко свои первые штрафные баллы на экзамене в ГИБДД человек получает уже на этапе посадки в автомобиль.

Помните, что садиться в автомобиль нужно не головой и не спиной вперед, как это зачастую приходится видеть у новичков, а следующим образом: открывается дверь, затем правая нога выставляется вперед и направляется в район педали газа, и одновременно с этим нужно садиться на сиденье.

После этого необходимо отрегулировать водительское место так, чтобы чувствовать себя за рулем автомобиля наиболее комфортно. Учтите, что это очень важный момент, которым часто пренебрегают новички. Если место водителя должным образом не отрегулировать – вы не сможете нормально управлять транспортным средством: уже через короткое время заболит спина, шея, возникнет сильная усталость. Стоит ли говорить, насколько негативно эти факторы сказываются на безопасности дорожного движения!

Вначале установите водительское кресло на оптимальном удалении от органов управления, а также отрегулируйте спинку сиденья с помощью специальной рукоятки (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Рукоятка регулировки спинки сиденья


В общем случае водитель должен сидеть за рулем так, чтобы его ноги были немного согнуты в коленях, а руки – в локтях. В некоторых современных автомобилях можно отрегулировать нижнюю подушку сиденья по высоте, что также очень удобно.

Если водитель находится слишком близко к рулевому колесу, то его руки будут сильно согнуты в локтях, а ноги – в коленях, поэтому ему будет неудобно работать с рычагом коробки переключения и другими органами управления. Если же он сидит слишком далеко – ему придется постоянно подтягиваться руками, что, во-первых – неудобно, во-вторых – отвлекает от управления автомобилем, а значит – отрицательно сказывается на безопасности движения, а в-третьих – сильно утомляет.

Как показывают результаты многочисленных исследований, немалая часть дорожно-транспортных происшествий случалась именно по причине того, что водитель не позаботился о регулировке водительского места, вследствие чего испытывал сильный дискомфорт во время управления автомобилем.

Знакомство с органами управления автомобилем

Все органы управления автомобилем делятся на два вида: основные органы управления и дополнительные органы управления. Далее мы подробно познакомимся с каждым органом управления.

Основные органы управления

Основными органами управления являются: рулевое колесо, педаль акселератора (газа), педаль сцепления, педаль тормоза, рычаг коробки переключения передач, а также рычаг стояночного тормоза (попросту говоря, «ручник»).

Примечание

У автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач, педаль сцепления отсутствует, а рычаг коробки переключения передач называется «рычаг селектора».

Рулевое колесо (рис. 3.2) – орган управления, с помощью которого водитель придает автомобилю требуемое направление движения. Каждый поворот руля соответствующим образом передается на передние колеса автомобиля. Отметим, что рулевое управление – довольно сложный механизм, и руль является единственным видимым со стороны его элементом.


Рис. 3.2. Рулевое колесо автомобиля


На рулевом колесе любого автомобиля имеется кнопка или клавиша звукового сигнала. Напомним, что в соответствии с действующими Правилами дорожного движения, подача звукового сигнала в населенных пунктах разрешается только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Однако в современных автомобилях на рулевом колесе может находиться еще целый ряд тумблеров, переключателей и т. п. Это позволяет водителю, не убирая рук с рулевого колеса, регулировать работу кондиционера, переключать режимы работы автомагнитолы, приводить в действие люк на крыше или поправлять положение электрозеркал заднего вида и т. п.

Чтобы лучше уяснить правильное положение рук на рулевом колесе, представьте себе обычный циферблат, визуально определите на нем места, соответствующие цифрам 10 и 2, и левую руку положите на «цифру» 10, а правую – на «цифру» 2. В таком положении руки водителя будут иметь максимальную свободу управления, почти не будут уставать и к тому же всегда готовы к немедленному воздействию на рулевое колесо с целью выполнения того или иного маневра.

Важно

С первых занятий выработайте у себя привычку держать рулевое колесо только двумя руками. Помните, что снимать руку с рулевого колеса допускается только тогда, когда это действительно необходимо: например, для переключения передач или для работы с дополнительными органами управления. Нередко можно увидеть, как некоторые водители пренебрежительно управляют машиной одной рукой, вторую положив на окно. Учтите, что даже небольшой ямки на дороге может оказаться вполне достаточно для того, чтобы руль резко дернулся: в этом случае одной рукой его, скорее всего, вы не удержите, и автомобиль потеряет управление.

Педаль акселератора (более известная в народе под названием «педаль газа») предназначена для регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя и находится справа. Поэтому работа с данной педалью осуществляется исключительно правой ногой. Чем сильнее водитель нажимает на педаль акселератора – тем больше топлива поступает в цилиндры двигателя, следовательно – тем больше оборотов он развивает. Попросту говоря, если нужно увеличить скорость – сильнее нажмите на газ, надо замедлить движение – ослабьте давление на педаль газа.

Педаль тормоза, которая расположена посередине (а у автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач, – слева), предназначена для снижения скорости движения транспортного средства и для его полной остановки. Другими словами, с помощью педали тормоза водитель приводит в действие рабочую тормозную систему автомобиля.

Примечание

У любого автомобиля имеется две тормозные системы: рабочая и стояночная. Рабочая тормозная система используется во время движения автомобиля, и для приведения ее в действие предназначена педаль тормоза. Что касается стояночной тормозной системы, то она используется для того, чтобы обеспечить неподвижное состояние транспортного средства во время остановки или стоянки. Для приведения в действия стояночной тормозной системы предназначен специальный рычаг, о котором мы поговорим чуть позже.

Работать педалью тормоза также нужно только правой ногой. Помните, что при исправной тормозной системе педаль тормоза никогда не должна выжиматься до упора. Если же вы заметили, что педаль тормоза стала слишком «мягкой» (в нормальном состоянии она должна быть упругой) или вообще «проваливается», упираясь в пол – нужно немедленно найти и устранить причину неисправности.

Помни об этом

Не забывайте, что эксплуатация и дальнейшее движение автомобиля с неисправной рабочей тормозной системой категорически запрещается.

Педаль сцепления предназначена для кратковременного отключения двигателя от ведущих колес автомобиля. Она находится слева, и работать с ней можно только левой ногой. Когда педаль сцепления отпущена при включенной любой передаче – автомобиль движется, поскольку двигатель передает крутящий момент на ведущие колеса и тем самым заставляет их вращаться, благодаря чему и едет автомобиль. Если же педаль сцепления нажать до упора – то происходит отключение двигателя от трансмиссии. Именно в этот момент и нужно переключать передачи. Отметим, что именно при работе с педалью сцепления все без исключения новички поначалу испытывают наибольшие затруднения. Однако при должном подходе к делу все начинает получаться уже после нескольких тренировок.

Рычаг коробки переключения передач находится в подавляющем большинстве случаев справа от водителя и чуть спереди (рис. 3.3). Есть, правда, автомобили, у которых он находится на рулевой колонке (самый характерный пример – старая добрая «Волга ГАЗ-21») либо где-то в районе автомагнитолы (например, некоторые микроавтобусы фирмы «Мерседес») – но это пока редкость.

Работа с рычагом переключения передач осуществляется правой рукой. При этом каждое положение рычага соответствует определенной передаче. Как правило, первые четыре передачи включаются одинаково у автомобилей разных марок и производителей, а вот пятая и задняя могут включаться по-разному. Но в любом случае у каждого современного автомобиля на рычаге переключения передач будет присутствовать соответствующая схема.


Рис. 3.3. Рычаг коробки переключения передач


Наибольший свободный ход рычаг переключения передач имеет при нейтральном положении. В этом случае двигатель автомобиля отключен от его ведущих колес – так же, как и при полностью выжатой педали сцепления.

Важно

Помните, что педаль сцепления можно использовать только для кратковременного отключения мотора от трансмиссии, а именно – при переключении передач. Чтобы отключить двигатель от ведущих колес на более длительный срок (например, при движении накатом), переходите на нейтральную передачу. Если вы будете надолго выжимать педаль сцепления при работающем двигателе и включенной передаче – можете быстро вывести из строя механизм сцепления.

Рычаг стояночного тормоза также находится справа от водителя, между водительским и пассажирским сиденьем (рис. 3.4).

Как мы уже отмечали ранее, он предназначен для приведения в действие стояночной тормозной системы автомобиля. Когда вы поднимаете «ручник», тормозные колодки задних колес прижимаются к тормозным дискам или барабанам (в зависимости от конструкции конкретного автомобиля). Чтобы снять автомобиль с «ручника», нужно нажать расположенную на нем кнопку и опустить его вниз до упора. Отметим, что в некоторых случаях для этого необходимо немного приподнять «ручник» – только после этого кнопка поддается нажатию.


Рис. 3.4. Рычаг стояночного тормоза

Совет

В морозную погоду пользоваться рычагом стояночной тормозной системы следует осторожно. Если вы оставляете автомобиль на длительную стоянку (например, на ночь) – лучше поставьте его «на передачу». Дело в том, что в сильный мороз тормозные колодки могут примерзнуть к тормозным дискам (барабанам), и вы не сможете снять автомобиль с «ручника».

При поднятии «ручника» всегда доносятся характерные щелчки. Помните, что при нормально отрегулированной стояночной тормозной системе должно раздаваться не более 3-4 щелчков.

Дополнительные органы управления

Дополнительные органы управления не оказывают влияния на скорость и направление движения автомобиля, однако также играют большую роль в управлении транспортным средством. К ним относятся: переключатель указателей поворотов, выключатель габаритных огней, переключатель света фар, замок зажигания, включатель аварийной световой сигнализации, включатели стеклоочистителя и стеклоомывателя.

Дополнительные органы управления автомобилем имеют одну важную характерную особенность: в разных машинах они могут находиться в разных местах. Например, в одном автомобиле переключатель света фар находится на рулевой колонке, а в другом – на панели приборов и т. п. Поэтому первое, что нужно сделать после того, как вы купили машину или собрались сесть за руль автомобиля, на котором еще не ездили, – это запомнить расположение дополнительных органов управления.

В соответствии с действующими Правилами дорожного движения, перед любым изменением направления движения, а также при трогании с места водитель обязан подать сигнал об этом другим участникам движения, включив соответствующий указатель поворота. Для этого в автомобиле специально предназначен рычаг переключения указателей поворота, который расположен, как правило, на рулевой колонке. Отметим, что возврат этого рычага в исходное положение происходит автоматически (исключением являются случаи, когда рулевое колесо при выполнении маневра было повернуто незначительно – например, при некоторых перестроениях).

При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также в некоторых других случаях водители должны включать габаритные огни. Для этого в автомобиле предназначен специальный переключатель, который в большинстве современных машин также находится на рулевой колонке.

Для включения ближнего или дальнего света фар также имеется переключатель, причем часто он представляет собой единое целое с переключателем габаритных огней и поворотов (хотя и не всегда). Обычно это выглядит так: на рычаге переключателя поворотов имеется тумблер, с помощью которого включаются габаритные огни и ближний свет фар (рис. 3.5). Чтобы включить дальний свет фар, нужно сам рычаг перевести в соответствующее положение.


Рис. 3.5. Рычаг переключения указателей поворотов совмещен с переключателем света фар


Замок зажигания (рис. 3.6) – важнейший дополнительный элемент управления, предназначенный для включения и выключения зажигания, а также для пуска двигателя.


Рис. 3.6. Замок зажигания


В современных автомобилях замок зажигания имеет несколько положений:

♦ положение, соответствующее выключенному зажиганию;

♦ положение, при котором приводится в действие некоторое электрооборудование автомобиля (зажигание при этом остается выключенным);

♦ положение, соответствующее включенному зажиганию (другими словами, рабочее положение замка зажигания);

♦ положение запуска двигателя (используется только для того, чтобы завести мотор).

Отметим, что в некоторых современных автомобилях (например, «Рено») запуск и выключение двигателя осуществляется с помощью обыкновенной кнопки. Перед этим необходимо лишь вставить ключ в соответствующее гнездо, причем этот ключ по виду напоминает обыкновенную банковскую пластиковую карту.

Чтобы завести двигатель, переведите замок зажигания в положение «Пуск» или «Start» (в разных автомобилях оно может называться по-разному, но суть от этого не меняется). Как только автомобиль завелся – сразу отпустите ключ зажигания, чтобы замок автоматически вернулся в исходное положение. Помните, что если вы этого не сделаете – можете быстро вывести из строя стартер. Дело в том, что при запуске мотора приводная шестерня стартера входит в зацепление с маховиком двигателя и проворачивает его вместе с коленчатым валом. Как только двигатель заработал, водитель отпускает ключ зажигания – и приводная шестерня автоматически возвращается на свое место. Если же принудительно удерживать ключ в положении «Пуск» («Start»), то приводная шестерня не выйдет из зацепления с маховиком. А поскольку маховик – это довольно массивная деталь, то он может просто «перемолоть» небольшую шестерню или «сточить» с нее зубья. Кроме этого, может выйти из строя бендикс или тяговое реле стартера. В любом случае подобная беспечность может привести к сложному и дорогостоящему ремонту стартера или даже потребовать его замены.

Все современные автомобили в обязательном порядке оснащены аварийной световой сигнализацией. Если на дороге что-то случилось и автомобиль не может продолжать движение, либо при возникновении нештатной ситуации (когда, например, машина едет, но слишком медленно и т. п.), либо при буксировке транспортных средств водитель должен включать «аварийку». Для этого в машине предназначена специальная кнопка, которая находится либо на панели приборов, либо на рулевой колонке, либо где-то в районе автомагнитолы.

Также важными дополнительными элементами управления являются включатели стеклоочистителя и стеклоомывателя. В современных автомобилях они находятся, как правило, на рулевой колонке.

Помните, что в соответствии с Основными положениями о допуске транспортных средств к эксплуатации (этот документ является приложением к Правилам дорожного движения), запрещается эксплуатация транспортных средств, у которых неисправны дополнительные органы управления.

Контрольно-измерительные приборы автомобиля

Каждый автомобиль в обязательном порядке оснащен контрольно-измерительными приборами. Как минимум, таковыми являются: спидометр, тахометр, датчик температуры и датчик уровня топлива (рис. 3.7). Кроме этого, на панели приборов имеется несколько световых индикаторов (давления масла, зарядки аккумулятора, света фар, указателя поворотов и др.). Отметим, что в современных автомобилях набор контрольно-измерительных приборов и световых индикаторов может быть шире: например, во многих машинах имеются бортовые компьютеры, датчик износа тормозных колодок и т. п.


Рис. 3.7. Контрольно-измерительные приборы на приборной панели


Спидометр – это прибор, который показывает скорость движения автомобиля. Тахометр предназначен для отображения скорости вращения коленчатого вала. Датчик температуры показывает текущую температуру охлаждающей жидкости (если стрелка перешла в красный сектор, двигатель необходимо срочно выключить), а датчик уровня топлива – количество топлива в баке автомобиля.

В процессе управления автомобилем водитель должен контролировать показания контрольно-измерительных приборов и, в случае необходимости, – соответствующим образом реагировать.

Отработка элементов управления при неработающем двигателе

После того как вы ознакомились с основными и дополнительными органами управления автомобилем, можно приступать к выполнению основных упражнений. Отметим, что свои первые водительские навыки нужно получать при выключенном двигателе: вы должны вначале довести до автоматизма все свои действия (работа педалями, рулевым колесом, рычагом коробки переключения передач, манипулирование дополнительными органами управления и т. п.), и только после этого можно будет заводить мотор.

Отметим, что при этом вы наверняка испытаете некоторый дискомфорт: ведь все современные автомобили оснащены гидравлическим усилителем рулевого управления, а также вакуумным усилителем тормозов, а эти устройства функционируют только при работающем моторе. Другими словами, руль будет поворачиваться с трудом, а на педаль тормоза придется нажимать с заметным усилием.

После того как вы сели в автомобиль, убедитесь в том, что чувствуете себя свободно и комфортно и имеете хороший обзор спереди, по бокам и сзади автомобиля. Руки должны удобно лежать на рулевом колесе, а ноги свободно доставать до педалей.

Вначале отработайте движения левой ноги, с помощью которой, напомним, вы будете работать с педалью сцепления. Полностью выжмите педаль сцепления, после этого быстро, но не резко отпустите ее примерно на одну треть. После этого дайте педали сцепления вернуться в исходное состояние, придерживая ее ногой так, чтобы это возвращение было плавным и чуть более медленным, чем в первой трети.

Это упражнение необходимо повторить несколько раз – до тех пор, пока не привыкнете к упругости педали и не отработаете движения до автоматизма.

После этого можете приступать к тренировке правой ноги. Отметим, что это будет немного сложнее. В первую очередь помните, что при выключенном двигателе нажимать педаль акселератора не рекомендуется: поскольку мотор не работает, в него будет поступать топливо, которое не будет сгорать. В конечном итоге вы просто «зальете» свечи, и запуск двигателя после этого будет затруднен или вообще невозможен (иногда в подобных ситуациях водитель вынужден сидеть и ждать, пока в цилиндрах не просохнут свечи).

Поэтому в процессе тренировки держите правую ногу над педалью акселератора, лишь немного касаясь ее. Несколько раз быстро переносите ногу с педали газа на педаль тормоза, при этом силу нажатия на тормоз каждый раз меняйте. Эти движения также необходимо отработать до автоматизма.

Помни об этом

Иногда неопытные водители во время движения путают педали тормоза и акселератора. Стоит ли говорить, какими катастрофическими последствиями чревата подобная невнимательность! Получается, что вместо экстренного торможения автомобиль разгоняется или наоборот: там, где нужно набрать скорость – вдруг резко тормозит. Подобные действия могут являться полнейшей неожиданностью для других участников дорожного движения.

После того как вы освоили работу с педалями и четко запомнили их месторасположение – можно тренироваться переключать передачи. Полностью выжмите печаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в положение, соответствующее первой передаче. После этого, не отпуская сцепление, включите вторую передачу, затем – третью и т. д. Не забудьте потренироваться включать передачу заднего хода. Когда вы более-менее освоитесь с рычагом переключения передач – повторите эти же упражнения, но каждый раз отпуская педаль сцепления, примерно по такому алгоритму: выжал сцепление – включил первую передачу – отпустил сцепление – выжал сцепление – включил вторую передачу – отпустил сцепление и т. д. Конечно, при выполнении данного упражнения неплохо было бы потренироваться одновременно нажимать на педаль газа после каждого включения передачи (как это, собственно, и происходит во время движения), но, как мы уже отмечали ранее, при этом можно «залить» топливом свечи.

Все без исключения новички при выполнении упражнений с выключенным двигателем поначалу смотрят, куда именно нажимать, за что дергать и т. п. Ваша задача – отработать все необходимые действия и движения до полного автоматизма, чтобы выбирать элементы управления, а также придавать им нужное положение вы могли автоматически, глядя исключительно на дорогу.

Запуск двигателя

Итак, после того как вы достаточно потренировались на автомобиле с выключенным двигателем, можно заводить мотор и попробовать трогаться с места.

Запуск двигателя – исключительно ответственный момент, которому многие новички уделяют несправедливо мало внимания. Подобная беспечность может обернуться серьезными неприятностями – начиная от поломки автомобиля и заканчивая серьезным дорожно-транспортным происшествием.

Прежде чем заводить автомобиль, водитель должен убедиться в том, что он зафиксирован стояночной тормозной системой (попросту говоря, у него затянут «ручник»). Затем нужно нажать до упора педаль сцепления и перевести рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение либо убедиться в том, что он находится в таком положении.

Важно

Нахождение рычага переключения передач в нейтральном положении – важнейшее и необходимое условие, без соблюдения которого запускать двигатель категорически запрещается. Учтите, что если вы попытаетесь завести мотор, стоя «на передаче» – автомобиль сильно дернется вперед, как только стартер провернет маховик. Если в непосредственной близости перед машиной в это время будет какое-то препятствие (другая машина, столб, забор, в худшем случае – человек) – произойдет дорожно-транспортное происшествие. К сожалению, этот пример имеет немало печальных подтверждений.

Отметим, что перед запуском старых отечественных машин (вроде «Жигулей»), оснащенных карбюраторными двигателями, необходимо вытянуть на себя ручку «подсоса» (так называемого «ручного газа»), которая находится обычно рядом с прикуривателем. Без этого запуск мотора может быть затруднен. По мере прогрева двигателя возвращайте ручку «подсоса» в исходное положение, чтобы коленчатый вал вращался со скоростью примерно 1000—1500 оборотов в минуту. После прогрева двигателя не забудьте полностью убрать «подсос» – иначе автомобиль будет потреблять слишком много топлива. Что касается современных автомобилей, оснащенных электронными системами впрыска топлива, то в подобных манипуляциях необходимости нет (у них и «подсоса»-то нет), поскольку всем заведует электроника.

Если вы заводите автомобиль в холодное время года – не начинайте движение сразу после запуска мотора, а дайте ему возможность поработать в течение пары минут на холостых оборотах. Кстати, старый карбюраторный автомобиль с непрогретым мотором просто не поедет – он будет «чихать», дергаться и в конце концов заглохнет. В современных машинах таких явлений не наблюдается, но все равно предварительный прогрев не помешает: как минимум, это позволит моторному маслу прогреться и стать более текучим. Холодное же моторное масло является слишком вязким, следовательно – недостаточно эффективно смазывает детали двигателя, что, в свою очередь, приводит к его преждевременному износу.

После того как двигатель прогрелся, можно трогаться с места и начинать движение. О том, как это правильно делать, мы расскажем в следующем разделе.

Трогание с места и пробная поездка

Чтобы научиться трогаться с места и совершить первую небольшую поездку, необходимо найти небольшую площадку размером примерно 40^40 метров. Очень неплохо для этой цели подходит автодром – специальная тренировочная площадка, на которой имеются заметочные элементы и иное необходимое оборудование. На таких площадках отрабатываются необходимые элементы («Змейка» и др., о них мы расскажем в главе 4), а совсем новички учатся трогаться с места и ездить по периметру.

Внимание

Поскольку сами вы ездить еще не умеете, пригнать автомобиль на тренировочную площадку или в иное место, где вы будете осваивать первые водительские навыки, должен человек, имеющий водительское удостоверение. Да и заниматься в одиночку нельзя: рядом всегда должен находиться опытный водитель.

Прежде чем тронуться с места, необходимо четко отработать порядок действий в случае, если придется немедленно остановиться. Помните, что для этого нужно левой ногой быстро выжать сцепление, а правой – нажать педаль тормоза. Первое действие обеспечивает отключение двигателя от ведущих колес автомобиля (об этом мы уже говорили ранее), в результате чего мотор начинает работать на холостых оборотах и не заставляет автомобиль двигаться, а второе – прекращает движение.

Эти движения следует отработать до автоматизма. Помните: если во время движения что-то пошло не так, вы чего-то испугались, растерялись, впереди внезапно возникло препятствие и т. п., первое, что надо немедленно сделать, – это нажать сцепление и тормоз, а сразу после этого – выключить передачу (иначе, когда вы отпустите педаль сцепления, машина резко и сильно дернется, рискуя наскочить на препятствие). Когда автомобиль остановится, можно прийти в себя и успокоиться.

Убедившись, что в случае необходимости вы сможете быстро остановить автомобиль, можно запускать мотор (о том как это правильно делать, мы говорили в предыдущем разделе). Затем тренируемся выключать и включать сцепление. Для этого выжмите полностью сцепление и включите первую передачу. Теперь будьте внимательны: если вы вдруг отпустите педаль сцепления – автомобиль дернется вперед.

Удерживая педаль сцепления в нажатом состоянии, отключите стояночную тормозную систему (попросту говоря, снимите машину с «ручника»). После этого медленно отпускайте педаль сцепления, одновременно следя за тем, как ведет себя машина. Когда сцепление начнет «схватывать» (т. е. ведущий и ведомый диски начнут соприкасаться друг с другом), обороты двигателя начнут падать, поскольку на него возрастет нагрузка. Чтобы автомобиль поехал, нужно плавно отпустить педаль сцепления и нажать на педаль акселератора – но пока мы этого делать не будем: цель упражнения – научиться определять момент включения сцепления. Поэтому, определив данный момент, вновь полностью выжмите сцепление и выключите передачу, после чего отпустите педаль.

Помни об этом

Если при выполнении данного упражнения у вас заглох двигатель, то не забудьте перед его повторным запуском выключить передачу.

Данное упражнение придется повторить несколько раз, потому что ни один новичок не научится с первой попытки определять момент «схватывания» сцепления. После того как вы хорошо усвоили данный элемент – можно идти дальше, а точнее – учиться работать с педалью акселератора.

Как мы уже отмечали, если при выполнении предыдущего упражнения отпустить педаль сцепления полностью – мотор заглохнет, потому что для начала движения ему будет недостаточно текущей мощности. Для добавления мощности нужно увеличить подачу топлива, нажав педаль газа. Практически все новички испытывают с этим проблемы, поэтому прежде чем пытаться тронуться с места, просто понажимайте педаль акселератора при работающем на холостых оборотах двигателе. Это позволит вам «почувствовать» педаль.

Нажмите педаль газа несколько раз вначале резко, затем – плавно и обратите внимание, как при этом будет вести себя двигатель. Не допускайте того, чтобы он громко «ревел» на максимальных оборотах – это не только вредно для мотора, но и приводит к высокому расходу топлива.

Освоив работу с педалью акселератора, пробуйте тронуться с места. Для этого вам достаточно просто повторить уже знакомые и отработанные упражнения, но теперь это делать нужно будет синхронно – а вот именно это и вызывает затруднения у новичков.

Выжимайте сцепление, включайте первую передачу, затем плавно отпускайте педаль сцепления и, когда оно начнет «схватывать», увеличьте подачу топлива, нажав педаль газа.

Полезный совет

Определять момент включения сцепления можно не только на слух, но и с помощью тахометра – прибора, имеющегося на всех современных автомобилях и показывающего частоту вращения коленчатого вала.

После увеличения подачи топлива еще немного отпустите сцепление – и, если все сделано правильно, автомобиль тронется с места. Теперь плавно полностью отпускайте педаль сцепления и, при необходимости, добавьте еще немного «газа».

Свои первые несколько метров проезжайте на минимальной скорости, адаптируясь к поведению автомобиля и непривычной обстановке. Пока не делайте никаких маневров рулевым колесом, двигаясь строго по прямой: на данном этапе наша цель – просто тронуться с места и совершить первую поездку.

Проехав какое-то расстояние, остановите автомобиль так, как вы это отработали раньше: полностью выжмите сцепление и нажмите на педаль тормоза, после чего выключите передачу. Причем помните, что на тормоз нужно нажимать плавно (разумеется, если перед машиной внезапно не возникло препятствие, требующее экстренной остановки) – иначе машина остановится слишком резко. После того как автомобиль остановился, выключайте передачу и ставьте машину на «ручник».

При трогании с места практически все новички допускают одни и те же ошибки.

♦ Начиная движение, машина резко дергается: это свидетельствует о слишком резко отпущенной педали сцепления.

♦ При трогании с места глохнет двигатель – это случается, когда при «схватывании» сцепления коленчатый вал вращался со слишком малой скоростью (попросту говоря, обороты двигателя были недостаточны).

♦ При трогании с места мотор «ревет» на всю округу: это свидетельствует

о том, что водитель дал ему слишком большие обороты, причем раньше, чем включилось сцепление (т. е. мотор вхолостую работал на больших оборотах).

После того как вы научились трогаться с места, попробуйте выполнять несложные маневры с помощью рулевого колеса. Если вы занимаетесь на тренировочной площадке – попробуйте несколько раз проехать по ее периметру. Если же вы выбрали для занятий пустынное место – попробуйте на нем повернуть в одну и другую стороны, развернуться и т. д.

После этого научитесь трогаться с места и двигаться задним ходом. По большому счету, порядок действий в данном случае такой же, как и при движении передним ходом на первой передаче. Некоторый дискомфорт, правда, поначалу вы будете испытывать, но это продлится недолго. Главное – помнить правило: в какую сторону нужно ехать – в том направлении следует вращать и рулевое колесо.

Учимся переключать передачи

Многие новички, научившись трогаться с места, испытывают нечто вроде эйфории: мол, вот теперь-то мне уже ничего не страшно, самое главное я делать уже умею. Однако поездка на первой передаче – все равно, что для маленького ребенка хождение в «ходунках»: не более чем робкие первые шаги.

Справедливости ради отметим, что тронуться с места на самом деле сложнее, чем впоследствии переключать передачи уже в процессе движения. Однако чтобы чувствовать себя уверенно, этому также необходимо учиться.

Каждый водитель должен помнить важную закономерность: чем менее скоростной является передача, тем она более мощная. Другими словами, первая передача в любом автомобиле является самой мощной, поскольку именно она предназначена для того, чтобы заставить тяжелый автомобиль тронуться с места и начать движение. В то же время она является самой медленной. Вторая передача позволяет развить более высокую скорость, но в то же время она является менее мощной, чем первая, но более мощной, чем третья, которая, в свою очередь, является более скоростной и т. д.

Каждая передача имеет свой диапазон скоростей, который с обеих сторон ограничен частотой вращения коленчатого вала. Среднестатистический автомобиль с пятиступенчатой коробкой передач имеет примерно такие диапазоны:

♦ первая и задняя передачи – от 0 до 20 км/ч;

♦ вторая передача – от 10 до 40 км/ч;

♦ третья передача – от 30 до 70 км/ч;

♦ четвертая передача – от 40 до 90 км/ч;

♦ пятая передача – от 60 км/ч до максимальной скорости, развиваемой автомобилем.

Отметим, что приведенные данные в какой-то степени являются условными, поскольку для каждого конкретного автомобиля эти значения указаны в прилагаемой к нему документации.

Если ориентироваться по тахометру (рис. 3.8), то на холостых оборотах коленчатый вал должен вращаться со скоростью примерно 600—800 оборотов в минуту, а во время движения – 2000—2500 оборотов в минуту. Такой режим является наиболее комфортным для большинства двигателей, к тому же автомобиль при этом потребляет минимальное количество топлива.


Рис. 3.8. Тахометр

Чтобы научиться переключать передачи, вам потребуется намного больше пространства, чем при трогании с места. Лучше всего для этих целей подходит какая-нибудь пустынная дорога, на которой появление других транспортных средств маловероятно.

Полезный совет

Отрабатывая переключение передач, рекомендуется не отвлекаться на руление. Поэтому старайтесь для тренировок выбирать ровный и прямой участок дороги, на котором, во-первых, не будет поворотов, а во-вторых – различного рода препятствий на проезжей части вроде ухабов, ям и выбоин. При этом помните, что в течение всего времени обучения рядом с вами должен находиться опытный водитель.

Итак, трогайтесь с места (это вы уже умеете) и начинайте плавно разгонять автомобиль на первой передаче до скорости примерно 10—20 км/ч. После этого полностью выжимайте сцепление, отпускайте педаль акселератора и, пока автомобиль движется по инерции, переводите рычаг коробки переключения передач в положение, соответствующее второй передаче. Сразу после этого быстро, но плавно отпускайте педаль сцепления и увеличивайте подачу топлива, нажав педаль акселератора.

Не спешите сразу после этого переходить на третью передачу. Надо проехать какое-то расстояние на второй, чтобы привыкнуть к скоростному режиму. Если вдруг почувствуете неуверенность – быстро останавливайте автомобиль, нажав педали сцепления и тормоза и не забыв при этом выключить передачу.

Освоившись при движении на второй передаче, таким же образом переходите на третью, предварительно разогнав автомобиль примерно до 40 км/ч. Затем аналогичным образом переходите на четвертую и пятую передачи.

Если в процессе переключения передач двигатель громко «ревет» – значит, вы полностью выжали сцепление, но при этом забыли отпустить педаль акселератора. Это одна из наиболее распространенных ошибок, допускаемых начинающими водителями. Равно как и резкое замедление движения после разгона при переключении на более высокую передачу: в данном случае сцепление выжато слишком поздно, и двигатель выступил в роли своеобразного тормоза, заставив автомобиль снизить скорость. Кстати, этот эффект часто используется для одного из самых безопасных видов торможения, который так и называется – «торможение двигателем», и особенно полезен на дорогах со скользким дорожным покрытием.

Особенности управления автомобилем с АКПП

Автоматическая коробка переключения передач очень нравится новичкам, а также водителям-женщинам, поскольку избавляет от необходимости работать с педалью сцепления и вручную переключать передачи. Однако и у автоматической коробки передач имеется рычаг переключения, который называется рычаг селектора (рис. 3.9).


Рис. 3.9. Рычаг селектора


У стандартного автомобиля рычаг селектора имеет четыре основных положения: P, R, N, D. Остановимся подробнее на каждом из них.

♦ Положение Р – это режим парковки. Его можно включать только после того, как автомобиль полностью остановился и поставлен на ручной тормоз. Заводить мотор при данном положении рычага разрешается.

♦ Положение R предназначено для движения задним ходом. Это положение можно включать только при нажатой педали тормоза, и лишь после того, как автомобиль полностью остановился. Несоблюдение этого правила чревато выходом коробки передач из строя.

Конец ознакомительного фрагмента.