Вы здесь

Государство и экономика. Введение для неэкономистов. 3. Предоставление благ общего пользования (Б. С. Пушкарев, 2010)

3. Предоставление благ общего пользования

3.1. Блага общего пользования и плата за них

Блага общего пользования и плата за них относятся, как мы выяснили ранее, к сфере деятельности не рынка, а общества в целом. Блага общего пользования, или коллективные, или неделимые блага – это такие, за которые невозможно или нежелательно взимать с каждого пользователя плату (к ним «неприменим принцип исключения»). Это блага, предельные издержки которых незначительны, а трудность сбора оплаты по мере потребления – существенна. Наоборот, частные блага это те, предельные издержки которых значительны, а трудность оплаты по мере потребления – невелика.

Проиллюстрируем эту разницу на примере. Если я включил радио и слушаю его, я никого не лишаю возможности тоже включить радио и слушать его: предельных издержек нет. Но если я говорю по телефону и занимаю линию, то другой человек ею пользоваться не может; нужны дополнительные издержки, чтобы провести вторую линию. К тому же в первом случае было бы очень накладно ставить каждому счетчик и измерять, сколько часов в день он слушает радио. Во втором разговоры автоматически учитываются на телефонной станции, и человек получает в конце месяца счет. В первом случае мы имеем дело с благом общего, а во втором – частного пользования.

Может возникнуть возражение: как же так? Ведь, наоборот, радиостанции очень часто бывают частными, а телефонные сети в большинстве стран принадлежат государству! Действительно, в данном случае форма собственности часто не соответствует характеру блага. Это связано с вопросом монополии, которая нежелательна в случае радио, но желательна в случае телефонной сети. Однако рассмотрением вопроса о монополиях мы займемся позже. Пока же скажем, что в большинстве случаев предоставлением благ общего пользования занято государство, а благ частного пользования – рынок.

Классический пример блага общего пользования – это маяк. Управление, в ведомстве которого находится маяк, несет постоянные издержки на его постройку и содержание. Но его предельные издержки равны нулю: стоимость содержания маяка не изменится от того, увидят ли его сигнал один корабль в день или 100 (равно как от числа слушателей не изменится стоимость радиовещания с данного передатчика). Эффективное распределение ресурсов требует, чтобы цена была равна предельным издержкам. Поскольку предельных издержек нет, маяком надлежит пользоваться бесплатно. Что же касается постоянных издержек на его постройку и содержание, то их придется оплачивать обществу в целом. Чтобы не было пользования «зайцем», т. е. за чужой счет, желательно, чтобы оплата эта не была добровольной, а происходила путем обязательных налогов. Это в интересах общества в целом.

Здесь можно, конечно, возразить: с какой стати мне, живя, скажем, в Туле, оплачивать своими налогами маяк во Владивостоке? И действительно, желательно, чтобы оплата постоянных издержек устройства морской навигации шла за счет налога на мореплавателей, а не на всех жителей страны. Так же как устройства воздушной навигации желательно оплачивать из налогов на авиацию. Тогда лучше будет известна реальная экономическая стоимость мореплавания и авиации, они не будут получать скрытых субсидий. Но разница между общими налогами и налогами на пользователей уже относится к теории налогообложения, которой мы займемся несколько позже. Сейчас нам важно выяснить, чем блага общего пользования, которые должно оплачивать общество, отличаются от благ частного пользования, за которые платит лично каждый индивидуальный пользователь. Отличаются они тем, что предельные издержки, которые причиняет каждый дополнительный пользователь, невелики. Они не обязательно равны нулю, но создавать из них систему индивидуальной оплаты пользователем – нет смысла.

На уровне общегосударственном типичные примеры благ общего пользования, или неделимых благ – это дипломатическое представительство, оборона, охрана правопорядка, сбор статистической информации, о котором речь шла ранее, равно как и общие административные расходы. На местном уровне – это местная полиция, пожарная охрана, содержание улиц, площадей и парков.

Более спорными представляются такие услуги, как водоснабжение или уборка мусора. Здесь многое зависит от местных условий и того, насколько пользование ими колеблется от потребителя к потребителю, насколько оно «эластично». В засушливых районах, где воду дорого доставать, где важно избежать утечки через неисправные краны и где некоторые используют воду только в домашнем хозяйстве, а другие и для поливки, имеет смысл ставить счетчики воды и взимать плату с каждого за каждый использованный им литр. Уборку мусора желательно бы было производить по принципу «загрязнитель платит», но это не всегда осуществимо и может вести к обратным результатам: чтобы избежать пользования платной уборкой, люди могут начать выбрасывать мусор где попало, причиняя обществу «внешние издержки».

Конец ознакомительного фрагмента.