Волков В. А
Функции судебной власти в период революционных преобразований
адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Республика Беларусь)
Functions of the judiciary in the period of revolutionary changes
В статье анализируется деятельность судебной власти после октябрьской революции 1917 года.
Ключевые слова: функции судебной власти, функции государства, судебная власть, суд.
The article analyzes the activities of the judiciary after the October Revolution of 1917.
Keywords: functions of judiciary, functions of the state, judiciary, court.
В Беларуси 25 октября 1917 г. большевики в исполнительном комитете Минского Совета рабочих и солдатских депутатов получили по телеграфу сообщение о победе вооруженного восстания в Петрограде. Совет объявил о прекращении деятельности всех органов власти, подчиненных Временному правительству, и провозгласил себя властью в Минске. Непосредственное руководство по переходу власти к Советам было возложено на созданный большевиками Военно-революционный комитет Западной области и фронта (ВРК), опиравшийся на солдат. Его возглавили известные большевики К. Ландер, А. Мясников, В. Кнорин, Н. Рогозинский.
Таким образом, после октябрьских событий на территории Беларуси началось формирование новой системы органов власти. В ноябре 1917 г. был создан первый высший законодательный орган советской власти на территории Беларуси – Областной исполнительный комитет Западной области и фронта (Облисполкомзап). Его первыми руководителями были А. Мясников, Н. Рогозинский. Для решения наиболее важных вопросов был создан исполнительный орган власти – Совет народных комиссаров (СНК) Западной области и фронта во главе с К. Ландером.
При этом Облисполкомзап являлся исключительно фронтовым властным органом, который не мог являться высшим органом власти рабочих и крестьян на территории Беларуси. Поэтому актуальным оставалось решение вопроса об установлении национальной белорусской государственности.
После Октябрьской революции 1917 года судебная сфера подверглась серьезной трансформации. Разрушив старую, сформированную систему, новая власть стала постепенно создавать свою, базирующуюся на классовом и партийном принципах, систему.
Как справедливо, на наш взгляд, отмечает В. Н. Бибило «На различных этапах белорусской государственности суд путем осуществления правосудия выполнял функции государства»[66]. Необходимо отметить, что функции судебной власти не являются постоянными и трансформируются в зависимости с целями и задачами, стоящими перед государством на определенном историческом отрезке времени. То есть они производны от функций государства и базируются на них.
В. И. Ленин писал: «Суд был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения… а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно»[67].
В. И. Ленин, рассуждая о судах, отмечал, что «это орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению, орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, орудие воспитания к дисциплине»[68].
Поддерживая данное мнение А. Я. Вышинский писал, что «суд во всяком государстве есть орган управления, основной задачей которого является проведение политики господствующего класса по укреплению и защите основ его политического и экономического господства»[69].
На наш взгляд следует согласиться с мнением, что являясь государственным органом, суд реализует политическую волю государства, так как «подчиненность всех государственных органов единым политическим целям явление столь же закономерное, как и организация государственного управления вообще»[70].
Необходимо отметить, что воздействие законодательства России на правоприменительную практику всегда было существенным и особенно в первые годы советской власти. Многие нормативно-правовые акты РСФСР распространяли свое действие на территорию Беларуси. Об этом ЦИК выносил постановления. Был и другой путь, когда в самом нормативно-правовом акте, изданном органами власти Беларуси, содержались ссылки на законодательство РСФСР.
Такое отношение к законодательству РСФСР было заложено в Декрете президиума ЦИК ССРБ от 21 января 1922 г., где отмечалось, что все постановления и распоряжения СНК РСФСР, признаваемые по союзному договору между РСФСР и ССРБ от 16 января 1921 г., обязательны для Беларуси, а все декреты, постановления ВЦИК, его президиума и СНК РСФСР обязательны для Беларуси только в том случае, если они подтверждены в установленном порядке и опубликованы.
Декретом Временного рабочего и крестьянского правительства от 24 ноября 1917 года (так называемым Декретом о суде № 1, который стал первым нормативным правовым актом о суде после октября 1917 г.) были упразднены общие судебные установления, институт судебных следователей, прокуратура, адвокатура, приостановлена деятельность мировых судей. Было решено создать местные суды в составе избираемых Советами постоянного судьи и двух очередных заседателей для рассмотрения дел уголовных – если наказание не превышает двух лет лишения свободы и гражданских – с ценой иска до трех тысяч рублей. Решения местных судов должны были быть окончательными, их апелляционного пересмотра не предполагалось, однако, при назначении более строгого наказания, нежели семь дней лишения свободы, допускалась кассационная жалоба на съезд местных судей.
Кроме того, учреждались революционные трибуналы для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях, мародерстве, хищениях, саботаже и злоупотреблениях торговцев, промышленников, чиновников. Судьям и заседателям предписывалось руководствоваться революционной совестью и революционным правосознанием.
Значение данного Декрета заключалось в том, что он упразднял дореволюционную судебную систему и заложил основы для создания советских судов.
До окончания гражданской войны и окончательного утверждения Советской власти в судоустройстве происходили многие изменения. Так, по настоянию союзников большевиков – левых эсеров ВЦИК принял Декрет о суде № 2, на основании которого в измененном виде восстанавливались окружные суды, отдаленно напоминающие суды присяжных. В состав окружных судов входил судья и 12 народных заседателей, которые контролировали деятельность судьи и даже могли его отвести; судья же выполнял при коллегии народных заседателей роль юридического советника без права решающего голоса. Гражданские дела окружные суды должны были рассматривать в составе 3 членов суда и 4 народных заседателей. Просуществовав с марта по ноябрь 1918 года, окружные суды были упразднены.
Хотя Декретом о суде № 2 предусматривалось создание областных народных судов и Верховного судебного контроля – эти органы так и не появились. Целый ряд судебных решений пересматривались административным порядком сотрудниками 4-го отдела Народного комиссариата юстиции.
20 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет о суде № 3, которым была расширена компетенция местного суда, юрисдикция которого была распространена на все дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денег, взятках, спекуляции.
30 ноября 1918 года ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде РСФСР. Учреждался единый народный суд, работавший, в зависимости от категории дела, в составе единоличного народного судьи, постоянного судьи и 2 народных заседателей, постоянного судьи и 6 народных заседателей. Положение содержало правило, запрещающее судьям ссылаться на законы свергнутых правительств. В роли кассационной инстанции выступал совет народных судей, избираемый губернским съездом народных судей. Народный суд должен был, по замыслу, рассматривать по существу все дела, кроме уголовных дел, подведомственных революционным трибуналам.
21 октября 1920 года ВЦИК РСФСР принимает Положение о народном суде РСФСР. Высший судебный контроль за законностью судебных приговоров и решений возлагался на Наркомат юстиции, который мог объявлять судебные акты не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Существовавшая параллельно с системой общих судов система революционных трибуналов была ликвидирована в ходе реформы 1922 г., что привело к образованию единой судебной системы.
Таким образом, можно прийти к выводу, что после революции 1917 года судебная власть рассматривалась как орудие воспитания к дисциплине. Ряд изданных до реформы 1922 года нормативных правовых актов позволял регламентировать деятельность судов и порядок рассмотрения споров в соответствии с видениями того времени.