Вы здесь

Государство и право в эпоху революционных преобразований (к 100-летию революции в России). Материалы международной научно-практической конференции. Белова И. А. Устная политическая агитация и пропаганда (февраль – октябрь 1917 гг.) ( Коллектив...

Белова И. А

Устная политическая агитация и пропаганда (февраль – октябрь 1917 гг.)

специалист отдела по организации научной и редакционно-издательской деятельности Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Oral political agitation and propaganda (february – october 1917)

В статье раскрываются понятия агитации и пропаганды как политических явлений; их эффективное использование в идеологической борьбе партией большевиков во время событий февраля – октября 1917 г. Рассматриваются различные приемы, формы и методы агитации и пропаганды, а также их влияние на аудиторию.

Ключевые слова: агитация, пропаганда, революция, большевики, В. И. Ленин.

Agitation and propaganda concepts as political phenomena are explained; their effective usage by the bolshevik’s party in the ideological struggle during the events of 1917 are revealed, different methods and forms of agitation, there influence on the audience are considered in the article.

Keywords: agitation, propaganda, revolution, bolsheviki, Vladimir Lenin.


Успешный опыт подготовки и проведения событий февраля – октября 1917 г. в России свидетельствует об исключительной роли хорошо организованной пропаганды и агитации, потому что партия большевиков во главе с В. И. Лениным хорошо представляла себе значение этих процессов.

Ясность пропаганды и агитации есть основное условие. Если наши противники говорили и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации и пропаганды, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов и было истрачено много бумаги, а это надо понимать внутренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в головы всех. И от этой правды отклониться нельзя[50].

Одним из условий победы октябрьской революции было не только наличие ряда объективных причин, но и высокая политическая сознательность масс, в большей степени явившаяся результатом работы партии большевиков. Еще в 1912 г., оценивая роль пропагандистской работы, В. И. Ленин писал, что пропаганда партии и пропаганда социал-демократических рабочих входит одним из определителей того, будет революция или нет. Очевидность данного высказывания в полной мере проявилась в период подготовки октябрьской революции, в условиях постфевральской России.

Что же такое пропаганда? Авторы статьи «Пропаганда и внушение» Г. С. Джууэтт, В. О'Доннел дают следующее определение этому понятию: «Пропаганда представляет собой форму коммуникации, которая отличается от внушения тем, что стремится добиться реакции, способствующей реализации желаемых самим пропагандистом целей»[51]. В зависимости от того, какая цель стоит перед оратором, возникает необходимость определения специфики объекта пропаганды (мировоззрение общества), предмета (утверждение и распространение идей, суждений и взглядов, обусловленных классовыми отношениями), целей (формирование политического сознания), функций (идейной воспитание) и общих принципов (широта охвата населения единым идеологическим воздействием, целенаправленность пропагандисткой работы, комплексный подход, специализация, координация единство слова и дела).

Важными методологическими принципами пропагандисткой деятельности являются доходчивость и доступность материалов, которые должны быть поняты и приняты широкими слоями населения, ораторское мастерство ритора, его коммуникативные умения, а также умения логично, четко и ясно выражать свою мысль. Уровень образованности и информированности населения тоже играет значительную роль, ибо тем больше высокий эффект восприятия населением информации, когда ритор хорошо знает психологические особенности аудитории (возраст, пол, уровень образованности, стереотипы, традиции, ценности и социальные установки). В. И. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость дифференцированного подхода к каждой аудитории: «Коммунистическая партия… обязана уметь и пропагандировать, и организовать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо как для городской, фабричной «улицы», так и для деревни»[52].

Еще одной ценной особенностью практики большевиков и ее вождя является характерная черта ленинского пропагандистского мастерства – использование образов, предельно ясно и живо иллюстрирующих самую суть вопроса путем анализа известных людям фактов из обыденной жизни. Этот прием связан с учетом психологии людей труда. Дело в том, что большинство рабочих и крестьян дореволюционной России, не имея возможности получить образование, не привыкли мыслить отвлеченно; им легче было все понять через образы, путем восприятия конкретных примеров. «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой»[53].

Таким образом, пропагандист преследует собственные интересы за счет тех, на кого данная пропаганда направлена. Он стремится контролировать поток информации для направленного воздействия на общественное мнение и манипулирования поведением людей. Контроль над информацией принимает форму ее сокрытия, выпуска в заранее определенное время вместе с другой информацией, способной оказать целенаправленное влияние, ее фабрикация и искажение, направленность на специально подобранные группы. Бесспорно, сам В. И. Ленин – выдающийся оратор. «Владимир Ильич обладал, – писал В. А. Карпинский, – удивительной, ему одному свойственной способностью быстро и целиком овладевать вниманием слушателей, будь то политические деятели, ученые или простые люди из народа. Для каждой аудитории он умел найти свой особый подход, подбирал особые аргументы, применял особую методику изложения»[54]. Слушавшие выступления В. И. Ленина отмечали, что на рабочих и крестьянских собраниях он говорил с какой-то особенной простотой, ясностью и убедительностью, пользуясь словами и выражениями из обыденной народной речи, поражая аудиторию знанием их жизни, быта, нужд, показывая, что вопросы, которые он объясняет, близки ему самому, волнуют его. Это наиболее всего убеждало людей.

Нужно отметить еще такую существенную деталь большевистской пропаганды как агрессивность. И именно агрессивно-самоуверенный тон большевистской пропаганды, безусловно, оказывал свое воздействие. В народе власть всегда отождествляется в первую очередь с силой, уверенностью в себе, напористостью; если власть не сомневается, если она уверена в себе, то ей очень многое прощается, в том числе и те средства, которыми она добивается своих целей. Выступая на Всероссийском совещании Политпросветов, В. И. Ленин определил роль агитации и пропаганды в коммунистическом воспитании трудящихся: «Надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда, надо связывать массы со строительством общей хозяйственной жизни в первую голову. Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста, и когда он себе это усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен»[55].

Специфика идейно-воспитательной работы в целом состоит в том, что такая работа находится как бы на стыке теории и практики, обеспечивая их постоянное взаимодействие в направлении распространения, проверки и развития, материализации идей. «Без ясного, продуманного, идейного содержания, агитация вырождается в фразерство. Пропагандист должен уметь без фраз и восклицаний, с фактами и цифрами в руках разъяснять вопросы социализма»[56].

На каждом новом этапе борьбы В. И. Ленин обогащал опыт агитационно-пропагандистской работы своей партии. В статье «Об оценке текущего момента» он рассматривает агитацию как средство связи партии с народом и отмечает, что только агитация может показать действительное настроение масс в широком масштабе и создать тесное взаимодействие между партией и всем рабочим классом. Силу агитации В. И. Ленин видел в ясной и совершенно простой по форме разъяснительной работе. «Надо уметь говорить просто и ясно, доступным массе языком, отбросив решительно прочь тяжелую артиллерию мудреных терминов, иностранных слов, заученных, готовых, но непонятных еще массе, незнакомых ей лозунгов, определений, заключений»[57].

В многообразном арсенале средств и методов партии большевиков важное место занимала устная агитация и пропаганда, сила которой лежит в возможностях живого слова. Оно может выступать в различных методах воздействия. В этом смысле пропаганда с помощью живого слова является наиболее эффективным видом пропагандистской деятельности. Развитие других форм пропаганды, в том числе печатной, значительно повышали роль и значение большевистской партии, способствовали расширению связей с массами. Но следует учитывать, что из-за ряда трудностей, связанных с отсутствием достаточных средств для издания необходимого количества газет, неграмотности значительной части трудящегося населения в тот период, устная политическая агитация и пропаганда являлась важнейшим, а иногда и основным средством разъяснения планов и намерений партии.

Устная пропаганда, представляющая собой непосредственный контакт между коммуникатором-пропагандистом и реципиентами, имеет свои психологические закономерности, соблюдение которых повышает ее эффективность. Несмотря на многообразие форм устной пропаганды (доклад, выступление, лекция, отчет, беседа, дискуссия и т. д.), на структуру сообщения и коммуникации влияют две основные группы факторов: 1) способ и форма выступления (особенности языка, форма произнесения); 2) личностные особенности коммуникатора. К свойствам языка, обуславливающим успешность устного выступления, относятся правильность, коммуникативность, наличие эмоциональных элементов, рациональность аргументации (извлечение выводов, очередность при изложении аргументов). Например, для эффективности устного пропагандистского сообщения важно соблюдать «принцип первенства», согласно которому аргументы, излагаемые в первую очередь, запоминаются быстрее и прочнее, чем последующие. Большую роль в устной пропаганде играет и форма преподнесения сообщения, под которой понимается совокупность факторов, связанных с напряжением голоса, интонацией, эмоциональностью, дополнительным поведением в виде мимики, жестов и т. п. Совокупность этих элементов воздействует на реципиентов независимо от произносимого текста.

Вся пропагандистская деятельность направлена на то, чтобы изменить у реципиентов установки в желаемом для пропагандиста направлении. Изменение установок происходит тем успешнее, чем больше указанная мысль будет соответствовать имеющимся у данного человека потребностям и мотивам. Вероятность этих изменений возрастает, если содержание воспринятой информации соответствует нормам группового поведения; источник информации достаточно добросовестен и компетентен; передача информации удовлетворяет формальным требованиям, предъявляемым к структуре и способу аргументации. Наконец, изменение установок будет более устойчивым тогда, когда окружающая человека действительность подтверждает содержание воспринятой информации.

Агитационно-пропагандистская работа, направленная на формирование у населения революционной России желаемого образа мыслей и действий, очень волновала новую власть. Но в то же время, в рамках советской и постсоветской историографии существует мнение о том, что у новой власти не было четкого плана ведения агитационно-пропагандистской деятельности. Первый такой план – план производственной пропаганды на государственном уровне В. И. Ленин разработал только в конце 1920 г. Не было и специализированного отдела, занимающегося вопросами агитации в структуре ЦК РКП (б). Агитационно-пропагандистской деятельностью занимались различные ведомства и учреждения, создаваемые на местах и не согласовывавшие между собой проведение мероприятий. Так, в годы Гражданской войны в разное время функции агитации и пропаганды выполняли государственные, партийные органы власти и общественные организации. Группа государственных органов включала в себя ВЦИК (агитационный отдел, организационно-пропагандистский отдел крестьянской секции, отдел агитпоездов и агитпароходов), на местах – агитационно-пропагандистские отделы губисполкомов, РОСТА с местными отделениями, агитационно-просветительский (позднее политико-просветительский) отдел.

Все бюро военкомата, аналогичные отделы при губернских и уездных военных комиссариатах, Наркомпросс в лице внешкольного отдела, аналогичные отделы при губнаробразах и унаробразах. Лозунги, радиовещание и граммофонная запись, относятся к еще одним наиболее используемым большевиками в своей работе. В. И. Ленин выделял силу лозунгов: «Избирательную платформу социал-демократии очень часто бывает полезно, а иногда и необходимо, завершить выставлением краткого общего лозунга, пароля выборов, выдвигающего самые коренные вопросы ближайшей политической практики, дающего самый удобный, самый близкий повод и материал для развертывания всесторонней социалистической проповеди»[58].

Вместе с тем следует добавить, что изобретение радио в конце XIX в. радикально изменило практику пропаганды, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния. Работу по созданию в большевистской радиосети проводил инженер-изобретатель – М. А. Бонч-Бруевич. 2 декабря 1918 г. в Нижнем Новгороде была организована радиолаборатория под руководством Бонч-Бруевича (НРЛ). А 26 января 1921 г. В. И. Ленин в письме Н. П. Горбунову указывает: «Дело гигантски важное, газета без бумаги и без проволоки, ибо при рупоре и при приемнике, усовершенствованным М. А. Бонч-Бруевичем так, что приемников легко получим сотни, вся Россия будет слышать газету, читаемую в Москве»[59]. По поручению Совнаркома в Москве и наиболее важных точках страны началось возведение радиоустановок. Весной 1922 г. радиоспециалисты провели успешные опыты с громкоговорителями. С этого времени началась работа по использованию на улицах городов громкоговорящих устройств.

Радиовещание и граммофонная запись как форма агитации и пропаганды прекрасно подходили для работы агитатора среди неграмотных крестьян. В 1917 г. в стране действовали три граммофонные фабрики. В начале 1919 г. страна переживала кризис недостатка бумаги. В этой ситуации возглавлявший Центропечать Б. Ф. Малкин предложил использовать граммофонную запись как своеобразную замену газете и средство политической пропаганды. К 1924 г. было произведено около 160 тыс. пластинок. Кроме записей политических выступлений большевиков, выпускались также записи песенных коллективов, хоровые песни, опера, балет, революционные песни и марши.

Итак, большое внимание партии большевиков, лично В. И. Ленина к проблемам агитации и пропаганды, правильная оценка их роли и влияния на массовое сознание сыграли ключевую роль в победе большевиков в событиях февраля – октября 1917 г. Богатый и разнообразный арсенал средств ведения идеологической борьбы ими эффективно использовался, был не статичен, а динамичен в своих проявлениях, мобильно реагируя на изменяющуюся ситуацию в стране и мире. Этот бесценный опыт нельзя забывать, обогащая его новыми эффективными приемами, методами и средствами, характерными для ситуации ХХI в.