Вы здесь

Государство и право в эпоху революционных преобразований (к 100-летию революции в России). Материалы международной научно-практической конференции. Демидов Д. Г. Формирование республиканского сознания в России (политико-правовая проблема) (...

Демидов Д. Г

Формирование республиканского сознания в России (политико-правовая проблема)

доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент

Formation of the republican consciousness in russia (political and legal problems)

В статье анализируется актуальное состояние процесса формирования республиканского сознания в России. Постановка проблемы, обозначенная автором, позволяет рассмотреть политико-правовой статус заявленного феномена.

Ключевые слова: республиканское сознание, демократия, республика, гражданин.

The article analyzes the current state of a formation of the republican consciousness in Russia. The statement of the problem, indicated by the author, allows us to consider the political and legal features of the claimed phenomenon.

Key words: republican consciousness, democracy, republic, citizen.


Установление в 1917 году республиканского строя в России положило начало новому этапу исторического развития российской государственности и, вместе с ним, российскому обществу. Понятие «республика» предлагалось как как новое государственное устройство для новой России. Образ и сущностные характеристики монархии стали восприниматься в обществе как отжившее, рудиментарные. Как видно из исторических и правовых исследований, оценка Февральской, а затем и Октябрьской революции дается в различных контекстах[177], но вместе с тем, следует констатировать что переход на республиканскую форму государственного правления состоялся.

В 2017 году, отмечается не только столетие российских революций, но и, конечно, столетие республиканской формы правления в России. Безусловно, фундаментальная разница в содержании революций 1917 года дает основания провести некоторую разделительную черту в терминах «республика» и «республиканское», а установление советской власти и тоталитарной диктатуры, вряд ли можно рассматривать как корректный вектор развития республиканской формы правления в России. И вместе с тем, по формальным признакам, республиканская форма правления все же существовала и в Советской России[178].

Итак, классическое определение республики представляется следующим, республика (лат. res/publica от res – дело, publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами[179]. В философских словарях сознание (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) определяется как «состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.)»[180].

Отметим, что рассматриваемое нами республиканское сознание представляет собой некоторую парадигму ценностей и ориентиров в поведении индивида, в его особом восприятии собственного положения в государстве как гражданина. К числу основных маркеров республиканского сознания можно отнести следующие: демократические ценности (базис – права и свободы человека и гражданина); свобода личности, право как свобода; уважение частной собственности; восприятие институциональности в управлении государством (выборы, референдум, парламентаризм, система сдержек и противовесов).

Республиканское сознание базируется на независимом критическом восприятии государства и его институтов. Подконтрольность государства гражданину, легитимация органов государственной власти через институты выборов и референдума – вот одни из основных идей, лежащих в основе республиканского сознания. Здесь наиболее ярким примером, иллюстрирующим данные тезисы, послужит такой памятник права как Декларация прав человека и гражданина 1789 года, которая юридически заложила фундамент развития республиканского сознания.

Российский исторический контекст позволяет нам говорить, что фактический период развития республиканского сознания у граждан России начался с крушением СССР, а качественное развитие рассматриваемого феномена начинается с принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году.

Республиканское сознание детерминируется не формальной конституционализацией прав человека и демократических республиканских институтов, т. е. не формальными конституционными нормами (как это было в СССР), а их сущностным наполнением и возможностью беспрепятственной реализации через правовой закон. В конечном итоге преломлением через сознание каждого гражданина, что и становится феноменом республиканского сознания. Здесь следует так же вспомнить и концепцию Л.И. Петражицкого, его юридико-психологических реализм, рассматривающий право как реальное психическое явление особого рода. В традиционной юриспруденции, как и в общественном правосознании, по мнению Л.И. Петражицкого, господствуют ошибочные представления о реальности «проекционного права» и «проекционного государства»[181]. Экстраполируя названные выводы на сегодняшнюю правовую действительность, речь как раз идет о сущностном, правовом, содержании норм законодательства и отношения к ним индивида.

В философском определении сознания А.Г. Спиркин постулирует сознание как субъективный образ объективного мира; сознание является обобщенным целенаправленным отражением действительности, в последующем порождающим построением новой действительности. В сознании одним из элементов является идея – понятие, ориентированное на проекцию реальности. Еще одним аспектом сознания является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-либо[182]. Республиканское сознание, мышление в рамках конституционно заданных правовых ориентиров, порождается как раз идеей республиканской формы правления, в России закрепленной в ст. 1 Конституции 1993 года.

Развитие республиканского сознания в России с декабря 1993 года происходит по нарративу, обусловленному положениями Конституции Российской Федерации. Развитие российского законодательства в период с 1993 года по настоящее время прошло много различных этапов. Новейший этап развития законодательства представляется крайне сложным, фрагментарным и неоднородным. Постоянное изменение норм российского законодательства с одной стороны является отрицательным явлением российской правовой действительности, с другой стороны затрагивает интересы различных групп граждан и каждого гражданина в отдельности, что способствует развитию республиканского сознания у гражданина (в первую очередь с точки зрения защиты субъективного права).

Представляется, что невысокое качество российского законодательства неоднократно за последние несколько лет вызывало массу негодования со стороны российских граждан[183]. Недавние примеры: так называемый Закон о реновации, введение системы «Платон» и т. д.

Защита собственного права, интересов и свобод вызывает у индивида потребность в контроле за государственными институтами, и как видно последнее время – этот контроль все больше основывается на требованиях, сформулированных на апелляции к нормам отечественной Конституции, среди прочего, непосредственно к таким статьям как: статья 3 (носителем и источником власти является народ), статья 7 (п.1 – Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), п.1 ст.15 Конституции (Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации).

Сущностное содержание республиканского сознания противоположно не только монархическому, но и патерналистскому или этатистскому сознанию, в его основе лежит диалог и сомнение через свободу, то есть самостоятельному определению индивида возможности решать, как поступать и как достигать своих целей в правовых рамках. Уместно вспомнить и утверждение И. Канта: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду. Прирожденное равенство, т. е. независимость, состоящая в том, что другие не могут обязать кого-либо к большему, чем то, к чему он со своей стороны может их обязать»[184].

Резюмируя, отметим, что проблематика развития республиканского сознания остается чрезвычайно актуальной в Российской Федерации. Сегодня не сложно наблюдать возрастающий уровень гражданской активности российского населения, а, следовательно, и возрастающий уровень республиканского сознания. Граждане все больше апеллируют к государственным органам и органам государственной власти в защиту своих прав, возрастает уровень значимости конституционных ценностей в системе гражданских ориентиров. Следует констатировать, что несмотря на все сложности постоталитарного развития нашего общества и государства, формирование республиканского сознания в России продолжается, а его фундаментальные основания становятся неотъемлемой частью мышления современного индивида.