Григорьева Е. Н
Политико-правовая мысль о тенденциях развития налоговой системы советского периода
доцент кафедры экономики предпринимательства и права Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидат юридических наук, доцент (Республика Беларусь)
Political-legal thought on trends in the tax system of the soviet period
В статье анализируются налоговая политика Советского государства и политико-правовая мысль о тенденциях развития его налоговой системы.
Ключевые слова: налог, налоговая система Советского государства, налоговая политика советского периода, налоговые отношения, принципы налогообложения.
This article analyzes the tax policy of the Soviet state and the political and legal thought about the trends in the development of its tax system.
Keywords: tax, tax system of the Soviet state, the tax policy of the Soviet period, fiscal relations, taxation principles.
Национальная стратегия устойчивого развития каждого государства, в том числе и Республики Беларусь, базируется на богатом историческом опыте становления его государственности, эволюции гражданского общества и развитии права. Революционные преобразования, имевшие место вначале XX ст., оказали влияние и на налоговую политику возникшего Советского государства.
В период военного коммунизма (1918–1921 гг.) основным началом взимания налогов являлся принцип прямого натурального обложения в сочетании с резко прогрессивной шкалой налогообложения. Существование этого принципа в исследуемый период при осуществлении продовольственной разверстки в условиях тотального продовольственного кризиса явилось катализатором в выявлении, как не парадоксально, принципа классовости налоговой системы. Данное обстоятельство подтверждается историческими фактами возложения всей тяжести налогового бремени на сельское население. Практически все государственные органы занимались сбором налогов (Наркомфин, Наркомтруд, Наркомпрод, НКВД), т. е. в первые годы советской власти в налоговые правоотношения был вовлечен широкий круг субъектов со стороны государства[153]. Отличительной чертой налоговой политики первых лет советской власти было то обстоятельство, что она отошла от принципов налогообложения, обоснованных классиками экономической и финансовой теории, начиная от А. Смита и, по словам А. А. Маслениковой, ее признаками являлись: множественность платежей, насильственные методы взимания, повсеместное несанкционированное обложение, широкое использование правосознания в качестве источника налогового права, сбор налогов нефинансовыми органами, натурализация налогов, грубое нарушение прав и свобод человека. Военный коммунизм – время расцвета «околоналоговых» режимов: трудовой и гужевой повинности, контрибуций и реквизиций, повсеместного распространения самочинных налогов. Данные изъятия проходили под налоговыми лозунгами, но к налогам, в обычном их понимании, отношения не имели[154]. Политика идеологии и практики «военного коммунизма» неизбежно привела к повсеместной тотальной разрухе, в том числе в области экономики.
Уже в то время некоторые представители экономической науки находили смелость указать на гибельность такой фискальной политики при построении налоговой системы Советского государства. Так Л. Н. Юровский доказывал, что в существующих условиях необходимо было резко сокращать тяжелое бремя военных расходов, покончить с милитаризацией и «военно-коммунистической» организацией народного хозяйства, стимулировать частную инициативу, «разгосударствливать» экономику путем ликвидации «военного хозяйства» во всех его видах и перехода от государственного хозяйства к частному хозяйству[155]. Тяжелое экономическое состояние государства заставило его руководителей пересмотреть свои взгляды и перейти к рыночным экономическим методам хозяйствования при построении его налоговой системы.
Н. Д. Кондратьев в 1921 г. при переходе к нэпу в период отсутствия устойчивого денежного обращения первоначально отстаивал идею единого натурального налога. В 1924 г. заканчивалась денежная реформа, в связи с чем ученый предложил новые формы построения налоговой системы и принципы ее организации. Они нашли отражение в проекте акта о едином сельскохозяйственном налоге, в котором фиксировались следующие принципы построения налоговой системы государства: максимальное приближение к обложению ренты; принцип районности обложения в зависимости от доходности каждого хозяйства; устойчивости объекта обложения; принцип умеренного прогресса; денежное исчисление и взимание налога; улучшение практики взимания налога; окладное обложение[156]. Постепенно в условиях нэпа, которая осуществлялась под руководством ученого-экономиста, доктора юридических наук Г. Я. Сокольникова, был взят курс на постепенный переход от натуральных к денежным налогам. Также происходят изменения и в механизме советского государства. Это нашло отражение в том, что в составе Наркомфина образуется Управление налогами и государственными доходами[157]. Переход к нэпу создал возможность для установления разнообразных налогов, так как появились частное имущество и частные доходы[158]. Косвенное налогообложение подвергалось критике с позиции значительного финансового обременения населения, однако продолжало существовать и быть доминирующим потому, что приносило существенный доход государству.
Дальнейшее развитие политических и социально-экономических отношений было предопределено курсом советской власти на индустриализацию. Это обстоятельство стало определяющим в выборе командно-административного метода управления экономическими процессами. По словам исследователя К. Павлова, «непосредственным толчком к переходу на путь к становлению административно-командного механизма стал выбор конкретной социально-экономической стратегии – курса на форсированное развитие тяжелой индустрии как средства обеспечения военной и экономической безопасности страны»[159].
Рост рентабельности промышленного сектора экономики закономерно привел к значительному росту неналоговых поступлений в государственный бюджет. Налоговая политика государства 20–30-х гг. XX ст. была направлена на жесткое отслеживание и регулирование нетрудовых накоплений населения, вытеснение и ликвидацию «капиталистических элементов» в экономике страны. Это выражалось в практике установления и взимания подоходного и промыслового налогов, налогов на сверхприбыль и наследство. Например, подоходный налог, которым облагались частные лица, имел ярко выраженную прогрессию и взимался с совокупного дохода. Все плательщики налога были разделены на группы. Лица, получавшие доходы от частной торговли и промышленности и от других нетрудовых источников, выделялись в отдельную группу и платили налог по более высоким ставкам. Налог на сверхприбыль взимался с частнокапиталистических элементов в размере до 50 процентов оклада подоходного налога[160]. Кулацкие хозяйства облагались индивидуально, по повышенным ставкам, исходя из фактического дохода, определяемого комиссией[161]. Изменению подлежало обложение хозяйств колхозников сельскохозяйственным налогом. Получение доходов, не связанных с общественным производством (работой в колхозе), сверх соответствующих норм, признавалось незаконным. Степень обложения таких хозяйств была поставлена в зависимость от отношения колхозников к труду в общественном хозяйстве. Доход исчислялся по нормам доходности сельскохозяйственных культур и животноводства, дифференцированным по республикам, а внутри республик – по районам. Ставки налога прогрессировали по мере роста облагаемого дохода. Повышалось обложение сельскохозяйственным налогом единоличных хозяйств. Единоличники, имевшие лошадей и использовавшие их для извозного промысла, уплачивали также специальный налог. Значительно повышалась степень изъятия доходов у некооперированных кустарей и ремесленников в связи с завершающейся социалистической перестройкой мелкотоварного производства[162].
Таким образом, налоговая система рассматриваемого периода являлась сугубо инструментом реализации политической власти. От отрицания права как пережитка буржуазных отношений, нигилистического отношения к нему в первые годы советской власти советская наука в связи с потребностями государственного строительства и управления в 30-е годы XX ст. приходят к пониманию необходимости смены правовой парадигмы. По этому поводу А. Ф. Вишневский справедливо отмечает: «Вместо того чтобы в качестве относительно самостоятельного общественно-государственного явления налаживать, упорядочивать отношения между гражданским обществом и государством, право оказалось как бы под государством, стало частью его политико-административного инструментария, средством оформления его команд»[163].
В период Великой Отечественной войны налоговая система Советского государства подверглась трансформации. Была установлена стопроцентная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, а затем последний заменен военным налогом, который уплачивался всеми совершеннолетними гражданами. Налог увеличивался на 50 процентов для граждан, подлежащих призыву в Красную Армию, но не призванных по каким-либо причинам. В связи с резким увеличением расходов на обеспечение семей, оставшихся без кормильцев, одиноких и многодетных матерей, содержание детских учреждений был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Ставки налога были пропорциональны доходу и дифференцировались в зависимости от количества детей в семье[164].
Финансово-экономическая реформа, проведенная в послевоенный период, имела направленность на упорядочение финансово-кредитных отношений и финансовое планирование. Экономическая база Советского государства стала основываться главным образом на чистом доходе социалистического хозяйства. Большое внимание уделялось укреплению экономики предприятий и их финансов[165].
Раскрывая тенденции изменений в финансовом праве в связи с началом этапа развитого социализма, исследователи Л. К. Воронова и Н. И. Химичева констатировали, что для финансово-правовых норм, регулировавших налоговые платежи населения в СССР, была характерна направленность на уменьшение размеров налогообложения. В этом проявляется одна из сторон политики КПСС по постоянному повышению материального благосостояния народа[166]. К аналогичному выводу пришел в 80-е годы XX ст. А. Хезретов: «При начислении и взимании подоходного налога с населения наиболее полно и последовательно проводится принцип прогрессивности, подоходности обложения, дифференциации обложения доходов в зависимости от их характера и размера. Регулирующая роль этого платежа в отношении заработной платы проявлялась слабо; резко возрасла она для «прочих доходов» (от частной практики, кустарно-ремесленных промыслов, сдачи внаем строений, звероводства)»[167]. Что касается государственного регулирования доходов предприятий, то следует согласиться с мнением Е. М. Ашмариной, что вплоть до 1991 г. СССР характеризовалось практически отсутствием объективного налогового механизма. Это было связано с действием административно-командного метода изъятия доходов предприятий и дальнейшим перераспределением финансовых средств при помощи бюджетного механизма[168].
Негативное отношение к налогам как порождению капиталистических отношений, направленных на угнетение рабочих масс, на наш взгляд, явилось причиной застоя в развитии науки налогового права. В советском социалистическом праве данное направление юридической науки как таковое активно не развивалось почти до 1970–1980 гг., когда признание финансового права как отрасли советского права привело к выделению в его рамках налоговых институтов. Налоговые проблемы в СССР в 40–50-е гг. рассматривали А. Зверев, К. Плотников, Э. Вознесенский и др., в 60–70-е – А. Александров, A. Бирман, Б. Г. Болдырев, И. Д. Злобин, Г. Точильников, С. Д. Цыпкин и др., в 70–80-е – Г. Базарова, Г. Бунич, В. Павлов, B. Раевский, Н. Родионова и др. В соответствии с утверждавшимся в советском государстве культом личности вождям приписывалось создание основных начал отраслей советского права, в числе которых и финансовое право[169], а также авторство в разработке основ финансовой политики первого социалистического государства[170], в том числе и налоговой системы. В связи с этим В. Н. Кудрявцев отмечал, что «в традиционном марксистском понимании государство стоит выше права»[171].
Общеизвестно, что роль налогов проявляется в их функциях. По определению А. А. Пилипенко функция налога – это основное направление действия налога, выражающего его сущность[172]. В функциях налогов, как отмечает Ю. А. Крохина, раскрывается их экономическая сущность, социальное назначение и историческая роль в развитии каждого государства[173].
Анализ исторических данных позволяет утверждать, что наряду с существованием фискальной и контрольной функций налогов советской налоговой системы исследуемого периода прослеживается доминирующее положение регулятивной функции как эффективного способа воздействия на субъект налогообложения.
Верно утверждение о том, что «использование регулятивной функции налогов при управлении экономикой – распространенное явление»[174]. В СССР ее сущность проявлялась в последовательном ограничении, вытеснении и ликвидации так называемых «капиталистических элементов», т. е. повсеместном упразднении частной собственности, так как ее существование и развитие являлось нежелательным. Существование регулятивной функции в таком контексте присуще только налоговой системе Советского государства. Проводимая в то время налоговая политика предопределяла и судьбу науки налогового права. В СССР налог теряет свое значение как один из существенных признаков государства. Как правовой и экономической категории, ему была свойственна утрата присущих для него характерных отличительных признаков. Данный факт нашел подтверждение в одном из положений Программы КПСС, принятой на XXII съезде этой правящей партии и в Законе от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»[175].
Таким образом, в советском государстве отрицание налогов, налоговой системы, налоговых отношений как правых явлений, имевшее место на официальном уровне, привело к тому, что данным объектам исследования уделялось недостаточно внимания в области юридической науки. Марксистско-ленинская, а затем сталинская идеология стали доминирующими во всех сферах общественно-политической жизни, в том числе в сферах правопонимания и государственного устройства. Классики марксизма неоднократно подчеркивали, что налоги являются бременем для всех трудящихся, орудием дополнительной эксплуатации[176]. Вместе с тем как до, так и после провозглашения Советского государства они продолжали оставаться источником государственных доходов. Коммунистическая идеология оказывала безусловное воздействие на советскую юридическую науку в области финансового права, которая практически не уделяла должного внимания налоговой системе вплоть до 1970–80 гг.