Григорьев О. В
Гражданская война в россии 1917–1922 гг.: вопросы военного правосудия
преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГКВОУВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент
Civil war in russia 1917–1922: issues of military justice
Статья посвящена краткому анализу военных и военно-судебных реформ проведенных в Белой и Красной армиях в период Гражданской войны в России.
Ключевые слова: военно-судебные реформы, поддержание дисциплины и обеспечение правопорядка, Гражданская война.
The article is devoted to a brief analysis of military and military-judicial reforms conducted in the White and Red armies during the Civil War in Russia.
Keywords: military judicial reform, the maintenance of discipline and the rule of law, Civil war.
Гражданская война в России 1917–1922 гг. в отличие от обычных межгосударственных войн не имела чётких границ. На первый план вышли классовые отношения, оттесняя все остальные. В этот период произошли коренные изменения в государственном устройстве, связанные со сменой политического строя, экономической основы, нормативной базы и др. В результате Гражданской войны и борьбы с иностранной военной интервенцией экономике России был нанесен огромный материальный ущерб. Страна понесла значительные демографические потери. Достаточно сказать, что Гражданская война унесла жизни около 8 млн. человек. Безвозвратные потери только Красной армии составили в 1918–1920 гг. 742,8 тыс. чел[143]. Кардинально изменились идеологические основы и структура российского общества. В период Гражданской войны борьба приняла самые крайние формы, принеся с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение, разделив нацию на белых и красных.
Белая армия – часто встречающееся в историко-правовой литературе собирательное наименование Вооруженных Сил Белого движения и антисоветских правительств в годы Гражданской войны в России (1917–1922)[144]. При строительстве Белой армии в основном использовалась структура Русской армии периода Временного Правительства, при этом почти каждому отдельному формированию были присущи свои особенности. Военное искусство Белой армии основывалось на опыте Первой мировой войны, на который, однако, наложила сильный отпечаток специфика гражданской войны[145].
Красная армия была создана Декретом о создании РККА от 15 (28) января 1918 года принятого Советом народных комиссаров РСФСР. После свершения Февральской революции, вопрос о символе обновления не стоял. На каждом «товарище» были красные банты, а вооружённой опорой Советской власти в первые месяцы после большевистского переворота была Красная гвардия, поэтому назвать армию Красной казалось уместным и логичным.
Гражданская война и иностранная военная интервенция заставили советское руководство отказаться от военно-утопических идей начала революции и приступить к комплектованию армии на основе всеобщей воинской повинности. С апреля 1918 г. в Красной армии командиры стали назначаться, были введены форменная одежда, знаки различия и иная воинская атрибутика. Во главе вооруженных сил был поставлен Революционный Военный Совет республики, а на местах реввоенсоветы фронтов и армий, введена должность главкома[146].
Военные суды Белой армии – возрождение актуальных позиций построения Вооруженных Сил, ее уставов и традиций казалось совершенно нормальным и оправданным. Неудачный эксперимент Временного правительства, не учитывающий мнение военных экспертов и разрушивший вооруженные силы «демократизацией», которая ввергла армию в вакханалию митингов, собраний солдатских комитетов и «совдепов», не должен был повториться. Необходимо было сформировать такие суды, которые, будучи организационно связаны с воинскими формированиями и обладая надлежащей мобильностью, могли бы оперативно, со знанием дела рассматривать дела о преступлениях военнослужащих.
За основу были взяты военные суды Первой мировой войны. За нормативную базу при организации военных судов были взяты проверенные временем и практикой книги Свода военных постановлений и другие документы со всеми дополнениями, разъяснениями, объявленные в приказах по Военному ведомству до 1 марта 1917 года, но с оправданными коррективами[147].
Революционные военные трибуналы Красной армии – первоначально образование советских военно-судебных органов происходило на местах, в значительной мере стихийно, под влиянием текущей военно-политической обстановки. В этих условиях сама жизнь поставила вопрос о создании новых органов военной юстиции[148]. Первые военно-судебные органы Советской России именовались в разных местах по-разному: военно-полевыми сессиями, чрезвычайными тройками, военно-революционными трибуналами. Неодинаковыми были их состав и порядок деятельности[149]. Для объединения и руководства всей деятельностью революционных военных трибуналов приказом № 94 Реввоенсовета республики от 14 октября 1918 г. был учрежден Революционный военный трибунал республики, который 8 декабря 1918 г. провел первое распорядительное заседание[150]. А окончательное оформление военно-судебная система РСФСР приобрела с проведения судебной реформы 1922 г[151] и принятием Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 г[152].
Итак, были созданы две противоборствующие армии, которые сформировали у себя органы военного правосудия. Почему же Белые, которые, на начальном этапе, превосходили Красных практически во всём, проиграли? К 100-летниму юбилею тех трагических событий об этом было высказано уже немало суждений, некоторые причины попробуем обозначить и мы: 1) Белые не имели единого лидера (назначение А.В. Колчака Верховным правителем России было формальным и произошло с большим опозданием), а вождь Красных В.И. Ленин работал с неутомимой энергией, и всем казалось, знал, что и как нужно делать; 2) Белые не синхронизировано сосредоточивались на окраинах страны, а Красные концентрировались в центре, в экономически развитых районах; 3) Белые не сформировали внятную доктрину дальнейшего обустройства России (позднее это назвали «непредрешенчеством»), а политическая формула Красных – «мир солдатам, заводы рабочим, землю крестьянам», поданная в форме ярких плакатов, красочных транспарантов и смешных карикатур была проста и понятна для малограмотной России, что позволило выиграть идеологическую войну.
К ошибкам Белых можно отнести бездарные кадровые назначения, проваленное тыловое обеспечение и т. д. Список можно продолжить, но в рамках данного исследования, нас интересует боеготовность и боеспособность обеих армий которые, кроме указанных выше обстоятельств, достигаются посредством поддержания дисциплины и обеспечения правопорядка в войсках.
А в этом контексте определяющим фактором, безусловно, выступают военно-судебные органы, которые были сформированы в обеих армиях, но функционировали с разной степенью эффективности:
1) Красные уже к концу 1918 г. выстроили целостный аппарат военного правосудия, полностью отвечающий условиям армейской организации и боевой деятельности войск, а Белые, путаясь в названиях, так и не сумели в полном объеме возродить военно-судебную систему;
2) Красные создали законодательство, которое и по современным меркам отличается стройностью, иерархичностью, простотой применения и полностью соответствовало чрезвычайному периоду, а Белые не смогли преодолеть «бюрократическую пестроту» в военно-уголовном праве, что вело к хаосу, произволу и коррупции даже в самих военно-судебных органах;
3) Красные постоянно совершенствовали разъяснительную работу, регулярно публиковали в прессе отчеты и приговоры военных трибуналов, выпускали листовки и стенгазеты о проведенных судебных процессах. Делали все, чтобы приговор стал предметом обсуждения в широких кругах военнослужащих, а Белые не придавали значения подобной работе и не создали вокруг военно-судебных органов ореол истинного стража правосудия.
Вышеизложенное приводило к тому, что солдаты, дезертировавшие из Красной Армии и оказавшиеся в Белой армии, поражались полным отсутствием там воинской дисциплины и правопорядка.
Таким образом, деятельность Революционных военных трибуналов по поддержанию дисциплины и обеспечению правопорядка в войсках являлась одним из мощных факторов окончательной победы Красной армии над Белой армией в Гражданской войне в России.